The musical landscape of modern Kazan as a means of developing musical and cognitive interest of younger schoolchildren

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the influence of the musical landscape of the modern city of Kazan on the aesthetic education of primary school children. The article describes the musical and sound space of cultural institutions, a variety of forms, methods, events aimed at the age category of younger schoolchildren, contributing to the formation of their musical and cognitive interest, aesthetic taste, expansion of musical horizons, development of musical and creative abilities. The characteristic of the musical landscape is given and the associated concepts of «cultural landscape», «sound landscape», «phonolandscape», «sound space» are considered. The analysis of the works of domestic and foreign authors exploring the problem of interest formation, musical interest, musical and cognitive interest is presented. The experimental study covered primary school students of secondary schools in the city of Kazan. An experimental group of younger schoolchildren was immersed in the musical and sound space of the city of Kazan, according to a specially developed program, which was implemented taking into account the proposed pedagogical conditions. The conducted research has shown the effectiveness of the influence of the musical landscape of a modern city on the education of musical and cognitive interest of younger schoolchildren. The results obtained can serve as a basis for further planning of the musical and sound space of a modern city, the formation of a repertoire policy of cultural institutions, the organization of event events that take into account different age categories of citizens.

About the authors

Zilia Muhtarovna Yavgildina

Herzen State Pedagogical University of Russia

Email: zilia.javgi@gmail.com

doctor of pedagogical sciences, professor of Musical Education and Training Department

Larisa Yurievna Kalinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: klar1992@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of Scientific Research and Grants Department

Irina Vasilyevna Terentyeva

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: iterenteva49@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of International Relations, World Politics and Diplomacy Department

References

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451950.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400907193.
  3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72216340.
  4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403809682.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/national-project/projects/success.
  6. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 № 2501-р [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/410384259.
  7. Смирнов А.В., Гусельникова В.С. Авторская песня как средство развития музыкально-познавательных интересов подростков // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1 (13). С. 64–82.
  8. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства // Музыковедение. 2022. № 3. С. 23–29. doi: 10.25791/musicology.3.2022.1240.
  9. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1998. 263 с.
  10. Меньшикова Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству // Искусство и образование. 2006. № 4 (42). С. 80–91.
  11. Еникеев А.А., Пичиненко А.В. Культура как предмет современных исследований: «культурный текст» и «культурный ландшафт» в философии и теории культуры // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 7 (46). С. 25–29.
  12. Хилько Н.Ф. Смена доминанты образов культурных ландшафтов города Омска в творчестве фотохудожников второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 262–282.
  13. Горохова Л.А. О структуре «звукового ландшафта» художественного произведения // Журнал филологических исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 96–100.
  14. Калуцков В.Н., Мкртчян Д.Г. О ландшафте звуковом и ландшафте музыкальном // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: мат-лы III междисциплинар. науч. конф.: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Г. Молчанова. М., 2023. С. 341–349.
  15. Рудская Д.В. Образы культурных ландшафтов в туризме // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 61.
  16. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 98–106. doi: 10.7256/2454-0676.2019.4.31556.
  17. Майничева А.Ю. Музеи как фактор формирования культурных ландшафтов в свете сохранения этнокультурной памяти // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2023. № 11. С. 302–305. doi: 10.37386/2687-0592-2023-11-302-305.
  18. Оконникова Т.И., Берестова Е.М., Акатьева Л.В. Стрит-арт в культурном ландшафте Ижевска // Сервис plus. 2022. Т. 16, № 3. С. 136–147. doi: 10.5281/zenodo.7380009.
  19. Шургин И.Н. Деревянная архитектура как ключевой элемент культурного ландшафта и эволюция традиционного домостроительства в Кенозерье // Наследие и современность. 2019. Т. 2, № 2. С. 64–80.
  20. Рожников А.А. Скульптура как часть современного культурного ландшафта городов Подмосковья // Вестник ГГУ. 2022. № 6. С. 39–51.
  21. Маркова О.И. Ландшафтное планирование территории Храма Воскресения Христова в Кадашах с сохранением исторического культурного ландшафта // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 154–177.
  22. Ричардсон Т. Глобальные ландшафты постмодерна: гипотетическая модель «глобального культурного потока» для образования в сфере моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2023. № 4 (70). С. 233–252.
  23. Ерофеева И.В., Фильшина О.А. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 200–208. doi: 10.23683/1995-0640-2019-4-200-208.
  24. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте. Атмосфера, привлекающая читателя // Библиотечное дело. 2016. № 2 (260). С. 2–8.
  25. Леонтьева В.А. Культурный ландшафт: понятия, история и проблематика // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2015. Т. 19, № 5. С. 83–87.
  26. Крехалева Е.А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Киров, 2015. 184 с.
  27. Дивакова Н.А. Музыкально-звуковое понимание культурного ландшафта // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 91–100.
  28. Southworth M.F. The sonic environment of cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
  29. Foale K., Davies W.J. A listener-centered approach to soundscape analysis // Proceedings of the Acoustics 2012 Nantes Conference. Salford: University of Salford, 2014. P. 2109–2114.
  30. Schafer R.M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1994. 320 p.
  31. Пирязева Е.Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9, № 2. С. 167–178. doi: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178.
  32. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 136–144.
  33. Казакова С.В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 12–20.
  34. Овчинникова Ю.С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3 (19). С. 13–26.
  35. Min Jung S. A study of the concept of ecomusicology and its educational practice // Journal of Music and Theory. 2017. Vol. 29. P. 36–59.
  36. Seo-Kyung K. A study on educational acceptability of soundscape in the elementary school music curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Vol. 13. P. 59–78.
  37. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of secondary education students in soundscape activities: a quasi-experimental study in a context of social vulnerability // Revista Electronica Educare. 2019. Vol. 23, iss. 2. P. 344–360. doi: 10.15359/ree.23-2.18.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Yavgildina Z.M., Kalinina L.Y., Terentyeva I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.