AS A MEANS OF ETIQUETTE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS CHETVEROKLASS OF GREENHOUSE

Abstract

The article offers a solution for the tasks of development of interpersonal relations primary school students elements etiquette. It means species, varieties, forms, formulas, games, situational exercises, and others are presented in the form of copyright system elective classes for work with pupils of the 4 classes on the development of their desire to communicate, positive attitudes towards peers, the ability to express their thoughts in interpersonal communication; to listen to the primary school students; work in a group.

Full Text

В современном обществе для успешной жизни любому человеку необходимо соблюдение общепринятых правил поведения. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается общее падение нравственности, в том числе среди подрастающего поколения. Культурно-этическое воспитание представляет собой процесс развития межличностных отношений, которые необходимо развивать с детства. Вот почему важное значение, по-прежнему, имеет постановка и решение проблемы развития межличностных отношений детей в начальной школе. На протяжении младшего школьного возраста у учащихся начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Именно в это время развиваются так называемые элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь, коллективизм, товарищество и др.), влияние коллективного мнения на формирование собственного мировоззрения. В этом возрасте особое внимание дети уделяют нравственной стороне своего поведения, так как им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, поэтому этот период является сензитивным для усвоения правил культурного общения. В связи с тем, что у ребенка в начальной школе еще небогатый личный опыт общения, то представляется целесообразным использовать этикет как средство развития межличностных отношений. Проблемой развития межличностных отношений младших школьников занимались: В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, О.Н. Истратов, Я.Л. Коломенский, В.Г. Крысько, А.А. Реан и некоторые другие исследователи. Сущность и средства этикета представлены в работах А.Б Венецкой, Е.А. Замедлиной, В.В. Кобзевой, И.Н. Курочкиной, В.И. Петровой, Е.Л. Старункиной, В.И. Южина и некоторых других ученых и практиков. Противоречие данной проблематики заключается в том, что на сегодняшний день влияние этикета на развитие межличностных отношений младших школьников недостаточно изучено. Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать возможности использования этикета как средства развития межличностных отношений четвероклассников. Итак, отношения – это «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три связанных компонента: отношение человека к людям; к себе; отношения к предметам внешнего мира» [1, 265]. Говоря об особенностях межличностных отношений, представляется актуальной точка зрения В.Г. Крысько: «это – субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они складываются в результате прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияют на их ход и результаты через личностное отношение к окружающим, к самому себе. Их осуществление происходит через выражение оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения» [2, 59]. На протяжении младшего школьного возраста у детей формируется новый тип отношений с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками. Межличностные отношения младших школьников зависят от различных факторов, таких, как: успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, гендерные признаки. Все это влияет на выбор взаимоотношений ребенка со своими одноклассниками и, в конечном итоге, определяет их социальную значимость в дальнейшей самостоятельной жизни. Проанализировав многообразие точек зрения на понятие «этикет», удалось выявить, что наиболее распространенное его определение – это общие правила поведения, принятые в том или ином обществе. За основу была взята точка зрения В.В Кобзевой: «этикет – это образец коммуникативного поведения» [3, 17]. Его структура представляет собой различные виды, разновидности, формы, формулы и средства. Основными видами этикета являются государственный, дипломатический, воинский, общегражданский, повседневный, служебный (деловой), педагогический, врачебный и некоторые другие [4]. К его разновидностям относятся: правила поведения в общественных местах, семейный, школьный, гостевой, телефонный, подарочный и другие; к формулам – знакомство, благодарность, извинение, приглашение, прощание [5]. Формами (или средствами) этикета являются речевая и неречевая формы [6]. Обзор новейшей методической литературы показал, что средствами этикета в начальной школе могут выступать различные игры, упражнения, ситуативные задачи, беседы, фрагменты из литературных произведений и т.д. [7, 8, 9]. По мнению таких авторов, как А.Б. Венецкая, В.И. Петрова, Е.Л. Старункина, перечисленные этикетные средства могут быть направлены на развитие у младших школьников стремления к общению, навыков культурного поведения, воспитания нравственных качеств, усвоение правил поведения и т.д. Следовательно, развитие межличностных отношений также можно осуществлять с помощью них. Это послужило обоснованием к проведению эксперимента по заявленной проблеме. Экспериментальная работа проходила на базе СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Клявлинского района Самарской области. Для диагностики уровня развития межличностных отношений были взяты учащиеся 4 «А» класса – контрольная группа и 4 «Б» экспериментальная группа (по 25 детей в каждой группе). При этом учитывались следующие психолого-возрастные особенности учеников четвертых классов. К четвертому классу отношение одноклассников к ребенку с одной стороны определяет его положение среди других детей, с другой стороны – влияет на его эмоциональное благополучие. В этот возрастной период у них формируются: требовательность друг к другу, взаимная оценка, значимость мнения коллектива и т.д. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к общению со сверстниками, в желании делать все сообща, т.е. повторять то, что делают одноклассники. Поэтому необходима своевременная диагностика отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на становлении личности ребенка, его психическом развитии в дальнейшем. Экспериментальное исследование по развитию межличностных отношений младших школьников средствами этикета проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Перед проведением констатирующего этапа были проанализированы следующие методики: рисуночный метод Р. Жиля и «Социометрия» (методика Дж. Морено) [10, 11]. В начале констатирующего этапа была использована методика Р. Жиля (рисуночный метод). Учащиеся из контрольной и экспериментальной групп должны были охарактеризовать несколько ситуативных картинок. При этом оценивались следующие шкалы: «стремление к общению в больших группах детей»; «отношение к сверстникам». Таблица 1 Результаты исследования по методике Р. Жиля. Шкалы Контрольная группа Экспериментальная группа Степень выраженности Количество детей % Количество детей % Стремление к общению Выраженное 13 52% 14 56% Среднее 11 44% 10 40% Невыраженное 1 4% 1 4% Отношение к сверстникам Позитивное 14 56% 13 52% Неопределенное 11 44% 12 48% Негативное 0 0% 0 0% По итогам входной диагностики по шкале «Стремление к общению» повышенные показатели (степень выраженности «выраженное») были отмечены у 56% детей в экспериментальной группе и у 52% в контрольной группе. Шкала «Отношение к сверстникам» не выявила негативного отношения к ним ни у кого. Однако у 48% детей экспериментальной группы и 44% контрольной группы оно – «неопределенное»; «позитивное» – у 