Образовательный стартап как форма выпускной квалификационной работы студентов педагогического ВУЗа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается и анализируется опыт работы Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) по программе «Стартап как диплом», которая реализуется в российских университетах с 2019 г. В ее рамках студенты выпускного курса – будущие учителя разрабатывают образовательные бизнес-проекты, представляя и защищая их в форме выпускных квалификационных работ (ВКР). Автор статьи делится опытом руководства подготовкой и защитой дипломной работы в форме стартапа студентами факультета математики, физики и информатики СГСПУ. Ее основу составил проект создания и продвижения на рынке учебно-методического пособия с электронным сопровождением для преподавания пропедевтического курса «Знакомство с физикой» в начальной школе. В пособии представлена авторская программа летней физической школы для учащихся 1–4 классов, конспекты занятий и сопроводительные иллюстративные материалы. Помимо теоретических и практических аспектов педагогического исследования, ВКР в форме стартапа содержит финансово-экономическое обоснование проекта, разработка которого осуществлялась при поддержке специалистов в данной области. Анализ результатов эксперимента по внедрению в СГСПУ методики итоговой аттестации выпускников на основе программы «Стартап как диплом» позволил автору статьи выявить положительные и отрицательные аспекты ее реализации в педагогическом ВУЗе.

Полный текст

В российской системе высшего образования продолжается поиск и разработка новых форм, методов и технологий преподавания учебных дисциплин, формирования универсальных и профессиональных компетенций, проверки и оценки достигнутых образовательных результатов. Нововведениями последних лет в вузах (в том числе педагогических) стали промежуточная и итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена, а также защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме стартапа. Это практико-ориентированные способы оценки уровня профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза, которые в настоящее время рассматриваются руководством системой образования в качестве приоритетных.

Программа «Стартап как диплом» впервые была апробирована в 2017 г. в Дальневосточном федеральном университете, а с 2019 г. активно реализуется во многих российских вузах, где представлены экономические и технические направления подготовки. В последние годы данная программа используется и для итоговой аттестации студентов, обучающихся по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки». Разработка стартапа в сфере образования – необычная и достаточно сложная задача, с которой тем не менее успешно справляются студенты Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ), где впервые защита ВКР в таком формате состоялась в 2023 г.

За последние пять лет в научных журналах и сборниках материалов различных конференций появилось немалое количество публикаций, в которых освещаются результаты защиты дипломов в форме студенческих стартапов. Авторы статей делятся практическим опытом, обобщают итоги своей работы и анализируют проблемы внедрения данной образовательной практики в вузах страны. Так, О.С. Звягинцева рассмотрела преимущества подготовки ВКР в форме стартапа и возникающие в этой связи проблемы, с которыми могут столкнуться университеты, на примере Ставропольского государственного аграрного университета [1]. Е.Г. Шершнева и А.А. Пархаева поделились опытом развития инновационного и предпринимательского потенциала студентов в процессе подготовки стартапов на базе Уральского федерального университета [2]. В.Г. Тютюков, С.В. Галицын, Д.В. Чилигин, А.В. Иванов, А.А. Кошелев, П.В. Бородин рассмотрели возможность внедрения программы «Стартап как диплом» в вузе физической культуры [3]. М.С. Гусева и Е.Г. Репина посвятили свою статью условиям и специфике реализации проекта в университетах социально-экономического профиля [4]. Ю.В. Разумова, Е.А. Фаткулина и Е.Г. Лаврушина проанализировали опыт подготовки стартапов студентами Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и отметили необходимость организации подобных видов деятельности обучающихся в рамках учебного процесса [5]. В.Р. Аветисян, Ю.П. Грабоздин, А.А. Семенов выявили в своей публикации особенности разработки стартапов студентами педагогического университета [6].

В целом, практически все авторы отмечают, что подготовка и защита выпускной квалификационной работы в форме стартапа является для студентов прекрасной возможностью научиться создавать бизнес-проекты, проявив при этом свои творческие и предпринимательские способности, а также применить на практике полученные знания, умения, навыки и сформированные в процессе обучения компетенции [7–17]. Опыт реализации проекта «Старап как диплом» в СГСПУ и сделанные его участниками выводы также могут оказаться полезными другим вузам, особенно педагогическим, поскольку многие из них только начинают присоединяться к данной программе. Трансформация педагогических идей в коммерческие проекты – задача непростая, но решаемая.

Целью данной статьи является представление и анализ результатов первого опыта подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов СГСПУ в форме стартапов.

Стартап (в переводе с английского языка «стартующий») – это бизнес-проект или компания с короткой историей деятельности. Суть любого стартапа состоит в разработке новых решений имеющейся проблемы или неких продуктов, которые можно предложить потенциальным покупателям и при этом получить прибыль от их продажи.

Образовательный стартап – это особый вид бизнес-проекта, отличающийся от экономических, технических, медицинских и других как своей исходной идеей, так и характером ее реализации. Его главной целью является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Задачи состоят в создании средств материально-технического, научно-методического, программного или информационного обеспечения. Например, продуктом, предлагаемым разработчиками стартапа, может являться методическое пособие для учителей, дидактическая настольная или компьютерная игра, образовательный электронный курс, сборник учебных материалов, визуальное сопровождение какой-либо темы или раздела любого школьного предмета в виде комплекта видеороликов, интерактивных заданий, фотоматериалов, виртуальных опытов и т.д.

Главные условия, которые должны быть соблюдены при разработке образовательного стартапа, это: во-первых, новизна педагогической идеи, составляющей основу проекта, во-вторых, востребованность создаваемого продукта на рынке, его перспективность с точки зрения продаж, в-третьих, грамотно составленное экономическое обоснование проекта. Соблюдение перечисленных условий способствует эффективной реализации образовательного стартапа.

В 2023 г. студентами факультета математики, физики и информатики была подготовлена и успешно защищена выпускная квалификационная (бакалаврская) работа на тему: «Летняя школа «Знакомство с физикой» как форма пропедевтики физических знаний и модель реализации бизнес-идеи в форме стартапа». В качестве коммерческого продукта студенты создали учебно-методическое пособие с электронным сопровождением, включающее в себя программу летней школы, конспекты внеурочных занятий по физике для учащихся начальных классов и дополнительные материалы, способствующие лучшему изучению и закреплению новых знаний: видеоролики, дидактические карточки-справочники для учащихся с кратким изложением материала и иллюстрациями по каждой теме.

Идея, составившая основу данного стартапа, может считаться новаторской, поскольку ее авторы разработали оригинальный комплект методических материалов для преподавания пропедевтического курса физики в начальной школе, характеризующийся наглядностью, доступностью для понимания и простотой в использовании. Анализ положения дел в сфере продаж учебной литературы показал, что предложенный формат учебного пособия может стать востребованным на рынке образовательных продуктов, поскольку интерес к изучению естественных наук в нашей стране неуклонно возрастает. Целевой аудиторией, которая может быть заинтересована в приобретении предлагаемого пособия, являются учителя начальной школы, физики и естествознания, педагоги дополнительного образования, образовательные организации и органы управления образовательными организациями.

Традиционная дипломная работа будущих педагогов состоит из двух глав: первая содержит теоретическое обоснование темы, вторая – описание и результаты педагогического исследования. Дипломные работы в форме стартапов, подготовленные студентами СГСПУ, включают в себя еще и третью главу, которая посвящена описанию информационной базы и экономическому обоснованию бизнес-проекта. Ее структуру составили следующие материалы: анализ положения дел в соответствующей отрасли; организационный и производственный планы; программа производства и реализации продукции; расчет затрат на производство и сбыт продукции; расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды; карта рисков; отчет о финансовых результатах; расчет чистого дисконтированного дохода; отчет о движении денежных средств.

Самостоятельная подготовка бизнес-проекта представляет немалые трудности для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», так как они не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками. Поэтому в помощь разработчикам стартапов была организована консультационная поддержка в постоянном режиме кафедрой экономики и экономической безопасности СГСПУ. Это позволило грамотно составить экономическое обоснование каждого из проектов. В результате защита выпускных квалификационных работ прошла успешно, члены государственной экзаменационной комиссии отметили высокий уровень, на котором все они выполнены, а студенты получили отличные оценки.

Выводы

Руководство подготовкой и защитой студентами ВКР в форме стартапа позволило нам выявить несколько как положительных, так и отрицательных аспектов данной методики итоговой аттестации выпускников педагогического вуза. К положительным аспектам можно отнести:

– формирование у студентов универсальных компетенций, например, способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) и способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);

– развитие у студентов творческих и коммуникативных способностей, навыков работы с цифровыми ресурсами и инструментами, экономической и финансовой грамотности, критического мышления;

– появление у студентов возможности принять участие со своим проектом в разнообразных конкурсах регионального и всероссийского уровней, в том числе с перспективой получения финансовых средств (в виде гранта) на реализацию стартапа от специальных фондов.

Отрицательными аспектами программы «Стартап как диплом» можно назвать несколько сложностей и ограничений, возникающих в процессе ее реализации в педагогическом вузе, на которые следует обратить внимание:

– затруднения в поиске идеи образовательного стартапа, поскольку она должна быть одновременно и связана с педагогическим процессом, и реализована в виде некоего коммерческого продукта, востребованного на рынке;

– отсутствие у студентов, обучающихся по направлениям подготовки, не связанным с экономикой, соответствующих знаний и умений, позволяющих составить экономическое обоснование своего бизнес-проекта;

– слабая мотивация студентов педагогического вуза, как правило, не имеющих ясного представления о том, что такое стартап и какие существуют возможности для реализации бизнес-проектов в образовании.

Безусловно, перечисленные негативные факторы требуют к себе повышенного внимания со стороны руководителей выпускными квалификационными работами, но не являются непреодолимыми. Задача преподавателей состоит в выявлении талантливых и предприимчивых студентов, способных генерировать новаторские идеи, и осуществлении своевременной и полноценной поддержки воплощения этих идей в жизнь. Важную роль также играет квалифицированная помощь специалистов экономического профиля и руководства вуза, которое организует системную работу над стартапами, нацеленную на достижение отличных результатов. Программа «Стартап как диплом» помогает вузам не только выявить наиболее активных и талантливых студентов, но и стать центрами инновационного развития в своих регионах.

×

Об авторах

Екатерина Дмитриевна Макеева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: makeeva.ed@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Звягинцева О.С. Программа «Стартап как диплом»: особенности, опыт и внедрение в Ставропольском ГАУ // Высшее образование: современные вызовы и тренды развития: сб. тр. регион. учеб.-метод. конф. (Ставрополь, 26 мая 2021 г.). Ставрополь: Агрус, 2021. С. 6–11.
  2. Шершнева Е.Г., Пархаева А.А. Инновационный формат «Стартап как диплом» в российских вузах (на примере Уральского федерального университета) [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 (128). https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97294.
  3. Тютюков В.Г., Галицын С.В., Чилигин Д.В., Иванов А.В., Кошелев А.А., Бородин П.В. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 326–337. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p326-337.
  4. Гусева М.С., Репина Е.Г. Программа «стартап как диплом» в университетах социально-экономического профиля: условия и специфика реализации // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2022. № 3 (47). С. 27–38.
  5. Разумова Ю.В., Фаткулина Е.А., Лаврушина Е.Г. Стартап как диплом в гуманитарных университетах: организация и проблемы подготовки // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития: сб. науч. ст. науч.-практ. конф. (25–26 ноября 2021 г.) / отв. ред. Л.В. Широкова. Нижний Новгород, 2021. С. 315–319.
  6. Аветисян В.Р., Грабоздин Ю.П., Семенов А.А. Технология использования стартапа в профессиональной подготовке студентов педагогического университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24, № 83. С. 3–9.
  7. Баженов Р.И. Технология подготовки выпускной квалификационной работы в виде «стартап как диплом»: первый опыт // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 5. С. 33–36.
  8. Блюм В.С., Будагов А.С., Куликова Д.М. Стартап как выпускная квалификационная работа по образовательной программе «Прикладная информатика в экономике» // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 2 (34). С. 59–64.
  9. Герасименко О.А., Ушаков Д.И. Стартап: метаанализ, оценка жизнеспособности, формирование условий для развития идей в образовательной сфере // Стратегии бизнеса. 2023. Т. 11, № 1. С. 4–8.
  10. Готная Н.Е. Диплом как стартап: магистерская программа подготовки кадров для НТИ // Наука России – будущее страны: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение», 2022. С. 85–89.
  11. Довгаль И. Стартап как диплом // Ректор вуза. 2021. № 3. С. 1.
  12. Жарый Д.А. Форма защиты диплома – стартап (новый подход возможного применения для защиты диплома) // Вестник военного образования. 2020. № 2 (23). С. 72–75.
  13. Круглова М.С., Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Круглова Л.Э. Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа // Современное образование. 2022. № 4. С. 10–17.
  14. Пашковская М.В. Перспективы развития стартапов в высшем образовании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 261–263.
  15. Борисова Л.И., Шодиева З.Н. Механизм управления и развития стартапов в образовательной сфере // Актуальные проблемы науки и техники: сб. науч. ст. по мат-лам XIII междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 24 ноября 2023 г.). Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. С. 224–230.
  16. Табачук Н.П. Проектное обучение студентов вуза через подготовку социальных и образовательных стартапов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=31334.
  17. Юрченко А.В. Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции // Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 30–45.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макеева Е.Д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.