Самарский научный вестник

Журнал «Самарский научный вестник» – открытая научная площадка для всех заинтересованных лиц и организаций, где предоставляется возможность авторам публиковать результаты своих педагогических исследований, исследований в области биологических наук и исторических наук. На страницах журнала осуществляется обмен мнениями по различным проблемам биологии, истории и педагогики между исследователями из разных регионов Российской Федерации и иностранных государств.

Решением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) от 29.12.2015 г., Самарский научный вестник включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук (все актуальные документы, касающиеся рецензируемых журналов, можно посмотреть на сайте ВАК по ссылке).

Всем публикуемым статьям присваивается международный идентификатор научных публикаций DOI (через систему CrossRef).

Журнал входит в систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ – eLibrary.ru).

Журнал имеет профессиональную, высококвалифицированную редакционную коллегию, состоящую из ведущих учёных (докторов наук, профессоров, академиков и членов-корреспондентов РАН) – представителей отечественных и зарубежных высших учебных заведений и научных организаций.

Самарский научный вестник выходит четыре раза в год.

 

● Требования к публикации в журнале (СКАЧАТЬ)

● Образец оформления статьи (СКАЧАТЬ)

● Сопроводительное письмо к статье (СКАЧАТЬ) (данный документ нужно присылать только после того как статья будет принята к опубликованию; заранее готовить данный документ не нужно)


Научные направления журнала «Самарский научный вестник»:
1.5 Биологические науки
1.5.12 Зоология
1.5.14 Энтомология
1.5.15 Экология (биол. науки)
5.6 Исторические науки
5.6.1 Отечественная история
5.6.2 Всеобщая история
5.6.3 Археология
5.6.4 Этнология, антропология и этнография
5.6.5 Историография, источниковедение, методы исторического исследования
5.8 Педагогика
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания
5.8.7 Методология и технология профессионального образования

Текущий выпуск

Том 14, № 3 (2025)

Статьи

Учитель учителей: к юбилею профессора Нины Петровны Храмковой
Выборнов А.А., Мочалов О.Д., Репинецкий А.И.
Аннотация

Статья посвящена юбилею кандидата исторических наук, профессора кафедры отечественной истории и археологии Самарского государственного социально-педагогического университета Нины Петровны Храмковой. Её деятельность оказала большое влияние на развитие самарской гуманитарной педагогической школы. Помимо преподавательской деятельности, Н.П. Храмкова активно занимается научной работой; без её исследований о роли культуры в годы Великой Отечественной войны трудно представить региональную историографию. История страны в годы войны занимает особое место в деятельности Н.П. Храмковой: статьи о работе высшей школы в военных условиях, хроники военных лет, проведение спецсеминара для студентов и руководство написанием диссертаций аспирантами по данной тематике. Помимо этого, Н.П. Храмкова вместе со студентами восстановила имена преподавателей и студентов вуза, погибших на фронтах войны и позднее увековеченных на мемориале, её стараниями создан музей истории университета, научным куратором которого она является и поныне. Поиск в архивах помог найти семерых Героев Советского Союза – студентов исторического факультета; их имена увековечены на мемориальных досках, расположенных на здании факультета.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):10-14
pages 10-14 views

Биологические науки

Изучение фотосинтетической активности листьев Tilia cordata Mill. в условиях антропогенной нагрузки
Антропова Л.П., Чуфицкий С.В.
Аннотация

В статье рассматривается влияние условий урбанизированной среды на фотосинтетическую активность липы мелколистной (Tilia cordata Mill.). Исследование проводилось на территории города Донецка, характеризующегося значительной техногенной нагрузкой. Целью работы была оценка функционального состояния фотосинтетического аппарата растений методом сканирующей импульсной флуориметрии. В ходе работы были отобраны листовые пластинки с деревьев, произрастающих в зонах с разной интенсивностью автотранспортной нагрузки, а также в контрольной группе на территории ботанического сада. Результаты исследования показали, что наибольшие изменения фотосинтетической активности наблюдались у растений в зонах с высокой транспортной загруженностью. Они проявлялись в достоверном снижении эффективного квантового выхода фотосистемы II и скорости электронного транспорта, а также в увеличении параметров нефотохимического тушения, что свидетельствует об адаптации фотосинтетического аппарата к стрессовым условиям. Растения в зонах с умеренной нагрузкой не показали значительных отклонений от контроля. Полученные данные демонстрируют эффективность метода импульсной флуориметрии для ранней диагностики стресса у древесных растений в условиях городской среды. Результаты работы могут быть использованы для разработки системы биоиндикации и мониторинга состояния городских зелёных насаждений в промышленных регионах.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):15-23
pages 15-23 views
Экологический мониторинг содержания кадмия в зоне влияния площадок временного хранения нефтешламов
Байтелова А.И., Солопова В.А., Побилат А.Е.
Аннотация

Присутствие кадмия в почве и сельскохозяйственных растениях, даже в малых концентрациях, может приводить к кумулятивному эффекту, оказывая долгосрочное негативное воздействие на экосистемы и живые организмы. Одним из источников загрязнения почв кадмием в Оренбургской области являются площадки временного хранения нефтешламов. Было проведено исследование содержания кадмия в почвах в районах сельскохозяйственного назначения Оренбургской области в 100 метрах от источников загрязнения нефтешламами и на расстоянии 2 км, а также динамика его транспорта в пищевую цепь человека через зерно пшеницы. Экологический мониторинг содержания кадмия показал, что изменение кратности превышения его подвижной формы за 2023–2025 гг. в исследуемых почвах составляет от 1 до 2, в зерне пшеницы – от 1 до 3. В почвах, находящихся в 100 метрах от границ площадок временного хранения нефтешламов и в 2 км от них, наблюдается превышение ПДК в различных вариациях в зависимости от удаленности источника загрязнения. В зерне пшеницы наблюдается превышение ПДК в образцах, растущих в 100 метрах от источников. Исследованные территории относятся к зонам критической экологической ситуации и требуют строгих мер соблюдения экологического законодательства.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):24-29
pages 24-29 views
Динамика напочвенного покрова в ходе сукцессионного восстановления ельника кисличного на залежи в заказнике Лисинский (Ленинградская область)
Варганова И.В., Баккал И.Ю., Горшков В.В.
Аннотация

В работе рассмотрена динамика параметров напочвенного покрова в сообществах осины с возрастом древесного яруса 10, 20, 55 и 65 лет на залежи в заказнике Лисинский (Тосненский район Ленинградской области). Изученные растительные сообщества расположены в пределах одного лесного массива и рассматривались как пространственно-временной ряд восстановления ельника кисличного на залежи. Описание напочвенного покрова выполняли на учетных площадках площадью 0,1 м², где оценивали общее проективное покрытие травяно-кустарничкового яруса, мохово-лишайникового яруса, проективное покрытие по видам сосудистых растений, суммарное количество видов сосудистых растений, проективное покрытие ветоши, максимальную высоту травяно-кустарничкового яруса. Для травяно-кустарничкового яруса на основании видового состава и покрытий видов сосудистых растений рассчитаны показатели энтропии (индекс Пиелу) и доминирования (индекс Симпсона). Показано, что с увеличением возраста древесного яруса из осины в сообществах на учетных площадках снижаются видовое разнообразие, проективное покрытие, высота травяно-кустарничкового яруса и покрытие ветоши. На протяжении всего анализируемого периода восстановления напочвенный покров характеризуется высокой хаотичностью и отсутствием выраженных доминантов. Доказано, что травяно-кустарничковый ярус осинников сохраняет сходство с луговым сообществом по видовому составу и участию видов травяно-кустарничкового яруса в течение 20 лет после заселения залежи осиной.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):30-35
pages 30-35 views
Жужелицы (Coleoptera: Carabidae) как биоиндикаторы антропогенной нагрузки в урбоэкосистеме города Череповца
Глушенков И.С.
Аннотация

