Network social capital as a subject of research in education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article contains the results of a comparative analysis of the main approaches, directions and methods for studying network social capital in the social sciences and humanities in order to identify the latest and promising scientific areas in specific scientific disciplines. The article notes the growing interest of scientists from various fields – philosophers, sociologists, political scientists, economists and lawyers, teachers and psychologists in the study of the phenomenon of network social capital as a complex and multifaceted category that generates a plurality of approaches and methods for studying its genesis, types, formation mechanisms and measurement parameters. To achieve this goal, multidisciplinary and integrated approaches to research, methods of comparative analysis and classification of information, bibliographic analysis are used. On the basis of the analysis, the essential methodological foundations of the study of network social capital are revealed, the relationship of the methods used (quantitative, qualitative and mixed) with the profile of the scientific discipline that studies network social capital is shown. It is indicated that each scientific discipline brings unique ideas and methods to the study of social capital, including qualitative and quantitative, mixed methods, network analysis, experiment, etc. The author reveals the urgent need for the integration of methodological approaches and research methods of network social capital as an independent field of research based on the synthesis of ideas, concepts and principles of polydisciplinarity and interdisciplinarity.

Full Text

Введение

Феномен сетевого социального капитала вызывает растущий интерес ученых различных направлений. Стремительно развивающееся присутствие, а порой и «проживание» граждан в социальных сетях стало мировым трендом. По результатам исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2021 г. 81,5% россиян в возрасте от 15 до 74 лет ежедневно заходили в глобальную сеть Интернет, 66% являлись пользователями социальных сетей. По этим показателям Россия входит в десятку ведущих стран мира [1, с. 22, 23, 26]. В социальных сетях российские пользователи реализуют разнообразные потребности: общения, приобретения товаров и услуг, работы, досуга и обучения. Доля обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения достигла в 2022 г. 45,3%, с применением дистанционных образовательных технологий – 53,2% [2, с. 116]. В этих условиях особую актуальность и значимость приобретают проблемы приращения и сохранения социального капитала в процессе взаимодействия в социальных сетях.

Сетевой социальный капитал в социально-гуманитарных науках рассматривается как смысловое социальное пространство, консолидирующее людей на совместную деятельность для генерирования ресурсов и выгод, как сумма отношений и взаимодействий между людьми, учреждениями и организациями [3]. Сетевой социальный капитал одновременно проявляет себя как ценность, и как ресурсы, которые субъекты отношений извлекают из своих социальных сетей в виде информации, связей и возможностей. В структуру сетевого капитала исследователи включают «цифровые следы» социальной активности как «…основу коммуникативной модели социальной реальности» [4, с. 34].

Специфика формирования и поддержания сетевого социального капитала определяется множеством факторов и условий: от исторических, культурных и институциональных факторов до индивидуальных и групповых атрибутов, таких как доверие, взаимность и общие ценности. Сложность и многогранность природы сетевого капитала, динамизм процессов взаимодействия в социальных сетях, множественность подходов к исследованию генезиса, типов, механизмов формирования и параметров измерения капитала социальных сетей актуализируют проблемы его исследования с позиций различных научных дисциплин.

Цель исследования – на основе сравнительного анализа основных подходов, направлений и методов исследования сетевого социального капитала в социально-гуманитарных науках выявить новейшие и перспективные специализированные научные направления в каждой из них.

Методология и методика исследования

Методологическая основа исследования сетевого социального капитала в данной статье базируется на интеграции теоретических концепций различных социально-гуманитарных дисциплин (институциональной, ресурсной, регулятивной, реляционной), позволяющих получить ценную информацию о сложной динамике социальных сетей и роли, которую социальный капитал играет в формировании социальных результатов. Методология изучения сетевого социального капитала в социально-гуманитарных науках основывается на развитии идей и концепций Дж. Коулмана [5], Р. Патнэма [6], Ф. Фукуямы [7], Э.Л. Лессера и Дж. Котрела [8] о сетевых отношениях и взаимодействии между людьми и группами как ценности, которую можно использовать для укрепления социальных связей и содействия социальному благополучию, на понимании того, что социальные сети формируют индивидуальное и общественное поведение и влияют на формирование и распределение реляционных ресурсов, а социальный капитал складывается из социальных связей, доверия и норм, оптимизирующих сотрудничество и сетевую координацию.

Выбор методологических подходов к исследованию сетевого социального сетевого капитала определяется многомерным характером его природы и структурных элементов. Сложность и многокомпонентность феномена сетевого социального капитала как категории научного анализа не позволяет понять его с позиций одной дисциплинарной точки зрения, только опираясь на знания нескольких дисциплин, можно получить всестороннее понимание того, как сетевой социальный капитал работает в различных контекстах и уровнях: индивидуальном, групповом, институциональном, технологическом и т.д. Ведущими методологическими подходами в исследовании выступают полидисциплинарный и комплексный, которые позволяют расширить возможности изучения сетевого социального капитала за счет интеграции различных теоретических позиций, включения идей и методов из различных социально-гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, экономика, педагогика, психология. Опираясь на концепции, подходы и методы различных дисциплин, возможно проводить более тонкий и сложный анализ, учитывающий сложность и разнообразие сетевого социального капитала.

В ходе проведения исследования структуры содержания и сущности феномена сетевого социального капитала в различных социально-гуманитарных дисциплинах применялись такие методы, как сравнительный анализ и классификация информации, библиографический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках базовых научных дисциплин появились и развиваются перспективные направления, методологические подходы и соответствующие методы, связанные с исследованием социальных сетей, сетевого анализа, рассматривающие проблемы анализа и оценки социального сетевого капитала.

Если понятие социального капитала первоначально рассматривалось в экономических науках, политологии и социологии, то изучение социального сетевого капитала выступает относительно новым направлением исследования в социально-гуманитарных науках. Проведенный сравнительный анализ социально-философских, психолого-педагогических, экономических, культурологических теорий данного феномена, а также методов исследования и новых научных направлений в рамках таких научных дисциплин, как философия, история, политология, социология, экономика, юриспруденция, педагогика и психология расширяет границы изучения и понимания категории и структуры сетевого социального капитала. Важно также сориентировать исследователей на выявление и описание уникальных идей, концепций и методов исследования социального капитала, включая качественные и количественные, смешанные, методы сетевого анализа, эксперимента и т.п.

В философских науках получают развитие различные концепции капитала социальной сети, рассматривающие его потенциал как движущую силу социальных изменений. Они основываются на идее, что социальные связи и отношения выступают ценным ресурсом как для отдельных людей, так и для сообществ, способствуя обмену информацией, повышению социальной сплоченности, доверия и сотрудничества, продвижению социальных изменений и улучшению благосостояния отдельных лиц и сообществ.

На основе теории социальной справедливости исследуется влияние сетевого социального капитала на преодоление различных форм неравенства. В рамках этической теории утилитаризма, предполагающей, что люди должны действовать таким образом, чтобы максимизировать количество благ для наибольшего числа людей, исследуются социальные нормы и отношения, формируемые в социальных сетях. Исследование с этических и моральных позиций сетевого социального капитала позволяет выявлять и анализировать последствия онлайн-общения, использования алгоритмов социальных сетей и конфиденциальности данных и может применяться для поощрения нравственного поведения и культуры доверия и подотчетности как факторов этического поведения и повышения ответственности за свои действия.

На основе герменевтического подхода изучается, как онлайн-сети и платформы формируют общение и развивают социальные сети.

С позиций аксиологического подхода изучается влияние социальных сетей на индивидуальные и коллективные ценности, прежде всего, взаимности, доверия и сотрудничества. На основе сетевого анализа проводится картографирование социальных сетей, изучается структура и характеристики социальных сетей, модели общения и влияния, определяются ключевые участники, способы передачи и принятия ценностных установок, их формирования и укрепления в процессе социального взаимодействия.

В эпистемологических исследованиях социальный капитал изучается влияние взаимодействия в социальных сетях на когнитивные процессы, включая память, внимание и принятие решений, на изменение способов передачи знаний от одного поколения к другому, на то, как расширение открытости знаний, доступа к ресурсам, опыту и информации, ознакомлению с различным точкам зрения влияет на когнитивные функции человека. Соединяя людей с общими интересами и знаниями, социальные сети стимулируют созданию новых знаний, обмену и распространению существующих знаний.

Исследование сетевого социального капитала в рамках философских дисциплин приводит к развитию новых философских концепций и теорий, ориентированных на создание общей ценности и решения социальных проблем. Развиваются такие направления специализированных исследований, как сетевая гносеология и феноменология, герменевтика и эпистемология социальных сетей.

Изучение социального сетевого капитала на основе методов филологических наук – контент-анализа, лингвистического анализа сетевого контента, содержания и контекста пользовательских сообщений, комментариев, а также используемого языка онлайн-сообществами, машинной обработки естественного языка приводит к развитию нового исследовательского направления – сетевой лингвистики, специализирующейся на исследовании влияния социальных сетей на языковую коммуникацию и взаимопонимание человека и машины, закономерностей и тенденций речевых коммуникаций в социальных сетях, а также факторов, способствующих укреплению или подрыву сетевого социального капитала. Так, Я.А. Ледовая, Р.В. Тихонов, О.Н. Боголюбова, исследуя тематические кластеры слов в выставляемых постах, богатство словаря специфических сетевых лексем, использование юмора, сарказма и оскорблений, выделяют в качестве преобладающих в сетях форм речи монолог, диалог и полилог, подчеркивая, что монологическая речь в условиях общения в социальных сетях приобретает направленность на диалог [9, с. 205].

Методы исторических наук помогают исследовать капитал социальных сетей для получения представлений об исторических феноменах, событиях и тенденциях. Использование массива больших данных, методов сетевого анализа историографии, динамики социальной структуры на основе генеалогических деревьев, причин и динамики противоборства элит, составления социограмм и сетевых метрик исторических личностей [10] позволяет провести ретроспективный анализ влияния сетей на социальный капитал, сформировать представление о социальных, политических и экономических структурах изучаемого периода, выявить и проанализировать социальные отношения и сети между историческими фигурами и субъектами.

В исторической науке развивается новые исследовательские направления – сетевая хронология, сфокусированная на ретроспективном анализе социальных сетей; и сетевая хронография, исследующая структуру и динамику сети в определенный момент времени.

Социология в исследовании социального капитала делает акцент на изучении социальных связей и ресурсов, доступных отдельным лицам и виртуальным сообществам, влияния сетевых платформ на формирование социальных структур, социальных норм, на основе метода сетевого анализа выявляют институциональные факторы и закономерности, влияющие на достижение индивидуальных и коллективных результатов сетевого взаимодействия: сплоченности, идентичности, поддержки, посредничества и т.д. Используя качественные методы исследования: интервью, опросы, фокус-группы, методы анализа дискурса, аналитику коммуникативных действий, социологи выясняют мотивы, цели, мнения, ожидания и прочие индивидуальные атрибуты участников сети, влияние новых повседневных практик участия в социальных сетях на поддержание и укрепление существующих отношений и связей, на потребление и использование высокотехнологичных предметов [11], на замещение и дополнение функций многих социальных институтов в социализации и возвращении к полноценной жизни людей с ограниченными возможностями [12]. В.Н. Минина, В.В. Василькова относят к исследовательским вызовам, обусловленным взаимодействием в пространстве социальных сетей, изменение соотношения публичного и приватного пространства, противоречия в идентификационных и презентационных практиках, рекурсивный характер формирования сетевых структур [13].

В социологии формируются исследовательские направления – социология информационно-коммуникационных систем, цифровая, сетевая и виртуальная социология.

В политологии и политической социологии капитал социальных сетей используется для изучения социального капитала политических субъектов, таких как политические партии, группы интересов, лоббисты, избиратели, законодатели и государственные служащие, выявления степени влияния социальных сетей на получение доступа к властным ресурсам, информации и услугам, на сохранение политической власти, результативность политической деятельности, создание политических альянсов, на решения законодателей и политиков, лоббирование интересов и мобилизацию избирателей во время избирательных кампаний, создание коалиций и сбор средств.

Методы политической социологии позволяют проанализировать и оценить модели политического поведения, выявить социальные связи, степень влияния и результаты деятельности политических элит в социальных сетях, на гражданскую активность и социальную стабильность, на распределение ресурсов, власти и привилегий в обществе. Анализируя сети успешных политических лидеров, исследователи выявляют ресурсы и связи, необходимые для достижения успеха в элите, разрабатывают стратегии рекрутирования политической элиты. В политологии развиваются исследовательские направления – сетевая политика и сетевая демократия.

С позиций культурологии проводится критический анализ влияния социальных сетей на культурные практики и убеждения, на формирование культурной идентичности и цифровой культуры. Исследование капитала социальных сетей в культурных исследованиях позволяет структурировать модели социального взаимодействия и культурного обмена, выявить факторы и условия формирования культурной идентичности, также ключевых лидеров культурных групп в социальных сетях.

Использование сетевого социального капитала в юриспруденции позволяет за счет расширения доступа к ресурсам и социальным связям в онлайн-сообществах выявлять модели взаимодействия, оценивать контакты и влияние в социальных сетях в целях получения необходимой информации для более эффективного и объективного разрешения юридических споров и принятия судебных решений. В юриспруденции оформляются исследовательские направления – сетевое и цифровое право, исследующее процессы разработки и применения законов и правил, регулирующих функционирование социальных сетей.

В экономических науках капитал социальных сетей учитывается при изучении динамики рынков труда, потоков финансовых и материальных ресурсов, степени влияния экономических стимулов на человеческое поведение, а также экономических эффектов социальных сетей.

В экономических исследованиях сетевой социальный капитал, прежде всего, рассматривается с позиций экономических и материальных ценностей, а неформальные отношения участников как «…стоимость, порождающая новую стоимость» [14]. Доступ к социальным сетям при таком подходе выступает ценным ресурсом повышения эффективности экономической деятельности, таких ее видов, как поиск работы на основе открытого сетевого доступа к вакансиям и потенциальным работодателям, содействие экономической мобильности предпринимателей за счет свободного доступа к финансовым ресурсам, обширной деловой информации о рынке труда и потенциальных клиентах.

Рассматривая социальный капитал как форму, разновидность капитала, как совокупность ресурсов, ценностей или преимуществ сетевого субъекта, доступных в социальный сетях, ученые-экономисты используют его для описания и анализа социальных активов, чаще всего нематериальных (время, деньги, влияние, связи, отношения, сотрудничество и т.д.). Эти нематериальные активы, созданные за счет совместной деятельности, общения и обмена информацией между людьми в пространстве социальных сетей, можно, по мнению экономистов, измерить, оценить и монетизировать, а также использовать для совершенствования взаимодействия с клиентами, укрепления партнерских отношений, использовать для повышения производительности и труда, конкурентоспособности, экономической эффективности и достижения успеха в бизнесе. В экономических науках на основе развития социальных сетей формируются такие специализированные профильные направления, как цифровая и сетевая экономика, цифровой и сетевой менеджмент и маркетинг.

В современной педагогике в рамках исследовательских проектов в области онлайн-обучения, образовательных технологий и цифровой дидактики изучается влияние капитала социальных сетей на результаты обучения и успеваемости учащихся, приобретение новых навыков и знаний, на генерирование инновационных подходов и способов взаимодействия обучающих и обучающихся в рамках информационно-образовательной и социокультурной среды [15, с. 53]. Педагогические исследования сетевого социального капитала направлены также на изучение и использование потенциала и инструментов социальных сетей, онлайн-ресурсов, расширение доступа к качественному образовательному контенту для совершенствования процесса группового и самостоятельного обучения, развития сотрудничества учащихся с учителями, наставниками и родителями, укрепления доверия и взаимной поддержки со сверстниками. Т.Л. Короткова выделяет в качестве результирующих параметров сформированности социального капитала в информационном пространстве образовательной организации качество образования, конкурентоспособность, профессионализм педагогического состава, общественно-политическая активность и творческая самореализация субъектов взаимодействия [16].

По мнению А.В. Вихровой, современная виртуальная образовательная среда «…становится ресурсом совместной деятельности субъектов образовательного процесса, который обеспечивает включенность подростков в различные формы социального взаимодействия, требующие от подростка овладения соответствующим набором социальных действий, которые расширяют его социальные контакты и меняют механизмы социализации» [17, с. 30]. А.В. Фещенко [18], И.А. Носков, О.Г. Савинов [19, с. 57] рассматривают потенциальные возможности внеаудиторных коммуникаций преподавателей и обучающихся в социальных сетях для расширения сферы применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов, мозговой штурм и экспертиза. Т.А. Ромм и М.В. Ромм к виртуальным инструментам формирования межкультурной компетентности и продвижения позитивных ценностей в процессе социализации учащихся разного возраста относят «…интерактивные образовательные онлайн-игры и квесты» [20, с. 363].

В педагогической науке оформились такие новые исследовательские направления, как цифровая педагогика и цифровая дидактика, педагогика в социальных сетях, педагогика цифровых компетенций.

Психология, как наука, нацеленная на обеспечение ментального благополучия личности, исследует психологические и когнитивные аспекты виртуальной реальности и связанных с ней технологий, психологические механизмы развития капитала социальной сети, его влияние на модели поведения. стратегии выживания и межличностные отношения пользователей, на их мотивы и эмоции. На основе интеллектуального анализа текстов, размещенных пользователями социальных сетей (психолингвистических маркеров, матрицы репостов и т.п.) психологи «… определяют основные характеристики сетевой формы человеческого капитала, связанные личностными особенностями поведения участников виртуальных коммуникаций» [21], выявляют устойчивые связи «… между скрытыми психологическими чертами и внешне наблюдаемыми продуктами деятельности в публичном социально-сетевом пространстве» [22], подчеркивают роль эмоциональных привязанностей в построении отношений в социальных сетях [23], одновременно с оценкой уровня социального капитала членов сетевых сообществ анализируют восприятие их обществом, а также готовность всех участников «вкладываться» в позитивные отношения в обществе (доверять, относиться к окружающим как к равным, помогать и т.д.)» [24, с. 44]. А.Б. Углова, И.М. Богдановская, Б.А. Низомутдинов на основе выявленных взаимосвязей психологических проблем подростков в реальном и виртуальном взаимодействии с ведущими социокультурными ценностями выстраивают их иерархию в социальных сетях, куда «…последовательно включаются: ориентация на поиск новых впечатлений, гедонизм, культурные и социально-политические ценности, ценности познания» [25, с. 425].

В психологии оформляются специализированные направления – виртуальная, цифровая и сетевая психология, коммуникативная психология, сетевая бихевиористика.

Применение полидисциплинарного и комплексного подходов к исследованию сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах позволило расширить возможности его изучения с различных ракурсов и позиций, не нарушая при этом уникальное своеобразие концептуальных основ, методов и исследовательских приемов, присущих каждой из охваченных исследованием научных дисциплин, их целостности и самостоятельности, а также выявить новейшие и перспективные специализированные научные направления в каждой из них.

Выводы

Проведенный анализ полидисциплинарных исследований сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах подтверждает предположение, что природа, функции, структурные компоненты сетевого социального капитала сложны и многогранны. Методологические основы, подходы и методы исследования сетевого социального капитала различаются в зависимости от профиля дисциплины и исследовательских запросов. Ведущими методологическими подходами в исследовании сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах выступают полидисциплинарный и комплексный. В зависимости от профиля научной дисциплины при исследовании сетевого социального капитала используются как количественные, так качественные и смешанные методы. Количественные методы чаще всего используются в экономических науках и социологии при сетевом анализе по выявлению связей между отдельными лицами и группами внутри сети, по определению ключевых узлов и путей распределения потока ресурсов. В социальных науках для анализа социальных сетей используются методы картирования и измерения отношений и связей между людьми, группами и организациями как показателей социального капитала. В гуманитарных дисциплинах (педагогика, психология) количественные методы используются при проведении опытно-экспериментальной работы и апробации сконструированных моделей.

Качественные методы позволяют проводить сбор данных о восприятии, об опыте людей в социальных сетях, о влиянии сетевого социального капитала на модели поведения и результаты человеческой деятельности в социальных сетях. Они включают в себя опросы, глубинные интервью, фокус-группы и тематические исследования, которые получили широкое распространение в социальных науках (политология, социология, экономика). В гуманитарных дисциплинах качественные методы позволяют выявить и проанализировать контекст, мотивы и динамику человеческого поведения в социальных сетях. Так, в психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получили методы тестирования, включенного наблюдения и эксперимента. Смешанные методы предполагает интеграцию качественных и количественных методов для сбора и обработки данных о сетевом социальном капитале и выводят исследование на междисциплинарные позиции.

Заключение

Для более полного понимания сложной структуры и динамики социального капитала, механизмов и воздействия социальных сетей на отдельных лиц и сообщества, требуется усиление внимания исследователей к методологическим основаниям, так и к методологическим подходам, сформировавшимся в рамках различных научных дисциплин, такие как философия и социология, политология и экономика, педагогика и психология. Назрела потребность интеграции методологических подходов и методов исследования на основе синтеза идей, концепций и принципов полидисциплинарности и междисциплинарности. Междисциплинарное изучение сетевого социального капитала постепенно оформляется в самостоятельную область исследования, которая на основе синтеза ряда дисциплин позволяет расширить представления исследователей о сетевом социальном капитале, выявить потенциальные преимущества и недостатки, а также разработать более эффективные стратегии содействия активному формированию и распределению социального капитала, продвижения позитивных связей и социальной поддержки в сетях.

×

About the authors

Vladimir M. Kildyushkin

Samara Branch of Moscow City University

Author for correspondence.
Email: kildvov@mail.ru

applicant of Pedagogy Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 120 с.
  2. Гохберг Л.М., Кузьмичева Л.Б., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.
  3. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Волкова Н.В. Методологические основы изучения социального капитала организации: принципы исследования // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 8–22.
  4. Кузнецова Е.В., Жукова Т.И., Тищенко В.И. Сетевая форма человеческого капитала // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2020. Т. 70, № 3. С. 29–37.
  5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
  6. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 77–86.
  7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М.: Аст, 2004. 730 с.
  8. Лессер Э.Л., Котрел Дж. Верные друзья: виртуальность и социальный капитал / пер. с англ. М., 2006. 248 с.
  9. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, вып. 3. С. 193–210.
  10. Быстрицкий Н.И. Исследования сетей в исторической науке // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 3. С. 39–51.
  11. Green N. How everyday life became virtual: mundane work at the juncture of production and consumption // Journal of Consumer Culture. 2001. Vol. 1, iss. 1. P. 73–92.
  12. Зайонц В.В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 266–271.
  13. Минина В.Н., Василькова В.В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5 (22).
  14. Белкин В.Н., Бочкаева И.В. Социальный капитал организации как экономическое явление // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 7–10.
  15. Носков И.А., Соловова Н.В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 51–56.
  16. Короткова Т.Л. Социальный капитал в образовании // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 1 (21). С. 26–31.
  17. Вихрова А.В. Возможности цифровой образовательной среды школы в развитии социального капитала подростка // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 27–34.
  18. Фещенко А.В. Этапы проектирования образовательного взаимодействия с использованием социальных сетей // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 139–151.
  19. Носков И.А., Савинов О.Г. Сущность и смысл процесса проектирования магистерских программ // Парадигма. 2021. № 3. С. 55–61.
  20. Ромм Т.А., Ромм М.В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 4 (40). С. 360–366. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366.
  21. Станкевич М.А., Игнатьев Н.А., Смирнов И.В., Кисельникова Н.В. Выявление личностных черт у пользователей социальной сети ВКонтакте // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 4 (32). С. 80–87.
  22. Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 1. doi: 10.30853/ped20220003.
  23. Basov N., Minina V. Personal communication ties and organizational collaborations in networks of science, education, and business // Journal of Business & Technical Communication. 2018. Vol. 32, iss. 3. P. 373–405.
  24. Татарко А.Н. Социальный капитал как объект психологического исследования: монография. М.: Макс Пресс, 2011. 174 с.
  25. Углова А.Б., Богдановская И.М., Низомутдинов Б.А. Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей) // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 415–429.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Kildyushkin V.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies