Problem-based learning in raising motivation when teaching English in a non-linguistic university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article focuses on problem-based learning as one of the means of raising motivation of university students mastering English. It is highlighted that dealing with non-linguistic university students motivation is achieved when we refer to the topics relevant and challenging for their future profession. It is problem-based learning, treated as independent search activity of the students aiming at cognitive activity and strong motivation, that gives great opportunities to solve the problem under discussion. The main notions of problem-based learning, such as its distinctive features, functions and advantages, are further discussed. Realization of problem-based learning is exemplified on the method of projects used when teaching English to students majoring in «Applied information in electronic economy». Based on the unit «Job Interviews and Career» from «The Business 2.0» there was worked out an algorithm of project activity including preparation, organization and putting the project to action, role-play, evaluation of the results. Each of the stages contains the description of the students’ activity targeting at raising their cognitive function and motivation. In conclusion it is stated that method of projects as one of the technologies of problem-based learning is a relevant instrument in forming motivation to learn a foreign language in a non-linguistic university.

Full Text

В настоящее время актуален как никогда вопрос повышения мотивации к изучению иностранного языка, особенно у студентов неязыковых специальностей, поскольку они ориентированы на будущее и на первом месте оказываются мотивы, связанные с их дальнейшими жизненными планами, сфокусированными на той или иной области социально-производственной деятельности. Среди студентов остро проявляется отсутствие должного уровня мотивации и высокий уровень незаинтересованности в изучении иностранного языка. Именно поэтому возникает проблема поиска активных методов обучения иностранному языку, методов повышения мотивации.

В исследованиях последнего десятилетия отмечаются аспекты проблемы, которые ждут своего решения: формирование заинтересованности [1], приобщение к иноязычной культуре [2, с. 30], применение инновационных и активных методов и приемов обучения [3, с. 232]. Среди последних можно отметить проблемное обучение как вид учебной деятельности – оно направлено на повышение мотивации и укрепление познавательного интереса обучающихся. Вследствие этого целью настоящей публикации является исследование и описание возможностей использования метода проблемного обучения в повышении мотивации у студентов неязыковых специальностей. Достижение цели предусматривает использование метода теоретического обобщения имеющегося опыта в использовании проблемного обучения и моделирование проектной деятельности как одной из технологий проектной работы.

Остановимся на необходимых теоретических понятиях. Мотивация традиционно понимается как совокупность причин, психологически определяющих поведение человека [4, с. 164]. Мотивация с данной точки зрения рассматривается как побуждающий фактор деятельности человека.

С методической стороны мотивация трактуется как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной и познавательной деятельности [5, с. 160]. Учебная мотивация выступает в качестве определяющего фактора выбора деятельности, в процессе которой формируются мотивы и стимулы учащихся. На отношение учащихся к обучению оказывают влияние различные причины, выступающие в роли мотивов. В методической литературе представлено разделение мотивов на внутренние и внешние. Л.М. Фридман характеризует их отличие следующим образом: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [6, с. 93]. Внутренние мотивы определяют личностные интересы человека. В контексте обучения внутренние мотивы формируют положительное отношение учащегося к определенным предметам и стремление к достижению лучшего результата. Внешние мотивы формируются под влиянием других лиц и внешних обстоятельств [7, с. 53].

Говоря о специфике предмета «Иностранный язык», важно упомянуть о том, что проблема развития у студентов мотивации к изучению иностранных языков является наиболее актуальной среди многих методических трудностей. В связи с этим неотъемлемой частью обучения иностранному языку является профессионально-ориентированный подход, который заключается в изучении тех материалов, которые входят в сферу профессиональных интересов учащихся и носят прикладной характер. Именно при таком подходе формируется мотив отношения к изучаемому языку как необходимому средству познавательной деятельности. Иными словами, грамотно подобранное содержание обучения и способов его подачи с ориентацией на познавательные и личностные потребности студентов будет противодействовать снижению мотивации и образованию отрицательной установки. Использование в учебно-воспитательном процессе материалов, которые несут когнитивную и профессиональную ценности для студентов университета, равно как и грамотно подобранные технологии работы с ними, создают условия, мотивирующие учебный процесс, способствующие углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов.

Такой технологией может быть технология проблемного обучения. Исторически технология проблемного обучения восходит к работам Джона Дьюи. Известный психолог в рамках экспериментальной школы в Чикаго, основанной в 1894 году, апробировал новые технологии обучения, в которых игровая и трудовая деятельность стала на первое место вместо учебного плана. Педагогами, которые развили предыдущий опыт проблемного обучения в 20–30-х годах XX века, стали В. Оконь, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.А. Бухвалов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, З.И. Калмыкова [8, с. 114].

Определение самого понятия «проблемное обучение» сформулировано М.И. Махмутовым: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций» [9, с. 301].

Отличительные черты проблемного обучения выведены польским ученым В. Оконем:

– решая теоретические и практические проблемы, учащиеся получают овладевают новыми знаниями;
– преодоление трудностей в рамках поставленной проблемы способствует активизации активности и самостоятельности учащихся;
– развитие позитивных мотивов становится следствием учебной активности;
– благодаря тому, что учащиеся с легкостью применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности, результаты преподавания становятся высокими и устойчивыми [10, с. 156–159].

Таким образом, при проблемном обучении создается такая ситуация, которая дает возможность обучаемому самостоятельно искать способы решения сложившейся трудности, активизировать когнитивно-мыслительные возможности.

Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе представляет собой предмет с деятельностным характером преподавания, что предполагает использование на занятиях активных форм обучения, в том числе и технологии проблемного обучения.

Определим функции проблемного обучения. К ним относятся процесс приобретения и усвоения знаний в ходе работы над проблемными задачами; самостоятельное интеллектуальное развитие личности путем усовершенствования навыка решения поставленных задач; формируются мотивы обучения, что важно в рамках заявленной темы [11, с. 151–153].

Реализация названных функций проблемного обучения опирается на два основные понятия – проблемная ситуация и учебная проблема. Проблемная ситуация – это определенное средство организации проблемного обучения, которое является первостепенным толчком для мышления и дальнейшей познавательной потребности в обучении. Различают педагогические и психологические виды проблемных ситуаций. С точки зрения психологии проблемная ситуация представляет деятельность обучающегося, а педагогический ракурс позволяет увидеть ее как особый вид организации учебного процесса. А.М. Матюшкин описывает проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), при котором у субъекта наблюдается психическое состояние, которое требует открытия еще неизведанных знаний или способов деятельности путем самостоятельного решения [12, с. 97–99].

В процессе иноязычного общения возможно создание проблемной ситуации, которая направлена на возникновение условий, стимулирующих ситуативную коммуникативную потребность высказывания у обучающегося.

При обучении иностранному языку И.А. Зимняя соотносит проблемные ситуации с тремя уровнями проблемности:

– обучаемому известен предмет высказывания, но с использованием неизвестных ему средств;
– обучаемому знакомы способы формирования и формулирования нового, ранее не изученного смыслового содержания;
– обучаемый создает собственные речемыслительные задачи, вытекающие из новой проблемной ситуации и осознаваемые как решение личностно значимых его собственных проблем [13, с. 51].

В плане наибольшей активизации речемыслительной деятельности на иностранном языке действенны проблемные ситуации третьего типа, в которых происходит расширение познавательной потребности и внутренней активности обучаемого, повышается уровень его мотивации к изучению иностранного языка.

Полагаясь на вышесказанное, мы отмечаем, что применение проблемно-коммуникативных ситуаций – это определенный способ побуждения студентов к продуктивной иноязычной речевой деятельности. Проблемный подход основывается на формировании внутренней мотивации, а именно проблемно-познавательной.

Разберем подробнее структуру учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком на основе проблемного подхода. Во-первых, это постановка проблемы, которую нужно решить. Во-вторых, выделение сложностей, с которыми можно столкнуться на пути ее решения. В-третьих, следует выбор более подходящего решения из нескольких вариантов. В-четвертых, обучаемые постепенно подходят к противоречию и ищут способ его разрешения: возникает столкновение противоположных взглядов и точек зрения с позиций разных участников. В итоге мы имеем сравнение, обобщение, Заключение в виде вывода.

Суммируя все сказанное выше, мы отмечаем преимущества использования проблемного обучения:

– появление познавательного интереса;
– развитие навыков независимого познания;
– развитие мотивационной составляющей личности студента.

Одной из технологий внедрения проблемного обучения является проектная работа – так называемый «метод проектов», который интенсивно разрабатывается в современной методике, что отмечается многими исследователями (А.Я. Багровой [14, с. 13], Г.Ф. Арстангалеевой [15, с. 7], О.Ю. Щербаковой и Ф.Р. Мирзоевой [16, с. 150], Т.Г. Кузнецовой [17, с. 309], А.Г. Егоровой [18, с. 83]). Именно его мы и приведем в качестве примера практической реализации того, как можно решить вопрос о повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Метод проектов – это определенный комплекс учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые направлены на решение проблемы в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности [19, с. 4].

Конечная цель данной деятельности определяется как формирование внутренней мотивации у студентов посредством работы над проектом. В нашем случае – это мотивация к изучению английского языка.

Частные цели проектной деятельности, наряду с общеобразовательными, воспитательными и практическими включают в себя развивающие: развитие памяти, мышления, творческих способностей и вовлеченности студентов в изучение английского языка.

Среди предполагаемых результатов выделяем личностные, а именно формирование адекватной позитивной самооценки, а также потребности и готовности к самообразованию, что и является практической реализацией основной цели проекта.

Далее предлагается разработка алгоритма и серии упражнений по проекту «Job Fair» на базе УМК «The Business 2.0» [20, p. 48–59] для студентов 3 курса специальности «Прикладная информатика в электронной экономике». Мы выбрали четвертый раздел «Job Interviews and Career», где представлена тема «Job interviews», в качестве основы для создания проекта. Представляется, что актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку становление карьеры молодого специалиста практически всегда начинается с интервью.

Итак, мы предлагаем следующий алгоритм работы над проектом.

Подготовительный этап: brain-storming в ответе на вопрос «How can you find the right job, на котором студенты развивают умение ставить цель, формируется внутренняя мотивация на активную деятельностную позицию, которая, в свою очередь, побуждает на такие действия, как: узнать, найти, доказать. Подчеркнем, что работа в команде значительно повышает мотивацию обучаемых и возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

После того как студенты, работая в команде, составят список сложностей и ответят на вопросы, преподаватель называет тему проекта «Job Fair».

Продуктом данного проекта является группа в социальной сети (ВКонтакте), которая представляет собой платформу для размещения резюме (в формате поста), прохождения тестирования на выявление необходимых навыков и качеств для получения той или иной должности и дальнейшего прохождения собеседования у работодателя. По форме предлагаемый проект является творческим, краткосрочным моно-проектом и реализуется внутри одной учебной группы. Проектная работа занимает 6 академических часов в рамках преподаваемой дисциплины в учебной группе, в которой произошло разделение на потенциальных работников и работодателей по принципу жеребьевки, назначается администратор группы и редактор.

На подготовительном этапе большое внимание уделяется отработке лексического и грамматического материала, который будет использоваться в проекте. С целью активизации лексических единиц по предложенной теме студентам предлагается составить друг для друга мини-кроссворд по лексике (тема «Personality» из УМК), а также выполнить упражнение на закрепление грамматического материала – дифференциацию форм Past Simple / Past Continuous.

Следующий этап – организация деятельности, т.е. структурирование проекта, включает публикацию постов с объявлениями о работе и прикрепление в комментарии подходящих под критерии резюме для работодателей. В результате выявляется определенная область возможных объявлений – это профессии в области экономики предприятий и организаций. После написания объявлений и резюме студенты в группах обсуждают подходящие заявки для получения работы, имитируя реальные ситуации.

В качестве следующего задания студентам предоставляется возможность оценки составленных объявлений и резюме по критериям, которые предлагаются преподавателем, обсуждаются в группах и далее применяются в учебной деятельности. Знание критериев оценки (основная информация о работнике / работодателе, наличие цели, наличие образования / опыта и проч.) имеет большое значение, поскольку учебная ситуация моделирует жизненную: студенты получают представление о том, что нужно учесть и на что обратить внимание не только в рамах проекта, но и в реальной жизни.

Логическим продолжением является осуществление деятельности – разработка плана интервью. Нельзя переоценить важность именно этого этапа, поскольку студенты готовятся к собеседованию – заключительному этапу проектной деятельности, который пройдет на английском языке. Работа в группе представляет собой разработку приблизительных вопросов для интервью и ответов на них, что помогает студентам осознать роль языковых знаний и речевых умений, ведь именно они становятся основным средством достижения поставленной цели – уметь формировать свои мыслительные стратегии и смело вступать в коммуникацию на иностранном языке.

Предпоследним этапом проекта становится ролевая игра – собеседование, где каждый студент в соответствии со своей ролью проходит собеседование или проводит его. В ходе речевой деятельности обучающиеся развивают свои презентационные навыки и навыки монологической и диалогической речи; формируются навыки лидерства и стремления к достижению успеха.

Основным результатом данного этапа можно считать то, что, успешно пройдя всю подготовку и само «интервью», у студентов появляется уверенность в себе, более высокий уровень самооценки. Иными словами, подобная организация работы является средством мотивации студентов и повышения результативности их учебного труда.

Заключительным этапом проектной деятельности является оценивание проекта. Итоги подводятся и преподавателем, и, что важнее, самими студентами. Каждый студент проводит рефлексию, отмечая, насколько он справился с проблемной ситуацией, анализируя причины успеха и неудач. Задачей преподавателя при этом является формирование у обучаемых установки на улучшение результатов деятельности, развитие мотивации к дальнейшему овладению предметом, ведь именно речевые навыки были одним из важнейших условий успеха.

Таким образом, на основе одной из тем учебника английского языка для студентов неязыковых специальностей мы показали большие возможности проблемного обучения в одном из его вариантов – проектной деятельности. Несомненно, что метод проектов как одна из технологий проблемного обучения является действенным инструментом в формировании мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе.

×

About the authors

Elena V. Guseva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: guseva@sgspu.ru

candidate of philological sciences, associate professor of English Language and Foreign Language Teaching Methodology Department

Russian Federation, Samara

Polina Yu. Khristoforova

Samara State University of Economics

Email: appolinarik98@gmail.com

lecturer of Linguistics and Foreign Language Business Communication Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Верисова А.Д. Мотивация как важный фактор при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70352.
  2. Лопатина Е.В. Проблема мотивации при изучении иностранного языка студентами технического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3–4 (34). С. 30–32.
  3. Рахманова М.Д. Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 232–236.
  4. Шатилова Л.М., Чапыева Н.М. Роль и проблема мотивации при обучении иностранному языку // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: мат-лы XVIII междунар. науч. конф. (Орехово-Зуево, 16–18 мая 2018 г.) / отв. ред. проф. А.В. Пузырёв. М., 2018. С. 164–166.
  5. Култанова Ж.М., Оспанова В.А. Роль мотивации в процессе обучения и овладения иностранным языком // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. Вып. 1–6 (33). С. 160–163.
  6. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие. М.: Институт практической психологии, 1997. 288 с.
  7. Хейдари-Пур З., Хоссейни А. Мотивация и ее роль при обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 53–55.
  8. Пянзина Ю.А. Проблемное обучение как одна из тенденций модернизации учебного процесса вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 114–121.
  9. Махмутов М.И. Избранные труды. Т. 1. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / сост. Д.М. Шакирова. Казань: Изд-во: Магариф-Вакыт, 2016. 423 с.
  10. Оконь В. Основы проблемного обучения / пер. с польск. С.Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  11. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / под ред. А.А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009. 189 с.
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  13. Зимняя И.А., Китросская И.И., Мичурина К.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Иностранные языки в школе. 2012. № 8. С. 47–53.
  14. Багрова А.Я. Проектный метод в обучении иностранным языкам // Вестник Московского института лингвистики. 2015. № 1. С. 12–16.
  15. Арстангалеева Г.Ф. Проектная деятельность как средство формирования общих компетенций // Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Горшенина. Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012. С. 7–14.
  16. Щербакова О.Ю., Мирзоева Ф.Р. Реализация метода проектов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 3. С. 150–153.
  17. Кузнецова Т.Г. Проектная методика как эффективная технология в обучении иностранному языку в вузе // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / под ред. Ю.Г. Голуба. Вып. 15. Саратов, 2020. С. 309–313.
  18. Егорова А.Г. Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода // Lingua Mobilis. 2013. № 6 (45). С. 83–87.
  19. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4–11.
  20. Emmerson P., Allison J. The Business 2.0. Macmillan Education Australia, 2013. 160 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Guseva E.V., Khristoforova P.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies