Музыкальный ландшафт современной Казани как средство развития музыкально-познавательного интереса младших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние музыкального ландшафта современного города Казани на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Описывается музыкально-звуковое пространство учреждений культуры, разнообразие форм, методов, событий, нацеленных на возрастную категорию младших школьников, способствующих формированию их музыкально-познавательного интереса, эстетического вкуса, расширению музыкального кругозора, развитию музыкально-творческих способностей. Дана характеристика музыкального ландшафта и рассмотрены сопряженные с ним понятия «культурный ландшафт», «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство». Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблему формирования интереса, музыкального интереса, музыкально-познавательного интереса. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Казани. Экспериментальная группа младших школьников была погружена в музыкально-звуковое пространство города Казани, согласно специально разработанной программе, которая была реализована с учетом предложенных педагогических условий. Проведенное исследование показало эффективность влияния музыкального ландшафта современного города на воспитание музыкально-познавательного интереса младших школьников. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.

Полный текст

Введение

Эстетическое воспитание детей входит в приоритетные задачи современного образовательно-воспитательного процесса, что подтверждается сегодняшними государственными документами, стратегиями и программами. В частности, на актуальность названной проблемы и необходимость системной организации по совершенствованию эстетического воспитания указывают: Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» № 304-ФЗ от 31.07.2020 г. [1]; Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 286 от 31.05.2021 г. [2]; Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [3]; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [4]; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [5]; Стратегия развития государственной культурной политики РФ до 2030 года от 11.09.2024 г. [6] и др.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить потенциал музыкального ландшафта современного города на развитие музыкально-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс музыкального образования обучающихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика развития музыкально-познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста в условиях музыкального ландшафта города Казани.

Методы исследования: теоретические методы – анализ и обобщение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы – анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Исследование категории «интерес» имеет междисциплинарный характер, в частности, она является предметом изучения психологами, социологами, культурологами, педагогами. Наше исследовательское поле связано с музыкальными интересами детей и молодежи. Проблема формирования интереса подрастающего поколения к музыкальному искусству достаточно исследована в педагогике. Она рассматривается с позиции различных методологических подходов (А.В. Смирнов, В.С. Гусельникова) [7], в разнообразных педагогических условиях (О.А. Блок) [8], с использованием широкого выбора педагогических средств (З.М. Явгильдина) [9], информационно-компьютерных технологий (Н.А. Меньшикова) [10] и др.

Изучение и анализ научной литературы по заявленной проблеме позволило выявить отсутствие исследований о влиянии музыкального ландшафта современного города на процесс развития музыкально-познавательного интереса как одной из составляющей эстетического воспитания детей.

В своем исследования авторы опираются на определение музыкально-познавательного интереса как «выраженного устремления личности к духовно-практическому освоению высокохудожественных музыкальных произведений с целью удовлетворения познавательно-эстетических потребностей в красоте, познании музыкального искусства, эстетическом наслаждении, музыкальном самообразовании и др.» [9, с. 30].

Наиболее сензитивным периодом для развития музыкально-познавательного интереса является младший школьный возраст, поскольку именно данный возрастной период характеризуется эмоциональностью восприятия, яркостью воображения, любознательностью, коммуникативностью, относительно развитой наглядно-образной памятью, потребностью в творческой деятельности.

Рассмотрим предложенное авторами основное средство развития музыкально-познавательного интереса – музыкальный ландшафт. В научной литературе музыкальный ландшафт чаще всего рассматривается в качестве составляющей более широкого понятия – культурного ландшафта.

Исследование культурного ландшафта в отечественной и зарубежной литературе осуществляется с позиции разных научных направлений: философии (А.А. Еникеев, А.В. Пичиненко) [11], культурологии и искусствоведения (Н.Ф. Хилько) [12], лингвистики и филологии (Л.А. Горохова) [13], экологии и географии (В.Н. Калуцков, Д.Г. Мкртчян) [14] и др.

Достаточное количество работ посвящено изучению культурных ландшафтов российских регионов, городов, а также зарубежных территорий. Исследовательское поле изучаемого явления рассматривается в качестве ресурса туристического развития (Д.В. Рудская) [15]; содержит воспитательный потенциал и способствует формированию образовательной среды (Н.Н. Демидова, А.В. Зулхарнаева) [16]. В ряде исследований обосновываются различные средства формирования культурных ландшафтов, среди них: музеи (А.Ю. Майничева) [17], стрит-арт (Т.И. Оконникова, Е.М. Берестова, Л.В. Акатьева) [18], архитектура и скульптура (И.Н. Шургин [19], А.А. Рожников) [20], храмы и церкви (О.И. Маркова) [21], мода (Т. Ричардсон) [22], журналистика и библиотечное дело (И.В. Ерофеева, О.А. Фильшина [23], С.Г. Матлина [24] и др.).

Российский ученый В.А. Леонтьева определяет культурный ландшафт как «освоенное социальное национально-историческое пространство или система, поддерживающая весь комплекс условий для жизни человека» [25, с. 83]. В исследованиях ученых выделяются такие виды культурных ландшафтов, наполненные звуками, как этноконфессиональное, историческое, лингвистическое, пространство профессионального искусства, народной культуры и др. Авторскую концепцию топологической организации традиционного культурного ландшафта предлагает Е.А. Крехалева, которая выделяет в звучащем ландшафте Русского Севера природный и искусственный уровни [26]. Интерпретацию культурного ландшафта в музыкально-звуковом аспекте представляет Н.А. Дивакова [27].

Важным компонентом в структуре культурного ландшафта является его музыкальная, звуковая составляющая. В качестве сопряженных с музыкальным ландшафтом в научной литературе встречаются понятия «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство» и др.

Определенный вклад в исследование звукового ландшафта внесли зарубежные ученые. Впервые о звуковом ландшафте в 1967 году заговорил дизайнер, архитектор Michael Southworth, который занимался звуковым планированием городских пространств [28]. Доктор философии Kim Foale провел теоретическое исследование с целью оценки мнений о городских звуковых ландшафтах и выявил большое разнообразие способов, с помощью которых люди слушают звуковые ландшафты искусственной среды и взаимодействуют с ними [29, p. 2114]. Проблему сохранения звуковой картины мира в эпоху техногенной цивилизации обозначил канадский композитор, педагог и прозаик R.M. Schafer. В его интерпретации звуковой ландшафт представляет собой композицию звуков, которые воспринимает человек в окружающем его жизненном пространстве [30, p. 202].

Российский исследователь Е.Н. Пирязева определяет звуковой ландшафт как «понятие, означающее и корпус звуков окружающей среды, востребованный значительным спектром наук, и музыкальные композиции, широко применяемые в творческих практиках современного искусства» [31, с. 167]. Отечественный искусствовед Г.А. Демешко наполнение пространства звуками называет музыкальным фоноландшафтом и связывает смену звукового ландшафта «во-первых, с новым этапом синтеза искусств; во-вторых, иным взаимоотношениям искусства с новыми информационными технологиями, жизненными реалиями, природой; в-третьих – из-за отказа от традиционных способов организации звукового пространства» [32, с. 137].

Интерес к изучению звукового ландшафта и акустической среды наблюдается и в педагогической науке. Среди них: концепция формирования аудиальной культуры младших школьников (С.В. Казакова) [33]; «методика освоения школьниками звукового ландшафта путём интеграции искусства, биологии, географии, истории с использованием информационно-коммуникационных технологий» (Е.Н. Пирязева) [31]; обоснование звукового ландшафта как компонента музыкального и культурологического образования (Ю.С. Овчинникова) [34]; технологии обучения музыке с использованием звукового ландшафта (S. Min Jung, K. Seo-Kyung, R. Angel-Alvarado, O. Belletich, M. Wilhelmi [35–37].

Представитель географической науки В.Н. Калуцков разделяет звуковой и музыкальный ландшафты, определяя звуковой ландшафт как «совокупность всех слышимых звуков в определенной местности», а музыкальный понимает как формируемый «под воздействием музыкального творчества» [14, с. 341].

В своем исследовании мы опираемся на понимание музыкального ландшафта как пространства, наполненного музыкальным содержанием, созданным человеком, в частности, музыкальными произведениями во всем разнообразии направлений, стилей, жанров, исполнителей.

Апробация концептуальной педагогической идеи была организована в образовательных учреждениях города Казани. Столица Республики Татарстан имеет богатейшую тысячелетнюю историю, отличается поликультурностью, поликонфессиональностью, в ней проживает более 170 народов и национальностей. Казань можно назвать музыкальным городом, поскольку концепция «музыкального города», во-первых, включает города с богатым музыкальным наследием и прошлым, неотделимым от городского прошлого; во-вторых, города с активно развивающимися музыкальными сценами и музыкальной индустрией. Музыкальный ландшафт города Казани представляет собой палитру многообразия культур, языков, музыкальных интонаций и определяется многозначно: по музыкальным местам, по музыкальным направлениям, по национальной идентичности, для отдельных социальных групп, для разных возрастных категорий.

Исследование процесса воспитания музыкально-познавательного интереса младших школьников в условиях музыкального ландшафта современной Казани проводилось с 2022 по 2024 гг. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 60 учащихся третьего класса, из которых экспериментальную группу (ЭГ) представляли 30 учащихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани, контрольную группу (КГ) составляли 30 учащихся МБОУ «Гимназия № 28» Вахитовского района г. Казани.

Диагностический комплект материалов включал в себя: анкетные опросы, тестовые задания, методику обработки эмпирических данных, определение критериев сформированности музыкально-познавательного интереса (информационный, эмпатийный, деятельностный), количественных и качественных показателей, а также выявление трех уровней применительно к возрасту младшего школьника (формальный, гармоничный, креативный).

На первом констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы с использованием диагностического комплекта были выявлены небольшие отличия в развитии музыкально-познавательного интереса у учащихся КГ и ЭГ: формальный уровень показали в ЭГ 35,7% от общего количества учащихся, в КГ – 36%; гармоничный уровень был выявлен у 42,9% учащихся ЭГ, в КГ у 44%; креативный уровень в ЭГ составили 21,4% школьников, в КГ – 20%.

На втором этапе была разработана программа поэтапного погружения в музыкальный ландшафт города и организован формирующий этап опытно-экспериментальной работе по ее реализации с учащимися ЭГ.

Цель предложенной авторами программы погружения младших школьников в музыкальный ландшафт современного города Казани заключалась в потребности учащихся к познанию национального музыкального достояния, отечественного культурного наследия как неотъемлемой части духовно-ценностного и патриотического воспитания образованного казанца; формировании умения ориентироваться в культурном пространстве города Казани.

Задачи программы: знакомить учащихся со звучащей музыкой в музыкально-образовательных и музыкально-концертных учреждениях города Казани, воспитывать интерес к произведениям выдающихся музыкантов и исполнителей, памятным датам музыкальных событий.

Программа рассчитана на 32 часа и включает четыре тематических модуля: 1) «Музыкально-театральная жизнь Казани»; 2) «Композиторы Татарстана»; 3) «Музыкальные коллективы Казани»; 4) «Мы будем музыке учиться». Итоговая работа: выполнение творческого проекта «Музыкальная карта Казани».

Рассмотрим некоторые казанские музыкальные маршруты, включенные в программу и погружающие младших школьников ЭГ в звуковое пространство города.

Освоение первого модуля «Музыкально-театральная жизнь» предполагает знакомство с музыкальными и концертными учреждениями города, в том числе посещение Большого концертного зала им. С. Сайдашева, Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Яркое впечатление оставляет у школьников участие в проекте Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского «Уроки музыки с оркестром» в БКЗ им. С. Сайдашева, в котором в форме открытых репетиций идет знакомство с музыкальными инструментами, симфоническими произведениями для детей и концертным этикетом.

Богатый многоликий мир музыкального искусства раскрывают музыкально-просветительские лекторийные концерты для школьников, среди них: «Органное королевство» под руководством органистки Лады Лабзиной; «Не о классике. Музыка композиторов-неоклассиков» с участием Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной; «Нескучный хор» с участием Государственного камерного хора РТ; концерты абонемента «Магия струнных» в исполнении Государственного струнного квартета РТ; развлекательно-образовательные программы об академической музыке «Музыкальный планетарий», которые построены в форме интерактивных игр, викторин и театральных сценок.

В рамках второго модуля «Композиторы Татарстана» учащиеся ЭГ посещают Музей Салиха Сайдашева, Центр современной музыки Софьи Губайдуллиной, Музей-квартиру Назиба Жиганова, в которых знакомятся с жизнью, богатым музыкальным наследием и родственниками известных композиторов.

Третий модуль программы «Музыкальные коллективы Казани» знакомит ребят с юными исполнителями известных детских коллективов, в частности, с Молодежным симфоническим оркестром РТ, Детским симфоджаз-оркестром Казани, Детским национальным хором «Милли», Детской образцовой студией Ансамбля танца Kazan. Приобщение к шедеврам музыкального искусства в исполнении детских коллективов – это сильная мотивация к развитию музыкально-познавательного интереса детей. Наряду с выступлениями уникальных детских и молодежных коллективов, учащиеся ЭГ посещают репетиции, мастер-классы, знакомятся с солистами, участвуют в организации мероприятий и праздников.

Четвертый модуль «Мы будем музыке учиться» предполагает знакомство учащихся с особенными музыкальными учебными заведениями Казани – ДМШ им. П.И. Чайковского, ДМШ им. Ф.И. Шаляпина, Детской школой рока «Дорога». В частности, ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского является одним из старейших учебных заведений Казани и родоначальником детского музыкального образования Татарстана. ДМШ имени Ф.И. Шаляпина сохраняет традиции отечественной хоровой исполнительской школы и занимается подготовкой будущих хормейстеров. Посещение первой профессиональной детской школы рок-музыки в России «Дорога» раскрывает школьникам мир современной музыки, в том числе на творческих встречах с легендами российского и мирового рока. Обучающиеся казанской рок-школы славятся яркими победами в престижных конкурсах и проектах, участвуют в праздничных и благотворительных мероприятиях на российских и республиканских музыкальных площадках.

Казань богата творческими коллективами, которые формируют неповторимый музыкальный ландшафт современной Казани. Национальный колорит создают Государственный ансамбль танца и песни РТ, Государственный фольклорный ансамбль РТ, Государственный ансамбль танца «Казань». Музыкальные спектакли для детей в Театре юного зрителя, Театре кукол «Экият», в Театре им. В.И. Качалова, в Театре им. Г. Камала дополняют музыкальное пространство города.

После завершения программы учащимся ЭГ предлагается выполнение группового творческого проекта «Музыкальная карта Казани», презентация которого проходит на общешкольном фестивале с участием школьников, учителей, родителей и гостей.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы с учащимися ЭГ и КГ была проведена контрольная диагностика. Контрольный срез с применением комплекта диагностических материалов показал практически неизменные показатели у учащихся КГ и существенную положительную динамику сформированности музыкально-познавательного интереса у младших школьников ЭГ. Благодаря реализации авторской программы с применением музыкального ландшафта современной Казани, наблюдается рост количества учащихся ЭГ с креативным уровнем развития музыкально-познавательного интереса (от 21,4% на констатирующем этапе до 59,3% на контрольном этапе), показатели которых характеризуются целостностью восприятия музыкального произведения, яркой эмоциональной отзывчивостью и личностным отношением к прослушанному, оригинальностью оценки, умением узнавать и воспроизводить стилистические особенности музыкального произведения. Снизилось количество учащихся гармоничного уровня с 42,9% на констатирующем этапе до 29,6% на контрольном этапе эксперимента; в существенных пределах уменьшилась группа учащихся с формальным уровнем (от 35,7% на констатирующем до 11,1% на контрольном).

Выводы

Экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной программы развития музыкально-познавательного интереса младших школьников с использованием музыкального ландшафта современного города показала, что реализация концептуальной педагогической идеи успешно выполнила основную цель исследования – формирование музыкально-познавательного интереса, но также способствовала решению большого комплекса задач музыкально-эстетического развития младших школьников: расширению художественного кругозора, развитию творческих способностей, активного приобщения к музыкальной палитре классической, современной, национальной музыки.

Таким образом, музыкальный ландшафт современного города – это самостоятельная звуковая среда, которая обладает большим потенциалом в деле музыкального просвещения и эстетического развития детей и молодежи. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.

×

Об авторах

Зилия Мухтаровна Явгильдина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: zilia.javgi@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Россия, Санкт-Петербург

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований и грантов

Россия, Самара

Ирина Васильевна Терентьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: iterenteva49@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии

Россия, Казань

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451950.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 400907193.
  3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72216340.
  4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403809682.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/national-project/projects/success.
  6. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 № 2501-р [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/410384259.
  7. Смирнов А.В., Гусельникова В.С. Авторская песня как средство развития музыкально-познавательных интересов подростков // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1 (13). С. 64–82.
  8. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства // Музыковедение. 2022. № 3. С. 23–29. doi: 10.25791/musicology.3.2022.1240.
  9. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1998. 263 с.
  10. Меньшикова Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству // Искусство и образование. 2006. № 4 (42). С. 80–91.
  11. Еникеев А.А., Пичиненко А.В. Культура как предмет современных исследований: «культурный текст» и «культурный ландшафт» в философии и теории культуры // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 7 (46). С. 25–29.
  12. Хилько Н.Ф. Смена доминанты образов культурных ландшафтов города Омска в творчестве фотохудожников второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 262–282.
  13. Горохова Л.А. О структуре «звукового ландшафта» художественного произведения // Журнал филологических исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 96–100.
  14. Калуцков В.Н., Мкртчян Д.Г. О ландшафте звуковом и ландшафте музыкальном // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: мат-лы III междисциплинар. науч. конф.: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Г. Молчанова. М., 2023. С. 341– 349.
  15. Рудская Д.В. Образы культурных ландшафтов в туризме // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 61.
  16. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 98–106. doi: 10.7256/2454-0676.2019.4.31556.
  17. Майничева А.Ю. Музеи как фактор формирования культурных ландшафтов в свете сохранения этнокультурной памяти // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2023. № 11. С. 302–305. doi: 10.37386/26870592-2023-11-302-305.
  18. Оконникова Т.И., Берестова Е.М., Акатьева Л.В. Стрит-арт в культурном ландшафте Ижевска // Сервис plus. 2022. Т. 16, № 3. С. 136–147. doi: 10.5281/zenodo.7380009.
  19. Шургин И.Н. Деревянная архитектура как ключевой элемент культурного ландшафта и эволюция традиционного домостроительства в Кенозерье // Наследие и современность. 2019. Т. 2, № 2. С. 64–80.
  20. Рожников А.А. Скульптура как часть современного культурного ландшафта городов Подмосковья // Вестник ГГУ. 2022. № 6. С. 39–51.
  21. Маркова О.И. Ландшафтное планирование территории Храма Воскресения Христова в Кадашах с сохранением исторического культурного ландшафта // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 154–177.
  22. Ричардсон Т. Глобальные ландшафты постмодерна: гипотетическая модель «глобального культурного потока» для образования в сфере моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2023. № 4 (70). С. 233–252.
  23. Ерофеева И.В., Фильшина О.А. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 200–208. DOI: 10. 23683/1995-0640-2019-4-200-208.
  24. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте. Атмосфера, привлекающая читателя // Библиотечное дело. 2016. № 2 (260). С. 2–8.
  25. Леонтьева В.А. Культурный ландшафт: понятия, история и проблематика // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2015. Т. 19, № 5. С. 83–87.
  26. Крехалева Е.А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Киров, 2015. 184 с.
  27. Дивакова Н.А. Музыкально-звуковое понимание культурного ландшафта // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 91–100.
  28. Southworth M.F. The sonic environment of cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
  29. Foale K., Davies W.J. A listener-centered approach to soundscape analysis // Proceedings of the Acoustics 2012 Nantes Conference. Salford: University of Salford, 2014. P. 2109–2114.
  30. Schafer R.M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1994. 320 p.
  31. Пирязева Е.Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9, № 2. С. 167–178. doi: 10.31862/23091428-2021-9-2-167-178.
  32. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 136–144.
  33. Казакова С.В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 12–20.
  34. Овчинникова Ю.С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3 (19). С. 13–26.
  35. Min Jung S. A study of the concept of ecomusicology and its educational practice // Journal of Music and Theory. 2017. Vol. 29. P. 36–59.
  36. Seo-Kyung K. A study on educational acceptability of soundscape in the elementary school music curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Vol. 13. P. 59–78.
  37. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of secondary education students in soundscape activities: a quasi-experimental study in a context of social vulnerability // Revista Electronica Educare. 2019. Vol. 23, iss. 2. P. 344–360. doi: 10.15359/ree.23-2.18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Явгильдина З.М., Калинина Л.Ю., Терентьева И.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.