Transformation of the dual-vector giftedness of preschoolers from the level of «natural gift» to the level of «ability»
- Authors: Kalinina L.Y.1
-
Affiliations:
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Issue: Vol 13, No 3 (2024)
- Pages: 178-182
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/656076
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133307
- ID: 656076
Cite item
Full Text
Abstract
The expediency of appealing to the fundamental patterns of transformation of natural and social objects in explaining the transition of giftedness from the level of «natural talent» to the level of «ability» is substantiated. The issue of transformation of the little-studied phenomenon of «duo-vectoral giftedness» in the context of a broader concept of «giftedness» is considered. An attempt is made to reveal the mechanisms of changes in the natural gift of a child, the fundamental nature of which allows us to make an assumption about why the tendency of types of giftedness is natural to manifest itself not in a single field of activity, but remaining interconnected, forming stable duo-vector pairs. The author clarifies the concepts of «duo-vectorial talent», «natural talent», «duo-vectorial abilities». The interpretations of the concept «transformation» in cybernetics, biology, psychology, pedagogy are given in the perspective of the initial formulations and in the projection on the studied phenomenon of duo-vectorial giftedness, in its dynamics and various manifestations. They show: the absence of contradictions between the scientific substantiation of the emerging concept of transformation of duo-vectorial giftedness of preschool children and already known scientific concepts of the phenomenon of «transformation». Based on the materials of the article, the transformation of a child's natural gift into a duo-vector giftedness of the «ability» level is characterized as a process of behavior change based on the fundamental patterns of the existence of complex objects and guided by pedagogical technology, manifested in its transition to a qualitatively new level in two interrelated spheres.
Full Text
Актуальность (постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами)
Современные приоритеты научно-технологического развития России обеспечиваются кадровыми ресурсами [1]. Высокую результативность научных исследований и разработок, необходимую для достижения самостоятельности нашей страны в критически важных сферах жизнеобеспечения, создают талантливые люди, с умением творить новое, воспитанным образовательной системой на основе природного дара. Чтобы приток будущих талантов был стабильным и предсказуемым, важно выявлять одаренность еще до поступления ребенка в школу и осуществлять педагогическую работу с природным даром дошкольников, направленную на его преобразование в более совершенную форму – способности.
Применительно к одаренности, с учетом многогранности этого понятия, преобразование бывает различных масштабов: одаренности в целом, как суммы всех фактов деятельности, развития ученика [2, p. 65]; отдельных видов одаренности (музыкальной [3], математической [4; 5], спортивной [6], лингвистической [7], в области изобразительного искусства [8]); комплексных форм, таких как одаренность в двух сферах деятельности – дуовекторная [9].
Дуовекторная одаренность представляет собой телеологически детерминированный, целостный и внутренне структурированный феномен, обладающий направленностью к высоким достижениям в двух взаимосвязанных сферах деятельности, многоуровневостью, интегрирующий способности и качества, необходимые в деятельности, результатами которой являются: успех в обучении; эстетическое познание; освоение, творение мира и самого себя; духовно-нравственное усовершенствование.
Природный дар, включающий дуовекторные задатки, – предиктор дуовекторной одаренности, формирующийся к возрасту 6–7 лет как диалектическое единство биологических структур высокоорганизованного, сверхпродуктивного мозга и доступного непосредственным наблюдениям «поискового поведения» по двум направлениям деятельности, с превышающими возрастную норму результатами адаптации ребенка в среде.
Дуовекторные способности – это уровень дуовекторной одаренности, проявляющийся как высокие возможности интеллекта к биологической адаптации, структурированию среды, ассимиляции на основе данных опыта в двух предпочитаемых сферах деятельности, накопленного при обучении; механизм, «впитывающий» новое из окружающей среды, чтобы, изменившись под влиянием нового, самому воздействовать на внешний мир, приспосабливать его для своего существования. Данная форма способностей начинает формироваться у дошкольников около 6–7 лет, биологически обеспечена нейронными функциональными системами.
В рамках статьи мы сосредоточимся на вопросе преобразования дуовекторной одаренности, поскольку она мало изучалась, и это является препятствием в общем понимании феномена «одаренность». Полагаем, если удастся понять механизмы, обеспечивающие совокупность изменений, происходящих с одаренностью дуовекторных форм, то найдется объяснение редкости ситуаций, когда «человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другим» (А.И. Савенков [10, с. 114]).
