Pedagogical conditions for the formation of aesthetic consciousness in the process of vocal and choral activity
- Authors: Zhang L.1
-
Affiliations:
- Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank
- Issue: Vol 13, No 4 (2024)
- Pages: 176-182
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/677057
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134315
- ID: 677057
Cite item
Full Text
Abstract
The author of the study offers a contextual definition of the concept of «aesthetic consciousness», a model of aesthetic organization of vocal and choral activity developed by him, formulates pedagogical conditions for the formation of aesthetic consciousness in vocal and choral activity in the interpretation of choral works. These data are the result of a study that focuses on the formation of students' aesthetic consciousness in vocal and choral activities. In the contextual definition of aesthetic consciousness, the author relies on the study of the genesis of ideas about aesthetics and aesthetic consciousness in philosophy, art studies, musicology, as well as ideas about the formation of aesthetic consciousness in psychology and music pedagogy. The most effective way to form aesthetic consciousness is to introduce centuries–old singing aesthetic traditions in the process of artistic and performing creativity, the experience of interpreting works in choral art. The work emphasizes that the affiliation of choral singing to collective types of music making creates special conditions for the formation of aesthetic consciousness of students. The teacher-choirmaster should observe the artistic and pedagogical functional situations that arise in the creative process of interpretation, using them as a pedagogical tool that provides an instrumental opportunity to introduce the members of the choral group to each other's aesthetic values. Musical pedagogy is considered by the author as a special professional sphere of reality, which has its own expressive forms, perceived and assimilated as a value directly by the senses in purposeful activity to solve artistic and pedagogical tasks. The aesthetic value of the expressive forms of the subject «music» within the framework of all disciplines taught on its basis has a powerful pronounced pedagogical potential and acts as a means of forming the aesthetic consciousness of the future teacher-musician.
Full Text
Хоровое пение – одна из самых доступных форм ознакомления студентов различной довузовской подготовки с художественной гармонией, царящей в эстетическом пространстве музыкального искусства. Наше исследование является педагогическим по своей направленности. Его предмет – процесс формирования эстетического сознания в вокально-хоровой деятельности – требует особого внимания к профессиональной компетентности будущего хормейстера – педагога-музыканта широкого профиля, способствующего своей профессиональной деятельностью реализации просветительской воспитательной роли музыки в социуме. Хоровое искусство родилось из потребности самых широких масс общества выразить в пении жизнь во всем многообразии ее содержания. С течением времени произошла профессионализация певческого дела. Хоровое творчество, сделавшись необходимым для профессионалов, не утратило своего значения для любительских кругов, а главное – в целом для культуры народа. Педагог-музыкант, обладающий сформированным эстетическим сознанием, может выстроить траекторию музыкально-образовательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся в соответствии с высокими целями содержательной вертикали музыкального искусства. Музыкальное воспитание – это воспитание на образцах музыки высокой традиции, направляемое достижением целей гармоничного, а значит эстетически значимого духовно-нравственного развития личности. Существует противоречие между стихийно совершающейся в сознании будущего специалиста работой по приобретению и пополнению эмоционально-образных «знаний» об окружающей действительности, приобретению фрагментов эстетического опыта, формирующих в его сознании определенную «картину мира» с ее системой ценностей и отсутствием целенаправленного педагогического воздействия на актуализацию художественно-эстетического потенциала хорового музыкального искусства в специальной дирижерско-хоровой подготовке студентов. Этим определяется актуальность исследования, направленного на формирование эстетического сознания в процессе вокально-хоровой деятельности в специальной профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта.
Вокально-хоровая деятельность относится к разряду эстетических по своей сущности. В этой деятельности в прямом смысле культивируется красота, ориентируемая на достижение эстетического идеала. «Сократ обходит пестрое множество вещей, называемых прекрасными, – от корзины для навоза до обезьяны и человека. Обходит с некоторой гипотезой: если предметы, столь непохожие, обнимаются одним понятием красоты, значит, за миром вещей может скрываться нечто идеальное, что улавливает в них сознание человека. В это невидимое и вглядывается Сократ» [1, с. 68]. Вокально-хоровая деятельность – это, по сути, процесс осуществления идеального, процесс выявления его красоты и силы. Хоровое исполнительство – это платформа для творческого, культурного развития, приобретения навыков общения и приобщения к многовековым певческим эстетическим традициям в процессе художественно-исполнительского творчества. «Задача эстетики как науки – выделить зиждительную силу красоты в сознании человечества», – утверждает профессор В.В. Медушевский [2, с. 63]. Красота в вокально-хоровой деятельности проявляется в звучании человеческого голоса, выявляется в звукосмысловом интонировании поэтических текстов, передается хору при помощи «немой» выразительности дирижерского жеста с точностью сердечно-чувственного ощущения. Различать красоту в музыке – это значит осознавать ее подъемную силу и видеть в ней педагогический потенциал в широком смысле.
Вокально-хоровая деятельность относится к коллективным видам музицирования, что создает особые условия для формирования эстетического сознания студентов. Коллективный фактор является своего рода фундаментом, на котором зиждутся педагогические условия формирования эстетического сознания в вокально-хоровой деятельности. В процессе музицирования хором складывается и шлифуется в консенсусе как результат совместной интерпретации некий общий для всех эстетический идеал. Коллективный способ творческой работы, эстетический идеал и достижение консенсуса в интерпретации – эти три фактора играют существенную роль в создании педагогических условий формирования эстетического сознания.
Происхождение слова «консенсус» от латинских слов cum – «с; совместно» и sentire – «мыслить; чувствовать» по смыслу сочетается со смыслами эстетического, как сферы осмысляемой преимущественно чувствами. Не менее очевидной является взаимосвязь эстетического идеала с предметной областью сознательного, вырабатывающего свое содержание посредством согласования новых знаний и смыслов с уже имеющимися знаниями и опытом осмысления Бытия. То есть консенсус становится инструментом созидания согласия в опыте восприятия искусства. Исследуя тексты культуры, искусства В.М. Видгоф определяет их как формы объективированного сознания и подчеркивает, что в диалоге мира и человека «тексты культуры и психические механизмы сознания, постигающего (творящего) смыслы этих текстов, стараются понять и принять друг друга в своем сотворчестве» [3, с. 103]. Метод консенсуса, относящийся по своей сущности к методам компромисса, предполагает коллективное участие в результате соглашения как можно большего числа членов совместного дела. Он позволяет найти и в гуманитарной сфере общие точки согласия и достижения приемлемого всеми результата. Так, интерпретацию, ее вызревание в трудоемком репетиционном процессе хора можно отнести к консенсуально добываемым результатам. С педагогической точки зрения именно отношения принятия являются наиболее оправданными и противостоят отношениям на основе так называемой «тирании большинства» (а tyranny of the majority – термин Алексиса де Токвиля), как принципа «руководства цифрами, а не правотой или совершенством».
Следует подчеркнуть, что метод консенсуса наиболее удобен для коллективной деятельности чаще в небольших группах, участники которых уже имеют некоторую общую сближающую их мотивацию. Так, этот метод может быть использован в рамках одной художественно-педагогической школы, именно здесь он является инструментом достижения единства во вкусах, во многом определяющих эстетическое сознание. Чем более активным и осознанным будет участие каждого поющего в поиске варианта эталона концертного исполнения в вокально-хоровой деятельности, тем более выразительным и ярким обещает быть этот вариант. Достижение консенсуса всегда обусловлено наличием стремления найти общее, достигнуть его как желанного для всех результата. Этим обусловлено одно из важных педагогических условий – заинтересованное отношение всех членов коллектива в результатах своей деятельности.
Вокально-хоровая деятельность студентов является объектом нашего исследования. Известный белорусский хормейстер и педагог-музыкант Л.Н. Иконникова утверждает, что именно вокально-хоровая деятельность является ядром практико-ориентированной составляющей подготовки будущего педагога-музыканта – дирижера [4]. В область идеального, прекрасного, эстетического студентов вводит интерпретация шедевров в вокально-хоровой деятельности. Л.А. Безбородова акцентирует художественно-интерпретационную природу творчества дирижера [5, с. 4]. Художественный образ понимается в философии и искусствознании как способ и форма выявления красоты или эстетической меры. Интерпретация является способом и формой исследования эстетической сущности музыкального произведения, его понимания и принятия. Процесс интерпретации произведений побуждает преподавателя и студентов проникнуть в самую сердцевину содержания художественного образа. В процессе вокально-хоровой деятельности – демократичной и доверительно-дружественной по своему характеру – открывается путь к внутреннему миру поющих. Этот процесс, часто связанный с достижением сильного переживания – катарсиса, влияет на изменение эстетического сознания за счет воздействия непосредственно через чувства на его структурные механизмы. Теоретические категории в данном случае попадают через осознание в разряд инструментария художественного творчества в живом творческом процессе. Теория и практика вместе органично участвуют в созидании идеального живого звучания. Мы видим в вокально-хоровой деятельности уникальную сферу, наиболее естественно сочетающую в себе теоретическую и практическую составляющие профессии хорового дирижера. Осознание эстетики художественного образа усиливается музыковедческим анализом. С греческого теория (θεωρία) первоначально – это экстатическое созерцание, исследование, основанное на включении механизмов интуиции, а значит, чувственной сферы. И теория, и эмпирическая практика являются сторонами единого процесса интерпретации хоровых произведений. Теоретические знания и представления из области эстетики оплодотворяют практику интерпретации. Музыкальная педагогика имеет опыт использования принципов единства художественного и технического, эмоционального и рационального в организации художественно-образовательного процесса [6, с. 54]. Посредством соблюдения опоры на эти принципы уравновешиваются потенции чувственной и интеллектуальной сферы в обучении музыкальному искусству.
В вокально-хоровой деятельности студенты приобщаются на диалогической основе к эстетическим ценностям и опыту всех участников художественно-образовательной коммуникации – композитора, поэта, хормейстера, других участников коллектива (хористов). Создаются функциональные художественно-педагогические ситуации, позволяющие приобщаться к ценностям друг друга. Главное определение функциональности какого-либо явления относится к его употреблению, использованию в практике. Функциональное – означает зависящее «от деятельности, а не от структуры, не от основных свойств чего-нибудь» [7, с. 729]. В качестве примера можно привести функциональную ситуацию, когда иностранные студенты в процессе изучения произведений русского хорового творчества на языке оригинала сталкиваются с необходимостью познакомиться с некоторыми новыми для них понятиями, связанными с русской культурой. Это могут быть народные традиционные праздники, религиозные обряды с их особой лексикой и музыкальной риторикой, обычаи олицетворения явлений природы и многое другое. Функциональные ситуации могут складываться не только в связи с изучением поэтического текста произведения. Они могут возникать в процессе освоения ритмических, ладогармонических средств выразительности для аутентичного исполнения избранных произведений, что приводит к расширению эстетического сознания и принятию в его лоно новых пока еще непривычных способов музицирования. Особо важным в воспитании музыкальности, как общего качества личности является создание функциональных ситуаций поиска выхода из проблемных жизненных ситуаций, переживание и проживание которых лежит в основе художественного содержания того или иного хорового произведения. Язык музыки и поэзии в синтезе подает множество наглядных образцов-эталонов переживания самого разнообразного культурного опыта – от незначительных житейских затруднений до уровня жизненных коллизий. Использование художественно-педагогического потенциала функциональных ситуаций в процессе интерпретации музыки стимулирует участников хорового студенческого коллектива успешно обмениваться отношением к жизненным ценностям.
В 1980-е годы композитором и общественным деятелем Д.Б. Кабалевским была создана новая программа по музыке для общеобразовательной школы. Основной принцип программы – «связь музыки и жизни» – получил реализацию в практике путем включения детей в осмысленный процесс выразительного интонирования в разных видах деятельности на уроке [8]. Основным из них явилось пение. Разнообразие видов деятельности не отменило доступности и целесообразности именно вокально-хоровой деятельности на уроке музыкального искусства.
В построении образовательного процесса музыкальная педагогика опирается на опыт искусствознания и музыкознания. Это концептуальные положения о музыке как искусстве «интонируемого смысла» [9, с. 344], о процессуальности и драматургии музыкальной формы, ее мотивированности «от смысла к звуку», композиционных принципах и логике музыкальной композиции, разработанных Б.В. Асафьевым [9], В.В. Медушевским [2], Е.В. Назайкинским [10]. По утверждению В.В. Медушевского музыкальные выразительные интонации вырастают как цветы на основе «интонаций жизни», превращаясь в музыкальной форме в «беспредельно емкие знаки, полные живой красоты» [2, с. 27]. Таким образом, «в совершенной музыке аналитические средства оформляют уже не онтологическую пустоту, а живое богатство мироздания» [2, с. 27]. Е.В. Назайкинский констатирует широкое использование термина «композиция» в теории и практике других видов искусства – живописи, литературы, прикладных искусств. Существенным вкладом ученого в исследование драматургических особенностей музыкальной формы явилось исследование им общих законов временного развертывания музыкальной композиции. Он отмечает, что «композиторский холст – это чистое время. Это время, которое будет завоевано музыкальным сознанием и физическая длительность которого лишь в хронометраже записи будет потом зафиксирована для служебного пользования. А сначала оно выглядит лишь как поле, которое нужно пройти, как время, обещающее вместить в себя радость творчества и эстетическое удовольствие и уже таящее в себе эти богатства» [10, с. 9]. Музыкальное время как феномен обсуждается в философско-эстетических и музыковедческих концепциях XX века. А.В. Макина констатирует научную тенденцию осмысления времени, как своего рода «музыкализацию» философского мышления, связанную с пониманием музыки [11, с. 73].
Представление о формировании эстетического сознания в психологии и педагогике включает идеи о взаимосвязи сознания и деятельности; о действии принципа «анализа через синтез» в мыслительной деятельности; о возможности развития мышления в процессе решения задач [12–14]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во всех новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках; из объекта тем самым как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства» [13, с. 98–99]. Исследование принципа «анализа через синтез» продолжил известный психолог А.В. Брушлинский, представив его как способность мышления прогнозировать искомое [14]. Принцип «анализа через синтез» обладает богатым потенциалом, который может быть раскрыт, в частности, в вокально-хоровой деятельности. Произведение в процессе репетиционной работы проходит через известные этапы работы с ним – первоначальное знакомство с текстом, постепенное «вживание» в художественный образ. На заключительном этапе работы – это концертное исполнение, в котором интерпретация приходит в состояние «созревшего плода». В условиях обучения это могут быть концертные, фестивальные, конкурсные выступления, а также презентации освоенных хором программ на экзаменах и зачетах. Все творческие задачи интерпретации, по сути, решаются методом «выявления все новых свойств объекта» (произведения), методом «анализа через синтез». Здесь образуются взаимосвязи, позволяющие раскрыть содержание произведения в допустимых рамках художественной вариативности, «из объекта тем самым как бы вычерпывается все новое содержание» (см. выше). Это следующие взаимосвязи – художественное произведение как текст и его целостный художественный образ; форма произведения и отдельные средства выразительности; эстетический и социально-педагогический потенциал произведения (задачи его исполнения в разных аудиториях). В процессе многостороннего исследования художественного образа в интерпретации хоровых произведений происходит и формируется эстетическое сознание будущего педагога-музыканта. Рассматривая интерпретацию как главную универсальную задачу вокально-хоровой деятельности студентов, а саму эту деятельность как эстетическую, практически ориентированную образовательную среду профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, можно создать необходимые педагогические условия для формирования эстетического сознания будущих педагогов-музыкантов. Интерпретацию хоровых произведений в процессе вокально-хоровой деятельности мы представляем в своем исследовании как систему профессиональных задач. В опытах решения задач, главной из которых является задача интерпретации вокально-хоровых произведений, формируется и обогащается эстетическое сознание студентов. В нашем исследовании мы предлагаем технологию решения главной универсальной задачи – интерпретации хоровых произведений в вокально-хоровой деятельности [15].
Методологический анализ проблемы исследования позволил нам предложить в качестве его результата авторское контекстное определение понятия «эстетическое сознание». Эстетическое сознание – это высшая структурированная форма общественного и индивидуального сознания, духовного освоения окружающего мира, в целенаправленной деятельности которого усваиваются как ценности непосредственно чувствами выразительные формы любой сферы действительности. Процесс и результат работы эстетического сознания заключается в воссоздании в его внутреннем пространстве подвижной и диалектичной картины мира, способной дополняться и изменяться в процессе жизнедеятельности субъекта. Специфику эстетического сознания составляет его сущностное свойство – усваивать как ценности непосредственно чувствами выразительные формы любой сферы действительности. Эстетическому сознанию присущ особый способ освоения действительности, включающий единство логики интеллекта и логики чувственного познания при доминировании последнего.
В контекстном определении эстетического сознания мы опираемся на изучение генезиса идей об эстетике и эстетическом сознании в философии (А.Г. Баумгартен [16], В.В. Бычков [17], В.М. Видгоф [18], А.Ф. Лосев [19]), искусствознании (М.С. Каган [20], А.В. Макина [11]), музыкознании (Б.В. Асафьев [9], В.В. Медушевский [2], Е.В. Назайкинский [10]), а также идей о формировании эстетического сознания в психологии (А.В. Брушлинский [14], А.Н. Леонтьев [12], С.Л. Рубинштейн [13]) и педагогике (О.А. Апраксина [6], Л.А. Безбородова [5], Д.Б. Кабалевский [8], Л.Н. Иконникова [4]).
Эстетика является философской дисциплиной и по мысли А.Ф. Лосева имеет своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной, педагогической), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. А.Ф. Лосев также утверждал приоритет ценностей в развитом этетическом сознании, подчеркивая восприятие выразительных форм окружающей действительности непосредственно чувствами. А.Ф. Лосев полагает, что «эстетическое есть непосредственная выразительность многих явлений действительности» [19, с. 576]. Определение А.Ф. Лосева позволило нам, опираясь на него, выделить отдельные смысловые модули для разработки контекстного определения эстетического сознания: «любая сфера действительности», «выразительные формы», «восприятие непосредственно чувствами». Музыкальную педагогику, используя современный философско-эстетический подход, в контексте исследуемой проблемы можно рассмотреть, как особую профессиональную сферу действительности. То есть, музыкальная педагогика может быть отнесена к понятию «любая сфера действительности», включаемому А.Ф. Лосевым в определение предмета эстетики. Выразительность форм – одна из модульных составляющих предмета «эстетика» по А.Ф. Лосеву – также является сущностным свойством предмета «музыка» как искусства. Она проявляется во всех преподаваемых на основе музыкального искусства дисциплинах и имеет мощный педагогический потенциал как эстетическая ценность. Все педагогические средства обладают той или иной степенью выразительности. Однако последняя, как правило, проявляется спонтанно, а осознанное целенаправленное использование интонационно-выразительных форм в организации педагогического процесса отсутствует. Это является проблемой и в случае ее неразрешенности в определенной степени понижает эффективность подготовки будущих педагогов-музыкантов. Следует подчеркнуть, что цели и задачи музыкально-эстетического воспитания реализуются в предметном поле, включающем интонационно-выразительные формы двух важнейших профессиональных сфер действительности – музыки (искусства) и педагогики (специально организованного взаимодействия развивающего личность ученика, в процессе которого происходит также совершенствование личности педагога). Это имеет решающее значение для создания наилучших условий формирования эстетического сознания. Известный советский и российский философ М.С. Каган отмечает, что эстетическое сознание возвышает каждую форму деятельности до уровня одухотворенной, соотносит «формирование сознания, поведения и отношения» «с качествами Человека культуры» [20, с. 28].
Высший уровень усвоения содержания художественных образов – это их восприятие на уровне жизненных интересов личности, включение через осознание в систему жизненных ценностей. Значительную роль в этих процессах «вживания» играет то, что восприятие выразительных форм действительности осуществляется непосредственно чувствами. Преимущества и уникальность восприятия чувствами впервые научно обосновал А.Г. Баумгартен – немецкий философ, «основатель эстетики как самостоятельной науки» [21, с. 36], как «теории чувственного познания». Александр Готлиб Баумгартен является «основателем эстетики как самостоятельной науки» [22, с. 806]. Ученый впервые ввел термин «эстетика» в XVIII веке (от греческого слова αἴσθησις – чувство, ощущение), ставший названием новой самостоятельной области научного знания [16, с. 46]. «Эстетика, по Баумгартену, – искусство прекрасно (красиво) мыслить и искусство аналога разума. «Мыслить прекрасно», по Баумгартену, означает мыслить чувственно-совершенно» [23, с. 35]. Неутилитарное чувственное отношение человека к действительности также подчеркивает известный советский и российский философ, историк эстетики В.В. Бычков. В трудах В.В. Бычкова эстетика (от др.-греч. αἰσθάνομαι – чувствовать; αἰσθητικός – воспринимаемый чувствами) – «наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним» [17, с. 456].
Формирование эстетического сознания требует создания определенных педагогических условий. Нами была разработана модель эстетической организации эстетического сознания (рис. 1), опираясь на которую мы выявили основные педагогические условия формирования эстетического сознания.
Рисунок 1 – Модель эстетической организации эстетического сознания. Примечание: окружность «А» – линия содержательно-эстетической сущности вокально-хоровой деятельности
Модель эстетической организации вокально-хоровой деятельности, а также педагогические условия формирования эстетического сознания относятся к результатам нашего исследования.
Мы выявили следующие педагогические условия формирования эстетического сознания в процессе вокально-хоровой деятельности:
Ориентированные на социальный аспект (коллективная исполнительская деятельность, диалогичность, вариативность):
- акцентирование способов общения, позволяющих его участникам обмениваться ценностным отношением к явлениям эстетического порядка;
- усиление диалогически-коммуникативного компонента общения за счет создания следующих интеллектуально-художественных ансамблей: композитор, поэт, преподаватель-хормейстер, студент, лирический герой (субъект) произведения, другие хористы – участники ученического исполнительского коллектива, будущие слушатели, потенциальные будущие ученики;
- воспитание заинтересованного отношения всех членов коллектива к результатам своей деятельности.
Ориентированные на художественно-содержательный аспект (восприятие аксиологического содержания художественного образа в интерпретации):
- формирование профессиональных и жизненных интересов в процессе вокально-хоровой деятельности на основе эстетически направленного анализа художественного образа в интерпретации хорового произведения;
- направленность интерпретации хоровых произведений на восприятие выразительных форм музыкально-образовательной действительности (музыкальных и педагогических явлений) как ценности;
- направленность интерпретации хоровых произведений на анализ взаимосвязи эстетического и этического, прекрасного и доброго, воспринимаемых как ценность в двуедином контексте красоты и добра;
- соблюдение эстетической меры внутри творческого интуитивного и интеллектуально-рассудочного начал в интерпретации хоровых произведений.
Ориентированные на художественно-технологический аспект (решение художественно-технических задач с точки зрения эстетических критериев):
- поэтапная интерпретация хоровых произведений в вокально-хоровой деятельности с использованием универсального художественного творческого метода «выращивания» формы в процессе движения от смысла к его воплощению, от целостной протоинтонации – через аналитический конструкт – к воплощению смысла в интонационной форме;
- стимулирование активного участия студентов-участников хора в изменении эстетического предмета (активное участие в репетиционной работе по разучиванию-интерпретации хорового произведения), активное участие в непосредственном изменении-развитии (созревании) интерпретации;
- внедрение интонационно-выразительного подхода в процесс вокально-хоровой подготовки на всех этапах интерпретации хоровых произведений – первичного восприятия-знакомства (синкретическом); поисково-формирующем (репетиционном); итоговом (воплощении-презентации).
Ориентированные на специально-профессиональный аспект (восприятие и передача красоты художественного образа другим):
- внимание к внутреннему миру студента – участника хорового коллектива – его ценностям, предпочтениям, отношению к эстетическим нормам, способу восприятия эстетических предметов, способам творческой личностной реализации в вокально-хоровой деятельности;
- создание условий для активного освоения терминов-понятий эстетики в образовательном процессе во взаимосвязи с их использованием в практическом анализе художественного образа (организация конкурсов, фестивалей, рейтинговых работ, дискуссий и др.);
- создание и использование в образовательном процессе в целях эстетического развития студентов – участников хора – естественно возникающих в ходе общения функциональных художественно-педагогических ситуаций.
Содержание современного образования ориентировано на социокультурную реальность, характерными признаками которой являются бесконечное движение, рост, переплетение, а также парадоксальное устаревание и перманентное обновление информационных потоков. Соответственно, в рамках действующей компетентностной парадигмы образования повышается необходимость подготовки специалиста, сознание которого будет сформировано в соответствии с многомерностью его профессиональной действительности. Эстетическое сознание рассматривается как высший вид сознания, обеспечивающий интегративно-гармоническую целостность всех других видов сознания. Эстетическое сознание позволяет совершать оценку непосредственно чувственно воспринимаемого мира в его человеческом значении [18]. Эстетическое сознание выполняет важную аксиологическую (оценочную) функцию, от которой зависит полноценная духовная жизнь человека. От качества эстетического сознания зависит красота и гармония жизни. Это особенно важно в реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании будущего педагога, а тем более педагога-музыканта – проводника прекрасного и доброго. Красота (эстетика), входя в синергию с добром (этикой), становится реальным средством восстановления (исцеления) жизненной среды, основанной на принципах гармонии, меры, порядка, понимания, пропорциональности. На основе эстетического отношения воспитываются гуманность, любовь и сочувствие к ближнему, чувство «родственной связи» с окружающим миром, природой, любовь и вкус к организованности, красоте упорядоченности в жизни (собственной и окружающего социума) и многие другие нравственные качества, среди которых бесценно важными являются любовь к Родине, патриотизм. Патриотизм, как и все высокие чувства, переживаемый в эстетических формах, наиболее глубоко входит в сознание, питает мировоззрение и превращается в убеждения. Это то, что в отличие от искусственного интеллекта обеспечивает сохранность человеко-творческой уникальности личности в социально-культурном пространстве.
Современная школа стремится удержать стратегические ориентиры на реализацию гуманистической цели образования – гармоничного эстетического развития личности. Актуализация эстетического потенциала способствует профессиональному становлению будущего педагога-музыканта, позволяет эстетическому сознанию как реальной системе сил участвовать в художественно-эстетическом воспитании учащихся, влиять на путь духовно-нравственного развития как отдельной личности, так и всей нации в социуме, культуре.
About the authors
Lumei Zhang
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank
Author for correspondence.
Email: 1261321688@qq.com
applicant of Musical and Pedagogical Educational Department
BelarusReferences
- Медушевский В.В. Синергийная эстетика // Сфера культуры. 2023. № 4 (14). С. 63–72.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Видгоф В.М. Философская формула человеческой деятельности и ключевые ценности культуры в системе образования // Системы и модели: границы интерпретаций: сб. тр. всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 2008. С. 101–108.
- Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера. 2-е изд. / науч. ред. Ю.Д. Златковский. Минск: Изд. центр БГУ, 2008. 143 с.
- Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05. М., 1996. 47 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Функциональный // Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 729.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. М.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
- Макина А.В. Музыкальное время: философско-эстетические и музыковедческие концепции XX века // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 73–79.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Academia, 2005. 352 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 228 с.
- Дихтиевская Е.П., Чжан Л. Формирование эстетического сознания будущего педагога-музыканта: профессиональные задачи в контексте вокально-хоровой деятельности // Весцi БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2024. № 2. С. 26–31.
- Баумгартен Александр Готлиб // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.И. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 46.
- Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2010. С. 456–466.
- Видгоф В.М. О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения действительности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. № 3 (28). С. 38–43.
- Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 5 / гл. ред. В.Ф. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 570–577.
- Гетьман В.В. О роли искусства в становлении личности в творческом наследии М.С. Кагана: философско-педагогический аспект // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 22–30. doi: 10.31862/2500-297x-2021-2-22-30.
- Баумгартен Александр Готлиб // Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра-М, 1998. С. 36.
- Эстетика // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.И. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 805–808.
- Прозерский В.В. Обретение эстетики как философской науки в творчестве Александра Готлиба Баумгартена // Terra Aestheticae. 2018. № 1. С. 18–38.
Supplementary files
