Том 14, № 1 (2025)

Биологические науки

Тяжёлые металлы в плодово-ягодных культурах садовых участков в условиях техногенно загрязнённой геохимической провинции Башкирского Зауралья

Бускунова Г.Г.

Аннотация

В статье представлены результаты исследований о содержании и накоплении тяжёлых металлов (CuZnMnFeNiCoCdPb) в почвах и плодах плодово-ягодных культур на приусадебных участках. Фактические концентрации тяжёлых металлов в почвенных и растительных образцах определены методом атомно-абсорбционной спектрометрии. Установлено, что количество подвижных ионов тяжёлых металлов в почвах не превышали предельно допустимых уровней, за исключением Zn и Mn, которые являются приоритетными металлами, в большей степени накапливающихся в почвах исследуемой территории. Анализ данных показал, что содержание Cu (6,5–9,8 раза), Zn (6,8–23 раза), Fe (4,2–11,7 раза), Ni (48–72 раза) в плодах, выращенных на садовых участках, превышали предельно-допустимые концентрации во всех исследуемых нами культурах. Наибольшее количество Cd и Pb превышающие значения ПДК отмечены в плодах смородины красной и крыжовника обыкновенной. Концентрации кобальта превысили норму в съедобной части всех изучаемых плодово-ягодных культур, за исключением малины обыкновенной. Выявлено, что по интенсивности поглощения тяжёлые металлы в плодах древесно-кустарниковой растительности уменьшались в ряду: Fe → Ni → Pb → Cu → Co → Cd → Zn → Mn. Расчеты биогеохимической активности показали, что наибольшей металлоаккумулирующей способностью обладали плоды Prunus cerasus, наименьший – Ribes uva-crispa.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):8-16
pages 8-16 views

Особенности распространения инвазионных и потенциально инвазионных видов растений на территории города Иваново

Дмитриева Ж.М., Борисова Е.А., Марков Д.С.

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы инвазионных видов растений в областном центре Ивановской области – в г. Иваново. Всего к 2024 г. в г. Иваново было отмечено 112 инвазионных и потенциально инвазионных видов растений. Приведены результаты изучения особенностей распространения инвазионных и потенциально инвазионных видов растений по территории города, выявленные на основе метода сеточного картирования. Для оценки общего распространения применялась разработанная авторами 4-балльная шкала. Установлено, что по территории города инвазионные и потенциально инвазионные виды распространены неравномерно. К группе широко распространенных видов, которые встречаются в 71–100 квадратах относятся всего 4 вида (Acer negundoAmelanchier spicataErigeron canadensisFraxinus pennsylvanica). 43 вида встречаются часто (в 31–70 квадратах), 38 видов – изредка (в 11–30 квадратах), 27 видов – редко (в 1–10 квадратах). Проведен анализ инвазионных видов в соответствии с их инвазионным статусом. Выявлены наиболее опасные для экосистем города инвазионные виды, которые отнесенные к трансформерам (всего 9 видов). Приводятся примеры и картосхемы распространения инвазионных видов каждой группы.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):17-22
pages 17-22 views

Растительность озёрной полосы обмеления: эколого-биологические группировки (Южный Урал)

Исакова Н.А., Вейсберг Е.И.

Аннотация

В условиях климатических изменений при нарастающей антропогенной нагрузке происходит трансформация водных экосистем. Это отражается на структуре их биоценозов, в том числе на растительности прибрежных экотонов. Впервые при исследовании экологической структуры растительности песчано-каменистой полосы обмеления предгорного озера Большое Миассово (Южный Урал) применен эколого-биологический подход. Выделены эколого-биологические группировки – элементарные синузии, устанавленные на основе индекса доминирования, учитывающего показатели надземной фитомассы и встречаемости видов, и группы элементарных синузий (унионы), объединяющие элементарные синузии одной или близких биоморф. Экологические условия местообитаний оценены с помощью фитоиндикационных шкал Д.Н. Цыганова. Наиболее распространен в полосе обмеления унион травянистых монокарпиков, который формируют Persicaria lapathifolia (L.) S.FGrayConyza canadensis (L.) Cronq., Potentilla norvegica L., Psupina L. Второй унион травянистых поликарпиков образован Stellaria bungeana Fenzl. Виды-доминанты относятся к эксплерентам, которые реализуют свои жизненные стратегии разными способами размножения. Эффективное семенное размножение и экологическая пластичность видов, формирующих унион травянистых монокарпиков, дают им преимущество в освоении местообитаний перед унионом травянистого поликарпика, размножающегося преимущественно вегетативно. Изучение эколого-биологической структуры позволяет оценить вклад отдельных видов в продуктивность прибрежных сообществ, а также прогнозировать их участие в формировании трофического статуса водоема.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):23-28
pages 23-28 views

Аккумуляция тяжёлых металлов в донных отложениях и вегетативных органах Carex rostrata Stokes полей фильтрации

Ковалева О.В., Виноградов Д.В., Соромотин А.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается загрязнение донных отложений и вегетативных органов Carex rostrata Stokes полей фильтрации тяжёлыми металлами. Описываются способы и пути поступления поллютантов в донные отложения, а также особенности их накопления в вегетативных органах растений. Определение содержания тяжёлых металлов в исследуемых объектах осуществлялось на спектрофотометре. Для проведения оценки интенсивности накопления растениями тяжёлых металлов применялся коэффициент биологического поглощения. В работе представлены результаты сравнения загрязнения донных отложений тяжёлыми металлами по сравнению с кларковым значением и пресноводными донными отложениями. Построены ряды интенсивности поглощения на основании рассчитанных коэффициентов биологического поглощения. Изучение содержания тяжёлых металлов проводилось в полях фильтрации Нижнетавдинского района и Омутинского района Тюменской области. Проведенные исследования показали, что на данных территориях наблюдается повышенное содержание ряда тяжёлых металлов в донных отложениях, из которых основными элементами являются железо и марганец. При увеличении содержания тяжёлых металлов (железа, кобальта и марганца) в донных отложениях у растений интенсивность их поглощения снижалась. Полученные данные могут служить основой для дальнейшего мониторинга состояния донных отложений и растительности в контексте оценки экологической безопасности и устойчивости экосистем.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):29-35
pages 29-35 views

К вопросу о состоянии изученности комплекса Pelophylax esculentus (Berger, 1970) на северной границе его ареала в пределах Верхней Волги

Маркелова Д.Р., Петрова В.В., Баженова Д.Э.

Аннотация

В данной статье анализируется современное состояние изученности комплекса среднеевропейских зеленых лягушек в бассейне Верхней Волги. Кроме того, представлена краткая сводка результатов герпетологических исследований, характеристика и особенности распределения популяционных систем Pelophylax esculentus комплекса на территории Поволжья. Наиболее изученными оказались батрахокомплексы Среднего и Нижнего Поволжья, в то время как северо-западная и северная части Волжского бассейна остаются слабо исследованными. Приведенные в работе результаты молекулярно-генетического анализа по верификации видов Pelophylax esculentus complex в Верхневолжском районе, подтвердили наличие видов P. lessonae и P. ridibundus, а также выявили присутствие криптического вида озерной лягушки (P. cf. bedriagae) на южном побережье Рыбинского водохранилища. Этот факт свидетельствует о существовании на исследованных территориях популяционных систем зеленых лягушек RL-типа, а также расширяет зону симпатрии и вероятность гибридизации «западной» и «восточной» форм озерной лягушки в Поволжье до 58° с.ш. Полученные данные могут служить основой для понимания особенностей биологии видов Pelophylax esculentus комплекса, а также для углубления и детализации эволюционно-генетических процессов в периферических популяциях.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):36-42
pages 36-42 views

Иксодовые клещи мелких млекопитающих основных выделов таёжной зоны Западно-Сибирской равнины

Сарапульцева Е.С., Стариков В.П., Левых А.Ю.

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности распределения иксодовых клещей на мелких млекопитающих северной, средней, южной тайги и подтайги Западно-Сибирской равнины. Установлено обитание представителей 7 видов иксодовых клещей: Ixodes persulcatusI. apronophorusI. triangulicepsI. pavlovskyiDermacentor reticulatusD. marginatusD. silvarum. С юга на север видовое разнообразие уменьшается. В северотаёжной и среднетаёжной подзонах были выявлены популяции двух видов – I. persulcatus и I. apronophorus. В южной тайге, помимо этих двух видов, встречена личинка I. trianguliceps. Для подтаёжной подзоны характерно присутствие семи видов иксодовых клещей. В целом в пределах таёжной зоны наиболее массовым являлся I. persulcatus, доля которого в разных подзонах составляла от 41 до 85%. В отдельных районах средней тайги его доминирование могло достигать 99% в структуре сообществ иксодид. У отдельных особей-хозяев отмечались случаи гиперинвазии клещами – их количество варьировало от 52 до 195 экземпляров. Такие значительные инвазии чаще всего наблюдались у представителей фоновых видов мелких млекопитающих – красной полевки, обыкновенной бурозубки, единично у обыкновенного хомяка.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):43-49
pages 43-49 views

Фауна и экологические особенности жужелиц (Coleoptera, Carabidae) на территории памятника природы «Дубовый рынок» (Краснодарский край)

Сердюк В.Ю., Замотайлов А.С.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования биоразнообразия жужелиц (Coleoptera, Carabidae) на территории памятника природы в урочище «Дубовый рынок». Оценена роль различных функциональных групп жужелиц в поддержании устойчивости естественных экосистем. Рассмотрен эколого-фаунистический состав семейства. Всего обнаружено 39 видов Carabidae, относящихся 20 родам и 12 трибам. Среди них виды ранжированы по частоте встречаемости: регулярно встречаемы виды в биотопах, эпизодически и крайне редко. Выявлены 12 доминирующих видов, определяющие структуру и функционирование сообществ жесткокрылых (Calathus fuscipes Goeze, 1777; Cmelanocephalus Linnaeus, 1758; Cdistinguendus Chaudoir, 1846; Chlaenius aeneocephalus Dejean, 1826; Harpalus distinguendus Duftschmid, 1812; Haffinis Schrank, 1781; Hcaspius Steven, 1806; Hrufipes DeGeer, 1774; Brachinus crepitans Linnaeus, 1758; Bexplodens Duftschmid, 1812; Carabus granulatus Linnaeus, 1758; Amara aenea DeGeer, 1774). С точки зрения эколого-трофической классификации биоты, можно выделить два основных класса: зоофаги, представленные 7 группами (28 видов) и миксофитофаги – 3 группы (11 видов). По степени адаптации к влажности жужелицы исследованной местности представлены мезофилами, гигрофилами, мезоксерофилами и мезогигрофилами. Среди указанных категорий доля мезофильных видов оказалась максимальной. Карабидокомплекс включает представителей пяти экологических групп, образованных согласно их биотопическим предпочтениям: степные, лесные, луговые, болотные и солончаковые виды. В составе выявленной карабидофауны впервые отмечено присутствие жужелицы золотистоямчатой (Carabus clathratus Linnaeus, 1761), вида, охраняемого в ряде регионов Российской Федерации.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):50-56
pages 50-56 views

Содержание пигментов в листьях инвазионного вида – борщевика Сосновского в условиях загрязнённости почв подвижными формами свинца

Сивухин А.Н., Борисова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению фотосинтетических пигментов в листьях инвазивного вида – борщевика Сосновского (Heracleum sosnowskyi Manden.). Приводятся данные о содержании хлорофиллов (Chl и Chl b), а также каротиноидов (Car) в листьях борщевика Сосновского в экотопах с разной степенью загрязнённости почвы подвижными формами свинца на территории Ивановской области. В результате анализа полученных данных было установлено, что концентрация пигментов в листьях борщевика Сосновского варьирует в широком диапазоне (концентрация Chl – от 1,32 до 6,98 мг/г; концентрация Chl – от 0,46 до 2,72 мг/г, концентрация каротиноидов – от 0,37 до 1,45 мг/г). Содержание хлорофиллов и каротиноидов в листьях борщевика в целом снижается при увеличении концентрации подвижных форм свинца в почве, а величина соотношения количества Chl a / Chl повышается. Величина соотношения суммы хлорофиллов (Chl a + Chl b) к содержанию каротиноидов (Car) остаётся стабильной. Полученные материалы могут служить основой для дальнейшего изучения пигментов фотосинтетического аппарата инвазионного растения – борщевика Сосновского в условиях разной степени антропогенного воздействия на территории Ивановской области и смежных регионов.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):57-62
pages 57-62 views

Комплексная оценка состояния дуба черешчатого (Quercus robur L.) в урбоценозах Центрального Донбасса

Шкиренко А.О., Прокопенко Е.В., Корниенко В.О., Яицкий А.С.

Аннотация

В условиях современного Донбасса, при уже существовавших ранее негативных факторах техногенной нагрузки в условиях промышленного региона, а также наслоении новых антропогенных вызовов, встает ряд проблем, связанных со стабильностью и развитием биологических систем. Устойчивость дендроценозов и непосредственно программа выживания рассматривается как соотношение между величиной стрессирующего воздействия и степенью полученного повреждения для различных её компонентов (организмов, популяций, сообществ). В работе представлена комплексная эколого-биологическая оценка состояния деревьев Quercus robur L., произрастающих на территории г. Енакиево, на основе дендрологических и энтомологических исследований. Деревья, сильно ослабленные со значительными повреждениями стволов растений и нарушениями архитектоники кроны, что коррелирует с показателем флуктуирующей асимметрии листовых пластин (0,074 ± 0,03) и оценивается как экологический кризис состояния дендроценозов. Определены морфологические и механические повреждения ствола (кривизна, многоствольность, сухобокость и инородные включения), дана их классификация. Выявленные пороки достоверно приводят к ослаблению и повышению уязвимости деревьев к воздействию дендрофильных насекомых. По результатам исследования желудей установлен высокий показатель поражения – 87%, что негативно сказывается на плодоношении и всхожести проростков. Также найдены личинки карпофагов из двух семейств (Curculionidae и Tortricidae). Поражение листовых пластин вредителем Acrocercops brongniardella (Fabricius, 1798) составляет в среднем 0,72%. Такой показатель достоверно не отражался на состоянии древостоев.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):63-73
pages 63-73 views

Исторические науки

О вкладышевой технике в энеолите Среднего Посурья

Радченко В.С., Канцеляристов С.А., Выборнов А.А., Дога Н.С.

Аннотация

Энеолитическая эпоха представлена наивысшим уровнем технологий изготовления каменных орудий труда. Это наиболее ярко проявляется в культурах лесной полосы. История изучения лесостепных и степных пространств Поволжья более короткая. Поэтому источниковая база для изучения характерных и своеобразных признаков каменных индустрий менее представительная. Так, за последнюю четверть века в Среднем Посурье изучено только два памятника, содержащих материалы интересуемого периода. Это не способствует окончательному решению целого спектра вопросов. Одним из наиболее сложных является аспект, связанный с интерпретацией каменного инвентаря хвалынской энеолитической культуры. Если принадлежность к нему орудий, изготовленных на крупных заготовках, не вызывает оживленных споров у специалистов, то наличие микролитов остается дискуссионным. Не исключалась их атрибуция мезолитическим временем. Для разработки данного вопроса авторы провели анализ всех имеющихся артефактов на основных памятниках энеолита в пограничье лесостепи и леса. Учитывалось сырье для изготовления различных категорий орудий, их типологические и метрические показатели. Проведено сравнение с мезолитическими комплексами данного района. В целях рассмотрения данного вопроса на широком территориальном фоне осуществлен анализ каменного инвентаря хвалынских памятников как полупустынного Северного Прикаспия, так и степного Поволжья. Сопоставлены микролиты с аналогичными изделиями в лесостепном Поволжье, мариупольскими древностями и материалами шибирского типа Мангышлака. В результате авторы пришли к выводу о принадлежности вкладышей к энеолитическим индустриям как в Среднем Посурье, так и на более обширной территории.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):74-79
pages 74-79 views

Герайон и некоторые особенности культа Геры на Самосе

Гуд И.О.

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию храма Геры на острове Самос, который является одним из важнейших памятников античной архитектуры. В статье рассматриваются этапы строительства и реконструкции храма, начиная с VIII в. до н.э. Подробно освещаются архитектурные особенности каждого этапа, а также проблемы, возникшие в процессе строительства, такие как перегрузка грунта и необходимость частичных перестроек. Также рассмотрена структура храмового комплекса, включающего различные культовые и хозяйственные постройки, расположенные вокруг главного храма. Особое внимание уделено роли Священного пути, соединяющего город Самос с храмовым комплексом, и влиянию изменений ландшафта на доступность святилища. Отдельное внимание уделяется ритуалам и артефактам, связанным с культом Геры. Обнаружены остатки жертвенных животных, фруктов и семян, а также уникальные керамические изделия, связанные с культом Геры. Рассматриваются и некоторые другие особенности религиозной жизни на острове Самос, такие как связь дерева лигос с богиней Герой, считавшейся покровительницей острова. Особое внимание уделяется символам плодородия, которые играли значительную роль в культе Геры.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):80-83
pages 80-83 views

Модель суда присяжных по Судебным уставам 1864 года

Перова Ю.С.

Аннотация

В настоящей статье описывается модель суда присяжных по Судебным уставам 1864 года. Целью автора являлось сравнение суда присяжных в Российской империи с англо-саксонской и континентальной моделью суда присяжных, выявление особенностей уголовного процесса с участием присяжных заседателей в Российской империи. Особое внимание уделено таким особенностям судебного следствия как состязательное и розыскное начало в уголовном процессе, роль председательствующего в рассмотрении дела в суде, изучение личности подсудимого в рамках уголовного процесса, вынесение вердикта присяжными заседателями. Исследование различий между судами присяжных в англосаксонской и континентальной системах показывает, что судебную систему Российской империи нельзя однозначно отнести к какой-либо из этих двух систем. В статье автор доказывает, что после анализа происхождения, законодательных норм и практики работы судов присяжных в разных странах Европы, авторы российской Судебной реформы разработали уникальную модель данного института. Её подход соответствовал отечественному укладу, хотя в нем старались воплотить основные принципы буржуазного права: независимость суда, равенство всех перед судом, участие общества в отправлении правосудия, устность и гласность процесса.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):84-88
pages 84-88 views

История организации отечественного троллейбусного транспорта: от инженерных опытов Российской империи – к налаживанию регулярной работы в СССР

Горшенин А.В.

Аннотация

Целью данного исследования является реконструкция появления первых опытных образцов троллейбусного пассажирского транспорта в Российской империи начала XX вв. и развитие его регулярного функционирования в СССР периода 1930-х гг. В публикации анализируется эволюция государственного подхода к развитию отечественного пассажирского электротранспорта и влияние на этот процесс общественно-экономической формации, на которой находилась наша страна. Рассматриваются попытки дореволюционных отечественных инженеров создать в Российской империи троллейбусное сообщение, но так и не реализованные в тот период. Отсутствие государственной поддержки и в целом экономическая политика, не способствовавшая развитию отечественных инноваций в сфере городского транспорта, не позволила реализовать проекты троллейбуса отечественных инженеров. Лишь в период индустриализации, в 1930-е гг., Советский Союз смог обеспечить себя деталями отечественного производства, что позволило наладить регулярное троллейбусное сообщение в нескольких крупных городах. Источниками для статьи послужили документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива в г. Самаре, и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Из опубликованных источников использовались документальные издания планирования общественного транспорта и изучения опыта его использования в СССР 1930–1940-х гг., а также материалы периодической печати изучаемого периода.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):89-94
pages 89-94 views

Армянская община Майкопа в годы геноцида армян в Османской империи

Григорян Г.А.

Аннотация

Статья представляет собой анализ исторических событий, связанных с геноцидом армян в Османской империи и его последствиями для армянских беженцев на Северном Кавказе, о чем свидетельствуют множественные архивные материалы и свидетельства очевидцев. Главная мысль текста заключается в описании гуманитарных усилий, предпринятых армянскими общинами в регионах, таких как Майкоп, в помощь жертвам геноцида, а также в сложностях, с которыми сталкивались беженцы на новом месте. Статья делится на несколько ключевых разделов, каждый из которых подчеркивает различные аспекты этой трагедии. В первой части рассматривается исторический контекст геноцида армян, начавшегося в 1890-х годах, и его три этапа вплоть до 1923 года, когда погибли около 1,5 млн армян и другие этнические меньшинства. Далее акцент делается на миграции беженцев в Северный Кавказ и создание благотворительных организаций, поддерживавших их. Отмечается роль этих организаций в обеспечении беженцев одеждой, обувью и едой, подчеркивая солидарность местных жителей, которые также вносили пожертвования. Особое внимание уделяется культурной жизни армянской общины в Майкопе, ее активности в организации благотворительных мероприятий. В статье также подробно описывается необходимость регистрации и помощи беженцам со стороны местных властей. Приводятся примеры обращения граждан, лишенных прав и средств к существованию, демонстрируя тяжесть их положения. Параллельно с освещением трагедии, статья включает и темы, касающиеся политических изменений в России после революции 1917 года, когда многие благотворительные инициативы были остановлены, а церковь попала под преследование. Таким образом, текст подчеркивает как ужасающие последствия геноцида армян, так и героизм и сопротивление беженцев, которые столетиями боролись за свое существование. Статья служит важным напоминанием о человеческих трагедиях, связанных с войной, и о необходимости сохранения исторической памяти о таких событиях, как геноцид армян.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):95-99
pages 95-99 views

К 80-летию Победы: фронтовик и работник просвещения Бегунов Андрей Егорович

Татаренкова Н.А.

Аннотация

В статье рассматриваются страницы фронтовой и послевоенной биографии Андрея Егоровича Бегунова, чей жизненный путь можно считать типичным для поколения победителей. На основе архивных источников и материалов личного происхождения (воспоминания, письма, документы) реконструируются боевой путь офицера с июня 1941 г. по конец 1943 г., история награждений медалью «За оборону Кавказа» и орденом Отечественной войны I степени. На примере одного участника Великой Отечественной войны воссоздается образ поколения советских людей, для которых такие ценности, как «Родина», «семья», «честь», «долг», «совесть», не были пустым звуком, а были восприняты и сердцем, и разумом, стали частью мировоззрения и жизненными ориентирами. Показывается, что этот нравственный фундамент, заложенный в семье и системой довоенного образования, помог вынести тяжелейшие испытания военного времени. Послевоенная биография А.Е. Бегунова была связана с системой просвещения. В течение нескольких лет он возглавлял профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Куйбышевской области. В статье анализируется деятельность профсоюза и его руководителя в важный период перехода ко всеобщему восьмилетнему, а затем и среднему образованию. Рассматривается работа А.Е. Бегунова в должности проректора по заочному обучению Куйбышевского государственного педагогического института. Показываются деятельность его ректората и профессорско-преподавательского состава по увеличению приема на заочное отделение учителей из села, усилия, направленные на повышение качества обучения и сокращение отсева студентов-заочников, взаимодействие с органами народного образования. Отмечается, что к середине 1970-х гг. в этом был достигнут положительный результат. Подчеркивается, что важным этапом в биографии А.Е. Бегунова стала его работа на кафедре истории СССР.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):100-109
pages 100-109 views

Педагогические науки

Принципы гуманизации образовательного процесса в вузе

Вдовин С.А.

Аннотация

В статье рассматривается гуманизация высшего образования как социально-нравственное явление, направленное на преодоление технократического мышления и адаптацию к современным социальным требованиям. Анализируются два подхода к трактовке гуманизации образования: социально-нравственный, акцентирующий внимание на ценности личности и создании условий для ее самореализации, и гуманитарный, связывающий гуманизацию с усилением гуманитарной составляющей образования. Обосновывается авторская позиция относительно данных подходов, согласно которой приоритетным выступает социально-нравственный подход. Осуществляется трактовка принципов гуманизации образовательного процесса в вузе как основных положений педагогической теории, ориентирующих содержание, формы, методы обучения и воспитания на развитие личности студента как высшей ценности, обеспечивающих его самореализацию через диалог, сотрудничество и интеграцию профессиональных знаний с ценностями. Осуществляется сравнительный анализ методологических принципов гуманизации образования и принципов реализации гуманизации образования по таким критериям как сущность, цель, функции, направленность, механизмы. Выделяются и характеризуются три ключевых принципа гуманизации образовательного процесса в вузе: принцип учета индивидуально-личностных особенностей студента, принцип аксиологизации содержания образования и принцип нравственного взаимодействия участников образовательного процесса. Раскрывается содержание каждого принципа, приводятся правила реализации принципов в образовательном процесса вуза, а также конкретные примеры использования представленных правил. Особое внимание уделяется аксиологизации, предполагающей насыщение образования ценностными категориями для развития ценностного отношения студентов к познанию, профессии и себе.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):110-115
pages 110-115 views

Готовность к участию в медиаобразовании школьников как показатель медийно-информационной компетентности современных педагогов

Виноградова К.Н., Гребенникова В.М.

Аннотация

Исследование посвящено проблеме формирования у будущих педагогов медийно-информационной компетентности, рассматриваемой во взаимосвязи с их профессиональной компетентностью и готовностью к участию в медиаобразовании школьников. Целью исследования было выявление уровня сформированности такой готовности у будущих учителей и учителей со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 30 лет. Основным методом исследования было анкетирование. В опросе приняли участие 126 выпускников педагогических вузов (по направлениям подготовки учителей русского языка и литературы, истории и правоведения, истории и географии) и 126 учителей (истории, географии, русского языка и литературы) с разным стажем профессиональной деятельности: от 1 до 5 лет (42 учителя), от 10 до 15 лет (42 учителя) и от 25 до 30 лет (42 учителя). При убежденности в необходимости медиаобразования школьников, выявлена низкая готовность как будущих, так и работающих педагогов к личному в нем участию: отсутствие мотивации к использованию на уроках элементов медиаобразования, низкая степень осведомленности о возможностях новых социальных медиа в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, тенденция к перекладыванию ответственности за результаты медиаобразования школьников на родителей, школьную администрацию и учителей информатики, искаженное представление о процессе медиаобразования и его основных целях. На основании результатов опроса, делается вывод о том, что одним из показателей медийно-информационной компетентности педагога является его готовность к участию в медиаобразовании школьников, что необходимо учитывать при разработке и реализации программ профессиональной подготовки будущих педагогов.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):116-121
pages 116-121 views

Применение анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе

Грахова С.И., Беляева Н.Л., Ярулина Т.И.

Аннотация

Авторы статьи знакомят читателей с технологией разработки учебной анимации и применения ее в интерпретации художественных и математических тексов в начальной школе. В работе предлагаются алгоритмы действий для развития визуализации, акцентирования внимания к тексту, его деталям, образной системе в процессе интерпретирующей деятельности с применением анимации. Приводятся примеры технологии развития наглядного представления абстрактных математических понятий и отношений с помощью анимации; создания анимации для представления понятия «число», «сложение однозначных чисел» и другое. В интерпретации художественного текста анимация помогает визуализировать образы и события, акцентированию внимания на важных деталях, созданию эмоционального настроя и развитию творческого воображения. В интерпретации математического текста – наглядно представить абстрактные математические понятия и отношения, визуализировать процесс решения задач, создать проблемные ситуации и развить интерес к математике. Применение анимации, как инструмента интерпретирующей деятельности, зависит от стиля, жанра, типа, содержания текста, целевой аудитории и планируемого учебного результата. В статье представлены пошаговые действия для самостоятельного проектирования и разработки анимационных роликов для работы над интерпретацией текста, формулируются практические рекомендации по интеграции анимации в учебный процесс, включая этапы работы с анимацией, примеры заданий и формы использования. Авторы отмечают, что интеграция анимации в образовательный процесс реализуется по принципу «от простого к сложному» и реализуется как с помощью просмотра готовых роликов, так и через создание авторских продуктов с применением цифровых инструментов (программ, сервисов, конструкторов) и, что не менее важно, с учетом основного принципа: анимационные материалы должны иллюстрировать текст, а не заменять его, и быть доступными для понимания обучающихся начальной школы.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):122-127
pages 122-127 views

Технологии в подготовке будущего учителя к реализации контрольно-оценочной деятельности в условиях персонализации образования

Зоголь С.Г., Смоляр А.И.

Аннотация

Обоснована актуальность проблемы подготовки будущего учителя к реализации контрольно-оценочной деятельности в условиях персонализации образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов в области образования авторы 1) конкретизируют сущностные стороны персонализации образования: обеспечение эффективной обратной связи в образовательном процессе; способность обучающихся ставить учебные цели и принимать на себя ответственность за результат обучения; применение форм и методов обучения, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность; построение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий и траекторий индивидуального развития обучающихся; 2) выделяют создание условий для развития учебно-познавательной мотивации, навыков планирования целей и путей достижения образовательных результатов, навыков самоконтроля и самооценки в качестве основной задачи; 3) конкретизируют контрольно-оценочные умения педагога. Результаты проведенного авторами эмпирического изучения отношения студентов-первокурсников к контролю, оценке и отметке на уроках искусства свидетельствуют о необходимости специальной подготовки применять в контрольно-оценочной деятельности методы и технологии оценивания образовательных результатов учащихся, направленные на развитие их личностного потенциала, активной субъектной позиции в образовательном процессе, обеспечивающие своевременную и конструктивную обратную связь. Авторами теоретически обосновано и экспериментально проверено: наиболее продуктивными образовательными технологиями подготовки студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности в условиях персонализации образования становятся такие, которые способствуют формированию личности обучающегося как субъекта проектирования и оценки своей учебной деятельности. К ним, в первую очередь, отнесены технологии формирующего оценивания, портфолио; показана специфика их применения в подготовке будущего учителя музыки.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):128-132
pages 128-132 views

Задачный подход к формированию ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку

Клычков С.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку как важного направления нравственного воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Обосновывается возможность использования задачного подхода для приобщения курсантов к ценностям, образующим содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения к человеку, и назначение задачного подхода, заключающееся в обеспечении развития и становления ценностных ориентаций курсантов через вовлечение их в деятельность по решению задач с ценностным содержанием, в которых курсанты находят личностный смысл – задачи на предъявление ценности и задачи на выявление ценности. Предлагаются этапы работы с задачами, направленными на освоение курсантами таких ценностей, как добро, доверие, долг, достоинство, милосердие, ответственность, польза, совесть, справедливость, толерантность, уважение к другому человеку, честь: 1) анализ состава задачи, 2) осознание присутствующего в задаче противоречия и формулировка проблемы на его основании, 3) определение плана решения задачи, 4) осуществление решения, 5) рефлексия. Приводятся примеры реализации задачного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России на занятиях по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика и психология», демонстрирующие его эффективность в формировании ценностного отношения курсантов к человеку.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):133-137
pages 133-137 views

Предпринимательское мышление как педагогическая категория

Копытова А.И., Мартыненко Д.А.

Аннотация

В статье проведен анализ предпринимательского образования в общеобразовательных учреждениях города Томска, который позволил сделать вывод о недостаточности программ, формирующих предпринимательское мышление у обучающихся, или об их отсутствии. Программы дополнительного образования обучающихся общеобразовательных учреждениях города Томска реализуются с преобладанием технической, физкультурно-оздоровительной, художественной и социально-гуманитарной направленности, что соответствует тенденциям и факторам социально-экономического развития страны. Анализ организации всероссийских мероприятий (акселераторов, конкурсов), формирующих предпринимательское мышление у школьников, позволил выявить лучшие практики по работе с детьми и инструменты для обучения предпринимательству, а также заинтересованность высших учебных заведений как способ вовлечения и профориентации абитуриентов. На основании сравнительного анализа теоретических исследований в научной сфере предложено авторское определение «предпринимательское мышление» и его компоненты: психологический, когнитивный, социальный и цифровой. Рассмотрено предпринимательское мышление в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Практически все личностные, метапредметные, предметные результаты и есть те характерные личностные качества, знания и компетенции необходимые для развития предпринимательского мышления. Формирование предпринимательского мышления необходимо сделать непрерывным процессом, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Полученные материалы можно использовать как основу для дальнейшего мониторинга формирования предпринимательского мышления в образовательных организациях г. Томска и за его пределами.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):138-147
pages 138-147 views

Особенности формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке

Кулаева О.А., Портнов И.А., Ярышкина С.В.

Аннотация

Данная статья посвящена особенностям формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке. Изучая историю, культуру и традиции своего региона, учащиеся развивают чувство принадлежности и ответственности перед своим сообществом. Кроме того, краеведение помогает сохранять и популяризировать наследие малой Родины, способствуя более глубокому пониманию прошлой и настоящей жизни региона. Включение местной истории в учебную программу не только расширяет знания учащихся, но и развивает критическое мышление, терпимость и гражданскую активность. Когда молодые люди узнают об истории и достижениях своих предков, они с большей вероятностью осознают важность активного участия в формировании будущего своего сообщества. Изучая край, учащиеся также могут извлечь ценные уроки о сохранении окружающей среды, социальной справедливости и развитии общества. Изучая уникальные особенности своего региона, у детей развивается чувство гордости за свое культурное наследие, и мотивация вносить свой посильный вклад в его сохранение и развитие. Вследствие этого в современной образовательной среде одной из важнейших целей является формирование гражданской позиции школьников. Авторы статьи предлагают фрагмент из авторской программы, разработанной для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В программе предлагается комплекс заданий на базе краеведческого материала об известных персоналиях Самарской губернии, которые родились или проживали(-ют) в регионе в конце XX – начале XXI веков; а также знаковых географических локациях Самарской области. В статье представлен материал для уроков в рамках внеурочной деятельности или для самостоятельной работы учащихся общеобразовательных организаций. Завершением изучения каждого Модуля авторы предлагают создание творческих и проектных работ.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):148-155
pages 148-155 views

Подготовка будущих учителей к преподаванию вопросов истории математики в школе с использованием цифровых технологий

Макеева Е.Д.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности методики подготовки будущих учителей к преподаванию вопросов истории математики в школе с использованием цифровых технологий. Необходимость изучения студентами педагогического вуза истории математики, а также способов и методов применения исторического материала на уроках и во внеурочной деятельности обусловлена стремлением повысить познавательный интерес обучающихся и улучшить качество математической подготовки современных школьников. Специальная учебная дисциплина – «Изучение истории математики в среднем общем и высшем образовании» в настоящее время преподается только студентам магистратуры профиля подготовки «Математика и информатика в условиях цифровизации образования». Методика ее преподавания, разработанная автором статьи, опирается на разнообразные способы использования цифровых ресурсов и сервисов в учебном процессе. Ее эффективность подтверждена результатами педагогического эксперимента, который проводился на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, моделирование, анкетирование, тестирование и др. Представленный в статье опыт формирования готовности студентов к преподаванию вопросов истории математики в школе может использоваться преподавателями педагогических вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей математики.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):156-161
pages 156-161 views

Воспитательный потенциал дисциплины «Бережливое производство»

Маляшова А.Ю., Гадельшина С.В.

Аннотация

В данной статье рассмотрена реализация воспитательного потенциала дисциплины «Бережливое производство», преподаваемой на кафедре Инноватики в химической технологии Казанского национального исследовательского технологического университета. Дисциплина ориентирована на студентов-магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 18.04.01 – Химическая технология. Авторами представлена концепция преподавания, цели и задачи, решаемые в рамках изучения дисциплины, а также рассмотрена воспитательная функция, которая направлена на формирование профессиональной ориентации студента. Один из аспектов преподавания связан с реализацией воспитательного потенциала дисциплины. Указано, что при разработке программы дисциплины с учетом ее воспитательного потенциала, преподаватели руководствуются рядом принципов, каждый из которых рассмотрен подробно. Особое внимание уделено компетенциям, которые формируются у студентов в процессе изучения дисциплины «Бережливое производство», таким как критическое мышление, способность работать в команде, аналитическое мышление, формируется отношение к выбранной профессии. В статье подчеркивается значимость интеграции теоретических знаний с практическими навыками посредством участия студентов в имитационных лабораториях Бережливый поток и Бережливый офис, полностью воссоздающих производственные и офисные процессы работы предприятия, позволяющие студентам решать реальные производственные задачи. При этом у студентов формируется ответственное отношение к труду, социальная ответственность. Изучение дисциплины «Бережливое производство» позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов, обладающих лидерскими качествами, актуальными в производственной сфере, способных принимать взвешенные решения.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):162-165
pages 162-165 views

Самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности студентов

Митина Е.Г., Макеенко Г.А., Ермакова А.С.

Аннотация

В статье рассмотрено отношение педагогов и обучающихся к роли взаимооценки и самооценки в учебной деятельности как фактора достижения экспертного уровня освоения содержания отдельных дисциплин. Результаты анкетирования, проведенного среди преподавателей и студентов вузов, показали востребованность участия студентов в оценивании одногруппников как со стороны педагогов, так и самих обучающихся. При этом преподаватели высказывали осторожность при использовании взаимооценки студентов в учебном процессе, а сами обучающиеся считали выставление оценок одногруппникам субъективным процессом, основанным на личных взаимоотношениях, а не по объективным критериям. Авторами проанализированы результаты изучения мнения о роли самооценки учебных достижений студентов разных направлений подготовки и ее влияние на становление профессиональной компетентности. Сделан вывод, что для развития навыка экспертного оценивания у обучающихся, педагогам необходимо использовать элементы оценивания в текущей учебной работе, ориентируясь на современную версию таксономии Блума по формированию учебных навыков. Для этого важно в учебном процессе наряду с традиционными средствами оценивания применять и инновационные, такие как составление портфолио, организация учебных конференций и другие современные средства оценивания, поскольку они не только расширяют возможности оценивания для преподавателя, но и востребованы среди студентов.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):166-170
pages 166-170 views

Образовательные квесты по биологии как форма организации профориентационной работы со школьниками

Репина Н.В., Репин Д.В.

Аннотация

В данной статье описывается проблема применения образовательных квестов по биологии для профориентационной работы с обучающимися, а также их использование для углубления и расширения биологических знаний, активизации познавательной деятельности. В современной школе нужно организовывать такие занятия, при участии в которых деятельность учащихся преобразуется из пассивной в активную, поисковую, исследовательскую. Этого можно добиться с помощью применения образовательных биологических квестов. Для углубления биологических знаний учащихся, активизации их познавательной деятельности и помощи в профессиональном самоопределении нами разработан комплекс биологических квестов с единой сюжетной линией по популярному среди школьников художественному произведению. В их основе лежит использование активных методов обучения, что формирует положительное эмоциональное отношение к биологическим дисциплинам и всему процессу познания, активизирует учебную мотивацию и глубину усвоения материала, способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывает навыки информационной деятельности. В статье приведена методическая разработка одного из образовательных биологических квестов данной серии «Тайны Запретного леса», включающая цель, задачи, легенду, основное задание, сюжет и ход игры.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):171-175
pages 171-175 views

Теоретико-методологические подходы к формированию готовности педагогов к развитию технического творчества дошкольников в проектной деятельности

Тимофеева Т.В.

Аннотация

В статье актуализируется необходимость поиска современных подходов к совершенствованию профессионализма педагогов дошкольного образования в области развития технического творчества детей. На современном этапе развития дошкольного образования детское техническое творчество определяется значимым путем освоения мира будущих профессий технической направленности, развития устойчивого интереса к технике и науке, рационализаторских и изобретательских способностей ребенка. Развивать и внедрять инновационные образовательные технологии в профессиональной деятельности могут педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения цифровых технологий, современных технологий обеспечения качества содержания и технологий развития творчества дошкольников. Однако в меньшей степени программы развития технического творчества коснулись системы дошкольного воспитания, поскольку выявлены противоречия между заказом государства на развитие технического творчества детей с раннего детства и готовность педагогов дошкольных образовательных организаций отвечать на современные вызовы. Анализ исследований в области готовности педагогов к решению педагогических задач различных образовательных областей подтвердил наличие пробелов в исследовании проблемы готовности педагогов дошкольного образования к развитию детского технического творчества и обозначил ряд педагогических условий, определяющих успешное профессиональное саморазвитие в процессе повышения квалификации.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):176-179
pages 176-179 views

Мотивирующая роль лексико-грамматических опор в процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых факультетов

Филатова О.В., Филатова А.Ю.

Аннотация

В настоящее время педагогам, психологам, методистам, профессорам по всему миру необходимо работать над повышением качества образования, потому что от образования целого поколения зависит очень многое. Педагоги-практики утверждают, что качество технического образования в вузах можно повысить за счет использования современных, инновационных средств учебного процесса. Цель статьи – теоретически обосновать эффективность применения разработанной лексико-грамматической опоры в разноуровневых языковых группах студентов, где необходимо достигнуть единой цели, но не за счет количества заданий. Кроме того, приводится пример лексико-грамматической опоры и объясняется актуальность включения дополнительного материала в данную опору. В этой статье большое внимание уделяется тому, как вербальные опоры могут использоваться для поддержания интереса изучения языка путем обратной связи со студентами, в создании стимулирующей учебной среды, адаптированной к потребностям обучающихся. Результаты показали, что простая форма изложения позволяет любому преподавателю подобрать под свои учебные цели и задачи именно такой инструмент поддержки, что может благотворно влиять на моделирование образовательного процесса в высшей школе.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):180-184
pages 180-184 views

Педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза

Цепкова А.Н.

Аннотация

В статье обосновывается роль воспитания в условиях высшей школы в формировании поколения специалистов, для которых моральные нормы, нравственные ценности и профессионализм неразделимы. Раскрывается значение научных подходов к организации воспитательного процесса в вузе для обеспечения методологической обоснованности, целенаправленности и результативности воспитания студентов, обозначаются научные подходы к воспитанию в высшей школе (системный, аксиологический, синергетический, этико-педагогический и др.) и аргументируется необходимость определения педагогических условий реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза. На основании научных положений В.П. Бездухова, О.К. Поздняковой, А.И. Салова, Л.Л. Хоружей, И.М. Шадриной о сущности, содержании, назначении этико-педагогического подхода и особенностях его применения в высшей школе, выделены педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза: 1) создание нравственно-ценностного воспитательного пространства, 2) обеспечение интеграции этического и профессионального знания в образовательном процессе вуза, 3) развитие у студентов способности к этической рефлексии, 4) обеспечение этического наполнения педагогической деятельности преподавателя вуза, 5) вовлечение студентов в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности в нравственные отношения.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):185-189
pages 185-189 views

Композитор-инженер: к вопросу о новых подходах к подготовке композиторских кадров

Шириева Н.В., Дыганова Е.А., Калинина Л.Ю.

Аннотация

Обучение искусству композиции как технологии сочинения музыки вплоть до начала XX столетия имело характер, предполагающий работу со звуком на основе исторически сложившихся правил, методов и приемов, овладение которыми требовало фундамента непосредственно музыкального образования. Серьезные изменения, которые претерпевало музыкальное искусство, начиная с рубежа XIX–XX веков, повлекли поиск иных форм организации звукового материала, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом и позволивших создавать музыкальное сочинение, основываясь на методах инженерного моделирования. Рассматривая траекторию, по которой двигалось музыкальное искусство XX столетия и первой четверти XXI века, авторы настоящей работы ставят целью получить ответ на вопрос о характере композиторского образования на современном этапе. Предлагаемый к изучению этого феномена линейный подход дает возможность проследить все этапы пути развития новейшего искусства: от использования простых числовых расчетов до применения нейронных сетей в процессе сочинения музыки. Набирающий обороты способ композиции, отдающий на откуп компьютерным технологиям то, что ранее делалось человеком, остро ставит вопрос подготовки композиторских кадров: давать им профессиональное образование в традиционном русле или направлять обучение по пути музыкальной инженерии. Выводом исследования стала мысль, что ответ на данный вопрос даст само будущее состояние музыкального искусства, а способ сочинения музыки, несмотря на набирающую обороты тенденцию ее компьютерного моделирования, не превратится в лишенный творческого подхода механизм генерации тонов по заданному алгоритму, результат которого будет лишен той искры вдохновения художника, что придает набору звуков эстетически переживаемое содержание.

Самарский научный вестник. 2025;14(1):190-194
pages 190-194 views