Methodological aspects of specialized perceptions evaluation of young swimmers with various sports skills

Cover Page

Cite item

Abstract

On the basis of scientific and methodical literature extensive review the authors analyze formation and development of specialized perceptions of young swimmers with different skills: a sense of time, a sense of pace and space, demonstrated both on land and in water. Two directions that are most appropriate for young swimmers’ specialized perceptions measurements are described: 1) to determine characteristics of absolute sensitivity thresholds of individual analyzers under indifferent activity; 2) to analyze specialized perceptions by performing special tasks in specific conditions of motor activities. One component of the so-called «sense of water» is «relative pitch», which evaluates a swimmer’s ability to feel water support and is calculated in terms of technique efficiency coefficient. Body position during swimming can be assessed by stroke effort efficiency factor, which shows the ability of an athlete to make the most streamlined position. As a result it is stated that special perception of tempo, time and space for young crawl swimmers do not depend on athlete age and have considerable individual differences. The results of experimental work show that there is only one sensitive period of time to improve a sense of tempo in water and on land (at the age of 10-11) and a favorable age period to improve a sense of time in water (at the age of 11-12).

Full Text

Введение. Плавание неизбежно влечет масштабную перестройку управления движениями, сложившимися на основе опыта наземных двигательных действий: локомоции, реализуемые в вертикальном положении, замещаются локомоциями применительно к горизонтальному положению. Привычные двигательные реакции, связанные с опорой на твердую поверхность и передвижениями в воздушной среде, переформатируются на новый способ опоры о водную среду и передвижения в воде [1; 2].

По мнению Д.Е. Каунсилмена [3], пловец в процессе движения опирается на комбинацию ряда окружающих факторов, которые сигнализируют спортсмену об уровне правильности его реакции. Опираясь на эти факторы, спортсмен может осознать темп движения и оценить эффективность собственных реакций. Для спортсмена-пловца принципиально важны три ключевых источника раздражений, которые дают информацию о сопротивлении водной среды, положении тела и его отдельных частей:

  • – ощущения от вестибулярного аппарата;
  • – ощущения от прикосновения или давления воды;
  • – кинестетические ощущения, которые идут от мышц, суставов и сухожилий.

Материал и методика. По мнению В.П. Волегова и В.А. Сальникова [4], важность изучения мышечных ощущений в системе многолетней подготовки спортсменов наиболее актуальна в видах спорта (например, плавание), связанных с тесным взаимодействием со средовыми факторами, где с учетом «мышечного чувства» формируются определенные специализированные восприятия, такие как, в частности, «чувство воды». Специализированное восприятие в плавании – это очень тонкое и сложное восприятие сопротивления воды (чувство опоры о водную среду).

Измерение специализированных восприятий можно проводить в двух направлениях:

  1. Выявление особенностей проявления абсолютных порогов чувствительности отдельных анализаторов в условиях индифферентной деятельности. Это направление связано с опосредованным измерением специализированных восприятий.
  2. Изучение специализированных восприятий посредством выполнения специальных заданий в специфических условиях двигательной деятельности.

Одним из компонентов так называемого «чувства воды» является «относительный шаг», который оценивает умение пловца опираться о водную среду во время совершения гребковых движений руками (чувство опоры о воду). Эффективность данного компонента можно оценить по показателю КЭТ (коэффициент эффективности техники) [5; 6]. Относительная простота определения и достаточно высокая информативность этого показателя позволяет рекомендовать его для контроля технической подготовленности пловцов в рамках тренировочного процесса.

Экспериментальные исследования В.Г. Полевого [6] демонстрируют, что компонент «относительный шаг» существенно возрастает по мере повышения уровня спортивной подготовленности. Выявлена достаточно высокая и статистически достоверная связь этого показателя со скоростью плавания применительно ко всем квалификационным группам спортсменов. Средние значения КЭТ для квалифицированных пловцов зафиксированы на уровне 50–52%, а для менее квалифицированных спортсменов – в пределах 38–41%.

Эффективные способы техники плавания во многом определяются оптимальным положением тела в воде [7; 8]. Пловец, обладающий хорошо развитым чувством воды, способен принимать наиболее обтекаемое положение тела, уменьшая тем самым сопротивление. Известно, что положение тела человека в воде определяется показателем угла атаки, образованного линией горизонта и продольной осью тела [9]. Применительно к спортивному плаванию строго горизонтальное расположение тела является наиболее обтекаемым. Однако вследствие прогиба в пояснице, различных колебаний и т.д. тело спортсмена весьма неустойчиво относительно горизонтального положения. В результате этого любое отклонение тела от горизонтального положения влечет за собой увеличение угла атаки, что приводит к резкому повышению сопротивления воды, которое, в свою очередь, ведет к дополнительным расходам мышечных сил на его преодоление. Совокупность факторов, указанных в этой цепочке причинно-следственных связей, снижает эффективность гребка, поскольку при наличии хорошего обтекания тела спортсмена значительный процент мышечной энергии будет направлен на возрастание скорости плавания, а не на преодоление существующего сопротивления водной среды.

Оценку положения тела в процессе плавания можно осуществлять с помощью коэффициента эффективности гребковых усилий (КЭГУ), который показывает способность спортсмена принимать максимально обтекаемое положение, что позволяет наиболее эффективно реализовать тяговые усилия в водной среде [10]. Указанный коэффициент демонстрирует отношение величины сопротивления воды к тяговой силе пловца, которая проявляется во время плавания на привязи. Это позволяет считать, что КЭГУ является одним из компонентов такого специализированного восприятия, как чувство воды. Высокие показатели коэффициента говорят о хорошем продвижении спортсмена за счет качественной обтекаемости тела и значительной реализации имеющегося мышечного потенциала для повышения скорости проплывания дистанции. Наиболее высокий коэффициент зафиксирован в кроле на груди, а минимальные показатели – в брассе.

Наиболее полная методика отслеживания специализированных восприятий представлена в работе А.Р. Гриня [11]. Автор показал, что различные варианты специализированных восприятий, отслеживаемые у пловцов, оказывают разное воздействие на уровень их спортивной результативности – наиболее значимый эффект зафиксирован у чувства времени. Для оценки данного параметра спортсмену предлагается преодолеть с максимальной скоростью 50-метровый отрезок с толчка. Далее пловца информируют о показанном им результате, и после необходимого отдыха ставится задача проплыть аналогичную дистанцию на 2 секунды медленнее (Т+2) результата, зарегистрированного при первом заплыве. По полученной (в секундах) разнице между фактическим и заданным результатами дается оценка чувству времени.

Аналогично (по А.Р. Гриню) с методикой анализа чувства времени построена процедура оценки чувства темпа движений: спортсмену ставится задача проплыть 50 метров (скорость прохождения дистанции как на стометровке) с фиксацией количества гребков (циклов). Далее предлагается на такой же дистанции совершить на 4 (N-4) гребка меньше. В результате подсчитывается разница между фактическим и заданным результатами.

Для выявления у пловцов чувства величины развиваемых усилий используются:

  • – регистрация показателей силы тяги при совершении имитации гребкового движения (на суше);
  • – регистрация показателей силы тяги при плавании в координации (на привязи).

По итогам фиксации максимальных показателей (F₁₀₀ и F₁/₁₀₀) спортсмену ставится задача выполнить повторно программу данных тестов с развиваемым усилием, которое должно составлять 75% (Р₇₅ и Р₁/₇₅) от продемонстрированного ранее. Анализ проявления чувства величины усилий определяется (в килограммах) по расхождению между заданной и фактической величинами.

Отличительной чертой описанной комплексной методики является то, что демонстрируемый уровень развития у пловцов специализированных восприятий определяется в ходе исполнения специальных тестовых заданий в условиях плавания и реализуется в полном соответствии со спецификой спортивной деятельности пловца. Формулируя спортсмену конкретную задачу – точно проанализировать (проконтролировать) такой-то параметр движения, на основании полученных от испытуемого показателей (по правильности выполнения им заданных в упражнении параметров) можно объективно оценить уровень различных координационных способностей пловца.

Между всеми описанными показателями, как отмечает А.Р. Гринь [11], имеется устойчивая положительная корреляционная связь (r = 0,65). Это позволяет рассматривать их в качестве комплексного образования, характеризующего определенный целостный показатель подготовленности пловцов. Способности к демонстрации специализированных восприятий различны у пловцов разной спортивной квалификации: чем выше уровень спортивного мастерства, тем отчетливей демонстрация уровня развития специализированных восприятий. В частности, мастерам спорта присущи следующие параметры:

  • – чувство времени (дистанция 50 м) + 0,3 секунды;
  • – чувство темпа (дистанция 50 м) + 0,5 цикла;
  • – сила тяги: в воде +1,4 кг; на суше + 2,4 кг.

Следовательно, по рассмотренным параметрам можно анализировать и давать оценку уровню спортивной подготовленности пловца, выявлять его сильные и слабые стороны, формулировать конкретные тренировочные задачи, а также реализовывать процесс управления на различных этапах тренировочной деятельности спортсмена.

Результаты и обсуждение. Чувство времени выступает в качестве одного из ключевых специализированных восприятий спортсмена, позволяющего адекватно оценивать последовательность, скорость и длительность его двигательных действий и варьировать их в зависимости от игровой (соревновательной) ситуации [12–14]. Изучая возрастную динамику развития у юных пловцов проявлений восприятия времени в лабораторных условиях (на суше) и непосредственно в воде, можно отследить его формирования у пловцов-кролистов.

Диапазон динамики показателей чувства времени у юных пловцов 10–15 лет носит колебательную направленность (рис. 1). Наивысшие значения данного параметра, демонстрируемого на суше, оцениваемого по средней ошибке воспроизведения 10-секундного интервала, фиксируются в 10 и 12 лет (90,5%).

 

Рисунок 1 – Возрастная динамика проявления у юных пловцов чувства времени, темпа и пространства на суше.

 

В противовес этому, чувство времени в воде (рис. 2) статистически достоверно улучшается от 10 до 15 лет, показывая сенситивный период от 11 лет до 12 лет (р<0,05). Эти результаты согласуются с материалами И.Ю. Берестецкой [15], демонстрирующими сенситивный период в процессе развития чувства времени у пловцов-кролистов в период с 11 лет до 12 лет. Также отмечается, что к 11-летнему возрасту увеличивается точность оценки протяженности различных звуковых сигналов и длительность интервалов их звучания, что играет существенную роль для становления у подростков чувства времени [16; 17].

 

Рисунок 2 – Возрастная динамика проявления у юных пловцов чувства времени, темпа и пространства в воде

 

Возрастная динамика развития чувства темпа, демонстрирующего умение пловца изменять (в зависимости от внешних и внутренних условий) количество гребков на различных отрезках дистанции, имеет неустойчивый характер (рис. 2). Повышение значений данного показателя в воде фиксируется в возрастном периоде с 10 лет до 11 лет (с 90,2% до 96,0%).

Аналогичная динамика до достижения 12-ти лет отмечается и в развитии чувства темпа в лабораторных условиях, с демонстрацией сенситивного периода в возрасте 10–11 лет (рис. 1). После этого отмечается синхронизация показателей развития чувства темпа с развитием чувства времени в лабораторных условиях, что говорит об общих механизмах становления данных способностей относительно препубертатного периода. Но, в отличие от чувства темпа в воде, в течение изучаемого 5-летнего интервала чувство темпа, демонстрируемое на суше, статистически достоверно повышается с 88,2% до 95,0%.

В лабораторных условиях чувство пространства, демонстрируемое в процессе движения руки в локтевом суставе, статистические достоверно не меняется на протяжении исследуемого диапазона возраста, однако наблюдается позитивная динамика этого показателя на протяжении всего отрезка времени (рис. 1).

Чувство пространства при скольжении в воде в анализируемом возрасте имеет неустойчивую динамику. В частности, от 10 до 11 лет этот показатель снижается, а от 11 лет до 15 лет – имеет тенденцию к росту, с сенситивным отрезком примерно от 14 лет до 15 лет (рис. 2). Полученные результаты согласуются с мнением специалистов [8; 18], отмечающих, что к 14-ти годам у человека формируются устойчивые представления о «схеме пространства» и «схеме тела», вследствие чего повышается пространственная двигательная ориентация.

По данным Л.А. Фомина, Ю.Н. Вавилова [19], периоду с 8 лет до 12 лет присущи высокие темпы развития координации движений и ловкости. В это время дети способны обучиться широкому спектру движений, требующих высокой координации и точности вследствие интенсивного развития пространственной ориентации, улучшения анализа тактильно-кинестетических сигналов. Этому способствует интенсивная модернизация функционирования двигательного анализатора, выражающаяся, например, в улучшении качества пространственно-временных параметров движения.

В исследованиях А.И. Погребного [20] отмечается, что мальчики в возрасте 9–12 лет достаточно легко выполняют задания, связанные с управлением скоростью плавания, относительно хуже – на изменение темпа и с трудом справляются с заданиями, ориентированными на увеличение длины гребка.

Д.А. Биневский [21] установил, что в целом механизм выполнения двигательного действия, его ритмовая база формируются под воздействием тренировочных занятий уже в период 11–12-летнего возраста. Далее до 14 лет проходит период регулярной подстройки кинематической структуры к изменяющемуся (под воздействием особенностей пубертатного роста) относительному уровню проявления силовых способностей.

Заключение. По итогам проведенных исследований можно констатировать, что специализированные восприятия темпа, пространства и времени юных пловцов-кролистов слабо зависят от возраста спортсмена и имеют значительные индивидуальные отличия. Выделяется лишь один сенситивный отрезок времени для совершенствования чувства темпа в воде и на суше (в возрасте 10–11 лет) и один благоприятный возрастной период для совершенствования чувства времени в воде (в диапазоне 11–12 лет), что подтверждается данными, представленными в научных трудах специалистов по плаванию.

×

About the authors

Mikhail Alexandrovich Vershinin

Volgograd State Physical Education Academy

Author for correspondence.
Email: mikhail0871@rambler.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Theory and Methods of Physical Education Department

Russian Federation, 400005, Volgograd, V.I. Lenin prospect, 78

Maria Valerievna Pinyasova

Volgograd State Physical Education Academy

Email: mikhail0871@rambler.ru

postgraduate student of Theory and Methods of Physical Education Department

Russian Federation, 400005, Volgograd, V.I. Lenin prospect, 78

References

  1. Колмогоров С.В. Энергообеспечение и биомеханика плавания человека в экстремальных условиях спортивной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Архангельск, 1996. 61 с.
  2. Аришин А.В., Погребной А.И. Биомеханические аспекты начальной технической подготовки пловцов в ДЮСШ // Современный спорт и спорт для всех. 2003. Т. 3. С. 388–389.
  3. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1983. 208 с.
  4. Волегов В.П., Сальников В.А. Формирование «мышечного чувства» в системе подготовки пловцов // Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования. Омск: СибГАФК, 1996. С. 107–109.
  5. Гринев В.Т. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методики оценки и совершенствования техники спортивного плавания: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1977. 22 с.
  6. Полевой В.Г. Разработка методики управления техническим мастерством пловцов-кролистов различной квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 1985. 18 с.
  7. Гилёв Г.А., Ломоносов А.В. Об эффективности продвижения пловца // Теория и практика физической культуры. 1986. № 1. С. 14–17.
  8. Рашел Б., Спрингис Е., Холт Л., Калпаерт Д. Силы в плавании – переоценка нынешнего статуса // Плавание: Информационно-методический сборник. М., 1999. № 5. С. 18–36.
  9. Абсалямов Т.М., Булатова М.М., Булгакова Н.Ж. Плавание. Киев: Олимпийская литература, 2000. 495 с.
  10. Оноприенко Б.И. Методика определение эффективности гребковых усилий в спортивных способах плавания // Теория и практика физической культуры. 1969. № 8. С. 5–9.
  11. Гринь А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1978. 23 с.
  12. Цуканов Б.И. Восприятие времени и спортивная специализация // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 32–35.
  13. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 584 с.
  14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
  15. Берестецкая Н.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1987. 24 с.
  16. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. 502 с.
  17. Уилмор Д.К., Костил Д.А. Физиология спорта. Киев: Олимпийская литература, 2001. 421 с.
  18. Тэлбот Д. Как плыть быстрее. М.: Физкультура и спорт, 1978. 88 с.
  19. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
  20. Погребной А.И., Маркевич Е.Г. Влияние целевых заданий на обобщенные характеристики техники плавания // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды науч.-исслед. ин-та проблем физкультуры и спорта. Краснодар: КубГАФК, 1998. С. 74–83.
  21. Биневский Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1993. 22 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Age dynamics of young swimmers' manifestation of a sense of time, pace and space on land

Download (12KB)
2. Figure 2 - Age dynamics of young swimmers' manifestation of a sense of time, pace and space in the water

Download (13KB)

Copyright (c) 2016 Vershinin M.A., Pinyasova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies