Prevention of extremism and terrorism as a process of students' citizenship development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper examines the process of students’ civic position development through the system of preventive work of the ideology of extremism and terrorism. A special place in the aggravation of social tension among young people has a complex of solutions to social problems, including problems of the quality of education, accessibility of services in the sphere of culture and art, social inequality, significant stratification of society into poor and rich. The authors consider youth as an object of state policy, on the position of activity of which the vector of development of Russia will depend. Socially, young people at student age risk being marginalized when their views on what is happening in society have not yet been established, and their behavior is not determined by practically any socio-economic factors. The spread of the ideology of extremism among young people today is becoming the most dangerous social phenomenon in modern society, and extremism can develop into more serious crimes, such as terrorism, murder, infliction of grievous bodily harm, mass demonstrations and riots. The paper presents the results of preventive work with students aimed at the development of attitudes of tolerant behavior, religious tolerance, peacefulness.

Full Text

Изменения, происходящие в обществе, вызвали необходимость обращения современной педагогической науки к решению проблем формирования гражданской позиции молодежи. Формирование гражданского общества, развитие демократии в нашей стране в сочетании с проявлением кризиса в социально-экономической, политической сферах предъявляют новые требования к современному человеку, у которого должна быть сформирована правильная система ценностей, который должен обладать гражданско-правовыми знаниями, высоким уровнем культуры, духовности, который готов приумножать духовные и материальные богатства своего Отечества [1, с. 202].

Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года особое внимание отвел молодежи как самой активной социальной группе, способной отвечать на вызовы времени, участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной жизни общества, что делает процесс формирования гражданской позиции студента особо актуальным [2; 3, с. 3].

Процесс формирования гражданской позиции студента позволяет наметить аксиологические аспекты, значительно расширяющие научно-педагогическое знание о гражданском воспитании студентов за счет последовательного и системного формирования гражданского сознания, ценностного отношения к окружающему миру [4, с. 3664].

В связи с этим аксиологическая функция образования приобретает особую актуальность, так как способствует становлению внутреннего мира личности, формирует вектор её развития и саморазвития. В контексте аксиологических основ образования актуальными становятся вопросы взаимосвязи ценностей жизни и человека, теоретико-педагогические аспекты которых раскрыты в трудах Т.К. Ахаян, В.А. Сластенина, А.В. Кирьяковой, А.С. Гаязова, С.Е. Матушкина, Г.А. Мелекесова, В.Д. Повзун.

По мнению ученого А.В. Кирьяковой, «ценность человека и его духовный мир определяются степенью его причастности к обществу, широтой его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом» [5, с. 15].

В студенческом возрасте наиболее остро воспринимается обстановка окружающей действительности, негативная в том числе, что приводит к накоплению и реализации протестного потенциала. В научном осмыслении выделяют причины отклоняющегося, преступного, экстремистского поведения (С. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд, У. Томас, Ф. Танненбаум), затрудняющие процесс социализации личности [6, с. 13].

В качестве модели социализации С.Г. Вершловский выделяет «ориентацию на обновленные критерии воспитания современной молодежи», а именно «способность самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в их жизни»; «формирование опыта современной жизни, основы которого не могут быть передаваемы из опыта жизни старшего поколения» [7, с. 5].

Однако в деятельности вузов не всегда предусмотрены условия, необходимые для эффективного решения поставленной проблемы. Исследования, проходившие на базе Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, показали, что 62,2% студентов обладают низким уровнем представления о гражданском обществе и его институтах, отсутствуют знания о способах проявления гражданской позиции, что замедляет процесс их социализации. В связи с этим требуется усиленное внимание к поиску результативных средств педагогического сопровождения процесса формирования гражданской позиции студента вуза [8, с. 114].

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Распространение экстремистской и террористической идеологии в последнее время практически во всем мире приобретает масштабный характер. Неудовлетворенность материальной стороной жизни, утрата нравственных ориентиров у большей части молодых людей, манипулирование общественным сознанием способствуют вовлечению молодежи в экстремистские организации и движения [9, с. 125].

Понятия патриотизм, интернационализм, веротерпимость все чаще подвергаются широкомасштабной деструктивной обработке извне. Молодежь, ввиду отсутствия жизненного опыта, еще не способна критически анализировать содержание публикаций в СМИ, интернет-сети, оказывается наиболее подверженной такому влиянию [10, с. 3].

На законодательном уровне установлены правовые основы противодействия терроризму, определена компетенция государственных органов в этом направлении, разработаны принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан, накоплен богатый практический опыт проведения антитеррористических операций по пресечению деятельности экстремистских организаций, но при этом одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в современном обществе выступает их профилактика.

Проводить профилактические мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом среди обучающейся молодежи выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Социально-воспитательная и внеучебная профилактическая работа по борьбе с идеологией экстремизма и терроризма в Бузулукском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ начинается с первого курса и направлена на предотвращение рисков возникновения стрессовых, конфликтных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения.

Включение в культурно-просветительскую деятельность мероприятий антитеррористической тематики позволяет формировать у обучающихся осознание преступной сущности терроризма. В течение учебного года такая работа реализуется через информационно-методическое, организационное, социально-воспитательное направления [11].

Информационно-методическое обеспечение начинается с проведения социологического опроса обучающихся 1-го курса с целью изучения гражданской позиции к распространению радикальной идеологии экстремизма в молодежной среде, с целью выявления различного рода проявлений экстремизма. Проведение диагностики позволяет определить «слабые» места в социально-воспитательной работе, привлечь внимание студентов к нормативно-правовой законодательной базе в сфере противодействия экстремизму, восполнить пробелы в знаниях студентов, повысить ответственность за собственные действия, предупредить различного рода правонарушения [11].

В 2020/2021 учебном году в исследовании принимали участие студенты 1-го курса очной формы обучения шести направлений подготовки в количестве 108 человек. В статье представлена выборка некоторых ответов студентов первокурсников. Среди основных причин экстремизма 42 человека (38,9%) назвали целенаправленное «разжигание» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии; 27 человек (25%) отметили низкую правовую культуру населения и недостаточный уровень терпимости.

Большую роль в изучение проблем экстремизма играет анализ отношения молодежи к действиям экстремистских организаций. 89,7% первокурсников категорично осуждают действия представителей экстремистских организаций, а 10,3% – скорее осуждают.

Анализируя уровень толерантности, мы выясняли, какое значение молодежь придает национальной или религиозной принадлежности человека. На вопрос «Какие чувства Вы обычно испытываете к лицам иной национальности?» 55 опрошенных (50,9%), ответили, что не испытывают никаких чувств к лицам иной национальности; 2% назвали брезгливость, отвращение, страх.

Отвечая на вопрос, какие социальные группы вызывают раздражение и неприязнь, 56 студентов (51,9%) назвали лиц с наркотической и иной зависимостью, 42 респондента (38,9%) назвали преступные элементы. Приятно осознавать, что «бедных», как социальную группу, к которой могут проявляться негативные чувства, не назвал ни один из опрошенных. У двоих (1,9%) негативные чувства вызывают нелегальные мигранты.

Результаты полученного исследования, подтверждают актуальность обозначенной проблемы и позволяют организовать целенаправленную работу по профилактике этих негативных явлений. Молодые люди знакомы с деятельностью экстремистских организаций, не совсем простой у молодежи видится и ситуация в сфере межнациональных отношений. В связи с имеющимися данными мы делаем вывод, что в центре внимания социально-воспитательной работы в вузе должен стоять вопрос о профилактике экстремизма как процесса формировании гражданской позиции молодежи.

Необходимо отметить, что библиотека вуза регулярно пополняется материалами по гражданско-патриотическому воспитанию и профилактике проявления терроризма и экстремизма в молодежной среде. На официальном сайте филиала размещена необходимая и полезная информация о противодействии терроризму, в разделе «Сведения об образовательной организации» размещен тематический баннер «Антитеррор», памятки по антитеррористической безопасности.

В целях недопущения экстремистских проявлений осуществляется постоянный мониторинг сетевой активности студентов с помощью программы Gerda Bot. По вопросам обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности при проведении спортивных и иных культурно-массовых мероприятий со студентами обязательно проводятся инструктажи.

Организационное обеспечение как направление профилактики экстремизма и терроризма связано с повышением роли студенческого актива, волонтерского отряда «СВЕТ», Юридической клиники (Центра бесплатной юридической помощи). В 2021 году студенты института участвовали в панельной дискуссии с международным участием на онлайн платформе Оренбургского государственного университета на тему «Экстремизм как негативное социальное явление».

В работе круглого стола на тему «Профилактика проявления крайних форм нетерпимости в молодежной среде» участвовали студенты 1–2 курсов и обучающиеся образовательных учреждений г. Бузулука. Для обучающихся 9–10 классов Красногвардейской средней общеобразовательной школы Бузулукского района преподавателями кафедры юриспруденции была организована публичная лекция по теме «Школьникам об экстремизме и терроризме как социальной опасности современности».

Тема безопасности в интернет-пространстве – одна из актуальных в настоящее время. Учить молодых людей правильно использовать интернет-ресурсы и сайты необходимо еще в школьный период. С 2019 г. в вузе функционирует отряд киберволонтеров, основными добровольцами движения являются студенты направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, тесно взаимодействующие с сотрудниками Управления Роскомнадзора по Оренбургской области и Отделом по контролю за оборотом наркотиков МО МВД России «Бузулукский». Киберволонтеры не только помогают сотрудникам правоохранительных органов выявлять проблемы, связанные с информационной безопасностью в сети интернет, но и организовывают встречи с обучающимися образовательных учреждений по вопросам безопасного поведения в сети и просвещения обучающихся о действиях в случаях обнаружения запрещенной информации, противоправного контента в сети.

Освещению вопросов противодействия идеологии экстремизма, терроризма, скулшутинга и иных идей насилия в молодежной среде способствует участие студентов в молодежных конкурсах. Так, в ноябре 2021 года в конкурсе молодежных проектов регионального молодежного форума «Рифей 2.0. Трансформация» социальный проект студентки второго курса направления подготовки Юриспруденция К. Славиной «Мы – PROтив экстремизма!» выиграл грантовую поддержку (30 тыс. руб.).

Социально-воспитательная деятельность, как отдельное направление профилактической работы с идеологией экстремизма, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся нравственных ценностей, чувств патриотизма, интернационализма, веротерпимости и толерантности.

Кураторские часы, круглые столы с приглашением представителей разных конфессий, на которых рассматриваются проблемы распространения идеологии терроризма и экстремизма, конкурсы социальных плакатов, тематика которых направлена на предупреждение распространения идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде в рамках тематических недель, просветительский квест-викторина «Антитеррор», обучающие тренинги на тему «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде», спортивные мероприятия, способствующие формированию в сознании студентов нетерпимости к любым проявлениям терроризма и экстремизма, хештег-челлендж «Мы разные, но мы вместе против террора», торжественные линейки, посвященные памяти жертвам локальных террористических актов на территории России, турнир по настольному теннису и волейболу среди студентов 1–4 курсов в рамках традиционного участия в городской Акции «Помним Беслан» – это перечень мероприятий социально-воспитательной, гражданско-патриотической направленности.

Особое внимание в филиале уделяется иностранным студентам, прибывшим из стран ближнего зарубежья. Через такие мероприятия, как «Слет первокурсников», «Школа актива», на которых студенты в формате квеста проходят мастер-классы и тренинги на командообразование, развитие чувства толерантности, терпимости, сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что у студентов Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ отсутствуют установки и предпосылки к формированию экстремистских идей национализма, развито толерантное отношение к представителям этнических, религиозных и иных социальных групп, наблюдается высокий уровень самоидентификации и гражданской ответственности, характеризующийся зрелостью и сформированностью гражданской позиции и гражданской культуры, что в условиях гражданского общества, уважающего права и свободу человека, станет слаженным механизмом минимизации опасностей, способствующих распространению антисоциальной идеологии среди молодежи.

×

About the authors

Olga Nikolaevna Grigorieva

Buzuluk Institute of Humanities and Technology (Branch) of Orenburg State University

Email: olgagrig1973@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogical Education Department

Russian Federation, Buzuluk, Orenburg Region

Natalia Aleksandrovna Gavrilova

Buzuluk Institute of Humanities and Technology (Branch) of Orenburg State University

Email: natalja120211@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogical Education Department

Russian Federation, Buzuluk, Orenburg Region

Anna Petrovna Devyatkina

Buzuluk Institute of Humanities and Technology (Branch) of Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: a.devyatkina@bgti.ru

senior lecturer of Bioecology and Technosphere Safety Department

Russian Federation, Buzuluk, Orenburg Region

References

  1. Савва Л.И., Щанкин Е.С., Тарасов Д.К. Формирование гражданской позиции будущего учителя физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 201-204.
  2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.
  3. Гаврилова Н.А. Становление гражданской позиции студента университета: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2017. 134 с.
  4. Гаврилова Н.А., Григорьева О.Н. Гражданская позиция студента как фактор социализации личности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. уч.). Оренбург, 23-25 января 2020 г. Оренбург, 2020. С. 3663-3667.
  5. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 1. С. 13-19.
  6. Григорьева О.Н. Формирование социального опыта студента в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2014. 22 с.
  7. Вершловский С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3. С. 3-9.
  8. Гаврилова Н.А. Педагогические условия становления гражданской позиции студентов университета // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-1. С. 111-116.
  9. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и инноватика университетского образования: монография. М.: Дом педагогики, 2010. 200 с.
  10. Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 6. С. 5.
  11. Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rannemu-viyavleniyu-i-profilaktike-ekstremizma-v-uchenicheskoy-srede-1484212.html.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Grigorieva O.N., Gavrilova N.A., Devyatkina A.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies