Контент-анализ образовательных инноваций в условиях цифровизации общества на современном этапе
- Авторы: Ермакова Ю.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 247-251
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/78127
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102304
- ID: 78127
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются современные реалии, вынуждающие правительства и общество обращаться к цифровым технологиям, реагируя на кризис в краткосрочной перспективе, устраняя социально-экономические последствия в среднесрочной перспективе и переосмысливая существующую систему образования и ее инструменты в долгосрочной перспективе. Для преодоления этого сложного этапа большинство образовательных учреждений вынуждено использовать цифровые сервисы и каналы связи. Цифровые технологии позволили обществу избежать полной стагнации во время кризиса COVID-19, а также побудили ускорить процесс внедрения цифровых технологиях во все повседневные реалии. Реализуемые методы исследования позволили получить результаты, свидетельствующие о том, что на данный момент мы находимся на поворотном этапе цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образования, и то, насколько успешно население сможет адаптироваться и преодолевать технологические пробелы, будет определять форму будущей экономики, образования и общества в целом после эры COVID. Все больше пользователей, как вновь присоединившихся, так и постоянных, в разы расширяют сферу использования интернет-сервисов и ресурсов, преследуя все новые и новые ранее нерелевантные задачи, тем самым значительно увеличивая время своего пребывания в интернет-пространстве. В то время как некоторые предполагают, что незапланированный и быстрый переход к онлайн-обучению, при недостаточной подготовке к нему, приведет к плохому пользовательскому опыту, который не даст устойчивого роста, другие считают, что появится новая гибридная модель образования со значительными преимуществами. Во многих школах и университетах уже произошли успешные переходы. Однако некоторые студенты, не имеющие надежного выхода в сеть Интернет, испытывают объективные сложности в создавшихся условиях цифрового обучения, и этот разрыв ещё предстоит преодолеть.
Полный текст
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
Цифровая трансформация начала активное ускорение еще до появления COVID-19, поскольку все больше и больше правительств ставило цифровые стратегии в центр своих политических программ. Растущий спрос на коммуникационные услуги с интенсивной пропускной способностью со стороны электронной коммерции, телеработы, онлайн-социальной деятельности и расширение трансграничного сотрудничества со стороны правительств и ученых должны стимулировать дальнейший прогресс. Сегодняшняя зависимость от цифровых решений также усугубила проблемы конфиденциальности и безопасности, создав благоприятную среду для киберпреступников. Но нельзя не признать, что технология может ускорить прогресс в достижении всех целей устойчивого развития. Технология позволяет оценить даже самые мелкие предприятия в наименее развитых странах, помогая им выйти на новые рынки и получить доступ к финансированию. Это может сделать профессиональную подготовку более быстрой и эффективной, обеспечив рабочих рабочими местами в четвертой промышленной революции. Это может позволить большему количеству людей получить доступ к образованию, независимо от эпидемиологической обстановки в мире. Бесспорную актуальность выбранной нами темы исследования подтверждает внедрение новый цифровых технологий в процесс всеобщего обучения и подготовки к применению концепции «глубокого обучения» («deep learning»), которая, являясь ключевой для прогресса в области применения цифровых ресурсов и искусственного интеллекта, совершенствует базовые, устоявшиеся цели образования, а иногда и составляет им конкуренцию. Это в свою очередь влечет за собой неизбежное изменение в общей парадигме процесса образования и самообразования, реализации проводимых научных исследований [1–3].
Анализ последних исследований и публикаций
Цифровые технологии являются частью новой инфраструктуры знаний, которая в настоящее время неуклонно интегрируется в повседневную жизнь. Для нового поколения «цифровых аборигенов» интернет становится не только источником информации, но и сферой развлечений, полем для приобретения новых навыков, повышения квалификации и построения карьеры [4]. Цифровые технологии в современном мире становятся все более влиятельными компонентами профессиональных и образовательных практик. Как и в случае промышленной революции XIX века, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий меняет специфику деятельности во многих сферах общественной жизни [5]. С одной стороны, формируются риски и угрозы потери профессиональной идентичности, дегуманизации общества, с другой – открываются новые возможности для повышения уровня компетентности, развитие творческого потенциала личности, модернизация форм и методов обучения.
Цифровизация образования является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста. Эти тенденции связаны с многократным повышением значимости и объема информации, увеличением числа междисциплинарных исследований и проектов. Опросы показывают, что студенты сегодня осознают необходимость повышения своей компетентности в области искусственного интеллекта, обработки и анализа больших данных, в области информационных технологий: технологий искусственного интеллекта, анализа больших данных, дополненной и виртуальной реальности, обработки естественного языка и т.п. [6]. Переход к цифровому обществу предъявляет принципиально новые требования как к новым компетенциям специалистов, так и к процессу формирования этих компетенций [7]. Образование, основанное на инновационных прорывных технологиях будущего, повышает «рыночную стоимость» специалиста на рынке труда [8]. В связи с этим необходимость внедрения и анализа новых подходов в системе образования, трансформации существующих форм, методов и технологий обучения становится особенно актуальной. Важность социальных сетей, технологий виртуальной реальности и интернет-приложений для современной молодежи побуждает педагогов использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательных целях. Однако, согласно результатам исследований, диапазон оценки «полезности» цифровых технологий имеет высокий уровень дифференциации среди педагогов. С одной стороны, есть понимание преимуществ цифровизации, потребности молодежи в развитии цифровых компетенций, а с другой стороны, они не разделяют эйфории обучающихся, которые смотрят с «подавляющим оптимизмом в отношении цифровых технологий» [9]. Критический анализ международного научного дискурса позволил установить смещение фокуса внимания ученых на рассмотрение преимуществ внедрения цифровых технологий в образование. Наряду с этим в научной литературе встречаются и работы, в которых анализируются проблемы цифровизации образования и их возможные деструктивные последствия (напр., [10]). В данном исследовании рассматриваются риски там, где исчезает практика «живого общения» между преподавателем и студентом и возникает необходимость анализа целесообразности активного использования информационно-коммуникационных технологий с учетом педагогического контекста; ситуационные факторы, влияющие на успешную интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс, особое внимание уделяется пространству [10].
Формирование цели статьи (постановка задания)
Целью нашего исследования явился анализ новых образовательных практик, внедряемых в период активной цифровизации общества в условиях пандемии, а также оценка их эффективности, целесообразности и оправданности использования интернет-ресурсов в период вынужденного дистанционного обучения на базе СГЭУ.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов
В отличие от информатизации, цифровизация предполагает переход от простого использования информационно-коммуникационных технологий к системной модернизации образовательного пространства на основе цифровых технологий, формирование «цифровой зрелости» преподавателей и студентов [11; 12]. Таким образом, в условиях цифровизации меняются формы передачи информации от преподавателя к студенту. Значительно расширяется спектр педагогических форм, включающих не только презентационные материалы, иллюстрации или видеоматериалы, но и прямые подключение к информационным сетям, базам данных и интеграция в сетевые сообщества [13]. Как подчеркивает Е.Ю. Левина, цифровизация становится продолжением информатизации, усиливая ее с переходом многих функциональных процессов исключительно в виртуальную сферу и расширяя ее возможностями консолидации информационно-коммуникационных, мобильных технологий и глобальных информационных ресурсов [14]. В процессе цифровизации содержание и структура обучения, подходы к организации образовательного процесса радикально меняются [15]. Особое внимание в современных исследованиях цифровизации образования уделяется технологиям виртуальной реальности. Э. Макговерн рассматривает их роль в формировании гибких навыков студентов, в частности таких, как участие в публичных выступлениях, деловых переговорах и общении, подготовка презентаций. Кроме того, технологии виртуальной реальности позволяют студентам самостоятельно оценивать свои навыки, видеть направление своего развития и корректировать учебные программы [16]. В дополнение к этому исследованию, М. Detyna и М. Кадири выделяют преимущества использования виртуальной реальности технологии, такие как более высокая активность учащихся и мотивация [17]. Эта точка зрения заслуживает особого внимания в процессе анализа современных тенденций в цифровизации и её основных семантических компонентов.
В рамках данного исследования были выявлены новые образовательные практики, которые показывают направление модернизации образования в условиях цифровизации. Обобщая научную литературу по этому вопросу, мы можем выделить следующие элементы цифровизации:
– онлайн-обучение;
– тьюторская поддержка в процессе овладения знаниями;
– использование электронного образовательного контента;
– интерактивные методы развития компетенций студентов и формирования их умений;
– цифровые технологии для оценки знаний;
– цифровые технологии мониторинга и управления образовательной организацией (системы управления обучением, сетевые организаторы, системы тестирования и др.);
– сетевые горизонтальные коммуникации как между субъектами образовательного пространства, так и между организациями;
– виртуальные учебные среды и социальные сети, а также роботизация [18];
– цифровые обучающие игры и т.п. [19].
Особого внимания заслуживают методы геймификации, которые рассматриваются как ключевой фактор повышения интереса к обучению в контексте цифровизации [20]. Создание сетей и сотрудничество являются одним из центральных элементов цифровизации. Они включают в себя создание и реализацию проектов, обмен не только информацией, но и ресурсами и опытом. Условиями построения такой модели обучения являются доверие [21], кооперация и инфраструктурное обеспечение процессов самоорганизации. В рамках сетевого взаимодействия между участниками формируется «деятельностный контакт», который формирует новое системное качество.
Анализ основных тенденций и характеристик «цифровизации образования» в сопоставлении с «информатизацией образования» можно сделать ряд концептуальных выводов. Отсутствие четкого разграничения между этими понятиями приводит к искажению оценок эффективности внедрения цифровых технологий. Фокус внимания руководителей образовательных организаций смещается в сторону увеличения цифровых ресурсов (видеолекции, презентации, контент), использования элементов дистанционного обучения и/или цифрового представления результатов обучения (электронные дневники). Эти практики являются сущностью информатизации образования, в то время как цифровизация предполагает переход к качественно новому содержанию образовательного процесса (использование технологий виртуальной реальности, интерактивных методов, горизонтальных сетевых связей и др.) Повышенное внимание властей к внедрению цифровых технологий в образование ориентирует университеты и школы на усиление своих позиций в этой сфере. Однако, учитывая слабую технологическую базу и недостаточный уровень готовности педагогического сообщества, эти практики не обеспечивают требуемой результативности, а порой приводят к деструктивным последствиям. Например, во многих университетах преподаватели обязаны разрабатывать электронный контент для своих курсов или даже представлять видеозаписи своих лекций. Эти требования распространяются и на школьных учителей, которые нацелены оцифровывать свои материалы, размещать сценарии уроков в электронной среде и т.д. Следует отметить, что простой перевод печатных текстов в электронный формат не может рассматриваться как содержательное описание цифровизации образования.
Увеличение дополнительной нагрузки на педагогов смещает вектор педагогической работы в сторону уменьшения доли времени, отводимого на тесное и «живое» взаимодействие со студентами. Учитель больше ориентирован на измеримые параметры критерии качества образовательного процесса: своевременная подготовка и размещение цифрового контента, а также работа в электронной среде. Чрезмерная интенсификация педагогической работы и организационное давление со стороны руководства образовательных организаций, заинтересованных в быстром внедрении цифровых инноваций в образовательный процесс, инициирует такие негативные тенденции, как имитация деятельности, повышенная тревожность, стресс, профессиональное выгорание.
Резкие изменения в образовательной практике в условиях цифровизации формируют новые требования к компьютерной грамотности педагога и его навыкам работы в цифровой среде. Особенно остро этот вопрос стоит перед учителями старшей возрастной группы. Ограниченный доступ к системам непрерывного образования и тьюторская поддержка могут стать дополнительным фактором риска вытеснения из образовательного пространства опытных преподавателей, не имеющих соответствующего уровня цифровой компетентности.
В условиях цифровизации закономерно изменение традиционных моделей взаимодействия ключевых субъектов образовательного пространства. Наличие электронных ресурсов и видеоматериалов лучших лекторов мира, появление автоматического перевода текстов и речи с любого языка создает новые вызовы для системы образования и, в частности, для преподавателей. В центр научного дискурса становятся следующие вопросы: каковы функции и роль учителя в контексте цифровизации? Каким должен быть предмет обучения? Как оценивать? Какой должна быть новая форма проведения урока/лекции/семинара? Если раньше учитель был ключевой фигурой в образовательном процессе как ретранслятор знаний, то в условиях цифровизации эта роль теряет свою актуальность. Фундаментальным является эволюционный сдвиг форм образования от познания («знаниевая» парадигма образования) к конструктивному созиданию («когнитивная» парадигма образования) [22]. В новых условиях компетенции студента рассматриваются как готовность и способность к конкретным действиям, и они являются результатом каждого периода «наращивания» знаний. Рост масштабов и значимости интеллектуально-творческой деятельности задал новый вектор модернизации образовательной сферы.
В современных условиях меняются подходы к организации образовательного процесса в вузах и школах. Эксперты сегодня высказывают опасения, что ведущие вузы могут потерять свои лидирующие позиции, их место займут сетевые провайдеры образовательных услуг. Кроме того, представляют интерес вопросы трансформации идентичности молодежи в условиях цифровизации. Современное обучение на основе цифровых технологий – это процесс производства не только знаний и умений, но и самосознания, личностных ценностей. Цифровизация оказывает существенное влияние на нормы неформального общения. Неформальные цифровые практики меняют модели коммуникации и коллективных действий в условиях социального и академического неравенства. Расширение границ социального взаимодействия и появление новых форм самопрезентации формирует новые альтернативные идентичности студентов. В связи с этим возрастают риски увеличения дистанции между новыми поколениями студентов и профессорско-преподавательским составом (различные системы ценностей, мировоззрения, образ жизни, способы обучения).
Пандемия COVID-19 ускорила развитие ключевых технологических тенденций, включая цифровые платежи, телемедицину, робототехнику, образование и др. Позволяя осуществлять образовательную деятельность дистанционно, эти технологии могут помочь уменьшить распространение коронавирусной инфекции, одновременно помогая обществу оставаться открытым. Технологии могут помочь сделать общество более устойчивым перед лицом и других угроз. Во время пандемии COVID-19 технологии играют решающую роль в поддержании функционирования нашего общества, и эти технологии продолжат оказывать свое влияние в долгосрочной перспективе.
Об авторах
Юлия Дмитриевна Ермакова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ermjul@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации
Россия, СамараСписок литературы
- Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3, № 1. P. 104–121.
- Бабанская О.М., Можаева Г.В., Сербин В.А., Фещенко А.В. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете // Открытое образование. 2015. № 2 (110). С. 63–69.
- Ермакова Ю.Д. Дистанционное обучение английскому языку как языку глобального общения // Российская наука: актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики: сб. науч. ст. II междунар. науч.-практ. конф., 12 апреля 2020 года / отв. ред. Г.В. Глухов, М.М. Халиков. Самара: Изд-во СГЭУ, 2020. С. 17–22.
- Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 24–36.
- Fenwick T., Edwards R. Exploring the impact of digital technologies on professional responsibilities and education // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15, iss. 1. P. 117–131. doi: 10.1177/1474904115608387.
- Махова О.А., Карманов М.В., Аракелян С.М. Статистика как инструмент цифровизации // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова / под общ. ред. Н.А. Садовниковой. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. С. 174–178.
- Chekanov I.R., Neizvestny S.I. Experience in the organization of the scientific club of the Department of Information Technologies of Russian State Social University «Future Technologies of Digital Society» // Contemporary Problems of Social Work. 2019. Vol. 5, № 1 (17). P. 52–58.
- Буряк В.В. Цифровая экономика: прорывные технологии в образовании // Инновационная наука. 2018. № 7–8. С. 55–59.
- Menashy F., Zakharia Z. Private engagement in refugee education and the promise of digital humanitarianism // Oxford Review of Education. 2020. Vol. 46, iss. 3. P. 313–330. doi: 10.1080/03054985.2019.1682536.
- Burnett C., Parry B., Merchant G., Storey V. Treading softly in the enchanted forest: exploring the integration of iPads in a participatory theatre education programme // Pedagogies: An International Journal. 2019. Vol. 15, iss. 3. P. 203–220. doi: 10.1080/1554480X.2019.1696199.
- Бадыков И.И. Внедрение инновационного государственного сервиса «электронное правительство»: требования и трудности реализации // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17, № 4 (129). С. 13–21.
- Bakanova I.G., Javorcikova J. Features of e-learning organization in a modern university // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 17, № 4. С. 5–15. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.4.1.
- Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353–355. doi: 10.24411/1991-5497-2019-00138.
- Левина Е.Ю. Цифровизация – условие или эпоха развития системы высшего образования? // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5 (136). С. 8–14.
- Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 116–121. doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113.
- McGovern E., Moreira G., Luna-Nevarez C. An application of virtual reality in education: Can this technology enhance the quality of students’ learning experience? // Journal of Education for Business. 2020. Vol. 95, iss. 7. doi: 10.1080/08832323.2019.1703096.
- Detyna M., Kadiri M. Virtual reality in the HE classroom: feasibility, and the potential to embed in the curriculum // Journal of Geography in Higher Education. 2020. Vol. 44, iss. 3. P. 474–485. doi: 10.1080/03098265.2019.1700486.
- Lacka E., Wong T.C. Examining the impact of digital technologies on students’ higher education outcomes: the case of the virtual learning environment and social media // Studies in Higher Education. 2019. doi: 10.1080/03075079.2019.1698533.
- Hawkins I., Ratan R., Blair D., Fordham J. The effects of gender role stereotypes in digital learning games on motivation for STEM achievement // Journal of Science Education and Technology. 2019. Vol. 26 (6). P. 628–637. doi: 10.1007/s10956-019-09792-w.
- Vinichenko M.V., Ridho T.K., Karacsony P., Li N.P., Narrainen G.S., Chulanova O.L. The feasibility and expediency of gamification activities in higher education // International Journal of Education and Practice. 2019. Vol. 7, № 4. P. 459–468. doi: 10.18488/journal.61.2019.74.459.468.
- Rogach O.V., Frolova E.V., Ryabova T.M. Theory of «Trust» in the focus of expectation study concerning educational space key actors // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (2). P. 392–399. doi: 10.13187/ejced.2018.2.392.
- Demchenko T.S., Vinichenko M.V., Demchenko M.V., Ilina I.Y., Buley N.V., Duplij E.V. Students’ satisfaction with interactive forms of training with elements of gamification // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (4.38). P. 109–111. doi: 10.14419/ijet.v7i4.38.24333.
Дополнительные файлы
