ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPETENCE OF INFORMATION SERVICE MANAGERS OF TOURISM IN THE SECONDARY EDUCATION


Cite item

Abstract

In the article the basic organizational and pedagogical conditions of formation of information competence of future service managers of tourist services in secondary vocational education. Justified by the impact of these conditions on the formation of information competence of graduates of colleges of service technologies and the need to comply with them.

Full Text

Формирование информационной компетентности сервис-менеджеров сферы услуг (в нашем случае – менеджеров туристских услуг) в процессе их подготовки в системе среднего профессионального образования (СПО) должно осуществляться субъектами образовательного процесса (преподавателями и студентами техникумов и колледжей в их совместной деятельности) в соответствии с исходными положениями, определяющими общую организацию реализации содержания СПО, формы, методы и технологии подготовки востребованных работодателем специалистов. Иными словами, и обучающие, и обучаемые в их совместной деятельности должны соблюдать те организационно-педагогические и специально-профессиональные условия и принципы, которые являются руководящими требованиями или предписаниями необходимых действий, от которых зависят эффективные и рациональные нормы деятельности для достижения определённой цели [1]. При этом безусловным условием формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма, как одной из ключевых профессиональных компетенций специалистов данной категории, является директивно определённое требование к их подготовке, определяемое ныне действующими Федеральными государственными образовательными стандартами СПО (ФГОС СПО). Как отмечается в свободной Интернет-энциклопедии Википедии, система СПО «имеет своей целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов» [2]. Анализ различных толкований понятия «условия», приведенных в словарях и психолого-педагогических исследованиях (Г.В. Козберг, А.М. Новиков, Е.Е. Чудина и др.), позволяет сделать вывод о том, что под условиями можно понимать специально создаваемые обстоятельства, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей. По результатам проведенного нами исследования можно выделить организационно-педагогические условия, включающие общие, частные и специальные, создание которых позволит обеспечить эффективное формирование информационной компетентности менеджера туристских услуг в системе СПО. Исходя из трактовки целей и задач СПО, приведённых выше, и руководствуясь задачами нашей статьи, можно отметить, что наиболее адекватным для определения организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туристских услуг в процессе их подготовки в системе СПО, будет традиционная трактовка этого понятия В.И. Андреевым, который определяет их как обстоятельства образовательного процесса, являющиеся результатом целенаправленного эффективного действия, т.е. отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, форм и технологий обучения для достижения определённых целей [3]. Информационная компетентность специалиста, подготавливаемого в системе СПО среди его ключевых компетенций, дефинируется нами как: система знаний, умений и навыков самостоятельного поиска, анализа, отбора, трансляции и ретрансляции необходимой профессиональной и иной информации, её систематизации, преобразования, хранения и передачи в момент востребованности. Проблема формирования информационной компетентности на разных ступенях обучения исследовалась такими учёными и практиками, как: Е.В. Иванова, А.О. Ивонин, О.И. Кочурова, В.Ф. Кочуров, Н.Х. Насырова, Э.П. Семенюк, М.А. Холодная, Л.Д. Васильева, Н.Г. Витковская, А.В. Вишнякова, О.Б. Зайцева, С.В. Зильберман, Н.В. Кисель, А.Н. Костиков, И.А. Кулантаева, Е.В. Назначило, A.M. Оробитский и др. Если же использовать положения ныне действующих нормативных документов, то термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС СПО и определяется как: способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. С этим термином тесно взаимосвязаны понятия «информационная грамотность» и «информационная культура». Информационная грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений [4-8]. Информационная компетентность имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через его индивидуальность, профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности. Применимо к квалификации специалиста «менеджер туристских услуг» следует отметить те требования его должностной инструкции, которые можно объединить в одно общее качество: менеджер по туризму – это специалист, который организует путешествие «под ключ», помогает выбрать страну, место для путешествия, оформить необходимые документы и обеспечивает клиентов необходимой информацией. Потому уровень сформированности информационной компетентности сервис-менеджера туристских услуг, безусловно, определяется не только содержанием профессионального образования, но и уровнем информационной компетентности. В процессе определения и реализации содержания профессиональной подготовки студентов колледжей и техникумов сервисных технологий ключевое значение придаётся региональному компоненту, так как за счёт него регулируются региональные интересы и потребности в туристическом бизнесе, а также наиболее полно удовлетворяются образовательные потребности самих студентов. Кроме того, посредством самообразования студенты дополняют свои профессиональные знания. Всё это наполняет и обогащает содержание профессиональной подготовки студентов новым содержанием, определяющим весь комплекс педагогических условий и средств педагогической коммуникации, реализуемых в процессе подготовки менеджера туристских услуг. В свою очередь, содержание образования реализуется педагогами в совместной деятельности со студентами посредством информационных технологий педагогической коммуникации и технологий обучения. Создание необходимых организационно-педагогических условий для эффективного формирования профессиональной компетентности сервис-менеджера туристских услуг в системе СПО продиктовано насущной потребностью социума в совершенствовании профессиональной и информационной подготовки специалистов в данной области. Изменение потребностей социума в данных специалистах требует и изменений в подходе к их подготовке. В этих условиях необходим поиск адекватных организационно-педагогических условий для обеспечения эффективности подготовки менеджеров туристских услуг. На основе теоретического и экспериментального исследования мы выделяем следующие организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности сервис-менеджера туристских услуг в системе СПО по трем основным категориям – общие, частные и специальные: 1. Общие организационно-педагогические условия: материально-техническая обеспеченность и программная оснащенность, обеспечивающие выбор необходимых информационных технологий, инструментальных и компьютерных средств для организации процесса профессиональной деятельности; повышение квалификации педагогических кадров системы СПО; учебно-методическое обеспечение и внедрение модульной и Интернет-технологий обучения в процессе реализации профессионально-ориентированного обучения. 2. Частные организационно-педагогические условия: условия для самообразования и профессионального саморазвития студентов техникумов и колледжей в области информационных технологий; создание условий для информационной поисково-исследовательской деятельности студентов, связанной с функционированием объектов профессиональной деятельности. 3. Специальные организационно-педагогические условия: обеспечение условий производственной деятельности с помощью используемых информационных технологий и средств их реализации; обеспечение выбора методов и средств использования специализированных программных продуктов и информационных возможностей глобальной сети Интернет. Обоснуем необходимость обеспечения каждого из условий в формировании информационной компетентности сервис-менеджеров туристских услуг в системе СПО. Материально-техническая обеспеченность и программная оснащенность, обеспечивающая выбор необходимых информационных технологий, инструментальных и компьютерных средств для организации процесса профессиональной деятельности является важным условием эффективного формирования информационной компетентности менеджера туристских услуг. В современной системе СПО серьёзные трудности и сложности представляет создание и поддержание учебно-лабораторной и компьютерно-исследовательской базы, а также программного обеспечения на необходимом уровне, для качественной подготовки менеджера туристских услуг в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов данной категории. В первую очередь это требует достаточного бюджетного и внебюджетного финансирования колледжей сервисных технологий. В то же время бюджетное финансирование деятельности средних учебных заведений становится ключевой проблемой, что не позволяет в полной мере создавать необходимые условия. В этом отношении средним профессиональным учебным заведениям необходимо изыскивать дополнительные возможности за счёт внебюджетных средств, в частности, заключение договоров с туристическими компаниями и аналогичными бизнес-структурами по подготовке для них специалистов по долгосрочной целевой программе. Повышение квалификации педагогических кадров системы СПО является важнейшим условием формирования информационной компетентности сервис-менеджера туристских услуг, поскольку позволяет педагогам в процессе обучения, при организации и проведении творческой научно-исследовательской работы со студентами использовать последние научные достижения в области информационных технологий, компьютерных средств, программного обеспечения. Позволяет рационально и эффективно применять современные технологии и педагогические инновации, обмениваться опытом совместной деятельности, а также совершенствоваться посредством самообразования. При этом особо стоит отметить, что в своевременной переподготовке нуждаются те преподавательские кадры, которые работают в обязательной области информационных технологий, поскольку знания в этой области быстро устаревают, а новые появляются чрезмерно ускоренными темпами, такова природа развития информационных технологий в современном глобальном мире. При этом очень важно обеспечение опережающей подготовки и переподготовки педагогических кадров и стимулирование их инновационной деятельности [9-16]. Эффективное повышение квалификации преподавателей средних профессиональных учебных заведений должно происходить не только директивным образом, но и посредством самообразования, путём участия в научно-методических и научно-практических конференциях различного статуса, через прохождение системы повышения квалификации при ведущих колледжах и вузах страны, с помощью стажировок в зарубежных образовательных центрах, через аспирантуру и докторантуру и использование других форм. Учебно-методическое обеспечение и внедрение модульной и Интернет-технологий обучения в процессе реализации профессионально-ориентированного обучения представляет собой одно из важнейших условий формирования информационной компетентности менеджера туристских услуг, так как обеспечивает эффективное использование Интернет-технологий и других эффективных традиционных и инновационных педагогических технологий в обучении студентов на всех этапах их профессионального становления. Условия для самообразования и профессионального саморазвития студентов профильных техникумов и колледжей в сфере информационных технологий должны быть положены в основу подготовки менеджера туристских услуг в силу быстрого устаревания знаний и технологий в данной области и высоких темпов их обновления в современном мире. Создание условий для информационной поисково-исследовательской деятельности студентов колледжей сервисных технологий, связанной с функционированием объектов профессиональной деятельности, является необходимым условием развития информационной компетентности менеджеров туристских услуг, ибо способствует активному формированию у них творческих способностей, стремлению к самообразованию. Это обусловливает необходимость организации и проведения творческой научно-исследовательской работы студентов на всех этапах обучения. Студент, обладающий творческой исследовательской способностью, всегда будет иметь преимущество перед сверстниками, не проходившими серьезную школу поисково-исследовательской деятельности, и значительно быстрее и эффективнее достигнет успеха в профессиональной и социальной деятельности [17-19]. Он будет иметь возможность проявить плодотворную инициативу и творчество в своей профессиональной деятельности, приобретёт еще большую уверенность в своих действиях. Вполне естественно, что чувство удовлетворенности в профессиональной деятельности принесёт успех и радость и в социальной, и личной жизни индивида. Обеспечение условий производственной деятельности с помощью используемых информационных технологий, современных и перспективных средств их реализации направлено на успешное функционирование будущего места работы выпускников техникумов и колледжей сервисных технологий, туристических и иных фирм, на повышение уровня обслуживания клиентов. Обеспечение выбора методов и средств использования специализированных программных продуктов и информационных возможностей глобальной сети Интернет представляет собой одно из важнейших условий эффективного формирования информационной компетентности у сервис-менеджеров туристских услуг. По сути, оно определяется интенсивностью внедрения в профессиональную деятельность туристских фирм глобальных систем резервирования, специализированных компьютерных программ, а также созданием сайтов турфирм и рекламой туристских услуг в Интернете. В свою очередь, приведёнными организационно-педагогическими условиями обусловливается эффективность совместной деятельности педагога и студента, ориентированная на подготовку менеджеров туристских услуг в системе СПО. Студентами колледжей осуществляется решение задач, которые они заранее отбирают, анализирует с точки зрения их обучающего, развивающего, профессионального и воспитательного потенциала. От понимания и осознания поставленной педагогом задачи зависит и позиция обучаемого. Осознанные задачи и личностная их оценка являются тем условием, которое определяет положительное отношение личности к поставленной задаче и стремление ее разрешить.

×

About the authors

Vladimir Nikolaevich Aniskin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: vnaniskin@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty of mathematics, physics and computer science, professor of department of «Information and communication technologies in education»

443090, Russia, Samara, st. Antonova-Ovseenko, 26

Elena Viktorovna Zamara

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: ezam02@rambler.ru

a teacher of information technology service Samara State College of Technology and Design, graduate student of department of «Information and communication technologies in education and social»

443090, Russia, Samara, st. Antonova-Ovseenko, 26

References

  1. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГИПК ПРО, 2004. 119 с.
  2. Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2изд. Казань, 2000. 600с.
  4. Ремизова Н.У. Модель формирования профессионально-информационной культуры учителя в информационной среде // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 257-259.
  5. Мельник Н.М. Интеллектуально-информационная поддержка деятельности специалиста ключевой фактор подготовки кадров для инновационной экономики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. С. 76-83.
  6. Гнатышина Е.В. Информационная культура педагога профессионального обучения: мировоззренческий аспект // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 69-71.
  7. Аниськин В.Н. Формирование и развитие холистичной информационно-образовательной среды вуза (на примере факультета математики, физики и информатики ПГСГА) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 219-223.
  8. Кучай А.В. Формирование информационной компетенции одна из ведущих задач подготовки будущего учителя // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 1. С. 23-25.
  9. Коростелев А.А. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении развития управленческих кадров // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 168-172.
  10. Рудоманенко И.В., Рудоманенко Л.В. Система повышения квалификации в условиях модернизации российского образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 279-282.
  11. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
  12. Пудовкина Н.Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 260-264.
  13. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.
  14. Максимова Е.А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 206-208.
  15. Коростелев А.А., Зимовец Е.А. Особенности аналитической подготовки руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 71-76.
  16. Захарова О.А. Развитие системы повышения квалификации на основе объединенных ресурсов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4. С. 371-375.
  17. Костылева И.Б., Калмыкова О.Ю. Формирование системы активизации научно-исследовательской деятельности студентов в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3. С. 97-105.
  18. Коростелев А.А. Обеспечение готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 125-128.
  19. Михелькевич В.Н., Костылева И.Б. Информационно-дидактический инструментарий формирования у студентов творческого мышления и профессиональных научно-исследовательских компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 75-81.

Copyright (c) 2013 Aniskin V.N., Zamara E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies