Pedagogical conditions for the implementation of the ethical and pedagogical approach to the moral education of university students
- Authors: Tsepkova A.N.1
-
Affiliations:
- Samara State University of Economics
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 185-189
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686271
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141314
- ID: 686271
Cite item
Full Text
Abstract
The article substantiates the role of education in higher education in the formation of a generation of specialists for whom moral norms, ethical values and professionalism are inseparable. The importance of scientific approaches to the organization of the educational process at the university is revealed to ensure the methodological validity, purposefulness and effectiveness of student education, scientific approaches to education in higher education are identified (systemic, axiological, synergetic, ethical and pedagogical, etc.) and the need to determine the pedagogical conditions for the implementation of the ethical and pedagogical approach to the moral education of university students is argued. Based on the scientific provisions of V.P. Bezdukhov, O.K. Pozdnyakova, A.I. Salov, L.L. Khoruzhey, I.M. Shadrina on the essence, content, purpose of the ethical and pedagogical approach and the features of its application in higher education, identifies the pedagogical conditions for the implementation of the ethical and pedagogical approach to the moral education of university students: 1) creation of a moral and value educational space, 2) ensuring the integration of ethical and professional knowledge in the educational process of the university, 3) development of students' ability for ethical reflection, 4) ensuring the ethical content of the pedagogical activity of a university teacher, 5) involvement of students in the process of both classroom and extracurricular activities in moral relations.
Full Text
В условиях информационной турбулентности, социальных вызовов и глобальных изменений особенно востребован специалист, способный сохранять нравственную устойчивость в самых разных жизненных и профессиональных ситуациях, критически мыслить и брать на себя ответственность за свои поступки. Формирование личности такого специалиста как человека и профессионала невозможно без целенаправленной воспитательной работы, интегрированной в образовательный процесс высшей школы.
В современном российском вузе воспитание студентов становится все более значимым компонентом подготовки специалиста, способного не только к профессиональной деятельности, но и к ответственному участию в жизни общества.
Выпускник высшей школы должен не только обладать знаниями и навыками, необходимыми в профессии, но и уметь делать нравственный выбор, быть честным, справедливым, проявлять гражданскую позицию и социальную ответственность. Как подчеркивается в Примерной рабочей программе воспитания в образовательной организации высшего образования: «Цель воспитательной работы – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии» [1].
Воспитание в вузе определяет образовательное пространство, в котором студенты учатся не только анализировать профессиональные ситуации, но и принимать решения, руководствуясь задаваемые обществом моральными принципами и внутренними нравственными установками. Кроме того, вузы становятся площадкой для формирования новых общественных лидеров, способных не только адаптироваться к изменениям, но и инициировать их, опираясь на ценности гуманизма, уважения к личности и служения Отечеству. В этом контексте воспитательная деятельность приобретает стратегическое значение: она не только поддерживает профессиональное становление специалиста, но и создает основу для гармоничного развития личности студента как нравственной личности, гражданина и патриота. Таким образом, воспитание студентов в вузе становится фундаментом для формирования нового поколения специалистов, для которых моральные нормы, нравственные ценности и профессионализм неразделимы, а личностная зрелость и гражданская ответственность являются неотъемлемыми составляющими профессиональной идентичности.
Решение столь важной проблемы требует обращения к научным подходам к нравственному воспитанию студентов, поскольку научный подход обеспечивает методологическую обоснованность, целенаправленность и результативность воспитательной работы, позволяет интегрировать учебную и внеучебную деятельность, использовать оптимальные формы и методы воспитания, а также создавать условия для самовоспитания и развития нравственных качеств студентов.
Современные исследователи проявляют стабильный научный интерес к научным подходам, реализация которых в воспитательном процессе высшей школы обеспечивает формирование личности студента, в которой черты нравственного человека сочетаются с компетенциями специалиста высокой квалификации. Речь идет как о подходах к организации воспитательного процесса в вузе в целом, так и о подходах непосредственно к нравственному воспитанию студентов. Перечислим основные подходы:
- системный подход (Е.Н. Карпанина, И.Н. Ронь [2], Т.П. Макарова [3], С.Г. Суханова [4]);
- синергетический подход (Е.А. Белевич [5], Т.Н. Поборончук, Е.С. Пинчук [6]);
- компетентностный подход (Л.М. Царева [7], А.Ф. Шарафеева [8]);
- этико-педагогический подход (В.П. Бездухов, О.К. Позднякова [9], О.К. Позднякова [10], А.И. Салов [11], Л.Л. Хоружая [12], И.М. Шадрина [13]);
- событийный подход (Т.Ю. Алексеева [14]);
- средово-пространственный подход (Е.В. Баранова [15]);
- интегративный подход (В.С. Бурдина [16]);
- аксиологический подход (Н.А. Бобровская, Ж.Н. Кандаурова [17]);
- культурно-гуманистический подход (Н.М. Эгамбердиева, Х.Т. Исмоилова [18]).
Отметим, что нами выявлены возможности личностно-ориентированного похода в организации воспитательного процесса в вузе [19], а также раскрыты сущность и содержание этико-педагогического подхода к ориентации студентов педагогического вуза на реализацию идей личностно ориентированного образования. Полагаем, что последний обладает воспитательным потенциалом не только в рамках профессиональной подготовки будущих учителей, но и в организации воспитания в вузах самого разного профиля. Поэтому считаем важным в аспекте формирования личности студента вуза как человека нравственного и грамотного профессионала определить педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза.
Определению педагогических условий должен предшествовать анализ научных взглядов ученых на этико-педагогический подход и специфику его применения в вузе.
Особенности реализации этико-педагогического подхода в условиях педагогического вуза рассматриваются в статьях О.К. Поздняковой, как в личной [10], так и в соавторстве с В.П. Бездуховым [9]. О.К. Позднякова раскрывает потенциал этико-педагогического подхода применительно к проблеме формирования нравственного сознания будущих учителей, акцентируя внимание на сопряжении теории педагогической морали с педагогической теорией и обосновывая, что предназначение «этико-педагогического подхода в формировании нравственного сознания будущего учителя – наполнить педагогическим содержанием его личностные формы» [10, с. 399]. В статье О.К. Поздняковой в соавторстве с В.П. Бездуховым этико-педагогический подход предстает в приложении к проблеме формирования ценностных ориентаций будущих учителей. Ученые выявляют структуру данного подхода, обосновывая ее в контексте философского и конкретно-научного уровней методологии. Выбор философского уровня аргументируется тем, что этика относится к философским наукам. Предпочтение конкретно-научного уровня объясняется тем, что этическая составляющая рассматриваемого подхода «как придает направленность педагогической его составляющей, так и наполняет эту составляющую этическим и моральным содержанием» [9, с. 19]. В.П. Бездухов и О.К. Позднякова доказывают, что реализация этико-педагогического подхода в образовательном процессе педагогического вуза способствует освоению студентами этический категорий и понятий морали.
В контексте профессионального педагогического образования рассматривает этико-педагогический подход и И.М. Шадрина, которая ведет речь о назначении, сущности и содержании этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя. Так его содержание образуют этическое отношение и нравственные отношения, а назначением является развитие у будущего учителя способности к морально-педагогической рефлексии [13, с. 45]. Что касается сущности рассматриваемого подхода, то ученый видит ее в направленности этико-педагогического подхода «на развитие способности студента 1) к пониманию того, что осваиваемые им понятия морали обладают значением ценностей, являющихся критериями морально-педагогической рефлексии <…>; 2) к пониманию того, что в принципах человечности, благородства и морального взаимопонимания будущий учитель «образует» себя, а в нравственных правилах – «воспитывает» себя <…>» [13, с. 45].
А.И. Салов также ведет речь о назначении, сущности и содержании этико-педагогического подхода. Но в отличии от И.М. Шадриной, обращается уже не к будущим, а к действующим педагогам, решая проблему формирования этического мировоззрения учителя. Назначение этико-педагогического подхода, заключающееся в создании преподавателем «нравственно-ценностного педагогического пространства, содержание которого образуют выходящие за грань педагогической деятельности, обеспечивающие нравственный порядок в отношениях между педагогом и учащимися, между людьми предельные смыслы жизни или "ценности ценностей" как отношения» [11, с. 20], по утверждению А.И. Салова, создает ориентир для деятельности преподавателя вуза по воспитанию студентов.
Л.Л. Хоружая рассматривает этико-педагогический подход несколько в ином ключе – применительно не только к педагогическому образованию, но и к высшему профессиональному образованию в целом, обосновывая, что данный подход, представляя собой единство мотивационно-ценностной, когнитивной и инструментально-операционной составляющих, «является методологической основой модернизации содержания профессионального образования, наполнения его этическим и моральным знанием, ценностными смыслами» [12, с. 19].
Мы, со своей стороны, обосновали, что сущность этико-педагогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования заключается в том, что он обеспечивает «выявление студентами нравственных критериев ориентации на реализацию идей личностно ориентированного образования как должного, овладение будущими учителями знанием о понятиях добра, пользы, чести, достоинства и т.д. <…>, принимающих значение ценностей. <…> овладение студентами методами приобщения школьника к "миру воплощенных ценностей", придающего знанию <…> личностный смысл; методами развития личностных форм нравственного сознания школьника; методами организации восхождения учащегося к культуре» [20, с. 41]. Содержание же данного подхода образуют воспроизводимые в процессе освоения студентами понятий морали «нравственные отношения, в которых школьник как конкретное лицо обретает ценностное значение и нравственные характеристики, являющиеся объектом осмысления и оценивания для нравственного сознания учителя, студента» [20, с. 42].
Основываясь на раскрытых выше научных положениях относительно этико-педагогического подхода и особенностях его применения в высшей школе, выявим педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза.
- Создание нравственно-ценностного воспитательного пространства вуза обеспечивает не только усвоение студентами норм и ценностей морали, но и их «проживание», наделение личностным смыслом. Содержание такого пространства наполняется ценностями, которые, приобретая для студентов личностный смысл, определяют их поступки. Проживание студентов в рамках названного пространства способствует повышению уровня их нравственности, развитию и становлению личностных качеств, прежде всего, нравственных. Создание нравственно-ценностного воспитательного пространства возможно только в результате целенаправленной деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.
- Обеспечение интеграции этического и профессионального знания в образовательном процессе вуза способствует тому, что моральные нормы становятся критериями рефлексии студентами своей квазипрофессиональной и будущей профессиональной деятельности. Интеграция этического и профессионального знания предполагает целенаправленное соединение знаний о морали, этических принципах и ценностях с профессиональными знаниями и умениями будущего специалиста. Реализация данного условия предполагает актуализацию знаний студентов о морали, нравственности, этике, об их категориях и нормах. Мы говорим об актуализации знаний, а не об их формировании, так как, естественно, что к моменту поступления в вуз данные знания в том или ином виде (чаще в виде обыденных представлений) присутствуют у студентов. Необходимо создать условия для того, чтобы знания эти стали значимыми для будущих специалистов. Знание, например, о добре, обретая личностный смысл для студента, принимает форму ценности, мотивирующей его деятельность, в том числе и профессиональную. В этом случает профессиональная деятельность осваивается студентом не только как система умений и технологий, но и как область, требующая моральной оценки, личной ответственности и ориентации на нравственные ценности. Этическое знание придает направленность профессиональному знанию, становится его методологической основой, а профессиональное знание наполняется моральным, нравственным содержанием. При этом этические категории (добро, справедливость и др.) становятся критериями для анализа студентов профессиональной деятельности.
- Развитие у студентов способности к этической рефлексии позволяет им оценивать свои поступки, отношения и действия в профессиональной сфере через призму этических норм, в том числе и норм профессиональной этики. Этическая рефлексия предполагает не просто знание этических категорий, а их глубокое личностное осмысление, внутреннее принятие и способность применять их в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. При этом важно, чтобы студент научился видеть в понятиях морали не абстрактные истины, а реальные ориентиры для самооценки и саморазвития. Этическая рефлексия формируется через постоянное соотнесение своих мотивов, целей, поступков с высшими нравственными идеалами, через самоанализ и критическое осмысление личного опыта, а также через обсуждение и решение моральных дилемм, возникающих в учебной и профессиональной деятельности.
- Обеспечение этического наполнения педагогической деятельности преподавателя вуза способствует тому, что преподаватель выступает как нравственный лидер и наставник, способствующий формированию у студентов устойчивых нравственных ориентиров и овладению нормами профессиональной этики. Преподаватель вуза выступает не только носителем знаний, но и нравственным ориентиром для студентов. Его личностные качества, уровень нравственного развития, умение проявлять педагогический такт и этическую культуру общения формируют у студентов модель профессионального и личностного поведения. Преподаватель должен предвидеть последствия своих педагогических действий, выбирать наиболее нравственно оправданные способы взаимодействия со студентами, проявлять требовательность без унижения, внимательность без излишней демонстративности, а также уместное использование убеждений и поощрений. Все это в комплексе обеспечивает гармоничное и уважительное общение субъектов образовательного процесса, стимулирующее внутреннюю мотивацию студентов к нравственному саморазвитию.
- Вовлечение студентов в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности в нравственные отношения, воспроизводимые студентами в процессе овладения понятиями морали, категориями профессиональной этики, способствует тому, что другой человек обретает для студента ценностное значение и нравственные характеристики. Нравственные отношения не возникают стихийно, а формируются и закрепляются через систематическое взаимодействие студентов с преподавателями, сверстниками и профессиональным сообществом. Воспроизводство этих отношений означает, что студенты не только усваивают нормы морали и категории профессиональной этики, но и активно реализуют их в поведении, коммуникации и принятии решений, что закрепляет этические категории в их профессиональном сознании. Вовлечение осуществляется поэтапно: от знакомства с этическими категориями и нормами морали до их активного воспроизведения в различных ситуациях.
На практике выделенные педагогические условия находят проявление в интеграции в содержание учебных дисциплин материалов нравственной, этической направленности; в организации дискуссий, тренингов, ролевых и деловых игр, анализа этических кейсов, а также вовлечения студентов в проектную, волонтерскую и социально значимую деятельность. Большое значение имеет личный пример преподавателя, его участие в воспитательной работе, создание атмосферы доверия, уважения и поддержки в образовательном процессе. Важную роль играют коллективные традиции, совместные мероприятия, поддержка студенческих инициатив, а также постоянная обратная связь и рефлексия, позволяющие студентам осмысливать и применять нравственные нормы в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза является неотъемлемым условием формирования современного специалиста, сочетающего в себе профессиональную компетентность и зрелую нравственную позицию. Анализ научных подходов и практических механизмов организации воспитательной работы в вузе позволил выделить комплекс педагогических условий, реализация которых обеспечивает эффективность этико-педагогического подхода. К ним относятся создание нравственно-ценностного воспитательного пространства, интеграция этического и профессионального знания, развитие у студентов способности к этической рефлексии, обеспечение этического наполнения деятельности преподавателя, а также системное вовлечение студентов в нравственные отношения, воспроизводимые в процессе овладения категориями профессиональной этики. Каждое из выделенных педагогических условий не только способствует формированию у студентов устойчивых нравственных установок, но и наполняет профессиональную подготовку ценностным содержанием, формируя целостную личность, способную к саморазвитию и осознанному служению обществу. Таким образом, этико-педагогический подход в высшем образовании выступает не просто методологией воспитательной работы, а стратегией формирования нового поколения специалистов, для которых профессионализм неразделим с нравственностью, что делает их способными не только к эффективной профессиональной деятельности, но и к осознанному, ответственному участию в жизни общества.
About the authors
Anzhelika Nikolaevna Tsepkova
Samara State University of Economics
Author for correspondence.
Email: zepkovaan@mail.ru
candidate of pedagogical sciences, lecturer of Department of Faculty of Secondary Vocational and Pre-Vocational Education
Russian Federation, SamaraReferences
- Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. М., 2021. 14 с.
- Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 12–2. С. 205–207.
- Макарова Т.П. Системный подход к процессу воспитания субъекта культуры и реализация его в современном вузе // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 3. С. 192–195.
- Суханова С.Г. Системный подход к нравственному воспитанию в техническом вузе // Проблемы обеспечения качества высшего образования в условиях реализации ФГОС: мат-лы 57-й науч.-метод. конф. (Новосибирск, 4 февраля 2016 г.). Новосибирск: СГУТиИ, 2016. С. 399–403.
- Белевич Е.А. Синергетический подход к духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 62–64.
- Поборончук Т.Н., Пинчук Е.С. Методологическая основа воспитания студентов в вузе: синергетический подход // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 1 июня 2019 г.) / под общ. ред. Т.Г. Арутюняна. Красноярск: СГУНиТ им. М.Ф. Решетнева, 2019. С. 271–273.
- Царева Л.М. Компетентностный подход к осуществлению нравственного воспитания студентов медицинского вуза средствами иностранного языка // Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. Вып. 17. Рязань: РГМУ им. И.П. Павлова, 2016. С. 76–80.
- Шарафеева А.Ф. Компетентностный подход к воспитанию в педагогическом вузе // Казанский педагогический журнал. 2007. № 6 (54). С. 100–105.
- Бездухов В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика. 2010. № 6. С. 15–26.
- Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию нравственного сознания будущего учителя // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы: мат-лы науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 апреля 2009 г.). В 2 ч., ч. 1. М.: МПСИ, 2009. С. 394–399.
- Салов А.И. Концепция и модель формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2018. 50 с.
- Хоружая Л.Л. Особенности реализации этико-педагогического подхода в профессиональном образовании // Pedagogika. 2013. № 112 (4). С. 14–21.
- Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 29 июня 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 43–47.
- Алексеева Т.Ю. Событийный подход в воспитании студентов педагогического вуза // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: мат-лы II всерос. междисциплинар. науч. конф. (Омск, 3 декабря 2020 г.). Омск: ОмГПУ, 2020. С. 45–49.
- Баранова Е.В. Организация нравственного воспитания студентов технического вуза на основе средово-пространственного подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 4. С. 123–126.
- Бурдина В.С. Интегративный подход к организации нравственного воспитания студентов в вузе // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: мат-лы междунар. молодеж. аграрного форума: сб. науч. ст. (Мичуринск, 8–10 ноября 2017 г.) / под ред. В.А. Бабушкина. Мичуринск: МГАУ, 2018. С. 45–49.
- Бобровская Н.А., Кандаурова Ж.Н. Реализация аксиологического подхода в организации процесса воспитания в вузе // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход – 2021: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 25 июня 2021 г.). Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова, 2021. С. 118–121.
- Эгамбердиева Н.М., Исмоилова Х.Т. Духовное воспитание студентов педагогических вузов на основе культурно-гуманистического подхода // Проблемы педагогики. 2019. № 4 (43). С. 45–50.
- Цепкова А.Н. Личностно-ориентированный подход к организации процесса воспитания студентов вуза // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы семнадцатой междунар. науч.-практ. конф. (г. Самара, 19–20 октября 2022 г.). Самара: СГСПУ, 2022. С. 79–83.
- Цепкова А.Н. Этико-педагогический подход к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2013. № 1 (03). С. 39–43.
Supplementary files
