Peculiarities of the formation of the civic position of schoolchildren by means of local history materials in English
- Authors: Kulaeva O.A.1, Portnov I.A.2, Yaryshkina S.V.2
-
Affiliations:
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Secondary School «Educational Center "Southern City"» of Pridorozhny Village of Volzhsky District of Samara Region
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 148-155
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686264
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141307
- ID: 686264
Cite item
Full Text
Abstract
This article is devoted to the peculiarities of the formation of the civic position of schoolchildren by means of local history materials in English. By learning the history, culture and traditions of their region, students develop a sense of belonging and responsibility to their community. In addition, local history helps to preserve and popularize the heritage of the small homeland, contributing to a deeper understanding of the past and present life of the region. Incorporating local history into the curriculum not only broadens students' knowledge, but also develops critical thinking, tolerance and civic engagement. When young people learn about the history and achievements of their ancestors, they are more likely to recognize the importance of being actively involved in shaping the future of their community. By studying the region, students can also learn valuable lessons about environmental conservation, social justice and community development. By studying the unique features of their region, children develop a sense of pride in their cultural heritage, and motivation to contribute as much as possible to its preservation and development. As a result, in the modern educational environment, one of the most important goals is the formation of the civic position of schoolchildren. The authors of the article offer a fragment from the author's program developed for students of the 8th grade of a comprehensive school. The program offers a set of tasks based on local history material about famous personalities of the Samara province who were born or lived in the region in the late 20th and early 21st centuries; as well as iconic geographical locations of the Samara Region. The article presents material for lessons in the framework of extracurricular activities or for independent work of students of general educational organizations. By completing the study of each Module, the authors propose the creation of creative and design works.
Full Text
Понятие «гражданская позиция школьников» представляет собой комплексный набор убеждений, ценностей и навыков, которые формируются в процессе взаимодействия учеников с социокультурной средой и образовательной средой. По мнению ученых Н.А. Годуновой [1], П.А. Корниенко [2], Е.В. Воротниковой [3], Т.Г. Борисовой, Т.Б. Кузнецовой [4], по своему содержанию формирование гражданской позиции включает формирование чувства любви к Родине, потребности в труде на благо общества, понимания своих гражданских обязанностей, ответственное исполнение своего гражданского долга и осознание того, что от твоих поступков и деятельности зависит не только собственная судьба, но и окружающих людей и страны в целом. Гражданская позиция включает в себя осознание значимости активного участия в жизни общества, уважение прав и свобод других людей, готовность к диалогу и конструктивному взаимодействию.
Формирование гражданской позиции у школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. Гражданская позиция помогает школьникам понять свою принадлежность к обществу, осознать свою значимость и ответственность за его состояние и развитие. Она способствует развитию у школьников эмпатии, уважения к окружающим, толерантности, а также умению решать конфликты мирным путем и строить диалог [5; 4].
Гражданская позиция школьников формируется в процессе обучения, воспитания и социализации. Она включает в себя не только знание основных прав и обязанностей граждан, но и готовность действовать в соответствии с этими знаниями. Главную роль в формировании гражданской позиции играют школа, учителя, родители, общество в целом [6, с. 138–139].
Обсуждение актуальных проблем и событий, участие в социальных проектах и мероприятиях способствуют развитию гражданской позиции у школьников. Важно, чтобы ученики понимали, что их мнение имеет значение, они могут влиять на происходящее в обществе и принимать активное участие в его жизни.
Поэтому развитие гражданской позиции у школьников необходимо в рамках формирования личности и готовности стать полноценными участниками гражданского общества.
Мы проанализировали комплекс внеурочных занятий, которые, по мнению министра просвещения России С.С. Кравцова, призваны сформировать у школьников гордость за Россию, в увлекательной форме познакомить с историей, традициями и культурным наследием страны, а также побудить детей самостоятельно искать исторические факты и больше читать [7].
Образование в школе не только должно обеспечивать получение знаний в различных областях, но и играть важную роль в формировании активного гражданина, способного принимать обоснованные решения, уважать законы общества и участвовать в общественной жизни. В этом контексте краеведческий материал является важным элементом образовательного процесса.
Изучение краеведческого материала может способствовать формированию гордости за родной край (которая будет инициирована знакомством с богатой историей, достопримечательностями, традициями и культурой своего родного края помогает школьникам развить чувство гордости за место, где они живут; учащиеся начинают ценить уникальность и красоту своего родного края, что способствует формированию гражданской идентичности); укреплению патриотических чувств; уважению к культурному наследию; поддержанию духовных и нравственных ценностей. Именно краеведческий материал позволяет учащимся увидеть связь между предками, их деятельностью и современным обществом, осознать ценность культурного наследия своего края и понять, насколько важно его сохранение и передача следующим поколениям; знание о героическом прошлом, борьбе за независимость или специфике культуры своего края способствует формированию патриотических убеждений у школьников [8, с. 91].
Кроме того, изучение краеведческого материала может стимулировать школьников к активному участию в жизни своего региона: они могут принимать участие в различных мероприятиях, защищать и сохранять памятники истории и культуры, а также участвовать в общественных инициативах. Таким образом, школьники могут преобразовывать свое окружение, делая его более гармоничным и развитым благодаря своей активной гражданской позиции [3, с. 83–84].
Изучив понятие «гражданская позиция школьников», исследовав эффективность метода внеурочных занятий в формировании гражданской позиции у школьников, а также рассмотрев роль краеведческого материала в контексте формирования гражданской позиции школьников, можно сделать следующие выводы:
- Гражданская позиция школьников формируется через обучение, воспитание и социализацию, включая чувство любви к Родине, понимание гражданских обязанностей и ответственное исполнение гражданского долга [9, с. 130–131];
- Внеурочные занятия играют важную роль в развитии гражданской позиции школьников, способствуя развитию коммуникативных навыков, критического мышления и социальной ответственности;
- Краеведческий материал помогает школьникам уважать свой край, развивать патриотизм и ценностные ориентации [6, с. 138].
Проанализировав работы таких авторов, как И.В. Кожанов, М.Б. Кожанова, Т.Н. Петрова и др. [10], Т.А. Мирошина [11] и П.А. Корниенко [2], а также зарубежных авторов M.S. Branson [12] и D. Ravitch [13], мы пришли к выводу, что в современном мире важность гражданской активности и социальной ответственности трудно переоценить. Как будущие граждане и лидеры, учащиеся должны обладать навыками и осведомленностью, необходимыми для того, чтобы ориентироваться во все более сложном обществе. Одной из эффективных платформ для повышения такой осведомленности может стать занятие по английскому языку. Процесс формирования гражданской позиции у школьников посредством изучения английского языка включает в себя не только овладение языком, но и развитие критического мышления, культурной осведомленности и понимания глобальных проблем [10, p. 60]. Начнем с того, что изучение английского языка предоставляет учащимся доступ к огромному количеству информации, точек зрения и повествований со всего мира. Это важно для воспитания информированных граждан. Знакомясь с разнообразными текстами, учащиеся могут столкнуться с различными социальными, политическими и экономическими проблемами, которые формируют глобальный дискурс. Темы могут варьироваться от изменения климата и прав человека до движений за социальную справедливость. Изучая эти вопросы на английском языке, учащиеся не только совершенствуют свои языковые навыки, но и начинают лучше понимать окружающий мир [11, с. 116]. Кроме того, на занятиях по английскому языку часто используются материалы, рассказывающие об исторических и современных деятелях, оказавших влияние на общественные движения. Например, чтение о таких активистах, как Мартин Лютер Кинг (младший), Нельсон Мандела, позволяет учащимся оценить силу индивидуальных действий в осуществлении социальных изменений. Эти обсуждения могут привести к размышлениям о собственной роли студентов в их сообществах, побуждая их задуматься о том, как они могли бы внести позитивный вклад. Анализируя стратегии и ценности этих деятелей, учащиеся могут начать определять свои собственные гражданские убеждения и закладывать основу для личного участия. Кроме того, практика дебатов и дискуссий на уроках английского языка имеет решающее значение для формирования сильной гражданской позиции. Когда студентов поощряют высказывать свое мнение по спорным вопросам, они учатся четко формулировать свои мысли и прислушиваться к различным точкам зрения. Это не только улучшает их языковые навыки, но и развивает критическое мышление. Обсуждая такие вопросы, как иммиграция, гендерное равенство или экологическая политика, учащиеся должны проводить исследования, формулировать аргументы и уважительно взаимодействовать со своими сверстниками. Такой динамичный обмен идеями помогает формировать культуру диалога и взаимопонимания, которые являются важнейшими составляющими активной гражданской позиции. Более того, внедрение проектного обучения может еще больше повысить гражданскую активность учащихся. Преподаватели могут разрабатывать проекты, в которых учащиеся должны исследовать проблемы сообщества, брать интервью у местных лидеров или даже участвовать в мероприятиях по обучению в сфере обслуживания. Такой практический подход позволяет учащимся увидеть непосредственное влияние гражданской активности и воспитывает чувство ответственности перед своими сообществами. Например, в рамках проекта учащиеся могут проводить опросы о проблемах окружающей среды в своей школе и предлагать решения местным властям. Такие занятия не только укрепляют языковые навыки, но и прививают чувство самостоятельности и связи с общественным окружением [12, p. 5]. Нельзя игнорировать роль технологий в повышении гражданской активности посредством изучения английского языка. Цифровые платформы предоставляют студентам возможность общаться со сверстниками по всему миру, способствуя межкультурному диалогу и сотрудничеству. Общение с иностранными студентами посредством видеоконференций, социальных сетей или совместных проектов позволяет им получить представление о различных культурах и перспективах. Понимание глобальной гражданственности имеет решающее значение в современном взаимосвязанном мире, и изучение языка предоставляет инструменты для таких жизненно важных бесед. Наконец, учителя играют важную роль в формировании гражданской позиции учащихся. Создавая инклюзивную и благоприятную обстановку в классе, педагоги могут поощрять учащихся свободно делиться своими мыслями и опытом. Педагоги могут моделировать гражданскую активность, участвуя в школьных инициативах, выступая в защиту общественных интересов или привлекая общественных спикеров. Эти действия демонстрируют студентам ценность того, чтобы быть активным участником жизни общества [13, p. 17]. В заключение отметим, что занятия английским языком предоставляют множество возможностей для развития гражданской активности учащихся. Знакомясь с различными точками зрения, участвуя в критических дискуссиях, реализуя общественные проекты и используя технологии для установления глобальных связей, учащиеся могут развивать сильную гражданскую идентичность. Преподаватели обязаны использовать эти возможности, помогая учащимся не только овладеть английским языком, но и стать информированными, активными гражданами, готовыми вносить позитивный вклад в развитие своего сообщества и мира в целом. Навыки и ценности, привитые в этих классах, сослужат хорошую службу учащимся, когда они вступят в роль лидеров следующего поколения и инициаторов перемен [2, с. 31].
Учебно-методический комплекс «Spolight 8» (Английский в фокусе. 8 класс) состоит из печатных и мультимедийных компонентов: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа 5–9 (программа размещена на официальном сайте издательства «Просвещение», аудио сопровождение, книга для учителя, языковой портфель, книга для чтения («Кентервильское привидение»), тренировочные упражнения в формате ОГЭ. Комплекс рассчитан для учащихся общеобразовательных школ. Структура учебника представлена восьмью модулями, которые раскрывают тематику соответствующего раздела, содержат информационный тематический материал о стране изучаемого языка. Каждый модуль в свою очередь имеет следующие подразделы: чтение, работа с лексикой; аудирование, устная речевая практика; грамматика; лексика, устная речевая практика; письмо; словообразование, культура, дополнительный (внеурочный) метапредметный материал по теме модуля; тест по модулю.
Модули комплекса посвящены следующим темам: «Socialising», «Food and Shopping», «Great Minds», «Be Yourself», «Global Issues», «Culture Exchanges», «Education», «Pastimes». Основными задачами УМК являются не только развитие рече-коммуникативных навыков, но также знакомит учащихся с аутентичным материалом не только России, но и других стран; позволяет понять учащимся, что иностранный (английский) язык можно использовать как средство изучения других предметных областей (дисциплин).
Все восемь модулей начинаются со страницы, которая помогает погрузиться во все виды речевой деятельности и тезисно дает представление учителю и учащемуся какие грамматические, лексические направления будут изучаться и какие навыки будут совершенствоваться.
Первое занятие каждого модуля начинается с текста с до- и послетекстовыми упражнениями. После раздела «Чтение» авторы учебника предлагают ряд лексических упражнений, которые помогают учащимся расширять свой словарный запас и сделать его активным.
Раздел «Аудирование и речевая практика» тщательно отрабатывает композиционную и логическую структуру речевого высказывания – диалога.
Раздел, посвященный грамматическому материалу, начинается с текста разных форматов (комикс, научно-познавательный, информационный), дается теоретическое объяснение грамматических особенностей и конструкций. Стоит отметить, что грамматика отрабатывается на различных видах упражнений: раскрыть скобки, заполнить пробелы, составить высказывания/предложения. Материалом упражнений служат отдельные предложения, диалоги, тексты (письма). Данный материал позволяет учащимся свободно употреблять грамматические явления в письменной и устной речи. Для закрепления материала в учебнике есть приложение с дополнительными упражнениями по грамматике. Подобные упражнения помогают учащимся окунуться в естественные ситуации, пользуясь живым языком с аутентичными лексическими и грамматическими конструкциями в практике разговорной речи на темы ежедневного характера.
Раздел «Лексика и устная речевая практика» дает возможность учащимся расширить свой словарный запас, вводится дополнительная грамматическая тема и, что очень важно, присутствует работа над идиоматикой языка. Ведь именно использование идиоматических, устойчивых словосочетаний/высказываний делает речь близкой или полностью аутентичной.
Раздел «Письмо» от модуля к модулю усложняет и увеличивает текст, который должен написать учащийся. Например, в первом модуле – это открытка (30–40 слов), во втором – письмо (100–120 слов), в третьем – история (120–180 слов) и т.д.
В первую очередь раздел знакомит учащихся с особенностями стиля письменного задания, структурой, компонентами; предлагаются вводные слова, необходимые конструкции и прочее. Эти данные предлагаются учащимся с пояснением значения, примерами упражнения на их практическое применение.
Разнообразие письменных итоговых текстов позволяет учащимся четко разграничивать официальный и неофициальный стили речи. Данная практика полезна как для письменной, так и для устной речи.
Раздел «Словообразование» направлен на изучение, отработку и совершенствование моделей словообразования в английском языке, фразовых глаголов, предлогов, видо-временных форм, а также построение диалогических высказываний с обязательным употреблением изученных конструкций.
Раздел «Культура» посвящен изучению культуры, истории, социальных норм Великобритании. Авторы предлагают изучить текст на данную тему и выполнить по тексту смысловые и лексические упражнения. Завершающим упражнением данного раздела является письменная работа. Учащиеся должны написать статью или представить собранную информацию по направлению данного раздела, только они уже готовят материал по Российской Федерации.
Каждый модуль завершается текстом, в котором проверяются остаточные знания по грамматике, лексике, речевой практике модуля. А также раздел, который посвящен метапредметным связям английского языка. Здесь через призму языка учащиеся знакомятся и/или изучают аспекты разных дисциплин: психологии, экологии, истории, биологии, компьютерных технологий. Также в завершении этого раздела учащимся может быть предложено либо найти и представить информацию в соответствии с материалом, либо попробовать сделать эксперимент, следуя инструкции, либо, используя информацию раздела, убедить партнера/класс в необходимости того или иного действия.
На наш взгляд, УМК позволяет учащемуся развить и совершенствовать свои навыки в грамматике, лексике, речевой практике в полной мере. Также комплекс предполагает массу заданий на развитие письменных речевых умений, мотивирует детей на поисковый вид деятельности (поиск информации), а также представление информации. Учебник помогает учащемуся посмотреть на страну изучаемого языка и на мировые достижения. Но гражданская позиция, любовь к Родине формируется прежде всего с изучения истории своего края, языка, а особенного места, где человек родился. На наш взгляд, при условии наличия часов в общеобразовательной организации на внеурочную деятельность необходимо изучать с ребятами их Малую Родину сквозь призму любого предмета.
Нами была разработана внеурочная программа, которая рассчитана на 1 учебный год по одному занятию в конце пройденного модуля. Календарно-тематический план курса разработан на основе модулей УМК «Spolight 8» и включает в себя комплекс упражнений по темам и внеурочные культурные и творческие мероприятия дополнительно, направленные на формирование гражданской позиции школьников:
Модуль 1 учебно-методического комплекта Spotlight 8 посвящен теме «Socialising». В этом модуле учащиеся изучают новую лексику: прилагательные для описания характера и внешности человека. Основное внимание уделяется таким словам и выражениям, как «confident» (уверенный в себе), «get involved in» (вовлечься во что-то), «reliable» (надёжный), «generous» (щедрый), «speak your mind» (выражать мнение) и другие.
Что касается грамматики, в этом модуле также закрепляются и изучаются различные грамматические конструкции. Ученики совершенствуют умение использовать видо-временные формы Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, наречия частотности (usually, always, often и др.), глаголы состояния (hear, look, see, smell и др.), степени сравнения прилагательных и наречий и наречия степени.
Кроме того, в модуле разработаны задания на формирование, развитие и совершенствование навыков аудирования, чтения, говорения и письма, направленные на совершенствование рече-коммуникативных навыков и умений учащихся. Работа с текстом – это поисковое и изучающее чтение, стратегия построения диалога как стратегия обмена информацией персонального характера, составление микро- и макромонологов этикетного характера, описывать внешность и характер человека, использовать идиоматические выражения. Также, учащиеся изучают правила этикета общения в России и Великобритании, а ещё конфликты и способы их решения.
Исходя из проведенного анализа данного модуля, посвященного теме «Socialising», были разработаны соответствующие упражнения на английском языке, на материале краеведческой информации о Самарской области. Такой подход позволил расширить кругозор учащихся, познакомить их с культурными и историческими особенностями региона, а также сделать изучение английского языка более интересным и познавательным.
Следует отметить, что занятия по данному материалу предлагается проводить в рамках внеурочной деятельности и/или в качестве самостоятельной работы учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных и лексико-грамматических навыков учащихся 8 класса общеобразовательной организации.
В качестве творческого задания учащимся предлагается сделать проектную работу, в которой будут отражены все виды речевой деятельности, на которые был направлен Module 1 учебно-методического комплекса «Spolight 8». Все задания были построены и ориентированы на изучение нового краеведческого материала (задания коммуникативной направленности), а лексико-грамматические навыки совершенствуются на уже известном для учащихся краеведческом материале.
Module 1 – «Samara Chronicles: The Essence of Humanity and Talent»
Exercise 1. Do the following tasks.
a) What qualities do you think a film director should have?
b) Write down the appropriate adjectives from the Ex. 6 on P. 11. Explain your choice.
c) Describe his appearance using words from the Ex. 1 on P. 16. [14, с. 26].
Учитель демонстрирует учащимся фотографию Э.А. Рязанова и предлагает информационный блок о режиссере.
Eldar Ryazanov was a famous Russian film director known for his heartwarming and humorous movies. He was born in Samara and created many beloved films that are still popular today. Ryazanov's movies often focused on love, friendship, and everyday life, and they captured the essence of Soviet and Russian culture [15].
Exercise 2. Find and correct mistakes in the sentences. If there are no mistakes, tick the sentence (˅).
- Many visitors has already explored the iconic landmarks of Samara, including the famous Samara Square.
- Samara's annual summer festival attracts tourists from all over the world.
- Now residents wait the opening of a new park in Samara.
- The Volga River flow through Samara, providing picturesque views for its residents.
- The city has recently welcomed international artists to participate in its cultural exchange programs.
- At the moment local authorities is renovating historical buildings in Samara to preserve the city's architectural heritage.
- The city of Samara is currently preparing new cultural events to entertain its residents.
Exercise 3. Read the dialogue and fill the gaps with the phrases from the box.
Guide, must-see, museum, first time, cafes, the Volga, see you soon, hello, cultural, of course, people.
Tom: Hi, I'm Tom! Are you from around here?
Alice: …, Tom! Nice to meet you! No, I'm not from Samara. I'm visiting this city for the … I'm Alice.
Tom: Welcome to Samara, Alice! It's a great city with so many interesting places to visit. Have you seen anything that caught your eye so far?
Alice: Thank you, Tom! I just visited the … «Samara Cosmic». It was fascinating to learn about the history of space exploration.
Tom: That's awesome! I love that place too. If you're interested, we could also go see the Samara Embankment. It's a beautiful area by the … River with great views.
Alice: That sounds lovely, Tom! I'd love to explore more of Samara with you. By the way, do you know any other … places in the city?
Tom: …, Alice! Another popular spot is the Samara Regional Art Museum. It houses a stunning collection of Russian art. And if you're into sports, we could check out the Metallurg Stadium – it's where the local football team plays.
Alice: Wow, Samara seems to have a lot to offer! Thanks for the recommendations, Tom. I'm eager to see more of this city's … and sports landmarks.
Tom: My pleasure, Alice! I'm glad I could help. Maybe after exploring these places, we can grab a bite at one of the local … and continue our conversation.
Alice: That sounds like a wonderful plan, Tom! I'm looking forward to getting to know more about Samara through its sights and … like you.
Tom: Likewise, Alice! Let's make the most of our time in this amazing city.
Alice: Definitely, Tom! Thanks for being such a friendly … I'm excited for our Samara adventure together!
Tom: Anytime, Alice! Let's go and make some unforgettable memories in Samara. …
Alice: See you soon, Tom! Thanks again for the warm welcome and the fantastic recommendations!
Exercise 4. Using the table from Ex. 1 on P. 16, prepare a questionnaire on some famous people in Samara.
- Mikhail Dorozhkin – an actor;
- Boris Burdaev – a musician, singer;
- Alexey Tikhonov – a figure skater;
- Julia Bordovskikh – a TV presenter.
Project: «Samara Star: Stories of Talented People from Our Region».
Research: You should choose an interesting and famous representative of the Samara Region (for example, a scientist, athlete, artist, writer, etc.) and study his biography, career, achievements.
Presentation: You should prepare a presentation about the chosen personality in English, including information about his talent, appearance and character.
Creative project: You can also make creative projects dedicated to your hero – this can be a drawing, poem, video, interview as a hero, etc.
Итак, после выполнения данных упражнений учащиеся должны прийти к следующим результатам:
- Уметь вести диалог по предложенной ситуации, учитывая нормы этикета русской и англоязычной культур;
- Уметь употреблять нужную форму глагола при описании истории и достопримечательностей своего края;
- Уметь описывать внешность и характер людей.
Модуль 3 учебно-методического комплекта Spotlight 8 посвящен теме «Great Minds». В этом модуле учащиеся изучают новую лексику: отрасли наук, профессии, этапы и события жизни, идиомы по теме «Биография». Основное внимание уделяется таким словам и выражениям, как «designer» (конструктор, разработчик), «Nobel Prize» (Нобелевская премия), «position» (должность), «achievement» (достижение), «make one’s name» (сделать себе имя, стать известным) и другие.
Что касается грамматики, в этом модуле также закрепляются и изучаются различные грамматические конструкции. Ученики совершенствуют умение использовать видо-временных форм Past Simple, Past Perfect, Past Perfect Continuous, фразовый глагол (to bring), а также учатся различать слова, которые часто путают (profession – career, employer – employee, wage – salary и др.).
Module 3 – «Samara Legends: Exploring Landmarks and Great Personalities»
Exercise 1. Do the following tasks.
a) What do you know about these memorable places in the Samara Region?
b) Read the texts, putting the verbs in the brackets in the correct form.
c) Match the pictures to the texts.
Учитель демонстрирует учащимся фотографии памятников Григорию Засекину, Петру Владимировичу Алабину, Тихону Ивановичу Ерошевскому, Дмитрию Ильичу Козлову и предлагает изучить информационный блок о великих и значимых людях в политике и науки не только Самарской области, но и за ее пределами.
- Knyaz Grigory Osipovich Zasekin (1550–1592) is a famous Samara statesman. The official date of the founding of the Russian city of Samara is 1586, when, by order of Tsar Fyodor Ioannovich, Knyaz Grigory Osipovich Zasekin (build) the Samara fortress. On September 12, 2014, an equestrian monument to Knyaz Grigory Zasekin (erect) in the city of Samara on the Descent of the Volga embankment [16].
- Petr Vladimirovich Alabin was a Russian statesman who lived from 1788 to 1855. He is best known for his significant contributions to the development of the city of Samara. Alabin (play) an important role in the modernization and industrialization of Samara during the 19th century. Alabin (start) the construction of the first factories, which laid the foundation for Samara's industrial growth. One of Alabin's most notable achievements was the construction of the St. Petersburg-Samara Railway, which connected the city with the rest of Russia. The city of Samara (have) several famous landmarks named after him for example the Alabin Museum-Reserve, located in the historical center of the Samara city. Additionally, the Alabin Street, one of the main roads in Samara [17].
- Tikhon Ivanovich Eroshevsky (1864 to 1917) was a notable Russian public figure, Doctor of Medical Sciences, who played a significant role in the improvement of Samara. Eroshevsky (believe) in the importance of education for societal progress and (work) to improve educational opportunities for Samara's residents. Furthermore, Eroshevsky played an important role in the development of healthcare facilities in Samara. He actively (support) the hospitals and medical institutions. The Samara Clinical Ophthalmological Hospital and the street in Samara are named after him. A memorial plaque was installed on house number 155 on Kuibyshev Street in Samara, where Tikhon Eroshevsky lived [18].
- Dmitry Ilyich Kozlov (1919–2009) – Soviet and Russian designer of rocket and space technology. He (to be) the author of more than 150 scientific papers and inventions devoted to theoretical and experimental research on the construction and design of complex space complexes and their systems. Dmitry Ilyich (head) the Department of Aircraft of one of the country's leading universities – Samara State Aerospace University. On June 3, 2009, the Samara Cosmic Municipal Museum and the Labor Glory Square (name after) Kozlov [19].
Exercise 2. Paraphrase the sentences using the correct phrasal verbs: bring down, bring in, bring forward, bring back the memories, bring about.
- Eroshevsky's knowledge caused great changes in the field of ophthalmology.
- This monument will always remind people of the contribution of Peter Alabin to the development of our city.
- Alabin made a proposal to build the first factories in Samara.
- In order to erect a monument to Zasekin, people had to cut down some trees.
- Eroshevsky introduced new technologies into methods of studying the eyes.
Exercise 3. Choose the appropriate word to fill the gaps.
1. It appears that he accidentally … a new planet during his observations at the Samara Observatory.
a) discovered;
b) invented;
c) found out.
2. Our parents go to … in the Samara State university.
a) work;
b) profession;
c) career.
3. At the «AvtoVAZ» plant there are many … who work together on the production of cars.
a) employers;
b) employees;
c) colleagues.
4. The price for every hour of work is a … that is paid by employers of some companies in Samara.
a) wages;
b) salary;
c) money.
Project «Time Travelers: Exploring the Minds of the Past in the Samara Region»
- Imagine that you have a time machine and you are going to the past, where you meet a famous person of the Samara Region. Interview the person, asking interesting questions about his/her life, achievements and influence on the Samara Region.
Present the interview as a creative project (e.g. article, video, presentation, collage)
Итак, после выполнения данных упражнений учащиеся должны иметь следующие результаты:
- Уметь употреблять видо-временные формы английского глагола при описании видных деятелей прошлого, а также освоить правила и речевые нормы при интервьюированию человека.
Module 6 – «Beauty of the Samara Region: A Visual Journey»
Exercise 1.
a) Watch a video about the beauty of Samara. What do you feel about this video? Would you like to see all these places live?
b) Write a short story about the most beautiful place in Samara that you have seen.
Exercise 2.
a) Read the article about Volga River from the encyclopedia.
Volga, a river in the European part of Russia, the largest in Europe. The length is 3,530 km (before the construction of reservoirs 3,690 km), the basin area is 1,360 thousand km² (occupies 65% of the territory of the European part and 8% of the entire territory of Russia). The Volga basin belongs to the drainless basin of the Caspian Sea and is entirely located within the Eastern European Plain. It stretches from the Valdai and Central Russian highlands in the west to the Urals in the east for almost 2,3 thousand km. The Volga basin borders the basins of the rivers Onega, Severnaya Dvina, Pechora (in the north), Ob, Ural (in the east and southeast), Don (in the southwest, west and south), Volkhov, Zapadnaya Dvina and Dnepr (in the west).
The Volga originates on the Valdai upland. In the past, its source was considered to be different rivers: Runa, Kud, Zhukopa, flowing into the Volga in the upper reaches. At the end of the 19th century, the expedition of D.N. Anuchin established that the Volga flows from the key near the village of Volgoverkhovye (Tver Region) at an altitude of 228 m (a wooden log house surrounded by a terrace was built above the well with the key). It is customary to divide the Volga into 3 parts: the Upper Volga – from the source to the mouth of the Oka River, the Middle Volga – from the mouth of the Oka to the mouth of the Kama River and the Lower Volga – from the mouth of the Kama to the Caspian Sea. After the construction of the Kuibyshev reservoir, the border between the Middle and Lower Volga shifted to the Zhiguli hydroelectric dam. During the first kilometers of its course, the river is a stream winding through a wooded and swampy area. In the upper reaches, within the Valdai upland, the Volga flows through the small lakes Verhit, Rod, Vselug, Peno and Volga. At the source of the Volga Lake in 1843 a dam was built (Verkhnevolzhsky bayshlot) to regulate the flow of water and maintain navigable depths in the mezen. Tver ends the only conditionally natural section of the Volga with a length of about 400 km. The depth of the Upper Volga in the middle reaches an average of 1,5 m and varies from 10–20 cm at the source, where the great river can be forded, to 5 m in some areas. The width of the riverbed varies greatly throughout the river, after about 300 km from the source, the Volga becomes more full-flowing, reaching a width of 200–300 m. In the middle course, the river has long turned, in fact, into a chain of reservoirs, where the distance between the banks can range from 2,5 to 10 km. In the lower reaches, the width of the riverbed is reduced again (150–200 m) before branching into delta arms, the width of which varies greatly [20, с. 28].
b) Answer the questions.
- What is the length of the Volga River?
- How much of the European part's territory does the Volga basin occupy?
- Where does the Volga River originate from?
- How many parts is the Volga traditionally divided into?
- What is the depth of the Upper Volga in the middle reaches on average?
- What is the width of the Volga Riverbed in the lower reaches before branching into delta arms?
Exercise 3. Using the map of Samara's attractions, make up a route for a tourist from England so that he can visit as many attractions as possible in one day.
Project: Prepare an excursion about one of the Samara monuments and present it. In your speech you should talk about:
- to whom/what this monument was erected;
- when and by whom the monument was built;
- when the monument was last restored [20].
Итак, после выполнения данных упражнений учащиеся должны иметь следующие результаты: уметь писать эссе-мнение, работать с картой, проводить экскурсию по достопримечательностям.
Проведя анализ УМК «Spotloght 8», а также разработав и апробировав внеурочную программу по английскому языку на основе краеведческих материалов, можно сделать следующие выводы:
- Разработанная внеурочная программа формирует и совершенствует лексико-грамматические и коммуникативные навыки; позволяет изучить языковые реалии с краеведческой направленностью; расширяет кругозор обучающихся.
- С помощью разработанной внеурочной программы можно развивать творческие способности обучающихся, личностные качества и учебную мотивацию, а также развивать умение взаимодействовать с партнерами по общению в совместной учебной деятельности.
- Также, разработанная внеурочная программа позволяет воспитывать толерантное отношение, интерес и уважение к своему народу; повысить социальную активность школьников; формировать гражданскую позицию обучающихся.
Разработанные материалы были апробированы нами на уроках английского языка в 8 классе в ГБОУ СОШ «ОЦ "Южный город"». Целью апробирования разработанных материалов было выявление эффективности в формировании гражданской позиции школьников с помощью уроков, посвященных их родному краю. Благодаря данной внеурочной программе учащиеся стали лучше знать историю и значимые события, знаменитых людей, связанных с развитием Самарской области; географическое расположение, достопримечательности и уникальные места региона. Этот курс помог учащимся углубить знания о Самарской области, развить языковые навыки и увеличить кругозор, обогатив свои знания о родном регионе на английском языке.
About the authors
Olga Aleksandrovna Kulaeva
Samara State University of Social Sciences and Education
Author for correspondence.
Email: kulaeva@sgspu.ru
candidate of philological sciences, associate professor of English Philology and Cross-Cultural Communication Department
Russian Federation, SamaraIlya Alekseevich Portnov
Secondary School «Educational Center "Southern City"» of Pridorozhny Village of Volzhsky District of Samara Region
Email: portnov.ilya@sgspu.ru
teacher of German and English Languages
Russian Federation, Pridorozhny Village, Volzhsky District, Samara RegionSofya Viktorovna Yaryshkina
Secondary School «Educational Center "Southern City"» of Pridorozhny Village of Volzhsky District of Samara Region
Email: yaryshkina.s@sgspu.ru
teacher of German and English Languages
Russian Federation, Pridorozhny Village, Volzhsky District, Samara RegionReferences
- Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2006. № 7. С. 46–48.
- Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 28–31.
- Воротникова Е.В. Формирование гражданской позиции школьников среднего звена на уроках английского языка // Студенческий вестник. 2020. № 20–1 (118). С. 83–84.
- Борисова Т.Г., Кузнецова Т.Б. Гражданская позиция школьников сквозь призму языкового сознания: антропологический аспект // Антропологический подход к осмыслению роли российского учителя в системе современного образования: мат-лы XVIII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Л. Редько, А.В. Шумаковой. Ставрополь, 2024. С. 216–221.
- Разговоры о «важном» (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование): раб. программа курса внеурочной деятельности. М., 2023. 133 с.
- Балобанова Т.Н. Социальная среда и воспитание гражданственности у школьников // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: межвуз. сб. науч. тр. / сост. А.В. Мартынова. СПб.: ЛОИРО, 2006. С. 138–139.
- Кравцов: «Разговоры о важном» позволят интересно рассказать о ценностях и истории России [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/5682/kravcov-razgovory-o-vazhnom-pozvolyat-interesno-rasskazat-o-cennostyah-i-istorii-rossii.
- Снопков С.В. Краеведение как форма образовательной деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2020. № 1 (29). С. 88–93.
- Мамиева В.О. Нормативно-правовая основа формирования гражданской позиции младших школьников в условиях социально-образовательного партнерства // Развитие гражданской идентичности молодежи: инструменты, тренды и перспективы: сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. / ред. Д.А. Бабушкина, М.О. Двойненко. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2024. С. 129–135.
- Kozhanov I.V., Kozhanova M.B., Petrova T.N., Platonova R.I., Kharitonov M.G., Khrisanova E.G. The formation of civic identity among schoolchildren // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 2. P. 57–63. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p57.
- Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19, № 3. С. 115–128. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.3.8.
- Branson M.S. The role of civic education. Washington: Center for Civic Education, 1998. 46 p.
- Ravitch D. National standards in American education: a citizen's guide. Washington: Brookings Institution Press, 1995. 242 p.
- Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 8 класс: учебник. М.: Express Publishing; Просвещение, 2012. 216 с.
- Портал «Самарская губерния: история и культура» [Электронный ресурс] // http://gubernya63.ru.
- Дубман Э.Л. О князе, который строил города… (жизнь и деятельность князя Григория Засекина): монография / науч. ред. П.С. Кабытов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2018. 158 с.
- Сундиева А.А. Алабин Петр Владимирович (1824–1896) // Музееведческая мысль в России XVIII–XX веков: сб. док-тов и мат-лов. М.: Этерна, 2010. С. 286–287.
- Кузьмин Ю.С. Воспоминания о Тихоне Ивановиче Ерошевском // Память о прошлом – 2019: сб. науч. тр. VIII Самарского историко-архивного форума, посв. 100-летию со дня принятия Декрета «Об изобретениях» / сост. О.Н. Солдатова, Г.С. Пашковская. Самара: РГА в г. Самаре, 2019. С. 195–196.
- Иванов В.П. Дмитрий Ильич Козлов. Человек и конструктор // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации. 2022. Т. 1. С. 82–86.
- Волга в судьбе Самары: комплект из 13 открыток / авт.-сост. Е.Е. Шатерников, П.А. Мистрюгов. Самара: Ракс-С, 2018. 28 с.
Supplementary files
