Музыкальный ландшафт современной Казани как средство развития музыкально-познавательного интереса младших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние музыкального ландшафта современного города Казани на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Описывается музыкально-звуковое пространство учреждений культуры, разнообразие форм, методов, событий, нацеленных на возрастную категорию младших школьников, способствующих формированию их музыкально-познавательного интереса, эстетического вкуса, расширению музыкального кругозора, развитию музыкально-творческих способностей. Дана характеристика музыкального ландшафта и рассмотрены сопряженные с ним понятия «культурный ландшафт», «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство». Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблему формирования интереса, музыкального интереса, музыкально-познавательного интереса. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Казани. Экспериментальная группа младших школьников была погружена в музыкально-звуковое пространство города Казани, согласно специально разработанной программе, которая была реализована с учетом предложенных педагогических условий. Проведенное исследование показало эффективность влияния музыкального ландшафта современного города на воспитание музыкально-познавательного интереса младших школьников. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.

Об авторах

Зилия Мухтаровна Явгильдина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: zilia.javgi@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований и грантов

Ирина Васильевна Терентьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: iterenteva49@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451950.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400907193.
  3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72216340.
  4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403809682.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/national-project/projects/success.
  6. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 № 2501-р [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/410384259.
  7. Смирнов А.В., Гусельникова В.С. Авторская песня как средство развития музыкально-познавательных интересов подростков // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1 (13). С. 64–82.
  8. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства // Музыковедение. 2022. № 3. С. 23–29. doi: 10.25791/musicology.3.2022.1240.
  9. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1998. 263 с.
  10. Меньшикова Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству // Искусство и образование. 2006. № 4 (42). С. 80–91.
  11. Еникеев А.А., Пичиненко А.В. Культура как предмет современных исследований: «культурный текст» и «культурный ландшафт» в философии и теории культуры // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 7 (46). С. 25–29.
  12. Хилько Н.Ф. Смена доминанты образов культурных ландшафтов города Омска в творчестве фотохудожников второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 262–282.
  13. Горохова Л.А. О структуре «звукового ландшафта» художественного произведения // Журнал филологических исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 96–100.
  14. Калуцков В.Н., Мкртчян Д.Г. О ландшафте звуковом и ландшафте музыкальном // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: мат-лы III междисциплинар. науч. конф.: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Г. Молчанова. М., 2023. С. 341–349.
  15. Рудская Д.В. Образы культурных ландшафтов в туризме // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 61.
  16. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 98–106. doi: 10.7256/2454-0676.2019.4.31556.
  17. Майничева А.Ю. Музеи как фактор формирования культурных ландшафтов в свете сохранения этнокультурной памяти // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2023. № 11. С. 302–305. doi: 10.37386/2687-0592-2023-11-302-305.
  18. Оконникова Т.И., Берестова Е.М., Акатьева Л.В. Стрит-арт в культурном ландшафте Ижевска // Сервис plus. 2022. Т. 16, № 3. С. 136–147. doi: 10.5281/zenodo.7380009.
  19. Шургин И.Н. Деревянная архитектура как ключевой элемент культурного ландшафта и эволюция традиционного домостроительства в Кенозерье // Наследие и современность. 2019. Т. 2, № 2. С. 64–80.
  20. Рожников А.А. Скульптура как часть современного культурного ландшафта городов Подмосковья // Вестник ГГУ. 2022. № 6. С. 39–51.
  21. Маркова О.И. Ландшафтное планирование территории Храма Воскресения Христова в Кадашах с сохранением исторического культурного ландшафта // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 154–177.
  22. Ричардсон Т. Глобальные ландшафты постмодерна: гипотетическая модель «глобального культурного потока» для образования в сфере моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2023. № 4 (70). С. 233–252.
  23. Ерофеева И.В., Фильшина О.А. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 200–208. doi: 10.23683/1995-0640-2019-4-200-208.
  24. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте. Атмосфера, привлекающая читателя // Библиотечное дело. 2016. № 2 (260). С. 2–8.
  25. Леонтьева В.А. Культурный ландшафт: понятия, история и проблематика // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2015. Т. 19, № 5. С. 83–87.
  26. Крехалева Е.А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Киров, 2015. 184 с.
  27. Дивакова Н.А. Музыкально-звуковое понимание культурного ландшафта // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 91–100.
  28. Southworth M.F. The sonic environment of cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
  29. Foale K., Davies W.J. A listener-centered approach to soundscape analysis // Proceedings of the Acoustics 2012 Nantes Conference. Salford: University of Salford, 2014. P. 2109–2114.
  30. Schafer R.M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1994. 320 p.
  31. Пирязева Е.Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9, № 2. С. 167–178. doi: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178.
  32. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 136–144.
  33. Казакова С.В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 12–20.
  34. Овчинникова Ю.С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3 (19). С. 13–26.
  35. Min Jung S. A study of the concept of ecomusicology and its educational practice // Journal of Music and Theory. 2017. Vol. 29. P. 36–59.
  36. Seo-Kyung K. A study on educational acceptability of soundscape in the elementary school music curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Vol. 13. P. 59–78.
  37. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of secondary education students in soundscape activities: a quasi-experimental study in a context of social vulnerability // Revista Electronica Educare. 2019. Vol. 23, iss. 2. P. 344–360. doi: 10.15359/ree.23-2.18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Явгильдина З.М., Калинина Л.Ю., Терентьева И.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.