Patriotic education system modeling at students in higher education institution with the Cossack component

Cover Page
  • Authors: Ilmushkin G.M.1, Aniskin V.N.2
  • Affiliations:
    1. Dimitrovgrad Engineering-Technical Institute - branch of National Nuclear Research University «MEPhI»
    2. Samara State University of Social Sciences and Education
  • Issue: Vol 5, No 4 (2016)
  • Pages: 184-191
  • Section: 13.00.00 – Pedagogical Sciences
  • URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22196
  • DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164307
  • Retraction date: 19.09.2017
  • Retraction reasons description:

    Частичное дублирование статей Ильмушкина Г.М., Миншина М.М., Панасенко А.Н. «Анализ содержания понятий патриотизма и патриотического воспитания», опубликованной в журнале «Вестник Димитровградского инженерно-технологического института» №3 (11) 2016 г., Ильмушкина Г.М. «Воспитание патриотизма у студентов вуза с казачьим компонентом», опубликованной в журнале «Вестник мировой науки. Серия: Психология» №1 2016 г., что нарушает «Этические правила, относящиеся к публикациям в журналах и к рецензиям на них», утвержденные Положением о научном журнале «Самарский научный вестник».
    Инициатор: Редакционная коллегия.

    Протокол заседания редакционной коллегии.


Cite item

Abstract

The following paper deals with the patriotic education system modeling at students of the university with the Cossack component. The concepts of patriotism and patriotic education are defined on the historical and philosophical basis of existing definitions. It was established that effective means for the formation of students’ patriotism is the cultural and historical values of the Cossacks in Russia and its best traditions, as this phenomenon gives a university a high potential for patriotic education of youth. The authors present an efficient model of the system of patriotic education of university students with the Cossack component in which methodological approaches such as system, activity, axiological ones are implemented. Their essential characteristics are described. The constructed model is designed to provide a comprehensive solution to many social and educational problems: the formation of professional readiness of graduates, healthy lifestyles, strengthening of civil-patriotic education, physical training, the formation of readiness to serve in the army. At the same time the effectiveness of education of patriotism among students is achieved by the unity of teaching and educational activity.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Анализ историко-философской литературы свидетельствует о том, что проблема патриотизма и патриотического воспитания представляет собой ключевую проблему социума, государства, а также самой личности на протяжении многих веков существования человечества как социального феномена. Появление идейной основы содержания патриотизма как сложнейшего социально-психологического личностного качества человека в историческом контексте, прежде всего, связано с возрождением государственности, с ее необходимостью в защите, с сохранением ее целостности как государства, языка, уклада жизни, безопасности и т.д.

Эти ценности не утратили своей значимости и по сегодняшний день, а только трансформировались в соответствии с современными реалиями, поскольку они играют важную социально-объединяющую роль в многонациональной человеческой общности.

Как свидетельствует история развития государств, патриотизм всегда оставался важным духовным началом в защите интересов, свободы и независимости народов, что во многом способствовало их процветанию, спасая их от вымирания, прежде всего, как этноса. Поэтому проблема патриотизма выходила на первый план во все времена. Она глубоко интересовала и продолжает интересовать все социальные группы и слои общества.

Не случайно к феномену патриотизма проявляли особый интерес философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.), психологи (И.Б. Котов, С.Л. Рубинштейн и др.), педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также многие деятели культуры и искусства, писатели и поэты в своих творческих изысканиях.

Безусловно, патриотизм питают глубокие социально-исторические корни. Он сформировался в процессе длительного исторического развития человеческого мироустройства, связанного со стремлением человека защитить родные просторы, семью, свое Отечество, сохранить его вековые народные традиции, культурные ценности, самобытность от всевозможных вражеских нашествий.

Важно отметить, что патриотизм как системообразующая ценность способен передаваться от поколения к поколению в ходе развития человеческой общности.

Питательной средой патриотизма являются основополагающие ценности и смыслы, которые волновали человека во все времена. В частности, патриотизм русской армии подпитывался священными ценностями Русской Православной Церкви и потому имеет богатые, многовековые традиции патриотического воспитания. То есть идеологическую основу патриотического воспитания представляли, в первую очередь, идеи православия, которые выражались в священных фразах «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм в умах русских воинов не насаждался насильственно. Русские военачальники применяли различные средства и формы воспитания патриотизма, важнейшими из них являлись заботливое отношение к подчиненным, простым солдатам и личное образцовое служение офицера Отечеству.

Особым феноменом патриотизма явился советский патриотизм, идеологическая основа которого базировалась на идеях советского патриотизма и пролетарского интернационализма [1]. При этом огромную работу по воспитанию патриотизма взяли на себя семья и образовательная школа, общественные организации (пионерия, комсомол, партийные и профсоюзные организации и т.д.), государственные и военные структуры.

Невиданный советский патриотизм проявили граждане СССР на фронтах Великой Отечественной войны. Великую Победу ковали они и в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым для разгрома хорошо вооружённой нацисткой армии, покорившей молниеносно практически всю Европу. Далее чудеса патриотизма были проявлены советским народом в годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства, поднятия целинных земель и т.д. Итак, советский народ на деле показал феноменальные успехи патриотического воспитания.

Резюмируя вышеизложенное, следует особо подчеркнуть, что патриотическое сознание, сформированное веками, всегда отличало россиян присущим им высоким чувством патриотизма как неотъемлемой части их характера. Однако в 90-е годы ХХ века (после распада СССР) в период бурных социально-экономических преобразований российский народ пережил сложное и противоречивое время. Оно явилось для большинства россиян, простых граждан, тяжелейшим испытанием как в социально-экономической, так и духовно-нравственной сферах.

В этих условиях, к сожалению, стало возможным говорить о некой утрате патриотизма как исконного русского и российского качества. Тема патриотизма и патриотического воспитания граждан РФ оказалась «в тени». Вследствие этого воспитательная работа с молодежью потеряла свою системность. Главное, не определялись четкие целевые ориентиры на перспективу в стратегии воспитания молодежи. Более того, цивилизационный мир после распада СССР стал несколько иным, в частности, произошли определенные изменения в ценностных отношениях людей к личности, семье, культурно-историческим традициям, миру и т.д.

Особенно такие изменения заметны во взглядах населения Западной Европы, и прежде всего молодежи. Безусловно, не последнюю роль в этом сыграло насаждение в умах людей установок и ценностей, противоречащих общечеловеческим гуманистическим идеалам путем интенсивного вхождения в пропагандистскую сферу и социум компьютерно-информационных и коммуникационных технологий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы.

Далее, переходя непосредственно к теоретическим положениям по проблеме патриотизма, стоило бы остановиться, прежде всего, на содержании самих понятий воспитания, патриотизма и патриотического воспитания, сложившихся в педагогической науке.

Мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека нашли отражение в античной философии. Демокрит (460–370 до н.э.) обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. Сократ (470–399 до н.э.) определял цель воспитания как развитие мыслительных способностей человека. По его мнению, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость. По мысли основателя Афинской философской школы Платона (427–347 до н.э.), ученика Сократа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. То есть в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на воспитание личности. Так, Аристотель (384–322 до н.э.) определял цель воспитания как развитие души, имеющей, соответственно его взглядам, три вида (растительная, животная и разумная). Впервые в истории педагогики он предложил возрастную периодизацию воспитания, определяя цели, содержание и методы воспитания.

Безусловно, мысли античных философов оказали огромное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли и на эволюцию образования в целом, они значимы и по сегодняшний день.

Далее переходим к современным реалиям педагогической мысли по проблемам воспитания в рамках проводимого исследования. Нам импонирует подход С.Д. Полякова к содержанию воспитания. По его мнению, суть воспитания – «развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Мотивы – побуждение, направляющие активность человека. Ценности воспитания – те маяки, которые освещают путь деятельности и общения воспитателей и воспитанников, то главное, что соответствует потребностям развития человека как члена общества и как индивидуальности» [2, с. 118]. То есть воспитание понимается им как целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.

По определению С.Д. Полякова, с психологической точки зрения патриотизм понимается так: «это чувство, и, следовательно, его структурные составляющие должны носить чувственный, эмоциональный характер. Базовых составляющих чувства патриотизма – три: принятие страны, её истории, культуры своей, моей, нашей; чувство принадлежности ко всему позитивному в стране, её культуре; гордость за её достижения» [2, с. 118].

В частности, А.Н. Вырщиков определяет патриотизм следующим образом: «Патриотизм – это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявлении великодушия и толерантности в отношении других народов» [3].

В.С. Горбунов в своих исследованиях патриотизм рассматривает как «направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [4].

В то же время Н.М. Снопко отмечает, что патриотизм в социокультурном аспекте неразрывно связан с трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров и смыслов после распада СССР. При этом отмечается, что в новых исторических условиях происходит становление нового Отечества. Тем самым им определяется новое культурное явление – патриотизм российского общества, представляющий собой сложный и противоречивый процесс в силу того, что новый патриотизм есть продолжение патриотизма Российской империи и советского патриотизма и при этом представляет собой социокультурный феномен с новых историко-философских позиций [5]. С этим подходом, то есть с обновленным патриотизмом, нельзя не согласиться. Новые вызовы в обществе порождают новые трансформации к пониманию и переосмыслению феномена патриотизма в современных условиях. Это естественный процесс.

С принципиальной точки зрения все приведенные определения данного феномена по существу не противоречат друг другу, а лишь дополняют и взаимно обогащают с учетом новых перемен и реалий. Мы в своих исследованиях в основном придерживаемся последнего подхода. В свою очередь, патриотическое воспитание определяется как «целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите» [6, с. 90].

В контексте приведенной им дефиниции С.Д. Поляков [2] правомерно утверждает, что воспитание патриотизма «невозможно без самоопределения личности в историко-культурном контексте, основанном на критериях жизни – не жизни, терпимости – насилия, развития – деградации человека».

Итак, патриотическое воспитание представляет собой сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурно-исторические ценности и успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Изучением проблем патриотического воспитания во второй половине ХХ века занимались многие исследователи. Это, например, В.В. Белорусова, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина и др.

В 90-е годы прошлого века различные аспекты патриотического воспитания можно встретить в исследованиях Е.П. Белозерцева, З.Т. Гасанова [7], А.Д. Солдатенкова и др.

В 2000-х – 2010-х гг. активно исследовали данную проблему М.Л. Афанасьева, Т.Е. Вежевич, В.В. Гладких [8], Н.М. Снопко, В.С. Горбунов и др.

Однако современный мир переживает очень сложное время в плане принятия духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, происходит в ряде стран их неадекватная переоценка, пересмотр, подмена и искажение исторических фактов в угоду политической конъюнктуре.

Более того, события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания [9].

В сложившихся непростых условиях в настоящее время принимаются на государственном уровне решительные меры по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, хотя многое, к сожалению, потеряно почти безвозвратно. Приняты основополагающие программные документы по патриотическому воспитанию: государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 гг.».

В таких условиях нам следует по-новому взглянуть на богатый накопленный опыт патриотического воспитания молодежи в период существования СССР. Очень много позитивного реализовывалось в этом направлении, особенно в практическом воплощении. В процессе участия в различных мероприятиях патриотического характера (студенческие строительные отряды, игра «Зарница»; военно-спортивные состязания: строевая подготовка, стрельба, метание гранат, ориентирование на местности и т.д.) молодые люди наполнялись чувством гордости и личного достоинства.

Не случайно президент России Владимир Владимирович Путин 3 февраля 2016 года заявил на встрече с предпринимателями, что главная национальная идея России – это патриотизм. «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – сказал В.В. Путин в ходе той встречи. «Это и есть национальная идея», – подчеркнул президент. Он также добавил, что если так будет, то каждый гражданин РФ будет жить лучше. «Постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно», – заключил глава нашего государства.

Как показывает действительность, эффективным средством для формирования у студенческой молодежи патриотизма являются культурно-исторические ценности казачества России и лучшие его традиции, поскольку данный феномен вооружает образовательное учреждение высоким потенциалом для духовно-нравственного и патриотического воспитания. С точки зрения такого подхода мало исследовано патриотическое воспитание студентов в условиях вузовского обучения и воспитания и требует пристального внимания и многопланового рассмотрения в силу его актуальности.

В частности, профессиональные аспекты в контексте воспитания в образовательных учреждениях с казачьим компонентом рассматривались в работах [10–14]. Поскольку воспитание представляет собой определенную систему [2], то это требует прежде всего моделирования системы патриотического воспитания у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом. Проблемы патриотического воспитания в различных образовательных учреждениях рассматривались многими авторами [9; 15–25].

Итак, целью настоящего исследования является построение эффективной модели системы патриотического воспитания у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [6, с. 37]. В психолого-педагогической литературе понятие «цель» рассматривается как одно из ведущих компонентов любой деятельности.

Как известно, цель – это уровень достижений; причем этот уровень изменяется в процессе овладения деятельностью и зависит от достигаемых результатов, а также от усилий, которые человек затрачивает на их достижение [5].

Безусловно, что целеполагание имеет ключевое значение в процессе обучения и воспитания. Целями, в свою очередь, определяются задачи. Назовем некоторые из них: создание учебно-воспитательной среды студентов на основе реализации выделенных основных направлений воспитательной деятельности посредством реализуемых подходов в процессе патриотического воспитания; определение структурно-критериальных характеристик патриотизма и этапов его формирования и др.

При реализации данных задач педагоги должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы процесса обучения и патриотического воспитания студентов вуза с казачьим компонентом – принципами.

Выделены основные принципы, на основе которых осуществляется патриотическое воспитание студентов вуза: системности и целостности; преемственности; развивающего и воспитывающего обучения; единства обучения и воспитания; комплексного подхода к воспитанию; личностного подхода; гуманизации образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В моделировании системы патриотического воспитания студентов вуза с казачьим компонентом методологическую основу исследования должны составить важнейшие философские положения о необходимости системно-комплексного подхода к изучению явлений действительности, о ведущей роли деятельности в формировании личности, о единстве теории и практики, а также аксиологический, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и системный подходы к патриотическому воспитанию обучающихся [26–41].

Так, системный подход к процессу воспитания патриотизма студентов позволяет обеспечить целостность анализа его структурных и функциональных составляющих, педагогических явлений и процессов в ходе научного исследования, разработать эффективный диагностический инструментарий, необходимый для осуществления качественного мониторинга.

Исследования по проблемам системного подхода и его применению к анализу педагогических систем посвятили свои работы В.П. Беспалько, Г.М. Ильмушкин [26], Ф.Ф. Королев [33], Э.Г. Юдин [40] и др. В частности, системный подход как инструмент исследования позволил использовать в воспитании патриотизма студентов результаты системного анализа педагогических явлений, осуществляемого как в рамках эксперимента, обобщения фактов, так и при решении задач, возникающих в совместной деятельности педагога и обучаемого.

Данный подход обеспечил теоретическое обоснование модели воспитания патриотизма у студентов в вузе с казачьим компонентом (рис. 1), включающей цель, задачи, принципы, педагогические условия, технологии и средства, критерии и уровни, результат, управление и его коррекцию.

 

 

 

Рисунок 1 – Модель системы воспитания студентов вуза в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом

 

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, которые раскрывают основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности студентов с учетом общих закономерностей развития личности.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат интериоризации предметной деятельности в психическую деятельность путем последовательных преобразований [22]. Данный подход позволяет исследовать процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов не только в контексте ее структурных компонентов, но и функциональных связей и взаимодействий. Согласно деятельностному подходу (А.Н. Леонтьев [36], Н.Ф. Талызина [37]) в центре обучения находится сам обучаемый. Деятельностный подход позволяет наиболее полно описывать основные психолого-педагогические условия и механизмы процесса патриотического воспитания, ее структуру [37].

Итак, вуз с казачьим компонентом обладает невиданными ресурсами для патриотического воспитания студенческой молодежи. Этим потенциалом мы должны грамотно и умело воспользоваться в процессе формирования у студентов патриотизма как национальной идеи России.

Нам следует понимать и осознавать, что обучение является важным средством патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой, представляя целостный процесс. Следовательно, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Такие попытки отрыва обучения от воспитания никогда не имели успеха, они априори обречены на провал. В этом отношении выдающийся отечественный химик Д.И. Менделеев констатировал: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Виднейший российский педагог К.Д. Ушинский по этому поводу выразился так: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая».

Данный фактор после распада СССР не учитывался в полной мере, поскольку общество переживало непростое время. В итоге обнажились новые серьезные проблемы в духовно-нравственном воспитании среди молодежи.

Вне сомнения, воспитание патриотизма свое начало берет с семейной среды и со школьной скамьи. Семья и школа в этом отношении должны взаимодействовать в единстве и системно. Это сложнейшая проблема, однако вне ее решения в дальнейшем трудно осуществлять духовно-нравственное воспитание личности на следующем этапе – на этапе вузовского образования. Поэтому воспитание патриотизма должно носить непрерывный процесс с учетом возрастных и психологических особенностей личности.

Поскольку образование осуществляется посредством его содержания, главную роль в процессе воспитания патриотизма студентов играет содержание образования.

Содержание образования является одним из важнейших компонентов образования и образовательных систем. Сущность содержания образования изменяется под влиянием социально-экономических требований, производства и уровня развития научно-технического знания. Содержание образования можно рассматривать как определенное отражение социального заказа общества и государства. Содержание как философская категория представляет собой всю совокупность элементов тех или иных предметов, явлений и процессов действительности [42]. Содержание образования регламентируется нормативными документами, в которых отражаются основные требования к уровню и качеству образования студентов в целом в соответствии с идеологий компетентностного подхода [43–45].

В свою очередь, под содержанием воспитания понимаются «те элементы человеческой культуры, и прежде всего ценности, которые должны быть освоены и в дальнейшем развиты растущими людьми» [2, с. 41]. При этом под методом обучения понимается способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [46].

Содержание образования должно учитывать в вузе с казачьим компонентом национальные и этнические интересы и потребности личности в образовании, опираясь на исторические ценности и лучшие традиции казачества России, а также на священные ценности православной церкви.

Именно содержание образования позволяет раскрыть наиболее широко и полноценно его потенциальные возможности патриотического воспитания студенческой молодежи. В частности, изучение истории и литературы знакомит с культурными наследиями, богатыми патриотическими и национальными традициями народов России, экономические дисциплины раскрывают студентам сущность социально-экономических и демократических преобразований в стране.

Воспитательные ресурсы имеют практически все изучаемые дисциплины. В качестве дисциплин по выбору, в частности, предлагаются нами такие, которые раскрывают исторические аспекты развития казачества в России – например, «История российской армии и казачества».

Перед вузом с казачьим компонентом как вуза нового типа раскрывается широкое поле деятельности во многих его направлениях, поскольку все приходится начинать сначала, здесь своя специфика, и прежде всего следует создавать необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности вуза во всех его основных направлениях.

Для достижения основополагающей цели – воспитания патриотизма у студенческой молодёжи – призвана сыграть огромную роль научно-исследовательская работа, поскольку студенты представляют свои результаты исследования на студенческих научных форумах различного статуса. Они имеют возможность ярко проявить свою индивидуальность, своё личностное «я».

По нашему мнению, достижение целей образования и воспитания должно осуществляться в таких основных направлениях, как трудовое, профессиональное, физическое, духовно-нравственное, военное, эстетическое, гражданско-патриотическое, правовое и социальное воспитание.

Такой широкий воспитательный спектр обусловливается особенностями воспитательной деятельности в образовательных учреждениях (в том числе в вузах) с казачьим компонентом, его воспитательным потенциалом, интересами и образовательными потребностями подрастающего поколения и современного общества.

В контексте изложенного нами предложена модель системы патриотического воспитания студентов в вузе с казачьим компонентом, включающая цель, задачи, принципы, содержание, условия, технологические аспекты, критерии и уровни, результат (см. рис. 2). В силу ограниченности объема статьи мы не имели возможность более детально описать все составляющие данной модели.

Приведенные фотографии свидетельствуют о том, что образовательное пространство вуза с казачьим компонентом имеет огромнейший потенциал для воспитания патриотизма у российской молодежи как национальной идеи России. В этом его сила и преимущество!

 

Рисунок 2

 

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Итак, казачий компонент обеспечивает социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени студентов, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Это ставит развитие вуза с казачьим компонентом в разряд значимых приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в подготовке и патриотическом воспитании инженерных кадров.

В системе непрерывного образования на основе традиций казачества имеются все условия и ресурсы для успешной реализации следующей триады системообразующих функций образования: образовательной, развивающей и воспитательной, призванных обеспечить формирование человеческого потенциала в XXI веке.

Казачий компонент вполне логично и адекватно вписывается в систему патриотического воспитания студенческой молодежи, обогащает и наполняет её новым смысловым содержанием и занимает достойное место в этой системе.

Главный смысл и целевые ориентиры заключаются в направленности на повышение эффективности профессиональной подготовки и воспитания патриотизма студенческой молодежи. Казачий компонент рассматривается в образовательном пространстве вуза как значимый фактор повышения качества профессионального образования и патриотического воспитания студентов.

Казачество – важнейшая составляющая для успешного формирования у студенческой молодежи патриотизма как национальной идеи России, поскольку образовательное учреждение с казачьим компонентом имеет огромный потенциал для этого.

Главная национальная идея России – это патриотизм! Решение этой стратегической проблемы обеспечит благополучие населения, национальную безопасность и процветание нашей многонациональной Родины.

×

About the authors

Georgy Maximovich Ilmushkin

Dimitrovgrad Engineering-Technical Institute - branch of National Nuclear Research University «MEPhI»

Email: gera1946@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Higher Mathematics Department

Russian Federation, 433511, Ulyanovsk Region, Dimitrovgrad, Kuibyshev street, 294

Vladimir Nikolayevich Aniskin

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: vnaniskin@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, dean of Mathematics, Physics and Computer Science Faculty, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Methods of Their Teaching Department

Russian Federation, 443090, Samara, Antonov-Ovseenko street, 26

References

  1. Губанов Н.И. Советский патриотизм – патриотизм нового, высшего типа. М., 1960. 201 с.
  2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: монография. М.: Новая школа, 2003. 304 с.
  3. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград, 2001. 112 с.
  4. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2007. – 270 с.
  5. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 47 с.
  6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  7. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59–63.
  8. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2011. 50 с.
  9. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород. Изд-во: НИУ БелГУ, 2013. 156 с.
  10. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса // Успехи современного естествознания. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 10. С. 63–67.
  11. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Многоуровневая система подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 3. С. 14–18.
  12. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 3. С. 13–17.
  13. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Современные проблемы профессионального образования в условиях региональной кадровой политики // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 32–34.
  14. Ильмушкин Г.М., Жаркова А.А. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом // II Международная научно-практическая конференция «Scientific achievements of the third millennium», Чикаго (США), апрель 2016. С. 24–28.
  15. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: учебно-метод. пособие. Изд. 2-е. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. 125 с.
  16. Зоря Ю.Н. Структура и содержание модели использования информационнокоммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 14–17.
  17. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2002. 174 с.
  18. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22–26.
  19. Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2001. С. 254.
  20. Терпелюк С.И. Основные факторы формирования у будущих учителей начальных классов патриотических ценностей средствами литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 78–80.
  21. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография. Челябинск: Цицеро, 2012. 213 с.
  22. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7–9.
  23. Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48–50.
  24. Шустова И.Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41–45.
  25. Рыбакова М.В. Воспитательное пространство: структурный аспект // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 91–93.
  26. Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста. Изд-во: ДИТУД УлГТУ, Москва–Димитровград, МАНПО, 2005. 354 с.
  27. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53–56.
  28. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46–51.
  29. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37–41.
  30. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33–36.
  31. Квасных Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 13–15.
  32. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов – будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58–61.
  33. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. М.: Просвещение, 1970. № 9. С. 103–116.
  34. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход – путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70–71.
  35. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19–21.
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  37. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3. С. 10–14.
  38. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93–96.
  39. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях фгос третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36–40.
  40. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 302 с.
  41. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–29.
  42. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеолог. выражений; Ин-т рус. яз. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  43. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65–68.
  44. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88–90.
  45. Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61–66.
  46. Альшанская Т.В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 189 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Model of the system of education of university students in the educational space of the university with a Cossack component

Download (116KB)
2. Figure 2

Download (27KB)

Copyright (c) 2016 Ilmushkin G.M., Aniskin V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies