The musical landscape of modern Kazan as a means of developing musical and cognitive interest of younger schoolchildren

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the influence of the musical landscape of the modern city of Kazan on the aesthetic education of primary school children. The article describes the musical and sound space of cultural institutions, a variety of forms, methods, events aimed at the age category of younger schoolchildren, contributing to the formation of their musical and cognitive interest, aesthetic taste, expansion of musical horizons, development of musical and creative abilities. The characteristic of the musical landscape is given and the associated concepts of «cultural landscape», «sound landscape», «phonolandscape», «sound space» are considered. The analysis of the works of domestic and foreign authors exploring the problem of interest formation, musical interest, musical and cognitive interest is presented. The experimental study covered primary school students of secondary schools in the city of Kazan. An experimental group of younger schoolchildren was immersed in the musical and sound space of the city of Kazan, according to a specially developed program, which was implemented taking into account the proposed pedagogical conditions. The conducted research has shown the effectiveness of the influence of the musical landscape of a modern city on the education of musical and cognitive interest of younger schoolchildren. The results obtained can serve as a basis for further planning of the musical and sound space of a modern city, the formation of a repertoire policy of cultural institutions, the organization of event events that take into account different age categories of citizens.

Full Text

Введение

Эстетическое воспитание детей входит в приоритетные задачи современного образовательно-воспитательного процесса, что подтверждается сегодняшними государственными документами, стратегиями и программами. В частности, на актуальность названной проблемы и необходимость системной организации по совершенствованию эстетического воспитания указывают: Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» № 304-ФЗ от 31.07.2020 г. [1]; Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 286 от 31.05.2021 г. [2]; Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [3]; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [4]; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [5]; Стратегия развития государственной культурной политики РФ до 2030 года от 11.09.2024 г. [6] и др.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить потенциал музыкального ландшафта современного города на развитие музыкально-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс музыкального образования обучающихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика развития музыкально-познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста в условиях музыкального ландшафта города Казани.

Методы исследования: теоретические методы – анализ и обобщение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы – анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Исследование категории «интерес» имеет междисциплинарный характер, в частности, она является предметом изучения психологами, социологами, культурологами, педагогами. Наше исследовательское поле связано с музыкальными интересами детей и молодежи. Проблема формирования интереса подрастающего поколения к музыкальному искусству достаточно исследована в педагогике. Она рассматривается с позиции различных методологических подходов (А.В. Смирнов, В.С. Гусельникова) [7], в разнообразных педагогических условиях (О.А. Блок) [8], с использованием широкого выбора педагогических средств (З.М. Явгильдина) [9], информационно-компьютерных технологий (Н.А. Меньшикова) [10] и др.

Изучение и анализ научной литературы по заявленной проблеме позволило выявить отсутствие исследований о влиянии музыкального ландшафта современного города на процесс развития музыкально-познавательного интереса как одной из составляющей эстетического воспитания детей.

В своем исследования авторы опираются на определение музыкально-познавательного интереса как «выраженного устремления личности к духовно-практическому освоению высокохудожественных музыкальных произведений с целью удовлетворения познавательно-эстетических потребностей в красоте, познании музыкального искусства, эстетическом наслаждении, музыкальном самообразовании и др.» [9, с. 30].

Наиболее сензитивным периодом для развития музыкально-познавательного интереса является младший школьный возраст, поскольку именно данный возрастной период характеризуется эмоциональностью восприятия, яркостью воображения, любознательностью, коммуникативностью, относительно развитой наглядно-образной памятью, потребностью в творческой деятельности.

Рассмотрим предложенное авторами основное средство развития музыкально-познавательного интереса – музыкальный ландшафт. В научной литературе музыкальный ландшафт чаще всего рассматривается в качестве составляющей более широкого понятия – культурного ландшафта.

Исследование культурного ландшафта в отечественной и зарубежной литературе осуществляется с позиции разных научных направлений: философии (А.А. Еникеев, А.В. Пичиненко) [11], культурологии и искусствоведения (Н.Ф. Хилько) [12], лингвистики и филологии (Л.А. Горохова) [13], экологии и географии (В.Н. Калуцков, Д.Г. Мкртчян) [14] и др.

Достаточное количество работ посвящено изучению культурных ландшафтов российских регионов, городов, а также зарубежных территорий. Исследовательское поле изучаемого явления рассматривается в качестве ресурса туристического развития (Д.В. Рудская) [15]; содержит воспитательный потенциал и способствует формированию образовательной среды (Н.Н. Демидова, А.В. Зулхарнаева) [16]. В ряде исследований обосновываются различные средства формирования культурных ландшафтов, среди них: музеи (А.Ю. Майничева) [17], стрит-арт (Т.И. Оконникова, Е.М. Берестова, Л.В. Акатьева) [18], архитектура и скульптура (И.Н. Шургин [19], А.А. Рожников) [20], храмы и церкви (О.И. Маркова) [21], мода (Т. Ричардсон) [22], журналистика и библиотечное дело (И.В. Ерофеева, О.А. Фильшина [23], С.Г. Матлина [24] и др.).

Российский ученый В.А. Леонтьева определяет культурный ландшафт как «освоенное социальное национально-историческое пространство или система, поддерживающая весь комплекс условий для жизни человека» [25, с. 83]. В исследованиях ученых выделяются такие виды культурных ландшафтов, наполненные звуками, как этноконфессиональное, историческое, лингвистическое, пространство профессионального искусства, народной культуры и др. Авторскую концепцию топологической организации традиционного культурного ландшафта предлагает Е.А. Крехалева, которая выделяет в звучащем ландшафте Русского Севера природный и искусственный уровни [26]. Интерпретацию культурного ландшафта в музыкально-звуковом аспекте представляет Н.А. Дивакова [27].

Важным компонентом в структуре культурного ландшафта является его музыкальная, звуковая составляющая. В качестве сопряженных с музыкальным ландшафтом в научной литературе встречаются понятия «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство» и др.

Определенный вклад в исследование звукового ландшафта внесли зарубежные ученые. Впервые о звуковом ландшафте в 1967 году заговорил дизайнер, архитектор Michael Southworth, который занимался звуковым планированием городских пространств [28]. Доктор философии Kim Foale провел теоретическое исследование с целью оценки мнений о городских звуковых ландшафтах и выявил большое разнообразие способов, с помощью которых люди слушают звуковые ландшафты искусственной среды и взаимодействуют с ними [29, p. 2114]. Проблему сохранения звуковой картины мира в эпоху техногенной цивилизации обозначил канадский композитор, педагог и прозаик R.M. Schafer. В его интерпретации звуковой ландшафт представляет собой композицию звуков, которые воспринимает человек в окружающем его жизненном пространстве [30, p. 202].

Российский исследователь Е.Н. Пирязева определяет звуковой ландшафт как «понятие, означающее и корпус звуков окружающей среды, востребованный значительным спектром наук, и музыкальные композиции, широко применяемые в творческих практиках современного искусства» [31, с. 167]. Отечественный искусствовед Г.А. Демешко наполнение пространства звуками называет музыкальным фоноландшафтом и связывает смену звукового ландшафта «во-первых, с новым этапом синтеза искусств; во-вторых, иным взаимоотношениям искусства с новыми информационными технологиями, жизненными реалиями, природой; в-третьих – из-за отказа от традиционных способов организации звукового пространства» [32, с. 137].

Интерес к изучению звукового ландшафта и акустической среды наблюдается и в педагогической науке. Среди них: концепция формирования аудиальной культуры младших школьников (С.В. Казакова) [33]; «методика освоения школьниками звукового ландшафта путём интеграции искусства, биологии, географии, истории с использованием информационно-коммуникационных технологий» (Е.Н. Пирязева) [31]; обоснование звукового ландшафта как компонента музыкального и культурологического образования (Ю.С. Овчинникова) [34]; технологии обучения музыке с использованием звукового ландшафта (S. Min Jung, K. Seo-Kyung, R. Angel-Alvarado, O. Belletich, M. Wilhelmi [35–37].

Представитель географической науки В.Н. Калуцков разделяет звуковой и музыкальный ландшафты, определяя звуковой ландшафт как «совокупность всех слышимых звуков в определенной местности», а музыкальный понимает как формируемый «под воздействием музыкального творчества» [14, с. 341].

В своем исследовании мы опираемся на понимание музыкального ландшафта как пространства, наполненного музыкальным содержанием, созданным человеком, в частности, музыкальными произведениями во всем разнообразии направлений, стилей, жанров, исполнителей.

Апробация концептуальной педагогической идеи была организована в образовательных учреждениях города Казани. Столица Республики Татарстан имеет богатейшую тысячелетнюю историю, отличается поликультурностью, поликонфессиональностью, в ней проживает более 170 народов и национальностей. Казань можно назвать музыкальным городом, поскольку концепция «музыкального города», во-первых, включает города с богатым музыкальным наследием и прошлым, неотделимым от городского прошлого; во-вторых, города с активно развивающимися музыкальными сценами и музыкальной индустрией. Музыкальный ландшафт города Казани представляет собой палитру многообразия культур, языков, музыкальных интонаций и определяется многозначно: по музыкальным местам, по музыкальным направлениям, по национальной идентичности, для отдельных социальных групп, для разных возрастных категорий.

Исследование процесса воспитания музыкально-познавательного интереса младших школьников в условиях музыкального ландшафта современной Казани проводилось с 2022 по 2024 гг. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 60 учащихся третьего класса, из которых экспериментальную группу (ЭГ) представляли 30 учащихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани, контрольную группу (КГ) составляли 30 учащихся МБОУ «Гимназия № 28» Вахитовского района г. Казани.

Диагностический комплект материалов включал в себя: анкетные опросы, тестовые задания, методику обработки эмпирических данных, определение критериев сформированности музыкально-познавательного интереса (информационный, эмпатийный, деятельностный), количественных и качественных показателей, а также выявление трех уровней применительно к возрасту младшего школьника (формальный, гармоничный, креативный).

На первом констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы с использованием диагностического комплекта были выявлены небольшие отличия в развитии музыкально-познавательного интереса у учащихся КГ и ЭГ: формальный уровень показали в ЭГ 35,7% от общего количества учащихся, в КГ – 36%; гармоничный уровень был выявлен у 42,9% учащихся ЭГ, в КГ у 44%; креативный уровень в ЭГ составили 21,4% школьников, в КГ – 20%.

На втором этапе была разработана программа поэтапного погружения в музыкальный ландшафт города и организован формирующий этап опытно-экспериментальной работе по ее реализации с учащимися ЭГ.

Цель предложенной авторами программы погружения младших школьников в музыкальный ландшафт современного города Казани заключалась в потребности учащихся к познанию национального музыкального достояния, отечественного культурного наследия как неотъемлемой части духовно-ценностного и патриотического воспитания образованного казанца; формировании умения ориентироваться в культурном пространстве города Казани.

Задачи программы: знакомить учащихся со звучащей музыкой в музыкально-образовательных и музыкально-концертных учреждениях города Казани, воспитывать интерес к произведениям выдающихся музыкантов и исполнителей, памятным датам музыкальных событий.

Программа рассчитана на 32 часа и включает четыре тематических модуля: 1) «Музыкально-театральная жизнь Казани»; 2) «Композиторы Татарстана»; 3) «Музыкальные коллективы Казани»; 4) «Мы будем музыке учиться». Итоговая работа: выполнение творческого проекта «Музыкальная карта Казани».

Рассмотрим некоторые казанские музыкальные маршруты, включенные в программу и погружающие младших школьников ЭГ в звуковое пространство города.

Освоение первого модуля «Музыкально-театральная жизнь» предполагает знакомство с музыкальными и концертными учреждениями города, в том числе посещение Большого концертного зала им. С. Сайдашева, Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Яркое впечатление оставляет у школьников участие в проекте Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского «Уроки музыки с оркестром» в БКЗ им. С. Сайдашева, в котором в форме открытых репетиций идет знакомство с музыкальными инструментами, симфоническими произведениями для детей и концертным этикетом.

Богатый многоликий мир музыкального искусства раскрывают музыкально-просветительские лекторийные концерты для школьников, среди них: «Органное королевство» под руководством органистки Лады Лабзиной; «Не о классике. Музыка композиторов-неоклассиков» с участием Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной; «Нескучный хор» с участием Государственного камерного хора РТ; концерты абонемента «Магия струнных» в исполнении Государственного струнного квартета РТ; развлекательно-образовательные программы об академической музыке «Музыкальный планетарий», которые построены в форме интерактивных игр, викторин и театральных сценок.

В рамках второго модуля «Композиторы Татарстана» учащиеся ЭГ посещают Музей Салиха Сайдашева, Центр современной музыки Софьи Губайдуллиной, Музей-квартиру Назиба Жиганова, в которых знакомятся с жизнью, богатым музыкальным наследием и родственниками известных композиторов.

Третий модуль программы «Музыкальные коллективы Казани» знакомит ребят с юными исполнителями известных детских коллективов, в частности, с Молодежным симфоническим оркестром РТ, Детским симфоджаз-оркестром Казани, Детским национальным хором «Милли», Детской образцовой студией Ансамбля танца Kazan. Приобщение к шедеврам музыкального искусства в исполнении детских коллективов – это сильная мотивация к развитию музыкально-познавательного интереса детей. Наряду с выступлениями уникальных детских и молодежных коллективов, учащиеся ЭГ посещают репетиции, мастер-классы, знакомятся с солистами, участвуют в организации мероприятий и праздников.

Четвертый модуль «Мы будем музыке учиться» предполагает знакомство учащихся с особенными музыкальными учебными заведениями Казани – ДМШ им. П.И. Чайковского, ДМШ им. Ф.И. Шаляпина, Детской школой рока «Дорога». В частности, ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского является одним из старейших учебных заведений Казани и родоначальником детского музыкального образования Татарстана. ДМШ имени Ф.И. Шаляпина сохраняет традиции отечественной хоровой исполнительской школы и занимается подготовкой будущих хормейстеров. Посещение первой профессиональной детской школы рок-музыки в России «Дорога» раскрывает школьникам мир современной музыки, в том числе на творческих встречах с легендами российского и мирового рока. Обучающиеся казанской рок-школы славятся яркими победами в престижных конкурсах и проектах, участвуют в праздничных и благотворительных мероприятиях на российских и республиканских музыкальных площадках.

Казань богата творческими коллективами, которые формируют неповторимый музыкальный ландшафт современной Казани. Национальный колорит создают Государственный ансамбль танца и песни РТ, Государственный фольклорный ансамбль РТ, Государственный ансамбль танца «Казань». Музыкальные спектакли для детей в Театре юного зрителя, Театре кукол «Экият», в Театре им. В.И. Качалова, в Театре им. Г. Камала дополняют музыкальное пространство города.

После завершения программы учащимся ЭГ предлагается выполнение группового творческого проекта «Музыкальная карта Казани», презентация которого проходит на общешкольном фестивале с участием школьников, учителей, родителей и гостей.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы с учащимися ЭГ и КГ была проведена контрольная диагностика. Контрольный срез с применением комплекта диагностических материалов показал практически неизменные показатели у учащихся КГ и существенную положительную динамику сформированности музыкально-познавательного интереса у младших школьников ЭГ. Благодаря реализации авторской программы с применением музыкального ландшафта современной Казани, наблюдается рост количества учащихся ЭГ с креативным уровнем развития музыкально-познавательного интереса (от 21,4% на констатирующем этапе до 59,3% на контрольном этапе), показатели которых характеризуются целостностью восприятия музыкального произведения, яркой эмоциональной отзывчивостью и личностным отношением к прослушанному, оригинальностью оценки, умением узнавать и воспроизводить стилистические особенности музыкального произведения. Снизилось количество учащихся гармоничного уровня с 42,9% на констатирующем этапе до 29,6% на контрольном этапе эксперимента; в существенных пределах уменьшилась группа учащихся с формальным уровнем (от 35,7% на констатирующем до 11,1% на контрольном).

Выводы

Экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной программы развития музыкально-познавательного интереса младших школьников с использованием музыкального ландшафта современного города показала, что реализация концептуальной педагогической идеи успешно выполнила основную цель исследования – формирование музыкально-познавательного интереса, но также способствовала решению большого комплекса задач музыкально-эстетического развития младших школьников: расширению художественного кругозора, развитию творческих способностей, активного приобщения к музыкальной палитре классической, современной, национальной музыки.

Таким образом, музыкальный ландшафт современного города – это самостоятельная звуковая среда, которая обладает большим потенциалом в деле музыкального просвещения и эстетического развития детей и молодежи. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.

×

About the authors

Zilia Mukhtarovna Yavgildina

Herzen State Pedagogical University of Russia

Author for correspondence.
Email: zilia.javgi@gmail.com

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Musical Education and Training Department

Russian Federation, Saint Petersburg

Larisa Yurievna Kalinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: klar1992@gmail.com

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher at the Scientific Research and Grants Department

Russian Federation, Samara

Irina Vasilyevna Terentyeva

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: iterenteva49@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the International Relations, World Politics and Diplomacy Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451950.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 400907193.
  3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72216340.
  4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403809682.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/national-project/projects/success.
  6. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 № 2501-р [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/410384259.
  7. Смирнов А.В., Гусельникова В.С. Авторская песня как средство развития музыкально-познавательных интересов подростков // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1 (13). С. 64–82.
  8. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства // Музыковедение. 2022. № 3. С. 23–29. doi: 10.25791/musicology.3.2022.1240.
  9. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1998. 263 с.
  10. Меньшикова Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству // Искусство и образование. 2006. № 4 (42). С. 80–91.
  11. Еникеев А.А., Пичиненко А.В. Культура как предмет современных исследований: «культурный текст» и «культурный ландшафт» в философии и теории культуры // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 7 (46). С. 25–29.
  12. Хилько Н.Ф. Смена доминанты образов культурных ландшафтов города Омска в творчестве фотохудожников второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 262–282.
  13. Горохова Л.А. О структуре «звукового ландшафта» художественного произведения // Журнал филологических исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 96–100.
  14. Калуцков В.Н., Мкртчян Д.Г. О ландшафте звуковом и ландшафте музыкальном // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: мат-лы III междисциплинар. науч. конф.: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Г. Молчанова. М., 2023. С. 341– 349.
  15. Рудская Д.В. Образы культурных ландшафтов в туризме // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 61.
  16. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 98–106. doi: 10.7256/2454-0676.2019.4.31556.
  17. Майничева А.Ю. Музеи как фактор формирования культурных ландшафтов в свете сохранения этнокультурной памяти // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2023. № 11. С. 302–305. doi: 10.37386/26870592-2023-11-302-305.
  18. Оконникова Т.И., Берестова Е.М., Акатьева Л.В. Стрит-арт в культурном ландшафте Ижевска // Сервис plus. 2022. Т. 16, № 3. С. 136–147. doi: 10.5281/zenodo.7380009.
  19. Шургин И.Н. Деревянная архитектура как ключевой элемент культурного ландшафта и эволюция традиционного домостроительства в Кенозерье // Наследие и современность. 2019. Т. 2, № 2. С. 64–80.
  20. Рожников А.А. Скульптура как часть современного культурного ландшафта городов Подмосковья // Вестник ГГУ. 2022. № 6. С. 39–51.
  21. Маркова О.И. Ландшафтное планирование территории Храма Воскресения Христова в Кадашах с сохранением исторического культурного ландшафта // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 154–177.
  22. Ричардсон Т. Глобальные ландшафты постмодерна: гипотетическая модель «глобального культурного потока» для образования в сфере моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2023. № 4 (70). С. 233–252.
  23. Ерофеева И.В., Фильшина О.А. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 200–208. DOI: 10. 23683/1995-0640-2019-4-200-208.
  24. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте. Атмосфера, привлекающая читателя // Библиотечное дело. 2016. № 2 (260). С. 2–8.
  25. Леонтьева В.А. Культурный ландшафт: понятия, история и проблематика // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2015. Т. 19, № 5. С. 83–87.
  26. Крехалева Е.А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Киров, 2015. 184 с.
  27. Дивакова Н.А. Музыкально-звуковое понимание культурного ландшафта // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 91–100.
  28. Southworth M.F. The sonic environment of cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
  29. Foale K., Davies W.J. A listener-centered approach to soundscape analysis // Proceedings of the Acoustics 2012 Nantes Conference. Salford: University of Salford, 2014. P. 2109–2114.
  30. Schafer R.M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1994. 320 p.
  31. Пирязева Е.Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9, № 2. С. 167–178. doi: 10.31862/23091428-2021-9-2-167-178.
  32. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 136–144.
  33. Казакова С.В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 12–20.
  34. Овчинникова Ю.С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3 (19). С. 13–26.
  35. Min Jung S. A study of the concept of ecomusicology and its educational practice // Journal of Music and Theory. 2017. Vol. 29. P. 36–59.
  36. Seo-Kyung K. A study on educational acceptability of soundscape in the elementary school music curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Vol. 13. P. 59–78.
  37. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of secondary education students in soundscape activities: a quasi-experimental study in a context of social vulnerability // Revista Electronica Educare. 2019. Vol. 23, iss. 2. P. 344–360. doi: 10.15359/ree.23-2.18.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Yavgildina Z.M., Kalinina L.Y., Terentyeva I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.