An educational startup as a form of graduate qualification work for students of a pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines and analyzes the experience of the Samara State University of Social Sciences and Education under the Startup as a Diploma program, which has been implemented in Russian universities since 2019. Within its framework, graduate students – future teachers develop educational business projects, presenting and defending them in the form of final qualification papers. The author of the article shares his experience in leading the preparation and defense of a thesis in the form of a startup by students of the Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science of the Samara State University of Social Sciences and Education. It was based on a project to create and market an educational and methodological manual with electronic support for teaching a propaedeutic course «Introduction to Physics» in elementary school. The manual presents the author's program of the summer physical school for students in grades 1–4, lesson summaries and accompanying illustrative materials. In addition to the theoretical and practical aspects of pedagogical research, the final qualification paper in the form of a startup contains a financial and economic justification for the project, the development of which was carried out with the support of specialists in this field. The analysis of the results of the experiment on the introduction of the methodology of final certification of graduates based on the program «Startup as a diploma» in the Samara State University of Social Sciences and Education allowed the author of the article to identify the positive and negative aspects of its implementation in a pedagogical university.

Full Text

В российской системе высшего образования продолжается поиск и разработка новых форм, методов и технологий преподавания учебных дисциплин, формирования универсальных и профессиональных компетенций, проверки и оценки достигнутых образовательных результатов. Нововведениями последних лет в вузах (в том числе педагогических) стали промежуточная и итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена, а также защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме стартапа. Это практико-ориентированные способы оценки уровня профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза, которые в настоящее время рассматриваются руководством системой образования в качестве приоритетных.

Программа «Стартап как диплом» впервые была апробирована в 2017 г. в Дальневосточном федеральном университете, а с 2019 г. активно реализуется во многих российских вузах, где представлены экономические и технические направления подготовки. В последние годы данная программа используется и для итоговой аттестации студентов, обучающихся по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки». Разработка стартапа в сфере образования – необычная и достаточно сложная задача, с которой тем не менее успешно справляются студенты Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ), где впервые защита ВКР в таком формате состоялась в 2023 г.

За последние пять лет в научных журналах и сборниках материалов различных конференций появилось немалое количество публикаций, в которых освещаются результаты защиты дипломов в форме студенческих стартапов. Авторы статей делятся практическим опытом, обобщают итоги своей работы и анализируют проблемы внедрения данной образовательной практики в вузах страны. Так, О.С. Звягинцева рассмотрела преимущества подготовки ВКР в форме стартапа и возникающие в этой связи проблемы, с которыми могут столкнуться университеты, на примере Ставропольского государственного аграрного университета [1]. Е.Г. Шершнева и А.А. Пархаева поделились опытом развития инновационного и предпринимательского потенциала студентов в процессе подготовки стартапов на базе Уральского федерального университета [2]. В.Г. Тютюков, С.В. Галицын, Д.В. Чилигин, А.В. Иванов, А.А. Кошелев, П.В. Бородин рассмотрели возможность внедрения программы «Стартап как диплом» в вузе физической культуры [3]. М.С. Гусева и Е.Г. Репина посвятили свою статью условиям и специфике реализации проекта в университетах социально-экономического профиля [4]. Ю.В. Разумова, Е.А. Фаткулина и Е.Г. Лаврушина проанализировали опыт подготовки стартапов студентами Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и отметили необходимость организации подобных видов деятельности обучающихся в рамках учебного процесса [5]. В.Р. Аветисян, Ю.П. Грабоздин, А.А. Семенов выявили в своей публикации особенности разработки стартапов студентами педагогического университета [6].

В целом, практически все авторы отмечают, что подготовка и защита выпускной квалификационной работы в форме стартапа является для студентов прекрасной возможностью научиться создавать бизнес-проекты, проявив при этом свои творческие и предпринимательские способности, а также применить на практике полученные знания, умения, навыки и сформированные в процессе обучения компетенции [7–17]. Опыт реализации проекта «Старап как диплом» в СГСПУ и сделанные его участниками выводы также могут оказаться полезными другим вузам, особенно педагогическим, поскольку многие из них только начинают присоединяться к данной программе. Трансформация педагогических идей в коммерческие проекты – задача непростая, но решаемая.

Целью данной статьи является представление и анализ результатов первого опыта подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов СГСПУ в форме стартапов.

Стартап (в переводе с английского языка «стартующий») – это бизнес-проект или компания с короткой историей деятельности. Суть любого стартапа состоит в разработке новых решений имеющейся проблемы или неких продуктов, которые можно предложить потенциальным покупателям и при этом получить прибыль от их продажи.

Образовательный стартап – это особый вид бизнес-проекта, отличающийся от экономических, технических, медицинских и других как своей исходной идеей, так и характером ее реализации. Его главной целью является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Задачи состоят в создании средств материально-технического, научно-методического, программного или информационного обеспечения. Например, продуктом, предлагаемым разработчиками стартапа, может являться методическое пособие для учителей, дидактическая настольная или компьютерная игра, образовательный электронный курс, сборник учебных материалов, визуальное сопровождение какой-либо темы или раздела любого школьного предмета в виде комплекта видеороликов, интерактивных заданий, фотоматериалов, виртуальных опытов и т.д.

Главные условия, которые должны быть соблюдены при разработке образовательного стартапа, это: во-первых, новизна педагогической идеи, составляющей основу проекта, во-вторых, востребованность создаваемого продукта на рынке, его перспективность с точки зрения продаж, в-третьих, грамотно составленное экономическое обоснование проекта. Соблюдение перечисленных условий способствует эффективной реализации образовательного стартапа.

В 2023 г. студентами факультета математики, физики и информатики была подготовлена и успешно защищена выпускная квалификационная (бакалаврская) работа на тему: «Летняя школа «Знакомство с физикой» как форма пропедевтики физических знаний и модель реализации бизнес-идеи в форме стартапа». В качестве коммерческого продукта студенты создали учебно-методическое пособие с электронным сопровождением, включающее в себя программу летней школы, конспекты внеурочных занятий по физике для учащихся начальных классов и дополнительные материалы, способствующие лучшему изучению и закреплению новых знаний: видеоролики, дидактические карточки-справочники для учащихся с кратким изложением материала и иллюстрациями по каждой теме.

Идея, составившая основу данного стартапа, может считаться новаторской, поскольку ее авторы разработали оригинальный комплект методических материалов для преподавания пропедевтического курса физики в начальной школе, характеризующийся наглядностью, доступностью для понимания и простотой в использовании. Анализ положения дел в сфере продаж учебной литературы показал, что предложенный формат учебного пособия может стать востребованным на рынке образовательных продуктов, поскольку интерес к изучению естественных наук в нашей стране неуклонно возрастает. Целевой аудиторией, которая может быть заинтересована в приобретении предлагаемого пособия, являются учителя начальной школы, физики и естествознания, педагоги дополнительного образования, образовательные организации и органы управления образовательными организациями.

Традиционная дипломная работа будущих педагогов состоит из двух глав: первая содержит теоретическое обоснование темы, вторая – описание и результаты педагогического исследования. Дипломные работы в форме стартапов, подготовленные студентами СГСПУ, включают в себя еще и третью главу, которая посвящена описанию информационной базы и экономическому обоснованию бизнес-проекта. Ее структуру составили следующие материалы: анализ положения дел в соответствующей отрасли; организационный и производственный планы; программа производства и реализации продукции; расчет затрат на производство и сбыт продукции; расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды; карта рисков; отчет о финансовых результатах; расчет чистого дисконтированного дохода; отчет о движении денежных средств.

Самостоятельная подготовка бизнес-проекта представляет немалые трудности для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», так как они не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками. Поэтому в помощь разработчикам стартапов была организована консультационная поддержка в постоянном режиме кафедрой экономики и экономической безопасности СГСПУ. Это позволило грамотно составить экономическое обоснование каждого из проектов. В результате защита выпускных квалификационных работ прошла успешно, члены государственной экзаменационной комиссии отметили высокий уровень, на котором все они выполнены, а студенты получили отличные оценки.

Выводы

Руководство подготовкой и защитой студентами ВКР в форме стартапа позволило нам выявить несколько как положительных, так и отрицательных аспектов данной методики итоговой аттестации выпускников педагогического вуза. К положительным аспектам можно отнести:

– формирование у студентов универсальных компетенций, например, способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) и способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);

– развитие у студентов творческих и коммуникативных способностей, навыков работы с цифровыми ресурсами и инструментами, экономической и финансовой грамотности, критического мышления;

– появление у студентов возможности принять участие со своим проектом в разнообразных конкурсах регионального и всероссийского уровней, в том числе с перспективой получения финансовых средств (в виде гранта) на реализацию стартапа от специальных фондов.

Отрицательными аспектами программы «Стартап как диплом» можно назвать несколько сложностей и ограничений, возникающих в процессе ее реализации в педагогическом вузе, на которые следует обратить внимание:

– затруднения в поиске идеи образовательного стартапа, поскольку она должна быть одновременно и связана с педагогическим процессом, и реализована в виде некоего коммерческого продукта, востребованного на рынке;

– отсутствие у студентов, обучающихся по направлениям подготовки, не связанным с экономикой, соответствующих знаний и умений, позволяющих составить экономическое обоснование своего бизнес-проекта;

– слабая мотивация студентов педагогического вуза, как правило, не имеющих ясного представления о том, что такое стартап и какие существуют возможности для реализации бизнес-проектов в образовании.

Безусловно, перечисленные негативные факторы требуют к себе повышенного внимания со стороны руководителей выпускными квалификационными работами, но не являются непреодолимыми. Задача преподавателей состоит в выявлении талантливых и предприимчивых студентов, способных генерировать новаторские идеи, и осуществлении своевременной и полноценной поддержки воплощения этих идей в жизнь. Важную роль также играет квалифицированная помощь специалистов экономического профиля и руководства вуза, которое организует системную работу над стартапами, нацеленную на достижение отличных результатов. Программа «Стартап как диплом» помогает вузам не только выявить наиболее активных и талантливых студентов, но и стать центрами инновационного развития в своих регионах.

×

About the authors

Ekaterina Dmitrievna Makeeva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: makeeva.ed@mail.ru

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Physics, Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Звягинцева О.С. Программа «Стартап как диплом»: особенности, опыт и внедрение в Ставропольском ГАУ // Высшее образование: современные вызовы и тренды развития: сб. тр. регион. учеб.-метод. конф. (Ставрополь, 26 мая 2021 г.). Ставрополь: Агрус, 2021. С. 6–11.
  2. Шершнева Е.Г., Пархаева А.А. Инновационный формат «Стартап как диплом» в российских вузах (на примере Уральского федерального университета) [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 (128). https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97294.
  3. Тютюков В.Г., Галицын С.В., Чилигин Д.В., Иванов А.В., Кошелев А.А., Бородин П.В. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 326–337. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p326-337.
  4. Гусева М.С., Репина Е.Г. Программа «стартап как диплом» в университетах социально-экономического профиля: условия и специфика реализации // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2022. № 3 (47). С. 27–38.
  5. Разумова Ю.В., Фаткулина Е.А., Лаврушина Е.Г. Стартап как диплом в гуманитарных университетах: организация и проблемы подготовки // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития: сб. науч. ст. науч.-практ. конф. (25–26 ноября 2021 г.) / отв. ред. Л.В. Широкова. Нижний Новгород, 2021. С. 315–319.
  6. Аветисян В.Р., Грабоздин Ю.П., Семенов А.А. Технология использования стартапа в профессиональной подготовке студентов педагогического университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24, № 83. С. 3–9.
  7. Баженов Р.И. Технология подготовки выпускной квалификационной работы в виде «стартап как диплом»: первый опыт // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 5. С. 33–36.
  8. Блюм В.С., Будагов А.С., Куликова Д.М. Стартап как выпускная квалификационная работа по образовательной программе «Прикладная информатика в экономике» // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 2 (34). С. 59–64.
  9. Герасименко О.А., Ушаков Д.И. Стартап: метаанализ, оценка жизнеспособности, формирование условий для развития идей в образовательной сфере // Стратегии бизнеса. 2023. Т. 11, № 1. С. 4–8.
  10. Готная Н.Е. Диплом как стартап: магистерская программа подготовки кадров для НТИ // Наука России – будущее страны: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение», 2022. С. 85–89.
  11. Довгаль И. Стартап как диплом // Ректор вуза. 2021. № 3. С. 1.
  12. Жарый Д.А. Форма защиты диплома – стартап (новый подход возможного применения для защиты диплома) // Вестник военного образования. 2020. № 2 (23). С. 72–75.
  13. Круглова М.С., Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Круглова Л.Э. Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа // Современное образование. 2022. № 4. С. 10–17.
  14. Пашковская М.В. Перспективы развития стартапов в высшем образовании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 261–263.
  15. Борисова Л.И., Шодиева З.Н. Механизм управления и развития стартапов в образовательной сфере // Актуальные проблемы науки и техники: сб. науч. ст. по мат-лам XIII междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 24 ноября 2023 г.). Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. С. 224–230.
  16. Табачук Н.П. Проектное обучение студентов вуза через подготовку социальных и образовательных стартапов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=31334.
  17. Юрченко А.В. Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции // Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 30–45.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Makeeva E.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.