52% четвероклассников экспериментальной группы и 56% – в контрольной группе. Методика «Социометрия» (автор Дж. Морено), проводимая с учащимися также с целью диагностики межличностных отношений, дала следующую картину. Таблица 2 Результаты исследования по методике Дж. Морено. Статусные группы Контрольная группа Экспериментальная группа Количество детей % Количество детей % «Звезды» 0 0% 0 0% «Предпочитаемые» 1 4% 1 4% «Принятые» 13 52% 12 48% «Непринятые» 11 44% 12 48% «Отвергнутые» 0 0% 0 0% Проведенная диагностика показала, что 52% детей в контрольной группе и 48% в экспериментальной находились в категории «принятых»; по 4% в экспериментальной и контрольной группах – в «предпочитаемых»; 48% экспериментальной группы и 44% контрольной группы – в категории «непринятых». Таким образом, анализ полученных данных констатирующего эксперимента показал, что у значительного количества четвероклассников существуют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, результаты констатирующего этапа позволили определить цель проведения формирующего эксперимента: смоделировать, организовать и апробировать комплекс факультативных занятий по развитию межличностных отношений детей 4 класса посредством этикета. Были поставлены следующие задачи, направленные на развитие межличностных отношений четвероклассников: развивать стремление к общению, позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои мысли в процессе межличностного общения; слушать собеседника; работать в группе. В содержание комплекса занятий входили такие элементы этикета, как формы (речевая и неречевая), виды (повседневный), разновидности (школьный, гостевой, подарочный, правила поведения в общественных местах), формулы (знакомство, благодарность, извинение, приглашение, прощание), а также такие его средства, как беседы, чтение фрагментов из литературных произведений, дидактические игры, инсценировки, ситуативные упражнения и задачи. Комплекс факультативных занятий «Учимся, общаясь и играя». Темы занятий Содержание занятий Задачи, направленные на развитие межличностных отношений Элементы (средства) этикета 1. «Знакомство». Вступительная беседа. Игра «Знакомство». Оформление плаката в классном уголке (составление речевых формул знакомства). Развивать умение выражать свои мысли в процессе межличностного общения. Форма: речевой этикет. Формула «знакомство». 2. «Для чего нужно быть вежливым?». Игра «Вежливое слово». Обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Урок вежливости». Игра «Вежливая просьба, вежливый отказ». Создание «Дерева вежливости» (правила вежливого поведения). Развивать позитивное стремление к общению, умение работать в группе. Вид: повседневный этикет. Форма: речевой этикет. 3. «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты». Беседа. Анализ отрывка из рассказа М. Зощенко «Золотые слова». Обсуждение на тему: «Нормы поведения во время беседы»; инсценирование ситуаций («В библиотеке», «Разговор одноклассников», «Разговор по телефону», «Разговор учителя и ученика»). Развивать умение выражать свои мысли в процессе межличностного общения. Вид: повседневный этикет. Разновидность: телефонный этикет. Форма: речевой этикет. 4. «Прошу прощения». Обсуждения стихотворения Н. Юсупова «Простите». Анализ ситуации «ссора между друзьями». Игра «Прости». Развивать умение слушать собеседника. Вид: повседневный этикет. Форма: речевой этикет. Формула «извинение». 5. «Мы в театре». Этическая беседа на тему: «Как вести себя в театре». Викторина. Анализ стихотворения А. Барто «В театре». Игра «Мы в театре». Развивать позитивное стремление к общению. Разновидность: правила поведения в общественных местах (в театре). Форма: речевой этикет. 6. «Наши мимика и жесты». Беседа. Упражнение-«Пантомима» (направленное на развитие стремления к общению со сверстниками в соответствии с правилами этикета). Игры: «Пойми меня», « Мы не скажем, а покажем, что мы делали вчера». Развивать стремление к общению со сверстниками. Форма: неречевой этикет. Формулы: «Приветствие», «извинение», «прощание». 7. «Вот школа, дом, где мы живем…». Беседа. Совместное составление памяток «Правила поведения в школе». Игровая ситуация «Как правильно обратиться к учителю, однокласснику, библиотекарю». Развивать умение работать в группе. Форма: речевой этикет. Разновидность: школьный этикет. 8. «Мой класс – моя семья». Беседа. Обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена». Викторина. Оформление классного уголка с тематикой «Правила добрых отношений». Развивать умение слушать собеседника, работать в группе. Форма: речевой этикет. Разновидность школьный этикет. 9. «Культура внешнего вида». Беседа. Обсуждение стихотворения Вл. Лифшица «Неряха». Викторина (решение ситуативных задач). Развивать стремление к общению, работать в группе. Вид: повседневный этикет. Форма: речевой этикет. 10. «Гостевой этикет». Беседа. Игры «Приглашение», «Встреча гостей», игра-тренинг «Я гость», «День рождения». Работа по группам «Правила для гостя», «Правила для хозяев». Развивать стремление к общению со сверстниками, работать в группе. Форма: речевой этикет. Разновидность: гостевой, подарочный. Формулы: «приглашение», «благодарность». На итоговом этапе эксперимента были проведены диагностики, опиравшиеся на те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Таблица 3 Результаты исследования по методике Р. Жиля. Шкалы Степень выраженности Контрольная группа Экспериментальная группа Количество детей % Количество детей % Стремление к общению Выраженное 14 56% 17 68% Среднее 10 40% 8 32% Невыраженное 1 4% 0 0% Отношение к сверстникам Позитивное 15 60% 15 60% Неопределенное 10 40% 10 40% Негативное 0 0% 0 0% Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов эксперимента в экспериментальной группе (по методике Р. Жиля) позволяют отметить следующее: повысились показатели по шкалам «Стремление к общению в больших группах детей» и «Отношение к сверстникам» на 12% и 8% соответственно; аналогичный анализ в контрольной группе выявил незначительную динамику по этим же шкалам (показатели увеличились на 4%). Таблица 4 Результаты исследования по методике Дж. Морено. Статусные группы Контрольная группа Экспериментальная группа Количество детей % Количество детей % «Звезды» 0 0% 1 4% «Предпочитаемые» 1 4% 1 4% «Принятые» 14 56% 14 56% «Непринятые» 10 40% 9 36% «Отвергнутые» 0 0% 0 0% Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов в экспериментальной группе по методике Дж. Морено позволило выявить: количество учащихся, принадлежащих к группе «Звезды» увеличилось на 4%, к группе «Принятые» – на 8%, к группе «Непринятые» уменьшилось на 16%, к группе «Предпочитаемые» оно осталось неизменным. В контрольной группе при аналогичном анализе наблюдалось следующее. По-прежнему отсутствовали дети, принадлежащие к статусным группам «Звезды» и «Отвергнутые». Количество учащихся, принадлежащих к группе «Предпочитаемые», осталось без изменений. Несколько увеличилось количество детей в группе «Принятые» (на 4%); а количество учащихся, принадлежащих к группе «Непринятые» уменьшилось на 4%. Это свидетельствует о том, что произошли незначительные изменения в развитии межличностных отношений и у детей контрольной группы. Таким образом, проведенный анализ результатов экспериментальной работы выявил некоторую положительную динамику развития межличностных отношений учащихся в экспериментальной группе по всем исследуемым параметрам, что является подтверждением того, что этикет может являться средством развития межличностных отношений четвероклассников. Полученные результаты исследования могут использоваться в практике начальной школы будущим специалистом по специальности «Педагогика и методика начального образования».

×

About the authors

Galina Yurievna Burdina

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: g.yu.burdina@mail.ru

candidate of historical sciences, assistant professor of the department of «Russian language, literature, artistic and aesthetic disciplines and techniques of teaching»

443090, Russia, Samara, Bluchera Street, 25

Ekaterina Stanislavovna Pankova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: pankovakatrinka@mail.ru

a 5th year student "Pedagogy and methodology primary education» of department of primary education

443090, Russia, Samara, Bluchera Street, 25

References

  1. Психология общения. Энциклопедический словарь/ Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. 352 с. (Библиотека высшей школы).
  3. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 288 с. (Грандиозный мир).
  4. Южин В.И. Энциклопедия этикета. М.: Рипол Классик, 2007. 265 с.
  5. Курочкина И.Н. Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля. Режим доступа: http:etiquette-life.narod.ru/statya.html.
  6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. 576 с. (Серия «Мастера психологии»).
  7. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников //Начальная школа. 2009. №2. С. 73-77.
  8. Петрова В.И., Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник. Азбука нравственности взросления. СПб.: Питер, 2007. 304 с.
  9. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2004. 80 с. (Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 8.)
  10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Изд. 4-ое. Ростов на Дону: Феникс, 2011. 568 с. (Психологический практикум)
  11. Социометрия Режим доступа: http:testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html.

Statistics

Views

Abstract: 126

PDF (Russian): 17

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2013 Burdina G.Y., Pankova E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies