Подходы к реализации магистерской программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются современные вызовы, связанные с развитием профессиональных компетенций сотрудников опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Необходимые компетенции могут формироваться в условиях магистерской программы. Данная программа может быть основана на комплексном, компетентностном и исследовательском подходах. Представлен опыт реализации обозначенных подходов в рамках магистерской программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» в Томском государственном педагогическом университете. Освещены практики межведомственного, надотраслевого взаимодействия с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, как способ реализации комплексного подхода; деятельностные форматы работы с магистрантами как путь реализации компетентностного подхода; вовлечение магистрантов в исследовательскую работу как механизм реагирования на социальные вызовы в меняющихся условиях. Профессиональная деятельность рассматривается с позиции социального пространства, национальной системы профессиональных квалификаций, отраслевой рамки квалификаций, высшего и дополнительного профессионального образования, рынка труда и компетентностных дефицитов. Приводятся примеры успешных государственных инициатив и программ, направленных на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, раскрываются ресурсы проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере защиты детства.

Полный текст

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня в фокусе внимания не только педагогического сообщества, но и всего общества и государственной политики в целом. Актуальность вопросов, связанных с обеспечением благополучия детства, подчеркивается в утвержденных в последние годы документах. В июле 2020 года были приняты поправки к Конституции РФ, где подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» [1]. В «Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р) обозначена задача повышения эффективности межведомственного взаимодействия и профессиональной компетентности специалистов, работающих в данном направлении [2]. В «Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» представлены ключевые проблемы, влияющие на ситуацию с обеспечением безопасности и благополучия детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере безопасности детей. Особое внимание уделяется «совершенствованию мер по обеспечению безопасности детей-сирот», «совершенствованию механизмов оказания правовой и психологической помощи» [3].

Все указанные документы актуализируют поиски максимально эффективных решений для достижения обозначенных государством целей. В сфере высшего педагогического образования – это формирование перечня востребованных образовательных программ, в рамках освоения которых у будущих специалистов будут формироваться необходимые компетенции [4]. В контексте изменения рынка педагогического труда и развития взглядов на востребованные направления педагогической, в том числе магистерской подготовки, в Томском государственном педагогическом университете в 2024 г. была открыта магистерская программа «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних».

Целью настоящей статьи является анализ современных подходов к подготовке кадров для системы опеки и попечительства, а также обоснование необходимости комплексного подхода к развитию профессиональной, в том числе исследовательской культуры работников органов опеки и попечительства в рамках реализации магистерской программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних». Объектом исследования является система непрерывного профессионального образования сотрудников органов опеки и попечительства. Методы исследования включают анализ нормативно-правовых документов, статистических данных и публикаций, посвященных вопросам опеки и попечительства.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудники органов опеки и попечительства как государственные гражданские или муниципальными служащие обязаны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей [5].

Безусловно, качество работы любой структуры определяется результатами. Согласно официальным данным, «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по итогам 2023 года снизилась более чем на 4%» [6], а в первом квартале 2024 года на четверть меньше, чем в этот же период 2023 года. По словам замминистра просвещения РФ А.В. Бугаева, «данная динамика стала результатом проведения комплексной работы по профилактике социального сиротства» [7]. Можно отметить, что уже реализуемые практики являются эффективными. В научных публикациях также показана эффективность исследовательской разноплановой работы, посвященной вопросам безопасности и благополучия детства. Так, Н.А. Семенова обобщает направления научных исследований благополучия и безопасности детства и описывает социально-экономические, психологические, педагогические аспекты исследования и разработки [8].

Тем не менее в ряде публикаций отмечены проблемные стороны подготовки специалистов органов опеки и попечительства. Г.В. Семья подчеркивает отсутствие системы профильной профессиональной подготовки специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [9]. Подготовка специалистов осложняется востребованностью новых профессиональных компетенций в сфере цифровизации, медиа, межведомственного взаимодействия, коммуникации с различными участниками процесса сопровождения (разных конфессий, возрастов, интересов, психологических особенностей и др.). Т.И. Шульга отмечает разноплановость контингента детей, которые находятся во внимании специалистов системы социальной защиты: дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки с отклоняющимся поведением, талантливые дети, которые также находятся в группе риска) [10]. Кроме того, авторы рассматривают и проблему различия полномочий специалистов, работающих в органах опеки и попечительства [11].

Укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия являются традиционными и ключевыми направлениями для достижения устойчивого развития общества. Но сейчас система опеки и попечительства сталкивается с новыми вызовами, требующими реализации новых подходов. Для определения таких подходов был осуществлен анализ трудностей и компетентностных дефицитов, характерных для работников органов опеки и попечительства.

Анализируя национальную систему профессиональных квалификаций, отраслевую рамку квалификаций сотрудников отделов опеки и попечительства, можно отметить, что они в основном относятся к пятому–шестому квалификационным уровням, то есть являются выпускниками программ высшего образования [12]. Однако сравнительный анализ профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), штатной структуры органов опеки и попечительства, а также должностных инструкций выявил существенные компетентностные дефициты, которые не покрываются современными образовательными программами.

Также проведенный анализ показал, что, следуя динамике жизни, постоянно возникают новые социальные проблемы. Например, такие, с которыми столкнулись семьи в период пандемии и специальной военной операции. Тем не менее в полной мере возникающие проблемы не всегда находят оперативное отражение в содержании профессиональной подготовки специалистов. В частности, современные образовательные программы не включают в необходимом объеме направления, связанные с работой в условиях кризиса; в области цифровых технологий для дистанционного сопровождения семей; умений работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, обусловленных последними событиями в стране и мире.

Существующий разрыв между компетенциями, которыми обладают действующие специалисты, и реальными запросами практики затрудняет эффективное выполнение профессиональных функций.

Тема компетентностных дефицитов сотрудников социальной сферы активно исследуется отечественными учеными. Так, Т.И. Шульга в своих работах подчеркивает необходимость формирования у специалистов навыков стрессоустойчивости и адаптивности, что является ключевым фактором в их профессиональной устойчивости. Г.В. Семья акцентирует внимание на важности междисциплинарного подхода в подготовке кадров для социальной защиты, отмечая, что существующие образовательные программы не учитывают изменений в социальной структуре общества и специфики работы с семьями в условиях кризиса.

Еще одна проблема в рамках компетентностного дефицита сотрудников органов опеки и попечительства несовершеннолетних основана на правовых коллизиях. В настоящее время наблюдается недостаточная согласованность в правовом регулировании деятельности органов системы профилактики, особенно учитывая, что данная система объединяет различные ведомства и отрасли экономики. Сотрудники органов опеки и попечительства, являясь муниципальными или государственными служащими, обязаны строго действовать в рамках существующего правового поля, не имея полномочий выходить за его границы. При этом деятельность на уровне муниципальных органов опеки и попечительства не включает законотворческую функцию, что делает изменения в утвержденных алгоритмах сопровождения семей в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении длительным процессом, проходящим через многочисленные этапы согласования [13].

Одним из решений данных проблем, по мнению Г.В. Семья, является разработка и реализация магистерских программ, в которых бы рассматривались дисциплины как психолого-педагогической направленности, так и юриспруденции в силу решения широкого спектра вопросов при сопровождении несовершеннолетних, возрастающее разнообразие потребностей. В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Е.А. Зинченко в качестве решения описывают модульный подход к формированию магистерской программы соответствующей направленности [14]. Так, в 2018 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете была открыта первая очная магистратура по профилю «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» (направление подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование).

Разделяя мнения вышеуказанных авторов, в качестве основных подходов при разработке магистерской программы Томский государственный педагогический университет выделяет, во-первых, комплексный подход к подготовке кадров, при котором интегрированы усилия различных ведомств и организаций; во-вторых, компетентностный подход, ориентирующих на выбор актуального содержания и форм работы; в-третьих, исследовательский подход, выделяющий соответствующие компетенции как одни их значимых для работников опеки и попечительства.

Рассмотрим реализацию данных подходов подробнее.

  1. Комплексный подход

В основе программы лежат следующие содержательные направления: законодательство в РФ в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов несовершеннолетних и правовые основы деятельности органов опеки и попечительства; семейное право; психологические основы профессиональной деятельности, в том числе специальные, медиативные технологии; управление командой и личная эффективность; семья как субъект опеки и попечительства; актуальные вопросы социальной и профилактической медицины; современные технологий сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; методология научного исследования и др. В рамках магистерской программы обучающихся знакомят с возможностями межотраслевого сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это включает взаимодействие представителей различных отраслей в интересах ребенка и семьи, что создает многогранный подход к решению проблем. Штабная структура управления в данном контексте позволяет эффективно использовать все доступные ресурсы, действуя в рамках правового поля.

Анализ опыта организаций сферы защиты детства субъектов Российской Федерации в части использования новых технологий и подходов в работе с семьями группы риска лег в основу образовательного контента программ непрерывной системы профессионального развития специалистов опеки и попечительства.

Содержательные кейсы:

  • Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО). В рамках совместной аналитической работы разрабатываются и реализуются проектные инициативы, направленные на оказание комплексной помощи детям и их семьям, дополняя и расширяя стандартные государственные программы, что позволяет повысить их доступность и эффективность.
  • Функционирование школьных служб примирения. В Томской области на протяжении многих лет успешно осуществляет свою деятельность ресурсный центр «Согласие». Уникальность технологии заключается в том, что дети из группы риска не только являются целевой аудиторией, с которой работают представители школьных служб примирения, но и постепенно становятся медиаторами, обучаясь рациональному разрешению конфликтов между различными субъектами образовательного пространства.
  • Технология социального театра, реализуемая в ряде регионов Российской Федерации. В частности, в Томской области, а именно в городе Северске, эта практика была инициирована более десяти лет назад. В группу участников социального театра были включены дети группы риска, включая детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Через социальный театр, совместно с педагогами и сотрудниками органов опеки, подростки выявляли и прорабатывали актуальные для них проблемы в социальном пространстве, такие как материальная обеспеченность, алкоголизм, ранняя незапланированная беременность и другие.
  • Проект «Территория роста», реализованный на муниципальном уровне, в рамках которого сотрудники органов опеки и попечительства, кураторы случая, социальные педагоги, психологи и социально-ориентированные некоммерческие организации совместно создавали поддерживающее социальное пространство для подростков из семей группы риска. Участие в проекте позволило детям открыть для себя наставников среди взрослых, работающих в различных социальных организациях.

Немаловажную роль в системе непрерывного профессионального развития специалистов опеки и попечительства является методическое сопровождение и наставничество, которые обеспечивают успешную адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности и их закрепление в органах опеки. Одним из эффективных инструментов в данной сфере является супервизия, которая более 10 лет применяется в ряде муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Супервизия предполагает участие не только опытных сотрудников, но и специалистов смежных областей, таких как психологи, специализирующиеся в семейной терапии. Это позволяет всесторонне анализировать сложные случаи, разрабатывать стратегии их решения, а также снижать эмоциональные и психологические нагрузки сотрудников. Данный подход способствует повышению качества предоставляемых услуг и укреплению кадрового состава органов опеки.

Таким образом, интеграция ресурсов государственного и частного секторов, развитие механизмов супервизии, наставничества и проектной деятельности создают основу для повышения качества работы органов опеки и попечительства, укрепления института семьи и обеспечения защиты прав и интересов детей.

Приведенные примеры подтверждают, что для сотрудников органов опеки и попечительства актуальны не только компетенции в области социальной защиты, но и знание и понимание правовых аспектов деятельности этих органов, а также взаимодействие с другими секторами экономики. Современные специалисты должны быть готовы к комплексной работе, включая анализ семейных ситуаций, составление карт благополучия и поиска необходимых ресурсов для оказания помощи [15].

Развитие профессиональных и исследовательских компетенций сотрудников органов опеки и попечительства требует также использования ресурсов дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование, наставничество и супервизия помогают сотрудникам оперативно реагировать на запросы отрасли и эффективно решать профессиональные задачи.

Так, в 2024 году преподаватели Томского государственного педагогического университета успешно реализовали программу повышения квалификации для государственных служащих системы социальной защиты и молодежной политики «Деятельность органов по делам молодежи в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом современных социальных тенденций развития общества». В 2023 г. специалисты социальных служб в рамках программы повышения квалификации «Социальные услуги оказания помощи семьям с ребенком-инвалидом, детьми с ОВЗ: «Домашнее визитирование», «Раннее вмешательство», «Мэри Поппинс» как новые формы оказания помощи семьям» познакомились с новыми формами оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с особыми потребностями в развитии, с инвалидностью и др.

Для эффективной работы органов опеки и попечительства необходимо внедрение комплексного подхода, который включает взаимодействие различных отраслей и ведомств, таких как образование, здравоохранение, социальное обслуживание и правоохранительные органы. Такое межведомственное сотрудничество позволяет создать поддерживающее и безопасное социальное пространство для детей и семей из группы риска, обеспечивая комплексную помощь и поддержку на разных уровнях.

  1. Компетентностный подход

Компетентностный подход уже много лет является неотъемлемой характеристикой образования, так как позволяет готовить специалиста согласно установленным требованиям и готового к активной практической деятельности. Поэтому не теряют актуальности вопросы, касающиеся того, как, какими методами и в каких формах наиболее эффективно реализовать этот подход, в том числе в отношении магистерского обучения. На наш взгляд, основанный на опыте и разделяемый рядом авторов, наиболее востребованные формы работы с магистрантами – это тренинги, практикумы, моделирование, решение кейсов и проектная деятельность. Такие форматы работы обеспечивают деятельностный характер погружения в материал, что влияет на формирование необходимых для специалиста компетенций. Проектная деятельность в магистерских программах позволяет осуществлять поиск эффективных решений, становится механизмом интеграции новых технологий сопровождения семей с целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. Особое значение здесь имеет проектирование на основе реальных запросов партнерских организаций, что максимально сближает процесс обучения в магистратуре и профессиональную практику [16].

  1. Исследовательский подход

Развитие профессиональных и исследовательских компетенций сотрудников органов опеки и попечительства требует оперативного реагирования на вызовы и запросы отрасли. Для обучающихся программы магистратура – это пространство новых видов деятельности, в том числе исследовательской. «Магистратура – это возможность продолжить, обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами, а для опытных педагогов – это желание проанализировать свою деятельность, получить ответы на актуальные вопросы, научиться педагогическому исследованию» [17; 18]. С.И. Поздеева подчеркивает, что только участие в инновационной деятельности, вовлеченность в активное исследование будет способствовать развитию и совершенствованию профессиональных компетенций специалистов [19]. При этом для формирования исследовательских компетенций и овладения исследовательской деятельностью важна именно «вовлеченность, а не только активность» [20], так как именно такое «проживание» исследовательской работы позволит магистранту – работнику органов опеки и попечительства действительно эффективно реагировать на постоянно возникающие новые профессиональные вызовы, обновляя и обогащая через поиск и исследования свой опыт и знания.

Таким образом, для достижения значимых результатов в сфере опеки и попечительства необходимо продолжать совершенствование профессиональных компетенций сотрудников через образовательные программы, внедрение инновационных технологий и усиление межотраслевого взаимодействия. Роль магистерских программ в подготовке специалистов в данной области становится все более важной, так как они помогают сформировать у будущих сотрудников навыки, которые необходимы для эффективной работы с семьями в трудной жизненной ситуации и для обеспечения защиты прав детей.

×

Об авторах

Марина Станиславовна Садиева

Томский государственный педагогический университет

Email: sadievams@tspu.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, проректор по образовательной деятельности

Россия

Наталия Андреевна Федорова

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.fedorova@tspu.ru

старший преподаватель кафедры дошкольного образования, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций

Россия

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/ constitution.
  2. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021–2025 годы по её реализации: распоряжение правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71643618.
  3. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 17.05.2023 № 358 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406888976.
  4. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Волчкова И.В., Поздеева С.И., Семенова Н.А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 129–136. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant. ru/12136354.
  6. Количество детей-сирот в России по итогам 2023 года снизилось более чем на 4% [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/press/8483/ kolichestvo-detey-sirot-v-rossii-po-itogam-2023-goda-snizilos-bolee-chem-na-4.
  7. В восьми регионах РФ число детей без попечения родителей сократилось на 25% [Электронный ресурс] // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/21344283.
  8. Семенова Н.А. Благополучие и безопасность детства: педагогические аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 22–31.
  9. Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. С. 170–182. doi: 10.17759/pse.202 2270613.
  10. Шульга Т.И. Современные подходы к развитию обучающихся с особыми образовательными потребностями // Стратегия развития образования для будущего России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16–17 марта 2023 г. Электронное издание сетевого распространения. Ч. 1. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. С. 1388–1393.
  11. Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 1. С. 7–22. doi: 10.17759/ssc.2022030101.
  12. Жильцов В.А. Региональная система квалификаций – инновационное решение для инновационной экономики // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 32–34.
  13. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Эффективность работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, преодоления социального сиротства органов исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы в 2011 г. М.: Вариант, 2012. 184 с.
  14. Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 112–126. doi: 10.17759/psylaw.20190 90309.
  15. Семья Г.В., Шульга Т.И. Организация межведомственной системы взаимодействия специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, в отношении несовершеннолетних и преодоления социального сиротства. М.: Вариант, 2011. 132 с.
  16. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. С. 19–28.
  17. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 144–152.
  18. Поздеева С.И. Анализ исторического контекста выделения магистратуры как пространства научно-образовательной деятельности: обзор книги Уильяма Кларка «Академическая харизма и истоки исследовательского университета» (пер. с англ.; под науч. ред. М. Добряковой. М.: Издат. Дом высшей школы экономики, 2017. 736 с.) // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 2 (24). С. 200–203. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-200-203.
  19. Поздеева С.И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
  20. Семенова Н.А. Вовлечение студентов педагогического вуза в исследовательскую работу экспериментальных площадок // Наука и образование: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. «Ценностные основания современного образования: новые концепты, результаты и практики» (г. Томск, 18–22 апреля 2022 г.). Томск: ТГПУ, 2022. С. 168–172.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Садиева М.С., Федорова Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.