The creative component of fostering personal culture among prospective teachers by means of foreign-language education

Cover Page

Abstract

In the paper special attention is paid to creativity and creative thinking development in the research of fostering personal culture among undergraduate pedagogical students by means of foreign-language education. Creativity is considered one of the essential principles of the civilization progress; «creativization of education» is one of the main aspects of the intellectualization of education that is associated with revealing personal creative traits and developing the capability to implement creative acts in the educational environment, social and professional spheres. The purpose of the paper is to analyze pedagogical conditions for developing emotional, creative and innovative potential of prospective teachers in various productive intellectual and creative activities using foreign language educational material. The methodological basis for identifying conditions for the development of creative thinking, cognitive, speech-thinking, communicative, regulatory, reflexive skills and the subject position of students for the development of personal intellectual culture of prospective teachers are the ontological, personal, environmental, activity approaches. The efficiency of creative tasks, creative technologies and methods of studying a foreign language is analyzed; these activities are used to train students to get knowledge and skills themselves in order to solve certain problems, to enrich the experience of practical application, to expose independence in creative activity and critical thinking, to foster the traits of a creative personality, to make a personally significant educational product of interaction and collective creativity, self-expression and self-realization of prospective teachers in the process of studying a foreign language at university.

Full Text

Введение

Креативизация образования выдвигается одним из ключевых признаков интеллектуализации образования – качественной реорганизации образовательной деятельности с целью раскрытия интеллектуальных способностей обучающихся в учебно-познавательном процессе и развития интеллектуальной культуры личности [1], наряду с фундаментализацией [2], универсализаций [3], гуманизацией [4; 5], культуросообразностью образования [6; 7], соединением образовательного и исследовательского процессов, информатизацией интеллектуализации образования (А.И. Субетто) [8]. Креативизация образования связывает воедино интеллектуальное начало, знания, мотивацию и творческое мышление в целостной взаимной обусловленности и функциональном единстве. Одним из основных показателей развития личности является творчество; посредством самовыражения через креативность человек познает и изменяет себя, окружающий мир, приходит к пониманию своего предназначения. Творчество выдвигается одной из существенных ценностей цивилизационного развития.

Особое внимание к вопросам творчества в исследовании проблемы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования [9; 10] связано с объяснением особенностей характера творческой личности и развитием способности к творческим актам на протяжении всей жизни в условиях образовательной среды и социального окружения. Суть творчества на интуитивно-смысловом (бессознательном) уровне раскрывается в субъективном творческом импульсе, проявлении свободы, непредсказуемости, иррациональности, нарушении установленных принципов и норм. На рациональном уровне осуществляется сознательный контроль за процессом создания и оформления результатов креативной деятельности. Для раскрытия творческого потенциала человека необходимо создание креативной среды, разработка и внедрение соответствующих образовательных технологий, нацеленность всего учебно-познавательного процесса на освоение и развитие креативных основ творческой жизнедеятельности в процессе когнитивной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности. Знаниевый компонент творческого процесса предполагает вовлечение и баланс «глубоких знаний» для основательного понимания и осмысления вопросов и «широких знания» для стороннего взгляда на проблему с позиций подходов, не принятых в данной области, с целью полного раскрытия креативных способностей человека (H. Gardner [11]; F. Johansson [12]). Г.С. Альтшуллер отмечает, что универсальность результатов познавательной деятельности, в отличие от узкой специализации, позволяет раскрывать творческие начала человека [13]. Т. Амабайл [14] основными аспектами творческого мышления выдвигает умения соединять знания из различных, кажущихся разрозненными, областей знаний; трудоспособность и усердие в работе, несмотря на неудачи; приверженность своей точке зрения в разрез общепринятым мнениям, способность к «вынашиванию идеи» – устанавливать временный инкубационный период для плодотворного разностороннего обдумывания и разработки идеи. Согласно тройственной теории интеллекта, предложенной Р. Стернбергом [15], существенными выдвигаются синтетический компонент творчества (генерирование идей), а также аналитический аспект (объективная критическая оценка идей) и практический фактор (применение и выгодное продвижение идей). Первостепенным мотивационным фактором творческого процесса выдвигает проявление подлинного интереса, стремление узнать и увидеть что-то новое, пассионарность, упорство и пристрастие на грани одержимости, помешательства. Творчество определяется как образ жизни человека: человек созидает себя как личность, является творцом собственной жизни. Л.В. Яценко подчеркивает, что творчество в отличие от псевдотворчества обусловливает духовно-практическую деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей [16]. Подлинное творчество ориентировано на социальный прогресс. Креативная философия и креативная онтология мира выделяют в природе созидающие, «самотворящие» свойства всесильного Пантекриатора; в процессе эволюции природа создает человека с мощным созидательным потенциалом. А.И. Субетто отмечает, что радость и счастье творческого самосозидания дают человеку убежденность в самоценности, ощущение гармонии и цельности [17].

