Благоприятный нравственно-психологический климат детского творческого коллектива как условие определения социальной идентичности учащихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрыт вклад отечественных и западных ученых в изучение проблемы социальной идентичности (А.В. Аверченко, И.В. Барышникова, Л.В. Калинина, А.В. Нечаев, Д.П. Сидоренко, H. Arendt, J. Ranciere, H. Tajfel). Обозначена роль детского творческого коллектива и благоприятного нравственно-психологического климата детского творческого коллектива в определении социальной идентичности учащихся. Представлены результаты изучения психологического климата детского творческого коллектива оркестра русских народных инструментов; охарактеризованы отношения в коллективе и восприятие учащимися себя в коллективе как членов оркестра русских народных инструментов. Формирование нравственно-психологического климата в детском творческом коллективе представлено в контексте применения в процессе обучения контекстного и ценностно-смыслового подходов. Основной целью является создание психолого-педагогических условий для поиска и определения социальной идентичности учащихся. Рассмотрены следующие виды уроков: информационный, урок проблемного характера, дискуссия, лекция вдвоем, рефлексивный, поисковый; методы учебной и внеучебной творческой деятельности, способствующие поиску и определению социальной идентичности учащихся.

Полный текст

Современное состояние нашего общества, отражаясь на эмоциональном и психическом состоянии детей и подростков, все чаще высвечивает проблемы, которые в итоге связаны с формированием гражданского самосознания, морали и нравственности, позитивным отношением детей и подростков друг к другу и самим себе. Общему и дополнительному образованию отводится ключевая роль не только в обучении и воспитании школьников, но и в социальной адаптации их к окружающему миру, создании условий для успешного самопознания и самоопределения в коллективе.

Проблема социальной идентичности личности является одной из обсуждаемых на сегодняшний день как в западных, так и в отечественных исследованиях в области психологии и философии. Однако, несмотря на активное внимание и разработанность проблемы, педагогический аспект не является предметом широкого обсуждения. В данной статье мы рассмотрим роль и значимость благоприятного нравственно-психологического климата детского творческого коллектива в определении социальной идентичности учащихся.

Проблема идентичности как философская проблема имеет долгую историю обсуждения (попытка определить человека как политического животного просматривается еще в работах Аристотеля), принято считать, что понятие «идентичность» введено в круг научного обсуждения З. Фрейдом и рассматривалось этим ученым и другими представителями психоаналитического направления (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм) как результат идентификации, проходящей на основе осознанного или неосознанного воспроизведения черт или иных признаков других людей. Дальнейшее обращение к проблеме идентичности связано с именем Э. Эриксона, которым выделены уровни направленности идентичности и охарактеризованы такие ее элементы, как чувство личностного тождества и исторической непрерывности; сознательное чувство идентичности; типы идентичности, которые рассматриваются как результат последовательного решения проблем, возникающих в процессе социализации [1].

В западной научной литературе идентичность рассматривается как форма осознанной самоидентификации человека: теория самоидентификации (H. Tajfel, J. Turner); теория самокатегоризации (J. Turner, K. Reynolds); теория идентичности (S. Styker, P. Burke) [2–4]. Однако, несмотря на то что в основании проблемы идентичности часто рассматривается противоречие между объективным положением человека и субъективным восприятием себя в социальной действительности, одной из основных философских проблем, рассматриваемых учеными, является обнаружение подлинного «Я» человека в его взаимоотношении с другими людьми – иными словами, с социумом.

Интересен подход H. Arendt, J. Ranciere, выявляющий возможность существования различных идентичностей в рамках группы и социума. Исследователи рассматривают общественную и субъективную идентичность человека, показывая, что наряду с идентичностью представителя одной или нескольких групп у человека может быть идентичность самостоятельно действующего субъекта. Таким образом, общественная идентичность опосредует отношения человека с социумом потребностями и интересами групп, членом которых он является [5; 6].

Рассматривая идентичность как реакцию человека как члена одной группы во взаимодействии с другими людьми как членов других групп, H. Tajfel вводит понятие «социальная идентичность» и рассматривает ту часть представлений человека о себе, которая формируется на основе представлений о своей принадлежности к определенным социальным категориям и эмоциональной значимости для него данной принадлежности [7].

Среди отечественных исследователей, рассматривающих проблему формирования социальной идентичности, интересны работы Л.В. Калининой, А.В. Аверченко, изучающих факторы, способствующие формированию социальной идентичности школьников (стремление к активному взаимодействию с окружающим миром, эмоциональной идентификации с другими членами группы и др.), условия выбора поступка на основе усвоенных норм и правил [8, с. 332]. Д.П. Сидоренко рассматривает формирование социального «Я» школьников в условиях освоения ими моральных норм и ценностных ориентаций [9, с. 87].

Анализируя работы западных и отечественных исследователей, можно заметить, что в идентичности человека традиционно выделяются две основные составляющие: социальная (общественная) идентичность и персональная (субъективная или рефлексивная). Под социальной идентичностью понимаются переживания себя членом определенных групп, переживание чувства общности, включенности, принятости. Под персональной идентичностью – осознание своих индивидуальных черт, своей уникальности и отличности от других [10, с. 53]. Выделены компоненты социальной идентичности, которые обусловлены биологическими особенностями (возраст, пол, этническая и расовая принадлежность, внешность и т.д.); непосредственным взаимодействием друзей, одноклассников и т.д.; общими ценностями и интересами; принадлежностью к широким общностям (территориальная идентичность, гражданская идентичность, принадлежность к стране и т.д.) [11, с. 168]. Как национальная задача рассматривается создание благоприятных условий для стимулирования учащихся к различным видам учебной и внеучебной деятельности; обеспечение психолого-педагогической поддержки в развитии понимания детьми и подростками себя, осознание себя в среде сверстников и взрослых людей [12, с. 71].

Рассматривая проблему поиска или определения идентичности, мы придерживаемся позиции А.В. Нечаева, который рассматривает этот процесс как практическое конструирование своей сущности и согласование ее с необходимостью повседневной практической деятельностью своего существования в условиях совместной деятельности с другими людьми. Иными словами – как создание социальным субъектом упорядоченной системы своих долженствований и их исполнение в прямой зависимости от коллективно утвержденной и принятой данным индивидом системы ценностей [13, с. 14].

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что благоприятный психологический климат способствует развитию нравственной позиции членов коллектива, формирует общественное мнение его участников, вместе с тем оказывает влияние на становление представлений и установок, которые в свою очередь отражаются на эмоциональном состоянии, определяя выбор нравственных приоритетов. Таким образом, формирование благоприятного психологического климата является одним из важных условий для успешного поиска и определения социальной идентичности учащихся.

На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений, что детский коллектив является не только «сферой учебной и внеучебной деятельности. Он выступает в качестве сферы самоутверждения, самовыражения и самореализации (поскольку только в системе коллективных отношений учащихся может сопоставить свою самооценку с оценками других детей), сферы общения, гаранта защищенности и поддержки, носителя морально-нравственных норм и ценностей, реализующихся в коллективной деятельности и коллективных отношениях, то есть, в конечном счете, духовного, ценностно-ориентированного единства учащихся» [14, с. 3–4].

Представим результаты изучения психологического климата детского творческого коллектива оркестра русских народных инструментов и охарактеризуем отношения в коллективе и восприятие учащимися себя в коллективе как членов оркестра русских народных инструментов.

Исследование проводилось на базе оркестра русских народных инструментов «Русские фрески» детской школы искусств № 1 города Октябрьск (Самарская область). В эксперименте приняли участие члены детского творческого коллектива в количестве тридцати двух человек. Изучение психологического климата детского творческого коллектива проводилось с использованием методики изучения психологического климата в детском коллективе (В.Б. Шапарь) [15, с. 330–333].

В ходе эксперимента ученикам был представлен стимульный материал, включающий в себя список из тринадцати суждений о группе, среди которых: члены коллектива с удовольствием учатся и проводят время в коллективе; хорошо относятся друг к другу; редко ссорятся; готовы выполнять общественную работу; часто проводят внеурочное время вместе; помогают друг другу в разучивании музыкальных произведений; довольны результатами своей творческой деятельности; участники коллектива считаются с мнением товарищей; не равнодушно реагируют на успехи и неудачи друг друга; внеурочные мероприятия в оркестре проходят весело и интересно.

Согласно методике, величину, характеризующий психологический климат детского творческого коллектива, измеряли по формуле: C = S/n, где C – психологический климат коллектива; S – общее количество баллов; n – количество членов коллектива. Если количество набранных баллов варьируется от 12 до 20, то климат признается как неблагоприятный; если сумма набранных баллов в диапазоне от 21 балла до 40 – климат характеризуется как противоречивый; показатели от 41 до 60 баллов позволяют судить о климате как о благоприятном.

Анализ эмпирических данных показал, что психологический климат в детском коллективе оркестра русских народных инструментов «Русские фрески» характеризуется как благоприятный (41,7 баллов). Участники коллектива отметили, что они любят и хотят учиться – 81%; готовы выполнять любую творческую работу в коллективе – 56%; хотят часто проводить свободное время в коллективе – 59%; активно участвовать в общественной работе – 63%; довольны результатами своей работы – 59%; оценивают совместную творческую деятельность как интересную – 89%; отмечают, что концерты и иные творческие мероприятия проходят весело и оживлённо – 78%; дети не равнодушно реагируют на успехи и неудачи друг друга – 59%; характеризуют отношения внутри детского коллектива как дружные и доброжелательные – 58%. При этом, несмотря на высокий результат, учениками отмечается наличие ссор между участниками коллектива – 40%; часть учеников (52%) выразили сомнение в том, что члены коллектива считаются с мнением друг друга и желают помогать друг другу в учёбе – 48%. В целом отмечается дружеское отношение учащихся друг к другу и благоприятная атмосфера в коллективе – 87%.

Исходя из того, что «нравственно-психологический климат детского творческого коллектива – это целостное психолого-педагогическое явление, в котором заключен обобщенный опыт духовно-практического освоения мира в процессе художественной, творческой учебной и внеучебной деятельности учащихся, цель и смысл формирования нравственно-психологического климата мы видим в том, чтобы нормы морали (ценности морали), перерастая в личностные убеждения (нравственные ценности), становились мотивами и регуляторами нравственной деятельности (отношения, поведение), основанными на внутренней потребности личности» [16]. Раскроем кратко процесс формирования нравственно-психологического климата детского творческого коллектива в контексте создания условий для поиска и определения социальной идентичности учащихся.

Процесс формирования нравственно-психологического климата детского творческого коллектива может быть реализован в рамках ценностно-смыслового и контекстного подходов. «Сущность ценностно-смыслового подхода мы видим в том, что наделенные смыслом ценности, побуждая к решению ситуаций морально-нравственного выбора, определяют нравственное отношение учащихся к себе, социуму, являются критерием оценки межличностных отношений и себя в этих отношениях. Сущность контекстного подхода заключается в том, что в создаваемом нравственном контексте музыкальной, художественной творческой учебной и внеучебной деятельности и поведении осуществляется переход информации в личностное знание, смысловая составляющая которого наполняет информацию смыслом, осознающимся как ценность, освещающая моральный выбор и регулирующая межличностные отношения и поведение» [17, с. 5–6].

В ходе формирования благоприятного нравственно-психологического коллектива оркестра русских народных инструментов оптимальной является такая форма обучения, как урок. Например, информационный урок, урок проблемного характера, дискуссия, лекция вдвоем, рефлексивный или поисковый урок. К методам, способствующим поиску и определению социальной идентичности учащихся, можно отнести: эвристические методы – эмпатии, где учащимся можно предложить почувствовать или вжиться в состояние другого объекта; метод смыслового и образного видения (методы позволяют понять первопричину, первосмысл); метод смыслопоискового диалога; эвристического наблюдения (учениками предлагается собственный информационный результат наблюдения, новые знания) (А. Хуторской). Широко применяются общедидактические методы беседы, сравнения, рефлексии, самооценки, ученического планирования, контроля и самоконтроля. Вместе с тем, в условиях работы с оркестром русских народных инструментов или иными музыкальными творческими коллективами, эффективными могут быть методы: метод музыкального обобщения, направленный на развитие музыкального мышления учащихся (Э. Абдуллин); сравнения, позволяющий выявить сходства и различия (Э. Абдуллин, Е. Николаева); наблюдения за музыкой (Б. Асафьев); эмоциональных контрастов, исследования музыкального образа (Б. Радчина); анализа фрагментов произведений художественной литературы и музыкальных композиций (Л. Горюнова); эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Э. Абдуллин); сопереживания (А. Мелик-Пашаев); методы создания художественного контекста. Также нельзя не отметить методы внеучебной коллективной творческой деятельности, коллективного творческого проекта, «создания традиций, развития перспективных линий» (А.С. Макаренко) и др. [18–20].

Подводя итог, еще раз отметим, что благоприятный нравственно-психологический климат детского творческого коллектива, создавая условия для усвоения учащимися норм, ценностей морали, влияя на морально-нравственный выбор учащихся в деятельности и поведении, тем самым способствует поиску и определению учащихся своей сущности, или, иными словами, определению их собственной идентичности.

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РФФИ «Возрастная динамика когнитивной репрезентации социальной идентичности одаренных» (20–013–00567).

×

Об авторах

Светлана Сергеевна Смирнова

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: smirnovasvs@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой оркестровых инструментов

Россия,

Список литературы

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 431 с.
  2. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Political Psychology. Psychology Press, 2004. P. 276–293. doi: 10.4324/9780203505984-16.
  3. Turner J.C., Reynolds K.J. Self-categorization theory // Handbook of Theories of Social Psychology. Vol. 2. London, 2012. P. 399–417. doi: 10.4135/9781446249222.n46.
  4. Styker S., Burke P.J. The past, present, and future of an identity theory // Social psychology quarterly. 2000. Vol. 63, № 4. P. 284–297.
  5. Arendt H. The human condition. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 349 p.
  6. Ranciere J. Moments politiques: interventions 1977–2009. New York: Seven Stories Press, 2014. 240 p.
  7. Tajfel H. Social identity and intergroup behaviour // Social Science Information. 1974. Vol. 13, iss. 2. P. 65–93. doi: 10.1177/053901847401300204.
  8. Калинина Л.В., Аверченко А.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 332–335.
  9. Сидоренко Д.П. Возрастные аспекты зрелости становления социального Я школьников // Акмеология. 2016. № 2 (58). С. 87–93.
  10. Гудзовская А.А. Идентичность школьников в транзитивном обществе // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 52–59. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_52-60.
  11. Барышникова И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Logos et Praxis. 2009. № 2. С. 166–171.
  12. Грушецкая И.Н. Особенности социальной идентичности одаренных школьников // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 70–74. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_70-74.
  13. Нечаев А.В. Метафизика идентичности // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 7–15. doi: 10.47929/2305-7327_2020.01_7-15.
  14. Смирнова С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива: теория и диагностика: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 153 с.
  15. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 432 с.
  16. Смирнова С.С. Формирование нравственно-психологического климата творческого студенческого коллектива в процессе обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 26 с.
  17. Смирнова С.С. Модель формирования нравственно-психологического климата творческого студенческого коллектива // Акмеология: научно-практический журнал. 2014. № 1–2. С. 208–210.
  18. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
  19. Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 3: Методика / под ред. А.В. Хуторского. М.: Эйдос, 2012. 208 с.
  20. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Смирнова С.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах