Theoretical and methodological approaches to the formation of teachers' readiness for the development of technical creativity of preschoolers in project activities
- Authors: Timofeeva T.V.1
-
Affiliations:
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 176-179
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/686269
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141312
- ID: 686269
Cite item
Full Text
Abstract
The article actualizes the need to find modern approaches to improving the professionalism of teachers of preschool education in the field of development of technical creativity of children. At the present stage of the development of preschool education, children's technical creativity is determined by a significant way of mastering the world of future professions of a technical orientation, developing a steady interest in technology and science, rationalizing and inventive abilities of the child. Teachers who are well trained in terms of mastering digital technologies, modern technologies for ensuring the quality of content and technologies for developing creativity of preschoolers can develop and implement innovative educational technologies in their professional activities. However, to a lesser extent, the programs for the development of technical creativity have affected the preschool education system, since contradictions have been revealed between the state's order for the development of technical creativity of children from early childhood and the willingness of preschool teachers to respond to modern challenges. The analysis of research in the field of teachers' readiness to solve pedagogical problems in various educational fields confirmed the existence of gaps in the study of the problem of preschool teachers' readiness for the development of children's technical creativity and identified a number of pedagogical conditions that determine successful professional self-development in the process of professional development.
Full Text
Современная государственная политика в области образования, согласно ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], обусловливает развитие вариативности дошкольного образования, определяет спрос на профессии будущего, требующие навыков работы с новыми техническими устройствами, робототехникой, электронными технологиями. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) отмечается, что ребёнок к шести годам «обладает начальными знаниями о природном и социальном мире; знает о цифровых средствах познания окружающей действительности; проявляет интерес к игровому экспериментированию; способен применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий» [2].
Существующий запрос государства на технически образованного человека, обладающего инженерным мышлением, способным вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, определяет задачей развитие познавательной мотивации у детей к техническому творчеству с дошкольного возраста.
Актуальность темы определяется новыми тенденциями расширения технического образования, развитием компьютерных программ и виртуальных объектов, определения места человека в стремительно развивающемся мире технического. Техническое творчество в развитии технических систем выступает доминантной проблемой исследования [3, с. 16]. Перед дошкольными образовательными организациями (ДОО) стоит задача совершенствования образовательного процесса с учетом современных тенденций, формирования способности педагогов к реализации инновационных педагогических технологий, повышения квалификации педагогов в области технического творчества.
Проблемой детского технического творчества занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, потому теоретические основы развития технического творчества представлены достаточно широко в работах В.Е. Алексеева, В.Д. Путилина, П.Н. Андрианова [4, с. 78–79], Л.С. Выготского [5], Т.В. Кудрявцева [6] и др. В психолого-педагогических исследованиях ученые изучали различные условия развития детского технического творчества, как ответ на современные вызовы в развитии инженерного образования, технического творчества: Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович [7], Б.М. Теплов [8], А.И. Савенков [9], Ю.Г. Тамберг [10], Г.А. Урунтаева [11] и др. Анализ педагогических исследований за последние пять лет в области развития технического творчества детей, интеллектуальных и творческих способностей, поддержки научно-исследовательских интересов связан с тенденциями и педагогическими инновациями в системе дошкольного и дополнительного образовании детей [12, с. 157–160; 13, с. 35–39; 14, с. 12–14]. На основе анализа исследований возможно утверждать, что техническое творчество детей выступает основой изобретательства (художественного и технического).
Теоретический анализ педагогических исследований по проблеме формирования готовности педагогов к развитию детского технического творчества в процессе повышения квалификации позволил выявить ряд основных подходов исследования:
- компететностный, определивший основные компетенции в структуре феномена «готовность»;
- деятельностный подход, обусловивший значимость готовности педагога к развитию личности дошкольника в различных видах деятельности согласно требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования;
- аксиологический, раскрывший творчество как ценность личности педагога и ребенка, к проявлению которой стремится каждый человек на протяжении всей жизни.
Проблема формирования готовности педагогов к развитию детского технического творчества актуальна в современных трансформационных условиях развития российского общества в связи с потребностью в инженерных кадрах, развитием инженерной педагогики, являющимися для системы дошкольного образования определенными вызовами, нашедшими отражения в ФОП ДО и проекте Концепции дошкольного образования (развитие интереса дошкольников к инженерии, робототехнике, профессиям будущего, ранняя профессионализация и др.). В ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации обозначены векторы развития инженерного образования и подготовки молодого поколения к работе в конкурентных условиях; развитие технического творчества детей определено в качестве приоритетного направления на всех уровнях образования. Как показал сравнительный анализ нормативно-правых документов и состояние практики дошкольного образования в решении задач развития детского технического творчества, государственные задачи на уровне дошкольного образования реализуются менее эффективно; выявлены противоречия между заказом государства на развитие технического творчества детей с раннего детства и готовностью педагогов ДОО отвечать на современные вызовы общества. В исследованиях подчеркивается, что развитие детского технического творчество у детей дошкольного возраста зависит не столько от технических навыков, воображения и инициативы ребенка, а в большей степени от готовности и способности педагогов дошкольного образования применять современные педагогические технологии для решения поставленных задач в данной образовательной области. Анализ образовательной практики в дошкольных организациях позволил выявить педагогические дефициты в научных компетенциях педагогов в вопросах понимания феномена «технического творчества детей», путей решения задач в этой области, поставленных перед системой дошкольного образования, в области технического конструирования и технологий работы с новыми механизмами как средствами развития технического творчества дошкольников.
Как показал анализ психолого-педагогических исследований, проблема формирования готовности педагогов к развитию технического творчества в процессе повышения квалификации фактические не изучена как современный феномен, хотя отдельный опыт педагогов-новаторов отражен в социальных сетях. Проблема формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности изучалась в различных аспектах обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста (конструктивной, воспитание толерантности и др.). Несмотря на различие подходов к определению критериев готовности педагогов к различным видам профессиональной деятельности, отметим, что общими в их разработке является профессиональные компетенции (знания и умения в той или иной области), мотивационно-ценностный (мотивы, установки, ценностные ориентации), творчески-деятельностный, определяющий достижение педагогом творческого результата педагогической деятельности. В исследованиях актуализированы дефициты в формировании готовности педагогов к творческой педагогической деятельности и условия их преодоления.
Необходимость развития детского технического творчества диктуется развитием науки и техники, требованиями общества в подготовке инженерных кадров, готовых к техническому творчеству и изменению техносферы общества. Способность личности к творчеству формируется с раннего и дошкольного детства, что отмечено к федеральной образовательной программе дошкольного образования. Исходя из вышесказанного, формирование готовности педагогов к развитию детского технического творчества становится основной задачей повышения квалификации педагогов в современных условиях развития общества и образования. Повышение квалификации педагогов выступает в системе непрерывного профессионального образования самым мобильным и гибким уровнем образования, оперативно отвечающим на запрос общества личности и образования. Значимость повышения квалификации заключена не только в обмене между профессионалами современной новой информацией, инновационным опытом, но и представлении возможности педагогам освоить новейшие технологии для решения новых задач для системы дошкольного образования, для командной работы над созданием новых проектов в области развития детского технического творчества в системе дошкольного образования.
В современных исследованиях проблема повышения квалификации педагогических кадров для системы дошкольного образования является одной из самых актуальных. Анализ современной ситуации дошкольной образовательной системы позволяет выявить такие противоречия как несоответствие уровня профессионально-педагогической квалификации дошкольных педагогов тем требованиям, которые предъявляются со стороны образовательных стандартов, недостаточная квалификация руководителей дошкольных образовательных организаций по вопросам управления повышением квалификации педагогов [15–18]. Поиск разрешения выявленных проблем, как в теоретическом, так и в практическом плане обуславливает необходимость выявить и структурировать организационно-управленческие условия для повышения квалификации дошкольных педагогов вопросах решения задач развития детского технического творчества.
В нормативных документах Российской Федерации обращено внимание на необходимость модернизации системы повышения квалификации педагогов, внедрение новых образовательных технологий профессионального образования взрослых, обеспечивающих высокую мобильность и поступательное развитие общества. Однако анализ исследований обнаружил ряд проблемных аспектов в повышении квалификации педагогов для системы дошкольного образования: цели повышения квалификации воспитателей задаются системой дополнительного образования взрослых, а не дошкольными образовательными организациями; содержание программ повышения квалификации педагогов не всегда отвечает современным вызовам общества и тенденциям развития дошкольного образования; виды деятельности и технологии повышения квалификации педагогов реализуются в традиционном формате, направлены на освоение теоретических компетенций программы, в меньшей степени раскрывают педагогические условия развития детского технического творчества и формирования готовности педагогов к решению задач развития детского технического творчества в контексте требований современной федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Профессиональное развитие педагогов, повышение их квалификации, направленное на конкретные изменения в работе в соответствии с инновационными направлениями развития системы образования, позволит организовать высокомотивированную образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагогическими условия формирования креативно-технологических умений старших дошкольников выступают: готовность педагогов к организации деятельности детей, заключающаяся в повышении их профессиональной компетентности, владение методами стимулирования мотивации старших дошкольников (беседы, литературное чтение, игровые ситуации); реализация программы «Маленький новатор» [19, с. 78–84] средствами дидактической игры, способами поиска решения творческих задач, создания проектов, организация предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей, поддержка благоприятной психологической атмосферы, ситуации творческого успеха ребенка, морально-психологического климата общения между взрослыми и детьми.
Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа психолого-педагогических исследований, выявленных педагогических дефицитов и противоречий, доказана актуальность темы исследования, определены научный аппарат исследования, организация педагогического исследования и проектирование инновационной модели повышения квалификации педагогов для решения задач развития детского технического творчества дошкольников.
About the authors
Tamara Vladimirovna Timofeeva
Samara State University of Social Sciences and Education
Author for correspondence.
Email: tomcha_2006@mail.ru
postgraduate student of Literature, Journalism and Teaching Methods Department
Russian Federation, SamaraReferences
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70291362.
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406042493.
- Ястреб Н.А. Как возможно техническое творчество? // Философская мысль. 2023. № 2. С. 15–25. doi: 10.25136/2409-8728.2023.2.39748.
- Алексеев В.Е., Андрианов П.Н., Путилин В.Д. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. М.: Приок. кн. изд-во. Калуж. отд-ние, 1976. 188 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 93 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. ФГОС: модель инновационной деятельности. Волгоград: Учитель, 2014. 92 с.
- Способности и одаренность // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 15–41.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Учебная литература, 2007. 32 с.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002. 173 с.
- Умственное развитие дошкольника // Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2013. С. 175–254.
- Каменева И.В. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста: основные подходы, результаты эксперимента // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–2. С. 157–160.
- Кудрявцев Н.Г., Темербекова А.А. Исследование способов оценки эффективности метода проектных интерфейсов при его использовании в процессе дополнительного инженерного образования и детского технического творчества // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 35–40. doi: 10.24412/1991-5500-2020-685-35-40.
- Малыхина Л.Б. Развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2019. 265 с.
- Коновалов А.А., Ожиганова Д.А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2 (53). С. 113–120. doi: 10.52944/port.2023.53.2.008.
- Коробейникова Е.Ю. Подготовка педагогов сферы дополнительного образования детей к обновлению дополнительных общеобразовательных программ // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (Инсайт). 2024. № 1 (17). С. 23–36.
- Кочурина Т.С. Модель подготовки будущих педагогов к формированию конструкторских умений дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–3. С. 140–144.
- Овезова О. Педагогические условия подготовки педагогов профессионального обучения к использованию инновационных образовательных технологий // Вестник науки. 2024. Т. 3, № 2 (71). С. 309–312.
- Ивакина Л.А. Сущность и структура формирования креативно-технологических умений старших дошкольников // Гуманитарные исследования Центральной России. 2022. № 1 (22). С. 78–85. doi: 10.24412/2541-9056-2022-122-78-85.
Supplementary files