В статье представлены результаты исследования жужелиц (Coleoptera: Carabidae) в городе Череповце в Верхневолжском регионе. Изучение проведено в 2023–2024 гг. на территориях с разным уровнем антропогенной нагрузки: в селитебной зоне (Макаринской роще) и промышленной зоне (на промплощадке и в санитарно-защитной зоне ПАО «Северсталь»). Сбор материала осуществлялся с помощью почвенных ловушек Барбера и жёлтых тарелок Мерике. Целью работы была оценка видового состава, обилия и структуры доминирования жужелиц как основы для их использования в биоиндикации состояния городской среды. На территории города зарегистрировано 15 видов жужелиц из 7 родов. Установлено, что наибольшее видовое богатство (12 видов) характерно для селитебной зоны, тогда как в промышленной зоне обнаружено лишь 6 видов. Обилие жужелиц в селитебной зоне (2,38 экз./10 ловушко-суток) в два раза превышало таковое в промышленной зоне (1,19 экз./10 ловушко-суток). Доминирующими видами в селитебной зоне были Pterostichus niger (Schaller, 1783) и Pterostichus nigrita (Paykull, 1790), а в промышленной зоне – Pterostichus niger. Индекс разнообразия Шеннона подтвердил более благоприятные условия существования для жужелиц в селитебной зоне (H′ = 1,568) по сравнению с промышленной (H′ = 1,098) и санитарно-защитной зоной (H′ = 0,811). Анализ кормовой базы показал, что в селитебной зоне плотность жужелиц приближается к доступности их предпочитаемых кормовых объектов, что указывает на напряженность трофических отношений. Проведен сравнительный анализ с фауной жужелиц других промышленных городов России (Грозный, Казань, Кемерово), который выявил значительно более бедный видовой состав и упрощенную структуру сообществ в Череповце. Полученные результаты свидетельствуют о высокой чувствительности жужелиц к техногенному воздействию и подтверждают их перспективность в качестве биоиндикаторов для мониторинга состояния окружающей среды в урбоэкосистемах.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):36-39
pages 36-39 views
Тульский ботанико-географический район (некоторые заметки к характеристике района)
Горичев Ю.П.
Аннотация

Тульский ботанико-географический район выделен С.М. Разумовским в авторской схеме ботанико-географического районирования. Район территориально отражает ареал сукцессионной системы широколиственных лесов с ключевыми лесообразующими видами ясенем обыкновенным Fraxinus excelsior L., липой сердцелистной Tilia cordata Mill. и дубом черешчатым Quercus robur L. Тульский район охватывает значительную часть Восточно-Европейской равнины, занимая центральное положение в территориальной структуре Восточно-Европейских лесов. С.М. Разумовским очерчены границы района, приведён список руководящих видов, указаны эксцизионный и пирогенный ряды сукцессий. Цель данного исследования – дополнить характеристику Тульского ботанико-географического района, оставаясь в рамках концепции ботанико-географического района С.М. Разумовского; в частности, более подробно описать границы района, рассмотреть особенности территориальной структуры и закономерности территориальной дифференциации растительного покрова. Согласно концепции растительной зоны С.М. Разумовского, зональной растительностью на территории района следует рассматривать лесную растительность, представленную широколиственными лесами. В пределах района отчетливо выражены две структурные части – «ядро» и «периферия». В «ядре», охватывающем северо-западную часть района с климатом, благоприятным для развития зональной лесной растительности, представлен максимум разнообразия широколиственных лесов. На «периферии», охватывающей пространство лесостепных и степных ландшафтов, зональная лесная растительность испытывает дефицит влаги, вследствие чего занимает локальные участки с дополнительным увлажнением.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):40-45
pages 40-45 views
Влияние больших доз ультрафиолетового излучения на структуру половых желез половозрелых самцов белых крыс
Дуденкова Н.А., Шубина О.С., Узерцова Е.Ю.
Аннотация

Ультрафиолетовое (УФ) излучение является важным компонентом солнечного света и широко используется в различных областях медицины, косметологии и промышленности. Наибольшее внимание уделяется биологическим эффектам УФ-излучения благодаря его повсеместному присутствию в окружающей среде, особенно солнечному свету, а также использованию в медицине, косметике и промышленности. Известно, что умеренные дозы УФ-облучения обладают полезными свойствами, такими как стимуляция синтеза витамина D в коже, улучшение настроения и повышение иммунитета. Тем не менее высокие дозы УФ-излучения способны вызывать повреждение тканей, стимулируя образование свободных радикалов, вызывая фотоповреждения кожи, глаз и внутренних органов. Особенный интерес вызывает потенциальное влияние интенсивного УФ-излучения на репродуктивную систему млекопитающих. Хотя ранее проводились отдельные исследования о последствиях чрезмерного воздействия УФ-излучения на различные органы и ткани, остается недостаточно изученным влияние больших доз УФ на репродуктивную систему, что в дальнейшем может повлиять на способность к воспроизведению потомства. В ранее проведенных нами исследованиях было обнаружено, что высокие дозы ультрафиолетового излучения отрицательно влияют на репродуктивную функцию мужских половых желез, в частности на процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов). Однако характер структурных изменений, происходящих непосредственно в самих мужских гонадах, оставался до конца неизученным. Проведенное экспериментальное исследование показало, что влияние больших доз ультрафиолетового излучения негативно влияет на морфологическую структуру мужских половых желез. Особое внимание можно обратить на то, что на гистопрепаратах замечены извитые семенные канальцы, в просветах которых отсутствовали сперматозоиды. Там, где же они визуально просматривались, то располагались более рассредоточено и в меньшем количестве.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):46-50
pages 46-50 views
Оценка влияния на флору строительно-монтажных работ при прокладке межпоселкового газопровода на Самарской Луке
Козловская О.В., Ильина В.Н., Мастерова А.В., Рогова Н.А.
Аннотация

Создание инфраструктурных объектов в интенсивно освоенных районах, а также на охраняемых территориях делает все более актуальным вопрос возможных изменений природной среды. В статье представлены результаты геоботанической экспертизы, проведённой на этапе проектирования (2023 г.) и в ходе строительно-монтажных работ (2024 г.) при прокладке межпоселкового газопровода в Волжском районе Самарской области (Самарская Лука) от с. Рождествено до с. Гаврилова Поляна. Основное внимание уделено ретроспективному сравнению состояния растительного покрова до и после начала строительно-монтажных работ при прокладке межпоселкового газопровода в Волжском районе. Для количественной оценки изменений флористического состава впервые в практике инженерно-экологических изысканий применён коэффициент Жаккара. Установлено, что строительно-монтажные работы привели к локальному снижению видового разнообразия, снижению встречаемости редких и уязвимых видов растений, фрагментации и упрощению структуры фитоценозов и замещению ценных степных и луговых видов синантропными и рудеральными растениями (например, Chenopodium albumConyza canadensis). В то же время на отдельных участках газопровод проложен с использованием бережных технологий без нарушения почвенно-растительного покрова. Полученные данные подтверждают необходимость обязательного экологического мониторинга и последующей рекультивации нарушенных территорий в целях сохранения биоразнообразия национального парка «Самарская Лука».

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):51-56
pages 51-56 views
Лесные экосистемы Донбасса в условиях боевых действий 2014–2025 годов
Корниенко В.О., Кишкань Р.В., Шкиренко А.О., Яицкий А.С.
Аннотация

В работе рассмотрены вопросы массового уничтожения лесных экосистем Донбасса в период 2014–2025 гг. Сравнительный анализ данных выявил резкий контраст: до 2014 г. пожарная обстановка была в 6 раз стабильнее, а площадь возгораний в 1,64 раза меньше, чем в последующие годы. Наибольшие потери лесных площадей зафиксированы в районах, непосредственно затронутых боевыми действиями или находящихся в зоне их косвенного влияния. Полевые исследования и камеральная обработка данных однозначно свидетельствуют о критическом состоянии лесных экосистем Донбасса, подвергшихся разрушительному воздействию боевых действий (оценка IV–V баллов, что соответствует опасным нарушениям в диапазоне от 0,077 до 0,095). В ходе изучения морфологических параметров растений (Quercus robur L., Tilia cordata Mill., Acer platanoides L. и Fraxinus excelsior L.) были зафиксированы характерные признаки, указывающие на наличие повреждений, вызванные антропогенными факторами. На листьях обнаружены следы химических ожогов, проявляющихся в виде изменений текстуры и окраски, что является прямым свидетельством интенсивного воздействия химических веществ, образующихся при разрывах снарядов. Выявленные очаги наиболее существенных изменений в лесных массивах представляют собой важные свидетельства для разработки стратегий управления лесными ресурсами и восстановления пострадавших экосистем.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):57-68
pages 57-68 views
Биоморфологическая характеристика генеративного побега и содержание флавоноидов в соцветиях дикорастущих растений Filipendula ulmaria (L.) Maxim. в различных популяциях среднетаежной подзоны Республики Коми
Портнягина Н.В., Пунегов В.В., Скроцкая О.В., Эчишвили Э.Э.
Аннотация

В Республике Коми лабазник вязолистный Filipendula ulmaria (L.) Maxim. (Rosaceae) произрастает в лесной зоне повсеместно, на севере реже. Сравнительные исследования растений лабазника вязолистного проводили в двух природных популяциях Сыктывдинского района Республики Коми в 2020, 2022 и 2023 годах. Первая ценопопуляция – злаково-разнотравный луг в урочище Соколовка, вторая – злаково-разнотравный луг на левом берегу реки Сысолы. Заготовку цветков лабазника для биохимических исследований проводили ежегодно в первой половине июля, в период массовой бутонизации – начала цветения растений. Одновременно отбирали по 10 генеративных среднеразвитых побегов для описания морфологических признаков дикорастущих растений. В 2022 году в исследуемых природных популяциях в трех повторностях было подсчитано число генеративных побегов и определена урожайность цветков с 1 м². Выявлено, что на злаково-разнотравных лугах исследуемых популяций произрастает только одна форма лабазника вязолистного – Filipendula ulmaria vardenudata – с листьями с обеих сторон зелеными, снизу голыми. Морфологические признаки генеративного побега в обеих изучаемых популяциях характеризовались близкими показателями. Верхушечное соцветие на главном побеге длиной 8–23 см, может ветвиться до третьего–четвертого порядков и формировать от 264 до 1400 цветков. Отмечено, что на 1 м² густых зарослей лабазника вязолистного число генеративных побегов может варьировать от 34 до 45. Урожайность цветков лабазника вязолистного с 1 м² составляла 132–190 г сырой и 38–54 г воздушно-сухой фитомассы. Установлено, что содержание суммы флавоноидов в воздушно-сухих цветках лабазника вязолистного, независимо от погодных условий вегетационного сезона, было высоким (4,3–7,8%) и находилось в интервале показателей данной группы биологически активных веществ (2,9–12,0%) в растениях природных популяций лабазника вязолистного в других регионах России. Поиск и отбор наиболее продуктивных популяций лабазника вязолистного в среднетаежной подзоне Республики Коми – надежный способ получения высококачественного лекарственного сырья для создания новых фармацевтических препаратов.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):69-74
pages 69-74 views

Исторические науки

О соотношении неолита и энеолита степного Заволжья (по результатам раскопок стоянки Алгай в 2024 году)
Бородулин К.И., Выборнов А.А., Гилязов Ф.Ф., Дога Н.С., Василенко А.А., Сурина Е.О., Кулькова М.А., Юдин А.И.
Аннотация

Актуальность исследования связана с возможностью выявления соотношения неолитических и энеолитических комплексов в данном регионе. Новизна определяется как стратиграфическими данными, так и оригинальными каменными артефактами. Научная значимость объясняется тем, что итоги изысканий выходят за пределы интересуемой территории. Планиграфические наблюдения фиксируют на разных участках памятника в верхнем слое разновременные и разнокультурные находки. В раскопе 2024 года здесь обнаружены керамика и наконечник эпохи бронзы. Ниже прослежен культурный слой с посудой и каменным инвентарем энеолита. Оригинальным является большое количество кварцитовых бифасиальных орудий, включая наконечник хвалынского типа. После стерильной прослойки залегал слой орловской культуры эпохи неолита. Керамика изготовлена из илистой глины с органическим раствором и дробленой раковиной. Сосуды прямостенные и плоскодонные с орнаментом из отступающих наколов. Среди орудий доминируют концевые скребки. Перфораторы симметричны, трапеция со струганной спинкой единична. Видовой состав животных представлен туром, тарпаном, куланом и сайгой. По радиоуглеродным датам верхний уровень орловского комплекса определяется 6200 ВР, а энеолитического 5600 ВР.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):75-85
pages 75-85 views
Эпирские латифундии I века до нашей эры
Казаров С.С., Снежко И.В.
Аннотация

В результате римских завоеваний III вв. до н.э. в орбиту влияния Вечного Города включилось все Средиземноморье, и особую привлекательность для дальнейшей экономической экспансии Рима представлял плодородный и богатый Эпир, расположенный в непосредственной близости к Италии. Письменные и археологические источники фиксируют активное присутствие римлян в регионе в I в. до н.э., организацию ими своих поместий и ведение обширного хозяйства латифундиального типа. Особенно это касается фигуры Тита Помпония Аттика, сведения о деятельности которого в Эпире сохранились наиболее полно. Римские латифундии Эпира представляли собой многопрофильные рабовладельческие поместья преимущественно интенсивного характера, с ведущей ролью скотоводства и высокой рентабельностью в связи с спросом на эпирскую шерсть в Италии и армейскими поставками в период военных кампаний. Археологические материалы свидетельствуют об интенсивном распространении латифундий на территории Эпира, известного своим развитым скотоводческим хозяйством. Организация подобных хозяйств не требовала от владельцев серьезных вложений, в отличие от поместий типа вилл, и позволяла извлекать ощутимые прибыли.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):86-90
pages 86-90 views
Значимость сакрального фактора в римской армии эпохи Ранней империи
Трифонова О.Ю.
Аннотация

В данной статье рассматривается проблематика значимости сакрального фактора для римских солдат эпохи Ранней империи и роли религиозных воззрений в рядах армии, оказываемые на процессы, происходившие внутри римской военной системы, в том числе в ходе политического кризиса III в. н.э. В работе выявляются и анализируются главные факторы, определяющие мировоззрение воинов с учетом важности ведущего военного фактора в процессах расширения и эволюции общего римского пантеона, также принимая во внимание сложность и неоднородность идеологических отношений в Ранней римской империи. Затрагивается морально-этический аспект прохождения военной службы воинами-христианами. Проведенная систематизация причин, определявших формирование религиозного мировоззрения римских воинов, указывает, что главенствующими аспектами являлись конкретные исторические факторы, определявшие непосредственные нужды и быт солдат, религиозные предпочтения правящей династии, национальность воинов, а также религиозная среда в провинциях, где дислоцировались солдаты. Также исследование позволяет сделать выводы о том, что формирование непосредственно армейского пантеона со специфическим набором культов происходило в эпоху принципата, в процессе профессионализации армии и ее отделения от, собственно, гражданского коллектива.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):91-96
pages 91-96 views
Детские и подростковые палеоантропологические материалы из средневекового могильника Агарак (палеопатологический аспект)
Худавердян А.Ю.
Аннотация

В статье представлены результаты исследования костных останков неполовозрелых индивидов из средневекового могильника Агарак (Арагацотнская область, Армения). Материал включает останки шестнадцати детей и подростков, обнаруженных при археологических раскопках и хранящихся в кабинете физической антропологии Института археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армения. Цель исследования – оценка условий жизни и биосоциального состояния невзрослого населения раннесредневекового Агарака. Определены половозрастные характеристики индивидов и выявлены патологические изменения костей черепа и посткраниального скелета, отражающие условия существования, особенности питания и влияние инфекционных заболеваний. Отмечены проявления cribra orbitalia, периоститов, линий Гарриса и других стресс-маркеров, указывающих на высокий уровень физиологического и инфекционного стресса. Повышенные частоты маркеров физиологического стресса (в частности, cribra orbitalia) и других патологических индикаторов интерпретируются не как проявление дизадаптации, а как свидетельство адаптационных механизмов детской части агаракского населения к неблагоприятным факторам окружающей среды. Особый интерес представляет случай непреднамеренной теменной деформации черепа у одного из индивидов, вероятно связанной с ношением груза на спине. Полученные данные расширяют представления о демографических и биосоциальных особенностях населения средневековой Армении.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):97-110
pages 97-110 views
Генерал Джордж Монк и оформление английского оккупационного режима в Шотландии в 1654–1658 годах
Егоров А.А., Таюрский М.Д.
Аннотация

В статье рассматривается интеграция Шотландии в состав Английской республики в 1650-х гг. Проводится анализ причин, в результате которых правовое оформление страны в составе Интепендентской республики заняло более двух лет. Ведущую роль в этом процессе играли губернаторы, деятельность которых была направлена на умиротворение беспокойного региона. Особое внимание уделяется генералу Джорджу Монку, назначенному губернатором в апреле 1654 г. Политика упомянутого губернатора сочетала в себе элементы принуждения и сотрудничества в отношении шотландского населения. Принуждение заключалось в использовании репрессивных мер против роялистски настроенных шотландцев. Аресты и имущественные конфискации грозили тем, кто поддерживал восстание Гленкерна. Кроме того, созданная широко распространённая разведывательная сеть сигнализировала о настроениях шотландского народа по отношению к английскому оккупационному режиму. Сотрудничество заключалось в поощрении шотландцев, которые были готовы подтверждать свою лояльность Протекторату Кромвеля. Заслужившие доверия, представители шотландской знати, некогда выступавшие против армии английской республики, могли рассчитывать на сокращение своих долговых обязательств перед английским правительством. Авторы приходят к выводу о том, что именно такая политика генерала Джорджа Монка позволила закрепить господство англичан над Шотландией в 1650-х гг.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):111-115
pages 111-115 views
Дорога из Иерусалима до Яффы и последующая переправа на корабль до Одессы по воспоминаниям паломниц последней трети XIX века
Корженевский К.Б.
Аннотация

Рассматриваются особенности возвращения паломников из Палестины на родину в Россию, в контексте первых двух этапов: из Иерусалима сухопутным путем до приморского порта Яффа и переправа с берега Яффы на корабль, следующий курсом до Одессы. За основу исследования взяты путевые заметки и воспоминания четырех путешественниц, осуществивших поездки в Святую Землю в последней трети XIX в. Представлен женский взгляд на вопросы переезда из Иерусалима до Средиземного побережья и дальнейшая переправа на лодке на пароход, стоящий на рейде вблизи порта. Показаны все сложности и переживания, с которыми пришлось столкнуться паломницам на первых двух этапах возвращения на родину. Отмечается, что до августа 1892 г. богомольцам приходилось совершать конный переход (в экипаже или верхом) из Иерусалима в Яффу, а уже позднее, когда был запущен поезд, паломники не испытывали никаких трудностей в переезде из одного города в другой. Делается вывод, что достаточно сложно путешественникам давалась переправа с берега на корабль, что подтверждается описанием второго этапа путешествия у всех четырех паломниц. Связано это было, прежде всего, с постоянным волнением на море, не позволявшим баркасам, беспрепятственно переправлять богомольцев на пароходы.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):116-120
pages 116-120 views
Супруги-микробиологи З.В. Ермольева и Л.А. Зильбер: наука, семья и дружба
Горшенин А.В.
Аннотация

В современной российской историографии проблема научной семьи приобретает с каждым годом все большую популярность. Историки, вслед за социологами, культурологами и психологами, обращаются к различным аспектам семейно-родственных отношений среди отечественных ученых дореволюционного и советского периодов. В данной статье исследуются взаимоотношения между известными советскими учеными в области микробиологии – Зинаидой Виссарионовной Ермольевой (1898/1897–1974) и Львом Александровичем Зильбером (1894–1966): их брак, продлившийся несколько лет, дружба на всю оставшуюся жизнь, а также профессиональные и научные пересечения. Рассматривается начальный этап научной биографии обоих ученых, выявляются общее и различное в их вступлении на путь исследовательской работы, а также общий круг их научных знакомств. Отдельное внимание уделено роли З.В. Ермольевой в борьбе за освобождение из заключения Л.А. Зильбера, попавшего туда в ходе репрессий. Данный аспект ранее не был изучен авторами, что позволяет отметить новизну этой статьи. Основной источниковой базой послужили неопубликованные документы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива литературы и искусства, а также опубликованные источники, представленные воспоминаниями об этих ученых.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):121-126
pages 121-126 views
Социальные настроения жителей промышленного города на первом этапе хрущёвской оттепели (на примере г. Горького)
Абракова Т.А., Варакин С.А., Гребенюк А.В.
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности восприятия советскими гражданами социально-экономических и политических процессов, происходивших в средине XX века. Особое внимание уделяется изучению их реакции на ключевые события этого периода. Цель данного исследования – изучение настроений 1954–1958 годов, начального этапа «оттепели», когда наиболее ярко обозначились общественные ожидания от реформ, проводившихся под руководством Н.С. Хрущёва. Задачи: анализ восприятия событий внешней и внутренней политики периода усиления во власти позиций Н.С. Хрущёва жителями г. Горького и области – крупнейшего советского промышленного и научного центра СССР; рассмотрение их отношения к политическим и социально-экономическим изменениям тех лет. Источниковая база – документы фондов Государственного общественно-политического архива Нижегородской области (ГКУ ГОПАНО). В результате исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, политические решения центральной власти в Горьковском регионе местная партийная и государственная элита стремилась реализовывать точно и в определенный срок. Жители акцентировали внимание местной власти на некоторых последствиях реализации государственной политики, что было связано с региональными особенностями жизни населения. Во-вторых, в общественных настроениях региона на первый план выходит сочетание приверженности партийной идеологии, сохранение веры в народный характер власти с критическим отношением к конкретным шагам во внутренней и внешней политике нового руководства страны, появлением очевидных сигналов недоверия к партийной и государственной элите.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):127-133
pages 127-133 views
Содержание идеологической работы с советской молодёжью в 1960–1980 гг. (на примере промышленных предприятий Куйбышевской области)
Самсонова И.С.
Аннотация

В статье рассматриваются различные формы работы советских партийных и общественных организаций по идейно-политическому воспитанию рабочих, развитию их трудовой и общественно-политической активности, идеологическому обеспечению производственных задач на промышленных предприятиях в 1960–1970-е годы. Обращается внимание на значимость молодёжи в укреплении межнационального единства и ее роль в социально-исторических преобразованиях многонационального государства. На основе анализа архивных документов, охарактеризована организация на производстве политической и экономической учебы, партийной пропаганды и политической информации, мероприятий по повышению эффективности использования в идейно-политической работе средств массовых информаций. В статье сделан вывод о том, что формирование у трудящихся коммунистического мировоззрения, идейной убежденности, сознательного отношения к труду происходило главным образом в системе партийной учебы и экономического образования. Особо отмечено, что расширение политической и экономической учебы трудящихся, плодотворно сказывалось на делах производства, на его техническом совершенствовании, способствовало повышению сознательности рабочих. Однако, существующие недостатки в реализации идеологической работы не позволили кардинально улучшить состояние трудовой дисциплины на промышленных предприятиях в Куйбышевской области в 1960–1970-е годы.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):134-141
pages 134-141 views
Маркеры национальной идентичности в современном Башкортостане (на основе анализа отзывов о Международном фестивале «На Рахате»)
Салихова Э.А.
Аннотация

В статье исследуется проблема формирования конструктивной национальной идентичности в Башкортостане через обращение к многочисленным отзывам в региональных масс-медиа, а также откликам рядовых посетителей – жителей и гостей города – о прошедшем в столице республики летом 2025 года событии. Показано, что в отзывах посетителей международного фестиваля «На Рахате» актуализированы основные маркеры национальной идентичности, связанные с культурным кодом, здоровым образом жизни (далее – ЗОЖ) как основой витальности этноса, гордостью за Башкортостан как центра здоровья и туризма, патриотизмом. Баня в культуре тюркских народов занимает важное место. Вера в ее действенность среди населения возрастает в связи с интересом со стороны населения к здоровому образу жизни через традиционно сложившуюся культуру, в которой видная роль принадлежит бане, фитотерапии, духовным практикам. Анализ эмпирического материала иллюстрирует возникновение у большинства посетителей фестиваля схожего ощущения преемственности традиций банной культуры, совершенствования бани как этнически значимого элемента тюркского традиционного быта с учетом потребностей современного человека, возрождения идеи гармонического сочетания народной и научной медицины. Промежуточные результаты исследования могут стать основой для этносоциологического исследования по данной проблеме.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):142-149
pages 142-149 views

Педагогические науки

Развитие субъектных качеств студентов педагогического вуза на основе участия в работе студенческого научного общества
Азизова И.Ю., Лагутина Ю.В., Савинова Л.Ю.
Аннотация

Статья посвящена анализу путей становления субъектных качеств студентов педагогического вуза, одним из условий которого может быть привлечение молодежи к научным исследованиям в рамках работы студенческого научного общества. Делается попытка рассмотрения механизма самодетерминации деятельности студентов, направленной на становление субъектности личности в будущей профессиональной сфере, стимулятором активности которых выступает участие в студенческом научном обществе. Несмотря на установку отечественного образования на развитие субъектной позиции будущего педагога, на сегодняшний день в теоретико-экспериментальных материалах организации работы студенческого научного общества ощущается дефицит методических аспектов, направленных на стимулирование самодетерминации в научной, коммуникативной, профессиональной и др. деятельности студентов. Принципиально важным для проблемного поля исследования стал анализ результатов анкетирования, показавший установки современных российских студентов в отношении своего научного и профессионального будущего, их готовность к расширению спектра преобразовательной активности в деятельности, общении, самосознании. Полученные результаты теоретического и эмпирического исследования стали основой для рассмотрения путей совершенствования работы студенческого научного общества, обеспечивающего регулятивные механизмы развития культуры научного исследования студентов, а предложенные подходы в данной работе должны способствовать эффектам субъективации, проявляющимся как в науке, так и в других подсистемах культуры (профессиональной, социальной и др.).

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):150-158
pages 150-158 views
Становление концепции функциональной грамотности в отечественной педагогике: от ликвидации безграмотности к вызовам цифровой эпохи
Акопьян В.А.
Аннотация

В статье рассматривается проблема функциональной грамотности как ключевого компонента образовательной политики и педагогики XXI века. Акцент с ликвидации безграмотности смещается на способность применять знания в реальных жизненных ситуациях, что обусловлено изменениями социально-экономической среды и цифровизацией. Функциональная грамотность включает мультикомпонентные аспекты: читательскую, математическую, естественнонаучную, цифровую и критическую грамотности. Исторический обзор показывает развитие концепции от устранения безграмотности до комплексной компетенции, необходимой для профессионального успеха и пожизненного образования. Анализ ключевых функций грамотности (адаптивной, развивающей, пропедевтической, реабилитационной и профориентационной) раскрывает её роль в социальном и личностном развитии. Ответом на современные вызовы, к которым относятся необходимость интеграции различных методик, совмещения глобальных и локальных контекстов и нивелирования цифрового неравенства, становится разработанная системная модель формирования функциональной грамотности. Предложена системная модель формирования функциональной грамотности, ориентированная на динамичное изменение образовательных потребностей и цифровую трансформацию общества. Итогом становится необходимость постоянного мониторинга и обновления педагогических практик.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):159-164
pages 159-164 views
Возможности сетевого проектирования в формировании у студентов профессиональной компетентности
Алдошина М.И.
Аннотация

В статье обосновывается важность формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности средствами сетевого проектирования в современных условиях цифровой трансформации общества и государства, изменения характеристик современного юношества (критичности мышления, клиповости восприятия и геймификации отражения мира и т.п.). Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что сетевое проектирование связано со структурным позиционированием неограниченных по количеству связанных между собой участников с возможностью приращения новыми звеньями и комплексами в системе для организованного совместного ресурсного пользования, системы взаимовоздействия и связей профессионального сообщества педагогов, организованных синхронно или асинхронно. Эффективность проектной технологией в сетевом взаимодействии рассмотрена на примере краудсорсинга и подтверждена результатами экспресс-опроса отношения по шкалам: эмоциональной, коммуникативной и технологической будущих педагогов из двух университетов – Кубанского государственного университета и Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Технология краудсорсинга представлена в виде технологической карты практического занятия по рассмотрению педагогического кейса для будущих педагогов по учебной дисциплине «Теория и технологии воспитания» по четырем этапам: вводному, прогностическому, проектировочному и заключительному.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):165-169
pages 165-169 views
Изучение проблемы развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей биологии
Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Масютенко А.С.
Аннотация

Мотивация является внутренней или внешней силой, побуждающей человека к действию, направляющей его поведение и определяющей цели, к которым он стремится. Она играет важнейшую роль в жизни индивида и влияет на его действия, решения и достижения, в том числе в сфере профессионального обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Многофункциональность профессиональной деятельности педагогов-биологов, особые требования, которые предъявляет общество к личности учителя, изменение контекста современной образовательной ситуации определяют необходимость развития прочной системы профессиональных и личностных мотивов будущих специалистов. В статье представлены результаты исследования развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Биологическое образование»). С помощью применения методов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, анализа результатов творческой деятельности студентов (содержания педагогического эссе) получены данные, позволяющие выявить особенности профессиональной мотивации первокурсников и выпускников педагогического вуза, проблемы развития мотивационной сферы будущих учителей биологии. На основе проведенного эмпирического исследования обоснованы условия формирования профессиональных мотивов обучающихся в ходе освоения педагогической профессии, а также предложены способы ее поддержания и развития.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):170-177
pages 170-177 views
Иностранный язык как инструмент социальной и когнитивной активности людей пожилого возраста: педагогический аспект
Бударина А.О., Гомина А.В.
Аннотация

В статье рассматриваются возможности иностранного языка как средства поддержания социальной и когнитивной активности людей пожилого возраста. Обосновывается, что обучение иностранному языку в зрелом и пожилом возрасте выступает не только инструментом интеллектуального развития, но и механизмом социализации, преодоления изоляции и сохранения психологического благополучия. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи педагогики, андрагогики, лингводидактики и психологии обучения, а также когнитивно-коммуникативный подход к обучению иностранным языкам различных категорий обучающихся. Особое внимание уделено эвристическим технологиям, обеспечивающим эффективность обучения данной возрастной категории. Данные технологии способствуют реактивизации познавательных процессов, памяти, внимания и речемыслительной и коммуникативной деятельности, активности сенсорно-перцептивных процессов, снижению тревожности и повышению внутренней мотивации людей пожилого возраста. Отмечается, что данные технологии имеют, в том числе, социальное значение, поскольку создают благоприятную среду для преодоления возрастной изоляции, формирования новых социальных связей и укрепления чувства общности среди обучающихся. Проведенный анализ подтверждает необходимость внедрения гуманистически ориентированных коммуникативных методов в образовательные программы для лиц третьего возраста, что позволяет рассматривать обучение иностранному языку как важный инструмент активного долголетия и социальной вовлеченности. Таким образом, целенаправленное использование ресурсов для практического обучения иностранному языку открывает новые горизонты для повышения качества жизни людей пожилого возраста.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):178-182
pages 178-182 views
Культура нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
Врублевская Е.Г., Позднякова О.К.
Аннотация

В статье раскрывается роль феноменов культуры и нравственности в духовном обновлении современного российского общества и обосновывается, что подлинное духовное обновление общества возможно лишь через постоянное восприятие, переосмысление и развитие нравственных основ в культурной среде, когда нравственность становится неотъемлемым содержанием культурного процесса, а культура – пространством для выражения нравственных идеалов и реализации их в общественной практике. Обосновывается значение культуры нравственного развития личности для духовного обновления общества и актуализируется проблема культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы в условиях современного научного педагогического дискурса. Предлагается трактовка культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как сложного, многоаспектного процесса развития нравственного опыта личности, выражающегося в целенаправленном, систематическом и последовательном совершенствовании человека как субъекта общественной морали и индивидуальной нравственности. Аргументируется, что культура нравственного развития встраивается в содержание воспитательного процесса в вузе, определяя содержание нравственного воспитания. Обосновывается, что при отличительных особенностях культуры нравственного развития студента и преподавателя, такая культура предстает как целостное педагогическое явление. Раскрываются особенности культуры нравственного развития в контексте деятельности студента и деятельности преподавателя. Доказывается, то понятия «культура нравственного развития личности» и «нравственная культура личности» взаимосвязаны, но не идентичны. Обосновывается необходимость координации научных исследований, интеграции усилий научного сообщества в выработке общих методологических и практических решений проблемы культуры нравственного развития студента и преподавателя вуза посредством создания Научного совета по культуре нравственного развития студента и преподавателя высшей школы при Отделении образования и культуры Российской академии образования. Выявляются функции Научного совета: научно-методологическая, координационная, диагностико-оценочная, консультативно-экспертная и просветительско-организационная функции. Предлагаются направления деятельности Научного совета.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):183-189
pages 183-189 views
Организационно-методические условия личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде
Гараева Е.А.
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена происходящими объективными изменениями в профессионально-педагогической деятельности современного педагога высшей школы в аспектах, связанных с содержанием, инструментами и формами информационного взаимодействия субъектов образовательной среды. Необходимость соответствовать вызовам времени, осуществлять профессиональную деятельность в условиях образовательного процесса, основанного на активном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, актуализирует процессы совершенствования личностных и профессиональных качеств современного педагога высшей школы. В статье охарактеризованы организационно-методические условия, обеспечивающие эффективность личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде. Рассмотрена самообразовательная деятельность педагога в рамках повышения профессионализма в реализации информационно-коммуникационных технологий; представлен опыт реализации различных форм повышении квалификации и переподготовки педагогических работников в области внедрения новых технологий, инструментов и средств информатизации и коммуникации; актуализирована значимость научно-методических семинаров, отражающих вопросы совершенствования педагогической деятельности в информационно и технически насыщенной образовательной среде.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):190-194
pages 190-194 views
Квалиметрический мониторинг сформированности профессиональных компетенций по техносферной безопасности
Горина Л.Н., Панишев А.Л., Фрезе Т.Ю.
Аннотация

Педагогические исследования, как правило, направлены на качественные преобразования образовательных процессов. Это могут преобразования в содержании образования, методах и средствах его реализации, методическом материале, педагогических условиях. Подтверждение положительных трансформаций в образовательном процессе, происходит через квалиметрическую оценку результатов, которая позволяет поэтапно на основании методик оценки проводить контрольные процедуры и отслеживать достижение поставленных цели и задач. Условием подготовки специалиста является гармонизация и адаптация требований и запросов профессионального сообщества и образовательных программ по критериям содержания образования, формируемым hard skills и soft skills у специалистов. Для выполнения данного условия образовательные учреждения высшего образования должны разрабатывать матрицы профессиональных компетенций, позволяющие проектировать содержательную часть образования, методы и формы его реализации, направленные на формирование практических компетенций. А также оценочные процедуры для проведения формативного и суммативного мониторинга подготовки специалиста. Без доказательной азы образовательного процесса по формированию профессиональных компетенций невозможно ответить на вопрос качественного обучения по образовательным программам и гарантировать профессиональному сообществу кадровое обеспечение. Проведение оценочных процедур во время реализации образовательной программы должно опираться на методологические основы с целью соблюдения принципов фундаментальности, научности и технологичности. Соблюдение методологических принципов позволит перевести процесс оценки в разряд проектируемых на научном знании и опыте, использовать фундаментальные подходы (системный, процессный, квалиметрический, нормативный) при разработке системы мониторинга процесса обучения, применения доказательных методов и методик оценивания, перевести процесс мониторинга в управляемый и системный, а, результаты мониторинга, в разряд валидных, повторяемых в тех же условиях и по тем же методиках. Оценка сформированности компетенций специалиста должна проводиться по двум направлениям: оценка количественная (абсолютные оценки успеваемости, уровень компетенций) и качественная (профессиональные навыки, hard skills и soft skills). Для проведения мониторинга необходимо разработать алгоритм в формате регламентированной процедуры с определением оценочных средств, тактов оценки и документооборота контрольных действий).

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):195-203
pages 195-203 views
Свободное письмо как способ преодоления писательского блока в академическом контексте обучения английскому языку: возможности и ограничения
Дымова А.В., Карева В.Ю.
Аннотация

В данной статье представлены данные о проведенном экспериментальном исследовании влияния метода «свободное письмо» на преодоление таких трудностей, как писательский блок, на развитие письменных навыков у студентов второго курса лингвистической и нелингвистической специальности Уральского федерального университета. В исследовании приняли участие 46 студентов, из них 29 обучались по лингвистическому направлению, а 17 по нелингвистическому. Оценка эффективности метода осуществлялась посредством анализа количества слов в работах студентов, нетипичных элементов (например, смайлов, исправлений), результатов анкетирования, общих наблюдений участников эксперимента. У 51% студентов лингвистической специальности и 70% нелингвистической специальности, то есть более половины участников, наблюдалась положительная динамика по количеству слов. В результате анализа нетипичных элементов авторы делают вывод о возрастающей раскрепощенности, особенно заметной у студентов лингвистической специальности. Участники в выходном анкетировании оценили практику положительно. Они отметили снижение уровня тревожности и рост уверенности при письме. В то же время были выявлены некоторые трудности: отсутствие внутренней мотивации у части студентов, страх негативной оценки, отсутствие традиционной обратной связи, отвлечение на посторонние звуки и факторы, потеря новизны с каждым повторение практики, затруднения в следовании инструкции, отличающейся от привычной. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего исследования метода «свободное письмо» в образовательной среде.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):204-210
pages 204-210 views
Структурно-содержательная модель и организационно-педагогические условия, необходимые для формирования профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета на основе реверсивного обучения
Закиева Р.Р., Арсланова Р.А.
Аннотация

Исследование позволило определить и структурировать комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета посредством реверсивного обучения. Суть заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов осуществляется адаптация учебных материалов с учётом их культурных особенностей посредством практико-ориентированного подхода. Это обусловлено тем, что иностранные обучающиеся нередко сталкиваются с определёнными сложностями при восприятии теоретических аспектов технических дисциплин. Такой подход позволяет сделать образовательный процесс более эффективным и доступным для иностранных студентов, преодолевая барьеры в понимании технической теории через практическую деятельность. Организационно-педагогические условия подбирались, опираясь на классификацию, разработанную академиком Н.Д. Никандровым. В ходе анализа были определены две основные категории условий. Первая – структурно-управленческая, включающая формирование позитивной мотивации иностранных обучающихся к участию в реверсивном образовательном процессе и соответствующую подготовку преподавательского состава к внедрению данной методики в учебный процесс. Вторая – содержательно-технологические, предусматривающие внедрение электронных образовательных курсов, дополняющих рабочие программы дисциплин, и разработку системы оценочных материалов с учетом их дифференцированности по уровню сложности и исследовательской направленности. Достижение поставленных целей возможно исключительно при полном и своевременном соблюдении всех обозначенных условий.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):211-215
pages 211-215 views
Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода
Иванушкина Н.В.
Аннотация

Динамический характер изменений, происходящих в профессиональной подготовке студентов вуза, определяется актуальными требованиями современного информационного общества. Они связаны с формированием готовности студентов к профессиональной деятельности, к решению профессиональных задач, к выстраиванию взаимодействия, коммуникации с профессиональным сообществом, с формированием медиаграмотности и медиакомпетентности. В связи с этим, в условиях цифровой трансформации образования возникает необходимость поиска принципиально новых подходов к профессиональной подготовке студентов вуза. Целью статьи является обоснование и выявление организационно-методических условий формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности на основе медийно-ориентированного подхода. Задача статьи заключаются в уточнении содержания аспектов, с помощью которых можно описать идею особой организации профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода. Исследование основано на комплексном анализе научной литературы, а также метафорическом анализе при раскрытии рабочего определения понятия «медийно-образовательная коммуникация». В соответствии с идеей особой организации профессиональной подготовки студентов вуза в условиях цифровой трансформации образования представлен медийно-ориентированный подход, позволяющей оптимизировать этот процесс. Выявлено и обосновано содержание организационно-методической поддержки (организационный и методический аспекты) профессиональной подготовки студентов вуза, которое служит основанием для реализации медиатехнологии формирования готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Медийно-ориентированный подход служит основой для внедрения и реализации технологии, направленной на формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности. Этот подход способствует созданию новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, повышает качество профессиональной подготовки студентов вуза.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):216-220
pages 216-220 views
Этапы подготовки обучающихся к практическому переводу в сфере ветеринарной медицины
Казакова Л.Н.
Аннотация

В статье рассматриваются этапы подготовки обучающихся к практическому переводу в сфере ветеринарной медицины. Целью исследования является выделение двух последовательных этапов подготовки. Предлагается система опорных таблиц и практических заданий, позволяющих перейти от изучения теоретического материала на первом этапе к обучению практическому переводу. Особое внимание уделяется системному изучению профессиональной терминологии, развитию навыка применения переводческих трансформаций и замен. Применены метод системного анализа, общенаучного анализа и описания. Для отбора учебных материалов при планировании занятий предлагается интегративный подход, обеспечивающий развитие междисциплинарных связей. Заявленная цель, профессиональная направленность рассматриваемой терминологии, упражнений и текстовых фрагментов обуславливает актуальность данной темы, реализуемой через применение интегративного подхода. Наряду с развитием навыков профессиональной коммуникации обучающиеся углубляются в лингвистические аспекты, знакомятся с задачами лексикологии, терминологии и терминографии, рассматривают группы терминов, выполняют лексико-грамматический анализ оригинального текста и перевода, знакомятся с видами специальных словарей, готовятся к практике перевода. Возможность понимать и анализировать особенности перевода сложных терминов, аббревиатур, развиваться в устной и письменной профессиональной коммуникации усиливает мотивацию к саморазвитию.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):221-228
pages 221-228 views
Игровая деятельность на занятиях физической культурой как средство нравственного воспитания студентов вуза
Клычков С.А., Залевская Е.Н.
Аннотация

В статье обосновывается актуальность нравственного воспитания студентов вуза в контексте современных социокультурных изменений и доказывается значимость формирования устойчивых нравственных убеждений для профессионального и личностного развития будущих специалистов. Аргументируется необходимость интеграции воспитательных задач во все сферы образовательного процесса, включая занятия физической культурой. Раскрывается значение физической культуры как дисциплины, обладающей потенциалом для формирования не только физических, но и нравственных качеств личности студента вуза. Обосновывается, что эффективным средством нравственного воспитания на занятиях физической культурой является игровая деятельность. Раскрывается потенциал основных видов игр, используемых на занятиях по физической культуре в вузе (подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, игры с мячом, логико-двигательные игры), в части нравственного воспитания студентов. Выявляются возможности подвижных и спортивных игр в содействии нравственному воспитанию студентов вуза. Представляются примеры ситуаций с ярко выраженным нравственным содержанием, возникающих в ходе спортивных и подвижных игр, нацеленных на формирование у студентов опыта принятия самостоятельных моральных решений в условиях реального взаимодействия, на развитие у будущих специалистов ответственности, честности, милосердия, справедливости и других нравственных качеств. Раскрывается роль преподавателя как организатора воспитательной среды, который задает нравственные ориентиры, моделирует ситуации морального выбора, обеспечивает рефлексию и создает на занятиях физической культурой условия для формирования у студентов устойчивых нравственных установок. Доказывается, что игровая деятельность на занятиях по физической культуре способствует одновременному развитию физических и духовно-нравственных начал студентов, становясь неотъемлемым элементом комплексной воспитательной работы современного вуза.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):229-234
pages 229-234 views
Дидактический потенциал англоязычной страноведческой игры при формировании социокультурной компетенции (на материале творчества англоязычных художников)
Кулаева О.А., Молчанова А.А.
Аннотация

Статья посвящена исследованию возможностей использования игровых технологий для формирования социокультурной компетенции у учащихся средних классов. В работе раскрываются понятия «социокультурная компетенция», «интерактивная технология», «игровая технология», раскрывается компонентный состав социокультурной компетенции, обосновывается целесообразность применения игровых методов в учебном процессе, а также рассматриваются психолого-педагогические особенности учеников основной школы. Авторы проводят диагностику исходного уровня сформированности социокультурной компетенции у обучающихся и разрабатывают комплекс страноведческих игр, основанный на лексико-грамматическом материале учебника «Английский в фокусе (Spotlight)» за 7 класс авторов Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс с внедрением страноведческого материала (творчества англоязычных художников) и направленный на её совершенствование. Авторы проводят экспериментальную работу на уроках английского языка в основной школе по развитию социокультурной компетенции с внедрением разработанного комплекса материалов (настольной игры) и анализируют результаты экспериментального обучения, что позволяет оценить эффективность предложенного подхода. Предлагаемая статья адресована широкому кругу читателей и может оказаться ценным ресурсом для педагогов, методистов и всех, кто интересуется применением игровых технологий в образовательном процессе, а также преподавателей, кто осуществляет подготовку учащихся к предметным (уровневым) олимпиадам по английскому языку.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):235-241
pages 235-241 views
Сущность и структура практико-ориентированной математической цифровой компетентности будущих специалистов финансового сектора
Скринник А.В.
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности студентов финансовых направлений подготовки в условиях цифровой трансформации экономики. Акцентируется внимание на том, что современная система высшего образования должна обеспечивать подготовку специалистов, способных эффективно применять математический аппарат, цифровые технологии и методы анализа данных в профессиональной деятельности. Проведён анализ различных научных трактовок понятия «профессиональная компетентность» в контексте подготовки специалистов разных профилей, что позволило выявить многообразие подходов к его определению. Обоснована необходимость формирования практико-ориентированной математической цифровой компетентности будущих финансистов. Такая компетентность обеспечит готовность выпускников использовать математические модели, методы и цифровые инструменты при решении задач в сфере финансово-экономической и финансово-управленческой деятельности. В статье раскрыты сущностные характеристики указанной компетентности, выделены её структурные компоненты (математический, когнитивно-знаниевый, практико-ориентированный, коммуникативно-цифровой, ценностно-мотивационный, рефлексивно-оценочный), а также установлена значимость их формирования у студентов-финансистов в процессе обучения математике. Сделан вывод о том, что формирование практико-ориентированной математической цифровой компетентности является важным условием повышения качества подготовки специалистов финансового сектора и их конкурентоспособности на рынке труда в условиях цифровой экономики.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):242-249
pages 242-249 views
Психолого-педагогические факторы развития профессиональной готовности вожатых (студентов педвуза) к физическому воспитанию детей в летнем лагере
Хахо З.Х., Береза Н.А., Гребенникова В.М.
Аннотация

В современном обществе летние лагеря занимают значимое место в системе дополнительного образования детей, предлагая разнообразные программы, направленные на развитие личности и укрепление здоровья. Вожатые (студенты педвузов) играют ключевую роль в организации и реализации этих программ, особенно когда речь идет о физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Готовность вожатых к этой деятельности во многом определяется психолого-педагогическими факторами, которые могут содействовать эффективному взаимодействию с детьми, организации игрового физкультурно-оздоровительного процесса и созданию положительной атмосферы. Комплексная подготовка вожатых, в частности, студентов педагогических вузов, требует всестороннего учета психолого-педагогических факторов, влияющих на их профессиональную готовность к выполнению этой ответственной задачи. В данной статье рассмотрены основные психолого-педагогические факторы (мотивация и личностная готовность студента; межличностные и коммуникативные навыки; психологическая устойчивость, стрессоустойчивость; педагогическая компетентность; инновационное мышление и креативность), способствующие развитию профготовности вожатых (студентов педагогического вуза) к физическому воспитанию детей в условиях летнего лагеря. Описаны методические подходы и образовательные практики, способствующие развитию у студентов необходимых навыков и знаний в сфере физвоспитания детей в летних условиях.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):250-255
pages 250-255 views
Диагностика профессионально-важных качеств как основа самоопределения будущих педагогов
Чекалина М.С.
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения будущих педагогов в условиях реализации современных образовательных стандартов и требований профессионального ядра высшего педагогического образования как ключевого фактора их успешной профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение рассматривается в качестве основного условия развития субъектности, позволяющий личности осуществлять выбор между собственными возможностями и социальными требованиями. Обосновывается необходимость интеграции диагностических и практико-ориентированных заданий в учебный процесс для формирования ценностно-смысловых основ профессии и развития профориентационно значимых компетенций. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» с участием 51 студента педагогических специальностей. На примере технологической практики (Психологические основы профессиональной деятельности) демонстрируется эффективность применения диагностического инструментария для оценки динамики профессионально-важных качеств студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие статистически значимые изменения в уровне развития эмпатических, коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов после прохождения практики. Делается вывод о том, что использование профессионально ориентированных заданий способствует не только развитию конкретных компетенций, но и формированию профессиональной идентичности, а также обеспечивает непрерывность процесса самоопределения.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):256-261
pages 256-261 views
Модернизация иноязычной образовательной среды в контексте внеурочной деятельности школьников
Шаталов А.В.
Аннотация

Данная статья посвящена анализу положения иноязычной образовательной среды в методической системе школьного образования, оценке её возможностей для преподавания иностранного языка и становления языковой культуры обучающегося. Раскрывается понятие иноязычной образовательной среды применительно к урочной и внеурочной деятельности. В качестве метода исследования используется анализ научных источников. Среди трендов глобального развития авторы выделяют тренды, определяющие развитие системы школьного образования в контексте цифровой образовательной среды. Проводится анализ структуры образовательного процесса, форм его организации в контексте современных трендов образования. Рассматриваются методические цели этапов образовательного процесса в школе и соответствующие им действия. В ходе исследования этапы образовательно процесса маркируются с точки зрения вариативности условий реализации образовательного процесса и управляемости. Выдвигается гипотеза о том, что изучение иностранного языка в рамках внеурочной деятельности будет особенно эффективным при наличии иноязычной образовательной среды, интегрированной в информационно-образовательную среду школы. Проанализированы актуальные формы реализации иноязычной образовательной среды в структуре информационно-образовательной среды образовательной организации. В статье подробно рассмотрена эволюция понятия внеурочная деятельность и иноязычная образовательная среда. На основе проведенного анализа обозначены структурные компоненты иноязычной образовательной среды и принципы её построения.

 
Самарский научный вестник. 2025;14(3):262-268
pages 262-268 views