Peculiarities of training specialists in the field of regional nature management (on the example of maritime region of Arctic basin)

Cover Page

Abstract

The paper is devoted to the problem of training specialists in the field of regional environmental management. Environmental management in maritime regions of the Russian Federation has its own characteristics related to the inclusion of marine areas in the processes of natural resources extraction, protection and restoration of their reserves. The labor market of maritime regions requires bachelors and masters majoring in «Ecology and Nature» and «Geography», understanding of the maritime region as a special geosystem. Methodological development of the training model allows us to define the vector of students’ professional competence development in the field of regional environmental management. The authors present their vision of this model, including justification of approaches, definition of principles for establishing the objectives, selection of content, organization of learning process and evaluation of results of training of ecologists and geographers in maritime region. The authors think that system and environmental approaches most effectively enable the training of students in activities of professional communities. Learning outcomes of students - ecologists and geographers within the framework of the proposed model meet the needs of the labor market of the maritime region, and may be the basis for the development of the professional standard «Specialist in the field of environmental management».

Full Text

Согласно известному определению Ю.Ф. Реймерса, «объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования можно считать оптимизацию этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни» [1]. Таким образом, стержневой проблемой современной экологической географии является разработка теоретической модели глобального природопользования, а наиболее развитым в географической науке выступает региональный подход. Именно он рассматривает региональную науку как одно из подмножеств на пересечении множества географических дисциплин [2]. Комплексирование общего глобального взгляда на проблему природопользования с региональной эколого-географической конкретикой ставит перед преподавателями и студентами очень сложную задачу овладения региональной спецификой природопользования. В связи с этим встает задача проектирования процесса подготовки студентов, содействующего профессиональному становлению студентов в соответствии с требованиями рынка труда региона и сообщества работодателей. Ориентиром в понимании требований к результатам обучения студентов в этом контексте могут выступить профессиональные стандарты. В настоящее время такие стандарты для направлений подготовки «Экология и природопользование», «География» не разработаны. Именно отсутствие в настоящее время профессионального стандарта «Специалист в области регионального природопользования» послужило главным поводом к написанию данной статьи. Приморский регион для изучения этого вопроса представляет особый интерес в связи с тем, что требует от преподавателей комплексного понимания своих задач: с одной стороны - федерального кругозора, а с другой - местного (регионального) взгляда на проблему. Приморский регион - это особая геосистема, включающая в себя территорию суши и морскую акваторию. В функциональном плане границы приморского региона несколько шире его административно-территориальных границ. Это связано с тем, что экономика приморского региона функционально связана с морем (развитие рыбных промыслов, морские транспортные грузопотоки и т.д.) [3]. Отсюда возникает необходимость для будущих выпускников соответствующего профиля понимать федеральные и одновременно отстаивать региональные интересы и проблемы в зоне общего (федерального и регионального) стратегического интереса [4]. К приморским относят ряд регионов нашей страны, в том числе: Калининградскую область, г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Республику Карелия, Мурманскую и Архангельскую области и др. Рассмотрим модель подготовки студентов экологов и географов арктического университета как будущих специалистов в сфере рационального природопользования в условиях Мурманской области - приморского региона арктического бассейна. Предлагаемая модель подготовки студентов арктического университета видится как целостная система, как модель профессионального развития, ориентирующая студента на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия [5]. Методологическим основанием предлагаемой модели выступают идеи географического детерминизма, основы учения о географическом положении [6-9], концепция устойчивого развития [10], методологии средового и компетентностного подходов в образовании [11; 12]. Авторы данной статьи имеют научно-педагогический опыт в развитии и применении этих двух подходов [2; 13-16]. Суть идеи географического детерминизма заключается в определяющем влиянии природных условий территории (географического положения, рельефа, климата, водных, почвенных, биологических и минерально-сырьевых ресурсов) на ее социально-экономическое развитие. Начало философского осмысления обусловленности жизни общества природными условиями восходит к периоду античности. Как система взглядов концепция географического детерминизма оформилась в XVIII веке. К середине ХIХ века зависимость человечества от природы стала осознаваться учеными-географами как обоюдоострая. Одним из первых, кто на это обратил внимание, стал американский ученый Дж.П. Марш. В 1864 году он опубликовал книгу «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение физико-географических условий», в которой были предложены идеи гармонизации взаимоотношений человека и природы, экологически грамотного ведения хозяйства, расширенного воспроизводства на базе рационального природопользования [17]. Чуть более 100 лет потребовалось человечеству, чтобы осознание эколого-географических проблем взаимодействия человека и природы стало общезначимым в мировом масштабе. В докладе Х. Брундланд «Наше общее будущее» (1992 г.) был принят главный тезис, что «у самой системы Земля как колыбели обитаемой жизни существуют рубежи, которые не могут быть преодолены без угрозы основам единства самой системы». Именно тогда появилось само понятие «устойчивое развитие», альтернативы которому в мире нет [18]. Видоизмененное учение о географическом детерминизме обогатилось необходимостью анализа не только природной компоненты, но других компонентов окружающей среды: биосферы, экосистем, ландшафтов, территориальных производственных комплексов, теории «центральных мест», «полюсов роста» и «центров развития», а также необходимостью развития региональных исследований. В XX веке в англоязычных странах концепция географического детерминизма нашла свое продолжение в энвайроментализме - научном направлении, определяющем решающую роль географической среды как совокупности условий (географического положения, границ региона, в том числе морских, климата и др.) в развитии общества, развитии и размещении хозяйства. Понятие «регион» в специальной литературе трактуется очень широко, в то же время универсального определения данного понятия не существует. «Более того, его не может быть, ибо, по справедливому утверждению американского ученого У. Изарда, понятие «регион» обычно детерминируется тем вопросом, изучением которого занимается исследователь» [19, с. 6]. А.Г. Гранберг [20, с. 6] описывает регион как определенную территорию, «отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов». Применительно к России под регионом понимается часть ее территории, обладающая общностью природных, социально-экономических национально-культурных и иных условий [6; 21]. На рубеже ХХ-ХХI веков средовой подход в образовании, базирующийся на упомянутой выше энвайроментальной парадигме, приобрел особую актуальность. В настоящее время среда, в которой функционируют образовательные системы, рассматривается в качестве совокупности разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-политических факторов, оказывающих влияние на внутренний характер образовательной системы того или иного региона [22]. Эколого-образовательная среда региона рассматривается нами как особая образовательная среда, которая характеризуется образовательным потенциалом, обусловленным экологическими особенностями территории региона и возможностями его применения в образовательных целях [15]. В качестве принципов проектирования модели подготовки студентов предлагаем рассмотреть: - принцип включенности обучения студентов в эколого-образовательную среду региона заключается в целенаправленном использовании учебных площадок региона; - принцип ориентации подготовки специалистов в области регионального природопользования на двойственность целей и комплексность результатов предполагает отбор содержания эколого-географического образования в университете, нацеленный на формирование профессиональных компетенций студентов, востребованных в различных сферах деятельности человека в приморском регионе. Указанные методологические основания позволяют проектировать подготовку студентов в направлении освоения образовательных ресурсов территории, развивать территориальный подход, заложенный еще в требованиях ФГОС общего образования [23]. Мотивационно-целевые установки подготовки студентов сопрягаются с компетентностной моделью выпускника, которая формируется в условиях взаимодействия сообществ работодателей, педагогов и самих обучающихся. Целенаправленная подготовка таких кадров в приморском регионе может, на наш взгляд, осуществляться в рамках соответствующего профиля бакалавриата, магистерской программы «Региональное природопользование», аспирантуры «Науки о Земле». Содержание компетентностно-ориентированного высшего образования в единстве его компонентов ценностно-смыслового, знаниево-ориентировочного, операционального и индивидуально-стилевого. Структура содержания образования включает ориентировочную основу компетентного исполнения деятельности на основе образа создаваемого продукта и логики его создания, концептуального знания о сущности процесса и продукта деятельности, набора апробированных в собственном опыте способов деятельности, опыта выполнения этой деятельности в проблемных условиях, опыта рефлексии и самоконтроля своих действий на основе знания образцов и критериев эффективности [11]. Компетенции - способность специалиста применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [24]. В предлагаемой модели подготовки специалиста в сфере регионального природопользования содержание подготовки представлено фундаментальными знаниями о геосистемной концепции, геоэкологическиом подходе, понятиями о море, о типах морей, о морском климате, о контактной зоне «суша - море», о прибрежных зонах и комплексном управлении ими, о видах морской деятельности, о морских особо охраняемых природных территориях. К способам деятельности можно отнести умение студентов поставить цель и задачи исследования приморского региона, пользоваться морскими картами и атласами, работать с глобусом, проводить расчеты индекса загрязнения вод, а также высказывать свою точку зрения на экологические проблемы приморского региона и другие. Система ценностей, норм и правил восприятия взаимоотношений человека и природы обусловливается пониманием выпускниками ценности природы, необходимости сохранения приморских ландшафтов и морских экосистем. Опыт выполнения этой деятельности в проблемных условиях у студентов формируется в результате решения заданий на составление комплексной характеристики приморского региона, составление экологического каркаса приморской территории, обоснования выделения морских особо охраняемых природных территорий), кейс-заданиями с описаниями экологических проблем приморских регионов и предложениями найти возможные пути их решений. Условия для формирования опыта рефлексии и самоконтроля своих действий могут быть созданы в процессе написания студентом рефлексивного эссе по результатам проведения экспертных оценок экологического состояния прибрежных зон в рамках прохождения производственной практики. В содержании эссе указываются степень полноты, всесторонности и комплексности оценок, обоснованность выбора методов и методик, соблюдение нормативно-правовых требований к их составу и проведению, а также достижения и трудности, возникающие в ходе экспертной работы, приобретенные профессиональные компетенции и направления профессионального саморазвития. По нашему мнению, реализация процессуального компонента подготовки студентов наиболее эффективна в условиях «сетевой» организации с использованием возможностей учебных площадок эколого-образовательной сети региона. В качестве таких площадок выступают структуры, деятельность которых обеспечивает устойчивое развитие Мурманской области как приморского арктического региона: производственные предприятия и природоохранные организации, выступающие в качестве баз производственных практик студентов; организации, предоставляющие свои площадки для учебных тренировок студентов в качестве волонтеров, например, Аварийно-спасательное формирование «ЭкоСервис», учебная площадка которого расположена на побережье Кольского залива и предназначена для подготовки эковолонтеров для участия в мероприятиях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН); организации, одним из направлений деятельности которых является научно-просветительская, например, музей Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича, музей компании «Арктикморнефтегазразведка», Мурманский областной краеведческий музей, ряд экспозиций которого представлен морской тематикой, заповедник «Пасвик», «Лапландский заповедник», на которых проводятся экскурсии для студентов; Мурманский морской биологический институт, на базе которого проводятся конференции, на которые приглашаются студенты и аспиранты Мурманского арктического государственного университета в качестве участников и слушателей и другие организации. Наиболее соответствующие целям подготовки современные организационные формы обучения студентов представлены в табл. 1. Включение в учебный процесс таких разнообразных форм позволяет активизировать деятельность студентов, организовать процесс с учетом современных тенденций развития педагогической науки, эффективно использовать возможности эколого-образовательной среды региона для подготовки специалистов в области регионального природопользования. Процесс организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие [25]. Организационная составляющая предполагает создание учебных материалов, позволяющих студентам понять логику построения изучаемой дисциплины (учебный план направления подготовки «Экология и природопользование»). Методическая составляющая включает разработку заданий для самостоятельной работы студентов, применяемых в различных формах организации учебного процесса (ситуационные задачи, эссе, проекты). Педагогическая составляющая определяется организацией форм взаимодействия со студентами, стимулирующих мотивацию профессионального обучения и творческую активность студентов (индивидуальная или групповая при выполнении проекта). Таблица 1 - Примерные темы занятий Организационная форма Тема Бинарная лекция Технологии проведения российских морских ОВОС Продвинутая лекция Проблемы проектирования экологического каркаса прибрежных зон Задачный практикум Задачи на расчет индекса загрязненности вод (ИЗВ) Тренинг Разработка программы природоохранных мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на прибрежные зоны Репетиция Репетиция выступления на общественных обсуждениях в рамках экологической экспертизы Плана ликвидации аварийных разливов нефти при их транспортировке во внутренних морских водах и в территориальном море Консультация Индивидуальная консультация по работе над тематическим портфолио «Устойчивое развитие территории приморского региона» Научная школа Исследователи Арктики Деловая игра Экологическая экспертиза проекта разработки нефтегазового месторождения на шельфе Баренцева моря Мастерские наставников Разработка проектов под руководством приглашенных специалистов (проект ландшафтного дизайна прибрежной рекреационной территории) Особое внимание следует уделить разработке и применению новых и уже имеющихся средств обучения: учебников и учебных пособий по проблематике проведения оценок воздействия на окружающую среду морских отраслей хозяйства, применению ГИС-технологий при проведении таких оценок; региональных экологических атласов прибрежных зон, электронных коллекций картографической информации о местах обитания, миграциях морских видов животных. Применение ситуационных задач на всех этапах обучения позволяет создать условия для осознания студентами смысла, последовательности и состава действий в условиях профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделить созданию «банка» таких задач при подготовке программы итоговой государственной аттестации. Содержание задач могут включать, например, предложения составления плана оценки воздействия на окружающую среду проекта разработки шельфового нефтегазового месторождения, включая выделение объектов и факторов воздействия, выбора методов оценки воздействия и постпроектных природоохранных мероприятий. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что проектируемая модель подготовки специалистов в области регионального природопользования соответствует современным запросам рынка труда приморского региона. Сопряжение системного, компетентностного и средового подходов в подготовке специалиста способствует становлению широкого профессионального кругозора студентов, созданию установки на профессиональное развитие. Реализация модели востребует образовательный потенциал научных, производственных и учебных заведений региона, будет способствовать развитию подготовки студентов как системы в условиях региональной среды. Активное и целенаправленное использование возможностей эколого-образовательной среды региона в обучении студентов является неотъемлемой составляющей устойчивого развития приморского региона. Разработка профессионального стандарта «Специалист в области регионального природопользования» обусловлена особенностями приморских регионов как особых геосистем, имеющих «двойственную» природу.

×

About the authors

Vladimir Vasilyevich Denisov

Murmansk Marine Biological Institute of Kola Scientific Center of Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: example@snv63.ru

doctor of geographical sciences, professor, chief researcher of Oceanography and Radioecology Laboratory

Elena Garisonovna Mitina

Murmansk Arctic State University

Email: example@snv63.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Natural Sciences Department

Marina Vsevolodovna Svetlova

Murmansk Arctic State University

Email: example@snv63.ru

candidate of geographical sciences, associate professor of Natural Sciences Department

References

  1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
  2. Хаггет П. География: Синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. 674 с.
  3. Светлова М.В. Актуальные проблемы эколого-географического положения Мурманской области и прибрежных акваторий // Ученые записки МГПУ. Географические и экологические науки / Науч. ред. В.С. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 14-23.
  4. Денисов В.В., Ильин Г.В. Управление морским природопользованием как основа устойчивого развития и экологической безопасности Баренцево-Карского региона // Ученые записки МГПУ. Географические и экологические науки / науч. ред. В.С. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 24-38.
  5. Сыманюк Э.Э., Шемятихина Л.Ю., Синякова М.Г. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 141-146.
  6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 659 с.
  7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2003. 384 с.
  8. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носонов А.М. Теория и методология географической науки. М.: ВЛАДОС, 2005. 463 с.
  9. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2001. 268 с.
  10. Brundtland G.H. Report Our common future [El. resource] // Documenting America’s Race to Global Technotalitarianism. - http://channelingreality.com/Documents/Brundtland_Searchable.pdf.
  11. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 68-71.
  12. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … д-ра пед. наук. М., 1997. 192 с.
  13. Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. 502 с.
  14. Денисов В.В. География в XXI веке (мировая география): предпосылки становления, объекты и предмет исследования // Ученые записки МГПУ. Географические и экологические науки / науч. ред. В.С. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 3-13.
  15. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона. Мурманск: МГГУ, 2010. 100 с.
  16. Светлова М.В. Эколого-географическое положение Мурманской области: основные аспекты // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Естественные науки». 2011. № 21 (116). Вып. 17. С. 183-190.
  17. Богучарсков В.Т. История географии. М.: Академический проект, 2006. 560 с.
  18. Данилов-Данильян В.Н. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации // Устойчивое развитие. М.: ВИНИТИ, 1998. № 1. С. 4-7.
  19. Иванова М.В., Штанько М.А. Введение в регионоведение. Методы регионоведческих исследований. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. 98 с.
  20. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2003. 495 с.
  21. Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803 // Российская газета. № 109, 11.06.1996.
  22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Март, 2005. 445 с.
  23. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 9. 28.02.2011.
  24. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 112 с.
  25. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 231-234.

Statistics

Views

Abstract: 128

PDF (Russian): 82

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2018 Denisov V.V., Mitina E.G., Svetlova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies