Применение анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе
- Авторы: Грахова С.И.1, Беляева Н.Л.1, Ярулина Т.И.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 122-127
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686257
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141303
- ID: 686257
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы статьи знакомят читателей с технологией разработки учебной анимации и применения ее в интерпретации художественных и математических тексов в начальной школе. В работе предлагаются алгоритмы действий для развития визуализации, акцентирования внимания к тексту, его деталям, образной системе в процессе интерпретирующей деятельности с применением анимации. Приводятся примеры технологии развития наглядного представления абстрактных математических понятий и отношений с помощью анимации; создания анимации для представления понятия «число», «сложение однозначных чисел» и другое. В интерпретации художественного текста анимация помогает визуализировать образы и события, акцентированию внимания на важных деталях, созданию эмоционального настроя и развитию творческого воображения. В интерпретации математического текста – наглядно представить абстрактные математические понятия и отношения, визуализировать процесс решения задач, создать проблемные ситуации и развить интерес к математике. Применение анимации, как инструмента интерпретирующей деятельности, зависит от стиля, жанра, типа, содержания текста, целевой аудитории и планируемого учебного результата. В статье представлены пошаговые действия для самостоятельного проектирования и разработки анимационных роликов для работы над интерпретацией текста, формулируются практические рекомендации по интеграции анимации в учебный процесс, включая этапы работы с анимацией, примеры заданий и формы использования. Авторы отмечают, что интеграция анимации в образовательный процесс реализуется по принципу «от простого к сложному» и реализуется как с помощью просмотра готовых роликов, так и через создание авторских продуктов с применением цифровых инструментов (программ, сервисов, конструкторов) и, что не менее важно, с учетом основного принципа: анимационные материалы должны иллюстрировать текст, а не заменять его, и быть доступными для понимания обучающихся начальной школы.
Полный текст
Введение
В современном образовательном процессе, ориентированном на развитие функциональной грамотности и критического мышления, особое внимание уделяется интерпретации текста как ключевому навыку понимания и осмысления информации. Интерпретация текста – это работа с содержанием текста, его осмысление через формирование собственного отношения к прочитанному. Данный навык является базовым для успешного обучения на всех этапах образования и для жизни в целом, однако, практика показывает, что у многих обучающихся начальной школы возникают трудности с пониманием как художественных, так и математических текстов. В работе с художественным текстом затруднения вызывает осмысление образности языка, необходимость «считывать» логику описываемых событий, целостность образов персонажей и причинно-следственные связи их поступков [1]. В математических текстах – в абстрактности понятий, необходимости выделять существенные признаки и отношения, переводить текст на язык математических символов и операций. Недостаточное понимание и интерпретация данных типов текстов может привести к снижению мотивации к обучению, трудностям в усвоении учебного материала и замедлению общего интеллектуального развития.
Фактом нашего времени является то, что анимация, видеоигры и мультимедийные технологии занимают значительное место в жизни современного поколение детей, которое выросло в условиях визуальной культуры. Анимация, обладая уникальной способностью визуализировать абстрактные понятия, оживлять статичные образы и эмоционально воздействовать на зрителя, представляет собой перспективный инструмент для обогащения и активизации процесса интерпретации текста в начальной школе. Использование анимации может сделать процесс обучения более интерактивным, наглядным и эмоционально привлекательным, способствуя более глубокому и осознанному пониманию текста.
Анимация, как синтетический вид искусства, сочетающий в себе визуальные и аудиальные элементы, обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы. Она позволяет визуализировать содержание текста, делая его более понятным и привлекательным для обучающихся младших классов [2]. Анимация может помочь «оживить» литературных персонажей, показать динамику развития событий, наглядно представить математические понятия и отношения.
Проблема интерпретации текста в начальной школе является предметом пристального внимания исследователей в области педагогики и психологии. Изучаются различные аспекты данной проблемы, в том числе: психологические особенности восприятия и понимания текста младшими школьниками (Л.С. Выготский [3; 4], Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман [5] и др.); методические подходы к обучению чтению и пониманию текста (Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол [6], Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова [7], О.В. Джежелей [8], Т.В. Уколова [9] и др.); использование информационных и коммуникационных технологий в образовании (А.А. Андреев [10], И.В. Роберт [11], Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров [12], А.А. Кузнецов, К.Е. Агафонова, К.Т. Юсупова [13] и др.).
Вопросы применения анимации в образовании также активно исследуются. Работы посвящены теоретическим основам использования современных технологий, в том числе анимационных, в учебном процессе (Н.Д. Никандров [14], В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур [15], М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник [16], А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин [17], С.В. Панюкова [18] и др); влиянию анимации на мотивацию, познавательную активность и результаты обучения учащихся (В.В. Лаптев [19], М.П. Лапчик [20] и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, проблема применения анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе остается недостаточно разработанной. Существующие работы, как правило, рассматривают использование анимации либо в контексте развития речи и творческих способностей, либо в контексте обучения отдельным математическим понятиям. Исследования в основном направлены на применение анимации для иллюстрации учебного материала, создания обучающих игр и развития визуального мышления. Недостаточно внимания уделяется и методическим аспектам использования анимации для активизации процессов понимания, анализа и интерпретации различных типов текстов. Как видим, существует пробел в теоретическом и методическом аспектах применения анимации в контексте интерпретации художественного и математического текста в начальной школе, что обуславливает необходимость дальнейших исследований в данном направлении.
Объектом внимания авторов является процесс обучения младших школьников интерпретации текста; предметом – применение анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе. В данной работе фокус внимания сосредоточен на определении и обосновании возможности применения анимации в ходе интерпретации художественного произведения и математического текста в начальной школе; наметить ключевые аспекты ее эффективного использования.
Изложение основного материала статьи
Анимация, как форма визуального искусства, обладает рядом преимуществ, делающих ее эффективным инструментом для интерпретации текста в начальной школе. Для младших школьников, которые только начинают знакомиться с литературой, анимированные ролики становятся своеобразным проводником между текстом и их, пусть маленьким, но жизненным опытом; помогает связать художественные или абстрактные описания с конкретными визуальными образами, что способствует развитию аналитического мышления и способности интерпретировать прочитанное. Более того, использование анимации в образовательном процессе может быть интерактивным: ученики могут участвовать в обсуждении увиденного, моделировать варианты дальнейшего развития сюжета изучаемого художественного произведения или даже создавать собственные анимационные элементы или целостные ролики, что способствует развитию их творческих способностей. Рассмотрим некоторые варианты применения анимации в интерпретации художественного текста. Одна из возможностей анимации – это визуализация образов и событий, описанных в тексте, что особенно важно для младших школьников, у которых еще недостаточно развито образное мышление. Работа с анимационным роликом для развития визуализации может строится в следующей технологической последовательности:
Этап 1. Подготовка к просмотру.
- Выбор ролика:
А. Тематика: соответствует изучаемой теме или произведению.
Б. Длительность: не более 5 минут, чтобы избежать перегрузки.
В. Содержание: насыщенный визуальный ряд, но не перегруженный деталями; четкая сюжетная линия, понятная младшим школьникам; отсутствие сложных диалогов, акцент на визуальное повествование; позитивный и мотивирующий характер.
- Введение в тему:
А. Кратко обсудить с детьми тему анимационного ролика, актуализировать знания.
Б. Задать вопросы, побуждающие к представлению образов, например: «Как вы думаете, о чем будет мультфильм?», «Кого мы можем увидеть в этой истории?».
Этап 2. Просмотр ролика:
- Первый просмотр: просмотр без пауз, фокус на получении общего впечатления.
- Обсуждение после первого просмотра: а) обмен впечатлениями: «Что вам понравилось?», «Что вас удивило?»; б) выявление непонятных моментов.
- Второй просмотр (фрагментарно): а) деление ролика на смысловые фрагменты; б) просмотр каждого фрагмента с остановками для обсуждения.
Вопросы для развития визуализации: «Как выглядит главный герой? Опишите его одежду, мимику, жесты»; «Где происходит действие? Какие детали вам запомнились?»; «Что вы представили, когда услышали эту музыку?»; «Попробуйте описать свои чувства от увиденного» и пр.
- Творческие задания. Варианты: а) иллюстрирование: изобразить понравившегося персонажа или сцену из ролика; б) лепка: создать фигурки героев или предметов из пластилина; в) сценирование: разыграть сценку из анимационного ролика.
Этап 3. Работа с текстом после просмотра анимации:
- Чтение текста:
- Выбрать отрывок, соответствующий просмотренному фрагменту.
- Совместное чтение текста, акцентируя внимание на описаниях.
- Сопоставление текста и видеоряда: «Совпадает ли описание в тексте с тем, что мы видели в мультфильме?»; «Какие детали автор добавил в текст, а какие не показаны в ролике?» и др.
- Упражнения и задания, направленные на развитие воображения: «Придумайте продолжение истории»; «Что было бы, если бы…?» и др.
При реализации данной технологии важно соблюдать: 1) постепенность: не стоит перегружать обучающихся заданиями, важно вызвать интерес и положительные эмоции; 2) индивидуальный подход: учитывать уровень развития каждого ребенка, предлагать задания разной сложности; 3) поддерживать творческий подход обучающихся: поощрять фантазию и инициативу детей, создавать условия для самовыражения.
Использование данного алгоритма поможет развить у младших школьников: навыки визуализации образов и событий; внимание к деталям; умение сопоставлять информацию из разных источников; творческое мышление и воображение.
Анимация помогает акцентировать внимание на важных деталях текста. Так, анимация позволяет не просто проиллюстрировать содержание, но и активно управлять вниманием читателя-интерпретатора, акцентируя внимание на ключевых деталях и моментах повествования. Рассмотрим алгоритм применения анимации для акцентирования внимания к тексту, его деталям, образной системе.
Цель: использовать анимацию для управления вниманием читателя и углубления понимания текста.
Последовательность действий:
- Идентифицировать ключевые моменты текста: 1) внимательно прочитать текст; 2) определить ключевые сюжетные моменты, поворотные моменты, кульминацию; 3) выделить ключевые детали, важные для понимания смысла; 4) определить моменты, требующие особого внимания читателя.
- Проанализировать персонажей (если применимо): 1) выявить особенности характера каждого персонажа; 2) определить их эмоциональное состояние в различных ситуациях; 3) понять мотивацию их поступков и возможные скрытые черты; 4) выявить взаимосвязи между персонажами.
- Выбрать анимационные приемы для достижения цели:
А. Для выделения ключевых моментов сюжета можно применять: появление/исчезновение текста или его фрагментов; изменение размера, цвета, положения ключевых слов или фраз; стрелки, обводки, подсветку для привлечения внимания.
Б. Для демонстрации взаимосвязи между событиями использовать: линии, стрелки, связывающие различные части текста; последовательное появление элементов, отражающее хронологию или причинно-следственные связи; переходы, показывающие изменение ситуации или развитие событий.
В. Для характеристики персонажей: а) визуализация персонажа (если возможно): использовать плавные, изящные движения для грациозных и утонченных персонажей; использовать резкие, угловатые движения для агрессивных или неуверенных персонажей; отразить эмоциональное состояние через мимику (если персонаж визуализирован); б) анимация, связанная с описанием персонажа: если говорится о «стремительной мысли» – можно анимировать быстрое появление и исчезновение слов, отражающих эту мысль; если говорится о «тяжелых чувствах» – использовать медленное, «давящее» появление текста.
Г. Для подчеркивания эмоционального состояния персонажей включать: изменение цвета текста (например, красный для гнева, синий для грусти); дрожание или пульсацию текста, отражающие волнение или страх; резкое появление восклицательных знаков или других символов, выражающих эмоции.
- Спланировать последовательность анимаций: а) определить, в какой момент должна появляться каждая анимация; б) учесть темп чтения и восприятия информации; в) избегать чрезмерного использования анимации, чтобы не отвлекать и не перегружать внимание читателя.
- Реализовать анимацию (используя соответствующие инструменты и программы): а) применить выбранные анимационные эффекты к нужным элементам текста; б) настроить скорость, длительность и другие параметры анимации.
- Протестировать и оценить эффективность анимации: а) просмотреть текст с анимацией с точки зрения читателя; б) убедиться, что анимация помогает акцентировать внимание на нужных моментах и не отвлекает от содержания; в) при необходимости внести корректировки в анимацию.
Обращение к анимации в ходе интерпретирующей деятельности помогает создать эмоциональный настрой, соответствующий содержанию текста. Музыкальное сопровождение, цветовая гамма, динамика движения в анимации могут усилить эмоциональное воздействие текста на читателя, сделать его более запоминающимся. Например, анимация к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро» может передать атмосферу зимней свежести, радости и уюта.
Не менее интересной становится работа с применением анимации в интерпретации математического текста. Так, анимационные ролики позволяют наглядно представить абстрактные математические понятия и отношения, что особенно важно для понимания математических текстов, в которых часто встречаются понятия, не имеющие прямого аналога в реальном мире (например, число, фигура, уравнение). Приведем пример технологии развития наглядного представления абстрактных математических понятий и отношений с помощью анимации:
- Определить цель (определить конкретное математическое понятие или отношение, которое необходимо представить наглядно).
- Проанализировать понятие (проанализировать математическое понятие или отношение, чтобы понять его сущность и свойства).
- Выбрать цифровой инструмент (выбрать подходящие инструменты для создания анимации, такие как графические редакторы, программы для создания анимации или онлайн-ресурсы).
- Разработать концепцию (разработать концепцию анимации, которая отражает сущность математического понятия или отношения).
- Создать анимацию (создать анимацию, используя выбранные инструменты и концепцию).
- Протестировать и доработать образовательный анимационный ролик (протестировать анимацию и доработать ее в случае необходимости).
- Интегрировать с учебным материалом (ввести анимацию в учебный материал, чтобы она стала частью учебной деятельности на уроке).
Пример технологии создания анимации для представления понятия «число»: 1) создать анимацию, которая показывает, как числа можно представить в виде точек или объектов; 2) использовать разные цвета или формы для представления разных чисел.
Анимация помогает сформировать представление о понятии, предлагая его «образ-представление» (например, анимация может показать, как изменяется величина при сложении и вычитании, как образуются геометрические фигуры, как решается уравнение); визуализировать процесс решения математической задачи, шаг за шагом показывая, как выполняется то или иное математическое действие, как преобразуется выражение, как находится решение задачи. Это помогает учащимся понять логику решения и избежать механического запоминания алгоритмов. Например, анимация может показать процесс деления в столбик, наглядно представить переход через десяток при сложении, продемонстрировать доказательство теоремы.
Пример анимации на тему: «Сложение однозначных чисел»:
А. Описание анимации. На экране появляются два облака с числами 3 и 2. Облака медленно сближаются, пока не коснутся друг друга. В этот момент появляется знак «+» между числами. Из облаков вылетают три красных шарика и два синих шарика. Все шарики объединяются в одну группу. На экране появляется число 5.
Б. Объяснение учителя: «Мы складываем 3 красных шарика и 2 синих шарика. В результате получаем 5 шариков. Поэтому 3 + 2 = 5».
С помощью анимации можно создать проблемную ситуацию, стимулирующую познавательную активность младших школьников. Так, анимация может представить математическую задачу в виде увлекательного сюжета, в развитии которого ученики оказываются в ситуации поиска решения, чтобы продвинуться дальше. Это повышает мотивацию к изучению математики и развивает навыки проблемного мышления.
Пример реализации задачи в анимации:
А. Описание анимации: 1) Начало анимации: а) Заяц и Черепаха стоят в разных концах экрана. 2) Текст или голос: «Заяц движется со скоростью 5 км/ч, черепаха – 2 км/ч. Расстояние между ними – 14 км. Помогите им встретиться!»
Б. Интерактивный этап: 1) ученики вводят время встречи (например, 2 часа); 2) анимация показывает движение объектов: если время указано верно, герои встречаются в нужной точке; если нет – они проходят мимо друг друга.
В. Финал: 1) при правильном решении: герои открывают сундук, появляется надпись «Молодцы!»; 2) при ошибке: текст «Попробуйте снова!».
Как видим, анимация – это мощный инструмент для интерпретирующей деятельности на уроках в начальной школе, применение которого зависит от стиля, жанра, типа, содержания текста, целевой аудитории и планируемого учебного результата. При обращении к анимации, как инструменту интерпретации текста в начальных классах, важно помнить, что анимация должна быть доступной для понимания обучающихся, визуализация должна быть яркой, интересной и запоминающейся, и, главное, анимационный ролик должен иллюстрировать текст, а не заменять его.
Представленное выше описание возможностей использования анимации демонстрируют её существенную роль в формировании навыков интерпретации как художественных, так и математических текстов у младших школьников. Преобразование абстрактных идей в наглядные образы, акцентирование ключевых элементов сюжета и динамическое представление математических процессов создают прочную основу для развития мышления, творческих способностей и мотивации к обучению. На основе изложенных теоретических обоснований и практических примеров можно сформировать конкретные методические рекомендации, направленные на оптимальное применение анимационных технологий в образовательном процессе. Далее представлены практические указания и таблица методических рекомендаций, позволяющие интегрировать анимацию в уроки так, чтобы она эффективно дополняла традиционные подходы к чтению и решению математических задач (табл. 1).
Таблица 1 – Методические рекомендации по применению анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе
Аспект | Интерпретация художественного текста | Интерпретация математического текста |
Цели использования анимации |
|
|
Формы использования анимации | 1. Просмотр анимационных адаптаций произведений.
2. Создание анимации учащимися.
3. Анимационные комиксы и сториборды.
4. Интерактивные анимационные задания.
| 1. Анимация числовых операций.
2. Анимация геометрических фигур.
3. Анимационные текстовые задачи.
4. Интерактивные игры и квесты.
|
Примеры заданий |
|
|
Рекомендации по интеграции в учебный процесс |
|
|
Выводы
На основе представленного теоретического и практического материала можно сформулировать следующие научные выводы: навыки интерпретации художественного и математического текста являются ключевыми для успешного обучения и развития аналитического и критического мышления младших школьников. Для решения проблемы, связанной с трудностями в понимании обучающимися как художественных, так и математических текстов, анимация, как синтетический вид искусства и методический прием, обладает огромным потенциалом в методике и технологиях обучения работе с текстами. Как отметили в работе, она позволяет визуализировать содержание текста, делая его более понятным и привлекательным для начинающих исследователей. Кроме того, применение анимации в интерпретации текстов должно быть адаптировано к конкретному тексту (по типу, жанру, стилю изложения материала и т.д.), его содержанию, направленности к целевой аудитории и планируемым учебным результатам. Технология работы строится на общих закономерностях и включает этапы понимания текста, планирования анимации, создания анимации, тестирования и доработки. Интеграция анимации в образовательный процесс реализуется по принципу «от простого к сложному» и реализуется как с помощью просмотра готовых роликов, так и через создание авторских продуктов с применением цифровых инструментов (программ, сервисов, конструкторов) и, что не менее важно, с учетом основного принципа: анимационные материалы должны иллюстрировать текст, а не заменять его, и быть доступными для понимания обучающихся начальной школы.
Об авторах
Светлана Ивановна Грахова
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sg2223@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования
Россия, г. Набережные Челны, Республика ТатарстанНина Леонидовна Беляева
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Email: belyaevanl@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования
Россия, г. Набережные Челны, Республика ТатарстанТансылу Ильхамовна Ярулина
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Email: tata_sun17@mail.ru
магистрант кафедры теории и методики начального и дошкольного образования
Россия, г. Набережные Челны, Республика ТатарстанСписок литературы
- Грахова С.И. Цифровые технологии в практике интерпретации текста в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–1. С. 107–110.
- Грахова С.И., Ярулина Т.И. GIF-анимация как средство обучения младших школьников интерпретации художественного произведения // Наука и технологии: междисциплинарные исследования: сб. науч. работ XVII междунар. науч.-практ. конф. Мельбурн, 2024. С. 165–174.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М.: Юрайт, 2024. 432 с.
- Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024. 281 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Цукерман Г.А. Как учить детей. М.: Знание, 1991. 80 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2024. 305 с.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Баласс, 2014. 43 с.
- Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению: метод. пособие. М.: Валент, 1994. 71 с.
- Уколова Т.В. Формирование готовности школьников к культурологической интерпретации в обучении гуманитарным предметам // Искусство и образование. 2009. № 6. С. 129–134.
- Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
- Кузнецов А.А., Агафонова К.Е., Юсупова К.Т. Цифровые технологии в педагогической деятельности: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2025. 223 с.
- Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб.: СПбГУП, 2005. 24 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-познавательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. 400 с.
- Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.
- Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 221 с.
- Лаптев В.В. Инфографика в цифровом искусстве: учеб. пособие / ред. В.М. Иванов. М.: Аватар, 2015. 286 с.
- Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие. М.: Бином. Лаб. знаний, 2013. 182 с.
Дополнительные файлы
