Features of a prospective teacher’s professional formation in the educational environment of a pedagogical university


Cite item

Abstract

The paper considers the concept of «professional formation» and its projection on the professional training and professional activity of the prospective teacher through the concepts of «formation» and «development». As a result of the analysis of existing views on the phases, stages and periods of professional formation, the main ones were identified, which are due to the time frame – the period before choosing the institution where professional training will be carried out, the actual professional education and the period of it. Having analyzed the set of competencies (subject, general pedagogical, professional-communicative, managerial, innovative, reflective) provided by the Federal State Educational Standard in relation to the teacher’s profession, as well as referring to the models of Hard-skills and Soft-skills, we identified indicators (skills) of the professional development of the prospective teacher and invited the 3rd-year students of the Institute of Russian Language and Literature of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to evaluate these skills in the order of their significance. The assessment was carried out on a 5-point scale, where 1 point is an absolutely insignificant indicator, 2 – rather insignificant, 3 – rather significant, 4 – significant, 5 – very significant. As a result, we were able to build their gradation and divide them by areas, as well as allocate 3 levels in the process of professional development. Taking into account these levels, we considered how the educational environment can influence the professional development of future teachers through educational, extracurricular activities and through the environment.

Full Text

Профессиональное становление играет важную роль в карьере каждого человека, в том числе и учителя. Успех и чувство удовлетворенности профессией происходит только тогда, когда человек достиг определенного уровня профессионализма. Под профессиональным становлением понимается, прежде всего, процесс, который является длительным (может занимать как несколько лет, так и всю жизнь человека). Это в то же время и профессиональное развитие, которое у каждого человека имеет свои собственные цели и содержание, которые варьируются в зависимости от этапов деятельности, в нашем случае педагогической. В докладе, подготовленном Агентством стратегических инициатив «Сколково» о «навыках будущего», отмечается, что человеку нужно будет адаптироваться в быстро меняющемся мире и не ждать завтрашнего дня, а строить планы на будущее. Каждому человеку, желающему достичь успехов в профессиональной деятельности, нужно будет выстраивать траекторию своего профессионального становления, понимать, какими навыками он должен обладать в случае инновационного развития мира, в том числе активной цифровизации и роботизации [1]. Способствовать такой адаптации к миру VUKA может понимание ценностно-смысловых ориентиров собственной деятельности, которые помогают обучающимся повысить уровень своих притязаний в профессии. Авторы доклада отмечают: «Мы должны не учить школьников и переучивать взрослых «профессиям будущего» (заметим, постоянно меняющимся), а помогать им найти свое призвание и научать самореализации» [1]. Данное мнение при обучении в вузах делает необходимым расширение поля учебно-воспитательного процесса путем активного включения в него воспитывающей среды университета и вовлечения в нее большинства студентов. В докладе также говорится о новой «матрешке» навыков, что в свою очередь смещает ориентиры по направлению к навыкам базового уровня, дополняя их навыками, необходимыми в той или иной профессии. Навыки узкоспециальной направленности тем временем вообще остаются за пределами учебно-воспитательного процесса профессионального образования, ставя, таким образом, перед обучающимися задачу их развития в форме самостоятельного изучения. А значит, воспитывающая среда вуза должна учитывать современные тенденции в модернизации навыков будущих учителей и помочь им успешно пройти процесс профессионального становления.

Из вышесказанного возникает необходимость конкретизации основных понятий, находящихся в поле изучения данной статьи, а также выделение основных навыков, которые необходимы в процессе профессионального становления будущего учителя, и определение того, как воспитывающая среда вуза может влиять на профессиональное становление будущих учителей.

В Толковом словаре русского языка определение понятия «становление» сформулировано как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [2, с. 667]. При анализе публикаций Е.А. Климова [3], Л.М. Митиной [4], Э.Ф. Зеера [5] и др. нами было выявлено, что процесс профессионального становления рассматривается через профессионально-личностную призму, а именно через формирование во внутреннем плане личности таких качеств (ответственности, организованности, пунктуальности и др.), которые будут способствовать успешному выполнению профессиональных задач, а также сочетаться с компетенциями и компетентностями, необходимыми в профессии учителя [6].

«Становление – это философская категория, которая понимается как переход от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление» [7, с. 652]. Гегель под становлением понимал категорию, выступающую «первой истиной», которая являлась стартовой точкой для преобразования, по его мнению, «становление – это процесс, не имеющий заданного конечного результата», в этом заключается главное отличие от формирования [8, с. 68].

Проанализировав ряд исследований (Г. Гегеля [8], А.Н. Уайтхедах [9], И. Канта [10], И.П. Подласого [11] и др.), на предмет характеристики понятия «становление», мы выявили, что обычно оно имеет трехстороннюю трактовку. Во-первых, некоторые исследователи приравнивают данное понятие к понятию «развитие». Во-вторых, становление рассматривается как нечто, создающее условия для предпосылок с их дальнейшим видоизменением и преобразованием в более качественный продукт. В-третьих, как что-то уже существующее, но с перспективой превращения в систему целостную и усовершенствованную [12, с. 19]. Можем заметить, что все три позиции коррелируют друг с другом, что дают основания для более детального анализа понятия с проекцией на профессию.

Э.Ф. Зеер предлагает следующее определение понятия «профессиональное становление» – это «совершенно определенная пространственно-временная характеристика процесса формирования и развития личности, стадия освоения человеком профессии с момента ее выбора до овладения профессионализмом, мастерством. Причем данный процесс, будучи развернутым во времени и пространстве, также обладает динамичностью и незавершенностью» [5, с. 23]. Из данного определения следует, что способность личности к взаимодействию в социуме может раскрываться тогда, когда эта личность реализует определенный вид деятельности, то есть погружается в определенную среду, обладающую специфическим набором характеристик. Они и способствуют тому, чтобы в возникнувшем диссонансе между существующим уровнем профессиональной подготовки и требованиями, которые выдвигаются той или иной профессией, началось преобразование будущего специалиста. Нельзя не отметить, что процесс профессионального становления имеет личностно-ориентированный характер и должен выстраиваться по индивидуальному маршруту.

Данная трактовка подразумевает рассмотрение периодов данного процесса, это могут быть этапы и стадии, что зависит от того, какой смысл вкладывает тот или иной автор в понятие профессионального становления. Если стадии не всегда ориентированы на достижение конкретного результата, то деление на этапы, условно говоря, предполагает какую-либо результативность. Так, Т.В. Кудрявцев [13] выделил стадии профессионального становления с учетом личностного подхода, где первой стадией является профессиональная ориентации, которая соотносится с периодом обучения в школе (9 или 11 классы). У обучающего в соответствии с возрастом возникают профессиональные намерения, которые начинают реализовываться на второй стадии, при обучении в среднем или высшем учреждении профессионального образования. После его завершения начинается стадия непосредственной профессиональной деятельности, личность осваивает корпоративную культуру и функционал, обязанности, требования профессии. Четвертая стадия, по Т.В. Кудрявцеву, – это реализация личности в профессиональной деятельности, которая, на наш взгляд, сложно соотносится с временными рамками, в отличие от предыдущих стадий.

В научных разработках Е.А. Климова встречаются стадии профессионального становления, имеющие следующие названия: фаза оптации, адепта, адаптации, интернала. Данное расположение не случайно, так как выстроены они в порядке усложнения процесса профессионального становления. Далее прокомментируем все фазы, начав с оптации, которая характеризуется тем, что ее результат – это профессиональное самоопределение, которое выражается в планировании ближайшего профессионального пути (выбор учебного заведения, направления обучения, профиля, формы обучения). Вторая фаза (адепта) – это собственно профессиональная подготовка в выбранной сфере, она в соответствии с Болонской системой соответствует уровню бакалавриат/специалитет и магистратура, а далее аспирантура. Для данной фазы характерно преобразование самосознания личности обучающегося, ее направленности. Третья фаза (адаптации) соотносится с началом профессиональной деятельности, освоением и пониманием ее норм и требований. Нахождение в данной фазе требует от начинающего специалиста применения творческого подхода для решения профессиональных задач, а также проверяет его работоспособность в нестандартных ситуациях. Четвертая фаза (интернала) соотносится с успешной профессиональной деятельностью и тем, как человек справляется со своими обязанностями, как преобразует свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения [3]. В нашем исследовании мы будем рассматривать фазу адепта, так как именно на ней происходит взаимодействие будущего учителя с воспитывающей средой университета.

В исследованиях Э.Ф. Зеера [14] выделяется пять стадий профессионального становления, которые обусловлены личностными ориентирами будущего специалиста. Первая стадия и в названии, и в содержании совпадает с первой фазой по Е.А. Климову. Вторая стадия – непосредственно профессиональная подготовка, где происходит формирование необходимых компетенций и ЗУН. Третья стадия соотносится с фазой адаптации Е.А. Климова. Четвертая стадия разделяется на два этапа – первичная и вторичная профессионализация, где происходит укрепление в личности особенностей той или иной профессии, ее менталитета, и происходит преобразование личностных качеств в профессионально необходимые. Пятая стадия – профессиональное мастерство, когда личность находится на пике своей профессиональной деятельности, обладает необходимыми «жесткими» и «гибкими» навыками и может заняться их усовершенствованием и расширением. На данной стадии возможно увеличение творческой составляющей в профессиональной деятельности и передача своего опыта менее квалифицированным и молодым специалистам.

Б.З. Вульфов оптимизировал предложенные Э.Ф. Зеером стадии, предложив три этапа профессионального становления. Первый, предшествующий профессиональной подготовке, – предпрофессиональный; второй – непосредственно профессиональная подготовка, осуществляется в среднем или профессиональном учебном учреждении; третий – это профессиональная деятельность [15].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что периоды профессионального становления в исследованиях ученых имеют схожий характер. Наиболее оптимальными, на наш взгляд, являются три этапа профессионального становления, предложенные Б.З. Вульфсоном. В рамках данной статьи мы будем рассматривать собственно профессиональную подготовку, так как она входит в поле наших научно-практических интересов.

Профессиональное становление как процесс решает основную задачу – обеспечить единство общекультурного и профессионального развития выпускника. Этому в большей мере способствует учебно-воспитательный процесс, успешное освоение дисциплин как основного, так и вариативного цикла, а также внеурочная деятельность [16]. Компетенции, которые сформировались у обучающегося в процессе обучения в вузе, помогают личности в самоопределении, а также помогают подстраиваться под изменяющиеся условия в профессии, например под новые образовательные стандарты. В современном мире, который быстро меняется, значимым является не только сформированность компетентности в определенной сфере, но эрудированность в различных областях знаний, практико-ориентированное мышление, способность к наблюдению, прогнозированию, рефлексивное мышление [17], инициативность и готовность приспосабливаться к инновационным изменениям. Планирование и проектирование собственной деятельности – является неотъемлемой частью профессионального становления специалиста-профессионала.

На наш взгляд, профессиональное становление – это, прежде всего, процесс, который направлен на преобразование личности, в частности – ее качеств, навыков, компетенций, что помогает педагогу быть компетентным в своей профессиональной деятельности и в соответствии с модернизацией учебно-воспитательного процесса на всех уровнях подготовки, его информатизации и цифровизации соответствовать требованиям заинтересованных сторон.

На основе анализа набора компетенций (предметной, общепедагогической, профессионально-коммуникативной, управленческой, инновационной, рефлексивной), представленных во ФГОС ВО по отношению к профессии учителя, а также обратившись к моделям Hard-skills и Soft-skills, мы выделили показатели (навыки) профессионального становления будущего учителя. Разделили их на 4 блока по направлениям и предложил студентам 3 курса Института русского языка и словесности Волгоградского государственного педагогического университета оценить, какие из показателей они считают более значимыми, а какие менее значимыми. Оценка проводилась по 5-балльной шкале, где 1 балл – абсолютно незначимый показатель, 2 – скорее незначимый, 3 – скорее значимый, 4 – значимый, 5 – очень значимый. Таким образом, мы получили результаты, которые отразили в таблице 1, включив в нее те навыки, которые посчитали значимыми большинство студентов.

 

Таблица 1 – Показатели (навыки) профессионального становления будущего учителя

Направления

Навыки

Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими

– умение слушать;

– убеждение и аргументация;

– командная работа;

– нацеленность на результат.

Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы

– управление эмоциями;

– управление стрессом;

– управление собственным развитием;

– планирование и целеполагание;

– тайм-менеджмент;

– энергия / энтузиазм / инициативность / настойчивость;

– рефлексия;

– осуществление обратной связи.

Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными

– системное мышление;

– креативное мышление;

– структурное мышление;

– логическое мышление;

– проектное мышление.

Управленческие навыки

– управление исполнением;

– планирование;

– мотивирование;

– контроль реализации задач;

– наставничество (развитие сотрудников) – менторинг, коучинг;

– ситуационное руководство и лидерство;

– управление проектами;

– управление изменениями;

– делегирование.

 

В результате проведенного анализа мы выделили уровни, которые проходит будущий учитель в процессе профессионального становления.

1 уровень – овладение знаниями, умениями и навыками по предмету (предметная компетенция);

2 уровень – сочетание ЗУНов с профессионально-личностными качествами (общепедагогическая и профессионально-коммуникативная компетенции);

3 уровень – стремление к усовершенствованию своих знаний, осуществление научно-исследовательской деятельности, планирование и рефлексия своей деятельности (управленческая, инновационная, рефлексивная компетенции) [18, с. 582].

Воспитывающая среда образовательной организации влияет на будущего учителя с целью развития в нем качеств, необходимых в его профессиональной деятельности на всех уровнях его профессионального становления, которое происходит при освоении основной профессиональной образовательной программы, в воспитательной работе, проводимой университетом, а также через окружение. Когда студент поступает в высшее учебное заведение, его социальные связи расширяются. Одногруппники и однокурсники из разных школ, районов, регионов и областей имеют различные социальные установки и статусы. Поступая в университет, студентам необходимо адаптироваться не только к новому образу жизни, но и к новым преподавателям, системе обучения, в целом к новому окружению.

Воспитывающая среда как компонент учебно-воспитательного процесса в вузе позволяет выстраивать между всеми ее членами отношения на основе гуманизма и диалогичности. Благоприятный эмоциональный климат, который царит между администрацией университета, сотрудниками деканатов и кафедр, студентами, позволяет будущим учителям адаптироваться к сложностям профессионального становления, к которым можно отнести страх не понять дисциплину, не найти общий язык с преподавателем, не сдать зачет, отправиться на пересдачу, не справиться с практикой, не реализоваться в будущей профессии, не получить удовлетворение от нее, не найти свое «место» в профессиональной деятельности. Обучение и воспитание необходимо выстраивать так, чтобы студенты и преподаватели находились в отношениях сотрудничества во время изучения дисциплины, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, при подготовке к научным мероприятиям, при участии в ежегодных традиционных мероприятиях, в волонтерской деятельности и т.д.

Воспитывающая среда педагогического вуза может влиять на профессиональное становление будущих учителей на ежегодных мероприятиях, проводимых университетом, – это могут быть собрания, осуществляемые в начале учебного года, празднование дня рождения вуза, Дня народного единства, Нового года и др. Более значимым, на наш взгляд, является привлечение студентов к участию в педагогических форумах, где происходит обмен опытом с практикующими педагогами, с теми, кто выиграл конкурс «Учитель года». Еще одним примером может служить проведение с 7 по 9 сентября 2021 года Конгресса для классных руководителей на базе ВГСПУ с приглашенными региональными и федеральными экспертами. На уровне отдельных институтов и факультетов также проводятся мероприятия характерные для определенного профиля подготовки, например приглашение писателей и поэтов, походы по историческим местам, поездки в экспедиции. Для специальностей педагогического направления в рамках основной профессиональной образовательной программы ведется осуществление воспитательной практики, которая состоит из двух частей – инструктивных сборов, когда преподаватели кафедры педагогики, готовят студентов к работе с детьми, и собственно вожатская практика, когда студенты едут в детские оздоровительные лагеря. Следует отметить, что во всех перечисленных нами примерах у будущих педагогов формируются навыки, указанные нами в табл. 1.

Влияние воспитывающей среды обусловливается возрастными особенностями обучающихся, так как студенты 1 курса, если они поступают сразу после школы, имеют возраст 17–18 лет, а студенты 5 курса 22–25 лет. Также возраст обучающихся внутри академической группы может быть неоднородным, в особенности такое можно наблюдать на заочной форме обучения. Поэтому воспитывающая среда должна носить личностно-ориентированный характер и должна учитывать социальное взаимодействие студентов, которое осуществляется вне стен университета. В связи с этим необходимо определить социокультурный характер воспитывающей среды конкретного университета. В рамках данного исследования акцент делается на гуманистические установки во влиянии воспитывающей среды на профессиональное становление, то есть в его рамках должно осуществляться и индивидуально-личностное становление учителя, который будет обладать многофункциональными компетентностями и компетенциями, будет ориентирован на гуманистический выбор в ходе своей профессиональной деятельности.

Выводы и перспективы исследования

Воспитывающая среда университета в аспекте профессионального становления является мотивацией и движущей силой, которая способствует развитию личности в соответствии с заданными образцами культуры, эталонами, нормами, принятыми в обществе. Личность будущего учителя благодаря воспитывающей среде вуза должна стремиться к самореализации, самораскрытию и саморазвитию своего потенциала, к принятию и освоению ответственности за свой профессиональный выбор и дальнейшую профессиональную деятельность. Все это возможно через осознание значимости будущей профессии для себя и общества в целом. Следует отметить, что влияние воспитывающей среды на профессиональное становление будущего учителя является в настоящее время недостаточно изученным. Дальнейшее исследование будет направлено на выявление конкретных механизмов данного влияния, а также на оценку качества воспитывающей среды педагогического вуза.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–313–90045.

×

About the authors

Ekaterina Sergeevna Dorozhkina

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: ekat.dorozhkina@yandex.ru

assistant of Pedagogy Department

Russian Federation,

References

  1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс] // https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf.
  2. Становление // Толковый словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азъ, 1994. С. 667.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 397 с.
  4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 454 с.
  5. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988. 116 с.
  6. Грановская P.M., Кражанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. 192 с.
  7. Становление // Философский энциклопедический словарь / ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 652.
  8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1997. 799 с.
  9. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 716 с.
  10. Кант И. О педагогике // Сочинения. В 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 399–414.
  11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. 256 с.
  12. Ежова В.С. Сущность понятия «Профессиональное становление будущего учителя в вузе» // Наука и школа. 2010. № 5. С. 19–20.
  13. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 20–31.
  14. Зеер Э.Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 9. С. 10–14.
  15. Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова: В 2 т. Т. 2. М.; Тула: ЦСП РАО, 1993. С. 59–72.
  16. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 1995. 197 с.
  17. Корытова Г.С., Черкасова О.А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 2. С. 193–197.
  18. Дорожкина Е.С. Показатели и уровни профессионального становления будущего учителя // Доказательный подход в сфере образования: тез. докл. ХIX всерос. науч.-практ. конф. молодых исследователей образования (22–23 октября 2020 года). М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. С. 581–583.

Copyright (c) 2021 Dorozhkina E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies