Сукцессия и особенности распространения растительных ассоциаций в полосе отвода железных дорог

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полоса отвода представляет собой специфический антропогенный ландшафт, в котором протекающие процессы изменяются в своей направленности и интенсивности. Эрозионные процессы, в частности водная эрозия почв, приводят не только к изменениям почвенного покрова, но и растительного, посредством изменения плодородия почв, насыщенности питательными веществами, а также путем изменения влагообмена, структуры и механического состава почв. Основные характеристики флоры претерпевают структурные, количественные и другие изменения. Изменяется и растительный покров, состав растительных ассоциаций, скорость и направленность сукцессии, от зарастания сорной и рудеральной растительностью до устойчивых древесно-кустарниковых сообществ. Проведено эколого-геоморфологическое зонирование, показавшее распространение наиболее эродированных почв в непосредственной близости от полотна. Выявлена закономерность, согласно которой в наиболее антропогенно-нарушенных местообитаниях произрастает разнотравно-злаково-пырейная ассоциация, с уменьшением антропогенной нагрузки, преобладающей становится разнотравно-лугово-злаковая ассоциация. Также выявлена фитоиндикаторная роль Eletrygia repens L., как показателя нарушенности местообитаний, увеличивающего свое обилие в местах с наибольшей антропогенной нагрузкой, выходя за пределы полосы отвода по осыпающимся бровкам оврагов, по обочинам пересекающих полотно дорог, проявляя способность к «растеканию» из места непосредственного формирования.

Полный текст

Полоса отвода железных дорог является своеобразным антропогенным ландшафтом, в котором изменяются основные характеристики флоры, почвенно-растительного покрова, а также геоморфологические характеристики, приводящие к изменению различных процессов (эрозионных, денудационных и др.). В настоящий момент полоса отвода достаточно полно изучена во флористическом отношении [1–13], проведены геоморфологические изыскания [14–15], однако с геоботанической точки зрения полоса отвода остается мало изученной территорией.

Растительность полосы отвода железных дорог отличается значительной степенью горизонтальной неоднородности. Наиболее детальное определение горизонтальной неоднородности было сформулировано академиком В.Н. Сукачёвым [16], разделявшим ее на два типа: первый тип – это неоднородность в пределах низших единиц растительности, второй – это пестрая мозаика небольших участков сообществ или их фрагментов. Они относятся к различным ассоциациям, встречаются при быстро меняющихся и при этом закономерно повторяющихся условиях существования. Дальнейшим развитием учения о неоднородности растительности стало учение о мозаичности растительного покрова, которое выражается в наличии растительных группировок, различающихся по одному или нескольким признакам, таким как состав, соотношение и обилие видов, а также сложение, динамика и другие.

Исходя из причин, вызывающих мозаичность, выделяют – экологическую, обусловленную неоднородностью среды обитания; фитогенную мозаичность – развивающаяся под влиянием самой растительности; антропогенную мозаичность, возникающую под влиянием антропогенного фактора, а также зоогенная мозаика, возникшая под воздействием биогенных экологических факторов.

Полоса отвода рассматривалась нами с точки зрения антропогенной мозаичности, в виде постройки полотна и зоны отчуждения, стохастического заселения ее пионерными сообществами, с постепенным преобладанием фитогенных факторов, оказывающих влияние на сложение растительного покрова в последующее время. Однако, высокая степень гемеробии не позволяет пренебречь антропогенным фактором в развитии и сложении растительности полосы отвода.

Для более наглядного описания растительности применялся метод экологических профилей. Прилегающие фитоценозы рассматривались на уровне мезокомбинаций в понимании С.А. Грибовой и Т.И. Исаченко [17], которые считают мезокомбинациями закономерно повторяющееся чередование однородных сообществ или микрокомбинаций, связанное преимущественно с формами мезорельефа. Составные части мезокомбинаций могут быть как близки по своей экологии, так и значительно отстоять друг от друга, и иметь свой ряд развития. При этом отдельные компоненты мезокомбинаций все же взаимодействуют друг с другом на уровне обмена видами и создания фитоклимата.

Методика и материалы исследований. Геоботанические исследования проводились по методике, предложенной Ю.Н. Нешатаевым [18] и включали в себя геоботанические описания пробных площадей, выделение различных участков растительности, меняющихся в зависимости от физико-географических условий. Составлялись бланки геоботанических описаний, на основании анализа бланков формировали списки видов, зарегистрированных на ключевых участках, определялась ярусность, обилие по шестибальной шкале. Далее проводился эколого-флористический и фтоценотический анализ видов, с целью выявления принадлежности растений к тем или иным экологическим типам, а также выявление фитоценотической роли видов. После этого составлялась первичная сортировка описаний, которая в дальнейшем ранжировалась по определенным факторам среды (рельеф, богатство почвы, увлажненность, засоленность), определялись основные таксономические единицы от формаций до ассоциаций. Затем составлялся чистовой вариант списка и сводной таблицы растительных ассоциаций, с указанием видов растений и их обилия. Сделано графическое изображение экологических и сукцессионных связей выделенных ассоциаций. Завершением являлось составление списка ассоциаций, сводной таблицы и схем экологических и сукцессионных связей.

Также растительность изучалась методом экологических профилей. Они закладывались на территориях с различными орографическими характеристиками и различными условиями увлажнения, температурного режима и другими показателями.

Всего сделано 102 геоботанических описания растительных сообществ на пробных площадках размером 100 м², 12 геоморфологических описаний ключевых участков, собрано 850 гербарных листов. В материалы исследования вошли результаты изучения экологических условий 25 овражных систем в пределах полосы отвода железных дорог.

Исследования сукцессий растительных ассоциаций полосы отвода железных дорог проводилось в Волжском и Кинельском районах Самарской области. С помощью экологического профилирования были выявлены особенности распространения выделенных ассоциаций в пространстве, а вычисление геоморфологических характеристик местности и определение эродированности почв, позволило установить зависимость между ее величиной и произрастающими в данных условиях растительными ассоциациями.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе исследований было выделено 16 растительных ассоциаций. Определено, что при движении к полотну железной дороги происходит постепенный переход от естественного фитоценоза к рудеральному типу растительности. Исходя из полученных в ходе исследований данных, мы констатируем, что в условиях повышенной антропогенной нагрузки значительное распространение получают пырейники, а также ассоциации, где субдоминантом выступает Elytrigia repens L. По мере уменьшения антропогенной нагрузки растительный фон рудеральных сообществ сменятся ассоциациями, в сложении которых принимают участие луговые виды с участием пырея. Выявленная закономерность говорит о роли Elytrigia repens L. как фитоиндикатора нарушенных местообитаний. С уменьшением антропогенной нагрузки рудеральные растительные сообщества заменяются на луговые и древесно-кустарниковые фитоценозы. К последним относятся древостои с преобладанием Acer negundo L. и Ulmus pumila L.

Установление сукцессионных (временных) связей на основании сравнительного изучения сообществ, составляющих экологические и фитоценотические пространственные ряды, играет огромную роль в изучении природных смен растительного покрова. Этот метод ценен и удобен тем, что дает возможность в течение одного сезона подобрать серии фитоценозов, которые рассматриваются как стадии разного возраста, относящиеся к одному и тому же сукцессионному ряду, и, таким образом, наметить этап за этапом весь ход вторичной сукцессии.

Анализ фитоценотических рядов в течение 2008–2016 гг. показал, что продолжительность сукцессии от вторичного антропогенно-нарушенного состояния до разнотравно-злаково-пырейной ассоциации длится около трех лет. Следующая смена фитоценозов до лугово-злаково-разнотравной ассоциации длится 7–10 лет. Окончательное формирование древесно-кустарниковой растительности происходит в течение 10 лет. В случае с активным кленом американским сукцессия ускоряется. На основании этих данных составлена схема сукцессии растительности в пределах полосы отвода в зависимости от антропогенной нагрузки (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Сукцессия растительных ассоциаций в условиях полосы отвода железных дорог

 

Из 16 растительных ассоциаций на всем протяжении исследованных участков в непосредственной близости от полотна произрастает ассоциация Elytrigieta-poosum heteroherbosum, которая создает своего рода переходную полосу от сорного типа растительности к естественному фитоценозу, характерному тому или иному участку. Также стоит отметить распространение данной ассоциации по осыпающимся склонам оврагов и грунтовым дорогам, пересекающим полотно, что указывает на ее приуроченность к наиболее нарушенным местам обитания (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Карта-схема эколого-геоморфологического и геоботанического зонирования исследованных участков полосы отвода Куйбышевской железной дороги

 

По результатам исследования составлена схема эколого-фитоценотической зависимости растительных сообществ. Так, на наиболее богатых и увлажненных почвах произрастает Phragmiteta-calamagrosum heteriherbosum, по мере снижения увлажнения и богатства почвы начинают преобладать ассоциации, где доминантами и субдоминантами выступает Elytrigia repens L. В условиях недостаточного увлажнения распространение получают Salvieta-leonuruosum heteroherbosum, Festuceta-achileosum heteroherbosum и Festuceta+elytrigiosum-achileosum heteroherbosum.

Подводя итог проведенным исследованиям можно сделать вывод о том, что почвы в пределах полосы отвода различаются по степени проявления водной эрозии – в непосредственной близости от полотна распространены сильносмытые почвы, при удалении степень развития водной эрозии уменьшается. В целом, для полосы отвода Куйбышевской железной дороги характерны высокие показатели крутизны и ширины склонов, а также расчлененности территории. Преобладает средняя (0,6–2,2 км²) пораженность почв овражной эрозией. Почвы полосы отвода являются эрозионноопасными, а также исходя из больших значений крутизны склонов (от 7–15°) – смытыми. Растительный покров полосы отвода представлен 16 растительными ассоциациями мозаичного характера. Основной фон составляют пырейники. Ведущую роль в сложении играют длиннокорневищные виды, способные к образованию сплошных задернованных участков, что приводит к уменьшению проявления водной эрозии.

×

Об авторах

Николай Александрович Никитин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nikitin@pgsga.ru

аспирант кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26

Вера Валентиновна Соловьева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: solversam@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26

Список литературы

  1. Березуцкий М.А., Панин А.В., Шилова И.В. О новых и редких видах флоры города Саратова и его окрестностей // Бюллетень ботанического сада Сарат. ун-та. 2002. Вып. 1. С. 7–12.
  2. Березуцкий М.А. Антропогенная трансформация флоры // Бот. журн. 1999. Т. 84, № 6. С. 8–19.
  3. Березуцкий М.А., Панин А.В., Скворцова И.В. О находках редких и охраняемых растений на железнодорожных насыпях правобережья Саратовской области // Бюлл. бот. сада. Сарат. гос. ун-та. Вып. 2. Саратов, 2003. С. 5–7.
  4. Борисова М.А. Дополнение к адвентивной флоре Костромской, Ярославской и Владимирской областей // Бюлл. МОИП, отд. Биология. 2007. Т. 112, вып. 6. С. 42–43.
  5. Борисова М.А. Флора транспортных путей Ярославской области: дис. … канд. биол. наук. Саранск. 2002. 272 с.
  6. Голицын С.В. К вопросу об антропогенных миграциях растений // Советская ботаника. Т. XIII, № 6. 1945. С. 21–27.
  7. Голицын С.В. О «железнодорожных» растениях // Советская ботаника. № 5. 1947. С. 297–299.
  8. Григорьевская А.Я. Флора города Воронежа. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2000. 200 с.
  9. Никитин Н.А. К вопросу об изучении флоры железных дорог Самарской области // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды: мат-лы VII Международ. науч.-практич. конф. Тольятти: Волж. унт. им. В.Н. Татищева, 2011. С. 126–130.
  10. Пузырев А.Н. Дополнение к адвентивной флоре Удмуртии // Бот. журн. 1985. Т. 70, № 2. С. 268–271.
  11. Пузырев А.Н. Новые адвентивные виды сем. Brassicaceae в Удмуртии // Бот. журн. 1984. Т. 69, № 9. С. 1269–1270.
  12. Пузырев А.Н. Новые и редкие адвентивные растения Удмуртии (по исследованиям 1981–1986 гг.) // Бот. журн. 1989. Т. 74, № 5. С. 761–765.
  13. Пузырев А.Н. О новых и редких адвентивных видах семейства Poaceae в Удмуртии // Бот. журн. 1985. Т. 70, № 1. С. 118–119.
  14. Чигаркин А.В. Опыт применения ландшафтных исследований при проектировании новых железнодорожных трасс // Вестн. Моск. ун-та. Сер. География, 1962. № 3. С. 18–24.
  15. Юровский Б.Л. Оценка рельефообразующих процессов в целях рационального природопользования при транспортном строительстве // Экзогенный морфогенез в различных типах природной среды: Тез. докл. Всес. конф. М., 1990. С. 184–185.
  16. Сукачев В.Н. Руководство к исследованию типов лесов // Госиздат с.-х. и колхозн-кооперат. лит. М.–Л., 1931.
  17. Грибова С.А., Исаченко Т.И. Картирование растительности в съемочных масштабах // Полевая геоботаника. IV. 1972. С. 95–136.
  18. Нешатаев Ю.Н. Методика обработки геоботанических описаний в учебной практике кафедры геоботаники Ленинградского университета // Методы выделения растительных ассоциаций. Л.: Издательство «Наука» Лениградское отделение, 1971. С. 23–37.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Сукцессия растительных ассоциаций в условиях полосы отвода железных дорог

Скачать (22KB)
3. Рисунок 2 – Карта-схема эколого-геоморфологического и геоботанического зонирования исследованных участков полосы отвода Куйбышевской железной дороги

Скачать (48KB)

© Никитин Н.А., Соловьева В.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.