Principles of humanization of the educational process in the university
- Authors: Vdovin S.A.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 110-115
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686255
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141301
- ID: 686255
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the humanization of higher education as a social and moral phenomenon aimed at overcoming technocratic thinking and adaptation to modern social requirements. Two approaches to the interpretation of the humanization of education are analyzed: the social and moral approach, focusing on the value of the individual and creating conditions for his/her self-realization, and the humanitarian approach, linking humanization with strengthening the humanitarian component of education. The author's position on these approaches is substantiated, according to which the social and moral approach is a priority. The principles of humanization of the educational process at the university are interpreted as the main provisions of pedagogical theory that focus the content, forms, methods of teaching and education on the development of the student's personality as the highest value, ensuring his/her self-realization through dialogue, cooperation and integration of professional knowledge with values. A comparative analysis of the methodological principles of humanization of education and the principles of implementation of humanization of education is carried out according to such criteria as essence, purpose, functions, focus, mechanisms. Three key principles of humanization of the educational process at the university are identified and characterized: the principle of taking into account the individual and personal characteristics of the student, the principle of axiologizing the content of education and the principle of moral interaction of participants in the educational process. The content of each principle is disclosed, the rules for implementing the principles in the educational process of the university are given, as well as specific examples of the use of the presented rules. Particular attention is paid to axiologizing, which involves saturating education with value categories for the development of students' value attitudes to knowledge, profession and themselves.
Full Text
Гуманизация высшего образования в современном российском обществе представляет собой сложный и многогранный процесс, обладающий, в силу своей направленности на преодоление технократического мышления и адаптацию системы образования к актуальным социальным требованиям, глубоким значением для развития как отдельный личности, так и общества в целом.
Вопросы гуманизации образования, одним из аспектов которой является гуманизация образовательного процесса в высшей школе, становятся предметом активного обсуждения отечественных ученых на рубеже XX и XXI веков. В этот период определяются два подхода к трактовке рассматриваемого явления, которые, как мы полагаем, можно обозначить как социально-нравственный и гуманитарный. Представители первого подхода, среди которых В.П. Бездухов [1], М.Н. Берулава [2; 3], С.Г. Вершловский [4], И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова [5], Е.Б. Попов [6] и др. рассматривают гуманизацию образования как сложное и многогранное социально-нравственное явление духовной жизни общества, охватывающее различные уровни взаимодействия между индивидуальными ценностями субъектов образовательного процесса, культурными традициями и социальными нормами. При этом акцент делается на важности, значимости конкретной личности. Так, по утверждению ученых, гуманизация образования прежде всего предполагает «признание ценности конкретного ребенка, создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию» (В.П. Бездухов [1, с. 6]); помещение в центр образовательного процесса развивающегося человека, личностную центрированность процесса обучения на обучающемся (И.А. Зимняя [5, с. 39]); «опору на личностно-ориентированные технологии обучения, во главу угла ставящие личность ребенка, ее самоценность» (М.Н. Берулава [2, с. 49]).
Согласно второму подходу, нашедшему отражение в трудах А.Г. Антипьева [7], В.А. Козырева [8], А.А. Мелик-Пашаева [9], и др. гуманизация образования связана с гуманитаризацией образовательного процесса и предполагает акцент на гуманитарных дисциплинах. Так А.А. Мелик-Пашаев подчеркивает, что гуманизация возможна через трансформацию содержания образования, направленную на усиление его гуманитарной составляющей [9].
Отметим, что нам ближе первый подход, так как гуманизация образования по своей сути шире, чем гуманитаризация, поэтому не может быть сведена к последней.
Гуманизация и гуманитаризация образования представляют собой взаимосвязанные, но не идентичные понятия. Гуманизация, предполагающая построение отношений между участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и признания достоинства личности, есть процесс, направленный на формирование личности обучающегося, при котором особое внимание уделяется его индивидуальным особенностям, интересам и потребностям.
В то же время гуманитаризация выступает одним из средств осуществления гуманизации образовательного процесса, предполагая акцент на культурных началах в образовании, что достигается через изучение гуманитарных дисциплин и включение историко-культурологической компоненты в различные учебные курсы.
Таким образом, хотя гуманизация и гуманитаризация тесно связаны, они не могут быть идентичны. Более точно будет сказать, что гуманитаризация является важным средством достижения целей гуманизации образования. Гуманитаризация обеспечивает необходимую основу для формирования личности через культурные и гуманитарные знания, что в конечном итоге способствует гуманизации образовательного процесса.
Обращаясь к проблеме гуманизации образовательного процесса в высшей школе, мы будем основываться на подходе, согласно которому гуманизация есть социально-нравственное явление духовной жизни общества.
Проблема гуманизации высшего образования широко представлена в научной литературе. Это работы И.А. Бирич, рассматривающей гуманизацию высшего образования в качестве цели его реформирования [10]; И.А. Васельцовой и А.А. Полякова, обосновывающих, что гуманизация высшего образования на современном этапе является действенным фактором подготовки эффективного специалиста [11]; Н.В. Горбуновой [12; 13], М.Н. Сираевой [14], выявляющих методологические основания гуманизации системы высшего профессионального образования; В.И. Залунина, раскрывающего направления и методы гуманизации высшего образования [15]; Т.Е. Мальцевой, обнаруживающей диссипативные признаки процесса гуманизации высшего образования [16]; Н.А. Никулиной, делающей акцент на перспективах гуманизации высшего образования [17]; Н.Э. Петровой [18], М.М. Парочкиной [19], рассматривающих проблему гуманизации и гуманитаризации высшей школы; М.Р. Сельмурзаевой, А.М. Гоншоковой, Т.В. Чирковой, выделяющих в качестве механизма гуманизации системы высшего образования проектную деятельность [20] и др.
Анализ научных источников по названной проблеме показал, что при достаточно всестороннем ее рассмотрении учеными, вопрос принципов гуманизации образовательного процесса в высшей школе требует дополнительного внимания.
В контексте педагогического знания понятие «принцип» представляет собой «основное исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы» [21, с. 637]. Основываясь на данном определении, мы трактуем принципы гуманизации образовательного процесса в вузе как основные положения педагогической теории, ориентирующие содержание, формы, методы обучения и воспитания на развитие личности студента как высшей ценности, обеспечивающие его самореализацию через диалог, сотрудничество и интеграцию профессиональных знаний с ценностями.
Принципы в педагогике, основываясь на педагогических закономерностях и отражая стратегию решения образовательных задач, задают направление образовательного процесса и реализуются через правила – конкретные рекомендации по эффективному достижению целей обучения и воспитания.
Принципы как нормативные положения определяют как наиболее общую стратегию решения многочисленных и разнообразных педагогических задач, так и тактику их решения, то есть указывают как действовать наилучшим образом в соответствующих условиях. В первом случае можно говорить о методологических принципах, во втором – о принципах реализации.
Применительно к проблеме гуманизации образования методологические принципы выделяет Т.Е. Солодова, осуществив их классификацию в соответствии с элементами педагогической системы: «а) общие принципы организации учебного процесса; б) принципы содержательной организации учебного материала; в) принципы организации процесса обучения; г) принципы организации воспитательного процесса» [22, с. 248]. Исследователь выделяет в рамках каждого из элемента достаточно большое количество принципов. Так среди общих принципов организации учебного процесса присутствуют принцип учета конкретно-исторической социокультурной ситуации развития, принцип вариативности и др.; среди принципов организации процесса обучения – принцип отказа от наукоцентризма, принцип отказа от утилитарности и др.; среди принципов содержательной организации учебного материала – принцип ориентации на смыслопорождающие структуры, принцип развития творческого мышления, рефлексии; среди принципов организации воспитательного процесса – принцип самоактуализации, самореализации, принцип социальной организации жизнедеятельности студента и др.
Если Т.Е. Солодова ведет речь о методологических принципах гуманизации образования, то мы обратимся к принципам осуществления (реализации) гуманизации в условиях образовательного процесса в вузе. Прежде чем обратиться к конкретным принципам произведем сравнительный анализ методологических принципов гуманизации образования и принципов реализации гуманизации образования по таким критериям как сущность, цель, функции, направленность, механизмы (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ принципов гуманизации образования
Критерий | Методологические принципы гуманизации образования | Принципы реализации гуманизации образования |
Сущность | Фундаментальные теоретические положения, определяющие философию гуманистического образования, основанные на признании личности как высшей ценности и необходимости ее всестороннего развития | Практические ориентиры и правила, обеспечивающие воплощение гуманистических идей в конкретных педагогических действиях и организационных формах обучения |
Цель | Формирование гуманистической парадигмы образования, направленной на развитие творческой, свободной и социально ответственной личности | Создание комфортной, поддерживающей образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуального потенциала каждого студента |
Функции | Обеспечение методологической основы для построения образовательных программ и технологий, формирование гуманистической позиции педагога, систематизация педагогического процесса | Реализация гуманистических идей через конкретные педагогические методы, организацию учебного процесса, создание условий для индивидуализации и диалога |
Направленность | На личностное развитие, формирование ценностных ориентиров, развитие творческого потенциала и критического мышления студентов | На практическое создание условий для индивидуализации, диалогизации, поддержки и мотивации студентов в учебной деятельности |
Механизмы | Индивидуализация и дифференциация обучения, субъект-субъектные отношения, интеграция гуманитарных и профессиональных знаний, развитие внутренней мотивации | Использование активных методов обучения, создание комфортной психологической среды, педагогическое сопровождение, обратная связь, гибкость учебных программ |
Таким образом, методологические принципы гуманизации образования задают теоретическую основу и философию гуманистического подхода, формируют стратегические ориентиры и ценностные установки. Принципы реализации гуманизации образования конкретизируют эти идеи, обеспечивая их практическое воплощение в образовательном процессе через организацию, методы и педагогические технологии. Вместе они создают целостную систему, направленную на развитие личности студента и создание гуманистической образовательной среды вуза.
Выделим три ключевых принципа, способствующих осуществлению гуманизации образовательного процесса в вузе: принцип учета индивидуально-личностных особенностей студента, принцип аксиологизации содержания образования и принцип нравственного взаимодействия участников образовательного процесса. Дадим характеристику обозначенным принципам.
Принцип учета индивидуально-личностных особенностей студента направлен на признание и развитие уникальных качеств, потребностей и способностей каждого студента. Гуманизация высшего образования через учет индивидуальных особенностей предполагает переход от знаниево-ориентированного образования к человеко-ориентированному, где студент становится главным субъектом образовательного процесса, что позволяет не только передавать знания, формировать компетенции, но и развивать эмоциональные, социальные и творческие способности студентов. Учет индивидуальных особенностей включает в себя индивидуализацию обучения, которая предполагает создание персонализированных образовательных маршрутов, адаптированных к индивидуальным потребностям и способностям студентов, а также подразумевает использование различных образовательных технологий для удовлетворения разнообразных когнитивных стилей и стратегий студентов.
Реализация принципа учета индивидуально-личностных особенностей студента в образовательном процессе вуза как принципа гуманизации данного процесса требует соблюдения определенных правил, которые обеспечивают индивидуализацию обучения и развитие личности каждого студента. Основные правила реализации этого принципа следующие:
- Осуществление систематической диагностики личностных и профессиональных особенностей студентов (мотивация, способности, стиль мышления, темперамент, уровень знаний) на входе и в процессе обучения для корректировки педагогических методов и содержания занятий. Возможно использование анкет, тестов, наблюдения, консультаций с психологом.
- Разработка индивидуальных образовательных траекторий с учетом результатов диагностики, позволяя студентам выбирать уровень освоения дисциплины, темы проектов и формы учебной деятельности. Например, студент может выбрать углубленное изучение профильных тем или творческий проект по интересам.
- Дифференциация учебных заданий и формы контроля в зависимости от уровня подготовки и личных особенностей студентов. Можно предлагать задания разной сложности, использовать как традиционные тесты, так и творческие работы, обеспечивать возможность выбора между групповыми и индивидуальными проектами.
- Обеспечение гибкости форм и методов обучения, включая очные и дистанционные занятия, электронные образовательные ресурсы, индивидуальные консультации. В частности, для студентов с ограниченной возможностью посещения занятий предоставлять доступ к материалам в электронной среде и проводить онлайн-консультации.
- Создание условий для активизации самостоятельной работы и творчества студентов, стимулировать инициативу, нестандартные решения и самоконтроль. К примеру, поощрять участие в научных кружках, конкурсах, разработку собственных проектов и презентаций.
- Установление индивидуального контакта на уровне «преподаватель – студент», а не «преподаватель – аудитория», с учетом интересов, целей и возможностей каждого. Возможно на первых занятиях проводить беседы для выявления ожиданий и предпочтений студентов, а затем корректировать учебный процесс.
- Обеспечение прозрачной системы оценки и мотивации, включающей самоконтроль, взаимоконтроль и поощрение личностного развития. Для чего эффективно будет использование портфолио достижений, рефлексии и обратной связь для каждого студента.
- Привлечение специалистов (психологов, методистов) для диагностики и сопровождения студентов с учетом их индивидуальных особенностей.
Принцип аксиологизации содержания образования направлен на усиление ценностно-смысловой ориентации обучения. Аксиологизация включает в себя насыщение образования ценностными, смысловыми категориями, что позволяет развивать ценностное отношение студентов к познанию, к профессии и к себе. Данный принцип базируется на идее, что образование должно не только передавать знания, но и формировать устойчивую иерархию ценностных ориентаций, определяющих характер личностного роста студента и его будущей профессиональной деятельности. Аксиологизация, являясь органической частью культурологии образования, обеспечивая трансляцию ценностей культуры и способствуя развитию ценностных свойств студента, предполагает создание условий для развития аксиологического потенциала личности, определяющего жизнедеятельность студента, в том числе и будущую профессиональную деятельность.
К основным правилам реализации данного принципа мы относим следующие:
- Актуализация аксиологического ядра учебных дисциплин, предполагающая выделение в учебных программах ценностного содержания, раскрывающего профессиональные ценности, культурные смыслы и этические нормы конкретной специальности. Например, в содержании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» возможно вычленение такой ценности как ответственность, актуализация которой осуществляется, например, на занятиях по теме «Ответственность работника по управлению профессиональными рисками».
- Реализация аксиологической составляющей производственной практики, нацеленная на включение в практику элементов, которые позволяют студентам подвергать осмыслению ценностные аспекты будущей профессиональной деятельности и развивать у себя соответствующие ценностные установки. Так в рамках производственной практики будущих инженеров машиностроительной отрасли студентам предлагается при разработке станка для переработки пластиковых отходов в условиях дефицита бюджета осуществить выбор между удешевлением конструкции (использование деталей сомнительного качества) и долговечностью оборудования (ценности «честь», «достоинство», «правда»).
- Обращение на учебных занятиях к аксиологическому контексту жизнедеятельности ученого с целью показать студентам пример ученого, который может служить образцом для их собственного интеллектуального и морального роста; познакомить будущих специалистов с ключевыми ценностями научной деятельности; развить у студентов систему ценностей, которая будет определять нравственную основу их личности.
- Привлечение работодателей и общественных организаций к разработке образовательных программ, ориентированных на этические кодексы профессий и региональные культурные традиции.
- Создание на занятиях условий для ценностного самоопределения студентов, которое «происходит как за счет освоения содержания образовательных курсов, обращенных к проблемам человека, так и в процессе овладения ею (личностью. – С.В.) образовательными технологиями, стимулирующими личность к постоянной рефлексии собственной жизни во временной перспективе» [23, с. 126].
Принцип нравственного взаимодействия участников образовательного процесса направлен на создание в вузе атмосферы взаимного уважения, доверия и ответственности между всеми участниками образовательного процесса – преподавателями, студентами и администрацией. Претворение в жизнь данного принципа предполагает признание уникальности и ценности каждой личности, поощрение открытого диалога, критического мышления и совместного поиска истины, основанного на ценностях честности, справедливости, взаимоуважения, взаимопомощи и др. Нравственное взаимодействие ориентировано на развитие у студентов не только профессиональных компетенций, но и нравственных качеств, гражданской ответственности, способности к самосознанию, что позволяет им стать гармонично развитыми личностями, готовыми к конструктивному участию в жизни общества. Основные правила реализации названного принципа следующие:
- Уважение к личности студента. В частности, преподавателю необходимо избегать публичной критики студента, предоставляя конструктивную обратную связь лично.
- Обеспечение открытости и доступности преподавателей, что возможно, например, за счет организации регулярных консультаций (онлайн и оффлайн) для обсуждения не только учебных вопросов, но и проблем, возникающих у студентов; создания форума или чата для оперативного обмена информацией и ответов на вопросы и других подобных инициатив.
- Соблюдение академической честности. Четкое определение правил цитирования и оформления работ, использование систем проверки на плагиат. Проведение разъяснительной работы о недопустимости списывания и других форм академической недобросовестности.
- Развитие культуры конструктивной критики и дискуссии, что возможно через организацию дебатов, круглых столов по актуальным проблемам науки и общества, где студенты могут свободно выражать свое мнение, подкрепляя его аргументами, а также через поощрение вопросов и сомнений, высказываемых студентами в ходе лекций и семинаров.
- Организация совместных проектов студентов и преподавателей, направленных на помощь социально незащищенным группам населения, охрану окружающей среды, сохранение культурного наследия. Участие в благотворительных акциях и мероприятиях.
- Обеспечение прозрачности и справедливости оценки знаний. Например, разработка четких критериев оценки по каждой дисциплине, с которыми студенты знакомятся семестра; предоставление студентам возможности апелляции результатов экзаменов и других форм контроля знаний.
- Профилактика конфликтов и буллинга в том числе и через создание в вузе службы медиации для разрешения конфликтов между студентами, между студентами и преподавателями; через организацию тренингов по развитию коммуникативных навыков.
- Развитие эмпатии и взаимопомощи. К примеру, организация взаимопомощи между студентами (создание групп для совместной подготовки к экзаменам и др.), адресная поддержка студентов, испытывающих трудности в обучении или социальной адаптации.
Гуманизация образовательного процесса в вузе – это не просто педагогическая стратегия, это философия, которая ставит во главу угла общечеловеческие ценности. Она помогает студентам не только достигать академических целей, но и развиваться как личности. В условиях глобальных вызовов гуманизация становится необходимым элементом образовательной системы, способствующим формированию устойчивого общества, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности.
About the authors
Sergey Alexandrovich Vdovin
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor of Ecology and Life Safety Department
Russian Federation, SamaraReferences
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара; СПб.: СамГПУ, 1997. 172 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация современного образования // GESJ: Education Science and Psychology. 2016. № 3 (40). С. 45–56.
- Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: Теория. Практика / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: АППО, 1994. С. 5–14.
- Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 82 с.
- Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 2007. 47 с.
- Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98–102.
- Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог: наука, технология, практика. 1999. № 7. С. 26–32.
- Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11–18.
- Бирич И.А. Гуманизация высшего образования в качестве цели его реформирования // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. (Будва, Черногория, 1–8 октября 2019 г.) / отв. ред. и сост. Е.Я. Григорьева. М.: МГПУ, 2022. С. 17–26.
- Васельцова И.А., Поляков А.А. Гуманизация высшего образования как фактор подготовки эффективного специалиста в современных условиях // Наука и образование транспорту. 2024. № 2. С. 222–223.
- Горбунова Н.В. Гуманизация подготовки студентов как принцип построения современных образовательных систем // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81–2. С. 194–197.
- Горбунова Н.В. Методологические аспекты гуманизации системы высшего профессионального образования // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 12–14.
- Сираева М.Н. Методологические основы гуманистической парадигмы высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 68.
- Залунин В.И. Проблемы гуманизации высшего образования в современном российском обществе: факторы, основные направления и методы // Образование и педагогика: теория, методология, опыт. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 59–71.
- Мальцева Т.Е. Диссипативные признаки процесса гуманизации высшего образования // Человек. Наука. Социум. 2020. № 2 (4). С. 149–170.
- Никулина Н.А. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования: проблемы и перспективы // Наука в современном информационном обществе: мат-лы XXIII междунар. науч.-практ. конф. North Charleston: LuluPress, Inc., 2020. С. 89–92.
- Петрова Н.Э. О гуманитаризации и гуманизации высшего профессионального образования // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. V междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 25–26 мая 2023 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. С. 211–214.
- Парочкина М.М. Проблема гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования: пути решения // Современный ученый. 2021. № 2. С. 15–20.
- Сельмурзаева М.Р., Гоншокова А.М., Чиркова Т.В. Проектная деятельность как практический механизм гуманизации системы высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 418–421.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Солодова Т.Е. Методологические принципы гуманизации образования // Философия образования. 2008. № 1 (22). С. 245–251.
- Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 124–128.
Supplementary files
