Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются основные концепции понимания педагогической риторики, а именно первая из них утверждает, что педагогическая риторика является разновидностью частной риторики, а её курс позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя - формирование коммуникативной компетенции. Причём в этом подходе понятия «коммуникативно-речевые» и «риторические умения» понимаются как идентичные. Второй теоретический и практический подход к пониманию педагогической риторики разработан А.К. Михальской, в ряде своих работ А.К. Михальская определяет границы дисциплины следующим образом: история и теория риторического педагогического идеала. В концепции Е.А. Юниной педагогическая риторика рассматривается как технология развивающего обучения. Совершенно очевидно, что каждая из трёх концепций не исключает другие. Рассматривается система авторских заданий для бакалавров образования, предлагается авторская система упражнений и риторических задач, направленная на формирование коммуникативной компетенции, а именно необходимо работать над коммуникативно-речевыми умениями, используя систему языковых (1 этап работы) и речевых упражнений (2 этап) и риторических задач (3 этап). Намечены перспективы развития темы: целесообразность проведения мастер-классов по педагогической риторике на базе школы; сбор банка визуальных средств, иллюстрирующих коммуникацию учитель и ученик в кино, в книгах проведение внеаудиторных мероприятий по риторике (олимпиады, турниры), конкурсы. Статья обобщает опыт автора в преподавании педагогической риторики в ПГСГА и освещает вопросы, затронутые автором в выступлении на конференции Риторика в контексте образования и культуры: 29-31 января 2015

Об авторах

Юлия Алексеевна Белкина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: ulanova@samaradom.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания

443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Список литературы

  1. Аннушкин В.И. Филология - словесность -риторика: новые задачи классических учений//Риторика в контексте образования и культуры: материалы ХIХ Международной научной конференции, 29-31 января 2015/ отв.ред. И.Ю. Нефедова; Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2015. 384с.
  2. Белкина Ю.А. Лингвометодический потенциал курса «Педагогическая риторика» (тезисы)// Поволжский педагогический вестник 2014 №1(2) с.91-94
  3. Белкина Ю.А. Воспитательный и развивающий потенциал курса «Педагогическая риторика» (статья)// Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Е.И. Никитиной. 27 сентября 2013 года. Выпуск 5 часть 1. Отв.ред. С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 322с.
  4. Белкина Ю.А. Речевой портрет гимназиста (из наблюдений за организацией учебного процесса в гимназии №1 г. Самары)// Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 17-18 апреля 2012г., Отв.ред. Плаксина Е.Б./Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2012. 299с.
  5. Горобец Л.Н. «Педагогическая риторика»: теория и практика обучения студентов-нефилологов риторической компетенции (монография).- Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. 184с.
  6. Горобец Л.Н. Формирование риторических знаний и умений студентов-нефилологов в педагогическом вузе (монография). - Армавир, РИЦ АГПУ, 2007. 160 с.
  7. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М.: Просвещение: «Учеб.лит.», 1996. 460с.
  8. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: Учеб пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: «Академия», 2006. 192с.
  9. Ипполитова Н.А. Русский язык и риторика как учебный дисциплины// Русский язык в школе, 2006, № 2, С. 3-7.
  10. Колесникова Л.Н. Риторическая культура личности современного преподавателя вуза в России// Л.Н. Колесникова. Монография. Орёл, издательство ОГУ, 2013. 225с.
  11. Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевым жанрам студентов-нефилологов// Русский язык в школе, 2008, № 10, С. 69-76
  12. Коротаева Е.В. Учебный диалог: технология или искусство?//Русский язык в школе, 2008, № 4, С. 22-26
  13. Курцева З.И., Якушина Л.С. Рабочая программа учебной дисциплины « Речевая культура педагога: тренинг»// под ред. И.В. Текучёвой. М.: «С-инфо», 2015. 50 с.
  14. Ладыженская Т.А. Перспективы дальнейшего развития риторики// Риторика в контексте образования и культуры: материалы ХIХ Международной научной конференции, 29-31 января 2015/ отв.ред. И.Ю. Нефедова; Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2015. 384 с.
  15. Михальская А.К. Педагогическая риторика: учеб. пособие/ А.К. Михальская. Ростов-на/Дону: Феникс, 2013. 379 с.
  16. Педагогическая риторика в вопросах и ответах: Учеб. пособие/З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др.; под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2011. 254 с.
  17. Романова Н.Н. Обучение монологической (ораторской) речи в вузе// Русский язык в школе, 2006, №3, С. 106-111
  18. Стернин И.А.Практическая риторика. М.:Издательский центр «Академия», 2005. 272 с.
  19. Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: «Наука» 1998. 560 с.
  20. Щербинина Ю.В. Книга-текст-коммуникация. Словарь-справочник новейших терминов и понятий/ Ю.В. Щербинина. М.:Форум, 2015. 304 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белкина Ю.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.