Эффективность развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата как целевого ориентира интеллектуализации образования в высшей школе средствами психолого-педагогических и узкоспециализированных образовательных дисциплин, особую роль среди которых выполняет иноязычного образования, обеспечивается креативной составляющей процесса обучения, воспитания, личностного развития и профессионального становления будущих специалистов в сфере образования.

Методология исследования

Методологическими основами определения условий интеллектуального и общекультурного развития и совершенствования студентов бакалавриата в процессе межкультурного (иноязычного) образования в высшей школе, направленного на развитие дивергентного мышления, познавательной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности и субъектной позиции в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции и развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей являются онтологический, личностный, средовой, деятельностный подходы.

Онтологический (бытийный) подход (Л.М. Лузина, И.А. Колесникова, А.С. Арсеньев, О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.В. Горшкова и др.) опирается на подлинную природу человека в процессе интеллектуального развития, творческой самореализации и культурного воспитания. Онтологически ориентированное содержание образования представлено такими категориями, как «человек», «цель жизни», «личностный опыт», «ценности» и др. Педагогическая реальность, в том числе в контексте иноязычного образования в высшей школе, рассматривается важной составляющей человеческого бытия.

Личностный подход, утверждающий представления о деятельной, творческой и социальной сущности личности, раскрываемой в совместной деятельности, общении и сотрудничества (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), предполагает рассмотрение студента – будущего учителя как самостоятельную и ответственную личность, стремящуюся к раскрытию и преумножению своих внутренних потенциалов и творческих задатков, проявляющую активности и определенную позицию в социальных отношениях, ориентированную на жизненное самоопределение, формирование личностных смыслов и создание картины мира, осознающую и принимающую себя как уникальную личность, обладающую интеллектуальной и нравственной свободой, правом на уважение, способную видеть и уважать личность в других людях.

Процесс развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования зависит от условий и характеристик среды, которая определяется как внешнее пространство, окружающее обучающегося и влияющее на его раскрытие как личности. Система действий со средой для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся предполагает связь с «нишей» (статичными единицами, в качестве которых выступают локальные социальные, культурные, природные компоненты среды, моделирование содержания и состава которых позволяет планировать и прогнозировать процессы целенаправленного интеллектуального и общекультурного развития личности будущих учителей) и «стихией» (динамичными единицами, такими как коллективные действия, объединения и движения в обществе, информационные потоки, общий эмоциональный настрой, состояние умов и чувств социальных групп, которые увлекают индивидов и управляют ими; изучение и возможность проектирования стихий позволяет обеспечить эффективность использования развивающего потенциала среды).

Деятельностный подход (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев и др.) к проблеме эмоционально-творческого развития студентов как условия интеллектуализации иноязычного образования в вузе основан на понимании личности обучающегося педагогических направлений подготовки бакалавриата как субъекта деятельности, развитие и самореализация которого происходит в процессе и результате собственной активности, предметной деятельности и творческого созидания, инициированного индивидуальными мотивами, потребностями, активно-положительной мотивацией и личностными смыслами, проявляющимися, преобразовывающимися и постигаемыми в процессе активного взаимодействия. Деятельность студента – будущего учителя в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе, направленного на развитие интеллектуальной культуры на личностном уровне, требует точного определения и установки целей, планирования, организации, практического осмысления и регулирования деятельности, контроля, оценки результатов и самооценки субъектов образовательного процесса. Студент – будущий учитель в целостном педагогическом процессе проявляет себя как субъект саморазвития, обладающий сознанием и самосознанием; это личность, способная не только к восприятию и усвоению, но и преобразованию и творению нового, деятельно проявляющая свои уникальные созидательные потенции, осуществляющая саморегуляцию и самореализацию в соответствии со своим намерениями и замыслами и ответственная за результаты выполняемой деятельности.

Результаты исследования

Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования нацелен а) на развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала студентов – будущих учителей в различных продуктивных видах интеллектуальной и креативной деятельности на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом; б) на развитие творческого мышления – созидающего мышления, позволяющего видеть ситуации по-новому, находить новые решения проблемных вопросов в процессе обучения ИЯ, в том числе посредством конструктивной интеграции знаний из различных сфер человеческой деятельности; самовыражение обучающихся через креативность; в) на развитие восприимчивости и готовности к новациям, инновационным преобразованиям в учебной и будущей профессиональной деятельности. Принцип инновационно-творческой направленности иноязычного образования связан с созданием инновационной среды в вузе, формированием пространства раскрытия и реализации творческого потенциала обучающихся в процессе изучения ИЯ посредством стимулирования и поддержки креативных идей, активизации научно-исследовательской работы студентов, деятельности творческих объединений, создания команд для разработки инновационных проектов, их обсуждения и реализации, организации дискуссий и презентаций новых образовательных продуктов и др.

Развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования предполагает решение следующих педагогических задач:

  1. Эмоционально-креативный аспект: 1) проявление личной индивидуальности обучающихся через эмоциональные реакции и состояния в процессе обучения ИЯ, инициирующие творческие стремления и творческую самореализацию; 2) активизация регулирующей функции эмоций в познавательной и творческой деятельности обучающихся; 3) использование ситуаций для развития воображения, фантазии, ассоциативного мышления студента; 4) создание творческой атмосферы в процессе обучения ИЯ посредством действий, приемов, операций речемыслительной деятельности студентов, в которых происходит раскрытие эмоционально-креативного потенциала обучающихся, проявление разнообразных способов самовыражения; 5) направленность учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуального стиля мышления студента; 6) преобразование общечеловеческих ценностей в личностные с помощью эмоциональных переживаний и творческого преобразования; 7) активизация эмоционально-чувствительной сферы личности обучающихся для формирования устойчивых выводов в сознании человека; 8) создание эмоционального опыта студента – будущего учителя посредством предметного содержания и различных видов деятельности для понимания обучающимся смысла как собственной жизни, так и жизни в целом, формирования ориентиров для становления своей жизненной философии и личностного отношения к миру, содействия активной жизнедеятельности и творческой самореализации; 9) самосовершенствование личности посредством эмоционального и творческого усвоения опыта культуры; 10) совершенствование умений творческого переосмысления иноязычного материала на основе собственных оценочных критериев и личного опыта студента; 11) поиск студентом продуктивных нестандартных решений ситуаций на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом; 12) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений при восприятии и переживании поступков других людей, рефлексии и выявлении мотивов их деятельности; опыта ценностно-ориентированной деятельности, предполагающего сформированность критериев нравственного поведения; опыта творческой самореализации в процессе самопознания и актах самовыражения в словах и творческой форме самовыражения, а также в межличностных взаимодействиях [18–20].
  2. Инновационно-интеллектуальный аспект: 1) актуализация личностного компонента инновационного подхода к обучению ИЯ в вузе как метадеятельности, направленной на преобразование социально-значимых качеств будущих учителей для адаптации, активного и успешного проявления в профессиональном и социальном пространстве; 2) раскрытие и развитие инновационного потенциала обучающихся как конечного результата интеллектуальной деятельности, проявления фантазии, творческого процесса, изобретательства и рационализации; 3) развитие когнитивной восприимчивости обучающихся к инновациям (стремление получать информацию о новаторских разработках, готовность к инновационным преобразованиям, внедрение новшеств, активное использование в практической деятельности); 4) воспитание мотивационной увлеченности новшествами (понимание их значимости и перспективности для собственной социальной и профессиональной жизнедеятельности); 5) самостоятельное осваивание и применение обучающимися новых методов и средств познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, становления профессиональной компетентности; 6) улучшение психологического климата межличностных отношений в образовательном пространстве для проявления эвристического потенциала обучающихся в творческой инновационной деятельности (генерирование новых идей и знаний, воплощение новых знаний в креативное мышление); 7) освоение обучающимися алгоритма стадиальной, линейной и постепенной разработки и внедрения индивидуальных инновационных продуктов (появление новой идеи, создание материального или духовного образа, доработка, изменения, совершенствования новшества с целью получения устойчивого положительного результата, применение новшества, его распространение); 8) создание и применение новых обучающих, проектных, управленческих технологий в инновационно-ориентированном пространстве иноязычного образования; 9) проявление устойчивого творческого характера педагогической и учебной деятельности для создания инновационного образовательного пространства, положительно влияющего на все аспекты учебно-воспитательного процесса; 10) обеспечение посредством инновационной деятельности расширения информационных, учебно-познавательных, коммуникативных, социокультурных, общекультурных, социально-трудовых ресурсов и механизмов иноязычного образования в вузе.

Иноязычное образование, нацеленное на раскрытие ментального потенциала обучающихся, содержательное и функционально-деятельное обогащение обучения ИЯ для культурного совершенствования будущих учителей в русле личностно значимой парадигмы, приобретает характеристики продуктивного образования – творческой деятельности в радостном позитивном процессе познания и приобретения знаний, умений, навыков и ценностных установок через творчество, в основе которого созидательная активность как ключевое проявление отличительных качеств и индивидуальности человека; «образ человека определяется реальными творческими деяниями» (C.Л. Рубинштейн) [21].

Творческие задания являются частично регламентированной формой работы с учебным материалом как известного, ранее освоенного, так и нового для изучения и осмысления содержания. Такие задания ориентируют обучающихся на выявление особых оригинальных решений, проявление самостоятельностей творческой активности и критичности мышления, что обусловливает раскрытие и реализацию личностного и творческого потенциала студентов – будущих учителей и достижение поставленных образовательных целей. Творческие задания когнитивной направленности связаны с развитием познавательных умений (обобщать и систематизировать учебный материал, кодировать и перекодировать, интерпретировать информацию, формулировать вопросы, осмысливать окружающий мир, интегрировать знания из различных областей, организовывать экспериментальную деятельность, проводить исследование причинно-следственных связей и обусловленности т.п.). Творческие задания позволяют развивать личностные качества студентов – будущих учителей как свойства творческой личности (гибкость, острота восприятия, воображение, фантазия, импровизационность как способность быстро принимать решения, умение видеть противоречия, прогнозирование развития действий и исхода, генерирование идей, открытие и создание нового знания). Организационно-деятельностный аспект творческих заданий связан с обеспечением самостоятельности студентов в процессе целеполагания, планирования и выполнения деятельности, организации и осуществлении учебного процесса на основе прогрессивных образовательных моделей, развитием умений мыслить критически, сравнивать и сопоставлять точки зрения, диагностировать и оценивать динамику и результативность индивидуальных образовательных достижений. Творческие задания могут выполняться обучающимися как индивидуально, так и совместно в групповом порядке.

Творческие технологии и приемы обучения ИЯ ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний и умений с целью решения конкретных проблем и обогащения опыта их применения в практической деятельности; обеспечение свободы выбора способов решения проблем, в котором происходит самовыражение и самореализациям студентов – будущих учителей; создание личностно значимого образовательного продукта в процессе и результате взаимодействия и совместного творчества студентов при выполнении познавательных задач в ходе изучения ИЯ. Среди эффективных технологий и приемов обучения ИЯ творческой направленности можно выделить проектную технологию в различных вариантах, в том числе телекоммуникационные проекты, тандем-проекты, творческие задания, эссе, виртуальную экскурсия, письменный круглый стол и др.

Технология проектного обучения, изначально разработанная на основе идей гуманистического направления в образовании и свободного воспитания, в настоящее время представляет собой интегрированный компонент структурированной системы образования, выдвигающей в приоритет переход от теоретических (академических) знаний к практике их применения, прагматическому воплощению творческих идей. Обучение строится с опорой на активность и заинтересованность обучающихся в приобретении знаний для применения в жизни, понимании целесообразности выполняемой деятельности. Основными требованиями к реализации проектной технологии являются актуальная исследовательская и творческая задача, решение которой требует интегрированных знаний и исследовательского поиска; значимость поставленной проблемы (познавательная, практическая, теоретическая) связана с необходимостью получения конкретного результата; самостоятельность деятельности (индивидуальная, парная, групповая); структурированность содержания и поэтапность достижения результатов; применение исследовательских методов. Проектная технология создает оптимальные условия для осуществления иноязычного общения в процессе обучения ИЯ в вузе и, следовательно, развития иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) и ряда ключевых компетенций студентов. Общение является важным условием на всех стадиях работы над проектом: на подготовительном этапе в процессе совместной деятельности обучающихся по поиску и отбору необходимой, важной и интересной информации, в ходе выполнения, оформления и воплощения проекта в жизнь, активного обсуждения положительных сторон и недостатков конечного результата при подведении итогов проектной деятельности.

Эффективность и успех взаимодействия участников проектной деятельности обеспечивается благодаря направляющей деятельности преподавателя, который устремляет мысль студентов в нужном направлении для дальнейшего самостоятельного поиска, предлагает рекомендации на ИЯ для решения речевых задач. В результате обучающиеся автономно или совместными усилиями решают проблему, используя интегрированные знания их разных областей для получения реального ощутимого результата. Групповое общение и взаимодействие сопровождается речевыми средствами. Проект как конечный продукт индивидуальной или групповой работы обучающихся по планированию и осуществлению комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет проанализировать и оценить умения студентов ориентироваться в информационном пространстве, организовывать свою познавательную деятельность для конструирования собственных знаний в процессе поиска решения проблемных задач практической направленности; определить уровень сформированности аналитических способностей (выделять существенные связи, устанавливать и конструировать отношения между элементами информации, создавать целостный и дифференцированный образ ситуации и др.), исследовательских навыков и умений (выявлять проблему, ставить цели и задачи, задавать вопросы, формулировать гипотезу, предлагать определения и толкования понятий и категорий, классифицировать, осуществлять наблюдения, делать умозаключения, подводить итоги и др.), навыков и умений практического мышления, основанного на накопленном жизненном опыте, восприятии, наблюдении и здравом смысле, и творческого мышления, созидающего новые решения проблемных ситуаций.

Одним из вариантов реализации проектной методики в обучении ИЯ являются телекоммуникационные проекты, организованные посредством полилингвальной и поликультурной телекоммуникации – передачи и приема информации (речи, звуковых и видеосигналов, изображений и других данных) на большие расстояния с помощью электронных средств связи. Особенностью телекоммуникационных проектов является привлечение и применение интегрированных знаний для единого представления тематики проблемы, соединение разных подходов к решению проблемы, создание виртуальной реальности как полноправного компонента междисциплинарного синтеза. Международные телекоммуникационные проекты требует знания особенностей культуры партнера.

В практике обучения ИЯ телекоммуникационные проекты могут создаваться для осуществления совместного группового поиска и сбора информационных сведений в различных местностях для успешного решения поставленных проблем; разбора и сравнительного анализа полученных данных для выделения ключевых установок и тенденций; решения проблем с привлечением особых возможностей компьютерной телекоммуникации при условии тщательного предварительного согласования технических аспектов; создания электронных баз данных (совокупности систематизированных материалов для хранения, изменения, обработки), которые могут использоваться всеми участниками проекта; создания активно действующих образовательных сообществ; размещения электронных публикаций и т.п. Письменная активность обучающихся в виртуальном пространстве имеет социальную и личностную обусловленность, коммуникативно-прагматическую направленность; участие в таком виде проекта накладывает на обучающихся высокую ответственность за результативность взаимодействия, т.к. адресатами являются «удаленные» партнеры по общению. Динамичная природа сетевого общения, в котором исчезают пространственные пределы и ограничения образовательной среды и реальных условий речевого взаимодействия на ИЯ, позволяет обучающимся сформировать новый опыт речевой и мыслительной деятельности, т.к. речевое поведения собеседников непредсказуемо, а язык выполняет смыслообразующую и коммуникативную функцию, используется в качестве инструмента трансляции, интерпретации и постижения содержания, сути и смысла, взаимного воздействия, взаимодействия и сотрудничества.

Разновидностью проектной деятельности в процессе обучения ИЯ в вузе, направленной на развитие автономности, свободы и самостоятельности обучающихся как важного проявления интеллектуальной культуры личности будущих специалистов, являются межкультурные тандем-проекты – совместное изучение одного ИЯ двумя партнерами-носителями разных языков в ситуациях реального общения (face-to-face) при личной встрече, а также удаленного и виртуального аудио, видео и текстовое общения (e-tandem) через электронную почту, skype, социальные сети, видеоконференции, по телефону и другие современные медиа-средства без прямого участия преподавателя. Преподаватель выполняет лишь роль консультанта, помощника и посредника на протяжении всего проекта. С целью отбора участников тандема по определенной теме, а также для стимулирования первоначального импульса к общению и преодоления возможных трудностей проводятся анкетирования и опросы. Индивидуальная и коллективная формы взаимодействия партнеров в рамках использования тандем-метода могут интегрироваться, иметь как спонтанный и естественный характер, так и быть строго спланированными, осмысленными и системными. Организация данных проектов позволяет расширить границы информационно-образовательного пространства изучения ИЯ, выйти за пределы учебной аудитории на уровень международного общения на ИЯ; совершенствовать ИКК посредством контакта с носителями языка; узнавать, осознавать и принимать культурные различия тандем-партнеров, преодолевая стереотипное мышление по отношению к иной лингвокультуре; развивает такие важные личностные качества, как толерантность, мультиперспективность, гибкость, эмпатию, ответственность за результаты деятельности и др. Рефлексия на когнитивном и аффективном уровнях позволяет участникам тандема определить и оценить ценный опыт личностного взаимодействия и межкультурного общения.

Вебквест (сценарий организации проектной деятельности) является эффективным интерактивным заданием на основе компьютерных систем, обладающих такими возможностями, как гипертекстность и мультимедийность. Вебквест позволяет планировать и структурировать выполнение проекта, выстаивать алгоритм необходимых действий при организации работы над исследуемой проблемой; характеризуется такими особенностями исследовательской проектной деятельности, как самостоятельность участников, проблемность, ситуативность. Отбор материала для вебквеста предполагает критический анализ и осмысление приобретенной информации. Заданий создаются на основе переработки информации (систематизация, синтез, выявление главного, интерпретация и трансформация).

Одним из приемов активизации внимания, развития фантазии и творческого воображения обучающихся являются задания на основе ключевых слов и терминов из текста на ИЯ. Например, на предтекстовом этапе студенты методом мозговой атаки предлагают толкование выделенных ключевых терминов, строят предположения об использовании данных слов в тексте, составляют собственный вариант текста с использованием предложенных опорных слов, а затем сопоставляют созданный ими текст с оригиналом.

Эссе является одной из творческих форм самостоятельной письменной работы на ИЯ, в которой обучающийся проявляет умение письменно излагать свои размышления и убеждения, личные впечатления по конкретной теме в свободном, индивидуально-авторском стиле. Эссе литературно-критического, философского, научно-популярного, историко-биографического и др. характера представляет собой самостоятельный анализ заявленной темы, как с учетом концептуальных положений и аналитического инструментария интегрированных знаний (синтезированных в познавательной практике продуктов восприятия, рационального и внерационального мышления, сознательной и бессознательной активности) так и, в большей мере, индивидуальных суждений, собственного отношения и понимания предмета. Написание эссе способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умения четко и грамотно излагать собственные мысли на ИЯ, структурировать информацию, акцентировать внимание на основных понятиях, давать аргументированные обоснования и доказательные выводы, приводить соответствующие примеры из личного опыта, проводить причинно-следственные связи. В практике обучения ИЯ можно использовать 5-минутное эссе (например, в конце занятия для подведения итогов, рефлексии по изученному материалу в качестве обратной связи для преподавателя), 10-минутное эссе (изложении мыслей на предложенную тему в свободной форме после прочтения / прослушивания текста), сочинения более продолжительные по времени, большего объема и трудоемкости.

Письменный круглый стол является коллективной формой работы творческой направленности по изучаемой теме. Студенты делятся на группы их трех человек, распределяют ролевые позиции (1 – представление основного замысла и идеи во вводной речи; 2 – объяснения, комментарии, поиск ответа на проблемный вопрос, дальнейшее развитие темы; 3 – подведение итогов, обобщающие выводы). В ходе совместной работы участники постепенно меняются ролями, каждый студент поэтапно выступает во всех позициях; затем происходит чтение получившихся текстов и их совместное обсуждение.

Организация «Виртуальных экскурсий» делает процесс изучения ИЯ как более увлекательным и эмоциональным, так и информационно-насыщенным, коммуникативно-познавательным, проблемно-творческим. Все организационные этапы виртуальной экскурсии (выбор объекта исследования, поиск информации об изучаемом объекте, формулировка основной проблемы и сопутствующих задач, составление плана действий, выбор формы отчетности и наглядности для представления результатов экскурсии (презентация, путеводитель, буклет или мини-фильм), публичное представление конечного результата собственной деятельности) происходят при условии обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения, когда студент самостоятельно определяет ключевую проблему, подбирает и осмысливает тематический материал, формулирует основную идею работы, выделяет главные аспекты для изучения.

При работа с иноязычным литературным материалом творческие задания могут быть представлены в следующих видах: представить творческий пересказ произведения (замена действующих лиц, времени и места сюжетного развертывания событий, изложение последовательности и связи отдельных событий и сюжетной линии от 1-го, 3-го лица и др.); драматизировать отрывок; моделирование сюжета пересказываемого произведения с помощью наглядности, схематических планов, моделей обложки и иллюстраций книги; изменить роль и позицию повествователя (т. е. представить события с разных точек зрения от лица различных героев художественного текста; выполнить художественный перевод отрывка из литературного произведения; преобразовать жанр текста (поэтическое произведение представить в прозаическое форме, содержание прозаического текста изложить в стихах); написать сценарий спектакля или фильма на основе прочитанного произведения; написать письмо литературному герою; сочинить продолжение истории; придумать пародию по поводу прочитанного текста; представить ассоциации по поводу прочитанного в стихах; подвергнуть анализу поступки литературных героев и описанные события на основе приобретенного личного опыта; разыграть вместе с другими студентами беседу с литературным героем, интервью с автором; изменить начало или конец истории; провести аналогию с судьбами героев из литературных произведений в русской литературе, найти сходства и различия характеров и обстоятельств, объяснить влияние исторической эпохи на описанные события; выполнить обложку книги и иллюстрации к прочитанному тексту и др. Созданный студентом оригинальный художественный текст (сочинение, стихотворение, сценарий, письмо, художественный перевод и др.) отражает переход от этапа восприятия культурных ценностей на уровень создания произведений, отражающих проблемы нравственных и эстетических идеалов, авторские убеждения и позицию студента не только как читателя, но и создателя культурных ценностей [20]. Творческие сочинения представляют собой стремление и попытку осмыслить свою жизнь, современную историческую реальность, это «способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» (А. Эльяшевич) [цит. по: 22, с. 148]. Творческая деятельность обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата на основе и в связи с англоязычными литературными произведениями имеет особую значимость для выявления и развития творческих способностей, формирования установки на непрерывное самосовершенствование и обогащение духовного мира личности будущих учителей [20].

Деятельность преподавателя в рамках творческого этапа развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования носит организационно-координирующий характер. Преподаватель выступает в качестве консультанта, тьютора, эксперта. Деятельность преподавателя направлена на проявление и развитие индивидуального и коллективного творчества обучающихся в процессе изучения ИЯ, стимулирование и поддержку индивидуальной и совместной инновационной деятельности.

Заключение

Развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования предполагает проявление творческого, критического мышления, формирование коммуникативной компетенции студентов в ее широком культурологическом аспекте, а также развитие способности к эстетическому восприятию и непосредственному чувственному познанию, утверждение независимого самостоятельного художественно-эстетического отношения к явлениям окружающего мира и гуманистических ценностных ориентаций.

Развитие творческого потенциала студентов является одним условий обеспечения становления интеллектуальной культуры личности. Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования (таблица 1) связан а) с воспитанием готовности обучающихся эффективно использовать свой творческий и инновационный потенциал; б) с проявлением стремления к саморазвитию и самореализации; в) с определением и расстановкой приоритетов для достижения профессиональных и личных целей; г) с развитием интеллектуальных умений в процессе творческой самореализации студентов-будущих учителей посредством сформированных навыков, операций и приемов интеллектуальной деятельности.

Принцип творчества связан с развитием интеллектуальных способностей человека в индивидуальной и коллективной деятельности созидательного характера, раскрытием своих талантов, стремлением к самосовершенствованию, становлением позитивной Я-концепции личности обучающегося и самостроительством своего «я». Креативность выражается в двух проявлениях: созидательность – конструирование нового образовательного продукта как цели и результата эвристического обучения, построение нового знания в результате учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формирование личностного знания как результата работы сознания с помощью рациональных и внерациональных познавательных способностей; творчество – способность генерировать новые идеи, поиск новых решений поставленных задач и проблемных ситуаций, самостоятельный свободный выбор содержания). Креативность в учебном процессе связана с использованием средств, методов и форм воспитания для создания условий, способствующих творческой самореализации студента; активность, самостоятельность, творчество направлены на удовлетворение стремления студента в самоактуализации потребности в преобразовании и творческом выражении, что сопровождается самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

 

Таблица 1 – Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования

Цель:

– развитие эмоционально-творческого и инновационного потенциала;

– развитие творческого мышления;

– самовыражение обучающихся через креативность;

– развитие восприимчивости и готовности к инновационным преобразованиям

Педагогические задачи

Эмоционально-креативный аспект:

1) проявление личной индивидуальности;

2) развитие воображения, ассоциативного мышления;

3) создание творческой атмосферы в образовательной среде;

4) раскрытие эмоционально-креативного потенциала;

5) поиск продуктивных нестандартных решений ситуаций;

6) формирование индивидуального стиля мышления;

7) преобразование общечеловеческих ценностей в личностные смыслы;

8) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений, ценностно-ориентированной деятельности, творческой самореализации

9) самосовершенствование посредством эмоционального и творческого усвоения опыта культуры

Инновационно-интеллектуальный аспект:

1) актуализация личностного компонента инновационного подхода к обучению;

2) раскрытие и развитие инновационного потенциала обучающихся;

3) развитие когнитивной восприимчивости к инновациям;

4) воспитание мотивационной увлеченности новшествами;

5) применение новых методов и средств познания;

6) улучшение психологического климата межличностных отношений для проявления эвристического потенциала;

7) освоение алгоритма разработки и внедрения индивидуальных инновационных продуктов;

8) создание и применение новых технологий в инновационно-ориентированном пространстве иноязычного образования

Технологическое обеспечение

проектная технология в различных вариантах (телекоммуникационные проекты, тандем-проекты и др.), творческие задания, эссе, виртуальная экскурсия, письменный круглый стол и др.

Функции преподавателя

организационно-координирующая деятельность:

– проявление и развитие индивидуального и коллективного творчества обучающихся;

– стимулирование и поддержка индивидуальной и совместной инновационной деятельности;

– выполнение роли консультанта, тьютора, эксперта

Предварительный результат

готовность обучающихся эффективно использовать свой творческий и инновационный потенциал;

– стремление к саморазвитию и самореализации;

– расстановка приоритетов для достижения профессиональных и личных целей;

– развитие интеллектуальных умений в процессе творческой самореализации посредством сформированных навыков, операций и приемов интеллектуальной деятельности

 

В условиях реформирования и модернизации образования в соответствии с требованиями современной социально-экономической реальности инновационную деятельность в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подразумевающей целенаправленное и осмысленное введение нововведений (нового содержания обучения, новых организационных форм, нового технологического инструментария, новых способов управления и др.) может осуществляться только высококвалифицированные педагогом со значительным интеллектуальным и творческим потенциалом. Это должны быть учителя, проявляющие заинтересованность и активность в творческой самореализации и саморазвитии в профессиональной сфере, выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей как субъективных условий успешного инновационного осуществления своей деятельности, открытые к овладению и внедрению инноваций в сфере образования. Инновационно-творческая направленность педагогической и учебной деятельности в контексте иноязычного образования соответствует принципу опережающего характера образования – ориентации на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития и саморазвития, в том числе развития творческих инновационных способностей; опережающее развитие личности предопределяет опережающее общества, региона, государства.

×

About the authors

Olga Vasilevna Volodina

Petrozavodsk State University

Author for correspondence.
Email: volodina@petrsu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages for Technical and Natural Sciences Department; Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

Russian Federation, Petrozavodsk

References

  1. Володина О.В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (288). С. 17–23.
  2. Садовников Н.В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782–786.
  3. Скобелина Н.А., Колоскова И.В. Универсализация образования: интеграция духовного и светского компонентов // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 30–33.
  4. Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». 2015. № 2 (10). doi: 10.15393/j5.art.2015.2803.
  5. Колесникова И.А. Регуманитаризация образования: методологическая перезагрузка // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. Т. 1, № 2. doi: 10.24412/2713-1831-2020-2-20-34.
  6. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3–14.
  7. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31–42.
  8. Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120061.htm.
  9. Володина О.В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2020. № 8 (151). С. 20–25.
  10. Володина О.В. Содержание иноязычного образования в вузе как средство развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 2. С. 279–290.
  11. Gardner H., Policastro E. From case studies to robust generalizations: an approach to the study of creativity // Handbook of Creativity / ed. R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 213–225.
  12. Johansson F. The Medici effect: breakthrough insights at the intersection of ideas, concepts, and cultures. Boston: Harvard Business Review Press, 2004. 224 p.
  13. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. 116 с.
  14. Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Rev. 76, № 5. September – October. P. 76–87.
  15. Sternberg R.J., O’Hara L.A. Creativity and Intelligence // Handbook of creativity. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. P. 251–272.
  16. Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. 64 с.
  17. Субетто А.И. Педагогика счастья: поиск XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161287.htm.
  18. Володина О.В. The truest wisdom: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. 68 с.
  19. Володина О.В. Литература как эмоционально-нравственный феномен становления духовной личности будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74). С. 106–109.
  20. Володина О.В. Методика обучения иностранному языку на основе оригинальных произведений художественной литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2009. № 8 (102). С. 31–38.
  21. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–109.
  22. Дворникова Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы. Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 208 с.

Statistics

Views

Abstract: 51

PDF (Russian): 37

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Volodina O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies