The monitoring technique of the soldier state in the process of psycho-pedagogical training in the organization and guard duty

Cover Page

Cite item

Abstract

The following paper deals with the problem of military personnel training for guard duty and their moral and psychological maintenance during their duty. The division commander, being responsible for the guard personnel training should have a set of techniques, ways and methods of military personnel training for duty, while the guard chief, in addition, must be able to timely detect, identify and neutralize negative effects of stress on the personality of military personnel members of the guard. Surveys with the guard personnel revealed the contradiction between the requirements to military personnel and the actual state of psychological microclimate in the guard. It is obvious that the leveling of the stress influence on the soldier’s personality will have a positive impact on the psychological microclimate of the guard personnel, but it should be done without any damage to the combat mission quality. The author has found a solution and created a method of the soldier state monitoring in the organization and guard duty. The application of this method has improved the quality of combat mission execution by guard personnel.

Full Text

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи [1, с. 344] и поэтому требует от личного состава караула (ЛСК) мобилизации внутренних ресурсов и напряжения психических процессов. Иными словами, данный вид наряда вполне сравним со стрессовой ситуацией для военнослужащего [2]. В результате этого становится очевидным противоречие. С одной стороны, ЛСК в течение суток находится в состоянии повышенного нервного напряжения, при наличии дефицита отдыха (сна), что негативно сказывается на общем состоянии военнослужащих [3; 4], снижается внимание и бдительность. С другой – несение караульной службы требует от ЛСК высокой бдительности, непреклонной решимости и инициативы [1, с. 344].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что командиру подразделения (начальнику караула) при организации караульной службы, как выпускнику военного-учебного заведения, с которым проводился комплекс мероприятий и занятий по привитию командно-методических навыков [5–8], постоянно приходится разрешать данное противоречие, используя организационные и педагогические приемы воздействия на подчиненных, дабы избежать случаев срыва выполнения боевой задачи или случаев гибели (травматизма) ЛСК. И в конечном итоге качество выполнения боевой задачи караулом зависит от того, насколько эффективно командир (начальник караула) будет решать эту задачу. На основе материалов анализа несения караульной службы и подведенных итогов разработана методика мониторинга состояния военнослужащего при организации и несении караульной службы (далее – методика) для оперативного управления психолого-педагогическим воздействием на личный состав караула.

Гипотеза исследования заключается в том, что применение предлагаемой автором методики позволит создать и поддерживать комфортный психологический микроклимат для ЛСК в наряде как основу успешного выполнения служебных задач коллективом подразделения [9–14], что, в свою очередь, повысит качество выполнения боевой задачи караулом. При проведении исследования использовались методы анализа, наблюдения, диагностики, опроса. Новизна разработанной методики заключается в том, что положения методики систематизированы в данной работе (т.е. четко определено: что, как, когда, с какой категорией военнослужащих необходимо проводить и какого результата необходимо достичь) и, кроме того, при анализе научных исследований по данной теме похожие методики не встречались.

Сформулируем положения методики. При организации караульной службы командиру подразделения для профилактики, учета и нейтрализации воздействия негативных факторов на морально-психологическое состояние военнослужащих, привлекаемых к несению караульной службы, необходимо построить свою работу следующим образом:

  1. В повседневной деятельности (см. табл. 1, п. 1) проводить мероприятия по формированию стрессоустойчивости у военнослужащих [20].
  2. При подготовке караула:

а) На этапе подбора личного состава караула (см. табл. 1, п.п. 2.1) провести комплекс приемов диагностики личности военнослужащих [15]; мероприятия индивидуально-воспитательной работы; наблюдение за военнослужащими с целью выявления любых негативных воздействий на личность военнослужащего. По результатам проведенной работы заменить военнослужащих, попавших в группу риска.

б) На этапе теоретической подготовки ЛСК (см. табл. 1, п.п. 2.1) обратить внимание на поведение, активность, заинтересованность военнослужащих в изучении обязанностей, табеля постам, боевого расчета, особых обязанностей и т.п. При выявлении признаков нежелания заниматься, апатии заменить данных военнослужащих с дальнейшим выяснением причин такого поведения.

в) На этапе практического занятия (см. табл. 1, п.п. 2.2), на караульном городке, кроме наблюдения за признаками, указанными в п. 2, акцентировать внимание подчиненных на технике безопасности при выполнении приемов рукопашного боя [16], при заряжании (разряжании) оружия, при обращении с оружием при следовании на посты (с постов), на посту и в караульном помещении.

  1. При несении службы (см. табл. 1, п. 3):
  • – проверять несение службы часовыми на постах лично или через помощника начальника караула (разводящего). Каждая смена часовых должна быть проверена;
  • – в караульном помещении организовать деятельность караульных бодрствующей смены (КБС) и отдых караульных отдыхающей смены без ущерба для боеготовности караула (доведение и тренировка положений боевого расчета). Основные мероприятия с КБС должны быть направлены на то, чтобы не допустить их сна, праздности, безделья. Для этого КБС должны решать ряд предусмотренных Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации мероприятий (изучение обязанностей должностных лиц караула, прием пищи, выпуск боевого листка, поддержание порядка в караульном помещении, просмотр телепередач, игра в шашки (шахматы) и т.п.);
  • – начальнику караула и его помощнику (разводящему) необходимо вести наблюдение за признаками усталости или перевозбуждения у подчиненных. Результаты заносятся начальником караула в ведомость сопровождения состояния военнослужащего при несении службы в карауле (рис. 1);
  • – начальнику караула при организации службы в карауле, кроме всего прочего, необходимо активно использовать свой личный пример [17–19] при выполнении своих обязанностей и поведения в различных ситуациях.

 

Таблица 1 – Этапы работы командира подразделения по учету морально-психологического состояния личного состава караула

Этапы

Приемы, способы, методы

Достигаемый результат

1

В повседневной деятельности (в часы воспитательной работы)

Личная беседа, анализ, убеждение

установление доверия, исследование причин непродуктивности в стрессе, дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства, дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере межличностного пространства, изменение привычных неконструктивных стереотипов, поведения и взаимодействия; сущностная трансформация [20].

2

Подготовка караула

2.1 Диагностика личности военнослужащего, наблюдение, беседа, рассказ, объяснение, анализ

Не допустить к несению караульной службы военнослужащих, попавших в группу риска

2.2 Рассказ, объяснение, тренировка, инструктаж

Совершенствование навыков и умений военнослужащих по применению приемов рукопашного боя и технике безопасности при обращении с оружием в различных ситуациях

3

Несение службы

Проверка, организаторская работа, тренировка, контроль, наблюдение, анализ

Оказание методической помощи военнослужащим при выполнении обязанностей караульной службы, сопровождение состояния личного состава караула, мобилизация сил и внутренних резервов для качественного выполнения боевой задачи караула, совершенствование выполнения положений боевого расчета караула

4

После смены

Беседа, игровая ситуация

Снятие нервного напряжения у личного состава караула, переключение внимания, отвлечь от мыслей о наряде

5

Подведение итогов

Оценивание, подведение итогов

Стимулирование военнослужащих, формирование у них внутренней потребности к усердному и инициативному выполнению обязанностей при несении караульной службы

 

  1. Непосредственно после смены (см. табл. 1, п. 4), когда напряженность схлынула, начальнику караула достаточно просто сказать о том, что караул закончился, и отправить личный состав в подразделение. В пути следования задать тему для размышлений, не касающиеся прошедшего наряда (Например: казалось бы, ситуация банальная – личному составу караула предлагается угадать старый пароль, но она полностью переключает внимание и мысли военнослужащих на этот процесс, тем самым частично снимает нервное напряжение).
  2. При подведении итогов по прибытии в подразделение командиру (см. табл. 1), несмотря на усталость, крайне важно кратко разобрать несение службы и похвалить отличившихся. Военнослужащим необходимо именно в этот момент, пока еще свежи переживания после суток выполнения боевой задачи, услышать хотя бы предварительную оценку своей службы от того, кто руководил ими на протяжении всего наряда.

Комплекс мероприятий, проведенных командиром подразделения (начальником караула) по данной методике, должен представлять единый ансамбль. Вырванные из контекста методики мероприятия не дадут того положительного эффекта, который заложен в суть данной методики.

Разработанная методика использовалась при организации и несении караульной службы в академии, в течение 2015–2016 учебного года. При опросах личного состава караулов, проводившихся в начале исследования и по его окончании, на вопрос «Как вы оцениваете уровень психологического комфорта при несении службы в карауле?» 82% опрошенных отмечают уровень психологического микроклимата в карауле как благоприятный (было 69%); 11% отметили – комфортный уровень (было 8%); 5% – микроклимат удовлетворительный (было 16%) и 2% опрошенных отмечают, что уровень психологического микроклимата не комфортный (было 7%). Кроме того, анализ материалов подведения итогов показал позитивную динамику оценки караулов вышестоящими командирами, а изучение постовых ведомостей выявило рост положительных отзывов о качестве выполнения боевой задачи по результатам проверок караулов проверяющими лицами на 9%, по сравнению с тем же периодом годом ранее.

 

Рисунок 1 – Ведомость сопровождения состояния военнослужащего при несении службы в карауле

 

Таким образом, системная работа командира подразделения (начальника караула) на этапах подготовки и организации несения караульной службы с применением методики мониторинга состояния военнослужащего при несении караульной службы позволяет:

  • – провести командиру дополнительное изучение личного состава подразделения, привлекаемого к несению караульной службы в условиях выполнения боевой задачи;
  • – укрепить свой авторитет среди подчиненных;
  • – избежать фактов гибели и травматизма при несении караульной службы;
  • – повысить качество выполнения боевой задачи личным составом караула.
×

About the authors

Mikhail Yurievich Kasavtsev

The Mozhaisky Military Space Academy

Author for correspondence.
Email: mk-spb@rambler.ru

candidate of technical sciences, senior lecturer of Daily Activities Organization and Combat Training Department

Russian Federation, 197198, Saint Petersburg, Zhdanovskaya street, 13

References

  1. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс. 2016. 713 с.
  2. Шелепов А.М., Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М., Аскаров Б.С. Экстремальные ситуации и психогенные факторы военно-профессиональной деятельности. 2013. № 7. С. 225-227.
  3. Неяскина Ю.Ю. Специфика взаимосвязи личностных ресурсов и параметров субъективной оценки качества жизни у военнослужащих срочной службы // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 118-128.
  4. Попова Ю.И., Никонова В.С. Мотивационные регуляторы агрессивного и конфликтного поведения военнослужащих // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 258-261.
  5. Коваленко А.М. Педагогическая сущность и содержание процесса формирования командно-методических навыков у курсантов высших военных учебных заведений Российской Федерации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 7. С. 255-259.
  6. Ганиев Р.Р. Формирование командно-методических навыков в процессе изучения студентами военной кафедры дисциплины «Тактико-специальная подготовка» // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 13. С. 227-231.
  7. Миронов В.В. Предметная структура командно-методических (педагогических) навыков на занятиях по физической подготовке // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 2. С. 1-5.
  8. Миронов В.В. Управление познавательной деятельностью военнослужащих на методических занятиях по физической подготовке // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2014. № 4. С. 64-69.
  9. Мурашова Л.А. Социально-психологический климат как показатель состояния коллектива // Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С. 47-50.
  10. Андриенко Ю.И., Богмацера В.В. Оценка морально-психологического состояния курсантов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 56-59.
  11. Чесовская М.Г., Андриенко Ю.И., Богмацера В.В. Актуальные проблемы формирования морально-психологического состояния курсантов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 11-15.
  12. Тютченко А.М. Системный анализ понятия морально-психологического состояния военнослужащих и его оценки // Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 37-49.
  13. Асеева Ю.А. Влияние морально-психологического состояния на профессиональные установки // Архивариус. 2015. № 4. С. 105-110.
  14. Семенкова С.Н. Взаимодополняемость понятий морально-психологическое состояние и педагогический такт // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 14. С. 46-49.
  15. Карпов В.Б., Касавцев М.Ю. Диагностика личности курсанта как инструмент повышения качества подготовки военных специалистов [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 7 (июль). ART 2390. - http://emissia.org/offline/2015/2390.htm.
  16. Николаев А.А., Яковлев Д.С. Рукопашный бой в военно-профессиональной деятельности военнослужащих // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 158-161.
  17. Касавцев М.Ю. Методика воспитания военных специалистов на личном примере офицера // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). С. 63-65.
  18. Губин В.А., Егоров Д.А. Психолого-педагогическая модель воспитания военнослужащих-контрактников на личном примере офицера // Ученые записки. 2014. № 7 (113). С. 50-58.
  19. Психология и педагогика / под ред. Н.В. Ершова. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2011. 515 с.
  20. Дербин П.А. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у военнослужащих // Успехи современного естествознания. 2012. № 6. С. 213-214.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - List of escorting the state of a soldier while serving on guard

Download (40KB)

Copyright (c) 2016 Kasavtsev M.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies