Studying the experience of moral interaction of students in secondary vocational education programs using the method of conceptual dictionary
- Authors: Razumovskaya A.A.1
-
Affiliations:
- Branch of the Murmansk Arctic University in Kirovsk, Murmansk Region
- Issue: Vol 13, No 2 (2024)
- Pages: 216-221
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/642073
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132310
- ID: 642073
Cite item
Full Text
Abstract
The article actualizes the problem of moral education of modern Russian youth, one of the aspects of which is the formation of students' experience of moral interaction with other people. Scientific prerequisites for an effective solution to the problem of forming the experience of moral interaction of students with people in the context of an institution of secondary vocational education are revealed. The structure of the experience of moral interaction formed by cognitive, motivational-value, communicative and behavioral components is proposed. The possibilities of the conceptual dictionary method in studying the formation of the cognitive component of the experience of moral interaction in students in an institution of secondary vocational education are determined, the content of which (component) is formed by knowledge of morality, interaction, moral interaction, value. The choice of the experimental and control groups is substantiated. The results obtained using the conceptual dictionary method as a method of scientific and pedagogical research in studying the knowledge of the concepts of «morality», «interaction», «moral interaction», «value» of the first and final year students of the experimental and control groups are compared, and the changes that have occurred in the content of students' knowledge are presented. The conclusion about the effectiveness of experimental work on the formation of the experience of moral interaction of students in secondary vocational education programs is substantiated.
Full Text
Современному обществу необходим человек нравственный, обладающий добродетелями – положительными устойчивыми моральными качествами личности. Однако в реальном социуме, в котором проживает молодой человек, присутствуют образцы поведения людей, противоречащие образу нравственного человека. Противоречие между задаваемым обучающимся образом добродетельного человека и проявлениями равнодушия, неуважения к людям, агрессии, с которыми сталкивается молодежь, существенно затрудняет формирование нравственной личности молодого человека, препятствует распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование опыта нравственного взаимодействия молодых людей, в том числе студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, с другими людьми. В таком опыте, отражающем нравственную практику как совокупность реальных поступков обучающегося, реализуется мир морали и ее ценностей.
Непосредственное значение при решении проблемы формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся с людьми имеют работы, в которых выделяются функционально-ролевая и личностная стороны педагогического взаимодействия, в соответствии с которыми учитель воспринимает ученика, а ученик – учителя (И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов [1]); выявляются виды взаимодействия учителя и учащихся: практическое взаимодействие, духовно-информационное взаимодействие, практически-духовное взаимодействие (Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина [2]); раскрываются особенности взаимодействия учителя и учеников в условиях общеобразовательной школы (Е.В. Коротаева [3]), межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе (М.Г. Ракитина [4]), конструктивного взаимодействия студентов колледжа (М.А. Абдулаев [5]); раскрывается, что нравственный опыт есть «опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов. Это опыт индивидуальной "работы с ценностями", личных достижений и упущений» (Р.Г. Апресян [6, с. 311]); обосновывается, что «опыт как взаимодействие всегда включает в себя опосредованность активностью субъекта, который не просто получает от мира исходные данные, но и берет их, тем самым вкладывая в исходные элементы опыта определенную интерпретацию, истолкование» (В.Н. Сагатовский [7, с. 28]); раскрывается соотношение нравственного опыта и культуры: «развитие нравственности есть развитие культуры как опыта, в структуре которого находится и нравственный опыт как источник нравственности учителя» [8, с. 46]; обосновывается, что взаимодействие есть аспект нравственности: «В процессе взаимодействия происходит воспитание отношения учащихся к себе, к окружающим, к образованию в частности» (Л.Н. Овинова [9, с. 19]); выявляется, что «опыт нравственного поведения школьника, высвечивающий мир морали и ее ценностей, есть взаимодействие школьника с миром морали, в результате которого образуется ценностный мир учащегося, связывающий его с нравственной практикой, охватывающей поведение и нравственное сознание» (Е.Н. Гончарова [10, с. 9]); формулируются определения опыта личности как психологического феномена (К.С. Семенцова [11]), познавательного опыта студентов (Е.Г. Ефимчук [12]), субъектного опыта студентов (Е.В. Лапицкая [13]); раскрывается, что «в нравственно-педагогическом взаимодействии происходит "встреча" учителя и учащихся как автономных и суверенных нравственных миров, "встреча" их ценностных устремлений» (А.В. Бездухов [14, с. 127]); выделяются особенности гуманистического взаимодействия: ожидаемым результатом становится совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной взаимопонимания и конгруэнтности опыта, сознания и коммуникации (С.П. Иванова [15]); в отношениях «человек – человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности (Н.Е. Щуркова [16]); нравственное взаимодействие предстает как ценностно-смысловая технология, «результатом которой является возникновение морального резонанса между обучающимися и учителем» (В.В. Николина [17, с. 99]).
В результате анализа вышеприведенных научных источников нами выявлено, что опыт нравственного взаимодействия обучающихся с другими людьми, представляющий собой результат реализации нравственных отношений, в которых актуализируются нравственные ценности, принимающие форму мотивов действий и поступков обучающегося по отношению к другим людям и выступающие в роли критериев, по которым он осуществляет рефлексию на себя как на субъекта взаимодействия и на других людей, с которыми он взаимодействует, есть личностное образование, обладающее структурой. Отметим, что речь идет об обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Учитывая методологические и практически-консультативные возможности этики в отношении к педагогике, мы выявили структуру опыта нравственного взаимодействия обучающихся и обосновали содержание его компонентов. При выявлении структуры опыта нравственного взаимодействия обучающихся мы исходили из того, что 1) принципиальная структура опыта отражает принципиальную структуру мира; 2) опыт-процесс связан с взаимодействием между субъектом опыта и его предметом, опыт-результат – это являющиеся следствием опыта-процесса изменения внутреннего мира субъекта опыта; 3) индивидуальная нравственность выступает «посредником между внешней детерминацией поведения <…> и его социальным смыслом» (Т.С. Лапина [18, с. 118]).
Структурными компонентами опыта нравственного взаимодействия обучающихся являются когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты.
В рамках статьи мы остановимся на результатах изучения сформированности у обучающихся когнитивного компонента, содержание которого образуют знания о нравственности, взаимодействии, нравственном взаимодействии, ценности. Обоснование данного содержания мы ранее раскрыли в статье «Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми» [19].
Сформированность у обучающихся когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия изучалась нами с помощью метода понятийного словаря. При использовании данного метода респондентам предлагается дать собственную трактовку определенным понятиям. Что это за понятия, зависит от содержания исследования. В нашем исследовании – это понятия, образующие содержание когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия обучающихся: «нравственность», «взаимодействие», «нравственное взаимодействие», «ценность». Обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Какой смысл вы вкладываете в содержание понятий?»
Результаты, полученные с помощью метода понятийного словаря, обрабатываются при использовании метода контент-анализа, представляющего собой «процедуры, с помощью которых можно определенным образом формализовать анализ текста и получить некоторые числовые оценки» [20, с. 7].
Исследование проводилось с привлечением экспериментальной и контрольной групп обучающихся. Экспериментальную группу составили обучающиеся филиала Мурманского арктического университета в г. Кировске. Работа по формированию опыта нравственного взаимодействия обучающихся проводилась на протяжении четырех лет обучения. На констатирующем этапе экспериментальной работы количество обучающихся – 128 человек, на контрольном этапе – 115 человек. Первокурсники и выпускники – это одни и те же обучающиеся.
Контрольную группу составили обучающиеся Колледжа Мурманского арктического университета. Также, как и филиал МАУ в г. Кировске, Колледж МАУ является структурным подразделением университета, осуществляющим обучение по программам среднего профессионального образования.
Общеобразовательные дисциплины, общие для учреждений среднего профессионального образования, некоторые дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, преподаваемые как в филиале МАУ в г. Кировске, так и в Колледже МАУ, а также единое воспитательное пространство МАУ, включающее и структурные подразделения университета, – все это свидетельствует о равных условиях для осуществления нравственного воспитания обучающихся обоих структурных подразделений МАУ и позволяет сделать вывод об эффективности модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся (одна из задач нравственного воспитания) в образовательном процессе филиала МАУ в г. Кировске. В контрольной группе на констатирующем этапе экспериментальной работы количество обучающихся – 89 человек, на контрольном этапе – 84 человека. Здесь так же, как в экспериментальной группе, первокурсники и выпускники – это одни и те же обучающиеся.
В экспериментальной группе осуществлялась реализация модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся, включающая содержит: 1) цель – формирование опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 2) задачи: а) формирование знаний обучающихся о нравственности, взаимодействии, нравственном взаимодействии, ценности; б) приобщение обучающихся к ценностям «взаимопонимание», «взаимообогащение (взаимный обмен ценностями)», «добро» и др.; в) развитие у обучающихся диалогической направленности личности в общении; г) формирование у обучающихся нравственных качеств – бескорыстия, благодарности, вежливости и др.; 3) структурные компоненты опыта нравственного взаимодействия обучающихся (когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, поведенческий) и их содержание; 4) подходы к формированию опыта нравственного взаимодействия обучающихся (герменевтический, ценностный, диалогический, личностно-деятельностный); 5) содержание процесса формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 6) формы (лекционные и практические занятия, студенческие общественные объединения, студенческое самоуправление, производственная практика, конкурсы, акции и др.) и методы (дискуссии, этические беседы, метод примера и др.) формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 7) прогнозируемый результат – опыт нравственного взаимодействия обучающихся.
