Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования
- Авторы: Володина О.В.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 238-246
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/78126
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102303
- ID: 78126
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье уделяется особое внимание вопросам творчества и развития творческого мышления в контексте исследования проблемы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования. Творчество выдвигается одной из существенных ценностей цивилизационного развития; креативизация образования как одно из основных направлений интеллектуализации образования связана с проявлением особенностей характера творческой личности и развитием способности к творческим актам на протяжении всей жизни в условиях образовательной среды, социального окружения и профессиональной деятельности. Цель статьи – проанализировать педагогические условия развития эмоционально-творческого и инновационного потенциала студентов – будущих учителей в различных продуктивных видах интеллектуальной и креативной деятельности на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом. Методологическими основами определения условий развития творческого мышления, умений познавательной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности и субъектной позиции обучающихся для становления интеллектуальной культуры личности будущих учителей выдвигаются онтологический, личностный, средовой, деятельностный подходы. Проанализирован потенциал творческих заданий, творческих технологий и приемов обучения иностранному языку, ориентирующих обучающихся на самостоятельное получение знаний и умений с целью решения конкретных проблем и обогащения опыта их применения в практической деятельности, проявление самостоятельностей творческой активности и критичности мышления, развитие качеств творческой личности, создание личностно значимого образовательного продукта в процессе и результате взаимодействия и совместного творчества, самовыражение и самореализацию студентов – будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в вузе.
Полный текст
Введение
Креативизация образования выдвигается одним из ключевых признаков интеллектуализации образования – качественной реорганизации образовательной деятельности с целью раскрытия интеллектуальных способностей обучающихся в учебно-познавательном процессе и развития интеллектуальной культуры личности [1], наряду с фундаментализацией [2], универсализаций [3], гуманизацией [4; 5], культуросообразностью образования [6; 7], соединением образовательного и исследовательского процессов, информатизацией интеллектуализации образования (А.И. Субетто) [8]. Креативизация образования связывает воедино интеллектуальное начало, знания, мотивацию и творческое мышление в целостной взаимной обусловленности и функциональном единстве. Одним из основных показателей развития личности является творчество; посредством самовыражения через креативность человек познает и изменяет себя, окружающий мир, приходит к пониманию своего предназначения. Творчество выдвигается одной из существенных ценностей цивилизационного развития.
Особое внимание к вопросам творчества в исследовании проблемы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования [9; 10] связано с объяснением особенностей характера творческой личности и развитием способности к творческим актам на протяжении всей жизни в условиях образовательной среды и социального окружения. Суть творчества на интуитивно-смысловом (бессознательном) уровне раскрывается в субъективном творческом импульсе, проявлении свободы, непредсказуемости, иррациональности, нарушении установленных принципов и норм. На рациональном уровне осуществляется сознательный контроль за процессом создания и оформления результатов креативной деятельности. Для раскрытия творческого потенциала человека необходимо создание креативной среды, разработка и внедрение соответствующих образовательных технологий, нацеленность всего учебно-познавательного процесса на освоение и развитие креативных основ творческой жизнедеятельности в процессе когнитивной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности. Знаниевый компонент творческого процесса предполагает вовлечение и баланс «глубоких знаний» для основательного понимания и осмысления вопросов и «широких знания» для стороннего взгляда на проблему с позиций подходов, не принятых в данной области, с целью полного раскрытия креативных способностей человека (H. Gardner [11]; F. Johansson [12]). Г.С. Альтшуллер отмечает, что универсальность результатов познавательной деятельности, в отличие от узкой специализации, позволяет раскрывать творческие начала человека [13]. Т. Амабайл [14] основными аспектами творческого мышления выдвигает умения соединять знания из различных, кажущихся разрозненными, областей знаний; трудоспособность и усердие в работе, несмотря на неудачи; приверженность своей точке зрения в разрез общепринятым мнениям, способность к «вынашиванию идеи» – устанавливать временный инкубационный период для плодотворного разностороннего обдумывания и разработки идеи. Согласно тройственной теории интеллекта, предложенной Р. Стернбергом [15], существенными выдвигаются синтетический компонент творчества (генерирование идей), а также аналитический аспект (объективная критическая оценка идей) и практический фактор (применение и выгодное продвижение идей). Первостепенным мотивационным фактором творческого процесса выдвигает проявление подлинного интереса, стремление узнать и увидеть что-то новое, пассионарность, упорство и пристрастие на грани одержимости, помешательства. Творчество определяется как образ жизни человека: человек созидает себя как личность, является творцом собственной жизни. Л.В. Яценко подчеркивает, что творчество в отличие от псевдотворчества обусловливает духовно-практическую деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей [16]. Подлинное творчество ориентировано на социальный прогресс. Креативная философия и креативная онтология мира выделяют в природе созидающие, «самотворящие» свойства всесильного Пантекриатора; в процессе эволюции природа создает человека с мощным созидательным потенциалом. А.И. Субетто отмечает, что радость и счастье творческого самосозидания дают человеку убежденность в самоценности, ощущение гармонии и цельности [17].
Эффективность развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата как целевого ориентира интеллектуализации образования в высшей школе средствами психолого-педагогических и узкоспециализированных образовательных дисциплин, особую роль среди которых выполняет иноязычного образования, обеспечивается креативной составляющей процесса обучения, воспитания, личностного развития и профессионального становления будущих специалистов в сфере образования.
Методология исследования
Методологическими основами определения условий интеллектуального и общекультурного развития и совершенствования студентов бакалавриата в процессе межкультурного (иноязычного) образования в высшей школе, направленного на развитие дивергентного мышления, познавательной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности и субъектной позиции в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции и развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей являются онтологический, личностный, средовой, деятельностный подходы.
Онтологический (бытийный) подход (Л.М. Лузина, И.А. Колесникова, А.С. Арсеньев, О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.В. Горшкова и др.) опирается на подлинную природу человека в процессе интеллектуального развития, творческой самореализации и культурного воспитания. Онтологически ориентированное содержание образования представлено такими категориями, как «человек», «цель жизни», «личностный опыт», «ценности» и др. Педагогическая реальность, в том числе в контексте иноязычного образования в высшей школе, рассматривается важной составляющей человеческого бытия.
Личностный подход, утверждающий представления о деятельной, творческой и социальной сущности личности, раскрываемой в совместной деятельности, общении и сотрудничества (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), предполагает рассмотрение студента – будущего учителя как самостоятельную и ответственную личность, стремящуюся к раскрытию и преумножению своих внутренних потенциалов и творческих задатков, проявляющую активности и определенную позицию в социальных отношениях, ориентированную на жизненное самоопределение, формирование личностных смыслов и создание картины мира, осознающую и принимающую себя как уникальную личность, обладающую интеллектуальной и нравственной свободой, правом на уважение, способную видеть и уважать личность в других людях.
Процесс развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования зависит от условий и характеристик среды, которая определяется как внешнее пространство, окружающее обучающегося и влияющее на его раскрытие как личности. Система действий со средой для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся предполагает связь с «нишей» (статичными единицами, в качестве которых выступают локальные социальные, культурные, природные компоненты среды, моделирование содержания и состава которых позволяет планировать и прогнозировать процессы целенаправленного интеллектуального и общекультурного развития личности будущих учителей) и «стихией» (динамичными единицами, такими как коллективные действия, объединения и движения в обществе, информационные потоки, общий эмоциональный настрой, состояние умов и чувств социальных групп, которые увлекают индивидов и управляют ими; изучение и возможность проектирования стихий позволяет обеспечить эффективность использования развивающего потенциала среды).
Деятельностный подход (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев и др.) к проблеме эмоционально-творческого развития студентов как условия интеллектуализации иноязычного образования в вузе основан на понимании личности обучающегося педагогических направлений подготовки бакалавриата как субъекта деятельности, развитие и самореализация которого происходит в процессе и результате собственной активности, предметной деятельности и творческого созидания, инициированного индивидуальными мотивами, потребностями, активно-положительной мотивацией и личностными смыслами, проявляющимися, преобразовывающимися и постигаемыми в процессе активного взаимодействия. Деятельность студента – будущего учителя в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе, направленного на развитие интеллектуальной культуры на личностном уровне, требует точного определения и установки целей, планирования, организации, практического осмысления и регулирования деятельности, контроля, оценки результатов и самооценки субъектов образовательного процесса. Студент – будущий учитель в целостном педагогическом процессе проявляет себя как субъект саморазвития, обладающий сознанием и самосознанием; это личность, способная не только к восприятию и усвоению, но и преобразованию и творению нового, деятельно проявляющая свои уникальные созидательные потенции, осуществляющая саморегуляцию и самореализацию в соответствии со своим намерениями и замыслами и ответственная за результаты выполняемой деятельности.
Результаты исследования
Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования нацелен а) на развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала студентов – будущих учителей в различных продуктивных видах интеллектуальной и креативной деятельности на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом; б) на развитие творческого мышления – созидающего мышления, позволяющего видеть ситуации по-новому, находить новые решения проблемных вопросов в процессе обучения ИЯ, в том числе посредством конструктивной интеграции знаний из различных сфер человеческой деятельности; самовыражение обучающихся через креативность; в) на развитие восприимчивости и готовности к новациям, инновационным преобразованиям в учебной и будущей профессиональной деятельности. Принцип инновационно-творческой направленности иноязычного образования связан с созданием инновационной среды в вузе, формированием пространства раскрытия и реализации творческого потенциала обучающихся в процессе изучения ИЯ посредством стимулирования и поддержки креативных идей, активизации научно-исследовательской работы студентов, деятельности творческих объединений, создания команд для разработки инновационных проектов, их обсуждения и реализации, организации дискуссий и презентаций новых образовательных продуктов и др.
Развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования предполагает решение следующих педагогических задач:
- Эмоционально-креативный аспект: 1) проявление личной индивидуальности обучающихся через эмоциональные реакции и состояния в процессе обучения ИЯ, инициирующие творческие стремления и творческую самореализацию; 2) активизация регулирующей функции эмоций в познавательной и творческой деятельности обучающихся; 3) использование ситуаций для развития воображения, фантазии, ассоциативного мышления студента; 4) создание творческой атмосферы в процессе обучения ИЯ посредством действий, приемов, операций речемыслительной деятельности студентов, в которых происходит раскрытие эмоционально-креативного потенциала обучающихся, проявление разнообразных способов самовыражения; 5) направленность учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуального стиля мышления студента; 6) преобразование общечеловеческих ценностей в личностные с помощью эмоциональных переживаний и творческого преобразования; 7) активизация эмоционально-чувствительной сферы личности обучающихся для формирования устойчивых выводов в сознании человека; 8) создание эмоционального опыта студента – будущего учителя посредством предметного содержания и различных видов деятельности для понимания обучающимся смысла как собственной жизни, так и жизни в целом, формирования ориентиров для становления своей жизненной философии и личностного отношения к миру, содействия активной жизнедеятельности и творческой самореализации; 9) самосовершенствование личности посредством эмоционального и творческого усвоения опыта культуры; 10) совершенствование умений творческого переосмысления иноязычного материала на основе собственных оценочных критериев и личного опыта студента; 11) поиск студентом продуктивных нестандартных решений ситуаций на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом; 12) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений при восприятии и переживании поступков других людей, рефлексии и выявлении мотивов их деятельности; опыта ценностно-ориентированной деятельности, предполагающего сформированность критериев нравственного поведения; опыта творческой самореализации в процессе самопознания и актах самовыражения в словах и творческой форме самовыражения, а также в межличностных взаимодействиях [18–20].
- Инновационно-интеллектуальный аспект: 1) актуализация личностного компонента инновационного подхода к обучению ИЯ в вузе как метадеятельности, направленной на преобразование социально-значимых качеств будущих учителей для адаптации, активного и успешного проявления в профессиональном и социальном пространстве; 2) раскрытие и развитие инновационного потенциала обучающихся как конечного результата интеллектуальной деятельности, проявления фантазии, творческого процесса, изобретательства и рационализации; 3) развитие когнитивной восприимчивости обучающихся к инновациям (стремление получать информацию о новаторских разработках, готовность к инновационным преобразованиям, внедрение новшеств, активное использование в практической деятельности); 4) воспитание мотивационной увлеченности новшествами (понимание их значимости и перспективности для собственной социальной и профессиональной жизнедеятельности); 5) самостоятельное осваивание и применение обучающимися новых методов и средств познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, становления профессиональной компетентности; 6) улучшение психологического климата межличностных отношений в образовательном пространстве для проявления эвристического потенциала обучающихся в творческой инновационной деятельности (генерирование новых идей и знаний, воплощение новых знаний в креативное мышление); 7) освоение обучающимися алгоритма стадиальной, линейной и постепенной разработки и внедрения индивидуальных инновационных продуктов (появление новой идеи, создание материального или духовного образа, доработка, изменения, совершенствования новшества с целью получения устойчивого положительного результата, применение новшества, его распространение); 8) создание и применение новых обучающих, проектных, управленческих технологий в инновационно-ориентированном пространстве иноязычного образования; 9) проявление устойчивого творческого характера педагогической и учебной деятельности для создания инновационного образовательного пространства, положительно влияющего на все аспекты учебно-воспитательного процесса; 10) обеспечение посредством инновационной деятельности расширения информационных, учебно-познавательных, коммуникативных, социокультурных, общекультурных, социально-трудовых ресурсов и механизмов иноязычного образования в вузе.
Иноязычное образование, нацеленное на раскрытие ментального потенциала обучающихся, содержательное и функционально-деятельное обогащение обучения ИЯ для культурного совершенствования будущих учителей в русле личностно значимой парадигмы, приобретает характеристики продуктивного образования – творческой деятельности в радостном позитивном процессе познания и приобретения знаний, умений, навыков и ценностных установок через творчество, в основе которого созидательная активность как ключевое проявление отличительных качеств и индивидуальности человека; «образ человека определяется реальными творческими деяниями» (C.Л. Рубинштейн) [21].
Творческие задания являются частично регламентированной формой работы с учебным материалом как известного, ранее освоенного, так и нового для изучения и осмысления содержания. Такие задания ориентируют обучающихся на выявление особых оригинальных решений, проявление самостоятельностей творческой активности и критичности мышления, что обусловливает раскрытие и реализацию личностного и творческого потенциала студентов – будущих учителей и достижение поставленных образовательных целей. Творческие задания когнитивной направленности связаны с развитием познавательных умений (обобщать и систематизировать учебный материал, кодировать и перекодировать, интерпретировать информацию, формулировать вопросы, осмысливать окружающий мир, интегрировать знания из различных областей, организовывать экспериментальную деятельность, проводить исследование причинно-следственных связей и обусловленности т.п.). Творческие задания позволяют развивать личностные качества студентов – будущих учителей как свойства творческой личности (гибкость, острота восприятия, воображение, фантазия, импровизационность как способность быстро принимать решения, умение видеть противоречия, прогнозирование развития действий и исхода, генерирование идей, открытие и создание нового знания). Организационно-деятельностный аспект творческих заданий связан с обеспечением самостоятельности студентов в процессе целеполагания, планирования и выполнения деятельности, организации и осуществлении учебного процесса на основе прогрессивных образовательных моделей, развитием умений мыслить критически, сравнивать и сопоставлять точки зрения, диагностировать и оценивать динамику и результативность индивидуальных образовательных достижений. Творческие задания могут выполняться обучающимися как индивидуально, так и совместно в групповом порядке.
Творческие технологии и приемы обучения ИЯ ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний и умений с целью решения конкретных проблем и обогащения опыта их применения в практической деятельности; обеспечение свободы выбора способов решения проблем, в котором происходит самовыражение и самореализациям студентов – будущих учителей; создание личностно значимого образовательного продукта в процессе и результате взаимодействия и совместного творчества студентов при выполнении познавательных задач в ходе изучения ИЯ. Среди эффективных технологий и приемов обучения ИЯ творческой направленности можно выделить проектную технологию в различных вариантах, в том числе телекоммуникационные проекты, тандем-проекты, творческие задания, эссе, виртуальную экскурсия, письменный круглый стол и др.
Технология проектного обучения, изначально разработанная на основе идей гуманистического направления в образовании и свободного воспитания, в настоящее время представляет собой интегрированный компонент структурированной системы образования, выдвигающей в приоритет переход от теоретических (академических) знаний к практике их применения, прагматическому воплощению творческих идей. Обучение строится с опорой на активность и заинтересованность обучающихся в приобретении знаний для применения в жизни, понимании целесообразности выполняемой деятельности. Основными требованиями к реализации проектной технологии являются актуальная исследовательская и творческая задача, решение которой требует интегрированных знаний и исследовательского поиска; значимость поставленной проблемы (познавательная, практическая, теоретическая) связана с необходимостью получения конкретного результата; самостоятельность деятельности (индивидуальная, парная, групповая); структурированность содержания и поэтапность достижения результатов; применение исследовательских методов. Проектная технология создает оптимальные условия для осуществления иноязычного общения в процессе обучения ИЯ в вузе и, следовательно, развития иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) и ряда ключевых компетенций студентов. Общение является важным условием на всех стадиях работы над проектом: на подготовительном этапе в процессе совместной деятельности обучающихся по поиску и отбору необходимой, важной и интересной информации, в ходе выполнения, оформления и воплощения проекта в жизнь, активного обсуждения положительных сторон и недостатков конечного результата при подведении итогов проектной деятельности.
Эффективность и успех взаимодействия участников проектной деятельности обеспечивается благодаря направляющей деятельности преподавателя, который устремляет мысль студентов в нужном направлении для дальнейшего самостоятельного поиска, предлагает рекомендации на ИЯ для решения речевых задач. В результате обучающиеся автономно или совместными усилиями решают проблему, используя интегрированные знания их разных областей для получения реального ощутимого результата. Групповое общение и взаимодействие сопровождается речевыми средствами. Проект как конечный продукт индивидуальной или групповой работы обучающихся по планированию и осуществлению комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет проанализировать и оценить умения студентов ориентироваться в информационном пространстве, организовывать свою познавательную деятельность для конструирования собственных знаний в процессе поиска решения проблемных задач практической направленности; определить уровень сформированности аналитических способностей (выделять существенные связи, устанавливать и конструировать отношения между элементами информации, создавать целостный и дифференцированный образ ситуации и др.), исследовательских навыков и умений (выявлять проблему, ставить цели и задачи, задавать вопросы, формулировать гипотезу, предлагать определения и толкования понятий и категорий, классифицировать, осуществлять наблюдения, делать умозаключения, подводить итоги и др.), навыков и умений практического мышления, основанного на накопленном жизненном опыте, восприятии, наблюдении и здравом смысле, и творческого мышления, созидающего новые решения проблемных ситуаций.
Одним из вариантов реализации проектной методики в обучении ИЯ являются телекоммуникационные проекты, организованные посредством полилингвальной и поликультурной телекоммуникации – передачи и приема информации (речи, звуковых и видеосигналов, изображений и других данных) на большие расстояния с помощью электронных средств связи. Особенностью телекоммуникационных проектов является привлечение и применение интегрированных знаний для единого представления тематики проблемы, соединение разных подходов к решению проблемы, создание виртуальной реальности как полноправного компонента междисциплинарного синтеза. Международные телекоммуникационные проекты требует знания особенностей культуры партнера.
В практике обучения ИЯ телекоммуникационные проекты могут создаваться для осуществления совместного группового поиска и сбора информационных сведений в различных местностях для успешного решения поставленных проблем; разбора и сравнительного анализа полученных данных для выделения ключевых установок и тенденций; решения проблем с привлечением особых возможностей компьютерной телекоммуникации при условии тщательного предварительного согласования технических аспектов; создания электронных баз данных (совокупности систематизированных материалов для хранения, изменения, обработки), которые могут использоваться всеми участниками проекта; создания активно действующих образовательных сообществ; размещения электронных публикаций и т.п. Письменная активность обучающихся в виртуальном пространстве имеет социальную и личностную обусловленность, коммуникативно-прагматическую направленность; участие в таком виде проекта накладывает на обучающихся высокую ответственность за результативность взаимодействия, т.к. адресатами являются «удаленные» партнеры по общению. Динамичная природа сетевого общения, в котором исчезают пространственные пределы и ограничения образовательной среды и реальных условий речевого взаимодействия на ИЯ, позволяет обучающимся сформировать новый опыт речевой и мыслительной деятельности, т.к. речевое поведения собеседников непредсказуемо, а язык выполняет смыслообразующую и коммуникативную функцию, используется в качестве инструмента трансляции, интерпретации и постижения содержания, сути и смысла, взаимного воздействия, взаимодействия и сотрудничества.
Разновидностью проектной деятельности в процессе обучения ИЯ в вузе, направленной на развитие автономности, свободы и самостоятельности обучающихся как важного проявления интеллектуальной культуры личности будущих специалистов, являются межкультурные тандем-проекты – совместное изучение одного ИЯ двумя партнерами-носителями разных языков в ситуациях реального общения (face-to-face) при личной встрече, а также удаленного и виртуального аудио, видео и текстовое общения (e-tandem) через электронную почту, skype, социальные сети, видеоконференции, по телефону и другие современные медиа-средства без прямого участия преподавателя. Преподаватель выполняет лишь роль консультанта, помощника и посредника на протяжении всего проекта. С целью отбора участников тандема по определенной теме, а также для стимулирования первоначального импульса к общению и преодоления возможных трудностей проводятся анкетирования и опросы. Индивидуальная и коллективная формы взаимодействия партнеров в рамках использования тандем-метода могут интегрироваться, иметь как спонтанный и естественный характер, так и быть строго спланированными, осмысленными и системными. Организация данных проектов позволяет расширить границы информационно-образовательного пространства изучения ИЯ, выйти за пределы учебной аудитории на уровень международного общения на ИЯ; совершенствовать ИКК посредством контакта с носителями языка; узнавать, осознавать и принимать культурные различия тандем-партнеров, преодолевая стереотипное мышление по отношению к иной лингвокультуре; развивает такие важные личностные качества, как толерантность, мультиперспективность, гибкость, эмпатию, ответственность за результаты деятельности и др. Рефлексия на когнитивном и аффективном уровнях позволяет участникам тандема определить и оценить ценный опыт личностного взаимодействия и межкультурного общения.
Вебквест (сценарий организации проектной деятельности) является эффективным интерактивным заданием на основе компьютерных систем, обладающих такими возможностями, как гипертекстность и мультимедийность. Вебквест позволяет планировать и структурировать выполнение проекта, выстаивать алгоритм необходимых действий при организации работы над исследуемой проблемой; характеризуется такими особенностями исследовательской проектной деятельности, как самостоятельность участников, проблемность, ситуативность. Отбор материала для вебквеста предполагает критический анализ и осмысление приобретенной информации. Заданий создаются на основе переработки информации (систематизация, синтез, выявление главного, интерпретация и трансформация).
Одним из приемов активизации внимания, развития фантазии и творческого воображения обучающихся являются задания на основе ключевых слов и терминов из текста на ИЯ. Например, на предтекстовом этапе студенты методом мозговой атаки предлагают толкование выделенных ключевых терминов, строят предположения об использовании данных слов в тексте, составляют собственный вариант текста с использованием предложенных опорных слов, а затем сопоставляют созданный ими текст с оригиналом.
Эссе является одной из творческих форм самостоятельной письменной работы на ИЯ, в которой обучающийся проявляет умение письменно излагать свои размышления и убеждения, личные впечатления по конкретной теме в свободном, индивидуально-авторском стиле. Эссе литературно-критического, философского, научно-популярного, историко-биографического и др. характера представляет собой самостоятельный анализ заявленной темы, как с учетом концептуальных положений и аналитического инструментария интегрированных знаний (синтезированных в познавательной практике продуктов восприятия, рационального и внерационального мышления, сознательной и бессознательной активности) так и, в большей мере, индивидуальных суждений, собственного отношения и понимания предмета. Написание эссе способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умения четко и грамотно излагать собственные мысли на ИЯ, структурировать информацию, акцентировать внимание на основных понятиях, давать аргументированные обоснования и доказательные выводы, приводить соответствующие примеры из личного опыта, проводить причинно-следственные связи. В практике обучения ИЯ можно использовать 5-минутное эссе (например, в конце занятия для подведения итогов, рефлексии по изученному материалу в качестве обратной связи для преподавателя), 10-минутное эссе (изложении мыслей на предложенную тему в свободной форме после прочтения / прослушивания текста), сочинения более продолжительные по времени, большего объема и трудоемкости.
Письменный круглый стол является коллективной формой работы творческой направленности по изучаемой теме. Студенты делятся на группы их трех человек, распределяют ролевые позиции (1 – представление основного замысла и идеи во вводной речи; 2 – объяснения, комментарии, поиск ответа на проблемный вопрос, дальнейшее развитие темы; 3 – подведение итогов, обобщающие выводы). В ходе совместной работы участники постепенно меняются ролями, каждый студент поэтапно выступает во всех позициях; затем происходит чтение получившихся текстов и их совместное обсуждение.
Организация «Виртуальных экскурсий» делает процесс изучения ИЯ как более увлекательным и эмоциональным, так и информационно-насыщенным, коммуникативно-познавательным, проблемно-творческим. Все организационные этапы виртуальной экскурсии (выбор объекта исследования, поиск информации об изучаемом объекте, формулировка основной проблемы и сопутствующих задач, составление плана действий, выбор формы отчетности и наглядности для представления результатов экскурсии (презентация, путеводитель, буклет или мини-фильм), публичное представление конечного результата собственной деятельности) происходят при условии обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения, когда студент самостоятельно определяет ключевую проблему, подбирает и осмысливает тематический материал, формулирует основную идею работы, выделяет главные аспекты для изучения.
При работа с иноязычным литературным материалом творческие задания могут быть представлены в следующих видах: представить творческий пересказ произведения (замена действующих лиц, времени и места сюжетного развертывания событий, изложение последовательности и связи отдельных событий и сюжетной линии от 1-го, 3-го лица и др.); драматизировать отрывок; моделирование сюжета пересказываемого произведения с помощью наглядности, схематических планов, моделей обложки и иллюстраций книги; изменить роль и позицию повествователя (т. е. представить события с разных точек зрения от лица различных героев художественного текста; выполнить художественный перевод отрывка из литературного произведения; преобразовать жанр текста (поэтическое произведение представить в прозаическое форме, содержание прозаического текста изложить в стихах); написать сценарий спектакля или фильма на основе прочитанного произведения; написать письмо литературному герою; сочинить продолжение истории; придумать пародию по поводу прочитанного текста; представить ассоциации по поводу прочитанного в стихах; подвергнуть анализу поступки литературных героев и описанные события на основе приобретенного личного опыта; разыграть вместе с другими студентами беседу с литературным героем, интервью с автором; изменить начало или конец истории; провести аналогию с судьбами героев из литературных произведений в русской литературе, найти сходства и различия характеров и обстоятельств, объяснить влияние исторической эпохи на описанные события; выполнить обложку книги и иллюстрации к прочитанному тексту и др. Созданный студентом оригинальный художественный текст (сочинение, стихотворение, сценарий, письмо, художественный перевод и др.) отражает переход от этапа восприятия культурных ценностей на уровень создания произведений, отражающих проблемы нравственных и эстетических идеалов, авторские убеждения и позицию студента не только как читателя, но и создателя культурных ценностей [20]. Творческие сочинения представляют собой стремление и попытку осмыслить свою жизнь, современную историческую реальность, это «способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» (А. Эльяшевич) [цит. по: 22, с. 148]. Творческая деятельность обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата на основе и в связи с англоязычными литературными произведениями имеет особую значимость для выявления и развития творческих способностей, формирования установки на непрерывное самосовершенствование и обогащение духовного мира личности будущих учителей [20].
Деятельность преподавателя в рамках творческого этапа развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования носит организационно-координирующий характер. Преподаватель выступает в качестве консультанта, тьютора, эксперта. Деятельность преподавателя направлена на проявление и развитие индивидуального и коллективного творчества обучающихся в процессе изучения ИЯ, стимулирование и поддержку индивидуальной и совместной инновационной деятельности.
Заключение
Развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования предполагает проявление творческого, критического мышления, формирование коммуникативной компетенции студентов в ее широком культурологическом аспекте, а также развитие способности к эстетическому восприятию и непосредственному чувственному познанию, утверждение независимого самостоятельного художественно-эстетического отношения к явлениям окружающего мира и гуманистических ценностных ориентаций.
Развитие творческого потенциала студентов является одним условий обеспечения становления интеллектуальной культуры личности. Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования (таблица 1) связан а) с воспитанием готовности обучающихся эффективно использовать свой творческий и инновационный потенциал; б) с проявлением стремления к саморазвитию и самореализации; в) с определением и расстановкой приоритетов для достижения профессиональных и личных целей; г) с развитием интеллектуальных умений в процессе творческой самореализации студентов-будущих учителей посредством сформированных навыков, операций и приемов интеллектуальной деятельности.
Принцип творчества связан с развитием интеллектуальных способностей человека в индивидуальной и коллективной деятельности созидательного характера, раскрытием своих талантов, стремлением к самосовершенствованию, становлением позитивной Я-концепции личности обучающегося и самостроительством своего «я». Креативность выражается в двух проявлениях: созидательность – конструирование нового образовательного продукта как цели и результата эвристического обучения, построение нового знания в результате учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формирование личностного знания как результата работы сознания с помощью рациональных и внерациональных познавательных способностей; творчество – способность генерировать новые идеи, поиск новых решений поставленных задач и проблемных ситуаций, самостоятельный свободный выбор содержания). Креативность в учебном процессе связана с использованием средств, методов и форм воспитания для создания условий, способствующих творческой самореализации студента; активность, самостоятельность, творчество направлены на удовлетворение стремления студента в самоактуализации потребности в преобразовании и творческом выражении, что сопровождается самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
Таблица 1 – Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования
Цель: – развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала; – развитие творческого мышления; – самовыражение обучающихся через креативность; – развитие восприимчивости и готовности к инновационным преобразованиям | |
Педагогические задачи | |
Эмоционально-креативный аспект: 1) проявление личной индивидуальности; 2) развитие воображения, ассоциативного мышления; 3) создание творческой атмосферы в образовательной среде; 4) раскрытие эмоционально-креативного потенциала; 5) поиск продуктивных нестандартных решений ситуаций; 6) формирование индивидуального стиля мышления; 7) преобразование общечеловеческих ценностей в личностные смыслы; 8) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений, ценностно-ориентированной деятельности, творческой самореализации 9) самосовершенствование посредством эмоционального и творческого усвоения опыта культуры | Инновационно-интеллектуальный аспект: 1) актуализация личностного компонента инновационного подхода к обучению; 2) раскрытие и развитие инновационного потенциала обучающихся; 3) развитие когнитивной восприимчивости к инновациям; 4) воспитание мотивационной увлеченности новшествами; 5) применение новых методов и средств познания; 6) улучшение психологического климата межличностных отношений для проявления эвристического потенциала; 7) освоение алгоритма разработки и внедрения индивидуальных инновационных продуктов; 8) создание и применение новых технологий в инновационно-ориентированном пространстве иноязычного образования |
Технологическое обеспечение проектная технология в различных вариантах (телекоммуникационные проекты, тандем-проекты и др.), творческие задания, эссе, виртуальная экскурсия, письменный круглый стол и др. | |
Функции преподавателя организационно-координирующая деятельность: – проявление и развитие индивидуального и коллективного творчества обучающихся; – стимулирование и поддержка индивидуальной и совместной инновационной деятельности; – выполнение роли консультанта, тьютора, эксперта | |
Предварительный результат – готовность обучающихся эффективно использовать свой творческий и инновационный потенциал; – стремление к саморазвитию и самореализации; – расстановка приоритетов для достижения профессиональных и личных целей; – развитие интеллектуальных умений в процессе творческой самореализации посредством сформированных навыков, операций и приемов интеллектуальной деятельности |
В условиях реформирования и модернизации образования в соответствии с требованиями современной социально-экономической реальности инновационную деятельность в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подразумевающей целенаправленное и осмысленное введение нововведений (нового содержания обучения, новых организационных форм, нового технологического инструментария, новых способов управления и др.) может осуществляться только высококвалифицированные педагогом со значительным интеллектуальным и творческим потенциалом. Это должны быть учителя, проявляющие заинтересованность и активность в творческой самореализации и саморазвитии в профессиональной сфере, выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей как субъективных условий успешного инновационного осуществления своей деятельности, открытые к овладению и внедрению инноваций в сфере образования. Инновационно-творческая направленность педагогической и учебной деятельности в контексте иноязычного образования соответствует принципу опережающего характера образования – ориентации на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития и саморазвития, в том числе развития творческих инновационных способностей; опережающее развитие личности предопределяет опережающее общества, региона, государства.
Об авторах
Ольга Васильевна Володина
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: volodina@petrsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей
Россия, ПетрозаводскСписок литературы
- Володина О.В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (288). С. 17–23.
- Садовников Н.В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782–786.
- Скобелина Н.А., Колоскова И.В. Универсализация образования: интеграция духовного и светского компонентов // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 30–33.
- Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». 2015. № 2 (10). doi: 10.15393/j5.art.2015.2803.
- Колесникова И.А. Регуманитаризация образования: методологическая перезагрузка // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. Т. 1, № 2. doi: 10.24412/2713-1831-2020-2-20-34.
- Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3–14.
- Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31–42.
- Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120061.htm.
- Володина О.В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2020. № 8 (151). С. 20–25.
- Володина О.В. Содержание иноязычного образования в вузе как средство развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 2. С. 279–290.
- Gardner H., Policastro E. From case studies to robust generalizations: an approach to the study of creativity // Handbook of Creativity / ed. R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 213–225.
- Johansson F. The Medici effect: breakthrough insights at the intersection of ideas, concepts, and cultures. Boston: Harvard Business Review Press, 2004. 224 p.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. 116 с.
- Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Rev. 76, № 5. September – October. P. 76–87.
- Sternberg R.J., O’Hara L.A. Creativity and Intelligence // Handbook of creativity. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. P. 251–272.
- Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. 64 с.
- Субетто А.И. Педагогика счастья: поиск XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161287.htm.
- Володина О.В. The truest wisdom: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. 68 с.
- Володина О.В. Литература как эмоционально-нравственный феномен становления духовной личности будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74). С. 106–109.
- Володина О.В. Методика обучения иностранному языку на основе оригинальных произведений художественной литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2009. № 8 (102). С. 31–38.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–109.
- Дворникова Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы. Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 208 с.
Дополнительные файлы
