Formation of experience of team interaction of students of professional educational organizations of the middle level in the process of studying humanitarian disciplines

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article actualizes the problem of professional training of a mid-level specialist capable of working effectively in a production team, one of the aspects of which is the formation of teamwork experience in students. Scientific prerequisites for an effective solution to the problem of forming the experience of teamwork interaction of students of mid-level professional educational organizations are revealedThe interpretation of the experience of teamwork interaction is proposed as a set of 1) knowledge about teamwork interaction, its features and methods of implementation, 2) motives for activity in a team, the form of which is taken by values, as conscious meanings, 3) dialogical orientation of the individual in communication, 4) practical skills and abilities in implementing joint activities with other team members. The possibilities of humanitarian disciplines in forming the experience of teamwork interaction of students of secondary vocational education institutions are revealed. In the context of the content of humanitarian disciplines, the role of values in building effective teamwork of students both within the educational process and in production is revealed. Examples of the formation of experience of team interaction of students in the process of studying the academic disciplines «History», «Fundamentals of Philosophy», «Psychology of Communication» in the context of the educational process at of Branch of Murmansk Arctic University in Kirovsk of Murmansk Region are given.

Full Text

Формирование опыта командного взаимодействия у студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) является важнейшим аспектом их подготовки к успешной профессиональной деятельности. В современном быстро меняющемся мире, где технологии и рыночные условия постоянно эволюционируют, способность эффективно работать в команде становится одним из ключевых факторов успеха. Рынок труда все чаще требует от специалистов не только глубоких профессиональных знаний, но и умения взаимодействовать с коллегами, решать задачи коллективно и демонстрировать высокий уровень коммуникации. Образовательные стандарты также подчеркивают важность развития командных навыков у студентов, включая умение работать в команде, проявлять лидерские качества и взаимодействовать в социуме.

Эффективное командное взаимодействие предполагает умение четко и ясно выражать свои мысли, активно слушать мнения других и находить общий язык с коллегами, способность адаптироваться к меняющимся условиям, быстро реагировать на новые вызовы и находить решения в сложных ситуациях. Кроме того, специалист должен быть готов к сотрудничеству, поддерживать коллег и способствовать созданию благоприятной командной атмосферы.

Командное взаимодействие позволяет студентам развивать не только профессиональные навыки, но и важные «мягкие навыки», определяющие способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных социальных и профессиональных контекстах.

Таким образом, формирование опыта командного взаимодействия у студентов профессиональных образовательных организаций среднего звена является важной педагогической задачей, решение которой обеспечивает удовлетворение потребности рынка труда в специалистах, способных эффективно интегрироваться в производственный коллектив и вносить свой вклад в достижение общих целей.

Проблема командного взаимодействия широко представлена в научной литературе. М.Н. Рыскулова анализирует понятие «командное взаимодействие обучающихся» [1], Т.Э. Петрова рассматривает психологические факторы и закономерности командного взаимодействия [2], Н.Ю. Филоненко и В.С. Бахмутская выявляют проблемы, возникающие в процессе командного взаимодействия и предлагают пути их решения [3], Н.М. Галимуллина и ее соавторы определяют пути реализации командного взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса [4]. В монографии И.Д. Белоновской с соавторами [5] показаны технологии командного взаимодействия студентов технических специальностей. О роли командного взаимодействия в профессиональной подготовке специалистов технического профиля идет речь в статьях Ю.В. Васильевой [6], Ю.В. Васильевой и И.Д. Белоновской [7]. В работах Е.А. Проненко акцент делается на ценностно-смысловых аспектах командного взаимодействия [8–13].

Анализ названных источников позволяет утверждать, что командное взаимодействие представляет собой особый тип взаимоотношений внутри команды, основанный на личностном принятии, взаимном уважении и признании. Команда работает над общей целью, выполняя задачи на высоком уровне мотивации, при этом каждый специалист получает полноценную поддержку. Командное взаимодействие включает в себя эффективное конструктивное межличностное взаимодействие, базирующееся на общих для членов команды ценностях, а также распределение ролей, четкую коммуникацию и личную вовлеченность участников в общий процесс. Все это в совокупности позволяет команде достигать синергетического эффекта и повышать вероятность достижения результата за счет совместных усилий.

В контексте такого понимания командного взаимодействия опыт командного взаимодействия предстает как совокупность 1) знаний о таком взаимодействии, о его особенностях и способах реализации, 2) мотивов деятельности в команде, форму которых принимают ценности, как осознанные смыслы, 3) диалогической направленности личности в общении, 4) практических умений и навыков осуществления совместной деятельности с другими членами команды, что в совокупности позволяют специалисту эффективно работать в команде, достигая общих целей и результатов. Реализация такого опыта в профессиональной деятельности позволяет специалисту строить доверительные отношения, разрешать конфликты, брать на себя ответственность, быть вовлеченным в процесс и стремиться к достижению общих результатов.

Формирование опыта командного взаимодействия студентов профессиональных образовательных организаций среднего звена эффективно при использовании воспитательного потенциала учебных дисциплин, реализация которого обеспечивает:

  • развитие умений и навыков эффективного взаимодействия и работы в команде, что является ключевым аспектом командного взаимодействия;
  • учет профессиональной направленности программ СПО, что позволяет студентам применять теоретические знания на практике и развивать навыки командной работы в контексте будущей профессии;
  • развитие социальных и личностных качеств, необходимых для эффективного командного взаимодействия.

Обратимся к возможностям гуманитарных дисциплин в формировании опыта командного взаимодействия студентов учреждений СПО. Гуманитарные дисциплины в силу своего содержания в большей степени работают на формирование мотивационно-ценностной составляющей такого опыта. Необходимо отметить, что роль ценностей в выстраивании эффективного командного взаимодействия отмечают многие ученые.

Так Т.Э. Петрова, предлагая авторскую классификацию комплекса личностных свойств и межличностных процессов навыка командного взаимодействия, выделяет ценностно-мотивационный компонент, который «характеризует внутригрупповую социальную идентичность, взаимное принятие членов команды, общие ценности и цели, автономность и мотивированность» [2, с. 83]. И.В. Абакумова с соавторами подчеркивает, что «люди становятся единомышленниками и соратниками, образуют команды во многом благодаря сходству и совпадению их ценностей, взглядов на окружающий мир и, главное, сходству взглядов на выполняемую деятельность и ее результат» [8, с. 122]. Е.А. Проненко и его соавторы обосновывают, что «предпочтительным для работы в команде является преобладание стратегии смыслообразования, основанной на смысловой регуляции, когда смыслообразование идет от личностных смыслов и ценностей к предметам и деятельности. Через свои высшие смыслы и ценности участники команды будут находить смысл командной деятельности и определять ее как личностно значимую» [12, с. 387]. И.Д. Белоновская, А.И. Сердюк и Е.М. Езерская отмечают, что сплоченная команда характеризуется как объединение людей, основанное «на согласованных общих ценностях и целях» [5, с. 23].

Тем самым на занятиях по гуманитарным дисциплинам делается акцент именно на ценностном аспекте опыта командного взаимодействия.

При раскрытии потенциала гуманитарных дисциплин в формировании опыта командного взаимодействия студентов учреждений СПО обратимся к опыту филиала Мурманского арктического университета в г. Кировске, обучение в котором осуществляется по программам среднего профессионального образования.

Например, на занятиях по учебной дисциплине «История» особым потенциалом в плане формирования опыта командного взаимодействия студентов обладают темы, посвященные Великой Отечественной войне. Изучая исторические текстовые материалы, студентов приходят к осознанию того, что в своем большинстве отношения между советскими людьми в тяжелые годы войны определялись ценностями, принимающими форму мотивов действий и поступков человека по отношению к другому человеку. Взаимодействие, предполагающее взаимопонимание, взаимопомощь, бескорыстие, доброту, уважение к другому, позволило нашему народу победить.

В процессе изучения учебной дисциплины «Основы философии» студенты знакомятся с философией как областью научного знания, получают представление о формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о ценностях и ценностной сфере сознания человека, о значении ценностей в жизни и деятельности личности.

В содержании материала, изучаемого на лекционных и практических занятиях по данной дисциплине, вычленяется знание о ценности. Включая студентов в философскую проблематику, преподаватель сообщает им знание о ценности, о взаимодействии между людьми, создавая условия для овладения студентами этим знанием.

Анализ рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии», в соответствие с которой данная дисциплина преподается в филиале Мурманского арктического университета в г. Кировске, показал, что при достаточно большом потенциале практически всех разделов курса в вооружении студентов знанием прежде всего о ценности, а затем о взаимодействии, особое место принадлежит разделу «Человек как объект философского осмысления». В его рамках представлены следующие подразделы и, составляющие их темы: «Философское осмысление природы человека» (темы: «Природа и сущность человека», «Историко-философский аспект проблемы человека», «Духовное и материальное в человеке», «Проблема соотношения биологического и социального в человеке», «Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надындивидуального»), «Проблема личности в философии» (темы: «Индивид-индивидуальность – личность». «Социализация личности. Автономность и целостность личности», «Структура и составные элементы личности (физическое, социальное, духовное)», «Осмысление проблемы свободы и ответственности личности»), «Общество как саморазвивающаяся система» (темы «Структура общества. Соотношение общества и индивида. Духовная жизнь общества», «Понятие культуры. Основные области культуры», «Глобальные проблемы современности»).

В рамках названных, а также других представленных в программе тем преподаватель актуализирует уже имеющиеся у студентов представления о ценности, взаимодействии между людьми и дополняет их научным знанием о данных понятиях. При этом задача преподавателя состоит не в том, чтобы студенты знали научные трактовки, например, ценности, а в том, чтобы они осмыслили предлагаемые трактовки, вычленили, что важно именно для них, поняли суть и осознали каким образом ценности, а особенно нравственные ценности, коррелируют с межличностными отношениями, выступающими результатом взаимодействия между людьми, в том числе и командного взаимодействия.

Так, при изучении темы «Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности» на практическом занятии преподаватель обращается к проблеме ценности в контексте философского знания. Студентам предлагается несколько трактовок понятия «ценность»: «ориентир субъективной деятельности в мире социальных отношений» (Л.М. Архангельский, Т. Джафарли [14, с. 155]); «осознанные смыслы жизни» (Б.С. Братусь [15, с. 26]); «личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта людей» (П.С. Гуревич [16, с. 43]); «значение данного предмета для субъекта, это отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом» (М.С. Каган [17, с. 67]); «некий личностный смысл, это категория "значимости", а не категория "знания"» (Г.В. Оллпорт [18, с. 133]). Организуя обсуждение данных трактовок, преподаватель выводит студентов на понимание роли ценности в выстраивании командного взаимодействия как в условиях образовательного учреждения, так и на производстве.

Необходимо отметить, что на уровне рассматриваемой учебной дисциплины и на уровне содержащегося в ней научного материала, осуществляется раскрытие смыслового содержания не только собственно понятия «ценность», но и смыслового содержания ценностей, характеризующих командное взаимодействие («ответственность», «доверие», «долг» и др.), определяемое социокультурным контекстом, в котором рождаются и «работают» конкретные ценностные значения.

На практическом занятии по теме «Природа и сущность человека» может быть проведена дискуссия на тему «В чем сущность человека?». студентам предлагается проанализировать три существующие в философии версии сущности человека и, основываясь на рассуждениях философов, выделить наиболее близкую по смыслу для себя. Версия 1. Сущность человека – духовна. Версия 2. Сущность человека – разум. Версия 3. Сущность человека – предметно-деятельная, социокультурная.

В процессе дискуссии студенты, понимая жизнеспособность каждой из версий и их значение в уяснении сущности человека, акцентируют внимание на духовности человека, осознавая, что человек является собственно человеком в той мере, в какой ему присуща духовность, неотъемлемой частью которой является нравственность, как «одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений» [19, с. 10], проявляющаяся в том числе и в командном взаимодействии.

Анализ содержания учебной дисциплины «Психология общения» привел нас к выводу о большом потенциале данной дисциплины в формировании опыта командного взаимодействия студентов.

Обратим внимание на тот факт, что мы внесли некоторые коррективы в программу данной учебной дисциплины в соответствии с задачами нашего исследования. Однако эти изменения не противоречат образовательным стандартам, в соответствии с которыми выстраивается содержание учебной дисциплины «Психология общения». В частности, в рамках раздела «Теоретические основы психологии общения» скорректированы тема и содержание лекционного занятия «Психологические, этические и социокультурные особенности процесса общения». Новая формулировка темы: «Психологические, этические и социокультурные особенности процесса общения. Аксиологические основания общения». В содержание занятия был добавлен материал о ценностях, определяющих аксиологические основания общения, обращение к которым акцентировало внимание студентов на ценностях, определяющих командное взаимодействии как в учебной, так и в производственной деятельности.

В рамках раздела «Психологические стороны общения» введены тема лекционного занятия «Особенности общение в командном взаимодействии» и тема практического занятия «Способы командного взаимодействия, определяющие общение в команде». В раздел «Основы делового общения» внесены темы практических занятий «Аксиологическое общение и культура поведения на производстве» и «Командное взаимодействие субъектов делового общения».

На лекционном занятии «Особенности общение в командном взаимодействии» преподаватель знакомит студентов с командным взаимодействием как особым типом отношений между людьми, в которых актуализируются ценности, принимающие форму мотивов действий и поступков человека по отношению к другому человеку и выступающие в качестве критериев оценивания себя и другого человека как субъектов взаимодействия. Необходимо отметить, что на лекции по теме «Понятие интеракции в процессе общения. Место взаимодействия в структуре общения. Виды социальных взаимодействий», которая предшествует описываемому занятию, преподаватель объясняет студентам, что для психологии традиционным является рассмотрение взаимодействия как части общения.

На практическом занятии «Способы командного взаимодействия, определяющие общение в команде» студентам для обсуждения предлагается трактовка М.Б. Туровским нравственности как отображения «взаимозависимости людей в общении» [20, с. 190]. Студентам необходимо согласиться либо опровергнуть данное положение, но и в первом, и во втором случае аргументировать свою точку зрения. В процессе дискуссии студенты приходят к пониманию того, что такая взаимозависимость базируется на взаимном уважении, искреннем интересе к личности другого человека, взаимной заботе, то есть на тех ценностях, которые принимают форму мотивов командного взаимодействия.

На практическом занятии «Командное взаимодействие субъектов делового общения» проводится деловая игра «Собрание трудового коллектива». Студенты распределяют между собой роли членов трудового коллектива промышленного предприятия: от директора предприятия, до рабочего. По условиям игры предприятие переживает кризисные времена и руководство предлагает сократить часть сотрудников. В то же время у инициативной группы из рабочих есть другое предложение, которое они отстаивают. В процессе игры возникает противостояние руководства и инициативной группы, остальные члены коллектива могут примкнуть к тем или к другим. Необходимо при решении проблемы, обращаться к ценностям, определяющим командное взаимодействие. Студенты поначалу испытывают трудности с осуществлением именно такого взаимодействия, где-то скатываясь к стереотипам: начальство давит, рабочие возмущаются. Однако постепенно в процессе игры все больше студенты акцентируют внимание на ценностях, которые принимают форму мотивов взаимодействия: ответственность руководителя за своих подчиненных, уважение к мнению оппонента, забота об интересах каждого члена коллектива и др. Кроме того преподаватель обращает студентов и к нравственным качествам, которые проявляет человек в командном взаимодействии. Студенты приходят к осознанию того, что в рамках предлагаемой игровой ситуации участники собрания в идеале должны проявлять вежливость, внимательность, доброжелательность и т.д.

На практическом занятии «Общение и социальные отношения. Роли и ролевые ожидания в общении. Направленность личности в общении» преподаватель, обращаясь к представлениям студентов о направленности личности, которые они получили в процессе подготовки к данному занятию (вопросы для обсуждения на занятии были даны студентам заранее, для домашней подготовки), просит их охарактеризовать виды направленности личности в общении и дать ответ на вопрос: «Какая направленность личности отвечает командному взаимодействию?» В процессе анализа содержания различных видов направленности студенты приходят к выводу, что это диалогическая направленность.

Таким образом можно сделать вывод, что формирование опыта командного взаимодействия студентов профессиональных образовательных организаций среднего звена является одним из важнейших аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов. Эффективное командное взаимодействие требует не только знаний о командной работе, но и мотивации, диалогической направленности личности и практических умений совместной деятельности. Гуманитарные дисциплины играют значимую роль в формировании опыта командного взаимодействия, способствуя становлению у студентов ценностных ориентаций, определяющих мотивацию командного взаимодействия как в учебном процессе, так и на производстве.

Формирование опыта командного взаимодействия на занятиях по гуманитарным дисциплинам позволяет студентам развивать важные навыки, среди которых коммуникация и сотрудничество, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования и подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях производственного коллектива.

×

About the authors

Anna Aleksandrovna Razumovskaya

Branch of Murmansk Arctic University in Kirovsk of Murmansk Region

Author for correspondence.
Email: annabalakovo2552@mail.ru

director

Russian Federation

References

  1. Рыскулова М.Н. Командные взаимодействия обучающихся: понятийный аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: колл. монография. Вып. 11. Екатеринбург, 2019. С. 267–272.
  2. Петрова Т.Э. О психологических факторах и закономерностях командного взаимодействия // Научное мнение. 2024. № 12. С. 80–86. doi: 10.25807/22224378_2024_ 12_80.
  3. Филоненко Н.Ю., Бахмутская В.С. Проблемы командного взаимодействия и пути их решения // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. № 4 (4). С. 55–65. doi: 10.24412/2782-4845-2022-4-55-65.
  4. Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р., Зайнуллина Г.И. Формирование и реализация командного взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 503–517. doi: 10.15350/2409-7616.2022.4.46.
  5. Белоновская И.Д., Сердюк А.И., Езерская Е.М. Технологии командного взаимодействия в учебно-производственной деятельности студентов инженерно-технических направлений подготовки: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2018. 157 с.
  6. Васильева Ю.В. Формирование компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия будущего техника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 10 (198). С. 3–12.
  7. Васильева Ю.В., Белоновская И.Д. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса будущего техника [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20260.
  8. Абакумова И.В., Елагина М.Ю., Проненко Е.А., Никонова Д.Ю. Смысловые аспекты управления командным взаимодействием // Молодой исследователь Дона. 2019. № 4 (19). С. 121–126.
  9. Проненко Е.А., Пирумян А.А. Ценностно-смысловой подход к изучению командного взаимодействия [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. Т. 6, № 6. https://mir-nauki.com/60psmn618.html.
  10. Проненко Е.А., Буняева М.В. Анализ феномена общего понимания в командном взаимодействии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2018. Т. 16, № 1. С. 5–12.
  11. Проненко Е.А., Буняева М.В. Особенности смысловых процессов и явлений в командном взаимодействии // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 1. С. 32–51. doi: 10.21702/rpj.2019.1.2.
  12. Проненко Е.А., Буняева М.В., Пирумян А.А. Особенности смыслообразования в команде // Живая психология. 2018. Т. 5, № 4 (20). С. 381–390.
  13. Проненко Е.А. Психологические особенности смыслоинициации на начальном этапе командообразования // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Т. 12, № 2. С. 20–24.
  14. Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. С. 152–178.
  15. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  16. Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация: учеб.-метод. пособие. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
  17. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  18. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
  19. Балашов Л.Е. Этика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 382 с.
  20. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РоссПЭн, 1997. 440 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Razumovskaya A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.