Approaches to the implementation of the Master's degree program «Guardianship and Trusteeship in Relation to Minors»
- Authors: Sadieva M.S.1, Fedorova N.A.1
-
Affiliations:
- Tomsk State Pedagogical University
- Issue: Vol 13, No 4 (2024)
- Pages: 161-165
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/677054
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134312
- ID: 677054
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines modern challenges related to the development of professional competencies of employees of guardianship and trusteeship in relation to minors. The necessary competencies can be formed in the conditions of a master's program. This program can be based on a comprehensive, competency-based and research approaches. The experience of implementing the designated approaches within the framework of the master's program «Guardianship and Trusteeship in Relation to Minors» at Tomsk State Pedagogical University is presented. The article covers the practices of interdepartmental, cross-sectoral interaction with families and children in difficult life situations and socially dangerous situations as a way of implementing a comprehensive approach; activity-based formats of work with master's students as a way of implementing a competence-based approach; involving master's students in research work as a mechanism for responding to social challenges in changing conditions. Professional activity is considered from the perspective of social space, the national system of professional qualifications, the sectoral framework of qualifications, higher and additional professional education, the labor market and competence deficits. Examples of successful government initiatives and programs aimed at preventing social orphanhood and family distress are given, and resources for project activities of socially oriented non-profit organizations in the field of child protection are revealed.
Full Text
Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня в фокусе внимания не только педагогического сообщества, но и всего общества и государственной политики в целом. Актуальность вопросов, связанных с обеспечением благополучия детства, подчеркивается в утвержденных в последние годы документах. В июле 2020 года были приняты поправки к Конституции РФ, где подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [1]. В «Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р) обозначена задача повышения эффективности межведомственного взаимодействия и профессиональной компетентности специалистов, работающих в данном направлении [2]. В «Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» представлены ключевые проблемы, влияющие на ситуацию с обеспечением безопасности и благополучия детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере безопасности детей. Особое внимание уделяется «совершенствованию мер по обеспечению безопасности детей-сирот», «совершенствованию механизмов оказания правовой и психологической помощи» [3].
Все указанные документы актуализируют поиски максимально эффективных решений для достижения обозначенных государством целей. В сфере высшего педагогического образования – это формирование перечня востребованных образовательных программ, в рамках освоения которых у будущих специалистов будут формироваться необходимые компетенции [4]. В контексте изменения рынка педагогического труда и развития взглядов на востребованные направления педагогической, в том числе магистерской подготовки, в Томском государственном педагогическом университете в 2024 г. была открыта магистерская программа «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних».
Целью настоящей статьи является анализ современных подходов к подготовке кадров для системы опеки и попечительства, а также обоснование необходимости комплексного подхода к развитию профессиональной, в том числе исследовательской культуры работников органов опеки и попечительства в рамках реализации магистерской программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних». Объектом исследования является система непрерывного профессионального образования сотрудников органов опеки и попечительства. Методы исследования включают анализ нормативно-правовых документов, статистических данных и публикаций, посвященных вопросам опеки и попечительства.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудники органов опеки и попечительства как государственные гражданские или муниципальными служащие обязаны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей [5].
Безусловно, качество работы любой структуры определяется результатами. Согласно официальным данным, «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по итогам 2023 года снизилась более чем на 4%» [6], а в первом квартале 2024 года на четверть меньше, чем в этот же период 2023 года. По словам замминистра просвещения РФ А.В. Бугаева, «данная динамика стала результатом проведения комплексной работы по профилактике социального сиротства» [7]. Можно отметить, что уже реализуемые практики являются эффективными. В научных публикациях также показана эффективность исследовательской разноплановой работы, посвященной вопросам безопасности и благополучия детства. Так, Н.А. Семенова обобщает направления научных исследований благополучия и безопасности детства и описывает социально-экономические, психологические, педагогические аспекты исследования и разработки [8].
Тем не менее в ряде публикаций отмечены проблемные стороны подготовки специалистов органов опеки и попечительства. Г.В. Семья подчеркивает отсутствие системы профильной профессиональной подготовки специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [9]. Подготовка специалистов осложняется востребованностью новых профессиональных компетенций в сфере цифровизации, медиа, межведомственного взаимодействия, коммуникации с различными участниками процесса сопровождения (разных конфессий, возрастов, интересов, психологических особенностей и др.). Т.И. Шульга отмечает разноплановость контингента детей, которые находятся во внимании специалистов системы социальной защиты: дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки с отклоняющимся поведением, талантливые дети, которые также находятся в группе риска) [10]. Кроме того, авторы рассматривают и проблему различия полномочий специалистов, работающих в органах опеки и попечительства [11].
Укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия являются традиционными и ключевыми направлениями для достижения устойчивого развития общества. Но сейчас система опеки и попечительства сталкивается с новыми вызовами, требующими реализации новых подходов. Для определения таких подходов был осуществлен анализ трудностей и компетентностных дефицитов, характерных для работников органов опеки и попечительства.
Анализируя национальную систему профессиональных квалификаций, отраслевую рамку квалификаций сотрудников отделов опеки и попечительства, можно отметить, что они в основном относятся к пятому–шестому квалификационным уровням, то есть являются выпускниками программ высшего образования [12]. Однако сравнительный анализ профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), штатной структуры органов опеки и попечительства, а также должностных инструкций выявил существенные компетентностные дефициты, которые не покрываются современными образовательными программами.
Также проведенный анализ показал, что, следуя динамике жизни, постоянно возникают новые социальные проблемы. Например, такие, с которыми столкнулись семьи в период пандемии и специальной военной операции. Тем не менее в полной мере возникающие проблемы не всегда находят оперативное отражение в содержании профессиональной подготовки специалистов. В частности, современные образовательные программы не включают в необходимом объеме направления, связанные с работой в условиях кризиса; в области цифровых технологий для дистанционного сопровождения семей; умений работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, обусловленных последними событиями в стране и мире.
Существующий разрыв между компетенциями, которыми обладают действующие специалисты, и реальными запросами практики затрудняет эффективное выполнение профессиональных функций.
Тема компетентностных дефицитов сотрудников социальной сферы активно исследуется отечественными учеными. Так, Т.И. Шульга в своих работах подчеркивает необходимость формирования у специалистов навыков стрессоустойчивости и адаптивности, что является ключевым фактором в их профессиональной устойчивости. Г.В. Семья акцентирует внимание на важности междисциплинарного подхода в подготовке кадров для социальной защиты, отмечая, что существующие образовательные программы не учитывают изменений в социальной структуре общества и специфики работы с семьями в условиях кризиса.
Еще одна проблема в рамках компетентностного дефицита сотрудников органов опеки и попечительства несовершеннолетних основана на правовых коллизиях. В настоящее время наблюдается недостаточная согласованность в правовом регулировании деятельности органов системы профилактики, особенно учитывая, что данная система объединяет различные ведомства и отрасли экономики. Сотрудники органов опеки и попечительства, являясь муниципальными или государственными служащими, обязаны строго действовать в рамках существующего правового поля, не имея полномочий выходить за его границы. При этом деятельность на уровне муниципальных органов опеки и попечительства не включает законотворческую функцию, что делает изменения в утвержденных алгоритмах сопровождения семей в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении длительным процессом, проходящим через многочисленные этапы согласования [13].
Одним из решений данных проблем, по мнению Г.В. Семья, является разработка и реализация магистерских программ, в которых бы рассматривались дисциплины как психолого-педагогической направленности, так и юриспруденции в силу решения широкого спектра вопросов при сопровождении несовершеннолетних, возрастающее разнообразие потребностей. В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Е.А. Зинченко в качестве решения описывают модульный подход к формированию магистерской программы соответствующей направленности [14]. Так, в 2018 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете была открыта первая очная магистратура по профилю «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» (направление подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование).
Разделяя мнения вышеуказанных авторов, в качестве основных подходов при разработке магистерской программы Томский государственный педагогический университет выделяет, во-первых, комплексный подход к подготовке кадров, при котором интегрированы усилия различных ведомств и организаций; во-вторых, компетентностный подход, ориентирующих на выбор актуального содержания и форм работы; в-третьих, исследовательский подход, выделяющий соответствующие компетенции как одни их значимых для работников опеки и попечительства.
Рассмотрим реализацию данных подходов подробнее.
Комплексный подход
В основе программы лежат следующие содержательные направления: законодательство в РФ в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов несовершеннолетних и правовые основы деятельности органов опеки и попечительства; семейное право; психологические основы профессиональной деятельности, в том числе специальные, медиативные технологии; управление командой и личная эффективность; семья как субъект опеки и попечительства; актуальные вопросы социальной и профилактической медицины; современные технологий сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; методология научного исследования и др. В рамках магистерской программы обучающихся знакомят с возможностями межотраслевого сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это включает взаимодействие представителей различных отраслей в интересах ребенка и семьи, что создает многогранный подход к решению проблем. Штабная структура управления в данном контексте позволяет эффективно использовать все доступные ресурсы, действуя в рамках правового поля.
Анализ опыта организаций сферы защиты детства субъектов Российской Федерации в части использования новых технологий и подходов в работе с семьями группы риска лег в основу образовательного контента программ непрерывной системы профессионального развития специалистов опеки и попечительства.
Содержательные кейсы:
- Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО). В рамках совместной аналитической работы разрабатываются и реализуются проектные инициативы, направленные на оказание комплексной помощи детям и их семьям, дополняя и расширяя стандартные государственные программы, что позволяет повысить их доступность и эффективность.
- Функционирование школьных служб примирения. В Томской области на протяжении многих лет успешно осуществляет свою деятельность ресурсный центр «Согласие». Уникальность технологии заключается в том, что дети из группы риска не только являются целевой аудиторией, с которой работают представители школьных служб примирения, но и постепенно становятся медиаторами, обучаясь рациональному разрешению конфликтов между различными субъектами образовательного пространства.
- Технология социального театра, реализуемая в ряде регионов Российской Федерации. В частности, в Томской области, а именно в городе Северске, эта практика была инициирована более десяти лет назад. В группу участников социального театра были включены дети группы риска, включая детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Через социальный театр, совместно с педагогами и сотрудниками органов опеки, подростки выявляли и прорабатывали актуальные для них проблемы в социальном пространстве, такие как материальная обеспеченность, алкоголизм, ранняя незапланированная беременность и другие.
- Проект «Территория роста», реализованный на муниципальном уровне, в рамках которого сотрудники органов опеки и попечительства, кураторы случая, социальные педагоги, психологи и социально-ориентированные некоммерческие организации совместно создавали поддерживающее социальное пространство для подростков из семей группы риска. Участие в проекте позволило детям открыть для себя наставников среди взрослых, работающих в различных социальных организациях.
Немаловажную роль в системе непрерывного профессионального развития специалистов опеки и попечительства является методическое сопровождение и наставничество, которые обеспечивают успешную адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности и их закрепление в органах опеки. Одним из эффективных инструментов в данной сфере является супервизия, которая более 10 лет применяется в ряде муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Супервизия предполагает участие не только опытных сотрудников, но и специалистов смежных областей, таких как психологи, специализирующиеся в семейной терапии. Это позволяет всесторонне анализировать сложные случаи, разрабатывать стратегии их решения, а также снижать эмоциональные и психологические нагрузки сотрудников. Данный подход способствует повышению качества предоставляемых услуг и укреплению кадрового состава органов опеки.
Таким образом, интеграция ресурсов государственного и частного секторов, развитие механизмов супервизии, наставничества и проектной деятельности создают основу для повышения качества работы органов опеки и попечительства, укрепления института семьи и обеспечения защиты прав и интересов детей.
Приведенные примеры подтверждают, что для сотрудников органов опеки и попечительства актуальны не только компетенции в области социальной защиты, но и знание и понимание правовых аспектов деятельности этих органов, а также взаимодействие с другими секторами экономики. Современные специалисты должны быть готовы к комплексной работе, включая анализ семейных ситуаций, составление карт благополучия и поиска необходимых ресурсов для оказания помощи [15].
Развитие профессиональных и исследовательских компетенций сотрудников органов опеки и попечительства требует также использования ресурсов дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование, наставничество и супервизия помогают сотрудникам оперативно реагировать на запросы отрасли и эффективно решать профессиональные задачи.
Так, в 2024 году преподаватели Томского государственного педагогического университета успешно реализовали программу повышения квалификации для государственных служащих системы социальной защиты и молодежной политики «Деятельность органов по делам молодежи в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом современных социальных тенденций развития общества». В 2023 г. специалисты социальных служб в рамках программы повышения квалификации «Социальные услуги оказания помощи семьям с ребенком-инвалидом, детьми с ОВЗ: «Домашнее визитирование», «Раннее вмешательство», «Мэри Поппинс» как новые формы оказания помощи семьям» познакомились с новыми формами оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с особыми потребностями в развитии, с инвалидностью и др.
Для эффективной работы органов опеки и попечительства необходимо внедрение комплексного подхода, который включает взаимодействие различных отраслей и ведомств, таких как образование, здравоохранение, социальное обслуживание и правоохранительные органы. Такое межведомственное сотрудничество позволяет создать поддерживающее и безопасное социальное пространство для детей и семей из группы риска, обеспечивая комплексную помощь и поддержку на разных уровнях.
Компетентностный подход
Компетентностный подход уже много лет является неотъемлемой характеристикой образования, так как позволяет готовить специалиста согласно установленным требованиям и готового к активной практической деятельности. Поэтому не теряют актуальности вопросы, касающиеся того, как, какими методами и в каких формах наиболее эффективно реализовать этот подход, в том числе в отношении магистерского обучения. На наш взгляд, основанный на опыте и разделяемый рядом авторов, наиболее востребованные формы работы с магистрантами – это тренинги, практикумы, моделирование, решение кейсов и проектная деятельность. Такие форматы работы обеспечивают деятельностный характер погружения в материал, что влияет на формирование необходимых для специалиста компетенций. Проектная деятельность в магистерских программах позволяет осуществлять поиск эффективных решений, становится механизмом интеграции новых технологий сопровождения семей с целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. Особое значение здесь имеет проектирование на основе реальных запросов партнерских организаций, что максимально сближает процесс обучения в магистратуре и профессиональную практику [16].
Исследовательский подход
Развитие профессиональных и исследовательских компетенций сотрудников органов опеки и попечительства требует оперативного реагирования на вызовы и запросы отрасли. Для обучающихся программы магистратура – это пространство новых видов деятельности, в том числе исследовательской. «Магистратура – это возможность продолжить, обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами, а для опытных педагогов – это желание проанализировать свою деятельность, получить ответы на актуальные вопросы, научиться педагогическому исследованию» [17; 18]. С.И. Поздеева подчеркивает, что только участие в инновационной деятельности, вовлеченность в активное исследование будет способствовать развитию и совершенствованию профессиональных компетенций специалистов [19]. При этом для формирования исследовательских компетенций и овладения исследовательской деятельностью важна именно «вовлеченность, а не только активность» [20], так как именно такое «проживание» исследовательской работы позволит магистранту – работнику органов опеки и попечительства действительно эффективно реагировать на постоянно возникающие новые профессиональные вызовы, обновляя и обогащая через поиск и исследования свой опыт и знания.
Таким образом, для достижения значимых результатов в сфере опеки и попечительства необходимо продолжать совершенствование профессиональных компетенций сотрудников через образовательные программы, внедрение инновационных технологий и усиление межотраслевого взаимодействия. Роль магистерских программ в подготовке специалистов в данной области становится все более важной, так как они помогают сформировать у будущих сотрудников навыки, которые необходимы для эффективной работы с семьями в трудной жизненной ситуации и для обеспечения защиты прав детей.
About the authors
Marina Stanislavovna Sadieva
Tomsk State Pedagogical University
Email: sadievams@tspu.ru
candidate of psychological sciences, associate professor of Psychological and Pedagogical Education Department, vice-rector for educational activities
Russian FederationNatalia Andreevna Fedorova
Tomsk State Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: n.fedorova@tspu.ru
senior lecturer of Preschool Education Department, director of Center for Continuing Education and Competency Development
Russian FederationReferences
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/ constitution.
- Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021–2025 годы по её реализации: распоряжение правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71643618.
- О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 17.05.2023 № 358 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406888976.
- Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Волчкова И.В., Поздеева С.И., Семенова Н.А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 129–136. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant. ru/12136354.
- Количество детей-сирот в России по итогам 2023 года снизилось более чем на 4% [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/press/8483/ kolichestvo-detey-sirot-v-rossii-po-itogam-2023-goda-snizilos-bolee-chem-na-4.
- В восьми регионах РФ число детей без попечения родителей сократилось на 25% [Электронный ресурс] // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/21344283.
- Семенова Н.А. Благополучие и безопасность детства: педагогические аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 22–31.
- Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. С. 170–182. doi: 10.17759/pse.202 2270613.
- Шульга Т.И. Современные подходы к развитию обучающихся с особыми образовательными потребностями // Стратегия развития образования для будущего России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16–17 марта 2023 г. Электронное издание сетевого распространения. Ч. 1. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. С. 1388–1393.
- Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 1. С. 7–22. doi: 10.17759/ssc.2022030101.
- Жильцов В.А. Региональная система квалификаций – инновационное решение для инновационной экономики // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 32–34.
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Эффективность работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, преодоления социального сиротства органов исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы в 2011 г. М.: Вариант, 2012. 184 с.
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 112–126. doi: 10.17759/psylaw.20190 90309.
- Семья Г.В., Шульга Т.И. Организация межведомственной системы взаимодействия специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, в отношении несовершеннолетних и преодоления социального сиротства. М.: Вариант, 2011. 132 с.
- Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. С. 19–28.
- Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 144–152.
- Поздеева С.И. Анализ исторического контекста выделения магистратуры как пространства научно-образовательной деятельности: обзор книги Уильяма Кларка «Академическая харизма и истоки исследовательского университета» (пер. с англ.; под науч. ред. М. Добряковой. М.: Издат. Дом высшей школы экономики, 2017. 736 с.) // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 2 (24). С. 200–203. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-200-203.
- Поздеева С.И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
- Семенова Н.А. Вовлечение студентов педагогического вуза в исследовательскую работу экспериментальных площадок // Наука и образование: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. «Ценностные основания современного образования: новые концепты, результаты и практики» (г. Томск, 18–22 апреля 2022 г.). Томск: ТГПУ, 2022. С. 168–172.
Supplementary files
