Том 2, № 1 (2013)

Статьи

Образование в условиях непрерывной реформации: психологические аспекты

Акопов Г.В.

Аннотация

Глобализация определяет существенные изменения сознания современного человека. Трансформации подвергаются индивидные, субъектные, личностные, индивидуальные характеристики, а также базовые виды деятельности – труд, познание, общение. Внешнее оформление образования в процессах современных преобразований (уровни, содержание, организация и т.д.) может быть адекватно глобализационным трансформациям личности в случае выявления и координации целевых установок участников преобразований

Самарский научный вестник. 2013;2(1):5-8
pages 5-8 views

Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования

Аниськин В.Н., Замара Е.В.

Аннотация

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности будущих сервис-менеджеров туристских услуг в системе среднего профессионального образования. Обосновано влияние этих условий на формирование информационной компетентности выпускников колледжей сервисных технологий.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):9-12
pages 9-12 views

Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики

Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В.

Аннотация

В связи с переходом на двухуровневую систему образования немаловажную роль играет учебная практика. На факультете математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» учебная практика для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование профилей «Математика» и «Информатика» представляет собой конструктивно-вычислительный практикум.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):12-14
pages 12-14 views

Этикет как средство развития межличностных отношений четвероклассников

Бурдина Г.Ю., Панкова Е.С.

Аннотация

В статье предлагается решение задачи развития межличностных отношений младших школьников средствами этикета. Его средства – виды, разновидности, формы, формулы, игры, ситуативные упражнения и др. – представлены в виде авторского комплекса факультативных занятий для работы с учащимися 4-х классов по развитию их стремления к общению, позитивного отношения к сверстникам, умения выражать свои мысли в процессе межличностного общения; слушать собеседника; работать в группе.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):14-17
pages 14-17 views

Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией

Горчакова А.М., Чаладзе Е.А.

Аннотация

Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием. В статье представлены этапы работы по формированию языкового механизма у детей с алалией через моделирование коммуникативных ситуаций.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):17-21
pages 17-21 views

Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания

Еремина Н.Ю.

Аннотация

В статье на основе анализа понятия «нравственности» определяются критерии нравственного человека. Важнейшим средством воспитания нравственного человека является семья. Сопоставление стилей семейного воспитания и особенностей характерологических свойств родителей позволяет обнаружить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Таким образом становиться возможным установить какой стиль семейного воспитания который наиболее способствует развитию нравственных ценностей ребенка.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):21-24
pages 21-24 views

Принципы организации системы воспитания в образовательном пространстве «технический колледж – кадетский корпус»

Ильмушкин Г.М., Хайруллов Э.В.

Аннотация

В работе выделяются основные принципы, на основе которых реализуется система воспитания в образовательном пространстве «Технический колледж – кадетский корпус». Принципы, как регуляторы, задают вектор протекания воспитательного процесса, характер совместной деятельности педагога и обучаемого, а также стратегию его воспитательной деятельности. Охарактеризован каждый из выявленных принципов.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):25-28
pages 25-28 views

К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан

Криводонова Ю.Е.

Аннотация

В статье рассматриваются личностные особенности и адаптационные способности слепых и слабовидящих людей, выдвигаются предположения об их взаимосвязи.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):28-31
pages 28-31 views

Поле неистинности в системе современного английского языка

Максимчик О.А.

Аннотация

В настоящей статье поле неистинности рассматривается как структурный элемент функционально-семантического поля истины. Интегральным для объединения разноуровневых единиц в поле неистинности выступает признак “неверное отражение действительности”. Проанализировав отобранные контексты на английском языке, в которых объективируется значение неистинности, автор приходит к выводу, что проблема «неистины» находится не столько в ведении семантики, сколько – прагматики. Следовательно, для выявления конституентов поля неистинности необходимо не только знание значений языковых единиц, но и определенный механизм их интерпретации. В статье показано, что правильная интерпретация контекста, с учетом всех особенностей речевой ситуации, позволяет выявить богатый арсенал языковых средств и нормативно-речевых способов, раскрывающих значение неистинности во всех его смысловых вариантах.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):31-35
pages 31-35 views

Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза

Севенюк С.А., Парфенова Т.А.

Аннотация

При перестройке системы высшего педагогического образования на компетентностной основе приоритетным становится ориентация на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. При этом в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетенции и компетентности.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):35-37
pages 35-37 views

Специфика лексических идиом

Савицкий В.М.

Аннотация

В статье рассматриваются идиоматичные слова как разновидность идиом, стоящая в одном ряду с идиоматичными словосочетаниями и идиоматичными предложениями. Демонстрируются структурные особенности лексических идиом и обосновывается необходимость расширить традиционное толкование понятия ‘идиома’.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):38-40
pages 38-40 views

Анализ педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления к личностным достижениям в ФСД (физкультурно-спортивной деятельности)

Сафоненко С.В.

Аннотация

В статье дан анализ педагогических условий, формирующих стремление к личным достижениям в ФСД, которые обеспечивают развитие навыков самоконтроля и самооценки себя, как личности, формируют навыки планирования и прогнозирования результатов, самореализацию в соревновательных ситуациях, формируют умения в самооценке личностных достижений; и исключают снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, формирование мотивации избегания неудач.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):40-42
pages 40-42 views

Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности

Смирнова Е.В.

Аннотация

Среди множества факторов, определяющих возможность обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), важнейшим является наличие электронных средств учебного назначения (ЭСУН). В число таких ЭСУН входят специально созданные в целях обучения компьютерные программы, разнообразные прикладные, энциклопедические, справочные и другие программы, которые могут эффективно использоваться в учебных целях. Комплексное применение подобных материалов создает интегрированную компьютерную обучающую языковую среду. Применение ЭСУН для обучения иностранному языку позволяет: индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс обучения; расширить возможность контроля с обратной связью и диагностикой; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; осуществлять самоподготовку и тренаж; улучшать наглядность; моделировать реальные процессы; усиливать мотивацию обучения и т.д.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):43-46
pages 43-46 views

Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования

Федорова Т.В., Борзенкова О.А.

Аннотация

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной, методико-математической подготовки педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование»; формирования его методико-математической компетентности. Перспективным направлением авторы считают разработку и апробацию специальных заданий интегративного характера.

Самарский научный вестник. 2013;2(1):46-48
pages 46-48 views