A favorable moral and psychological climate of children’s creative team as a condition for determining students’ social identity


Cite item

Abstract

The paper characterizes the contribution of domestic and Western scientists to the study of social identity problem (A.V. Averchenko, I.V. Baryshnikova, L.V. Kalinina, A.V. Nechaev, D.P. Sidorenko, H. Arendt, J. Ranciere, H. Tajfel). The role of children’s creative team and favorable moral and psychological climate of children’s creative team in determining students’ social identity are outlined. The paper contains the results of the study of psychological climate of children’s creative team of the Russian folk instruments orchestra. The author also characterizes relations in the collective and students’ perception of themselves in the collective as members of the Russian folk instruments orchestra. The author also presents a process of formation of moral and psychological climate of children’s creative team in the context of value-meaningful and contextual approaches realization to create conditions for students’ social identity search and definition. The author has proposed types of lessons (informational, problem-based, discussion, double lecture, reflective, exploratory) and methods of educational and extracurricular creative activities that contribute to students’ social identity search and definition.

Full Text

Современное состояние нашего общества, отражаясь на эмоциональном и психическом состоянии детей и подростков, все чаще высвечивает проблемы, которые в итоге связаны с формированием гражданского самосознания, морали и нравственности, позитивным отношением детей и подростков друг к другу и самим себе. Общему и дополнительному образованию отводится ключевая роль не только в обучении и воспитании школьников, но и в социальной адаптации их к окружающему миру, создании условий для успешного самопознания и самоопределения в коллективе.

Проблема социальной идентичности личности является одной из обсуждаемых на сегодняшний день как в западных, так и в отечественных исследованиях в области психологии и философии. Однако, несмотря на активное внимание и разработанность проблемы, педагогический аспект не является предметом широкого обсуждения. В данной статье мы рассмотрим роль и значимость благоприятного нравственно-психологического климата детского творческого коллектива в определении социальной идентичности учащихся.

Проблема идентичности как философская проблема имеет долгую историю обсуждения (попытка определить человека как политического животного просматривается еще в работах Аристотеля), принято считать, что понятие «идентичность» введено в круг научного обсуждения З. Фрейдом и рассматривалось этим ученым и другими представителями психоаналитического направления (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм) как результат идентификации, проходящей на основе осознанного или неосознанного воспроизведения черт или иных признаков других людей. Дальнейшее обращение к проблеме идентичности связано с именем Э. Эриксона, которым выделены уровни направленности идентичности и охарактеризованы такие ее элементы, как чувство личностного тождества и исторической непрерывности; сознательное чувство идентичности; типы идентичности, которые рассматриваются как результат последовательного решения проблем, возникающих в процессе социализации [1].

В западной научной литературе идентичность рассматривается как форма осознанной самоидентификации человека: теория самоидентификации (H. Tajfel, J. Turner); теория самокатегоризации (J. Turner, K. Reynolds); теория идентичности (S. Styker, P. Burke) [2–4]. Однако, несмотря на то что в основании проблемы идентичности часто рассматривается противоречие между объективным положением человека и субъективным восприятием себя в социальной действительности, одной из основных философских проблем, рассматриваемых учеными, является обнаружение подлинного «Я» человека в его взаимоотношении с другими людьми – иными словами, с социумом.

Интересен подход H. Arendt, J. Ranciere, выявляющий возможность существования различных идентичностей в рамках группы и социума. Исследователи рассматривают общественную и субъективную идентичность человека, показывая, что наряду с идентичностью представителя одной или нескольких групп у человека может быть идентичность самостоятельно действующего субъекта. Таким образом, общественная идентичность опосредует отношения человека с социумом потребностями и интересами групп, членом которых он является [5; 6].

Рассматривая идентичность как реакцию человека как члена одной группы во взаимодействии с другими людьми как членов других групп, H. Tajfel вводит понятие «социальная идентичность» и рассматривает ту часть представлений человека о себе, которая формируется на основе представлений о своей принадлежности к определенным социальным категориям и эмоциональной значимости для него данной принадлежности [7].

Среди отечественных исследователей, рассматривающих проблему формирования социальной идентичности, интересны работы Л.В. Калининой, А.В. Аверченко, изучающих факторы, способствующие формированию социальной идентичности школьников (стремление к активному взаимодействию с окружающим миром, эмоциональной идентификации с другими членами группы и др.), условия выбора поступка на основе усвоенных норм и правил [8, с. 332]. Д.П. Сидоренко рассматривает формирование социального «Я» школьников в условиях освоения ими моральных норм и ценностных ориентаций [9, с. 87].

Анализируя работы западных и отечественных исследователей, можно заметить, что в идентичности человека традиционно выделяются две основные составляющие: социальная (общественная) идентичность и персональная (субъективная или рефлексивная). Под социальной идентичностью понимаются переживания себя членом определенных групп, переживание чувства общности, включенности, принятости. Под персональной идентичностью – осознание своих индивидуальных черт, своей уникальности и отличности от других [10, с. 53]. Выделены компоненты социальной идентичности, которые обусловлены биологическими особенностями (возраст, пол, этническая и расовая принадлежность, внешность и т.д.); непосредственным взаимодействием друзей, одноклассников и т.д.; общими ценностями и интересами; принадлежностью к широким общностям (территориальная идентичность, гражданская идентичность, принадлежность к стране и т.д.) [11, с. 168]. Как национальная задача рассматривается создание благоприятных условий для стимулирования учащихся к различным видам учебной и внеучебной деятельности; обеспечение психолого-педагогической поддержки в развитии понимания детьми и подростками себя, осознание себя в среде сверстников и взрослых людей [12, с. 71].

Рассматривая проблему поиска или определения идентичности, мы придерживаемся позиции А.В. Нечаева, который рассматривает этот процесс как практическое конструирование своей сущности и согласование ее с необходимостью повседневной практической деятельностью своего существования в условиях совместной деятельности с другими людьми. Иными словами – как создание социальным субъектом упорядоченной системы своих долженствований и их исполнение в прямой зависимости от коллективно утвержденной и принятой данным индивидом системы ценностей [13, с. 14].

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что благоприятный психологический климат способствует развитию нравственной позиции членов коллектива, формирует общественное мнение его участников, вместе с тем оказывает влияние на становление представлений и установок, которые в свою очередь отражаются на эмоциональном состоянии, определяя выбор нравственных приоритетов. Таким образом, формирование благоприятного психологического климата является одним из важных условий для успешного поиска и определения социальной идентичности учащихся.

На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений, что детский коллектив является не только «сферой учебной и внеучебной деятельности. Он выступает в качестве сферы самоутверждения, самовыражения и самореализации (поскольку только в системе коллективных отношений учащихся может сопоставить свою самооценку с оценками других детей), сферы общения, гаранта защищенности и поддержки, носителя морально-нравственных норм и ценностей, реализующихся в коллективной деятельности и коллективных отношениях, то есть, в конечном счете, духовного, ценностно-ориентированного единства учащихся» [14, с. 3–4].

Представим результаты изучения психологического климата детского творческого коллектива оркестра русских народных инструментов и охарактеризуем отношения в коллективе и восприятие учащимися себя в коллективе как членов оркестра русских народных инструментов.

Исследование проводилось на базе оркестра русских народных инструментов «Русские фрески» детской школы искусств № 1 города Октябрьск (Самарская область). В эксперименте приняли участие члены детского творческого коллектива в количестве тридцати двух человек. Изучение психологического климата детского творческого коллектива проводилось с использованием методики изучения психологического климата в детском коллективе (В.Б. Шапарь) [15, с. 330–333].

В ходе эксперимента ученикам был представлен стимульный материал, включающий в себя список из тринадцати суждений о группе, среди которых: члены коллектива с удовольствием учатся и проводят время в коллективе; хорошо относятся друг к другу; редко ссорятся; готовы выполнять общественную работу; часто проводят внеурочное время вместе; помогают друг другу в разучивании музыкальных произведений; довольны результатами своей творческой деятельности; участники коллектива считаются с мнением товарищей; не равнодушно реагируют на успехи и неудачи друг друга; внеурочные мероприятия в оркестре проходят весело и интересно.

Согласно методике, величину, характеризующий психологический климат детского творческого коллектива, измеряли по формуле: C = S/n, где C – психологический климат коллектива; S – общее количество баллов; n – количество членов коллектива. Если количество набранных баллов варьируется от 12 до 20, то климат признается как неблагоприятный; если сумма набранных баллов в диапазоне от 21 балла до 40 – климат характеризуется как противоречивый; показатели от 41 до 60 баллов позволяют судить о климате как о благоприятном.

Анализ эмпирических данных показал, что психологический климат в детском коллективе оркестра русских народных инструментов «Русские фрески» характеризуется как благоприятный (41,7 баллов). Участники коллектива отметили, что они любят и хотят учиться – 81%; готовы выполнять любую творческую работу в коллективе – 56%; хотят часто проводить свободное время в коллективе – 59%; активно участвовать в общественной работе – 63%; довольны результатами своей работы – 59%; оценивают совместную творческую деятельность как интересную – 89%; отмечают, что концерты и иные творческие мероприятия проходят весело и оживлённо – 78%; дети не равнодушно реагируют на успехи и неудачи друг друга – 59%; характеризуют отношения внутри детского коллектива как дружные и доброжелательные – 58%. При этом, несмотря на высокий результат, учениками отмечается наличие ссор между участниками коллектива – 40%; часть учеников (52%) выразили сомнение в том, что члены коллектива считаются с мнением друг друга и желают помогать друг другу в учёбе – 48%. В целом отмечается дружеское отношение учащихся друг к другу и благоприятная атмосфера в коллективе – 87%.

Исходя из того, что «нравственно-психологический климат детского творческого коллектива – это целостное психолого-педагогическое явление, в котором заключен обобщенный опыт духовно-практического освоения мира в процессе художественной, творческой учебной и внеучебной деятельности учащихся, цель и смысл формирования нравственно-психологического климата мы видим в том, чтобы нормы морали (ценности морали), перерастая в личностные убеждения (нравственные ценности), становились мотивами и регуляторами нравственной деятельности (отношения, поведение), основанными на внутренней потребности личности» [16]. Раскроем кратко процесс формирования нравственно-психологического климата детского творческого коллектива в контексте создания условий для поиска и определения социальной идентичности учащихся.

Процесс формирования нравственно-психологического климата детского творческого коллектива может быть реализован в рамках ценностно-смыслового и контекстного подходов. «Сущность ценностно-смыслового подхода мы видим в том, что наделенные смыслом ценности, побуждая к решению ситуаций морально-нравственного выбора, определяют нравственное отношение учащихся к себе, социуму, являются критерием оценки межличностных отношений и себя в этих отношениях. Сущность контекстного подхода заключается в том, что в создаваемом нравственном контексте музыкальной, художественной творческой учебной и внеучебной деятельности и поведении осуществляется переход информации в личностное знание, смысловая составляющая которого наполняет информацию смыслом, осознающимся как ценность, освещающая моральный выбор и регулирующая межличностные отношения и поведение» [17, с. 5–6].

В ходе формирования благоприятного нравственно-психологического коллектива оркестра русских народных инструментов оптимальной является такая форма обучения, как урок. Например, информационный урок, урок проблемного характера, дискуссия, лекция вдвоем, рефлексивный или поисковый урок. К методам, способствующим поиску и определению социальной идентичности учащихся, можно отнести: эвристические методы – эмпатии, где учащимся можно предложить почувствовать или вжиться в состояние другого объекта; метод смыслового и образного видения (методы позволяют понять первопричину, первосмысл); метод смыслопоискового диалога; эвристического наблюдения (учениками предлагается собственный информационный результат наблюдения, новые знания) (А. Хуторской). Широко применяются общедидактические методы беседы, сравнения, рефлексии, самооценки, ученического планирования, контроля и самоконтроля. Вместе с тем, в условиях работы с оркестром русских народных инструментов или иными музыкальными творческими коллективами, эффективными могут быть методы: метод музыкального обобщения, направленный на развитие музыкального мышления учащихся (Э. Абдуллин); сравнения, позволяющий выявить сходства и различия (Э. Абдуллин, Е. Николаева); наблюдения за музыкой (Б. Асафьев); эмоциональных контрастов, исследования музыкального образа (Б. Радчина); анализа фрагментов произведений художественной литературы и музыкальных композиций (Л. Горюнова); эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Э. Абдуллин); сопереживания (А. Мелик-Пашаев); методы создания художественного контекста. Также нельзя не отметить методы внеучебной коллективной творческой деятельности, коллективного творческого проекта, «создания традиций, развития перспективных линий» (А.С. Макаренко) и др. [18–20].

Подводя итог, еще раз отметим, что благоприятный нравственно-психологический климат детского творческого коллектива, создавая условия для усвоения учащимися норм, ценностей морали, влияя на морально-нравственный выбор учащихся в деятельности и поведении, тем самым способствует поиску и определению учащихся своей сущности, или, иными словами, определению их собственной идентичности.

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РФФИ «Возрастная динамика когнитивной репрезентации социальной идентичности одаренных» (20–013–00567).

×

About the authors

Svetlana Sergeevna Smirnova

Samara State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: smirnovasvs@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, acting head of Orchestral Instruments Department

Russian Federation,

References

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 431 с.
  2. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Political Psychology. Psychology Press, 2004. P. 276–293. doi: 10.4324/9780203505984-16.
  3. Turner J.C., Reynolds K.J. Self-categorization theory // Handbook of Theories of Social Psychology. Vol. 2. London, 2012. P. 399–417. doi: 10.4135/9781446249222.n46.
  4. Styker S., Burke P.J. The past, present, and future of an identity theory // Social psychology quarterly. 2000. Vol. 63, № 4. P. 284–297.
  5. Arendt H. The human condition. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 349 p.
  6. Ranciere J. Moments politiques: interventions 1977–2009. New York: Seven Stories Press, 2014. 240 p.
  7. Tajfel H. Social identity and intergroup behaviour // Social Science Information. 1974. Vol. 13, iss. 2. P. 65–93. doi: 10.1177/053901847401300204.
  8. Калинина Л.В., Аверченко А.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 332–335.
  9. Сидоренко Д.П. Возрастные аспекты зрелости становления социального Я школьников // Акмеология. 2016. № 2 (58). С. 87–93.
  10. Гудзовская А.А. Идентичность школьников в транзитивном обществе // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 52–59. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_52-60.
  11. Барышникова И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Logos et Praxis. 2009. № 2. С. 166–171.
  12. Грушецкая И.Н. Особенности социальной идентичности одаренных школьников // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 70–74. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_70-74.
  13. Нечаев А.В. Метафизика идентичности // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 7–15. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_7-15.
  14. Смирнова С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива: теория и диагностика: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 153 с.
  15. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 432 с.
  16. Смирнова С.С. Формирование нравственно-психологического климата творческого студенческого коллектива в процессе обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 26 с.
  17. Смирнова С.С. Модель формирования нравственно-психологического климата творческого студенческого коллектива // Акмеология: научно-практический журнал. 2014. № 1–2. С. 208–210.
  18. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
  19. Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 3: Методика / под ред. А.В. Хуторского. М.: Эйдос, 2012. 208 с.
  20. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.

Copyright (c) 2021 Smirnova S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies