Entrepreneurial thinking as a pedagogical category
- Authors: Kopytova A.I.1, Martynenko D.A.2
-
Affiliations:
- Tomsk State Pedagogical University
- Tomsk Polytechnic College
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 138-147
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686263
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141306
- ID: 686263
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes entrepreneurship education in general educational institutions of the city of Tomsk, which allowed us to conclude that there are insufficient programs that develop entrepreneurial thinking in students, or that they are absent. Additional education programs for school students in general educational institutions of the city of Tomsk are implemented with a predominance of technical, physical education and health, artistic and socialhumanitarian focus, which corresponds to the trends and factors of the country's socio-economic development. The analysis of the organization of all-Russian events (accelerators, competitions) that develop entrepreneurial thinking in schoolchildren allowed us to identify the best practices for working with children and tools for teaching entrepreneurship, as well as the interest of higher education institutions as a way of involving and providing career guidance to applicants. Based on a comparative analysis of theoretical research in the scientific field, the author's definition of «entrepreneurial thinking» and its components is proposed: psychological, cognitive, social and digital. Entrepreneurial thinking is considered within the framework of the federal state educational standard of basic general education. Almost all personal, meta-subject, subject results are those characteristic personal qualities, knowledge and competencies necessary for the development of entrepreneurial thinking. The formation of entrepreneurial thinking must be made a continuous process, starting with pre-school educational institutions. The obtained materials can be used as a basis for further monitoring the formation of entrepreneurial thinking in educational organizations of Tomsk and beyond.
Full Text
Анализ проблемы
Предпринимательское образование в общеобразовательных учреждениях реализуется как междисциплинарное явление: отдельные темы в предметах «труд», «обществознание» и как самостоятельная дисциплина в рамках дополнительного образования обучающихся.
Анализ 63 официальных сайтов общеобразовательных организаций г. Томска (https://2gis.ru/tomsk) позволил выявить отсутствие дополнительных образовательных программ, направленных на развитие предпринимательского мышления. Большинство школ, гимназий и лицеев г. Томска реализуют следующие направленности дополнительного образования обучающихся:
- техническая (робототехника, техническое моделирование, беспилотные авиационные системы, программирование),
- естественнонаучная (экология, биология),
- туристско-краеведческая (туризм, краеведение, музееведение),
- социально-гуманитарная (самопознание, самоопределение, иностранный язык, педагог, инспектор дорожного движения, вожатый, патриот, волонтер),
- физкультурно-оздоровительная (футбол, волейбол, баскетбол и т.п., шахматы, военное дело, самбо, карате и пр.),
- художественная (хореография, хор, вокал, инструментальный ансамбль), творческой (рукоделие, дизайн, актерское мастерство, ораторское искусство, изобразительное искусство, медиаобразование).
При этом 27% учреждений не раскрывают информацию на сайте о реализуемом дополнительном образовании. Только в МАОУ СОШ № 41 г. Томска заявлены две программы дополнительного образования «Индивидуальный проект» и «Основы проектирования» для 10–11 классов, в которых изучаются элементы предпринимательской деятельности.
Креативность, тяга к исследованию, и жажда создания собственного дела стимулирует школьников развивать предпринимательские навыки с раннего возраста, а национальные проекты «Молодежь и дети», «Эффективная и конкурентная экономика» (Поддержка начинающих предпринимателей, «Мой бизнес») (https://национальныепроекты.рф) и государственные программы ускоряют и поддерживают этот процесс:
- Большая перемена (https://большаяперемена.онлайн).
- Движение первых (https://будьвдвижении.рф).
- Росмолодежь. Гранты среди физических лиц (https://fadm.gov.ru/directions/grant).
- Росмолодежь. Бизнес. (Всероссийская программа по развитию молодёжного предпринимательства от 14 до 35 лет) (https://fadm.gov.ru/directions/themed-tracks/rosmolodezh-biznes; https://rosmolbusiness.ru).
- Твой ход (для учеников 11-х классов) (https://tvoyhod.online).
- Форум «Сильные идеи для нового времени» от Агентства стратегических инициатив и Фонда Росконгресс (https://ideas-forum.ru).
- Кванториумы (https://kvantoriumtomsk.ru; https://kvantoriumru; https://kvantorium.ru/1/tehnopark; https://kvant.dm-centre.ru).
- Акселераторы («Стартап за партой» от Россельхозбанка (https://rshbdigital.ru/students-and-applicants/shkolnyj-akselerator), Школьный акселератор Сбера (https://schoolaccel.sberclass.ru), «Высота» (2024) (https://акселератор.будьвдвижении.рф), Школьный акселератор от Школы цифровых технологий (https://accel.cmit.ru), Акселератор технологических проектов от Технолидеры будущего (2023) (https://t-leaders.ru/akselerator), Всероссийский акселератор детских инновационных проектов «Научим» от РЖД (2022) (https://www.научим.online/accelerator-23) и др.
- Конкурсы проектов «Шустрик» от Фонда содействия инноваций (https://shustrik.org), «Высший пилотаж» от ВШЭ (https://olymp.hse.ru/projects), «Реактор» (https://konkurs.reactor.su), «Я – Исследователь!» (https://issledovatel.pro/konkursy/ya-issledovatel), «Моя страна – моя Россия» (https://moyastrana.ru), «Большие вызовы» (https://konkurs.sochisirius.ru) и др.
В научной литературе существует множество понятий «предпринимательские навыки» (Т.Ю. Ломакина, Н.В. Васильченко [1, с. 32], Н.Р. Куркина, Т.В. Мальтисова [2, с. 109]), «предпринимательское мышление» (Д.С. Старостина [3, с. 87–91], О.А. Фиофанова, О.В. Ярославская [4, с. 73], Е. Берстень [5, с. 44], Б.Э. Бузина [6, с. 96], Я. Каплан [7, с. 145–146], Р.С. Володин [8, с. 290], Е.Р. Беслер, Л.Г. Лисина [9, с. 80–82], Ю.А. Ермакова [10, с. 155]), «предпринимательские компетенции» (И.В. Звягинцева [11, с. 51], Т.Ю. Ломакина, Н.В. Васильченко [1, с. 35], И.Н. Молчанов [12, с. 42], О.Н. Галюта [13, с. 116]), предпринимательская грамотность (C.Ю. Ланина [14, с. 659–660]), которые используются как синонимы, обобщающие термины, но отсутствует единое понимание понятия «предпринимательское мышление».
Цель исследования: проанализировать теоретические основы понятия «предпринимательское мышление» в педагогической практике.
Задачи исследования:
- проанализировать сущность, понятие, элементы предпринимательского мышления;
- проанализировать нормативно-правовую базу формирования предпринимательского мышления в общеобразовательных учреждениях.
Предпринимательское мышление – это сложное междисциплинарное понятие, состоящее из двух терминов разных категорий, таких как «предпринимательство» и «мышление».
В научной статье К.Т. Тагирова дается определение: «Предпринимательство – это инициирование бизнеса как упорядоченной, поставленной на поток деятельности по извлечению выгоды» [15, с. 118]. К предпринимательству в наши дни приковано особое внимание, так как принято считать данную деятельность неограниченным фактором роста как экономики государства, так и мира в целом. В научном обществе существуют различные подходы анализа к данному экономическому явлению, один из которых рассматривает предпринимательство как тип экономического мышления [16, с. 223].
Над понятием «мышление» в научных кругах ведутся дискуссии. Ученые раскрывают понятие в различных научных сферах: от философии до психологии и из-за этого имеют ряд определений, зависимых от точек зрения наук и изучаемых процессов (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ определений «мышление»
Автор | Определение |
С.И. Ожегов, И.Т. Фролов | «Активный процесс отражения внешнего мира в своем сознании при активной роли субъекта как социального существа в этом процессе» [18, с. 256] |
А.Н. Леонтьев | «Высшая ступень познания, дающая человеку знание существенных свойств, связей и отношений объективной реальности» [19, с. 189] |
А.Л. Радугина, С.Л. Рубинштейн, Д. Джонсон, Д. Халперн и др. | «Процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным, опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях», в основе которого находится комплекс когнитивных, метакогнитивных умений навыков и установок» [18, с. 256] |
В.В. Богословский, В.П. Зинченко, А.А. Крылов и др. | «Как психический процесс, осуществляемый в результате мыслительной деятельности человека, как "высшая форма психического отражения"» [18, с. 256] |
Н.М. Вострикова | «Активная познавательная деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задач, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии» [18, с. 256] |
Таким образом, в психолого-педагогической категории мышление представляется нам как совокупность систем, внутри которой взаимодействуют друг с другом различные операции или же действия, выполняющиеся человеком в мыслительной деятельности.
Отметим, что в психологической литературе отсутствует четкая классификация названия видов мышления, так как между ними сложные отношения, которые не выявлены и проявляются только в процессе мыслительной деятельности. Поэтому найти в классификаторе или в словаре такое понятие как «предпринимательское мышление» в данный момент не представляется возможным, что подчеркивает актуальность и недостаточность уровня исследования данной темы.
Предпринимательское мышление заявлено как педагогическая категория, но в данный момент, как было выяснено выше, ещё не определена понятийная база, а также составные части этого вида мышления. Можно сделать вывод, что оно проходит стадию формирования и стадию адаптации к педагогическому процессу, является его инновационной составляющей [17, с. 170]. В научных кругах были попытки сформулировать данное понятие с точки зрения педагогики.
Например, кандидатская диссертация Т.В. Михайленко посвящена вопросу развития предпринимательского мышления в профессиональной сфере. Она раскрывает понятие предпринимательского мышления следующим образом: «Вид экономического мышления, опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности, включающее познание системы объективных экономических законов и категорий; усвоение полученных знаний, их превращение в убеждения, умения, навыки и мотивы деятельности; реализацию этих убеждений, навыков и мотивов в экономическом поведении» [20, с. 10].
Компоненты предпринимательского мышления, выделяемыми исследователями, отличаются друг от друга только количеством, что подтверждает сравнительная таблица позиций авторов касательно вопросов о компонентах предпринимательского мышления (табл. 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ позиций авторов о компонентах предпринимательского мышления
Автор | Компоненты предпринимательского мышления |
М.В. Плотников | Системное мышление, творческое мышление, критическое мышление |
Я. Каплан, Ф.Н. Гуров | Креативное мышление, а также умение мыслить: «анализировать, задавать вопросы, выдвигать и отбрасывать гипотезы, оценивать свои и чужие тезисы и аргументы…» [21, с. 130] |
В.Ю. Буров и др. (учебник) | «Гибкость мышления, широта и глубина мышления, экономичность мышления, целенаправленность мышления» [22, с. 79] |
Е.П. Трошина | Мыслительные операции: «Анализ, синтез, абстрагирование, гибкость, быстрота, вариативность мышления, планирование» [23, с. 130] |
Сравнительный анализ показал, что в основном исследователи говорят о предпринимательском мышлении как о ряде мыслительных операций, представляющих собой критическое мышление, но не выделяют их в укрупненные группы, не составляют систему, оставляя перечень компонентов как единичные навыки.
Однако М.В. Плотников в своей научной статье выделил три укрупненных компонента, необходимых для предпринимательской деятельности: системное, критическое и творческое мышление [24, с. 557].
Говоря о системности, стоит упомянуть важность когнитивного компонента. Для нормального существования на рынке, для понимания всех происходящих процессов необходимо знать экономическую составляющую, то есть теоретические аспекты вопроса о ведении бизнеса в области экономики: микроэкономики, макроэкономики, экономики предприятия, маркетинга.
Наряду с творческим мышлением стоит отметить и креативное, которое имеет немаловажное значение для формирования предпринимательского мышления [21, с. 130]. Прослеживается направленность в слиянии бизнеса и творчества, креативность выступает как необходимость, возможность остаться конкурентоспособным и выделиться в условиях перенасыщенности рынка [25, с. 60].
Данные компоненты предпринимательского мышления остаются актуальными и по сей день, однако в условиях рассвета цифровых технологий возникают потребности и в других компонентах.
Анализ литературы научных сообществ, позволил сделать вывод, что исследователи упускают важные компоненты, которые кажутся очень очевидными и необходимыми – коммуникативные и цифровые навыки. Вся деятельность предпринимателя должна быть построена на коммуникациях. В современности невозможно обойтись без цифровых навыков, так как происходит процесс цифровизации, многие продукты переходят на виртуальный рынок, а основная часть всех процессов, например, маркетинг, переместилась в сеть Интернет. В наше время как никогда актуальны именно цифровые компетенции, которые важно и нужно развивать.
Несмотря на активное продвижение формирования предпринимательского мышления и на широту компонентов данного мышления и на всесторонность компонентов данного мышления, современная система образования не позволяет в достаточном объеме расширять предпринимательское мышление детей.
Кен Робинсон, английский ученый, консультант в области развития творческого мышления, а также систем образования, говорил о главном противоречии в образовании – школа не готовит к жизни. В стенах общеобразовательной организации творческий потенциал обучающегося стагнирует, когда должен только развиваться. В советской школе был положительный опыт введения проектного метода в совокупности с трудовой деятельностью [26, с. 310], чтобы создать свободное образовательное пространство для взаимодействия теории с практикой.
Ещё четыре года назад интерес к предпринимательской деятельности имелся только со старших классов, а теперь наблюдается тенденция омоложения. И как показывает опыт, со стороны школьников к теме предпринимательства большой интерес возникает со среднего звена. Кумиром для современного поколения детей уже не являются звезды творческих индустрий, а напротив, примером подражания становятся успешные предприниматели, блогеры, которые учат детей заработку.
Активное обучение предпринимательству на стадии получения профессионального образования, дает определенный вклад в развитие человеческого капитала. Но обучение должно начинаться с уровня школы [27, с. 128], так как именно в школе происходит становление личности обучающегося, профессиональное самоопределение, формирование основных личностных качеств, необходимых для формирования предпринимательского мышления [17, с. 170]. Важно отметить, что научить предпринимательскому мышлению раз и навсегда невозможно, это процесс длиной во всю жизнь, где на каждой ступени доминирует один из компонентов предпринимательского мышления, но при этом присутствуют все компоненты (рис. 1).
Рисунок 1 – Формирование предпринимательского мышления по ступеням образования
Для этого должна быть сформирована траектория непрерывного обучения предпринимательству: работа в системе школа–СПО–вуз. Задача школы пробудить интерес детей к этой деятельности, сформировать основное – желание, понимание, что всё возможно, что они могут сами себя реализовать, помогать обществу, а также заложить азы личностных характеристик, необходимых не только для предпринимательской деятельности, но и для жизни: ориентация на постоянное саморазвитие, нацеленность на получение лучшего результата, ответственность, стрессоустойчивость [28, с. 14].
Понимая потребность в создании экономико-правового грамотного населения, правительство ввело учебную дисциплину Финансовая грамотность, что стало хорошим стимулятором вышесказанного явления. Учебный предмет представляет собой формирование понимания базовой теории у обучающихся: от истории денег до финансового планирования как краткосрочного, так и долгосрочного. Также к финансовой грамотности, в специфической её части, можно отнести планирование карьеры, как средства формирования личного финансового потенциала [29, с. 71]. Финансовая грамотность обеспечивает технологию грамотного финансового маршрута, но не обеспечивает формирование креативности, творчества, как показывает опыт.
Ярослав Каплан в своей статье «"Бизнес-интеллект" и его роль в разных видах деятельности» говорит об основном принципе предпринимательского мышления – постоянное решение творческих задач, которые в свою очередь могут иметь несколько вариантов развития событий и которые требуют двустороннее взаимодействие с целевой аудиторией» [21, с. 130]. Автор утверждает о необходимости кардинально поменять парадигму мышления в области решения бизнес-задач. Исходя из этого следует вывод: невозможно развить предпринимательское мышление, изучая только финансовую грамотность, экономические и правовые темы в рамках учебного предмета «Обществознание». Необходимо работать намного с большими компонентами предпринимательского мышления в период образовательного процесса.
Также стоит понимать, что недостаточно быть грамотным и подготовленным в экономическом и идейном плане. Предпринимательство – это широкая деятельность, которая охватывает не только экономическую область, но и правовую. Невладение правоведческой базой полностью убивает экономически активное население, способное к генерированию идей для бизнеса, а также к ведению самого дела, так как сталкиваясь с правоведческой трудностью, не зная, как её решить, не предвидя той или иной проблемы, будущие предприниматели ломают свою финансовую траекторию.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» является основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения, которые возникают в сфере образования. Он устанавливает основные принципы государственной политики страны в сфере образования, общие правила функционирования данной системы и осуществления образовательной деятельности и др.
Закон об образовании в Российской Федерации в пункте 6 статьи 2 обозначает Федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность образовательных требований к образованию определенного уровня, который утверждается в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. На основе требований стандарта строится образовательный и воспитательный процесс, образовательные программы, конечные результаты, достичь которые должен обучающийся по окончанию определенного уровня образования.
В четвертой части федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) содержатся требования к результатам усвоения образовательной программы уровня основного общего образования. Результаты разделяют на три большие категории: личностные, метапредметные и предметные [30].
Личностные результаты отвечают за формирование личностных качеств обучающегося через учебную и воспитательную деятельность образовательной организации. Они включают в себя гражданское, патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитания, ценности научного познания, а также личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Касательно предпринимательского мышления можем говорить, что практически все личностные результаты, указанные во ФГОС ООО, являются результатами сформированности предпринимательского мышления, и должны ложиться в основу личности предпринимателя, так как предприниматель должен обладать такими характеристиками, как понимание социальной ответственности, патриотичность, высокое духовно-нравственное развитие в соответствии с традиционными и социокультурными ценностями страны, осознание гражданской идентичности.
Метапредметные результаты также отражают содержание предпринимательского мышления: познавательные универсальные учебные действия (далее – УУД) в части базовых логических, исследовательских действий, работы с информацией; коммуникативные УУД в части общения, совместной деятельности; регулятивные УУД в области самоконтроля, принятия себя и других.
Перечень предметных результатов по учебному предмету «Обществознание» в Стандарте весьма краток и содержит в себе только базовые предметные знания, умения и навыки, описывая все блоки, входящие в данный предмет. Так, например, к экономическому знанию можно отнести следующие результаты: освоение и применение системы знаний о процессах и явлениях в экономической области (макро- и микроэкономики); основы бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики; умение оценивать свои поступки с точки зрения экономической рациональности. В предметных результатах также содержится и правовое знание: приобретение и пользование полученных знаний в практической деятельности защиты прав человека и гражданина, защиты прав потребителей и осознанного выполнения гражданских обязанностей; понимание необходимости правомерного налогового поведения; приобретение опыта заполнения формы и составления простейших документов. Данные результаты ложатся в основу формирования когнитивной составляющей предпринимательского мышления.
Рассматриваемая система формирования предпринимательского мышления базируется на федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Каждый компонент предпринимательского мышления, показанный в нашей концепции, является укрупнением ряда результатов, представленными ФГОС основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные результаты. Так, логика и системность ума, как составная часть психологического компонента предпринимательского мышления, включает личностные результаты ценности научного познания, предметные результаты по «Обществознанию», познавательные универсальные учебные действия базового исследования.
Включенное в предметные результаты образовательной программы правовое знание в области предпринимательства позволяет использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов и др.
Учебный предмет «Обществознание» на момент 2023/2024 и 2024/2025 учебных годов осваивается с 6 по 9 класс на ступени основного общего образования. Проведя анализ федеральной рабочей программы, было подсчитано количество часов, приходящихся на разные тематические блоки, в том числе на правовой и экономический. На обучение обществознанию в основном общем образовании согласно федеральной образовательной программе выделено 136 часов (1 час в неделю, всего 34 часа за год по каждому классу). Деление на тематические блоки происходило по данным кодификатора проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по обществознанию [31] (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура курса «Обществознание» по тематическим блокам
Федеральная образовательная программа по учебному предмету «Обществознание» разделена на следующие тематические разделы: человек и его социальное окружение (основы философии), человек в современном изменяющемся мире, человек в мире культуры (основы культурологии), человек в экономических отношениях (основы экономики), человек в системе социальных отношений (основы социологии), человек в политическом измерении и гражданин и государство (основы политологии), человек как участник правовых отношений (основы права).
Меньше всего часов приходится на изучение социологических тем, больше – тем по философии, культурологии и экономики. На экономические и правовые темы приходится 14,7% и 13,2% соответственно. Рассмотрим подробнее содержание правовых и экономических тем, прописанных в федеральной образовательной программе.
Согласно федеральной рабочей программе, правовые темы по данному предмету начинаются с 7 класса, включая в себя два раздела: «Человек как участник правовых отношений» и «Основы российского законодательства». Первый раздел в большей степени просто знакомит с правовой сферой жизни общества, второй раздел рассматривает основополагающие моменты законодательства. В 9 классе характер изучаемых правовых тем становится порядком сложнее, так как некоторые вопросы рассматриваются более углубленно, а также затрагивают политические процессы.
Изучение экономики начинается с 6 класса, но ограничивается одной темой «Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики», где обучающиеся знакомятся с такой сферой жизни общества как экономика. Основная часть экономических тем приходится на 8 класс, где дети изучают экономику как основу жизнедеятельности человека, рыночные и финансовые отношения в экономике, экономические цели и функции государства и др. Однако стоит понимать, что изучение данных тем недостаточно для формирования предпринимательского мышления.
С 1 сентября 2026 года предмет «Обществознание» будет изучаться только с 9 по 11 класс в общеобразовательных учреждениях [32], при этом, предмет будет удален из школьной программы в 6–7 классах с 1 сентября 2025 года, как определено приказом Минпросвещения РФ от 19.03.2024 № 171 [33; 34]. Это может негативно сказаться на формировании предпринимательского мышления. Внедрение дополнительных образовательных программ в учебный процесс общеобразовательных организаций поможет снизить последствия.
Результаты
Представленные труды свидетельствуют о том, что не существует единой точки зрения по понятию «предпринимательское мышление», поэтому было предложено вывести авторское определение понятия предпринимательского мышления на основании изученной научной литературы. Предпринимательское мышление – это экономический стиль мышления, который характеризуется непрерывным процессом познания, созданием новых оригинальных идей, поиском путей его реализации; наличием чувства реальности, пониманием информационных потоков, потребностей общества; способностью адаптироваться в условиях изменяющейся реальности; умением критически мыслить; сложенными коммуникативными компетенциями; рядом личностных характеристик, позволяющих постоянно самосовершенствоваться [17, с. 170].
Солидаризируясь с позицией М.В. Плотникова [24, с. 557], Я. Каплана, Ф.Н. Гурова [21, с. 130], В.Ю. Бурова с соавт. [22, с. 79], был сделан вывод, что предпринимательское мышление состоит из ряда компонентов: креативное, творческое, критическое, логическое, системное, нелинейное мышления, предприимчивость, когнитивный компонент, психологические качества, цифровые навыки, коммуникативные навыки и др. Понимая, что невозможно говорить о каждом из такого множества по отдельности, была сформирована авторская позиция по компонентам предпринимательского мышления. Предпринимательское мышление разделяется на четыре компонента: психологический, когнитивный, социальный и цифровой (рис. 3).
Рисунок 3 – Предпринимательское мышление в рамках результата ФГОС ООО
В психологический компонент входит способность к критическому мышлению, креативности, а также определенные личностные качества, например, гражданская идентичность. Когнитивный компонент включает теоретические темы, позволяющие понимать основные механизмы экономики, предпринимательства. Без данного компонента формирование предпринимательского мышления невозможно, так как именно это дает определенный старт. Социальный компонент раскрывает способность обучающихся к кооперации, а также к свободной коммуникации. Цифровой компонент был выделен с целью формирования умений работать в цифровой среде, использовать различные инструменты, чувствовать информационные потоки, тренды и др.
Таким образом, практически все личностные, метапредметные, предметные результаты, указанные в ФГОС ООО и есть на наш взгляд те характерные, личностные качества, знания и компетенции для развития предпринимательского мышления. (табл. 3).
Таблица 3 – Результаты формирования предпринимательского мышления во ФГОС ООО
| Результаты по ФГОС ООО | Структура предпринимательского мышления |
1 | Социальный компонент | |
1.1 | Коммуникативные универсальные учебные действия (общение): | Коммуникативные и кооперативные компетенции необходимы для осуществления трудовой деятельности в команде, выстраивания экологичных отношений с командой, публичного представления своих работ |
1.1.1 | Выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; | |
1.1.2 | Публично представлять результаты выполненного опыта; | |
1.2 | Коммуникативные универсальные учебные действия (совместная деятельность): | |
1.2.1 | Уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; | |
1.2.2 | Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результаты; | |
1.3 | Регулятивные универсальные учебные действия (принятие себя и других): | |
1.3.1 | Признавать свое право на ошибку и такое же право другого. | |
2 | Психологический компонент | |
2.1 | Эстетическое воспитание: | Творчество и креативность: идеи |
2.1.1 | Стремление к выражению в разных видах искусства; | |
2.2 | Готовность адаптироваться в профессиональной среде; | Личностные качества предпринимателя рассматриваются как сформированность интереса в развитии своих способностей посредством постоянного обучения, развитии себя как профессионала; возможность действовать во благо экологии, традиций, культуры страны, края и муниципалитета, а также развивать проекты социальной направленности |
2.2.1 | Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; | |
2.3 | Гражданское воспитание: | |
2.3.1 | Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; | |
2.3.2 | Активное участие в жизни семьи, Организации (школы), местного сообщества, родного края, страны; | |
2.3.3 | Готовность к участию в гуманитарной деятельности; | |
2.4 | Патриотическое воспитание: | |
2.4.1 | Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры России, своего края, народов России; | |
2.4.2 | Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; | |
2.5 | Экологическое воспитание: | |
2.5.1 | Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности | |
2.5.2 | Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; | |
2.6 | Ценности научного познания: | Критичность ума и систематичность: возможность применять аналитические способности, базовые логические и исследовательские навыки и умения в предметной деятельности, помогает в ситуации стресса принимать решения, проводить тщательный анализ факторов, влияющих на тот или иной выбор. Проводить критический анализ, выборку идей |
2.6.1 | Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия | |
2.7 | Адаптация к изменяющимся условиях социальной и природной среды: | |
2.7.1 | Способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности и открытость к знаниям; | |
2.7.2 | Способность действовать в условиях неопределенности; | |
2.7.3 | Оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; | |
2.8 | Познавательные универсальные учебные действия (базовые логические и базовые исследовательские): | |
2.8.1 | С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; | |
2.8.2 | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; | |
2.8.3 | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; | |
2.8.4 | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; | |
2.8.5 | Проводить по составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; | |
2.9 | Предметные результаты по предмету «Обществознание»: | |
2.9.1 | Умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую. | |
3 | Цифровой компонент | |
3.1 | Работа с информацией: | Работа с сетью Интернет дает возможность поиска информации, инструментов, выполнения поставленных задач |
3.1.1 | Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; | |
3.1.2 | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске, отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи; | |
3.2 | Предметные результаты по предмету «Обществознание»: | Информационные потоки влияют на понимание трендов, актуальных идей |
3.2.1 | Овладение приемами поиска и извлечения социальной информации по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет. | |
4 | Когнитивный компонент | |
4.1 | Предметные результаты по предмету «Обществознание» (экономический модуль) | Экономическое знание дает понимание в области функционирования экономической сферы, а также сущности и особенности ведения бизнес-дел |
4.1.2 | Освоение и применение системы знаний о процессах и явлениях в экономической области (макро- и микроэкономики) | |
4.1.3 | Основы бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики | |
4.1.4 | Умение оценивать свои поступки с точки зрения экономической рациональности | |
4.2 | Предметные результаты по предмету «Обществознание» (правовой модуль) | Правовое знание обеспечивает будущим предпринимателям понимание нормативно-правовых актов, особенности правовых отношений |
4.2.1 | Понимание необходимости правомерного налогового поведения | |
4.2.2 | Приобретения пользования полученных знаний в практической деятельности защиты прав человека и гражданина, защиты прав потребителей и осознанного выполнения гражданских обязанностей | |
4.2.3 | Приобретение опыта заполнения формы и составления простейших документов | |
4.2.4 | Овладение смысловым чтением текстов <…> извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов |
Вывод
Предпринимательское мышление – это междисциплинарное понятие, которое всё больше входит в систему образования. В нормативно-правовых актах нет четкого определения данного вида мышления и четко выверенной структуры. Тем не менее отдельные компоненты прописываются и актуализируются в предмете «проектная деятельность» и впоследствии в вузовской практике как экономических, так и неэкономических профилей. Было составлено авторское видение компонентов предпринимательского мышления.
Формирование предпринимательского мышления происходит на основе требований ФГОС основного общего образования, согласно предписанным им требованиям к результатам освоения образовательной программы, что подтверждает актуальность предпринимательского мышления и с правовой точки зрения.
В образовательном процессе важны образовательные программы, которые определяют содержание образования, содержание конкретного учебного предмета, более подробно рассматривают все виды результатов, а предметные результаты разбивают на каждый год обучения. Так, в федеральной образовательной программе достаточно широко представлен перечень предметных результатов, связанных с экономическими и правовыми знаниями.
Актуальность развития данного стиля мышления подтверждается рядом нормативно-правовых актов, в том числе и ФГОС ООО. Стандарт закрепляет те личные, метапредметные и предметные результаты обучающегося, которые ложатся в основу предпринимательского мышления, являются портретом будущего предпринимателя.
Государство заинтересовано в развитии предпринимательского мышления населения, так как активное поведение субъектов на рынке приведет к развитию экономики страны.
Предпринимательское мышление – это базисная основа высокого уровня человеческого капитала и потенциала страны. Формировать предпринимательское мышление необходимо начинать в общеобразовательной организации, так как именно в школе происходит становление личности обучающегося, профессиональное самоопределение, формирование основных личностных качеств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности и мышления в дальнейшем [17, с. 170].
Дальнейшие изыскания заключаются в исследовании нормативно-правовой базы формирования предпринимательского мышления в средне-профессиональных учреждениях.
About the authors
Anastasia Igorevna Kopytova
Tomsk State Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: kopitovaai_21@mail.ru
candidate of economical sciences, associate professor, head of Economics and Entrepreneurship Department
Russian Federation, TomskDiana Alexandrovna Martynenko
Tomsk Polytechnic College
Email: dianasmorodnikova@yandex.ru
lecturer
Russian Federation, TomskReferences
- Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4 (43). С. 32–38.
- Куркина Н.Р., Мальтисова Т.В. Развитие предпринимательских навыков как фактор экономического мышления у студентов педагогического вуза // Макаренковские чтения: сб. мат-лов I всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2023. С. 108–111.
- Старостина Д.С. Формирование предпринимательского мышления современной молодёжи // Региональные аспекты управления социально-экономическими процессами: мат-лы XVII всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодёжи. Чебоксары, 2024. С. 87–92.
- Фиофанова О.А., Ярославская О.В. Проектно-ориентированное образование: многофункциональные классы-студии «инженеры будущего» и развитие предпринимательского мышления школьников // Инновации в образовании. 2015. № 6. С. 70–77.
- Берстень Е. Предпосылки эволюции предпринимательского мышления в современном российском обществе // International Independent Scientific Journal. 2020. № 15–2. С. 44–49.
- Бузина Б.Э. Предпринимательское мышление // Байкальская наука: идеи, инновации, инвестиции: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 10 ноября 2022 г.). В 2 ч., ч. 2. Иркутск: СНИО «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» ИРНИТУ, Издательство ИРНИТУ, 2022. С. 94–97.
- Каплан Я. Что роднит предпринимательское и креативное мышление? // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 98–5. С. 143–146.
- Володин Р.С. Формирование предпринимательского мышления у подростков в рамках проектной деятельности в школе // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2024. № 2 (36). С. 281–290.
- Беслер Е.Р., Лисина Л.Г. Проектная деятельность как интерактивный метод развития предпринимательского мышления // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления бизнес-процессами: сб. мат-лов V регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2024. С. 79–82.
- Ермакова Ю.А. Развитие предпринимательского мышления и внедрение искусственного интеллекта в образовательные программы для детей // Advances in Science and Technology: сб. ст. LXIV междунар. науч.-практ. конф. М., 2024. С. 155–158.
- Звягинцева И.В. Формирование предпринимательских компетенций Школьников в системе дополнительного образования: Практический аспект // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10–2. С. 50–53.
- Молчанов И.Н. Образование как социальный институт: предпринимательский вектор // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 5. С. 38–46.
- Галюта О.Н. От финансовой грамотности к предпринимательскому мышлению: путь к успеху в цифровом мире // Финансовое просвещение: сб. мат-лов XXI всерос. науч.-практ. конф. по финансовому просвещению в России. М., 2024. С. 109–119.
- Ланина C.Ю. Актуальность формирования предпринимательское грамотности у студентов учреждений среднего профессионального образования // Актуальные проблемы школьного образования: сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2024. С. 659–660.
- Тагиров К.Т. Предпринимательство: теория и российские особенности // Символ науки. 2015. № 7–1. С. 117–120.
- Тарануха Ю.В. Предпринимательство: природа, содержание и сущность // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 16, № 3. С. 223–237.
- Мартыненко Д.А. Актуальность формирования предпринимательского мышления у школьников // Наука и образование: мат-лы XXVI всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т. Томск, 2024. С. 170–175.
- Вострикова Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 255–259.
- Титов А.А. Мышление как процесс и как деятельность: анализ философско-психологических исследований мышления // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 180–197.
- Михайленко Т.В. Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2008. 23 с.
- Каплан Я., Гуров Ф.Н. «Бизнес-интеллект» и его роль в различных видах деятельности // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 125–138.
- Буров В.Ю., Каминская С.В., Капитонова Н.В., Кислощаев П.А., Масалов П.В. Экономика образования: формирование предпринимательского мышления в условиях цифровых технологий: учеб. пособие. Чита: ЗабГУ, 2019. 133 с.
- Трошина Е.П. Развитие креативного и предпринимательского мышления с использованием современных подходов к обучению // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 ноября 2018 г.). Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2018. С. 128–132.
- Плотников М.В. Развитие предпринимательского мышления как социальная технология // Молодежь как ресурс регионального развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Киров, 27–28 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 555–560.
- Васильева В.В. Творческое предпринимательство как новая тенденция в экономике России // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы: сб. ст. VI всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. А.В. Яшина, А.А. Грачева. Пенза, 2022. С. 59–62.
- Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307–318.
- Малинин В.А. Формирование предпринимательских способностей у обучающихся в системе «школа–вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 125–131.
- Иванов С.А. Развитие предпринимательского подхода при подготовке кадров – необходимое условие реализации национальных целей в экономике // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021. № 1. С. 10–16.
- Килина Л.В. Формирование навыков долгосрочного финансового планирования на уроках финансовой грамотности // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сб. ст. Вып. 6 / науч. ред. Е.В. Донгаузер, Т.С. Дорохова. Екатеринбург, 2023. С. 69–77.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
- Кодификатор ФИПИ [Электронный ресурс] // ФИПИ. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-9.
- Обществознание останется в программе 8-х классов до 2026 года [Электронный ресурс] // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/news/2025/02/14/1092195-obschestvoznanie-ostanetsya.
- Минпросвещения РФ оставило обществознание в 8–9 классах до 1 сентября 2026 года [Электронный ресурс] // Интерфакс. https://www.interfax.ru/russia/1008942.
- О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 19.03.2024 № 171 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408874003.
Supplementary files