Обратимся к эмпирическим данным, полученным с помощью метода понятийного словаря.
Проанализируем представления обучающихся о содержании данных понятий. Нами осуществлены систематизация и обобщение представленных обучающимися суждений о нравственности, взаимодействии, ценности, нравственном взаимодействии. Это позволяет не приводить в полном объеме суждения обучающихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Мы не ставим задачу выявления количества данных обучающимися определений нравственности, ценности и др. Считаем более важным размышления обучающихся о нравственности, ценности и др., осмысление которых дает реальное представление о понимании ими данных понятий. Контент-анализ ответов обучающихся позволил нам свести все многообразие ответов к нескольким формулировкам, каждая из которых отражает суть соответствующей серии ответов. Формулировка «другое» подразумевает ответы обучающихся, которые не могут быть отнесены ни к одной из серий ответов. Это ответы, отражающие обыденные, разрозненные, неосмысленные с научной точки зрения представления обучающихся о рассматриваемых понятиях. Также подсчитывается число обучающихся, которые затруднились дать ответ.
Представления обучающихся о содержании понятия «нравственность» показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Представления обучающихся о содержании понятия «нравственность», %
№ | Представления обучающихся о понятии «нравственность» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Правила, нормы поведения человека, определяемые обществом | 31,25 | 22,61 | 33,71 | 32,14 |
2 | Воспитанное, культурное, гуманное поведение человека | 28,12 | 20 | 24,72 | 27,38 |
3 | Другое | 15,63 | 6,96 | 16,85 | 19,05 |
4 | Подлинная человеческая сущность – то, что делает человека человеком | 8,59 | 4,35 | 5,62 | 4,76 |
5 | Пространство отношений между людьми | 7,03 | 29,56 | 7,86 | 9,52 |
6 | Нет ответа | 6,25 | 0 | 6,74 | 2,38 |
7 | Требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали | 3,13 | 16,52 | 4,49 | 4,76 |
Обращение к таблице 1 позволяет увидеть изменения, произошедшие в представлениях обучающихся экспериментальной группы о понятии «нравственность». Суть таких изменений заключается: а) в уменьшении числа обучающихся, с точки зрения которых нравственность есть правила, нормы поведения человека, определяемые обществом, на 8,64%; б) в увеличении количества обучающихся, полагающих, что нравственность – это пространство отношений между людьми, на 22,53%; в) в увеличении числа обучающихся, считающих, что нравственность есть требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали, на 13,39%. Изменения, произошедшие в представлениях о нравственности обучающихся контрольной группы не столь существенны. Так, число обучающихся контрольной группы, полагающих, что нравственность есть пространство отношений между людьми, увеличилось на 1,66% против 22,53% обучающихся экспериментальной группы. Практически не изменилось число обучающихся, связывающих нравственность с правилами, нормами поведения человека, с предъявляемыми к самому себе требованиями. Кроме того, в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы (2,38%), нет обучающихся, которые затруднились представить свое понимание нравственности. Что касается формулировки «другое», то количество обучающихся экспериментальной группы, ответы которых попадали под данную формулировку, снизилось на 8,67%, а в контрольной группе, напротив, выросло на 2,2%.
Представления обучающихся о содержании понятия «взаимодействие» показаны в таблице 2.
Таблица 2 – Представления обучающихся о содержании понятия «взаимодействие», %
№ | Представления обучающихся о понятии «взаимодействие» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Межличностное общение | 35,93 | 20,87 | 33,71 | 29,76 |
2 | Отношения между людьми | 25,78 | 38,26 | 25,84 | 28,57 |
3 | Совместная деятельность людей | 13,28 | 8,7 | 15,73 | 17,86 |
4 | Контакты, связи между людьми | 10,16 | 5,22 | 10,11 | 11,9 |
5 | Взаимопонимание между людьми | 7,03 | 23,48 | 11,24 | 9,52 |
6 | Нет ответа | 4,69 | 0 | 1,12 | 0 |
7 | Другое | 3,13 | 3,49 | 2,25 | 2,39 |
Обращение к таблице 2 позволяет увидеть изменения, произошедшие в представлениях обучающихся экспериментальной и контрольной групп о понятии «взаимодействие». Суть таких изменений заключается:
а) в уменьшении количества обучающихся, которые отождествляют взаимодействие с межличностным общением – на 15,05% в экспериментальной группе и лишь на 3,95% в контрольной группе;
б) в увеличении количества обучающихся экспериментальной группы, полагающих, что взаимодействие – это отношения между людьми, на 12,48% (в контрольной группе наблюдается значительно меньший рост – на 2,73%);
в) в увеличении числа обучающихся, связывающих взаимодействие с взаимопониманием между людьми, на 16,45%, в контрольной группе число таких обучающихся снизилось на 1,72%.
При том, что в обеих группах не осталось обучающихся, затруднившихся представить свое понимание взаимодействия.
Изменения, произошедшие в контрольной группе по сравнению с экспериментальной группой, незначительны.
Беседы с обучающимися экспериментальной группы подтвердили, что, осознавая, что взаимодействие является частью общения, они в то же время понимают, что взаимодействие предполагает взаимное понимание друг друга его субъектами, что взаимодействие направлено на построение отношений между людьми и что характер взаимодействия по сути определяет содержание таких отношений.
Беседы с обучающимися контрольной группы сделать такой же вывод не позволили.
Представления обучающихся о содержании понятия «ценность» показаны в таблице 3.
Таблица 3 – Представления обучающихся о содержании понятия «ценность», %
№ | Представления обучающихся о понятии «ценность» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Важность, значимость, значение чего-либо для человека | 27,34 | 37,39 | 28,09 | 30,95 |
2 | Ориентир деятельности человека | 21,87 | 14,78 | 22,47 | 26,19 |
3 | Отношение человека к чему-либо | 14,06 | 23,48 | 15,73 | 14,28 |
4 | Другое | 12,5 | 2,61 | 12,36 | 11,9 |
5 | Осознанный смысл | 9,37 | 21,74 | 8,99 | 9,52 |
6 | Стоимость чего-либо | 7,81 | 0 | 5,62 | 4,76 |
7 | Нет ответа | 7,03 | 0 | 6,74 | 2,38 |
Обращение к таблице 3 показывает на изменения, произошедшие в представлениях обучающихся о содержании понятия «ценность». Суть таких изменений заключается: а) в увеличении числа обучающихся, для которых ценность связана с важностью, значимостью, значением, в экспериментальной группе на 10,05%, в контрольной группе лишь на 2,85%; б) в увеличении количества обучающихся экспериментальной группы, которые понимают, что ценность есть отношение (на 9,42%), осознанный смысл (на 12,37%) – в контрольной группе такого увеличения не наблюдается; в) в отсутствии в экспериментальной группе на контрольном этапе экспериментальной работы обучающихся, для которых ценность означает прежде всего материальную стоимость чего-либо, а также тех, кто затруднился высказаться о том, что представляет собой ценность (на констатирующем этапе таких обучающихся было 7,81% и 7,03% соответственно). В контрольной группе 4,76% обучающихся по-прежнему связывают ценность с ценой, стоимостью, 2,38% не дали ответа на вопрос: «Что такое ценность?».
Беседы с обучающимися, подтверждающие результаты, полученные с помощью понятийного словаря, показали, что обучающиеся экспериментальной группы в целом более правильно, чем обучающиеся контрольной группы, понимают суть ценности как важности, значимости, значения, отношения, осознанного смысла, что согласуется с идеями Г.П. Выжлецова о том, что «ценность есть значимость» [21, с. 58], М.С. Кагана, что ценность «есть значение объекта для субъекта» [22, с. 68], П.С. Гуревича, что ценность – это «личностно окрашенное отношение к миру» [23, с. 43], с трактовкой Б.С. Братусем ценностей как осознанных смыслов жизни [24, с. 26].
Представления обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие» показаны в таблице 4.
Таблица 4 – Представления обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие», %
№ | Представления обучающихся о понятии «нравственное взаимодействие» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Вежливое, культурное, уважительное, доброжелательное общение | 32,03 | 20,87 | 33,71 | 34,52 |
2 | Общение, определяемое нормами морали, нравственными принципами | 17,19 | 25,23 | 20,22 | 20,23 |
3 | Умение слышать и слушать, понимать и чувствовать, соглашаться и поддерживать | 14,06 | 7,83 | 12,36 | 15,48 |
4 | Нет ответа | 13,28 | 0 | 12,36 | 4,76 |
5 | Другое | 10,94 | 5,22 | 7,86 | 5,95 |
6 | Взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимодоверие, взаимоуважение между людьми | 8,59 | 17,39 | 8,98 | 11,9 |
7 | Отношения между людьми, в которых проявляются нравственные ценности | 3,91 | 23,48 | 4,49 | 7,14 |
Обращение к таблице 4 показывает на изменения, произошедшие в представлениях обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие». Суть таких изменений заключается: а) в существенном увеличении (на 19,57%) числа обучающихся экспериментальной группы, понимающих под нравственным взаимодействием отношения между людьми, в которых проявляются нравственные ценности, в контрольной группе число таких обучающихся выросло лишь на 2,65%; б) в росте количества обучающихся экспериментальной группы, для которых нравственное взаимодействие состоит во взаимной направленности людей друг на друга (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение и т.д.) (на 8,8%), в контрольной группе прослеживается аналогичный рост, но только в меньшем объеме (на 2,92%); в) в уменьшении на 11,16% числа обучающихся экспериментальной группы, отождествляющих нравственное взаимодействие с вежливым, культурным общением, что являет собой обыденное представление о нравственном взаимодействии. И снова, как и в ситуации с предыдущими вопросами, в экспериментальной группе на контрольном этапе экспериментальной работы не выявлено обучающихся, не ответивших на предлагаемый вопрос. В контрольной группе число таких обучающихся уменьшилось на 7,6%, но те, кто не ответил на предлагаемый вопрос, еще остались (4,76%). Кроме того, в экспериментальной группе на 5,72% снизилось число обучающихся, представления которых о нравственном взаимодействии были отнесены к категории «другое», что свидетельствует об уменьшении разброса мнений обучающихся о нравственном взаимодействии. Аналогичное снижение наблюдается и в контрольной группе, но менее значительное: на 1,91%.
Беседы с обучающимися экспериментальной группы показали, что, понимая нравственное взаимодействие как отношения между людьми, основывающиеся на нравственных ценностях, обучающиеся осознают, что именно эти ценности становятся мотивами действий и поступков, которые человек совершает в процессе взаимодействия с другими людьми. Беседы с обучающимися контрольной группы не позволяют сделать подобный вывод.
Таким образом можно сделать вывод, что исследование, базировавшееся на реализации разработанной модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся с людьми, в основном достигло предполагаемого результата. Признаком того, что такой результат в экспериментальной группе в целом достигнут, является увеличение количества обучающихся, а) полагающих, что нравственность – это пространство отношений между людьми, это требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали; б) связывающих взаимодействие с взаимопониманием между людьми; в) полагающих, что ценность есть важность, значимость, значение, есть отношение, есть осознанный смысл; г) считающих, что в нравственном взаимодействии между людьми реализуются ценности, приводящие к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоуважению.
About the authors
Anna Alexandrovna Razumovskaya
Branch of the Murmansk Arctic University in Kirovsk, Murmansk Region
Author for correspondence.
Email: annabalakovo2552@mail.ru
Director
Russian Federation, KirovskReferences
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госпедуниверситета, 1997. 112 с.
- Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 4–9.
- Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 192 с.
- Ракитина М.Г. Специфика развития межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Актуальные исследования. 2023. № 49–4 (179). С. 37–39.
- Абдулаев М.А. Организация конструктивного взаимодействия студентов колледжа как теоретическая проблема // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 70, Ч. 1. С. 7–11.
- Апресян Р.Г. Нравственный опыт // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. С. 309–390.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 2. Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). СПб.: СПбГУ, 1999. 272 с.
- Гущина А.В. Нравственный опыт человечества как источник нравственности учителя // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118–2. С. 43–47.
- Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16 (71). С. 18–21.
- Гончарова Е.Н. Формирование опыта нравственного поведения школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2011. 26 с.
- Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 91–97.
- Ефимчук Е.Г. Общая структура познавательного опыта студентов вуза и критерии его развития // Человек и образование. 2016. № 1 (46). С. 76–79.
- Лапицкая Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6–1. С. 348–351. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-348-351.
- Бездухов А.В. Сущность нравственно-педагогического взаимодействия учителя и учащихся // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 124–129.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности: учеб. пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. 331 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- Николина В.В. Формирование опыта нравственного взаимодействия учащихся средствами географии // Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения: мат-лы Российско-узбекской науч.-метод. конф. (Ташкент, 10–11 ноября 2023 г.) / под науч. ред. С.В. Тарасова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. С. 96–100.
- Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
- Разумовская А.А. Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 103–117. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.3.103.
- Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: учеб. пособие. СПб., 2006. 61 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. 152 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация: учеб.-метод. пособие. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
Supplementary files
