Moral literacy as a personal characteristic of a cadet of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article actualizes the problem of moral education of cadets of the departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia, one of the directions of which is the formation of moral literacy of cadets. The analysis of the concept of «literacy» is carried out and the types of literacy in general and the types of literacy of the penal system employees formed in the process of professional training in departmental higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia are identified. The tendency of considering the concept of «literacy» in the context of various aspects of morality in the absence of works in the scientific field directly devoted to the moral literacy of cadets is revealedIt is substantiated that the moral literacy of a cadet of a departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia is a stable personal characteristic of the cadet, allowing him to consciously implement moral values in professional activities, implementing a responsible, compassionate and fair attitude towards people involved in the sphere of activities of correctional institutions, navigate complex moral situations and make informed decisions that correspond to generally accepted moral norms and ethical standards of the service. The article reveals the content of moral literacy of cadets of the departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia through the allocation of cognitive, motivational-value and behavioral components, the content of which is based on the requirements for the personality of a penal system employee. The content of the cognitive component formed by knowledge of morality, ethics, professional ethics, moral standards, moral convictions, and moral stability is proposed. The composition of the motivational-value component is substantiated: the values of «good», «loyalty», «duty», «dignity», «mercy», «responsibility», «conscience», «freedom», «justice», «respect», «honor». The content of the behavioral component is designated: moral qualities of «kindness», «obligation», «nobility», «compassion», «tolerance», «honesty», «exactingness», «independence», «conscientiousness», «generosity», «reliability».

Full Text

Формирование нравственной личности курсанта ведомственного вуза ФСИН России является важнейшим аспектом профессиональной подготовки, поскольку сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) в процессе служебной деятельности взаимодействуют с лицами, нарушившими не только правовые, но и морально-нравственные нормы, что требует от сотрудников высокого уровня нравственной устойчивости и моральной зрелости, необходимых для эффективного выполнения служебных задач, в частности таких как ресоциализация осужденных и содействие их успешной адаптации в обществе. Тем самым развитие нравственности курсантов в процессе их обучения в вузе обеспечивает подготовку высоконравственных и квалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять свои обязанности в сложных и специфичных условиях пенитенциарной системы.

Проанализировав научные труды, в которых идет речь о нравственном облике сотрудника УИС [1], о нравственных качествах сотрудников [2], о его нравственности [3], о нравственных основаниях служебной деятельности сотрудника УИС [4], о нравственных проблемах профессиональной деятельности сотрудников [5], об особенностях нравственного воспитания в условиях ведомственного вуза ФСИН России [6] и другие подобные работы, мы пришли к выводу, что при разностороннем рассмотрении учеными вопросов, связанных с различными аспектами нравственности сотрудника УИС и ее проявлениями в служебной деятельности, с подготовкой курсанта ведомственного вуза ФСИН России как человека нравственного, исследователи оставили без внимания такой аспект как нравственная грамотность сотрудника УИС, формирование которой необходимо осуществлять в условиях вуза, в котором обучается будущий сотрудник.

Грамотность представляет собой многогранную категорию, охватывающую различные аспекты человеческой деятельности и обеспечивающую личности возможность эффективно функционировать в современном обществе.

В рамках современной педагогической науке понятие «грамотность» претерпело значительные трансформации, расширив свои рамки и охватив более широкий спектр навыков и знаний. На протяжении долгого времени в научной литературе при обращении к феномену грамотности основной фокус был на базовых навыках чтения, письма, понимания и выполнения простых арифметических операций, которые составляли суть «элементарной грамотности». Однако с середины XX века в педагогику входит новое понятие, а именно «функциональная грамотность», как способность человека «быстро, умело и самостоятельно адаптироваться к новым условиям, принимать продуктивные решения» [7, с. 48], компетентно и эффективно действовать, на основе владения «навыками и способами свободной, творческой и ответственной деятельности не только и не столько в профессиональной, сколько в социокультурной и экзистенциальной сферах деятельности личности» [8, с. 21].

Эволюция научных представлений о грамотности отражает сдвиг от простого владения базовыми навыками к более глубокому пониманию и практическому применению знаний в различных контекстах. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность критически мыслить, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и использовать ее для принятия обоснованных решений. Это расширение содержания понятия «грамотность» подчеркивает важность развития комплексных навыков, которые позволяют людям успешно адаптироваться и развиваться в условиях быстро меняющегося мира.

В представлениях современных ученых грамотность связана со способностью человека использовать знания, умения и навыки для эффективного функционирования в различных сферах жизни, включая социальную, профессиональную и личную, и обеспечивать себе возможность адаптироваться и развиваться в условиях меняющихся обстоятельств. Столь широкое понимание грамотности нашло отражение в выделении ее видов, среди которых инструментальная грамотность (читательская, математическая, цифровая и др.), предметная грамотность (естественнонаучная, финансовая, экологическая, правовая и др.), социальная грамотность (общекультурная, коммуникативная, нравственная и др.), информационная грамотность и др.

В рамках профессиональной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России формируется грамотность курсантов в различных сферах служебной деятельности. Можно вести речь об общих и предметных видах грамотности. К общим видам относятся функциональная, правовая, информационная (цифровая), финансовая (экономическая), социальная, языковая и экологическая грамотность, которые должны быть сформированы у всех курсантов независимо от их специализации. Предметные виды грамотности, такие как инженерно-топографическая и военно-профессиональная, связаны с определенным направлением профессиональной подготовки курсантов.

Так, например, правовая грамотность курсантов, по утверждению А.И. Стец, включает знания курсантами правовых норм, умения осуществлять поиск правовой информации, навыки применения ее по назначению, осознанное правовое поведение в профессиональной деятельности [9, с. 206–207]. Структура социальной грамотности, как обосновывает А.О. Куратов, определяется совокупностью социальных знаний, умений и навыков. При этом знания курсанта о социальной действительности определяют его умения «адекватно ситуации использовать их в социальном взаимодействии, готовность руководствоваться ими в повседневности и в своей социально-профессиональной деятельности» [10, с. 8].

Проанализировав научные источники, мы сделали вывод, что проблема нравственной грамотности не стала еще центром внимания ученых. Информация о нравственной грамотности курсантов в педагогической литературе отсутствует. В целом можно назвать только две статьи, в которых непосредственно поднимается вопрос нравственной грамотности – это статьи И.М. Шадриной [11; 12], посвященные нравственной грамотности учителя. Исследователь трактует нравственную грамотность педагога как владение педагогом знанием (о морали, о педагогической морали, о ценностях и др.) и понимание, предполагающее осмысление данного знания, «связанное с нравственно-педагогической, морально-педагогической рефлексией» [11, с. 166]. Таким образом в качестве структурных компонентов нравственной грамотности педагога выступаю знание и понимание.

Однако в научных источниках прослеживается тенденция рассмотрения понятия «грамотность» в контексте различных аспектов нравственности. В частности, Н.Н. Ахметжанова обосновывает, что медиа-информационная грамотность является одним из условий идейно-нравственного воспитания сотрудников полиции [13], С.И. Гулякина и В.Н. Минат [14], а также Н.А. Полканова [15] подчеркивают связь грамотности с духовно-нравственным развитием личности, М.В. Груздева [16], П.Я. Дегтярев [17] акцентируют внимание на ценностной составляющей грамотности, обращаясь к проблеме аксиологической грамотности учителя, которая понимается как «непротиворечивые представления индивида о ценностях как смыслообразующих основаниях человеческого бытия, задающих целенаправленность и мотивированность жизни и гармоничного развития общества» [17, с. 65]. Обозначенная тенденция свидетельствует о понимании научным сообществом того, что нравственное развитие и становление человека возможны через развитие его грамотности, поскольку это позволяет формировать нравственные ценности и принципы. Развитие критического мышления и рефлексии, которое обеспечивают информационная и медиаграмотность, помогает человеку анализировать моральные ситуации и принимать обоснованные решения. Социальная грамотность способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии, что важно для понимания и сочувствия другим людям. Функциональная грамотность обеспечивает практическое применение нравственных знаний в реальных ситуациях, укрепляя нравственные привычки и поведение. Тем самым проблема нравственной грамотности курсантов ведомственного вуза ФСИН России находится в русле современных научных педагогических тенденций.

Наши представления о нравственной грамотности курсантов ведомственного вуза ФСИН России, о ее структуре и наполняемости структурных компонентов мы выстраиваем, основываясь на положениях ученых о содержании понятий «грамотность» (в том числе и на представленных выше), «нравственность», а также на требованиях, предъявляемых к сотруднику УИС как профессиональными кодексами, инструкциями и др., так и обществом в целом.

Нравственная грамотность курсанта ведомственного вуза ФСИН России представляет собой устойчивую личностную характеристику курсанта, позволяющую ему осознанно реализовывать нравственные ценности в профессиональной деятельности, осуществляя ответственное, сострадательное и справедливое отношение к людям, вовлеченным в сферу деятельности исправительных учреждений, ориентироваться в сложных моральных ситуациях и принимать обоснованные решения, соответствующие общепринятым нормам морали и этическим стандартам службы.

Личностные характеристики относятся к индивидуальным особенностям и качествам человека, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающей средой. Соответственно нравственная грамотность курсанта – будущего сотрудника УИС, как его личностная характеристика становится одним из ключевых факторов в формировании его профессиональной идентичности и способствует созданию гуманной и справедливой среды в исправительных учреждениях.

Нравственная грамотность курсанта может быть представлена в как совокупность взаимосвязанных компонентов. С нашей позиции, это когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты, содержание которых базируется на требованиях к личности сотрудника УИС.

Содержание когнитивного компонента образуют знания о нравственности, о морали, о профессиональной этике, о моральных нормах, о нравственных убеждениях, о нравственной устойчивости. Владея таким знанием, курсант осмысливает важность уважения прав и достоинства человека, понимает значимость своей социальной роли в обеспечении безопасности и охраны жизни осужденных, а также осознает необходимость объективности и непредвзятости в принятии решений в сложных ситуациях служебной деятельности. Кроме того, будущий сотрудник УИС уясняет значение в условиях работы в УИС нравственной устойчивости личности как способности человека «сохранять и реализовывать личностные позиции, которые в условиях выбора способа получения материальных благ основаны на его способности производить и сохранять в своем сознании традиционные нравственные ценности, принимать свободные решения и брать моральную ответственность за них, противостоять нормам эгоистической и криминальной морали» [18, с. 30].

Содержание мотивационно-ценностного компонента включает ценности, принимающие форму мотивов поведения курсанта в различных ситуациях служебной деятельности. Среди этих ценностей «добро», «верность», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «совесть», «свобода», «справедливость», «уважение», «честь». Выбор данных ценностей основывается на обращение к работам С.И. Афанасьевой [3; 19], Ф.И. Кевля [1], С.А. Клычкова [4], Д.А. Панарина и В.В. Луканина [6], М.Г. Назаровой [20], Н.А. Самойлик [21] и других ученых.

Реализация курсантами в будущей профессиональной деятельности ценности «добро» обеспечивает гуманистический подхода к работе с осужденными, что важно для их ресоциализации и реабилитации. Добро как ценность побуждает сотрудников проявлять сострадание и сочувствие, что необходимо для создания позитивной атмосферы в учреждениях УИС. Верность долгу и службе является ключевым аспектом профессиональной этики сотрудников УИС, способствуя стабильности и надежности в выполнении сотрудником своих служебных обязанностей, что важно для поддержания порядка и безопасности в учреждениях. Понимание и исполнение долга сотрудником УИС обеспечивает выполнение им служебных обязанностей на высоком уровне и поддержание авторитета системы. Уважение к достоинству человека предполагает уважение к правам и достоинству осужденных. Милосердие как ценность позволяет сотрудникам проявлять сочувствие и сострадание к осужденным, что важно для создания условий для их личностного роста и реабилитации. Чувство личной ответственности за свои действия и решения является ключевым аспектом профессиональной этики сотрудников УИС, что обеспечивает эффективное выполнение обязанностей и поддержание порядка в учреждениях. Развитая совесть позволяет сотрудникам оценивать свои действия с точки зрения морали и принимать обоснованные решения, соответствующие этическим принципам. Понимание и уважение свободы как ценности способствует формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, что важно для работы в УИС. Справедливость является фундаментальной ценностью, которая должна руководить поведением сотрудников УИС. Реализация справедливости предполагает обеспечение равного обращения с осужденными и соблюдение правовых норм. Уважение к осужденным, коллегам и обществу является важнейшим моральным принципом, который должен определять поведение сотрудников УИС. Честь как ценность обеспечивает формирование высоких моральных стандартов поведения, что важно для поддержания авторитета и уважения сотрудников УИС.

Содержание поведенческого компонента образуют личностные качества курсантов, реализация которых в служебной деятельности способствует совершению будущими сотрудниками УИС действий и поступков, которые могут быть оценены как нравственные. Это «доброта», «обязательность», «благородство», «сострадание», «терпимость», «честность», «требовательность», «самостоятельность», «совестливость», «великодушие», «надежность».

На основании вышеизложенного сделаем вывод, что нравственная грамотность является важнейшей личностной характеристикой курсанта ведомственного вуза ФСИН России, поскольку она обеспечивает становление высококвалифицированных и морально устойчивых специалистов в условиях современных социальных и экономических изменений, когда актуальность нравственного воспитания курсантов возрастает, так как они являются будущими сотрудниками УИС, призванными защищать государственные интересы и поддерживать порядок в обществе.

×

About the authors

Sergey Petrovich Subbotin

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: wildcadet@mail.ru

senior lecturer of Regime Organization, Security and Convoying Department

Russian Federation

References

  1. Кевля Ф.И. Нравственный облик сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Петербургские пенитенциарные конференции: мат-лы конф. В 4 т., Т. 3. СПб.: Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 2021. С. 8–9.
  2. Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 19–23.
  3. Афанасьева С.И. Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности сотрудника УИС // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 62–66.
  4. Клычков С.А. Роль нравственных оснований деятельности сотрудника УИС в формировании ценностного отношения курсантов ведомственного вуза к человеку // Мир образования – образование в мире. 2022. № 2 (86). С. 229–238.
  5. Сизарова Е.Г. Нравственные проблемы профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 11 (126). С. 32–36.
  6. Панарин Д.А., Луканин В.В. Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере академии ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25, № 4. С. 681–684.
  7. Сухобская Г.С. Психологические аспекты образования и функциональной грамотности взрослого человека // Проблемы функциональной грамотности взрослых: сборник научных трудов. СПб.: РАО, 1993. С. 47–54.
  8. Добринская Е.И. Функциональная грамотность и культура личности в контексте современной философии образования // Проблемы функциональной грамотности взрослых: сб. науч. тр. СПб.: РАО, 1993. С. 17–25.
  9. Стец А.И. Понятийный аппарат исследования воспитания правовой грамотности курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 202–211.
  10. Куратов А.О. Формирование социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2006. 18 с.
  11. Шадрина И.М. Нравственная грамотность учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2(177). С. 160–167.
  12. Шадрина И.М. О понятии «нравственная грамотность учителя» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 65–72.
  13. Ахметжанова Н.Н. Медиа-информационная грамотность как одно из условий идейно-нравственного воспитания сотрудников полиции // Проблемы и перспективы совершенствования законодательства и правоприменительной практики органов внутренних дел: мат-лы междунар. дистанц. науч.-практ. конф., посв. 30-летию независимости Республики Казахстан. Караганда: Карагандинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. Б. Бейсенова», 2021. С. 7–11.
  14. Гулякина С.И., Минат В.Н. Понятие «грамотность» как основа духовно-нравственного развития личности // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: мат-лы III междунар. науч. конф. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. Т. 6. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 44–47.
  15. Полканова Н.А. Концепт «грамотность» как базовая категория духовно-нравственного развития личности // Актуальные проблемы развития профессионального образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. С. 153–156.
  16. Груздева М.В. Повышение аксиологической грамотности учителя начальной школы как ведущий фактор формирования нравственного поведения у школьников в современных условиях // XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника: мат-лы междунар. науч. конф.: в 2 т. Т. 1. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. С. 141–144.
  17. Дегтярев П.Я. Актуальные теоретико-методологические проблемы повышения квалификации учителей обществознания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 1 (54). С. 62–73.
  18. Стрижова И.В. Особенности формирования нравственной устойчивости личности // Познание и переживание. 2021. Т. 2, № 1. С. 30–46.
  19. Афанасьева С.И. Нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки. Исторический аспект // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 12–1. С. 114–118.
  20. Назарова М.Г. Проблема нравственного воспитания личности сотрудника УИС в современной культурно-образовательной среде [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6. https://human. snauka.ru/2019/06/25947.
  21. Самойлик Н.А. Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы // Современная психология: мат-лы IV междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 37–41.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Subbotin S.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.