On the 80th anniversary of the Victory: Andrei Egorovich Begunov, a veteran and educator

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the pages of the front-line and post-war biography of Andrei Egorovich Begunov, whose life path can be considered typical for the generation of winners. Based on archival sources and materials of personal origin (memoirs, letters, documents), the military path of the officer from June 1941 to the end of 1943, the history of awarding the medal «For the Defense of the Caucasus» and the Order of the Patriotic War I degree are reconstructed. Using the example of one participant in the Great Patriotic War, the image of a generation of Soviet people is recreated, for whom values such as «Homeland», «family», «honor», «duty», «conscience» were not an empty sound, but were perceived both by the heart and mind, became part of the worldview and life guidelines. It is shown that this moral foundation, laid in the family and the pre-war education system, helped to endure the hardest trials of wartime. A.E. Begunov's post-war biography was connected with the education system. For several years, he headed the trade union of workers of education, higher education and scientific institutions of the Kuibyshev Region. The article analyzes the activities of the trade union and its leader during the important period of transition to universal eight-year and then secondary education. The article examines the work of A.E. Begunov as Vice-rector for Distance Learning at the Kuibyshev State Pedagogical Institute. It shows the activities of its rector's office and teaching staff to increase the enrollment of rural teachers in the correspondence department, efforts aimed at improving the quality of education and reducing the dropout rate of part-time students, and interaction with public education authorities. It is noted that by the mid-1970s, a positive result had been achieved. It is emphasized that an important stage in the biography of A.E. Begunov was his work at the Department of History of the USSR.

Full Text

В 2025 году наша страна отмечает важную и святую для всех историческую дату – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня уже недостаточно простой констатации факта массового героизма советских людей в годы этих тяжелейших испытаний. Требуется наполнить этот тезис описанием жизни и поведения конкретного человека в чрезвычайных военных условиях и анализом того, как они повлияли на послевоенные судьбы фронтового поколения. Нам представляется важным и актуальным на примере одного фронтовика показать мировоззренческие установки и моральные качества поколения победителей. Эти цели поставил себе автор данной работы. Для их достижения предстоит решить такие задачи, как рассмотрение фронтового пути Андрея Егоровича Бегунова, формирование его как личности под влиянием войны, его деятельность во главе обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Куйбышевской области, а также в качестве проректора по заочному обучению Куйбышевского государственного педагогического института и доцента кафедры истории СССР в 1960–1970-е гг.

Важными факторами, которые определяют жизненный путь любого человека, являются его социальное происхождение, образование, профессиональная подготовка и начало трудовой биографии. У А.Е. Бегунова они были типичными для будущего фронтового поколения. Он родился в селе Красный Городок Сергиевского района Самарской губернии в трудное послереволюционное время, когда в стране шла жестокая гражданская война. Этим объясняется тот факт, что дата рождения мальчика – 17 сентября 1919 г. – во многом может считаться условной, так как документа об этом не сохранилось. Дата была записана впоследствии со слов матери, которая смогла назвать время появления ребенка на свет лишь приблизительно. Крестьянская семья была многодетной, в ней росло и воспитывалось еще 14 детей. До взрослого возраста из них дожили только четверо, остальные умирали из-за голода и болезней. В селе Никольском, где жила семья, школы не было. Мальчику приходилось ежедневно преодолевать путь в 12 километров, чтобы учиться в соседнем селе Красный Городок. Несомненно, что эти трудности закаляли характер, а стремление к знаниям сохранилось на всю жизнь.

В 1936 г. Андрей Егорович закончил девять классов средней школы и начал трудовую деятельность сортировщиком корреспонденции железнодорожного почтового отделения в г. Куйбышеве, так как считал необходимым помогать семье. В 1937–1938 гг. он учился в 10 классе средней школы села Сергиевск, после чего поступил на краткосрочные курсы учителей при Ульяновском педагогическом училище. Это позволило ему начать работу учителем русского языка семилетней школы в селе Успенка Сергиевского района Куйбышевской области. Учительствовал он здесь недолго, так как уже в июле 1939 г. был выдвинут на должность инструктора Сергиевского райкома ВЛКСМ, а затем поступил в Харьковское военно-артиллерийское училище. С сентября 1939 г. до середины июня 1941 г. он учился в нём по ускоренной программе, так как в армии была острая нехватка офицерских кадров.

В июне 1941 г., за две недели до начала Великой Отечественной войны, Андрею Егоровичу было присвоено звание лейтенанта, и он был направлен в г. Проскуров (сегодня – г. Хмельницкий) Украинской ССР к месту прохождения военной службы (рис. 1).

 

Рисунок 1 – А.Е. Бегунов – выпускник Харьковского артиллерийского училища. Прибыл к месту службы. Город Проскуров (ныне г. Хмельницкий), Украинская ССР. 16.06.1941 г.

 

Андрей Егорович вспоминал, как 22 июня 1941 г. рано утром он вывел своих подчиненных на ежедневное построение. В этот момент в небе показались самолеты, сначала даже было непонятно, что они вражеские. Это стало очевидным, когда самолеты стали сбрасывать на стоявших на плацу солдат и офицеров бомбы. Так А.Е. Бегунов встретил первый день войны.

В рядах действующей армии Андрей Егорович служил в качестве командира артиллерийского взвода 4-й артиллерийской бригады Юго-Западного фронта, командира артиллерийской истребительной противотанковой батареи в составе 4-й артбригады 727 артиллерийского полка Южного фронта, а затем 108-го Гвардейского Новороссийского истребительного противотанкового артиллерийского полка Резерва Главного Командования 18-й армии Северо-Кавказского фронта. В июне–августе 1941 г. она противостояла наступлению немцев на Правобережной Украине. В начале октября 1941 года армия попала в окружение и понесла тяжёлые потери. Несколько недель молодой лейтенант, совсем недавно закончивший военное училище и не имевший необходимого опыта командования не только в мирных условиях, но и в реальной боевой обстановке, выводил своих подчиненных из кольца фашистских войск по окрестным полям и лесам. Когда они добрались до расположения наших войск, на молодого офицера уже была заготовлена «похоронка», так как его считали погибшим. К счастью, она еще не была отправлена на родину.

Летом 1942 г. 18-я армия, в составе которой воевал А.Е. Бегунов, была переподчинена Северо-Кавказскому фронту и вошла в состав Черноморской группы войск. Осенью 1942 г. Андрей Егорович участвовал в Туапсинской оборонительной операции, в сентябре–октябре 1943 г. – в стратегической операции по освобождению города Новороссийска. Его артиллерийская батарея вела огонь с противоположного берега Цемесской бухты, поддерживая высадку десанта на Малую Землю.

1 мая 1944 г. была учреждена медаль «За оборону Кавказа». Она вручалась всем участникам обороны Кавказа, сражавшимся на передовой не менее 3 месяцев в период с июля 1942 г. по октябрь 1943 г. Всего этой медали были удостоены 870 тыс. человек [1]. Среди них был и А.Е. Бегунов, эта медаль была ему очень дорога.

А.Е. Бегунов был награжден и орденом «Отечественной войны» I степени, первой советской наградой, появившейся в годы войны. Всего в 1941–1945 гг. ею было удостоено около 325 тыс. человек [2]. Историю награждения этим орденом он никогда подробно не вспоминал. Об этом стало известно не так давно благодаря беспрецедентному и не имеющему аналогов в мире электронному ресурсу «Подвиг народа». Здесь размещен приказ командующего артиллерией 18 армии Северо-Кавказского фронта, Героя Советского Союза подполковника Маргулиса от 22 июня 1943 г. о награждении старшего лейтенанта Бегунова Андрея Егоровича орденом Отечественной войны I степени за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество. К приказу приложено краткое описание его боевого подвига. Этот пожелтевший от времени документ бесстрастно зафиксировал ход военных операций: «Тов. Бегунов А.Е., командуя батареей, в боях проявил себя мужественным и отважным командиром, умело использующим огневую мощь современной артиллерии. Батарея, которой командует тов. Бегунов, в боях под Молгобеком прямой наводкой 12.10.1942 г. рассеяла автоколонну в 25 автомашин, 4 из них сожгла.

На подступах к Орджоникидзе с 10 по 14 ноября 1942 г. его батарея сожгла 2 тяжелых танка, 2 бронемашины, разрушила 2 ДЗОТа и уничтожила до взвода пехоты противника.

29.11.1942 г. под селом Рассвет для обеспечения продвижения нашей пехоты тов. Бегунов выкатил на открытые огневые позиции свои орудия и, лично командуя, с дистанции 500 метров уничтожил и разрушил 26 домов с находящимися там огневыми точками и находящейся там живой силой, чем обеспечил продвижение наших частей вперед. Огневой удар был нанесен так стремительно, что противник не успел открыть огонь по батарее, и задача была выполнена батареей без потерь.

В боях на подступах к Новороссийску батарея тов. Бегунова, расположенная непосредственно в боевых порядках пехоты на переднем крае с 1 по 10 февраля 1943 г. разрушила ДЗОТов – 14, блиндажей – 8, пулеметных точек – 7, цементный бак, превращенный противником в узел сопротивления, и уничтожил до взвода солдат и офицеров противника. Благодаря умелому руководству, личной храбрости, мужеству и высокой требовательности батарея имеет незначительные потери личного состава и вооружения» [3].

Пережитые трудности детства, юности и годы войны сформировали в Андрее Егоровиче, как и во всем фронтовом поколении, умение противостоять им, такие качества личности, как упорство, стремление к достижению поставленных целей. Мировоззрение и жизненные ценности поколения фронтовиков формировались не только под влиянием нового советского строя и господствующей коммунистической идеологии, системой образования 1920–1930-х гг., но и в значительной мере в семье, где важнейшими жизненными ориентирами были любовь к Родине, почитание родителей, забота о младших братьях и сестрах, помощь тем, кто в ней нуждается, честный и ответственный труд. Для него такие понятия, как «Родина», «семья», «честь», «долг», «совесть», не были пустым звуком, а были восприняты и сердцем, и разумом, стали частью мировоззрения и основой поведения. Эти главные жизненные ценности, сформированные в российских семьях на протяжении столетий, не разрушили ни революция, ни Гражданская война, ни годы Великого перелома и форсированного социалистического строительства. Этот нравственный фундамент помогал выстоять в тяжелейших условиях войны, сопряженных с огромными физическими и эмоциональными перегрузками.

За годы войны Андрей Егорович был дважды ранен, второе ранение было тяжёлым [4]. Один из осколков немецкой бомбы застрял в локтевом суставе правой руки, врачи не могли его извлечь и предложили ампутацию. А.Е. Бегунов отказался ампутировать руку, проявив свой твердый характер и необыкновенную волю к жизни. Он, то ли в шутку, то ли всерьез, сказал хирургу: «Кому я без руки потом буду нужен?» Врач настаивал на том, что, если не провести срочную операцию, начнется сепсис, и тогда неминуема смерть. А он, стиснув зубы, твердил: «Я буду жить!» Несколько дней Андрей Егорович провел в беспамятстве, при очередном врачебном обходе его даже приняли за умершего и перенесли в мертвецкую. Лишь через некоторое время один из санитаров услышал его стоны и вернул в палату. Желание жить, стать снова в строй, быть полезным стране и своей семье помогли офицеру встать на ноги. Немецкий осколок так и остался в его руке как напоминание о тяжелейших сражениях войны.

В 1944 году после длительного лечения А.Е. Бегунов был демобилизован из рядов вооруженных сил. Период Великой Отечественной войны, как и все фронтовое поколение, Андрей Егорович считал главным в своей жизни.

После возвращения к мирным будням А.Е. Бегунов некоторое время работал инструктором Куйбышевского обкома ВЛКСМ, а затем по рекомендации обкома в январе 1945 г. был зачислен слушателем Центральной Комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (рис. 2). Это был ее первый набор, в котором было много фронтовиков.

 

Рисунок 2 – А.Е. Бегунов. Москва. 14.02.1945 г.

 

По окончании этой школы А.Е. Бегунов работал в Куйбышевском обкоме ВЛКСМ, с декабря 1948 г. – в Куйбышевском обкоме ВКП(б) в качестве инструктора и заведующего сектором комсомольских организаций.

Все эти годы Андрей Егорович не оставлял мысли об учебе. Поскольку с августа 1945 г. у него уже была семья, то учиться пришлось заочно. В 1946 г. он поступил на исторический факультет Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева и закончил его в 1951 г., получив квалификацию и звание учителя средней школы.

В январе 1954 г. Андрей Егорович был направлен на партийную работу в сельский район. Его избрали вторым секретарем Утевского райкома КПСС, а в ноябре того же года – первым секретарем Красноярского райкома КПСС Куйбышевской области. Это были непростые годы для села, которое сотрясали реформы Н.С. Хрущева. Андрей Егорович прочувствовал это в полной мере на себе.

В декабре 1957 г. А.Е. Бегунов перешел на работу в Куйбышевский областной совет профсоюзов. В январе 1962 г. на III областной конференции работников просвещения его избрали председателем Куйбышевского обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений [5, л. 113]. В этой должности он проработал до июля 1970 г.

Областная организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений объединяла в тот период работников общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских институтов. Основными задачами организаций профсоюзов работников просвещения были «всемерное способствование социально-экономическому ускорению, умножению народного богатства; забота об улучшении условий труда, быта и отдыха работников образования; защита прав и интересов работающих, студентов и учащихся; коммунистическое воспитание масс; вовлечение работающих в управление производственными и общественными делами; укрепление сознательной трудовой дисциплины» и др. Профсоюзные организации системы образования должны были способствовать вовлечению в школу всех детей школьного возраста, всемерной пропаганде всеобщего среднего образования, повышению качества учебно-воспитательной работы, укреплению связи обучения с промышленным и сельскохозяйственным производством, приобщению учащихся к общественно-полезному и производительному труду на фабриках, заводах, в совхозах и колхозах [6, с. 27–28]. Советская система народного образования должна была сохранить лидирующие позиции СССР в этой сфере, расширить подготовку педагогических кадров, добиться качественной перестройки школы на основе нового курса на ее «политехнизацию» с целью освоения учащимися практических трудовых навыков. В конце 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования», одним из важнейших положений которого стало введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования.

В решение этих проблем Андрей Егорович погрузился с присущими ему целеустремленностью и настойчивостью. На 1 сентября 1961/1962 уч. г. в Куйбышевской области не был охвачен обучением 1621 ребенок школьного возраста, в предыдущем учебном году было отсеяно за неуспеваемость более 3 тыс. учеников. Обком профсоюза на областной конференции работников просвещения взял на себя моральную ответственность за невыполнение Закона о всеобщем обучении и поставил в качестве первоочередной задачу по всеобучу, подчеркнув, что в области есть возможности для охвата всех детей школьным обучением [5, л. 12, 14]. В 1966/1967 уч. г. Закон о 8-летнем всеобуче выполнили г. Сызрань, г. Тольятти, Сергиевский, Ставропольский районы Куйбышевской области, в 1967–1969 гг. – г. Куйбышев, Новокуйбышевск, Кинель-Черкасский, Шенталинский районы. Закон оставался не выполненным в эти годы в Сергиевском, Челно-Вершинском, Безенчукском, Волжском районах [7, л. 88; 8, л. 7].

По мере решения этой задачи профсоюзы работников просвещения совместно с органами народного образования стали осуществлять подготовку к переходу ко всеобщему среднему образованию. Это было еще более сложным делом, о чем можно судить из статистики, представленной заведующей Куйбышевским городским отделом народного образования А.М. Зубовой на VI пленуме обкома профсоюза (3 апреля 1968 г.): г. Куйбышев план по набору учащихся в 9-е классы выполнил всего на 68,9%. От поступающих учиться в первые классы своевременно заканчивают 8-й класс 49,4%, 50,6% заканчивают его с опозданием на один год и более. В 9-е классы тогда поступало от числа принятых в 1-й класс 35,9%, заканчивало 10-е классы от числа принятых в 1-е классы 25,7%. «Имея такое положение, – резюмировала А.М. Зубова, – можем ли мы сказать, что мы подготовились к решению задачи о среднем образовании? Нет, мы не имеем никакого морального права так говорить» [9, л. 22–23].

А.Е. Бегунов, выступая на VI областной конференции профсоюза работников просвещения (28 декабря 1969 г.) с отчетным докладом о работе Куйбышевского обкома профсоюза, указывал, что большое число учащихся остается на второй год – 4,2% (18350 чел.). Это почти в два раза больше, чем по стране и почти в 1,5 раза больше, чем по РСФСР. Причинами второгодничества он считал низкое качество учебно-воспитательной работы школ, отсутствие необходимой заботы и борьбы за сохранение каждого ученика, поступившего в первый класс, отсутствие во многих школах повседневной, кропотливой, индивидуальной работы с каждым учащимся по предупреждению неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях. А.Е. Бегунов подчеркнул, что комитеты профсоюза обязаны сосредоточить свое внимание и внимание педагогических коллективов на устранении причин, порождающих массовое второгодничество, невыполнение Закона о восьмилетнем всеобуче и плана приема в 9-е классы. Он призвал систематически заслушивать отчеты учителей и классных руководителей об их работе, оказывать им необходимую помощь, организуя шефство над молодыми учителями со стороны опытных педагогических работников, улучшить пропаганду среднего образования среди родителей и учащихся. Комитетам профсоюзов было предложено обращать больше внимания на дифференцированное обучение, улучшение факультативных занятий, рассматривать на своих заседаниях вопросы об организации и содержании факультативов, анализировать, насколько их проведение отвечает современным требованиям [8, л. 7–8, 12].

Как показывает анализ документов, обком профсоюза работников просвещения во главе с А.Е. Бегуновым держал все проблемы образовательной отрасли на постоянном контроле, привлекая к их решению отраслевые профсоюзы, шефствующие предприятия, колхозы и совхозы. Это помогло значительно улучшить материальную базу школ. За 1967–1969 гг. в Куйбышевской области было построено 176 школьных зданий почти на 50 тыс. ученических мест и пристроено к имеющимся помещениям 235 классных комнат [8, л. 4]. Эти цифры не могут не впечатлить. Они свидетельствуют о том, что государство и общественные организации последовательно создавали фундамент, который позволил бы в короткие сроки перейти ко всеобщему среднему образованию. Профсоюзные комитеты принимали активное участие при определении сети школ, изыскивали дополнительные возможности для приобретения оборудования и наглядных пособий.

Обком профсоюза работников просвещения регулярно проверял работу органов народного образования и комитетов профсоюза территорий Куйбышевской области, после чего обсуждал материалы этих проверок на своем президиуме. Так, в 1967–1969 гг. среди рассмотренных им вопросов были: о профессиональной ориентации учащихся Большечерниговского района, о руководстве Октябрьского ГорОНО и горкома профсоюза школами передового опыта, о работе Кировского РОНО и райкома профсоюза по обобщению и распространению педагогического опыта, о выполнении Закона о восьмилетнем всеобуче и переходу на всеобщее среднее образование в Челно-Вершинском районе, о фактах неудовлетворительного использования учебного времени в школах г. Кинеля и др. [8, л. 6]. В 1967 г. с помощью профсоюзного актива в Сызранском районе было проверено 30 школ, в Красноармейском – все 47 школ [9, л. 56]. Как следует из анализа документов, целью всех проверок и обсуждений было не стремление наказать за выявленные недоработки, а желание найти скрытые возможности и помочь в их реализации. При этом положительные стороны в деятельности школ всегда поддерживались и ставились в пример для остальных учебных заведений, как, например, тесная дружба школ № 105 и 133 г. Куйбышева с бывшими летчицами 46-го гвардейского бомбардировочного женского авиаполка – А.В. Архангельской и М.И. Рунт, организация производственного обучения учащихся школы № 46 г. Куйбышева на заводе КАТЭК и др. [9, л. 58; 5, л. 16]. Воспитательная работа с учащимися, производственное обучение школьников были в поле внимания профсоюзных организаций.

В 1965 г. V республиканская профсоюзная конференция работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР рассматривала состояние и меры улучшения подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ. А.Е. Бегунов, как руководитель профсоюза работников просвещения, уделял проблеме подготовки педагогических кадров большое внимание. Этот вопрос обсуждался на специальном Пленуме Обкома профсоюза. В 1966/1967 уч. г. в Куйбышевской области работало 22471 учителей и воспитателей, в том числе учителей-предметников 11706, учителей начальных классов – 10646 человек. Из них не имели соответствующего педагогического образования по 5–10 классам 1308 человек, по 1–4 классам – 2248, из которых 424 человека не имели даже среднего образования. В некоторых районах области проблема стояла очень остро, например, в одном из крупнейших сельских районов, Сергиевском, работало 315 учителей-предметников, из них высшее образование имели только 173 (56%), в 8-летних школах района из 155 учителей только 46 были с высшим образованием. В Челно-Вершинском районе 284 учителя не имели высшего образования, при этом только 39 из них получали его заочно. На пленуме обкома профсоюза А.Е. Бегунов справедливо задавал вопрос: «А где же остальные? Почему они не учатся? Эти вопросы позволительно задать здесь руководителям профсоюзных комитетов и органов народного образования Борского района, который растерял хорошие кадры, Ставропольского, где большая текучесть учителей». Он считал, что необходимо не просить без конца прислать учителей физики, математики, иностранного языка, а направлять на учебу в вузы молодежь из села [7, л. 91; 10, л. 10].

Анализируя ситуацию с учителями физики и математики в области, А.Е. Бегунов на пленуме Обкома профсоюза говорил о том, что в области 1215 учителей этих предметов не имеют высшего образования, но преподают их в средних и 8-летних школах. Он настаивал на том, что «они должны иметь высшее образование. Кто им должен дать его, как не педагогический институт? Конечно он. А сколько надо времени для этого? Если будем ежегодно принимать на физико-математический факультет по 75 человек, то только для их обучения потребуется пединституту 16 лет». А.Е. Бегунов выступил с предложением просить Министерство просвещения РСФСР об увеличении плана приема на заочное отделение пединститута с таким расчетом, чтобы в ближайшие несколько лет ликвидировать острую нужду, которую ощущают школы нашей области в преподавателях математики и физики. «Главная причина слабых знаний учащихся кроется в крайне недостаточной подготовке большой группы учителей-предметников», – подчеркивал А.Е. Бегунов [10, л. 4, 16]. Пленум потребовал от всех отделов народного образования и профсоюзных организаций принять меры к тому, чтобы каждый учитель, который по состоянию здоровья и возрасту может учиться, готовился поступать в педагогический институт. Пленум проанализировал и качество заочной подготовки учителей, которая, по его мнению, отставала от требований школы к учителю. Это выражалось в том, что многие выпускники заочных отделений обнаруживали более слабую теоретическую подготовку, чем окончившие дневные отделения, успеваемость за 1966/1967 уч. г. на заочном отделении Куйбышевского пединститута составила 79,3%, а на физико-математическом факультете – 50,7%, вопросы методики преподавания на заочном отделении не занимали должного места в работе кафедр. Райкомы и горкомы профсоюза критиковались за то, что не обращали внимания на ситуацию, когда отделы народного образования не выполняли постановление правительства о предоставлении льгот учителям, которые обучаются заочно. Постановление Пленума Обкома профсоюза по вопросу о состоянии педагогических кадров в области носило конструктивный характер и ставило конкретные задачи органам народного образования и профсоюзным организациям [10, л. 67–68]. То, как выполняется данное постановление, слушалось на Пленуме Обкома в декабре 1967 г. Речь шла о контроле за заочным обучением учителей, о серьезных недочетах в подготовке специалистов по математике и физике [11, л. 2]. Систематически осуществлялся контроль за выполнением правительственных постановлений о льготах и преимуществах для работников просвещения сельской местности – обеспечении их квартирами, продуктами и другими товарами.

Обком профсоюза под руководством А.Е. Бегунова перед профсоюзными организациями вузов ставил задачу повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации. Например, в мае 1967 г. на пленуме Обкома профсоюза рассматривался вопрос о ходе выполнения социалистических обязательств в честь 50-летия Советской власти в авиационном институте. В процессе обсуждения были затронуты вопросы методического мастерства профессорско-преподавательского состава, воспитательной работы среди студентов, научной организации труда в вузе, о состоянии научных исследований и др. Работа всех вузов города неоднократно обсуждалась на заседаниях президиума Обкома с предварительной проверкой материалов. Круг обсуждаемых вопросов был очень широк: о повышении квалификации работников Тольяттинского политехнического института, об организации конкурса студенческих работ, о работе с абитуриентами и подготовке к новому приему студентов в политехническом и инженерно-строительном институтах, о состоянии научно-исследовательской работы на кафедрах политехнического института, о состоянии спортивно-физкультурной работы в вузах, проведении смотров-конкурсов, медицинского обслуживания студентов, организации отдыха профессорско-преподавательского состава, о студенческих лагерях и многое другое [11, л. 2–3].

Обком профсоюза работников просвещения систематически контролировал правильность тарификации и применения действующей системы оплаты труда, проводил семинары в городах и районах Куйбышевской области по вопросам заработной платы в связи с переводом на новые условия оплаты труда, контролировал соблюдение законов о труде, благодаря чему на местах стало сокращаться количество лиц, уволенных с нарушением законов. Он выявлял недостатки в выполнении норм и правил по охране труда, технике безопасности, проводил проверку по расходованию средств бюджета социального страхования [8, л. 17, 30, 33].

Под особым вниманием Обкома профсоюза находились вопросы жилищно-бытового устройства педагогических работников. В результате принятых мер значительно увеличилось количество выделяемых им квартир. При большой настойчивости ректоратов и месткомов был построен дом для профессорско-преподавательского состава политехнического, авиационного, инженерно-строительного и планового институтов. В 1967 г. в Кировском районе г. Куйбышева для учителей было выделено 110 квартир, всего в области было построено 390 домов-квартир и выделено 345 квартир [8, л. 36; 9, л. 61]. Обком профсоюза контролировал правильность распределения жилья.

Важным направлением в деятельности А.Е. Бегунова в должности председателя Обкома профсоюза была организация лечения и отдыха работников просвещения. В 1967–1969 гг. в санаториях и домах отдыха по профсоюзным путевкам побывало около 8 тыс. человек. Андрей Егорович очень переживал, что не может выделить бесплатные путевки всем желающим, особенно по востребованным направлениям, поэтому поощрял создание самодеятельных лечебных баз профсоюзными комитетами учреждений образования в Трускавце, Ессентуках, Серноводске, Ялте и др. В те же годы в них отдыхало более 4 тыс. человек. Были увеличены ассигнования на организацию студенческих оздоровительных лагерей, они появились у всех вузов области и принимали ежегодно до 895 студентов в летний период. При этом стоимость путевки для студентов составляла 15–24 рубля на 24 дня. В шести пионерских лагерях профсоюза в тот же период побывало более 9 тыс. детей [8, л. 33–35; 12, л. 1; 13, л. 84].

Оценка работы А.Е. Бегунова в должности председателя Обкома профсоюза прозвучала на VI областной конференции работников просвещения (декабрь 1969 г.) в выступлении председателя Кировского райкома профсоюза А.С. Романченко: «Мне, впервые избранному председателем РК профсоюза, работа президиума была ощутима. Президиум обкома профсоюза учил нас, как надо работать, контролировал нашу работу и спрашивал с нас. Нас, кировчан, неоднократно проверяли, заслушивали на президиуме обкома по различным вопросам: о работе с кадрами; о расходовании финансовых средств; о распространении передового педагогического опыта; о школе как центре воспитательной работы… Когда приезжаешь сюда и видишь, как работает президиум обкома профсоюза, когда чувствуешь заботу, получаешь нужную помощь, видишь деловитость, а не формализм в работе, хочется еще лучше работать. Радостно на душе, когда видишь здесь хороший прием, чуткое отношение» [8, л. 85, 90]. Приведем мнение, высказанное на той же конференции: «Давайте вспомним школьную сеть 1960 года. Тогда не хватало школьных зданий, и школы работали в две–три смены. Здания сельских школ в большинстве были в аварийном состоянии. Состав учительских и руководящих кадров не отвечал требованиям. Примерно 25–27 процентов учителей… имели высшее образование. 30 процентов директоров средних, 48,3 процента восьмилетних школ не имели высшего образования. Школы плохо были обеспечены учебно-наглядными пособиями. Почти не было технических средств. Это было 10 лет назад… Сейчас мы имеем достаточно хорошую учебную базу, неплохие педагогические кадры. Все директора средних школ имеют высшее образование. Широко внедряется передовой опыт лучших учителей, применяются технические средства» [8, л. 108]. Эти положительные изменения в системе образования Куйбышевской области стали результатом усилий государства и труда всех педагогических работников, а также таких руководителей, как А.Е. Бегунов. Эта работа дала ему возможность понять проблемы и нужды образовательной отрасли. Опыт, накопленный за восемь лет, сыграл свою положительную роль при переходе к преподавательской деятельности и воспитанию будущих учителей.

Параллельно с непростой профсоюзной работой Андрей Егорович учился в заочной аспирантуре при кафедре истории СССР Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева, которую окончил в 1970 г. К этому времени за его плечами был уже полувековой путь, четверо детей. Защита диссертации стала важной целью его жизни. Писать её приходилось по ночам, ездить в командировки для работы в архивах, отрывая свободное время от семьи. Сохранилось письмо Андрея Егоровича, написанное старшей дочери Ольге, которая в это же время училась в аспирантуре в г. Ярославле. В нем он размышлял о прожитых годах и делал выводы с той целью, чтобы его дети учились на его жизненных уроках. «Главный вывод, пожалуй тот, – писал он, – что надо было раньше учиться, хотя учиться никогда не поздно, но в молодые годы просто удобнее и легче… Время… Ох, как надо ценить его! Использовать разумно, целенаправленно в первой половине века, отведенного человеку в жизни, а то потом многое не успеешь сделать. А как хочется доделать хотя бы то, что уже начато… речь, конечно, о моей работе над диссертацией… Диссертация – главная задача моей жизни теперь. И если бы мне сказали жить начинать сначала, то я бы, не колеблясь, начал её так же, с той лишь разницей, что упорней и настойчивей учился. Это мой первый, я считаю, главный вывод из пройденного жизненного пути. Второй вывод состоит в том, что надо уметь правильно строить взаимоотношения с людьми… Надо видеть в окружающих тебя людях настоящие человеческие души. В жизни ничего нет раз и навсегда данного, все дается в упорном труде…» [14].

В сентябре 1971 г. А.Е. Бегунов защитил кандидатскую диссертацию о шефской помощи города селу в Саратовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. Н.Г. Чернышевского [15; 16]. Научным руководителем Андрея Егоровича был заведующий кафедрой истории СССР, доктор исторических наук, профессор С.Г. Басин. Тема, выбранная для исследования, не была случайной для диссертанта. Она была ему очень близка, так как Андрей Егорович знал жизнь села изнутри, очень серьезно изучал его проблемы. В феврале 1972 г. ему была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. В ноябре 1973 г. он был утвержден в ученом звании доцента по кафедре истории СССР Куйбышевского государственного педагогического института.

С августа 1970 г. по август 1976 г. А.Е. Бегунов трудился в должности проректора по заочному обучению Куйбышевского педагогического института. Эта его деятельность стала логическим продолжением предыдущей. Работать со студентами-заочниками ему очень нравилось потому, что это были взрослые люди, многие с богатым жизненным опытом. С некоторыми из них у Андрея Егоровича завязывались дружеские отношения, как, например, с Н.Е. Колодиным, членом Союза журналистов страны, который посвятил ему свои стихи.

Численность студентов на заочном отделении КГПИ в 1970-е гг. постепенно росла. В 1969/1970 уч. г. она составляла 1553 человека (I–V курсы) [17, л. 1], в 1974–1976 гг. достигла 2003–2018 человек [18, л. 2; 19, л. 2], что ненамного уступает современным показателям. В отличие от сегодняшнего дня все заочники проходили обучение на бюджетной основе.

В тот период значительный процент учителей в стране, особенно тех, кто работал в сельской школе, не имели диплома о высшем образовании. Указания Министерства просвещения РСФСР об увеличении приема на заочное отделение учителей из села легли в основу деятельности института и его заочного отделения. Вместе с органами народного образования области был составлен план охвата заочным обучением учителей, не имеющих высшего образования, рассчитанный на три года. Вся работа по набору студентов-заочников проводилась в тесном контакте с областным отделом народного образования и обкомом профсоюза работников просвещения. Профессора, доценты, преподаватели, работники заочного отделения неоднократно выезжали в отдаленные школы сельских районов области для встречи с учителями, не имеющими высшего образования. С ними проводились собеседования, консультации по вопросам подготовки к вступительным экзаменам, льгот для учителей, окончивших педагогические училища, о преимуществах при поступлении для тех, кто постоянно проживает на селе. Проректор по заочному обучению А.Е. Бегунов, заведующий кафедрой истории СССР, доктор исторических наук, профессор С.Г. Басин, доцент В.К. Любимов встречались и беседовали с абитуриентами целинного совхоза «Южный», Большеглушицкой средней школы, а также с директорами и учителями истории Большеглушицкого, Борского, Ставропольского районов и г. Тольятти. Большая работа была проведена по новому приему на заочное отделение в Похвистневском районе, куда также выезжал А.Е. Бегунов. Из этого района в приемную кампанию 1973 г. было подано 35 заявлений от учителей и других работников просвещения. Около половины из них поступили в институт. Аналогичную работу под руководством ректората проводили все факультеты. Например, в Алексеевский район выезжали доктора биологических наук, профессора Л.В. Воржева, Д.Н. Флоров и др. [20, л. 31, 36–37]. И это было нормой для всего института, когда преподаватели высшей квалификации ездили в сельские районы области, чтобы привлечь в свой вуз больше достойных выпускников школ и учителей, заинтересованных в повышении своего образовательного уровня.

В целях пропаганды заочного обучения использовались областные совещания директоров школ, заведующих отделами народного образования, представителей горкомов и райкомов профсоюзов работников просвещения области, курсовые сборы учителей в Институте усовершенствования учителей. На них выступал ректор КГПИ В.В. Рябов и проректор по заочному обучению А.Е. Бегунов. Эти усилия не могли не дать результатов. Если в 1970/1971 уч. г. учителя в составе студентов-заочников составляли менее половины (47,8%) от общего количества, и их число до 1972 г. все время сокращалось, то в 1973/1974 уч. г. среди студентов-заочников КГПИ учителя стали составлять 74,7%, что на 26,9% больше! Из них трудились в сельских школах 71,4%. Это было на 10% больше, чем в 1971/1972 учебном году [21, л. 4–5]. В 1975/1976 уч. г. показатель численности работников просвещения среди студентов-заочников достиг 87,6%, увеличившись на 16,4% [22, л. 3; 18, л. 2; 19, л. 6].

Деятельность заочных отделений факультетов была на контроле ректората. Так, в сентябре 1975 г. на одном из его заседаний рассматривался вопрос о работе заочного отделения физико-математического факультета. В 1974/1975 уч. г. из 451 студента-заочника этого факультета было оставлено на второй год 145 человек и отчислен из-за неуспеваемости 41 человек. При обсуждении этой ситуации А.Е. Бегунов был вынужден прямо сказать: «Плохи дела у математиков, и это не случайно». В числе причин он назвал низкий конкурс на эту специальность, который практически отсутствовал, поскольку из 107 сдававших вступительные экзамены приняли 100 человек, т.е. почти всех. Кроме того, многие из поступавших были выпускниками педагогического училища, готовились на учителей начальных классов, и математикой специально не занимались. В итоге более половины таких студентов и оказались в числе отчисленных, не пройдя испытания даже первой сессией. В результате обсуждения ректор В.В. Рябов пришел и к такому выводу, что заочное отделение на физико-математическом факультете «находится в положении Золушки. Нужно деканату в равной мере относиться и к заочному отделению, и к дневному». А.Е. Бегунову как проректору по заочному обучению было поручено оказать помощь факультету [23, л. 26, 28–29].

В качестве повседневных вопросов, которые приходилось решать Андрею Егоровичу, были повышение качества подготовки учителей, внедрение новых учебных планов, совершенствование методов самостоятельной работы студентов-заочников, обеспечение их учебной литературой и др. С этой целью к чтению лекций и проведению семинарских и практических занятий на заочном отделении привлекались преподаватели высшей квалификации. Так, в 1971/1972 уч. г. на факультете русского языка и литературы по теории литературы со студентами-заочниками занимался профессор Я.А. Роткович, руководил спецсеминаром по творчеству В.В. Маяковского профессор И.М. Машбиц-Веров, со студентами-физиками работал профессор Б.И. Бредихин, на историческом факультете – профессора, доктора исторических наук С.Г. Басин и Н.Н. Яковлев и др. В 1973/1974 уч. г. это были 15 профессоров, из них 14 докторов наук, 71 доцент, из них 69 кандидатов наук [20, л. 23, 29; 21, л. 13].

Была проведена реорганизация в обслуживании заочников литературой в результате слияния библиотеки заочного отделения с фундаментальной библиотекой института. Специально для них стали готовиться и публиковаться учебные пособия: доктора медицинских наук, профессора Н.А. Меркуловой по возрастной физиологии, «Наш край» (С.Г. Басин, А.Е. Бегунов, Н.П. Храмкова) для заочников исторического факультета и др. [20, л. 31]. Чтобы повысить качество контрольных работ, кафедрам института было рекомендовано обязательное использование краеведческих и архивных материалов, показателей работы области, района, колхоза, совхоза, школы по месту жительства студента-заочника, а также воспоминаний участников тех или иных событий. Руководство заочного отделения считало, что переход к индивидуальной тематике снимет вопрос списывания контрольных работ, а, следовательно, и формальное отношение к ним [17, л. 13].

К середине 1970-х гг. в отчетах о работе заочного отделения стали отмечаться положительные тенденции – уменьшение отсева студентов за академическую неуспеваемость (в 1972/1973 уч. г. отсев студентов-заочников сократился в сравнении с предыдущим годом в 2,5 раза), окончание института в установленный государством срок [20, л. 68]. Этот перелом был достигнут благодаря повседневной кропотливой работе, которую проводили ректорат, в том числе проректор по заочному обучению А.Е. Бегунов, деканаты факультетов и весь профессорско-преподавательский состав института (рис. 3).

 

Рисунок 3 – А.Е. Бегунов в 1970-е годы

 

С августа 1976 г. по сентябрь 1980 г. А.Е. Бегунов преподавал на кафедре истории СССР. Он читал лекции по советскому периоду истории нашей страны, основам Советского государства и права, спецкурсы по критике буржуазной историографии советского общества, о помощи рабочих Куйбышевской области селу, которые, как говорится в отчете о работе кафедры, носили самостоятельный в научно-исследовательском аспекте характер [24, л. 22]. Когда в 1976 г. проверялась работа кафедры истории СССР, в справке по итогам проверки отмечалось, что лекция доцента А.Е. Бегунова «Обеспечение законности и правопорядка» характеризуются четкостью изложения и высокой идейностью [25, л. 85]. Лекционные и практические занятия Андрея Егоровича отличало то, что он проводил их со знанием жизни, что имело большую ценность для будущих учителей. Он был научным руководителем курсовых работ, куратором студенческих групп, в разные годы – членом партийного бюро и председателем профбюро исторического факультета [24, л. 10 об., 24, 29; 26, л. 26].

Важной стороной деятельности кафедры было взаимодействие с органами народного образования. А.Е. Бегунов неоднократно участвовал в проведении научно-методических семинаров для учителей сельских и городских школ, которые проводились Институтом усовершенствования учителей в Куйбышеве, а также в различных районах области. Например, в марте 1977 г. на межрайонной научно-методической конференции учителей истории, основ советского государства и права и руководителей школ Большеглушицкого, Большечерниговского и Волжского районов, который проводился в средней школе села Большая Глушица, он выступал перед ее участниками по проблемам школьного курса «Основы советского государства и права». В сентябре того же года темой его выступления на семинаре для учителей сельских и городских школ была «Права и обязанности граждан СССР». Аудитория таких семинаров была значительной – 100–200 человек [25, л. 7 об.; 24, л. 10, 27]. Конечно, это повышало ответственность за каждое произнесенное слово. Ответственное отношение к любому порученному ему делу отличало Андрея Егоровича всегда.

За свою педагогическую и просветительскую деятельность А.Е. Бегунов был награжден почетными знаками «Отличник народного просвещения» (1964), «Отличник просвещения СССР» (1969), множеством почетных грамот Министерств просвещения СССР и РСФСР.

В 1980–1986 гг. А.Е. Бегунов работал доцентом в Куйбышевском государственном институте культуры, преподавал историю нашей страны. Хотя педагогический стаж Андрея Егоровича (16 лет) кажется не очень большим, но этот период был очень важным в его жизни. Он стал для своих дочерей примером преподавателя высшей школы, который всегда стремится овладеть новыми научными знаниями и сделать новый шаг в своем профессиональном росте. Андрей Егорович сыграл очень важную роль в становлении своей старшей дочери, Костровой Ольги Андреевны, как преподавателя и ученого, которая с 1971 г. непрерывно трудится на кафедре немецкого языка Самарского государственного социально-педагогического университета, в 1992 г. защитила докторскую диссертацию. По пути своего отца и деда – преподавателя высшей школы – пошли и другие члены семьи Андрея Егоровича, на сегодняшний день их общий педагогический стаж составляет 245 лет.

Андрей Егорович ушел из жизни 15 июня 2002 г. Он похоронен на Городском кладбище г. Самары рядом со своей матерью, которую очень любил.

Жизненный путь любого человека – это цепочка событий, каждое звено которой неразрывно связано с остальными множеством причинно-следственных связей. Так, Великая Отечественная война стала определяющим фактором в формировании мировоззрения всего фронтового поколения, в том числе и А.Е. Бегунова. Ядром в этом мировоззрении была любовь к Отечеству. Андрей Егорович вспоминал, что, как и многие на полях сражений, он кричал тогда «За Родину! За Сталина!». Но Родина в этом возгласе миллионов советских солдат была на первом месте. Гордость за страну, сокрушившую фашизм, и одновременно боль за ее нерешенные проблемы были также составляющими этого мировоззрения. Оно было действенным, потому что абсолютное большинство фронтовиков после окончания войны делали максимум возможного для восстановления и развития своих городов и сел. Это была их новая «линия фронта» уже в мирной жизни. Для А.Е. Бегунова она проходила по сфере образования, которой он отдавал свои знания и организаторский опыт.

Жизненный путь фронтовика и работника просвещения А.Е. Бегунова демонстрирует нам такие черты поколения победителей, как верность долгу и делу, которому служишь, честность и прямота в отношениях с людьми, стремление помочь им в сложных ситуациях. Для любого фронтовика война обострила значимость таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «семья», «мирный труд». Поэтому в послевоенное время главным для них было также сохранение семьи, воспитание детей на основе тех ценностей, которые они усвоили от своих отцов и дедов. Им удалось тогда скрепить преемственность поколений, передать свой опыт и понимание жизни, выстраданное в тяжелейших испытаниях войной.

×

About the authors

Natalia Andreevna Tatarenkova

Samara State Medical University

Author for correspondence.
Email: ntatarenkova@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of History of Fatherland, Medicine and Social Sciences Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Медаль «За оборону Кавказа» // Володин А.Н., Мерлай Н.М. Медали СССР. СПб.: Печатный двор, 1997. С. 86–87.
  2. Орден Отечественной войны // Шишков С.С., Музалевский М.В. Ордена и медали СССР: справочник. Т. 1. Владивосток, 1996. С. 183–200.
  3. Фронтовой приказ № 9/н от 22.06.1943. Издан: ВС 18 А Северо-Кавказского фронта. Наградной лист // Центральный архив Министерства Обороны (ЦАМО). Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2222. Л. 52, 55.
  4. Справка о ранении в боях за Советскую Родину // ЦАМО. Ф. 33. Оп. 744807. Д. 340. Л. 195.
  5. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 9459. Оп. 1. Д. 82.
  6. Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России: учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 100 с.
  7. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 170.
  8. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 200.
  9. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 186.
  10. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 175.
  11. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 197.
  12. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 195.
  13. СОГАСПИ. Ф. 9459. Оп. 1. Д. 168.
  14. Личный архив Костровой Ольги Андреевны.
  15. Бегунов А.Е. Шефство города над селом в годы семилетки (1959–1965): на материалах Среднего Поволжья: дис. … канд. ист. наук. Саратов, 1971. 287 с.
  16. Бегунов А.Е. Шефство города над селом в годы семилетки (1959–1965): на материалах Среднего Поволжья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Саратов, 1971. 24 с.
  17. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 1712.
  18. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 400.
  19. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 532.
  20. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 162.
  21. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 267.
  22. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 61.
  23. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 448в.
  24. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 775.
  25. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 630.
  26. ЦГАСО. Ф. Р-2304. Оп. 3. Д. 910.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – A.E. Begunov – a graduate of the Kharkov Artillery School. Arrived at his place of service. The city of Proskurov (now the city of Khmelnitsky), Ukrainian SSR. 16.06.1941.

Download (685KB)
3. Figure 2 – A.E. Begunov. Moscow. 14.02.1945.

Download (649KB)
4. Figure 3 – A.E. Begunov in the 1970s

Download (491KB)

Copyright (c) 2025 Tatarenkova N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.