Изучение опыта нравственного взаимодействия обучающихся по программам среднего профессионального образования с помощью метода понятийного словаря
- Авторы: Разумовская А.А.1
-
Учреждения:
- Филиал Мурманского арктического университета в г. Кировске Мурманской области
- Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
- Страницы: 216-221
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/642073
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132310
- ID: 642073
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье актуализируется проблема нравственного воспитания современной российской молодежи, одним из аспектов которой является формирование у обучающихся опыта нравственного взаимодействия с другими людьми. Выявляются научные предпосылки для эффективного решения проблемы формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся с людьми в условиях учреждения среднего профессионального образования. Предлагается структура опыта нравственного взаимодействия, образуемая когнитивным, мотивационно-ценностным, коммуникативным и поведенческим компонентами. Определяются возможности метода понятийного словаря в изучении сформированности у обучающихся в учреждении среднего профессионального образования когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия, содержание которого (компонента) образуют знания о нравственности, о взаимодействии, о нравственном взаимодействии, о ценности. Обосновывается выбор экспериментальной и контрольной групп. Сравниваются результаты, полученные с помощью метода понятийного словаря как метода научно-педагогического исследования при изучении знаний о понятиях «нравственность», «взаимодействие», «нравственное взаимодействие», «ценность», имеющихся у обучающихся первого и выпускного курсов экспериментальной и контрольной групп, и представляются изменения, произошедшие в содержании знаний обучающихся. Обосновывается вывод об эффективности экспериментальной работы по формированию опыта нравственного взаимодействия обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Полный текст
Современному обществу необходим человек нравственный, обладающий добродетелями – положительными устойчивыми моральными качествами личности. Однако в реальном социуме, в котором проживает молодой человек, присутствуют образцы поведения людей, противоречащие образу нравственного человека. Противоречие между задаваемым обучающимся образом добродетельного человека и проявлениями равнодушия, неуважения к людям, агрессии, с которыми сталкивается молодежь, существенно затрудняет формирование нравственной личности молодого человека, препятствует распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование опыта нравственного взаимодействия молодых людей, в том числе студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, с другими людьми. В таком опыте, отражающем нравственную практику как совокупность реальных поступков обучающегося, реализуется мир морали и ее ценностей.
Непосредственное значение при решении проблемы формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся с людьми имеют работы, в которых выделяются функционально-ролевая и личностная стороны педагогического взаимодействия, в соответствии с которыми учитель воспринимает ученика, а ученик – учителя (И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов [1]); выявляются виды взаимодействия учителя и учащихся: практическое взаимодействие, духовно-информационное взаимодействие, практически-духовное взаимодействие (Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина [2]); раскрываются особенности взаимодействия учителя и учеников в условиях общеобразовательной школы (Е.В. Коротаева [3]), межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе (М.Г. Ракитина [4]), конструктивного взаимодействия студентов колледжа (М.А. Абдулаев [5]); раскрывается, что нравственный опыт есть «опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов. Это опыт индивидуальной "работы с ценностями", личных достижений и упущений» (Р.Г. Апресян [6, с. 311]); обосновывается, что «опыт как взаимодействие всегда включает в себя опосредованность активностью субъекта, который не просто получает от мира исходные данные, но и берет их, тем самым вкладывая в исходные элементы опыта определенную интерпретацию, истолкование» (В.Н. Сагатовский [7, с. 28]); раскрывается соотношение нравственного опыта и культуры: «развитие нравственности есть развитие культуры как опыта, в структуре которого находится и нравственный опыт как источник нравственности учителя» [8, с. 46]; обосновывается, что взаимодействие есть аспект нравственности: «В процессе взаимодействия происходит воспитание отношения учащихся к себе, к окружающим, к образованию в частности» (Л.Н. Овинова [9, с. 19]); выявляется, что «опыт нравственного поведения школьника, высвечивающий мир морали и ее ценностей, есть взаимодействие школьника с миром морали, в результате которого образуется ценностный мир учащегося, связывающий его с нравственной практикой, охватывающей поведение и нравственное сознание» (Е.Н. Гончарова [10, с. 9]); формулируются определения опыта личности как психологического феномена (К.С. Семенцова [11]), познавательного опыта студентов (Е.Г. Ефимчук [12]), субъектного опыта студентов (Е.В. Лапицкая [13]); раскрывается, что «в нравственно-педагогическом взаимодействии происходит "встреча" учителя и учащихся как автономных и суверенных нравственных миров, "встреча" их ценностных устремлений» (А.В. Бездухов [14, с. 127]); выделяются особенности гуманистического взаимодействия: ожидаемым результатом становится совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной взаимопонимания и конгруэнтности опыта, сознания и коммуникации (С.П. Иванова [15]); в отношениях «человек – человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности (Н.Е. Щуркова [16]); нравственное взаимодействие предстает как ценностно-смысловая технология, «результатом которой является возникновение морального резонанса между обучающимися и учителем» (В.В. Николина [17, с. 99]).
В результате анализа вышеприведенных научных источников нами выявлено, что опыт нравственного взаимодействия обучающихся с другими людьми, представляющий собой результат реализации нравственных отношений, в которых актуализируются нравственные ценности, принимающие форму мотивов действий и поступков обучающегося по отношению к другим людям и выступающие в роли критериев, по которым он осуществляет рефлексию на себя как на субъекта взаимодействия и на других людей, с которыми он взаимодействует, есть личностное образование, обладающее структурой. Отметим, что речь идет об обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Учитывая методологические и практически-консультативные возможности этики в отношении к педагогике, мы выявили структуру опыта нравственного взаимодействия обучающихся и обосновали содержание его компонентов. При выявлении структуры опыта нравственного взаимодействия обучающихся мы исходили из того, что 1) принципиальная структура опыта отражает принципиальную структуру мира; 2) опыт-процесс связан с взаимодействием между субъектом опыта и его предметом, опыт-результат – это являющиеся следствием опыта-процесса изменения внутреннего мира субъекта опыта; 3) индивидуальная нравственность выступает «посредником между внешней детерминацией поведения <…> и его социальным смыслом» (Т.С. Лапина [18, с. 118]).
Структурными компонентами опыта нравственного взаимодействия обучающихся являются когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты.
В рамках статьи мы остановимся на результатах изучения сформированности у обучающихся когнитивного компонента, содержание которого образуют знания о нравственности, взаимодействии, нравственном взаимодействии, ценности. Обоснование данного содержания мы ранее раскрыли в статье «Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми» [19].
Сформированность у обучающихся когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия изучалась нами с помощью метода понятийного словаря. При использовании данного метода респондентам предлагается дать собственную трактовку определенным понятиям. Что это за понятия, зависит от содержания исследования. В нашем исследовании – это понятия, образующие содержание когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия обучающихся: «нравственность», «взаимодействие», «нравственное взаимодействие», «ценность». Обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Какой смысл вы вкладываете в содержание понятий?»
Результаты, полученные с помощью метода понятийного словаря, обрабатываются при использовании метода контент-анализа, представляющего собой «процедуры, с помощью которых можно определенным образом формализовать анализ текста и получить некоторые числовые оценки» [20, с. 7].
Исследование проводилось с привлечением экспериментальной и контрольной групп обучающихся. Экспериментальную группу составили обучающиеся филиала Мурманского арктического университета в г. Кировске. Работа по формированию опыта нравственного взаимодействия обучающихся проводилась на протяжении четырех лет обучения. На констатирующем этапе экспериментальной работы количество обучающихся – 128 человек, на контрольном этапе – 115 человек. Первокурсники и выпускники – это одни и те же обучающиеся.
Контрольную группу составили обучающиеся Колледжа Мурманского арктического университета. Также, как и филиал МАУ в г. Кировске, Колледж МАУ является структурным подразделением университета, осуществляющим обучение по программам среднего профессионального образования.
Общеобразовательные дисциплины, общие для учреждений среднего профессионального образования, некоторые дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, преподаваемые как в филиале МАУ в г. Кировске, так и в Колледже МАУ, а также единое воспитательное пространство МАУ, включающее и структурные подразделения университета, – все это свидетельствует о равных условиях для осуществления нравственного воспитания обучающихся обоих структурных подразделений МАУ и позволяет сделать вывод об эффективности модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся (одна из задач нравственного воспитания) в образовательном процессе филиала МАУ в г. Кировске. В контрольной группе на констатирующем этапе экспериментальной работы количество обучающихся – 89 человек, на контрольном этапе – 84 человека. Здесь так же, как в экспериментальной группе, первокурсники и выпускники – это одни и те же обучающиеся.
В экспериментальной группе осуществлялась реализация модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся, включающая содержит: 1) цель – формирование опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 2) задачи: а) формирование знаний обучающихся о нравственности, взаимодействии, нравственном взаимодействии, ценности; б) приобщение обучающихся к ценностям «взаимопонимание», «взаимообогащение (взаимный обмен ценностями)», «добро» и др.; в) развитие у обучающихся диалогической направленности личности в общении; г) формирование у обучающихся нравственных качеств – бескорыстия, благодарности, вежливости и др.; 3) структурные компоненты опыта нравственного взаимодействия обучающихся (когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, поведенческий) и их содержание; 4) подходы к формированию опыта нравственного взаимодействия обучающихся (герменевтический, ценностный, диалогический, личностно-деятельностный); 5) содержание процесса формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 6) формы (лекционные и практические занятия, студенческие общественные объединения, студенческое самоуправление, производственная практика, конкурсы, акции и др.) и методы (дискуссии, этические беседы, метод примера и др.) формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся; 7) прогнозируемый результат – опыт нравственного взаимодействия обучающихся.
Обратимся к эмпирическим данным, полученным с помощью метода понятийного словаря.
Проанализируем представления обучающихся о содержании данных понятий. Нами осуществлены систематизация и обобщение представленных обучающимися суждений о нравственности, взаимодействии, ценности, нравственном взаимодействии. Это позволяет не приводить в полном объеме суждения обучающихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Мы не ставим задачу выявления количества данных обучающимися определений нравственности, ценности и др. Считаем более важным размышления обучающихся о нравственности, ценности и др., осмысление которых дает реальное представление о понимании ими данных понятий. Контент-анализ ответов обучающихся позволил нам свести все многообразие ответов к нескольким формулировкам, каждая из которых отражает суть соответствующей серии ответов. Формулировка «другое» подразумевает ответы обучающихся, которые не могут быть отнесены ни к одной из серий ответов. Это ответы, отражающие обыденные, разрозненные, неосмысленные с научной точки зрения представления обучающихся о рассматриваемых понятиях. Также подсчитывается число обучающихся, которые затруднились дать ответ.
Представления обучающихся о содержании понятия «нравственность» показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Представления обучающихся о содержании понятия «нравственность», %
№ | Представления обучающихся о понятии «нравственность» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Правила, нормы поведения человека, определяемые обществом | 31,25 | 22,61 | 33,71 | 32,14 |
2 | Воспитанное, культурное, гуманное поведение человека | 28,12 | 20 | 24,72 | 27,38 |
3 | Другое | 15,63 | 6,96 | 16,85 | 19,05 |
4 | Подлинная человеческая сущность – то, что делает человека человеком | 8,59 | 4,35 | 5,62 | 4,76 |
5 | Пространство отношений между людьми | 7,03 | 29,56 | 7,86 | 9,52 |
6 | Нет ответа | 6,25 | 0 | 6,74 | 2,38 |
7 | Требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали | 3,13 | 16,52 | 4,49 | 4,76 |
Обращение к таблице 1 позволяет увидеть изменения, произошедшие в представлениях обучающихся экспериментальной группы о понятии «нравственность». Суть таких изменений заключается: а) в уменьшении числа обучающихся, с точки зрения которых нравственность есть правила, нормы поведения человека, определяемые обществом, на 8,64%; б) в увеличении количества обучающихся, полагающих, что нравственность – это пространство отношений между людьми, на 22,53%; в) в увеличении числа обучающихся, считающих, что нравственность есть требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали, на 13,39%. Изменения, произошедшие в представлениях о нравственности обучающихся контрольной группы не столь существенны. Так, число обучающихся контрольной группы, полагающих, что нравственность есть пространство отношений между людьми, увеличилось на 1,66% против 22,53% обучающихся экспериментальной группы. Практически не изменилось число обучающихся, связывающих нравственность с правилами, нормами поведения человека, с предъявляемыми к самому себе требованиями. Кроме того, в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы (2,38%), нет обучающихся, которые затруднились представить свое понимание нравственности. Что касается формулировки «другое», то количество обучающихся экспериментальной группы, ответы которых попадали под данную формулировку, снизилось на 8,67%, а в контрольной группе, напротив, выросло на 2,2%.
Представления обучающихся о содержании понятия «взаимодействие» показаны в таблице 2.
Таблица 2 – Представления обучающихся о содержании понятия «взаимодействие», %
№ | Представления обучающихся о понятии «взаимодействие» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Межличностное общение | 35,93 | 20,87 | 33,71 | 29,76 |
2 | Отношения между людьми | 25,78 | 38,26 | 25,84 | 28,57 |
3 | Совместная деятельность людей | 13,28 | 8,7 | 15,73 | 17,86 |
4 | Контакты, связи между людьми | 10,16 | 5,22 | 10,11 | 11,9 |
5 | Взаимопонимание между людьми | 7,03 | 23,48 | 11,24 | 9,52 |
6 | Нет ответа | 4,69 | 0 | 1,12 | 0 |
7 | Другое | 3,13 | 3,49 | 2,25 | 2,39 |
Обращение к таблице 2 позволяет увидеть изменения, произошедшие в представлениях обучающихся экспериментальной и контрольной групп о понятии «взаимодействие». Суть таких изменений заключается:
а) в уменьшении количества обучающихся, которые отождествляют взаимодействие с межличностным общением – на 15,05% в экспериментальной группе и лишь на 3,95% в контрольной группе;
б) в увеличении количества обучающихся экспериментальной группы, полагающих, что взаимодействие – это отношения между людьми, на 12,48% (в контрольной группе наблюдается значительно меньший рост – на 2,73%);
в) в увеличении числа обучающихся, связывающих взаимодействие с взаимопониманием между людьми, на 16,45%, в контрольной группе число таких обучающихся снизилось на 1,72%.
При том, что в обеих группах не осталось обучающихся, затруднившихся представить свое понимание взаимодействия.
Изменения, произошедшие в контрольной группе по сравнению с экспериментальной группой, незначительны.
Беседы с обучающимися экспериментальной группы подтвердили, что, осознавая, что взаимодействие является частью общения, они в то же время понимают, что взаимодействие предполагает взаимное понимание друг друга его субъектами, что взаимодействие направлено на построение отношений между людьми и что характер взаимодействия по сути определяет содержание таких отношений.
Беседы с обучающимися контрольной группы сделать такой же вывод не позволили.
Представления обучающихся о содержании понятия «ценность» показаны в таблице 3.
Таблица 3 – Представления обучающихся о содержании понятия «ценность», %
№ | Представления обучающихся о понятии «ценность» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Важность, значимость, значение чего-либо для человека | 27,34 | 37,39 | 28,09 | 30,95 |
2 | Ориентир деятельности человека | 21,87 | 14,78 | 22,47 | 26,19 |
3 | Отношение человека к чему-либо | 14,06 | 23,48 | 15,73 | 14,28 |
4 | Другое | 12,5 | 2,61 | 12,36 | 11,9 |
5 | Осознанный смысл | 9,37 | 21,74 | 8,99 | 9,52 |
6 | Стоимость чего-либо | 7,81 | 0 | 5,62 | 4,76 |
7 | Нет ответа | 7,03 | 0 | 6,74 | 2,38 |
Обращение к таблице 3 показывает на изменения, произошедшие в представлениях обучающихся о содержании понятия «ценность». Суть таких изменений заключается: а) в увеличении числа обучающихся, для которых ценность связана с важностью, значимостью, значением, в экспериментальной группе на 10,05%, в контрольной группе лишь на 2,85%; б) в увеличении количества обучающихся экспериментальной группы, которые понимают, что ценность есть отношение (на 9,42%), осознанный смысл (на 12,37%) – в контрольной группе такого увеличения не наблюдается; в) в отсутствии в экспериментальной группе на контрольном этапе экспериментальной работы обучающихся, для которых ценность означает прежде всего материальную стоимость чего-либо, а также тех, кто затруднился высказаться о том, что представляет собой ценность (на констатирующем этапе таких обучающихся было 7,81% и 7,03% соответственно). В контрольной группе 4,76% обучающихся по-прежнему связывают ценность с ценой, стоимостью, 2,38% не дали ответа на вопрос: «Что такое ценность?».
Беседы с обучающимися, подтверждающие результаты, полученные с помощью понятийного словаря, показали, что обучающиеся экспериментальной группы в целом более правильно, чем обучающиеся контрольной группы, понимают суть ценности как важности, значимости, значения, отношения, осознанного смысла, что согласуется с идеями Г.П. Выжлецова о том, что «ценность есть значимость» [21, с. 58], М.С. Кагана, что ценность «есть значение объекта для субъекта» [22, с. 68], П.С. Гуревича, что ценность – это «личностно окрашенное отношение к миру» [23, с. 43], с трактовкой Б.С. Братусем ценностей как осознанных смыслов жизни [24, с. 26].
Представления обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие» показаны в таблице 4.
Таблица 4 – Представления обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие», %
№ | Представления обучающихся о понятии «нравственное взаимодействие» | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап, N = 128 | Контрольный этап, N = 115 | Констатирующий этап, N = 89 | Контрольный этап, N = 84 | ||
1 | Вежливое, культурное, уважительное, доброжелательное общение | 32,03 | 20,87 | 33,71 | 34,52 |
2 | Общение, определяемое нормами морали, нравственными принципами | 17,19 | 25,23 | 20,22 | 20,23 |
3 | Умение слышать и слушать, понимать и чувствовать, соглашаться и поддерживать | 14,06 | 7,83 | 12,36 | 15,48 |
4 | Нет ответа | 13,28 | 0 | 12,36 | 4,76 |
5 | Другое | 10,94 | 5,22 | 7,86 | 5,95 |
6 | Взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимодоверие, взаимоуважение между людьми | 8,59 | 17,39 | 8,98 | 11,9 |
7 | Отношения между людьми, в которых проявляются нравственные ценности | 3,91 | 23,48 | 4,49 | 7,14 |
Обращение к таблице 4 показывает на изменения, произошедшие в представлениях обучающихся о содержании понятия «нравственное взаимодействие». Суть таких изменений заключается: а) в существенном увеличении (на 19,57%) числа обучающихся экспериментальной группы, понимающих под нравственным взаимодействием отношения между людьми, в которых проявляются нравственные ценности, в контрольной группе число таких обучающихся выросло лишь на 2,65%; б) в росте количества обучающихся экспериментальной группы, для которых нравственное взаимодействие состоит во взаимной направленности людей друг на друга (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение и т.д.) (на 8,8%), в контрольной группе прослеживается аналогичный рост, но только в меньшем объеме (на 2,92%); в) в уменьшении на 11,16% числа обучающихся экспериментальной группы, отождествляющих нравственное взаимодействие с вежливым, культурным общением, что являет собой обыденное представление о нравственном взаимодействии. И снова, как и в ситуации с предыдущими вопросами, в экспериментальной группе на контрольном этапе экспериментальной работы не выявлено обучающихся, не ответивших на предлагаемый вопрос. В контрольной группе число таких обучающихся уменьшилось на 7,6%, но те, кто не ответил на предлагаемый вопрос, еще остались (4,76%). Кроме того, в экспериментальной группе на 5,72% снизилось число обучающихся, представления которых о нравственном взаимодействии были отнесены к категории «другое», что свидетельствует об уменьшении разброса мнений обучающихся о нравственном взаимодействии. Аналогичное снижение наблюдается и в контрольной группе, но менее значительное: на 1,91%.
Беседы с обучающимися экспериментальной группы показали, что, понимая нравственное взаимодействие как отношения между людьми, основывающиеся на нравственных ценностях, обучающиеся осознают, что именно эти ценности становятся мотивами действий и поступков, которые человек совершает в процессе взаимодействия с другими людьми. Беседы с обучающимися контрольной группы не позволяют сделать подобный вывод.
Таким образом можно сделать вывод, что исследование, базировавшееся на реализации разработанной модели формирования опыта нравственного взаимодействия обучающихся с людьми, в основном достигло предполагаемого результата. Признаком того, что такой результат в экспериментальной группе в целом достигнут, является увеличение количества обучающихся, а) полагающих, что нравственность – это пространство отношений между людьми, это требования, которые человек предъявляет к себе сам, основываясь на нормах морали; б) связывающих взаимодействие с взаимопониманием между людьми; в) полагающих, что ценность есть важность, значимость, значение, есть отношение, есть осознанный смысл; г) считающих, что в нравственном взаимодействии между людьми реализуются ценности, приводящие к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоуважению.
Об авторах
Анна Александровна Разумовская
Филиал Мурманского арктического университета в г. Кировске Мурманской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: annabalakovo2552@mail.ru
директор
Россия, КировскСписок литературы
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госпедуниверситета, 1997. 112 с.
- Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 4–9.
- Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 192 с.
- Ракитина М.Г. Специфика развития межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Актуальные исследования. 2023. № 49–4 (179). С. 37–39.
- Абдулаев М.А. Организация конструктивного взаимодействия студентов колледжа как теоретическая проблема // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 70, Ч. 1. С. 7–11.
- Апресян Р.Г. Нравственный опыт // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. С. 309–390.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 2. Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). СПб.: СПбГУ, 1999. 272 с.
- Гущина А.В. Нравственный опыт человечества как источник нравственности учителя // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118–2. С. 43–47.
- Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16 (71). С. 18–21.
- Гончарова Е.Н. Формирование опыта нравственного поведения школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2011. 26 с.
- Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 91–97.
- Ефимчук Е.Г. Общая структура познавательного опыта студентов вуза и критерии его развития // Человек и образование. 2016. № 1 (46). С. 76–79.
- Лапицкая Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6–1. С. 348–351. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-348-351.
- Бездухов А.В. Сущность нравственно-педагогического взаимодействия учителя и учащихся // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 124–129.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности: учеб. пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. 331 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- Николина В.В. Формирование опыта нравственного взаимодействия учащихся средствами географии // Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения: мат-лы Российско-узбекской науч.-метод. конф. (Ташкент, 10–11 ноября 2023 г.) / под науч. ред. С.В. Тарасова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. С. 96–100.
- Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
- Разумовская А.А. Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 103–117. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.3.103.
- Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: учеб. пособие. СПб., 2006. 61 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. 152 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация: учеб.-метод. пособие. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
Дополнительные файлы
