Психолого-педагогические факторы развития профессиональной готовности вожатых (студентов педвуза) к физическому воспитанию детей в летнем лагере

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном обществе летние лагеря занимают значимое место в системе дополнительного образования детей, предлагая разнообразные программы, направленные на развитие личности и укрепление здоровья. Вожатые (студенты педвузов) играют ключевую роль в организации и реализации этих программ, особенно когда речь идет о физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Готовность вожатых к этой деятельности во многом определяется психолого-педагогическими факторами, которые могут содействовать эффективному взаимодействию с детьми, организации игрового физкультурно-оздоровительного процесса и созданию положительной атмосферы. Комплексная подготовка вожатых, в частности, студентов педагогических вузов, требует всестороннего учета психолого-педагогических факторов, влияющих на их профессиональную готовность к выполнению этой ответственной задачи. В данной статье рассмотрены основные психолого-педагогические факторы (мотивация и личностная готовность студента; межличностные и коммуникативные навыки; психологическая устойчивость, стрессоустойчивость; педагогическая компетентность; инновационное мышление и креативность), способствующие развитию профготовности вожатых (студентов педагогического вуза) к физическому воспитанию детей в условиях летнего лагеря. Описаны методические подходы и образовательные практики, способствующие развитию у студентов необходимых навыков и знаний в сфере физвоспитания детей в летних условиях.

 

Об авторах

Заур Хамедович Хахо

Кубанский государственный университет

Email: zaurkhakho@mail.ru

старший преподаватель кафедры физического воспитания, соискатель кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар, Россия

Наталия Александровна Береза

Российский государственный социальный университет

Email: n.b3r3za@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, г. Москва, Россия

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар, Россия

Список литературы

  1. Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Леус О.В. Психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 361–364. doi: 10.24412/1991-5497-2024-4107-361-364.
  2. Коренева Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8 (63). С. 74–76.
  3. Юречко О.В. Технология интегрированного обучения будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Хабаровск, 2002. 236 с.
  4. Воробьева Д.В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Ч. 1. Новосибирск: СибАК, 2011. С. 87–92.
  5. Данилушкин А.Ю., Кашицин А.М., Сорокопуд Ю.В., Редькина Л.И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 141–143. doi: 10.24412/1991-5497-2022-495-141-143.
  6. Руденко Е.Ю., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. О педагогических принципах процесса формирования в вузе профессиональной готовности учителей-предметников к гражданскому воспитанию школьников // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 319–322. doi: 10.24412/1991-5497-2024-3106-319-322.
  7. Толстикова С.Н., Никитина Н.И., Алипханова Ф.Н., Шишкина Н.С. Профессиональная готовность педагогов-психологов к работе в школах-интернатах и особенности ее формирования в вузе // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6, № 4. С. 139–156.
  8. Овсянникова Е.А. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессионально-педагогическому общению: монография. 2-е изд., перераб. М.: Флинта, 2015. 209 с.
  9. Иванников С.И. Формирование компетентности будущих учителей начальной школы в обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании учащихся [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=8193.
  10. Кравченко А.В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя: автореф. дис … канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 2007. 27 с.
  11. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 10–12.
  12. Автионова Н.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Проектная деятельность студентов вуза как средство формирования межличностных отношений // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 5. С. 276–291.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хахо З.Х., Береза Н.А., Гребенникова В.М., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.