Том 5, № 4 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 46
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/issue/view/1299
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164
03.02.00 – общая биология
Изменение физических свойств черноземов южных карбонатных при различных системах обработки в Северном Казахстане
Аннотация
Противоречивость сведений о воздействии минимальных и нулевых обработок на физические свойства черноземов южных тяжелого гранулометрического состава вызвали необходимость их изучения на территории Акмолинской области. Исследования физических свойств черноземов южных карбонатных проводилось на основании сравнения физических свойств почв целинного участка с опытными делянками глубокой безотвальной обработки, минимальной безотвальной обработки, прямого посева и нулевой технологии. Выявлено, что при всех вышеуказанных обработках в верхнем слое 0-10 см происходит уменьшение содержания частиц физической глины и ила в сравнении с целинным участком. Механические обработки вызывают активизацию дифференциации профиля в отношении илистой фракции. При глубокой безотвальной обработке происходит их нисходящая миграция из пахотного горизонта в подпахотный горизонт, а при минимальной и нулевой обработке из слоя 0-10 см в нижележащий пахотный слой 10-26 см. Наибольшее ухудшение плотности сложения пашни в слое 0-10, 10-20 и 20-30 см наблюдается при минимальной и нулевой обработке.



Влияние степени хронической интоксикации организма на изменение структуры паразитоценоза кишечника свиней
Аннотация
В данной статье показано изменение количественного и качественного состава микрофлоры кишечника свиней в присутствии Candida spp . Описывается методика выделения чистых культур Candida spp . Показана роль нормальной микрофлоры кишечника в возникновении и развитии заболевания. В работе представлены исследования, по результатам которых у испытуемых животных выявлена хроническая интоксикация различной выраженности. Обследование испытуемых особей на кишечные паразитарные микроорганизмы проводилось с применением диагностической системы, автором которой является Н.А. Ильина (2006). Исследования проводили в летний период на базе свиноводческих комплексов ООО «Стройпластмасс - Агропродукт», ООО «Курортный» Ульяновского района Ульяновской области и клинической лаборатории городской больницы № 1 г. Ульяновска. Изучено изменение количественного и качественного состава микрофлоры кишечника в присутствии патогенных Candida spp . Показана взаимосвязь степени хронической интоксикации и характера дисбиотических изменений микробиоценоза кишечника. Проведенные исследования показали высокий уровень контаминации свиней кишечными паразитами. При этом увеличение роста зараженности находилось в прямой зависимости от степени хронической интоксикации организма свиней и уровня высеваемости грибов Candida spp . Была отмечена прямая зависимость роста встречаемости кишечных паразитов и динамики видового разнообразия от степени хронической интоксикации организма животных.



К возможностям количественной оценки функциональной активности листовой поверхности различных растений
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема оценки и сравнения экофизиологических показателей листового аппарата древесных растений, произрастающих в динамичных условиях окружающей среды. Дополнительно к уже применяемым методам скрининга параметров листьев предлагается показатель, характеризующий их функциональную активность, для чего расчетным способом после выполнения аналитических процедур определяется количество активных компонентов (в частности, фотосинтетических пигментов, золы и пр.), приходящееся на единицу площади листовой поверхности. Указывается перспективность использования данного подхода для различных целей, в том числе: для анализа особенностей сезонной динамики метаболической активности листовых пластинок; сравнения экофизиологических особенностей различных растений (видов, сортов, местных и интродуцированных объектов); выявления реакции на стрессовые воздействия, сравнения различных объектов по устойчивости к стрессам. В статье использованы оригинальные данные, относящиеся к вегетационным периодам 2013-2015 гг. Пробы листовой массы отбирались: для дикорастущих видов деревьев и кустарников - в насаждениях Красносамарского леса, для плодовых культур - в питомниках НИИ «Жигулевские сады», для деревьев и кустарников-интродуцентов - в дендрарии Ботанического сада Самарского университета. Обработка проб листовой массы выполнялась в соответствии с разработанным ранее алгоритмом. В целом для всех рассмотренных групп показатель содержания пигментов в расчете на единицу площади поверхности демонстрируют более плавную динамику, чем при расчете на единицу массы. Такая ситуация вытекает из возрастных изменений листовых пластинок, которые за вегетационный период насыщаются определенным количеством «балластных» в отношении метаболизма веществ, накапливают различное количество осмотически активных соединений и пр. Рассмотрение качества единицы фотосинтезирующей поверхности позволяет заметить, что в изменчивых погодных условиях растения поддерживают определенный уровень метаболической активности листьев, производя оперативную «подстройку» пула фотосинтетических пигментов на основе видовых и сортовых особенностей их экологической пластичности.



Экомодернизация бассейнов крупных рек как фактор устойчивого развития территории (на примере Волжского бассейна и бассейна реки Янцзы)
Аннотация
В статье обсуждаются основные понятия экологической модернизации. Рассмотрена экологическая модернизация в России, проведено сравнение хода экологической модернизации в России и Китайской народной республики на примере Волжского бассейна и бассейна реки Янцзы. Приводятся кластерный анализ территории Волжского бассейна по отношению к устойчивому развитию территорий и почему для дальнейшего устойчивого развития во всех областях экономической и социальной сферы необходимо соблюдать принципы экологической модернизации. Устойчивое развитие Волжского бассейна во многом определяет устойчивое развитие России в целом и обуславливает необходимость экологической модернизации на данной территории. Приведены основные практические шаги по экомодернизации Российской экономики.



Применение метода фрактального анализа для биоиндикационной оценки состояния окружающей среды
Аннотация
В данной статье проанализированы существующие на данный момент биоиндикационные методы исследования антропогенного загрязнения окружающей среды и рассмотрены особенности и область их применения. Особое внимание из данной группы методов уделено лихеноиндикации и оценке степени выраженности флуктуирующей асимметрии листовой пластинки и её изрезанности, т.к. они основаны на изучении геометрических характеристик структуры биологических объектов с помощью математической обработки данных с использованием специальных компьютерных программ. Показана возможность и перспективность применения метода измерения фрактальной размерности для качественной и количественной оценки загрязнения окружающей среды. Представленные в работе данные показывают, что учёт фрактальной природы в биологических системах позволяет обнаружить и исследовать принципиально новый круг явлений в биологии. Адекватность этого метода поставленным целям и задачам обеспечивается соответствующим математическим аппаратом. В рамках этого подхода оказывается возможным разработка и использование новых перспективных мониторинговых методов. В заключительной части работы предложена новая концепция биоиндикации, основанная на синтезе как классических, так и инновационных подходов к изучению и оценке качества окружающей среды в условиях техногенного загрязнения.



Сукцессия и особенности распространения растительных ассоциаций в полосе отвода железных дорог
Аннотация
Полоса отвода представляет собой специфический антропогенный ландшафт, в котором протекающие процессы изменяются в своей направленности и интенсивности. Эрозионные процессы, в частности водная эрозия почв, приводят не только к изменениям почвенного покрова, но и растительного, посредством изменения плодородия почв, насыщенности питательными веществами, а также путем изменения влагообмена, структуры и механического состава почв. Основные характеристики флоры претерпевают структурные, количественные и другие изменения. Изменяется и растительный покров, состав растительных ассоциаций, скорость и направленность сукцессии, от зарастания сорной и рудеральной растительностью до устойчивых древесно-кустарниковых сообществ. Проведено эколого-геоморфологическое зонирование, показавшее распространение наиболее эродированных почв в непосредственной близости от полотна. Выявлена закономерность, согласно которой в наиболее антропогенно-нарушенных местообитаниях произрастает разнотравно-злаково-пырейная ассоциация, с уменьшением антропогенной нагрузки, преобладающей становится разнотравно-лугово-злаковая ассоциация. Также выявлена фитоиндикаторная роль Eletrygia repens L., как показателя нарушенности местообитаний, увеличивающего свое обилие в местах с наибольшей антропогенной нагрузкой, выходя за пределы полосы отвода по осыпающимся бровкам оврагов, по обочинам пересекающих полотно дорог, проявляя способность к «растеканию» из места непосредственного формирования.



Синфитосозологическая оценка растительности пастбищных экосистем юго-востока Украины
Аннотация
В составе растительности пастбищных степных экосистем юго-востока Украины выявлено 62 раритетные формации (79% общего их количества) с 338 (52%) раритетными ассоциациями доминантной классификации. В Зелёную книгу Украины включены 18 формаций с 79 ассоциациями (соответственно - 54% и 67% этих синтаксонов растительности региона), остальные формации и ассоциации являются регионально редкими. Приводится перечень раритетных формаций и входящих в них ассоциаций растительности с распределением по типам пастбищных степных экосистем. Самым высоким синтаксономическим разнообразием характеризуются овражно-балочные степные экосистемы, сформировавшиеся на смытых чернозёмах, подстилаемых лёссами (750 ассоциаций из 81 формации), наименьшим - растительность надпойменно-террасовых степей на песках (140 ассоциаций из 24 формаций). Наибольшее количество регионально редких ассоциаций ценотически приуроченны к меловым обнажениям: здесь отмечено 49 ассоциаций из 16 формаций. Большое количество ассоциаций являются стенотопными. Полученные результаты позволяют говорить о высокой синфитосозологической ценности растительности пастбищных экосистем на юго-востоке Украины, что очень важно для сохранения биоразнообразия степного биома. Это следует учитывать при обосновании объектов территориальной охраны биоты, а также - при разработке режимов охраны и расчёте пастбищных нагрузок для конкретных участков.



Влияние современных преобразований инфраструктуры города Самары на биологию гнездования ястреба-перепелятника
Аннотация
На основании наблюдений с 1997 г. за соколообразными птицами, обитающими на территории города Самары, было выявлено, что наиболее многочисленным и широко распространенным пернатым хищником в данных условиях оказался ястреб-перепелятник. За этот период численность данного вида в указанном районе росла. В настоящее время она оценивается нами более чем в 50 пар. В условиях города большинство ястребов населяют типичные для них стации - лесные массивы, с большой долей молодых деревьев, как естественные, так и посадки, с площадью от 1 га. При этом в последние 5-7 лет наметилась тенденция к гнездованию ястребов в нетипичных для них очень малых по площади насаждениях в густонаселенных районах города. В 2016 г. нами было обнаружено гнездо перепелятников на пустыре практически в географическом центре Самары площадью не более 0,5 га, в 50 м от дороги и буквально в 5 м от тропы. При этом ястребам удалось успешно вырастить выводок - из гнезда вылетело 3 слетка (2 самки и 1 самец). Таким образом, несмотря на активное окультуривание и освоение лесопарковых зон и пустырей в городе Самара, осуществляемых в последние годы, перепелятники, находя здесь, в первую очередь, оптимальные кормовые условия, проявляют практически весь адаптационный потенциал для приспособления к меняющимся условиям.



Стратегия трофического поведения насекомых-фитофагов (на примере жуков-листоедов Coleoptera, Chrysomelidae)
Аннотация
В течение 1974-2014 гг. в условиях Самарской области изучалось трофическое поведение и кормовые спектры активных жизненных фаз (имаго и личинок) 25 фоновых видов жуков-листоедов (Coleoptera, Chrysomelidae). Анализ трофических отношений представителей этой группы насекомых, связанных с почти 400 видами высших (покрытосеменных) растений из 50 семейств 2 классов, интересен не только в плане их хозяйственного значения, но и при рассмотрении вопросов биоэкологии (уточнения возможных контактов организма с окружающей средой). Стратегия кормового поведения фитофагов - комплекс (включающий 20 серий) поведенческих реакций, ориентированный на поиски и завладение кормом, требующий из суммы влияний выбора нужного направления. Пищевая специализация предусматривает (во избежании конкуренции между видами консументов) наличие богатого ассортимента кормовых объектов и разных способов их использования (фитофагия и сапрофагия, факультативные - антофилия и хищничество, каннибализм - всего 8 типов). Среди набора потребляемых фитофагами кормов выделяются 2 группы растений - основные (где нормально развиваются личинки и имаго) и дополнительные (используемые имаго в неблагоприятные периоды). Поиски насекомыми корма включают 3 типа реакций - дистантные (грубые и тонкие настройки) и контактные. Хозяйственное значение листоедов определяется не только ущербом, наносимым растениям, но и действием, стимулирующим продуктивность фитоценозов.



Флористические и геоботанические особенности процесса ренатурализации Усть-Сокского карьера
Аннотация
Распространение открытого способа добычи нерудного сырья в Среднем Поволжье определяет актуальность исследований, посвященных искусственной рекультивации и естественной ренатурализации карьеров. В предлагаемой статье рассматриваются результаты флористического и геоботанического изучения Усть-Сокского карьера, в котором за последние 40 лет, прошедших после прекращения добычи карбонатного сырья, сформировалась вторичная растительность. В настоящее время самозарастающий Усть-Сокский карьер используется как естественный полигон для изучения вторичных антропогенных сукцессий, экологических, анатомо-морфологических, физиологических, биохимических и биогеохимических особенностей растений. В пределах карьера зафиксировано произрастание 107 видов сосудистых растений, принадлежащих к 83 родам, 35 семействам, 5 классам и 4 отделам. В составе локальной флоры карьера выявлено 6 краснокнижных видов Самарской области. Проникновение видов в карьер осуществляется семенным путем из окружающих его естественных фитоценозов Сокольих гор. Локальная флора карьера значительно беднее флоры Сокольих гор и отличается от нее по видовому составу, что обусловлено спецификой абиотических условий, присущих техногенно нарушенной территории. Травянистые и древесные растения карьера характеризуются пониженным жизненным состоянием. Современная локальная флора карьера не сбалансирована, процесс ее формирования продолжается.



Эколого-туристический потенциал Самарской области: ресурсы растительного мира
Аннотация
В статье рассматривается развитие экологического туризма, которое, прежде всего, базируется на посещении привлекательных и уникальных объектов. В полной мере этим требованиям соответствует растительный мир. Впервые сформулировано 10 оснований, стимулирующих развитие познавательного экологического туризма (видовое разнообразие, реликтовые виды; эндемичные виды; виды, описанные с территории региона впервые для науки; растения, признанные охраняемыми и занесенные в Красную книгу; растительные сообщества, уникальные по происхождению и составу; зональные, типичные растительные сообщества; места концентрации растений на территории памятников природы; особо ценные природные территории федерального уровня охраны; ключевые ботанические территории) и 5 оснований, стимулирующих развитие событийного экологического туризма (даты рождения исследователей; даты проведения экспедиций; даты организации центров по изучению растительного мира; даты публикации важнейших ботанических сочинений; даты проведения крупнейших научных форумов). Описывается концентрация памятников природы и распределение особо охраняемых природных территорий в пределах Самарской области. В статье используется обобщенный критерий оценки фитосозологического статуса данных территорий. Отмечается, что Самарская область является перспективной территорией для развития внутреннего туризма, где важная и определяющая роль принадлежит экологическому туризму.



Оценка влияния индекса загрязнения атмосферы на медико-демографические показатели жителей города Саратова
Аннотация
В представленной статье рассматривается влияние загрязнения воздуха на демографические характеристики жителей г. Саратова. Описываются основные загрязнители воздуха, оказывающие значительное влияние на заболеваемость неинфекционными заболеваниями, а также на уровень детской смертности. Рассматривается влияние как комплексного показателя уровня загрязнения атмосферы, так и его компонентов на общий уровень смертности, уровень смертности от онкологических заболеваний, от заболеваний органов дыхания и уровень смертности детей до 1 года. Проведенные исследования показали, что существует тесная прямая связь между комплексным показателем загрязнения воздуха и смертностью от заболеваний органов дыхания, а также уровнем детской смертности. Также выявлено, что уровень общей смертности тесно связан с превышением содержания в воздухе оксида азота, уровень смертности от онкологических заболеваний - с превышением содержания оксида азота и фенола, уровень смертности от заболеваний органов дыхания - с превышением содержания формальдегида, уровень смертности детей в возрасте до одного года - с превышением содержания формальдегида и фенола. Несмотря на важность и актуальность подобных исследований, отмечается сложность в доступе к сведениям о заболеваемости по классам заболеваний, по полу и возрасту жителей различных административных районов города. Это не позволяет проводить в полном объеме анализ текущей ситуации и ретроспективные исследования для ее прогнозирования.



Эколого-таксономический анализ петрофильной флоры окрестностей села Ихрек Рутульского района республики Дагестан
Аннотация
Изучение петрофитов как своеобразной группы растений, приуроченной к каменистым субстратам, важно для познания истории флоры и природы в целом. Их экологические особенности, таксономический состав, географо-генетические связи и другие характеристики несут в себе информацию об этапах становления горной страны и ее флоры. Рутульский район входит в состав Высокогорного сланцевого Дагестана и граничит на юге с Республикой Азербайджан, на востоке с Ахтынским и Курахским районами, на северо-западе с Тляратинским и Чародинским районами, на севере с Кулинским, Агульским и Лакским районами Республики Дагестан. Для рельефа Высокогорного Дагестана характерна большая крутизна склонов, скалистость и каменистость гор, в пределах которого и находится район наших исследований. В данной статье проведены таксономический, биоморфный, экологический анализы петрофильных комплексов исследованного района. Также проведен анализ эндемизма и реликтовости флоры петрофильных комплексов. По сборам гербарного материала выявлены доминирующие семейства, роды и виды петрофильных комплексов данного района. Изучены биоморфные и экологические группы петрофильных комплексов. Установлена приуроченность петрофитов к различным экологическим условиям. Выявлены эндемичные, реликтовые и охраняемые виды петрофильных комплексов. Определены перспективы для оценки состава флоры данного региона и ее динамики.



07.00.00 – исторические науки и археология
К вопросу о выделении локальных вариантов елшанской культуры
Аннотация
В статье рассматривается проблема выделения локальных вариантов елшанской культуры. Данный вопрос впервые был поставлен и обоснован К.М. Андреевым. На основе анализа керамических традиций им было выделено два варианта елшанской культуры: восточный и западный. К восточному варианту им были отнесены памятники Самарского Заволжья, Среднего Посурья и бассейна р. Свияги, к западному - стоянки Верхнего Примокшанья, Прихоперья и некоторые другие. Объединение елшанских памятников Самарского Заволжья и Среднего Посурья в рамках локального варианта представляется неправомерным. Керамика этих памятников имеет ряд существенных отличий в орнаментации сосудов и технологии приготовления глиняного теста. По своему облику керамика присурских стоянок ближе к древностям Примокшанья. Материалы примокшанских памятников следует рассматривать в рамках единовременного импульса конца VII тыс. до н. э. Дальнейшее развитие традиций местного населения, видимо, уже не было связано с «классическими» древностями елшанской культуры. Поздние материалы стоянок Алатырского Посурья, относящиеся к середине VI тыс. до н. э., видимо, следует рассматривать в контексте развития культурной традиции памятников Луговое III - Красный городок.



Древнейшие постройки каменного века на территории Смоленской и Псковской областей России
Аннотация
Работа посвящена анализу древнейших домостроительных традиций верховий р. Западная Двина. В статье рассматриваются самые ранние постройки этого региона, зафиксированные на материковом слое базовых сезонных поселений каменного века Смоленской и Псковской областей: Сертея 3-3, Сертея Х, Сертея XIV, Рудня Сертейская и селище Узмень. В процессе раскопок эти материалы были выделены в единый ранненеолитических пласт с керамикой сертейской культуры. В результате анализа пространственного расположения остатков построек на площади поселений Сертея Х, Сертея XIV, а также после изучения находок, связанных с этими конструкциями, удалось выделить и обосновать наличие внутри этого горизонта мезолитических построек. Анализ планов и остатков конструкций построек позволил выявить особенности перехода от мезолита к раннему неолиту, проявляющиеся в изменении формы построек: переходе от округлых в плане конструкций к овальным и подпрямоугольным, что также отмечается многими исследователями каменного века, причем не только для территорий лесной зоны. Такие изменения вряд ли являются случайными и, вероятно, могут рассматриваться как некий элемент процесса неолитизации, но эти предположения еще требуют дополнительных разработок и доказательств.



К изучению рыболовства в энеолите лесостепного Поволжья (по материалам раскопок поселения Лебяжинка VI в 2013-2014 гг.)
Аннотация
В статье рассматриваются орудия рыбного промысла и кости рыб поселения Лебяжинка VI лесостепного Поволжья эпохи энеолита в рамках комплексного исследования памятника. В заполнении котлованов жилищ выявлена керамика с «внутренним ребром», каменные, костяные орудия, кости животных, черепах, птиц и рыб. Особое значение поселения заключается в возможности изучать их как один комплекс. Целью данной статьи является анализ орудий лова и охоты на рыбу и костей рыб. К орудиям охоты относятся костяные гарпуны с одним, двумя и многими зубцами, расположенными по одной стороне. Костяные рыболовные крючки двух типов: цельные крючки-блесна и составные. Определены типологические особенности орудий лова, выполнены количественные, видовые, возрастные, размерные характеристики рыб. Основными были щука и сом, в меньшей степени представлены сазан, судак, окунь, присутствуют плотва, осетр, севрюга, стерлядь. Рыба вылавливались преимущественно среднего и крупного размера. Максимальное количество выловленных особей достигло возраста 8-10 лет. Выдвинуто предположение о способах рыбного промысла с помощью крючков, гарпунов, сетей, верш и заколов. Время бытования анализируемых материалов - вторая половина IV тыс. до н.э. Полученные результаты будут уточняться по мере дальнейшего изучения поселения.



Крупнотарные сосуды бронзового века Турганикского поселения в Оренбургской области
Аннотация
В керамической коллекции Турганикского поселения в Оренбургской области выделяется группа керамики эпохи бронзы, которая по своим морфологическим и технологическим показателям резко выделяется из основной группы посуды. Это сосуды крупных размеров с массивными венчиками и раздутым туловом. Авторы условно назвали эти сосуды хумами. Задачей данного исследования является попытка определить культурно-хронологическую позицию указанной группы посуды в системе древностей раннего - среднего бронзового века. Внутри этой группы авторы выделяют два типа. Основанием для выделения типов послужили особенности оформления верхней части сосудов. К первому типу отнесена керамика с Турганикского поселения и сосуд из курганного могильника Переволоцкий I. Морфологические и технологические особенности, а также серия радиоуглеродных дат позволили отнести эти сосуды ко времени начала формирования ямной культуры в Волго-Уральском регионе (репинский этап). Авторы предполагают, что появление здесь подобных сосудов является подражанием майкопскому гончарству. Это могло быть проникновение малых групп мастеров или активизация контактов с предкавказским населением. Второй тип керамики с Турганикского поселения находит аналогии в курганном могильнике Кардаиловский I (курган 1, погребение 3) в Оренбургской области, в Северном Прикаспии, бассейне р. Самары, Прикубанье и в Поднепровье. Исследователи отмечают немногочисленность и оригинальность данной посуды. Хронологическая и культурная позиция таких сосудов определяется в пределах III тыс. до н.э. (в калиброванных значениях).



Седьмая степень родства во внутридинастических браках Рюриковичей в XII веке
Аннотация
Вопрос политической ситуации на Руси в XII в. невозможно рассматривать в отрыве от междукняжеских отношений Рюриковичей. Их составляющей были внутридинастические браки древнерусских князей, игравшие очень важную роль в политических отношениях того периода. Однако существовали церковные запреты, которые ограничивали возможности таких матримониальных союзов. Историки дискутируют о разрешенной в подобных случаях степени заключения браков. Данная статья посвящена месту 7-й степени родства во внутридинастических браках Рюриковичей в XII в. Автор исследовал известные примеры брачных союзов между различными линиями потомков Ярослава Мудрого и пришел к выводу, что именно такая степень родства была изначально признана допустимой для древнерусских князей. В начале века она связала с другими князьями членов семьи Владимира Мономаха, но была продолжена и среди потомков как Мономаха, так и Олега Черниговского. Во второй половине XII в. имели место внутридинастические браки древнерусских князей и 6-й степени родства, однако такая практика была скорее исключением. 7-я степень родства оставалась самой близкой для Рюриковичей и в дальнейшем.



Стратегии аккультурации: политика францизации в контексте иезуитской миссии в Новой Франции в первой половине XVII века
Аннотация
Одной из главных особенностей французского колониального режима в Канаде XVII в. было формирование сложной и разветвленной сети союзов с индейскими племенами, основанной на взаимовыгодных экономических и военно-политических отношениях. В результате уже в первые десятилетия XVII в. виднейшие представители светской и духовной колонизации Новой Франции (Шамплен, реколлекты и иезуиты) приступили к разработке наиболее эффективных стратегий франко-индейского сближения и сотрудничества, воплотившихся к началу 30-х гг. в программе «францизации», то есть идеи аккультурации и ассимиляции аборигенного населения Канады французами как основного средства социально-экономического и политического развития колонии. Католические миссионеры, в том числе и члены иезуитского ордена, были заинтересованы в реализации этой программы на начальном этапе освоения новых территорий и становления колониальной инфраструктуры как материальной основы их деятельности по христианизации индейских народов. С этой точки зрения «цивилизация» индейцев по французскому образцу рассматривалась приоритетной по отношению к их христианизации. По мере расширения сети иезуитских миссий среди основных торговых и военных партнеров колонии и превращения иезуитского миссионера в главного посредника во франко-индейских отношениях к середине XVII в., с одной стороны, и роста противоречий со светской колониальной властью по широкому спектру проблем (включая торговлю алкогольными напитками) - с другой, иезуиты начали ревизию первоначальных положений программы «францизации», приведшую во 2-й половине столетия фактически к полному отказу от них и утверждению примата религиозного обращения над культурным.



Бей-Булат Таймиев - выдающийся военно-политический деятель Чечни первой трети XIX века
Аннотация
В настоящей статье проведен анализ военно-политической обстановки в Чечне, сложившейся в конце XVIII - первой четверти XIX вв. Отмечается, что кризис военно-политической обстановки в Чечне происходит после того, как в начале XIX века к России был присоединен ряд областей и государств Закавказья. Теперь установление эффективного контроля над непокоренными горцами превращается для царизма из задачи сугубо пограничной в задачу стратегическую. Выполнение ее было поручено генералу А.П. Ермолову, который все свое внимание обращает на Левый фланг (куда входила и Чечня) Кавказской линии. И с этого времени приоритетным направлением в его действиях становится Чечня. Ермолов сразу же стал проводить жесткую политику по отношению к горцам, частыми становятся карательные экспедиции с целью устрашения чеченцев. Такая политика А.П. Ермолова постепенно привела к консолидации различных чеченских обществ, прежде разделенных на кланы и племена. Доведенные до отчаяния жесткой политикой кавказского наместника чеченцы в 1825 г. поднимают восстание. Возглавил объединительное движение Бей-Булат Таймиев. В статье исследуется восстание Бей-Булата Таймиева в 1825-1826 гг., отмечаются причины и характер движения горцев, проанализированы причины поражения и итог восстания. Оцениваются роль и значение Бей-Булата Таймиева в истории Чечни.



Культура здоровья населения Среднего Поволжья в XIX веке
Аннотация
В данной статье рассматривается культура здоровья населения Среднего Поволжья в XIX веке и его влияние на экономику исследуемого региона. Проведен сравнительный анализ оказания необходимой медицинской (врачебной) помощи в начале столетия и в конце. Использованы различные источники, в том числе архивные, указывающие на незначительную роль государства в организации здравоохранения в экономике региона в начале XIX века: отсутствие культуры здравоохранения, которая включала бы в себя необходимое количество медицинских учреждений, профессионально обученный медперсонал, правила и рекомендации по здоровому образу жизни. Однако к концу исследуемого столетия ситуация претерпевает положительные изменения: появляются медучреждения, которые в течение XIX века неоднократно увеличивают количество койко-мест для больных и площадь самих помещений; организуются благотворительные общества, оказывающие медпомощь нуждающимся; из бюджетов выделяются денежные средства, необходимые для обеспечения работы персонала и содержания больниц, а также бесплатные для населения инъекции. В конце XIX века культура здоровья населения становится неотъемлемой частью экономики как регионов Среднего Поволжья, так и страны в целом, что в дальнейшем имело исключительно положительный результат и способствовало повышению не только уровня жизни, но и повышению ее качества.



Взаимоотношения между казахами и крестьянами-переселенцами Западного Казахстана в XIX - начале XX века
Аннотация
В статье рассматривается актуальная научная проблема, связанная с изучением адаптации российских крестьян-переселенцев в казахской степи и их взаимодействия с коренным населением. За последние 20 лет в казахстанской исторической науке не были выработаны качественно новые, концептуальные методологические подходы к оценке истории аграрной колонизации Казахстана в XIX - начале XX века. Возобладала негативная оценка, когда ход и последствия аграрной колонизации осуждаются авторами, изображаются как процесс «русификации» казахов, «разрушающий» менталитет народа и его традиционный быт. Абсолютное большинство историков пишет в подобном духе и, соответственно, в данных условиях весьма сложно дать объективную оценку происходившим историческим событиям. Взаимоотношения между переселенцами и казахами развивались по мере увеличения темпов переселенческой политики царизма, когда в Казахстан в начале ХХ века прибыло более 1 млн. крестьян из разных российских губерний. В работе отмечается, что проблема аграрной колонизации Казахстана интенсивно обсуждалась в правительственных кругах. Переселенцы активно арендовали землю у казахов, затем появились переселенческие посёлки, начались трудовые контакты между крестьянами и казахами. В основном взаимоотношения между казахами и крестьянами-переселенцами носили мирный характер, а многие казахи стали учить русский язык и селились возле переселенческих посёлков.



Историография проблемы инкорпорации Младшего жуза казахов в состав Российской Империи (дореволюционный период)
Аннотация
Младший жуз казахов, в силу внешне- и внутриполитических причин, первым вошел в состав Российской империи. Инициатором инкорпорации в состав Российской империи части казахского социума был чингизид Абулхаир. Обострение казахско-башкирских, казахско-калмыцких, казахско-джунгарских отношений приводит к поиску сильного сюзерена. В начале XVIII в., после Прутского похода, интересы Российской империи с черноморского направления были перемещены на азиатское, т.е. на юго-восточное. Становление имперской концепции, изменение в обществе понятия исторической миссии России на международной арене приводит к формированию новых стратегических и политических задач Российской империи. Основанная в 1724 году императором Петром I Академия наук и представители местных администраций стали пояснять русской общественности политику «приобретения новых земель». В статье изучается отражение данного события в русской историографии XVIII-XIX вв. Уделяется внимание изучению понятия подданства, трактовке его характера, оценке портрета казахского хана Абулхаира представителями дореволюционной историографии. В статье рассматриваются взгляды П.И. Рычкова, А.И. Левшина, которые в своих трудах впервые на основе архивных, аутентичных источников, собрав большой фактический материал, научно обосновали мнения по проблеме инкорпорации.



Интерпретация понятия «социал-дарвинизм» в западной и отечественной историографии конца XIX - начала XXI века
Аннотация
В данной статье рассматривается разнообразие значений понятия «социал-дарвинизм», начиная с конца ХIХ века, когда этот термин только начал использоваться в научных кругах, и на протяжении всего ХХ - начала ХХI века. Автор исследует историографию вопроса о влиянии работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов» на возникновение и развитие идеологии социального дарвинизма. В работе предпринимается также попытка осмысления вклада Герберта Спенсера как основателя социального дарвинизма в становление и развитие данного понятия и социал-дарвинистской идеологии в целом. Представляется сравнительный анализ употребления понятия «социальный дарвинизм» в русскоязычном и англоязычном языковых пространствах. В статье выделяется несколько периодов исследования феномена социального дарвинизма, а именно дореволюционный, советский и российский. Каждый, по мнению автора, имеет ряд особенностей, которые непосредственно влияют на образ и понимание социал-дарвинизма. В статье рассматриваются интерпретации понятия «социальный дарвинизм» в контексте масштабных политических изменений, научных открытий, культурных преобразований в ХIХ, ХХ и начале ХХI веков. Автор делает попытку осмысления такого неоднозначного феномена в истории общественной мысли, как социал-дарвинистская идеология, сквозь призму эволюции интерпретации понятия социал-дарвинизм.



Деятельность региональных и местных органов управления в сфере охраны природы в 1918-1950-х гг. (на материалах архивов Среднего и Нижнего Поволжья)
Аннотация
Изучение различных аспектов взаимодействия общества и природы в настоящее время представляет интерес не только для экологов, но и для специалистов в области гуманитарного знания, в частности историков. В данной статье рассматривается история становления и развития региональной системы управления охраной природы в Среднем и Нижнем Поволжье. Описываются основные проблемы, связанные с состоянием лесного фонда региона в 1918-1950-х гг., и меры, принимаемые исполкомами Советов различных уровней для устранения негативных последствий. В качестве основных направлений природоохранной деятельности местных органов управления рассмотрены: охрана леса от пожаров, хищений и заражений вредителями; создание заповедников; борьба с браконьерством; благоустройство и озеленение населенных пунктов. Источниками для подготовки статьи послужили в основном документы региональных архивов - Центрального государственного архива Самарской области, Государственного архива Ульяновской области, Государственного архива Пензенской области, Государственного архива Саратовской области, Национального архива Республики Татарстан, Самарского областного государственного архива социально-политической истории, а также материалы местной периодической печати рассматриваемых лет. Значительное количество архивных документов впервые вводится в научный оборот, что составляет научную новизну исследования.



Национально-культурные объединения азербайджанцев Самарской области (1990-е годы - первые десятилетия XXI века)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности современного национально-культурного развития азербайджанцев Самарской области сквозь призму деятельности общественных организаций, в первую очередь Самарской областной общественной организации «Лига азербайджанцев Самарской области». Целью исследования являлось определение роли национально-культурных общественных объединений в жизни азербайджанцев Самары и Самарской области. Работа основана на полевых материалах авторов, собранных в азербайджанской общине г. Самары в 2015-2016 гг. При изучении темы авторы исходили из того, что общественные организации обладают потенциалом консолидировать общину и обеспечить воспроизводство в ней этнокультурных ценностей. Результаты исследования показали, что, несмотря на определенные сложности во внутриэтническом общении, азербайджанские общественные организации Самары достаточно активно занимаются культурно-просветительской деятельностью, направленной на сохранение и передачу последующим поколениям этнокультурных ценностей и рассчитанной также на инокультурное окружение и восприятие им позитивного образа азербайджанской культуры. Существенную роль в консолидации членов диаспорной группы играют различного рода художественные и спортивные коллективы, проводимые организацией праздничные и памятные мероприятия, создающие реальные площадки для внутриэтнического общения. Виртуальной площадкой и одновременно «голосом» общины является газета «Очаг». В то же время, существование нескольких самостоятельных НКО осложняет общественную жизнь самарских азербайджанцев. Наблюдающиеся в настоящее время в общественных организациях азербайджанцев установки на внутриэтническую консолидацию позволяют рассчитывать на преодоление разногласий и конструктивный диалог.



К проблеме адаптации и интеграции мигрантов в полиэтничное сообщество (на примере регионов Урало-Поволжья)
Аннотация
Адаптационные процессы мигрантов достаточно сложны и обусловлены совокупностью экономических, социокультурных, образовательных факторов и проблем. Важным условием успешной адаптации мигранта является его легализация, т.е. постановка на миграционный учет и получение предусмотренным законом разрешительных документов (разрешения на работу или патента). Знание русского языка дает возможность получения информации о правилах трудоустройства в России, увеличивает шансы получения легальной работы, снижает зависимость от земляков в деле трудоустройства и обустройства, расширяет возможности контактов с местным населением, обеспечивает реализацию прав мигранта на профессиональное обучение, получение медицинской помощи и т.д. На основе результатов социологических опросов, а также собственных полевых материалов, собранных в 2014-2015 гг., в статье рассматриваются интеграция и адаптация мигрантов в республиках Башкортостан и Татарстан, Пермского края, Самарской и Оренбургской областей, являющихся сложными по этническому и конфессиональному составу населения российскими регионами. В исследуемых регионах накоплен положительный опыт реализации национальной политики на уровне субъекта федерации и в целом Урало-Поволжья. Активно и успешно действуют муниципальные и региональные органы власти в направлении интеграции мигрантов в местное сообщество. Безусловно, Урало-Поволжье имеет позитивный образ, который основан прежде на социально-экономические, культурные, спортивные и иные достижения, а также на хорошем управлении на местном уровне. Этот опыт необходимо изучать и распространять в других регионах России.



«Музейные границы» и формирование новых идентичностей
Аннотация
Классик теории конструктивизма Бенедикт Андерсон, описывая структуру нациестроительства, выделил в этом сложном процессе музей и карту как одни из ключевых инструментов. Сегодня музей и карта по-прежнему играют важную роль в формировании самых разнообразных идентичностей. Однако современные музеи не ограничиваются исключительно картами, но и активно используют даже образ границы. Данный образ может формироваться за счет целого ряда музейных приемов - от использования реальных объектов, связанных с пограничьем, до концептуальных приемов в сценариях экспозиций и оригинального этикетажа. В статье на полевых материалах из музеев Восточной Европы и России будут показаны схемы использования образа границ в музейном пространстве и его основные функции: визиотип территории и символ ключевых событий. Образ границы является довольно интересным музейным инструментом и, безусловно, может быть использован во многих экспозициях. Однако хотелось бы обратить внимание на главный эффект его применения. Граница в музейном пространстве становится очень сильным образом, который отнюдь не разделяет, а наоборот, объединяет и повышает эмпатию посетителя по отношению к описываемым событиям.



Антропологические концепции Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: точки пересечения и отторжения
Аннотация
В данной работе представлен сравнительный анализ историософско-антропологических взглядов Н.А. Бердяева и И.А. Ильина в период кризиса историзма, когда русские мыслители одни из первых нащупали антропологическую основу исторического познания. Результаты сравнительного анализа показали, что, при определенной схожести в биографиях философов, у Бердяева апофеоз антропологии - это дерзновенный прорыв в «религиозную эпоху творчества», эпоху третьего антропологического откровения . Ильин же более узок в своем понимании антропологии - он вне внимания к началам и концам, его мечта - увидеть преображенную Россию, свободную от коммунизма, обретшую свой национальный дух, превратившуюся в страну истинных патриотов и религиозно мыслящих людей с четким правосознанием, как выясняется, либерального толка. Важное расхождение между мыслителями: у Бердяева Русская идея мессианская, у Ильина скорее националистическая. У Бердяева смысл - выйти за рамки «русскости» во всеединство, не теряя своей национальности. Не случайно И.А. Ильин считал, что будущее России за национальной диктатурой, тогда как Н.А. Бердяев стоит на позициях христианского персоналистического социализма. То есть Ильин ратует за сильную власть, которая поведет народ к светлому будущему, а Бердяев скорее апеллирует к внутреннему катарсису народа, к христианскому преодолению внутренних противоречий и изъянов.



13.00.00 – педагогические науки
Использование объектов нарушенных земель для формирования экологической культуры студентов технического вуза (на примере карьеров Водинского месторождения серы в Самарской области)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры студентов технического вуза в процессе обучения на примере изучения объектов нарушенных земель. Раскрываются особенности педагогических условий, необходимых для создания ответственного отношения личности к окружающей социоприродной среде. На примере проведения выездных учебных экскурсий в рамках летних практик студентов проанализированы методы, позволяющие развивать и формировать ценностное отношение студентов к окружающей природной среде. В качестве объекта нарушенных земель были использованы заброшенные карьерные разработки Водинского месторождения серы около посёлка Новосемейкино Красноярского района Самарской области. Уникальность данного месторождения заключается в том, что здесь был найден самый большой в мире кристалл самородной серы. В настоящее время, кроме крупных кристаллов серы, в известняках здесь часто встречаются кристаллы других минералов - целестина, гипса, кальцита, пирита и пр. Изучена возможность выделения одного из имеющихся отработанных карьеров в качестве эталона природного минералогического музея и особо охраняемой природной территории регионального значения. Проанализированы строение и местоположение отработанных карьеров и особенности их рекультивации. Рассмотрено возможное влияние исследуемой территории на современное её использование. Такой объект позволит понять будущим инженерам геоэкологическую обстановку на Земле, что поможет расширить знания экологической культуры для сохранения природной среды обитания.



Ретроспективный анализ структурных компонентов и механизмов управления спортивной подготовкой в плавании
Аннотация
В статье на основе ретроспективного анализа научно-методической литературы рассматриваются сущностные характеристики управления различными сторонами и компонентами спортивной тренировки в плавании. Дается описание ряда взаимосвязанных элементов, обеспечивающих механизм управления спортивной тренировкой спортсмена-пловца, исследуются ключевые компоненты, раскрывающие содержательную сторону процесса многолетней спортивной подготовки пловцов: планирование тренировочного процесса; текущий контроль за процессом тренировки и состоянием тренированности спортсмена; анализ и обобщение данных по итогам текущего контроля и своевременное внесение должных корректировок в планирование. В работе раскрывается важность корректировки на протяжении тренировочных занятий параметров тренировочной нагрузки с учетом индивидуальных возможностей спортсмена-пловца, с определением, таким образом, выбора наиболее эффективных средств и методов. В результате изучения данных специализированной литературы делается вывод, что проектирование управления спортивной подготовкой начинается со всестороннего анализа современного состояния избранного вида спорта и оценки существующих тенденций его развития в контексте специфических условий спортивной деятельности. В заключение отмечается, что представленная схема функционирования структурных компонентов управления спортивной подготовкой в плавании подразумевает цикличность процесса управления и механизмов прогнозирования путем соотнесения и своевременной корректировки конкретных целей и систем, коррекции динамично изменяющегося потенциала спортсменов и уровня их подготовленности.



Методические аспекты оценки специализированных восприятий юных пловцов различной спортивной квалификации
Аннотация
В статье на основе обширного обзора научно-методической литературы анализируется становление и развитие ряда специализированных восприятий юных пловцов различной квалификации: чувства времени, чувства темпа и чувства пространства, демонстрируемых как в лабораторных условиях (на суше), так и в условиях водной среды. Дается описание двух направлений, наиболее целесообразных для проведения измерений специализированных восприятий юных пловцов: 1) выявление особенностей проявления абсолютных порогов чувствительности отдельных анализаторов в условиях индифферентной деятельности; 2) изучение специализированных восприятий посредством выполнения специальных заданий в специфических условиях двигательной деятельности. Одним из компонентов так называемого «чувства воды» является «относительный шаг», который оценивает умение пловца опираться о водную среду во время совершения гребковых движений руками (чувство опоры о воду) и рассчитывается по показателю коэффициента эффективности техники. Оценку положения тела в процессе плавания можно осуществлять с помощью коэффициента эффективности гребковых усилий, который показывает способность спортсмена принимать максимально обтекаемое положение, что позволяет наиболее эффективно реализовать тяговые усилия в водной среде. В заключение констатируется, что специализированные восприятия темпа, пространства и времени юных пловцов-кролистов слабо зависят от возраста спортсмена и имеют значительные индивидуальные отличия. По итогам экспериментальной работы делается вывод о наличии лишь одного сенситивного отрезка времени для совершенствования чувства темпа в воде и на суше (в возрасте 10-11 лет) и одного благоприятного возрастного периода для совершенствования чувства времени в воде (в возрасте 11-12 лет).



Синергетический аспект формирования дискурсивной иноязычной компетенции будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки
Аннотация
В статье описан подход к решению проблемы, касающейся разработки и внедрения методов совершенствования иноречевых умений будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки. По мнению автора, разработчики современных учебных комплексов должны преследовать цель сформировать у студентов способность к смысловосприятию и смыслопорождению, т. е. умение декодировать и порождать дискурсы на иностранном языке через формирование дискурсивной иноязычной компетенции, что требует внедрения в образовательный контекст специальных педагогических условий, модели и технологии как способа реализации различных инвариантов подходов к формированию искомой компетенции в системе подготовки бакалавров неязыкового профиля. Выявление таких педагогических условий, разработка модели процесса формирования искомой компетенции представляются возможными за счёт синергии филологической и педагогической науки, которая позволяет объяснить и закрепить у студента понимание того, как язык общения реализуется на практике, а сформированный в процессе обучения продвинутый и высокий уровень дискурсивной иноязычной компетенции предопределяет способность будущих бакалавров к эффективной иноречевой коммуникации на межличностные и профессиональные темы. Этому же способствует возможность переобучения студентов неязыкового профиля с модели коммуникации на родном языке на англосаксонскую модель коммуникации. В сумме, понимание природы дискурса, его системных характеристик, алгоритма речевых действий сообразно англосаксонской модели речевого взаимодействия позволяют методологически обоснованно дать определение термину «дискурсивная иноязычная компетенция» в педагогических целях. Решение проблемы формирования искомой компетенции обеспечивает будущим бакалаврам комфортное вхождение в профессию на уровне международных контактов и дальнейшее развитие их образовательной траектории за счёт продвинутого и высокого уровня владения дискурсивными практиками, соотнесёнными с англосаксонской моделью речевого взаимодействия. Более того, знание и способность будущих бакалавров к использованию дискурсивных иноязычных практик имеет ретроспективный эффект на модель речевого взаимодействия на родном языке.



Нравственный опыт: педагогический аспект
Аннотация
В статье обосновывается значение воспитания подрастающего поколения, источником содержания которого является хранимое в нравственной памяти ценное прошлого нравственного опыта; показывается, что человек, обладающий нравственной памятью, способен расшифровывать тексты, в которых содержится предшествующий нравственный опыт, «оживлять» культурное содержание хранимого и в культуре, и в морали нравственного опыта; раскрывается содержание понятия «нравственный опыт» и выявляются характеристики такого опыта; показывается, что идеи в сознании человека рождаются в процессе выявления несоответствия между понятиями «добро», «справедливость», «толерантность», «свобода» и др. и реальностью; показывается, как воспринимаемый учащимися образ нравственного учителя распространяет моральный свет, который, рассеивая темноту безнравственности, высвечивает ценности добра, милосердия, справедливости и др., отбрасывает «моральную тень» на взаимоотношения учителя и ученика; объясняется, что нравственное поле притяжения учителя и учащихся возникает во взаимном проникновении их «моральных теней»; объясняется суть полноты добродетели, суть полноты золотого правила нравственности; делается вывод, что в основу современного образования должны быть положены ценности, которые учащийся, студент черпает из прошлого и настоящего нравственного опыта.



Структурный анализ своеобразия личности как основа организации индивидуального подхода в обучении детей с глубокими нарушениями зрения
Аннотация
В статье представлен анализ рассмотрения понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», необходимых для осмысления понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» как связанных и функционально обусловленных средств, обеспечивающих успешность социального развития личности. Показаны взгляды отечественных ученых на личность и факторы её развития, которые представлены с различных точек зрения как на процессы её развития, так и на структуру личности. Продемонстрировано соотношение между разными теориями и различными взглядами, отражающих те или иные стороны личности. Рассмотрена типическая структура личности, с тем чтобы обосновать подходы к изучению индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркнуто значение вклада Л.С. Выготского в теоретические и экспериментальные исследования в направлении познания психологической сущности личности. В работе подчеркнуто, что в современный период становления проблемы изучения личности особенно возрос интерес представителей исследований в клинической и индивидуальной психологии к идеям А. Адлера, который раскрыл развитие личности в разных возрастных периодах. Изученный материал помогает осмыслить необходимость изучения индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим разную структуру дефекта.



Моделирование системы воспитания патриотизма у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом
Аннотация
Настоящая работа посвящена моделированию системы патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом. Раскрываются содержания понятий патриотизма и патриотического воспитания путем анализа существующих определений с историко-философских позиций. Установлено, что эффективным средством для формирования у студентов патриотизма является культурно-исторические ценности казачества России и лучшие его традиции, поскольку данный феномен вооружает вуз высоким потенциалом для патриотического воспитания молодежи. Предложена эффективная модель системы патриотического воспитания студентов вуза с казачьим компонентом, в рамках которой реализованы такие методологические подходы, как системный, деятельностный, аксиологический, и широко раскрыты их сущностные характеристики. Построенная модель призвана обеспечить комплексное решение многих социально-педагогических проблем: формирование профессиональной готовности выпускников, здорового образа жизни, усиление гражданско-патриотического воспитания, физической подготовки, формирование готовности к службе в армии. При этом эффективность воспитания патриотизма у студентов достигается единством учебной и воспитательной деятельности.



Методика мониторинга состояния военнослужащего в процессе его психолого-педагогической подготовки при организации и несении караульной службы
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос совершенствования процесса подготовки военнослужащих к несению караульной службы и морально-психологического сопровождения их во время наряда. Командир подразделения, являясь ответственным лицом за подготовку личного состава караула, должен обладать набором приемов, способов, методов подготовки военнослужащих к несению службы, а начальник караула, кроме того, должен уметь своевременно заметить, распознать и нейтрализовать негативные последствия воздействия стресса на личность военнослужащих, входящих в состав караула, в процессе службы. Проводимые с личным составом караулов опросы выявили противоречие между требованиями к военнослужащим, привлекаемым к несению караульной службы, и реальным состоянием психологического микроклимата в караулах. Очевидно, что нивелирование влияния стресса на личность военнослужащих, привлекаемых к несению караульной службы, позитивно скажется на психологическом микроклимате личного состава караула, но делать это нужно без ущерба для качества выполнения боевой задачи. В качестве решения была разработана методика мониторинга состояния военнослужащего при организации и несении караульной службы. Применение данной методики на практике позволило повысить качество выполнения боевой задачи личным составом караула.



Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме
Аннотация
В статье рассматривается проблема значимости патриотизма. Обосновывается утверждение, что патриотизм является ведущей идеей воспитания российской молодежи и подчеркивается необходимость комплексного подхода к процессу формирования патриотического сознания молодых людей. Аргументируется, что механизм патриотического воспитания молодежи является совокупностью методов и средств развития, функционирования и сохранения морально-этического мировоззрения патриотической направленности. Обосновывается важность воспитания молодого поколения на принципах уважения к историческому прошлому страны, любви к Родине и национальной культуре, так как именно молодежь обеспечивает продуктивное развитие сильного государства и здорового общества. Устанавливается взаимосвязь между успешным будущим страны и сформированным патриотическим сознанием молодежи, ядро которого составляют общечеловеческие ценности. Доказывается, что истинный патриотизм можно только пробудить, а не навязать, так как особенно остро на информационное давление реагируют представители молодого поколения. Выдвигается в качестве актуальной воспитательной задачи СМИ создание качественного информационного продукта, адаптированного под особенности молодежной аудитории. В данном контексте работа СМИ по формированию патриотического сознания молодежи рассматривается как целенаправленная деятельность работников СМИ, основанная на совокупности специальных знаний, умений, навыков, ценностей, по формированию у молодых людей чувства любви и верности своему Отечеству, готовности защитить свой народ, Родину и ее интересы.



Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку как опережающий фактор подготовки будущих нефтяников для работы на инновационных предприятиях
Аннотация
В статье рассмотрена проблема поиска способа повышения качества иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов нефтегазовой отрасли. На основе анализа динамики внедрения инноваций как средства повышения конкурентоспособности в рамках мировой промышленности была выявлена потребность в овладении профессионально-ориентированным языком специалистами нефтегазовой отрасли. Автор рассматривает данный уровень владения иностранным языком как многофункциональный инструмент, непосредственно влияющий на специалиста, на промышленный процесс и на требования работодателя к специалисту. Автором ставится задача устранения рекламации социального заказа на специалистов для нефтяных инновационных предприятий и повышения уровня иноязычной подготовки выпускников техникума (колледжа, вуза). В качестве решения сложившихся противоречий предлагается внедрение курса «Интегративный английский язык» для будущих нефтяников. Особое внимание обращается на построение этого курса. Автор предлагает строить курс на основе ряда выделенных и описанных принципов. Отмечается, что обучение профессионально-ориентированному иностранному языку с применением интегративного подхода и отобранного по выделенным принципам содержания позволит сформировать тот уровень английского языка, который будет удовлетворять личные потребности специалиста, потребности предприятия и позволит вывести организацию на конкурентоспособный уровень на мировом рынке труда.



Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников
Аннотация
В настоящее время перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. В этих условиях экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Данная статья посвящена формированию экологических знаний у школьников в рамках факультативного курса «Игровая экология». Особое внимание в решении данного вопроса автор уделяет дидактическим играм, так как они обладают огромными педагогическими возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования и охраны окружающей среды. Правильно построенная дидактическая игра активизирует интерес и внимание учащихся, развивает память, внимание, саморегуляцию, мышление, закрепляет знания, умения и навыки, тренирует сенсорные умения, навыки, волевые качества ребенка.



Формирование лидерских качеств у студентов
Аннотация
В статье рассматриваются особенности лидерства в студенческой группе. Представлены трактовки феномена лидерства, существующие в отечественной и зарубежной литературе. Анализируется феномен ролевой дифференциации лидерства в группе. Описаны результаты исследования ролевой дифференциации лидерства в двух студенческих группах. Методом экспериментального сочинения был изучен феномен идентификации в лидерстве как механизм влияния лидера на последователей. Проанализировав результаты исследований ролевой дифференциации лидерства и идентификации в лидерстве, проведенных на одной и той же выборке студентов, приходим к выводу о том, что идентификация в группе происходит преимущественно с инструментальным или эмоциональным лидером, так как именно им приписывается наибольшее число идентификационных качеств. С помощью самоперцептивного опросника был изучен социально-перцептивный механизм развертывания идентификационного процесса в лидерстве. Результаты экспериментальных исследований показывают, что при формировании лидерских качеств у студентов необходимо учитывать особенности ролевой дифференциации в группе: инструментальный лидер организует студенческую группу на решение поставленной перед ней учебно-профессиональной задачи; эмоциональный лидер студенческого коллектива заботится о поддержании благоприятного психологического климата в группе, об укреплении групповой сплоченности.



Нравственное воспитание студентов в культурно-образовательном пространстве вуза
Аннотация
В статье аргументируется необходимость осуществления нравственного воспитания студентов вуза как приобщения обучающихся к ценностям, находящимся в создаваемом преподавателем культурно-образовательном пространстве. Дополнено научное представление о понятии «образовательное пространство» и доказано, что содержательное наполнение понятие «культурно-образовательное пространство» получает через привлечение термина «культурный». Выявлена сущность культурно-образовательного пространства вуза, заключающаяся в его многомерности, которая выражается в бесконечности транслируемой через каналы образования и воспитания культуры как опыта деятельности, опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания (ценность человека), благодаря которому субъект-объектные, объектно-субъектные и субъект-субъектные отношения становятся дополнительными. Раскрыто содержание культурно-образовательного пространства, образуемого субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями, связь между которыми становится диалектической за счет объектно-субъектных отношений, в которых возникают ценности, являющиеся аксиологическим ядром деятельности, аксиологической формой культуры. Определено предназначение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений как образующих содержание культурно-образовательного пространства и исходя из такого предназначения выявлены функции педагогической деятельности преподавателя, осуществляющего нравственное воспитание студентов: обеспечение хранения, воспроизводства, трансляции культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, ее формах-принципах; организация работы студентов с культурными формами; организация восхождения студента от аксиологических форм культуры к ее формам-принципам; передача опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта поведения и деятельности, опыта нравственных, ценностных отношений.



Влияние средств иностранного языка на динамику профессиональных мотивов студентов
Аннотация
На основе проведенного мониторинга жизненных планов выпускников школ города Самары доказывается актуальность проблемы выбора вуза и профессии с целью приобретения профессиональных компетенций. В меняющихся условиях жизнедеятельности общества студентам необходимо приобрести регулятивные механизмы для успешного взаимодействия с представителями профессионального сообщества на международном уровне, что требует сформированности профессиональных мотивов. Результатами анкетирования студентов перового и второго курса доказывается, что совокупность образовательных средств при изучении иностранного языка способствует активизации не только познавательной деятельности студентов, но и усилению потребности в приобретении профессиональных компетенций, позволяющих интегрироваться в профессиональное сообщество. Таким образом, иностранный язык становится средством развития профессиональной мотивации и механизмом становления языковой личности, успешно социализирующейся в международном профессиональном пространстве. Методический аспект проблемы представляется условиями овладения иностранным языком: вербально-семантическим, тезаурусным, прагматическим. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы подтверждает целесообразность формирования готовности студентов к интеграции в новый тип социальной реальности в ходе коммуникативного образования. Доказывается, что результат коммуникативного образования достигается интеграцией двух моделей (модели языковой личности и модели профессиональной деятельности), чему способствуют средства иностранного языка.



Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации образования
Аннотация
В статье рассматривается изменение содержания профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации высшего образования и структурной ломки исторически сложившихся традиций организации деятельности по управлению различными процессами в вузе в ходе их объединения (на примере слияния двух университетов г. Самары - вуза, осуществляющего подготовку в области классического естественнонаучного и гуманитарного образования, и вуза, осуществляющего подготовку специалистов для узкой высокотехнологичной, имеющей стратегически важное значение для обороноспособности государства отрасли). Описываются содержание и сущность социально-технологической деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникация) на другой (работы с программными продуктами и сервисами). Рассматривается роль грамотного взаимодействия специалистов учебно-вспомогательного состава всех структурных подразделений для эффективной организации по управлению деятельностью всего вуза. Представлены результаты анализа деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, имеющих разную профессиональную подготовку. Полученные материалы могут служить основой для организации курсов внутривузовского повышения квалификации учебно-вспомогательного состава и дальнейшего мониторинга эффективности их деятельности для управления образовательным учреждением в целом.



Особенности компетентностного подхода к реализации содержания образования в вузе
Аннотация
В статье приводятся причины реорганизации системы образования, обновления содержания и технологий образования. Определяются цели современного образования. Приводятся проблемы подготовки будущих педагогов. Рассматриваются проблемы модернизации российской системы образования. Описываются требования к выпускникам образовательных учреждений высшего образования. Раскрываются причины перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, рассматривается содержание понятия «компетенция» относительно педагогической деятельности. Анализируются проблемы формирования профессиональных компетенций выпускников вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование». Даётся определение компетентностного похода к модернизации содержания профессионального образования. Определяется влияние компетентностного подхода на качество образования. Раскрывается понятие профессиональной компетенции в её взаимосвязи с профессиональной компетентностью педагога и с акцентированием внимания на последнем феномене. Описывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога, и анализируются проблемы повышения уровня его профессиональной компетентности. Приводятся группы ключевых компетенций, формируемых у студентов. Даются определения ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций. Анализируются проблемы внедрения компетентностного подхода в систему образования, раскрывается актуальность и необходимость изменения содержания педагогической деятельности в образовательных учреждениях высшего образования.



Средства управления качеством самостоятельной работы студентов
Аннотация
В статье рассматривается самостоятельная работа студентов как важный фактор высшего образования. Описываются специфика и особенности выполнения самостоятельной работы студентов в условиях электронного обучения, расширения дистантных форм обучения и переноса учебного процесса в Интернет. Определяется суть самостоятельной работы студентов и влияния на нее образовательных рисков разной природы. С опорой на международные стандарты ИСО, определяющие главную задачу обеспечения качества как управление возникающими в ходе его достижения рисками, делается вывод о возможности обеспечения качества самостоятельной работы студентов педагогическими средствами управления. Поиск педагогических средств управления качеством самостоятельной работы студентов осуществлялся на базе Тольяттинской академии управления, в которой опыт применения открытой информационно-образовательной среды составляет более 10 лет. Результаты исследования показали, что эффективное управление качеством самостоятельной работы студентов в новых условиях протекания учебного процесса требует осуществления трех разных видов управления: опосредованного педагогического, самоуправления студентом и совместного управления преподавателя и студента - и, соответственно, разных педагогических средств. Полученные материалы могут служить основой для повышения качества не только самостоятельной работы студентов, но и высшего образования в целом.