Выявление закономерностей преобразования одаренности дуовекторных форм может открыть новые перспективы личностного и профессионального развития обучающегося.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение не разрешенных ранее частей общей проблемы
Преобразование дуовекторной одаренности дошкольников от уровня «природный дар» к уровню «способности» рассмотрим в свете идей: кибернетики, объясняющей, как себя проявляют механизмы развития, организации и обработки информации благодаря умственным способностям нервной системы (И.Б. Гуревич, акад. Ю.И. Журавлев [11]); биологии, рассматривающей преобразование как условие качественного скачка в развитии материи (В.В. Булыгин [12]); психологии, для которой преобразование является процессом качественного изменения объекта (В.А. Жмуров [13]); педагогики, именующей преобразованием изменение деятельности в рамках педагогической системы (П.И. Пидкасистый [14]).
Понять, что происходит с одаренностью, когда на нее воздействует педагогическая технология, помогает само понятие «преобразование» (англ. «transformation»), которое используется разными науками. Соответственно, варьируется его смысл. Обращение к публикациям позволило определить, что преобразование связывают с деятельностью мозга; поэтому чем детальнее мы представляем себе феномен преобразования, тем более отчетливо можем рассматривать, как работает мозг детей, проявляющих одаренность, например, в ее дуовекторных формах.
И.Б. Гуревич, Ю.И. Журавлев охарактеризовали преобразование в качестве способа повышения информативности объектов со сложной структурой, извлечения информации и знаний из экспериментальных данных [11].
Это дает возможность решать прикладные интеллектуальные задачи диагностики, идентификации, прогнозирования, принятия решений; устанавливать зависимости и закономерности. Ученые иллюстрируют теорию вопроса примером ранней диагностики изменений в состоянии мозга, что важно для нас в качестве подтверждения принципиальной возможности диагностировать подобные изменения, а именно указывающие на зарождающуюся тенденцию преобразования природного дара в одаренность более высокого уровня. Т.е. наша мысль о раннем выявлении дуовекторной одаренности не противоречит идеям, сформировавшимся в области кибернетики.
Согласно И.Б. Гуревичу, Ю.И. Журавлеву [11], в кибернетике преобразование – это изменение значений переменных, характеризующих сложную управляющую систему: техническую, биологическую, административную, социальную, экологическую, экономическую. Переменные на входе процесса (ресурсы, труд) преобразуются в переменные на выходе (продукт, соответствующий или не соответствующий стандартам качества). Формами преобразования могут быть решение задачи, разработка модели. Главную роль в процессе преобразования выполняет ноу-хау, или секрет производства (совокупность условий, средств, методов, форм деятельности), обеспечивая:
– допустимые преобразования, которые не выводят преобразуемые объекты за пределы рассматриваемого класса;
– преобразования-подобия – изменение характеристик объекта посредством умножения его параметров на такие величины, которые делают математическое описание, если оно имеется, тождественным для модели и для моделируемого объекта;
– преобразование, которое сохраняет преобразуемый объект неизменным по сути (но внешне более изящным, как в математическом преобразовании);
– обратное преобразование, выполненное после прямого, – возвращает объект в исходное состояние.
Процесс преобразования укоренен в биологической природе человека. Биологией преобразование рассматривается фундаментально как условие возникновения жизни, предвидения, перехода материи на более высокий уровень организованности (В.В. Булыгин [12]). Природный дар ребенка, свернутый в геноме, задатках, нуждается в преобразовании, чтобы восприниматься как одаренность. Лишь на более высоком уровне «способности» он будет инструментом предвидения, улучшенной ориентации ребенка в среде. «Поисковое поведение» дошкольников (активное, но без четкой направленности) преобразуется в «одаренное поведение», устойчиво направленное к одной сфере деятельности или к взаимосвязанным сферам деятельности, соответствующим дуовектору. Механизм предвидения у детей с дуовекторной одаренностью обеспечен надежнее. Так, дуовекторная музыкально-математическая одаренность в процессе импровизации на детских музыкальных инструментах дает ребенку две возможности: интуитивно предслышать развитие музыки и логически предполагать, в какую форму сложатся отдельные ритмо-интонации. Это обеспечивает целостность музыкального высказывания, его непрерывность, плавность, выразительность.
Некоторые аспекты преобразования уточняются в психологии, рассматривающей преобразование как процесс качественного изменения объекта: физическая энергия преобразуется в паттерны нервных импульсов, представляющих сенсорный опыт; информация перекодируется, например, сенсорный опыт переходит в речевую форму [13].
С точки зрения педагогики процесс преобразования – это перевод педагогической системы из одного состояния в другое, более совершенное. Кроме педагогической структуры и способов управления, преобразовываться может деятельность обучающегося и педагога [14].
Т.е. в широком междисциплинарном смысле преобразование дуовекторной одаренности – это процесс воздействия на ее механизмы новой информацией для обработки нервной системой и дальнейшего скачкообразного перехода на качественно новый уровень деятельности одаренного ученика в двух взаимосвязанных сферах.
Формирование цели статьи (постановка задания)
Цель нашего исследования: рассмотреть научные основы преобразования дуовекторной одаренности дошкольников от уровня «природный дар» к уровню «способности».
Гипотеза: мы предположили, что формирующаяся концепция преобразования дуовекторной одаренности дошкольников от уровня «природный дар» к уровню «способности» не противоречит концепциям феномена «преобразование» в кибернетике, биологии, психологии и педагогике; является междисциплинарной проекцией существующего знания.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Приведенные точки зрения на феномен преобразования позволяют определить его сущность в контексте проблемы дуовекторной одаренности дошкольников.
Если применить вышеприведенную схему преобразования, принятую в кибернетике, к феномену «дуовекторная одаренность», то:
– процесс допустимого преобразования ограничен такой степенью изменения одаренности, когда ее компоненты-уровни «дар», «способности» остаются собой, не переходя, соответственно, в «способности» и «талант» (совокупность условий, средств, методов, форм деятельности воздействует внутри одного уровня, «шлифует» имеющиеся личностные качества, навыки и умения во время повседневной работы педагога с детьми);
– процесс преобразования-подобия состоит в изменении характеристик одаренности в кратное число раз (для дуовекторной музыкально-математической одаренности на уровне «дар» в результате педагогического воздействия удваивается число правильно воспроизведенных поющим ребенком мелодий и точно воспроизведенных им ритмов с помощью хлопков, также – правильно выполненных элементарных вычислений и идентификаций геометрических фигур, цифр по предложенным моделям; преобразовавшаяся одаренность подобна сама себе в начале наблюдений, хотя количественные показатели стали выше; одаренность остается на прежнем уровне или в результате кратного увеличения показателей переходит на новый уровень, например, когда ребенок участвует в конкурсе или выставке творческих работ);
– процесс тождественного преобразования сохраняет одаренность неизменной, а педагогическое воздействие направлено на сохранение желаемого состояния одаренности (которое почему-либо проявляет тенденцию изменяться регрессивно) посредством группировки уже существующих качеств, например, сближения музыкальной и математической одаренности при выполнении заданий, пока эти два вида не соединятся в прочную дуовекторную группу; для ребенка, обучающегося музыке, такой дуовектор может быть необходим при освоении музыкального ритма, счета;
– процесс обратного преобразования после прямого – это воздействие на одаренность средствами, которые возвращают ее в исходное состояние (например, уровня «способности» не удалось достичь из-за необходимости формировать личностные качества и меньшего внимания к навыкам, тогда некоторое время педагог вновь работает с ребенком, как это было на уровне «природный дар» – формирует знания, умения, навыки на простых заданиях и упражнениях).
Нас интересует преобразование природного дара, которое начинается как допустимое, плавное, затем благодаря накопившимся изменениям выражается в скачкообразном преобразовании-подобии, наиболее сильная амплитуда которого приводит к переходу на новый уровень дуовекторной одаренности – дуовекторные способности. Тождественное преобразование запускается только в тех случаях, когда заметен регресс достигнутого состояния одаренности. Обратное преобразование целесообразно применять, если скачок к новому уровню был резким и появившиеся пустоты личностных качеств или навыков и умений не позволяют закрепить успех на достигнутом уровне.
С точки зрения биологии, поиск и создание преобразований для самой природы естественным образом едины. Педагогика, обращаясь за методами к природе, также будет продвигаться в преобразовании одаренности ускоренно, если синхронно использует: (1) поиск = педагогической диагностике природного дара, способностей и (2) преобразование = изменению природного дара, способностей с помощью педагогической технологии.
Природные задатки дуовекторной одаренности стихийно преобразуются под воздействием среды с момента рождения ребенка и даже раньше, когда будущая одаренность настолько свернута, что ее нельзя заметить. В смысле невидимости и непредсказуемости будущей одаренности изначально все люди равны.
Из вышеизложенной теории вопроса следует, что:
– энергия мозга ребенка, проявляющего дуовекторную одаренность, приспособлена к переходу в паттерны нервных импульсов, управляющих (на основе опыта) его поведением, связанным со сферой, в которой интегрируются виды одаренности в дуовекторной паре;
– дошкольник с дуовекторной одаренностью может вербализировать опыт своей деятельности, а также передавать его, используя элементарную художественную деятельность (импровизировать мелодию со словами, создавать рисунок с цифрами, буквами и т.п.).
Так как преобразование в педагогике – это процесс целенаправленного, прогрессивного, алгоритмизированного перевода педагогической системы из одного состояния в другое, более совершенное [15], то преобразование деятельности одаренного ребенка:
– формирует модель взаимодействия «ребенок – мир», реализуемую с осознанными целями;
– маркирует переход одаренности на новый уровень по признаку появления высших форм реагирования, свойственных только человеку (особенно эстетических эмоций);
– отражает преобразующую функцию человека, осуществляемую с помощью орудий (в детском возрасте – игрушек, материалов и оборудования для творчества) или без них.
Деятельность дошкольника, проявляющего дуовекторную одаренность, кроме этих общих качеств, в силу возрастного синкретизма (Ж. Пиаже [16]) как правило, включает художественный компонент, своеобразно преломляющий связанные с ним компоненты дуовектора: ребенок не только внимательно слушает музыку, но и воспринимает ее структуру, по просьбе педагога называет количество прозвучавших частей произведения – тактов, нот, аккордов; элементарные спортивные движения выполняет близко к танцевальным по эстетической завершенности, плавности; напевает стихи, которые разучивает, на собственную мелодию. «Одаренную» деятельность мы рассматриваем как генетически происходящую из направленного на сферу одаренности поведения посредством его преобразования; в ней не все «контролируется сознанием и обусловлено личностью» (К.К. Платонов [17, с. 82–83]).
Деятельность такого рода свойственна ребенку, проявляющему одаренность на уровне «способности», когда он уже многому научился. В этом смысле дуовекторные способности – продукт образования. Дуовекторная одаренность уровня «природный дар» проявляется в поведении, изначально поисковом, когда ребенок еще не определился с предпочтениями, пробует себя в искусстве, спорте, математике, изучении языков. Благоприятная, творческая среда и целенаправленное педагогическое воздействие способствуют преобразованию «поискового поведения» в «одаренное» – по сути, взаимодействие со средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, «реактивное приспособление к миру» [18].
В основе «одаренного поведения» лежат потребности организма ребенка, обладающего одаренностью, над которыми надстраиваются действия, служащие удовлетворению потребностей [19, с. 501–502].
Соответственно, ребенок с дуовекторной музыкально-математической одаренностью неосознанно стремится к удовольствию, которое приносит сочетание в игровой деятельности пения и счета, слушания приятной музыки и выполнения элементарных математических действий, приносящих интеллектуальное удовлетворение от правильного решения. Удовольствие приносят и свободные, ловкие движения, особенно когда с их помощью воссоздается понравившийся нарисованный орнамент. Преобразованиям природного дара способствует готовность мозговых процессов настраиваться на новые действия, необходимые для создания новых ситуаций с компонентом удовольствия. На данном этапе помощь педагога необходима, чтобы приспособленность, диктуемая только интуицией, не шла вразрез со сложившимися канонами профессиональной деятельности. Например, у будущего музыканта может закрепиться навык неправильной постановки рук, позволяющий играть простые мелодии, но в дальнейшем опасный скованностью (т.н. зажатием) при игре.
Для понимания преобразований дуовекторной одаренности имеет значение, что, каким бы ни был предметный материал, он осваивается тождественно в технологическом смысле. Развивающее педагогическое воздействие подходит и для работы с детьми, не проявляющими одаренность, но диагностический процесс будет пробуксовывать, т.к. постоянное усложнение задач уводит обучение дальше и дальше от ребенка, которому нужно много раз повторять одно и то же, объяснять то, что ранее объяснялось, но не нашло понимания. Иная картина, если развивающее педагогическое воздействие применяется в работе с одаренными детьми: именно для них ситуации постоянного изменения обучения благоприятна, ведь их познавательные процессы самой природой и жизненным опытом направлены к зоне ближайшего развития. Их может привести в замешательство образовательная технология, нивелирующая опережающее развитие, построенная на бесконечных повторениях, снижении требований к результатам «одаренной» деятельности.
Итак, преобразование состоит в изменении внутреннего состояния одаренности, ее сущности [20].
Данный процесс всегда будет индивидуализированным, с индивидуально подобранной коллекцией средств педагогического воздействия, и в то же время основанным на общих характеристиках одаренности (трехуровневая структура – «дар», «способности» и «талант», пластичность в условиях педагогического воздействия, повышение роли творческого компонента в зависимости от уровня).
Готовность мозга детей, проявляющих одаренность, к выбросам творческой энергии в моменты спонтанного изменения деятельности (по Д.Б. Богоявленской [21]) преобразуется в устойчивую направленность на творческую деятельность, генерацию идей. Для творчества обладание дуовекторной одаренностью – преимущество, ведь ребенок ориентируется в двух областях деятельности и для него естественно соединять знания, на первый взгляд, не связанные между собой. С учетом сказанного, преобразующее педагогическое воздействие на природный дар представляется скорее деликатным и гибким, чем прямолинейным. Постоянное желание ребенка избегать сконцентрированности лишь на одной деятельности указывает на нестандартную форму его дарования, требующую продуманных индивидуальных способов работы в образовательном процессе.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Сопоставление формирующейся концепции преобразования дуовекторной одаренности дошкольников от уровня «природный дар» к уровню «способности» с научными концепциями феномена «преобразование» в кибернетике, биологии, психологии и педагогике показало, что новое знание не противоречит литературным источникам и воспринимается как междисциплинарная проекция уже существующего знания.
Преобразование природного дара ребенка в дуовекторную одаренность уровня «способности» можно охарактеризовать как основанный на фундаментальных закономерностях существования сложных объектов и направляемый педагогической технологией процесс изменений поведения, проявляющийся в его переходе на качественно новый уровень в двух взаимосвязанных сферах.
В следующих публикациях мы обратимся к возможностям работы педагогов по преобразованию природного дара дошкольников в дуовекторную одаренность уровня «способности» средствами технологий дистанционного обучения и к новым диагностико-развивающим методикам для работы с одаренностью, предназначенным педагогам дошкольного, начального и дополнительного образования.
About the authors
Larisa Yurievna Kalinina
Samara State University of Social Sciences and Education
Author for correspondence.
Email: kalinina@sgspu.ru
candidate of pedagogical sciences, leading researcher of Scientific Research and Grants Department
Russian Federation, SamaraReferences
- О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ президента РФ от 28.02.2024 № 145 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408618353.
- Whipple G.M. Classes for gifted children; an experimental study of methods of selection and instruction. Bloomington: Public School Publishing Company, 1919. 151 p.
- McPherson G.E., Blackwell J., Hallam S. Musical potential, giftedness, and talent development // The Oxford Handbook of Music Performance. 2022. Vol. 1. P. 31–55. doi: 10.1093/oxfordhb/9780190056285.013.3.
- Сергеева Б.В., Микерова Г.Ж., Затеева Т.Г., Гакаме Ю.Д., Мардиросова Г.Б. Модель развития математической одаренности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. doi: 10.17513/spno.31841.
- Кемахлы Ш.Б. Одаренность в области математики // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6. С. 10–14. doi: 10.17513/srps.2400.
- Мазниченко М.А., Садилова О.П., Мушкин В.Г., Мушкина И.А. Представления тренеров по дзюдо о диагностике, развитии и поддержке спортивной одаренности в раннем возрасте // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 7–32. doi: 10.15293/2658-6762.2202.01.
- Dolas F. Metalinguistic awareness as an indicator of linguistic giftedness // Rivista di psicolinguistica applicata. 2023. Vol. XXIII, iss. 1. P. 65–77. doi: 10.19272/202307701004.
- Đorđević J.N. Developing methodology for identifying giftedness in visual art expression domain in preschool age // Science International Journal. 2023. Vol. 2, iss. 4. P. 179–179. doi: 10.35120/sciencej0204173d.
- Калинина Л.Ю., Иванов Д.В., Пудовкина Н.В., Серёгина Л.А., Синякина Е.В., Фритцлер Ю.Х. и др. Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса: монография. Ч. I / отв. ред. Л.Ю. Калинина, Д.В. Иванов. Самара: Артель, 2018. 160 с.
- Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография. М.: Прометей, 2005. 199 с.
- Гуревич И.Б., Журавлев Ю.И. Математические и информационные аспекты исследования мозга // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80, № 5–6. С. 503–513.
- Булыгин В.В. Жизнь и мышление с точки зрения логики // Глобальный научный потенциал. 2014. № 10 (43). С. 66–69.
- Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.
- Методологическое обеспечение преобразований в педагогике // Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 55–61.
- Пушкарева Т.В. Педагогическое преобразование как необходимость совершенствования образовательной действительности // Преподаватель XXI век. 2016. № 2–1. С. 32–37.
- Piaget J.W.F. The psychology of intelligence. London: Routledge and Kegan Paul, 1950. 202 p.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 255 с.
- Колесов С.Г. Теория деятельности и поведение // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. С. 295–297.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
- Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010. 339 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
Supplementary files
