Сетевой социальный капитал как объект исследований в педагогике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья содержит результаты сравнительного анализа основных подходов, направлений и методов исследования сетевого социального капитала в социально-гуманитарных науках с целью выявления новейших и перспективных направлений в конкретных научных дисциплинах. В статье отмечается растущий интерес ученых различных направлений – философов, социологов, политологов, экономистов и юристов, педагогов и психологов – к исследованию феномена сетевого социального капитала как сложной и многогранной категории, генерирующей множественность подходов и методов исследования его генезиса, типов, механизмов формирования и параметров измерения. Для достижения поставленной цели применяются полидисциплинарный и комплексный подходы к исследованию, методы сравнительного анализа и классификации информации, библиографического анализа. На основе проведенного анализа выявлены сущностные методологические основы исследования сетевого социального капитала, показана связь используемых методов (количественных, качественных и смешанных) с профилем научной дисциплины, исследующей сетевой социальный капитал. Указывается, что каждая научная дисциплина привносит уникальные идеи и методы в изучение социального капитала, включая качественные и количественные, смешанные, методы сетевого анализа, эксперимента и т.п. Автор выявляет назревшую потребность интеграции методологических подходов и методов исследования сетевого социального капитала как самостоятельной области исследования на основе синтеза идей, концепций и принципов полидисциплинарности и междисциплинарности.

Полный текст

Введение

Феномен сетевого социального капитала вызывает растущий интерес ученых различных направлений. Стремительно развивающееся присутствие, а порой и «проживание» граждан в социальных сетях стало мировым трендом. По результатам исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2021 г. 81,5% россиян в возрасте от 15 до 74 лет ежедневно заходили в глобальную сеть Интернет, 66% являлись пользователями социальных сетей. По этим показателям Россия входит в десятку ведущих стран мира [1, с. 22, 23, 26]. В социальных сетях российские пользователи реализуют разнообразные потребности: общения, приобретения товаров и услуг, работы, досуга и обучения. Доля обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения достигла в 2022 г. 45,3%, с применением дистанционных образовательных технологий – 53,2% [2, с. 116]. В этих условиях особую актуальность и значимость приобретают проблемы приращения и сохранения социального капитала в процессе взаимодействия в социальных сетях.

Сетевой социальный капитал в социально-гуманитарных науках рассматривается как смысловое социальное пространство, консолидирующее людей на совместную деятельность для генерирования ресурсов и выгод, как сумма отношений и взаимодействий между людьми, учреждениями и организациями [3]. Сетевой социальный капитал одновременно проявляет себя как ценность, и как ресурсы, которые субъекты отношений извлекают из своих социальных сетей в виде информации, связей и возможностей. В структуру сетевого капитала исследователи включают «цифровые следы» социальной активности как «…основу коммуникативной модели социальной реальности» [4, с. 34].

Специфика формирования и поддержания сетевого социального капитала определяется множеством факторов и условий: от исторических, культурных и институциональных факторов до индивидуальных и групповых атрибутов, таких как доверие, взаимность и общие ценности. Сложность и многогранность природы сетевого капитала, динамизм процессов взаимодействия в социальных сетях, множественность подходов к исследованию генезиса, типов, механизмов формирования и параметров измерения капитала социальных сетей актуализируют проблемы его исследования с позиций различных научных дисциплин.

Цель исследования – на основе сравнительного анализа основных подходов, направлений и методов исследования сетевого социального капитала в социально-гуманитарных науках выявить новейшие и перспективные специализированные научные направления в каждой из них.

Методология и методика исследования

Методологическая основа исследования сетевого социального капитала в данной статье базируется на интеграции теоретических концепций различных социально-гуманитарных дисциплин (институциональной, ресурсной, регулятивной, реляционной), позволяющих получить ценную информацию о сложной динамике социальных сетей и роли, которую социальный капитал играет в формировании социальных результатов. Методология изучения сетевого социального капитала в социально-гуманитарных науках основывается на развитии идей и концепций Дж. Коулмана [5], Р. Патнэма [6], Ф. Фукуямы [7], Э.Л. Лессера и Дж. Котрела [8] о сетевых отношениях и взаимодействии между людьми и группами как ценности, которую можно использовать для укрепления социальных связей и содействия социальному благополучию, на понимании того, что социальные сети формируют индивидуальное и общественное поведение и влияют на формирование и распределение реляционных ресурсов, а социальный капитал складывается из социальных связей, доверия и норм, оптимизирующих сотрудничество и сетевую координацию.

Выбор методологических подходов к исследованию сетевого социального сетевого капитала определяется многомерным характером его природы и структурных элементов. Сложность и многокомпонентность феномена сетевого социального капитала как категории научного анализа не позволяет понять его с позиций одной дисциплинарной точки зрения, только опираясь на знания нескольких дисциплин, можно получить всестороннее понимание того, как сетевой социальный капитал работает в различных контекстах и уровнях: индивидуальном, групповом, институциональном, технологическом и т.д. Ведущими методологическими подходами в исследовании выступают полидисциплинарный и комплексный, которые позволяют расширить возможности изучения сетевого социального капитала за счет интеграции различных теоретических позиций, включения идей и методов из различных социально-гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, экономика, педагогика, психология. Опираясь на концепции, подходы и методы различных дисциплин, возможно проводить более тонкий и сложный анализ, учитывающий сложность и разнообразие сетевого социального капитала.

В ходе проведения исследования структуры содержания и сущности феномена сетевого социального капитала в различных социально-гуманитарных дисциплинах применялись такие методы, как сравнительный анализ и классификация информации, библиографический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках базовых научных дисциплин появились и развиваются перспективные направления, методологические подходы и соответствующие методы, связанные с исследованием социальных сетей, сетевого анализа, рассматривающие проблемы анализа и оценки социального сетевого капитала.

Если понятие социального капитала первоначально рассматривалось в экономических науках, политологии и социологии, то изучение социального сетевого капитала выступает относительно новым направлением исследования в социально-гуманитарных науках. Проведенный сравнительный анализ социально-философских, психолого-педагогических, экономических, культурологических теорий данного феномена, а также методов исследования и новых научных направлений в рамках таких научных дисциплин, как философия, история, политология, социология, экономика, юриспруденция, педагогика и психология расширяет границы изучения и понимания категории и структуры сетевого социального капитала. Важно также сориентировать исследователей на выявление и описание уникальных идей, концепций и методов исследования социального капитала, включая качественные и количественные, смешанные, методы сетевого анализа, эксперимента и т.п.

В философских науках получают развитие различные концепции капитала социальной сети, рассматривающие его потенциал как движущую силу социальных изменений. Они основываются на идее, что социальные связи и отношения выступают ценным ресурсом как для отдельных людей, так и для сообществ, способствуя обмену информацией, повышению социальной сплоченности, доверия и сотрудничества, продвижению социальных изменений и улучшению благосостояния отдельных лиц и сообществ.

На основе теории социальной справедливости исследуется влияние сетевого социального капитала на преодоление различных форм неравенства. В рамках этической теории утилитаризма, предполагающей, что люди должны действовать таким образом, чтобы максимизировать количество благ для наибольшего числа людей, исследуются социальные нормы и отношения, формируемые в социальных сетях. Исследование с этических и моральных позиций сетевого социального капитала позволяет выявлять и анализировать последствия онлайн-общения, использования алгоритмов социальных сетей и конфиденциальности данных и может применяться для поощрения нравственного поведения и культуры доверия и подотчетности как факторов этического поведения и повышения ответственности за свои действия.

На основе герменевтического подхода изучается, как онлайн-сети и платформы формируют общение и развивают социальные сети.

С позиций аксиологического подхода изучается влияние социальных сетей на индивидуальные и коллективные ценности, прежде всего, взаимности, доверия и сотрудничества. На основе сетевого анализа проводится картографирование социальных сетей, изучается структура и характеристики социальных сетей, модели общения и влияния, определяются ключевые участники, способы передачи и принятия ценностных установок, их формирования и укрепления в процессе социального взаимодействия.

В эпистемологических исследованиях социальный капитал изучается влияние взаимодействия в социальных сетях на когнитивные процессы, включая память, внимание и принятие решений, на изменение способов передачи знаний от одного поколения к другому, на то, как расширение открытости знаний, доступа к ресурсам, опыту и информации, ознакомлению с различным точкам зрения влияет на когнитивные функции человека. Соединяя людей с общими интересами и знаниями, социальные сети стимулируют созданию новых знаний, обмену и распространению существующих знаний.

Исследование сетевого социального капитала в рамках философских дисциплин приводит к развитию новых философских концепций и теорий, ориентированных на создание общей ценности и решения социальных проблем. Развиваются такие направления специализированных исследований, как сетевая гносеология и феноменология, герменевтика и эпистемология социальных сетей.

Изучение социального сетевого капитала на основе методов филологических наук – контент-анализа, лингвистического анализа сетевого контента, содержания и контекста пользовательских сообщений, комментариев, а также используемого языка онлайн-сообществами, машинной обработки естественного языка приводит к развитию нового исследовательского направления – сетевой лингвистики, специализирующейся на исследовании влияния социальных сетей на языковую коммуникацию и взаимопонимание человека и машины, закономерностей и тенденций речевых коммуникаций в социальных сетях, а также факторов, способствующих укреплению или подрыву сетевого социального капитала. Так, Я.А. Ледовая, Р.В. Тихонов, О.Н. Боголюбова, исследуя тематические кластеры слов в выставляемых постах, богатство словаря специфических сетевых лексем, использование юмора, сарказма и оскорблений, выделяют в качестве преобладающих в сетях форм речи монолог, диалог и полилог, подчеркивая, что монологическая речь в условиях общения в социальных сетях приобретает направленность на диалог [9, с. 205].

Методы исторических наук помогают исследовать капитал социальных сетей для получения представлений об исторических феноменах, событиях и тенденциях. Использование массива больших данных, методов сетевого анализа историографии, динамики социальной структуры на основе генеалогических деревьев, причин и динамики противоборства элит, составления социограмм и сетевых метрик исторических личностей [10] позволяет провести ретроспективный анализ влияния сетей на социальный капитал, сформировать представление о социальных, политических и экономических структурах изучаемого периода, выявить и проанализировать социальные отношения и сети между историческими фигурами и субъектами.

В исторической науке развивается новые исследовательские направления – сетевая хронология, сфокусированная на ретроспективном анализе социальных сетей; и сетевая хронография, исследующая структуру и динамику сети в определенный момент времени.

Социология в исследовании социального капитала делает акцент на изучении социальных связей и ресурсов, доступных отдельным лицам и виртуальным сообществам, влияния сетевых платформ на формирование социальных структур, социальных норм, на основе метода сетевого анализа выявляют институциональные факторы и закономерности, влияющие на достижение индивидуальных и коллективных результатов сетевого взаимодействия: сплоченности, идентичности, поддержки, посредничества и т.д. Используя качественные методы исследования: интервью, опросы, фокус-группы, методы анализа дискурса, аналитику коммуникативных действий, социологи выясняют мотивы, цели, мнения, ожидания и прочие индивидуальные атрибуты участников сети, влияние новых повседневных практик участия в социальных сетях на поддержание и укрепление существующих отношений и связей, на потребление и использование высокотехнологичных предметов [11], на замещение и дополнение функций многих социальных институтов в социализации и возвращении к полноценной жизни людей с ограниченными возможностями [12]. В.Н. Минина, В.В. Василькова относят к исследовательским вызовам, обусловленным взаимодействием в пространстве социальных сетей, изменение соотношения публичного и приватного пространства, противоречия в идентификационных и презентационных практиках, рекурсивный характер формирования сетевых структур [13].

В социологии формируются исследовательские направления – социология информационно-коммуникационных систем, цифровая, сетевая и виртуальная социология.

В политологии и политической социологии капитал социальных сетей используется для изучения социального капитала политических субъектов, таких как политические партии, группы интересов, лоббисты, избиратели, законодатели и государственные служащие, выявления степени влияния социальных сетей на получение доступа к властным ресурсам, информации и услугам, на сохранение политической власти, результативность политической деятельности, создание политических альянсов, на решения законодателей и политиков, лоббирование интересов и мобилизацию избирателей во время избирательных кампаний, создание коалиций и сбор средств.

Методы политической социологии позволяют проанализировать и оценить модели политического поведения, выявить социальные связи, степень влияния и результаты деятельности политических элит в социальных сетях, на гражданскую активность и социальную стабильность, на распределение ресурсов, власти и привилегий в обществе. Анализируя сети успешных политических лидеров, исследователи выявляют ресурсы и связи, необходимые для достижения успеха в элите, разрабатывают стратегии рекрутирования политической элиты. В политологии развиваются исследовательские направления – сетевая политика и сетевая демократия.

С позиций культурологии проводится критический анализ влияния социальных сетей на культурные практики и убеждения, на формирование культурной идентичности и цифровой культуры. Исследование капитала социальных сетей в культурных исследованиях позволяет структурировать модели социального взаимодействия и культурного обмена, выявить факторы и условия формирования культурной идентичности, также ключевых лидеров культурных групп в социальных сетях.

Использование сетевого социального капитала в юриспруденции позволяет за счет расширения доступа к ресурсам и социальным связям в онлайн-сообществах выявлять модели взаимодействия, оценивать контакты и влияние в социальных сетях в целях получения необходимой информации для более эффективного и объективного разрешения юридических споров и принятия судебных решений. В юриспруденции оформляются исследовательские направления – сетевое и цифровое право, исследующее процессы разработки и применения законов и правил, регулирующих функционирование социальных сетей.

В экономических науках капитал социальных сетей учитывается при изучении динамики рынков труда, потоков финансовых и материальных ресурсов, степени влияния экономических стимулов на человеческое поведение, а также экономических эффектов социальных сетей.

В экономических исследованиях сетевой социальный капитал, прежде всего, рассматривается с позиций экономических и материальных ценностей, а неформальные отношения участников как «…стоимость, порождающая новую стоимость» [14]. Доступ к социальным сетям при таком подходе выступает ценным ресурсом повышения эффективности экономической деятельности, таких ее видов, как поиск работы на основе открытого сетевого доступа к вакансиям и потенциальным работодателям, содействие экономической мобильности предпринимателей за счет свободного доступа к финансовым ресурсам, обширной деловой информации о рынке труда и потенциальных клиентах.

Рассматривая социальный капитал как форму, разновидность капитала, как совокупность ресурсов, ценностей или преимуществ сетевого субъекта, доступных в социальный сетях, ученые-экономисты используют его для описания и анализа социальных активов, чаще всего нематериальных (время, деньги, влияние, связи, отношения, сотрудничество и т.д.). Эти нематериальные активы, созданные за счет совместной деятельности, общения и обмена информацией между людьми в пространстве социальных сетей, можно, по мнению экономистов, измерить, оценить и монетизировать, а также использовать для совершенствования взаимодействия с клиентами, укрепления партнерских отношений, использовать для повышения производительности и труда, конкурентоспособности, экономической эффективности и достижения успеха в бизнесе. В экономических науках на основе развития социальных сетей формируются такие специализированные профильные направления, как цифровая и сетевая экономика, цифровой и сетевой менеджмент и маркетинг.

В современной педагогике в рамках исследовательских проектов в области онлайн-обучения, образовательных технологий и цифровой дидактики изучается влияние капитала социальных сетей на результаты обучения и успеваемости учащихся, приобретение новых навыков и знаний, на генерирование инновационных подходов и способов взаимодействия обучающих и обучающихся в рамках информационно-образовательной и социокультурной среды [15, с. 53]. Педагогические исследования сетевого социального капитала направлены также на изучение и использование потенциала и инструментов социальных сетей, онлайн-ресурсов, расширение доступа к качественному образовательному контенту для совершенствования процесса группового и самостоятельного обучения, развития сотрудничества учащихся с учителями, наставниками и родителями, укрепления доверия и взаимной поддержки со сверстниками. Т.Л. Короткова выделяет в качестве результирующих параметров сформированности социального капитала в информационном пространстве образовательной организации качество образования, конкурентоспособность, профессионализм педагогического состава, общественно-политическая активность и творческая самореализация субъектов взаимодействия [16].

По мнению А.В. Вихровой, современная виртуальная образовательная среда «…становится ресурсом совместной деятельности субъектов образовательного процесса, который обеспечивает включенность подростков в различные формы социального взаимодействия, требующие от подростка овладения соответствующим набором социальных действий, которые расширяют его социальные контакты и меняют механизмы социализации» [17, с. 30]. А.В. Фещенко [18], И.А. Носков, О.Г. Савинов [19, с. 57] рассматривают потенциальные возможности внеаудиторных коммуникаций преподавателей и обучающихся в социальных сетях для расширения сферы применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов, мозговой штурм и экспертиза. Т.А. Ромм и М.В. Ромм к виртуальным инструментам формирования межкультурной компетентности и продвижения позитивных ценностей в процессе социализации учащихся разного возраста относят «…интерактивные образовательные онлайн-игры и квесты» [20, с. 363].

В педагогической науке оформились такие новые исследовательские направления, как цифровая педагогика и цифровая дидактика, педагогика в социальных сетях, педагогика цифровых компетенций.

Психология, как наука, нацеленная на обеспечение ментального благополучия личности, исследует психологические и когнитивные аспекты виртуальной реальности и связанных с ней технологий, психологические механизмы развития капитала социальной сети, его влияние на модели поведения. стратегии выживания и межличностные отношения пользователей, на их мотивы и эмоции. На основе интеллектуального анализа текстов, размещенных пользователями социальных сетей (психолингвистических маркеров, матрицы репостов и т.п.) психологи «… определяют основные характеристики сетевой формы человеческого капитала, связанные личностными особенностями поведения участников виртуальных коммуникаций» [21], выявляют устойчивые связи «… между скрытыми психологическими чертами и внешне наблюдаемыми продуктами деятельности в публичном социально-сетевом пространстве» [22], подчеркивают роль эмоциональных привязанностей в построении отношений в социальных сетях [23], одновременно с оценкой уровня социального капитала членов сетевых сообществ анализируют восприятие их обществом, а также готовность всех участников «вкладываться» в позитивные отношения в обществе (доверять, относиться к окружающим как к равным, помогать и т.д.)» [24, с. 44]. А.Б. Углова, И.М. Богдановская, Б.А. Низомутдинов на основе выявленных взаимосвязей психологических проблем подростков в реальном и виртуальном взаимодействии с ведущими социокультурными ценностями выстраивают их иерархию в социальных сетях, куда «…последовательно включаются: ориентация на поиск новых впечатлений, гедонизм, культурные и социально-политические ценности, ценности познания» [25, с. 425].

В психологии оформляются специализированные направления – виртуальная, цифровая и сетевая психология, коммуникативная психология, сетевая бихевиористика.

Применение полидисциплинарного и комплексного подходов к исследованию сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах позволило расширить возможности его изучения с различных ракурсов и позиций, не нарушая при этом уникальное своеобразие концептуальных основ, методов и исследовательских приемов, присущих каждой из охваченных исследованием научных дисциплин, их целостности и самостоятельности, а также выявить новейшие и перспективные специализированные научные направления в каждой из них.

Выводы

Проведенный анализ полидисциплинарных исследований сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах подтверждает предположение, что природа, функции, структурные компоненты сетевого социального капитала сложны и многогранны. Методологические основы, подходы и методы исследования сетевого социального капитала различаются в зависимости от профиля дисциплины и исследовательских запросов. Ведущими методологическими подходами в исследовании сетевого социального капитала в социально-гуманитарных дисциплинах выступают полидисциплинарный и комплексный. В зависимости от профиля научной дисциплины при исследовании сетевого социального капитала используются как количественные, так качественные и смешанные методы. Количественные методы чаще всего используются в экономических науках и социологии при сетевом анализе по выявлению связей между отдельными лицами и группами внутри сети, по определению ключевых узлов и путей распределения потока ресурсов. В социальных науках для анализа социальных сетей используются методы картирования и измерения отношений и связей между людьми, группами и организациями как показателей социального капитала. В гуманитарных дисциплинах (педагогика, психология) количественные методы используются при проведении опытно-экспериментальной работы и апробации сконструированных моделей.

Качественные методы позволяют проводить сбор данных о восприятии, об опыте людей в социальных сетях, о влиянии сетевого социального капитала на модели поведения и результаты человеческой деятельности в социальных сетях. Они включают в себя опросы, глубинные интервью, фокус-группы и тематические исследования, которые получили широкое распространение в социальных науках (политология, социология, экономика). В гуманитарных дисциплинах качественные методы позволяют выявить и проанализировать контекст, мотивы и динамику человеческого поведения в социальных сетях. Так, в психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получили методы тестирования, включенного наблюдения и эксперимента. Смешанные методы предполагает интеграцию качественных и количественных методов для сбора и обработки данных о сетевом социальном капитале и выводят исследование на междисциплинарные позиции.

Заключение

Для более полного понимания сложной структуры и динамики социального капитала, механизмов и воздействия социальных сетей на отдельных лиц и сообщества, требуется усиление внимания исследователей к методологическим основаниям, так и к методологическим подходам, сформировавшимся в рамках различных научных дисциплин, такие как философия и социология, политология и экономика, педагогика и психология. Назрела потребность интеграции методологических подходов и методов исследования на основе синтеза идей, концепций и принципов полидисциплинарности и междисциплинарности. Междисциплинарное изучение сетевого социального капитала постепенно оформляется в самостоятельную область исследования, которая на основе синтеза ряда дисциплин позволяет расширить представления исследователей о сетевом социальном капитале, выявить потенциальные преимущества и недостатки, а также разработать более эффективные стратегии содействия активному формированию и распределению социального капитала, продвижения позитивных связей и социальной поддержки в сетях.

×

Об авторах

Владимир Михайлович Кильдюшкин

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: kildvov@mail.ru

соискатель кафедры педагогики

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 120 с.
  2. Гохберг Л.М., Кузьмичева Л.Б., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.
  3. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Волкова Н.В. Методологические основы изучения социального капитала организации: принципы исследования // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 8–22.
  4. Кузнецова Е.В., Жукова Т.И., Тищенко В.И. Сетевая форма человеческого капитала // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2020. Т. 70, № 3. С. 29–37.
  5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
  6. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 77–86.
  7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М.: Аст, 2004. 730 с.
  8. Лессер Э.Л., Котрел Дж. Верные друзья: виртуальность и социальный капитал / пер. с англ. М., 2006. 248 с.
  9. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, вып. 3. С. 193–210.
  10. Быстрицкий Н.И. Исследования сетей в исторической науке // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 3. С. 39–51.
  11. Green N. How everyday life became virtual: mundane work at the juncture of production and consumption // Journal of Consumer Culture. 2001. Vol. 1, iss. 1. P. 73–92.
  12. Зайонц В.В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 266–271.
  13. Минина В.Н., Василькова В.В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5 (22).
  14. Белкин В.Н., Бочкаева И.В. Социальный капитал организации как экономическое явление // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 7–10.
  15. Носков И.А., Соловова Н.В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 51–56.
  16. Короткова Т.Л. Социальный капитал в образовании // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 1 (21). С. 26–31.
  17. Вихрова А.В. Возможности цифровой образовательной среды школы в развитии социального капитала подростка // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 27–34.
  18. Фещенко А.В. Этапы проектирования образовательного взаимодействия с использованием социальных сетей // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 139–151.
  19. Носков И.А., Савинов О.Г. Сущность и смысл процесса проектирования магистерских программ // Парадигма. 2021. № 3. С. 55–61.
  20. Ромм Т.А., Ромм М.В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 4 (40). С. 360–366. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366.
  21. Станкевич М.А., Игнатьев Н.А., Смирнов И.В., Кисельникова Н.В. Выявление личностных черт у пользователей социальной сети ВКонтакте // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 4 (32). С. 80–87.
  22. Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 1. doi: 10.30853/ped20220003.
  23. Basov N., Minina V. Personal communication ties and organizational collaborations in networks of science, education, and business // Journal of Business & Technical Communication. 2018. Vol. 32, iss. 3. P. 373–405.
  24. Татарко А.Н. Социальный капитал как объект психологического исследования: монография. М.: Макс Пресс, 2011. 174 с.
  25. Углова А.Б., Богдановская И.М., Низомутдинов Б.А. Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей) // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 415–429.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кильдюшкин В.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах