Principles of pedagogy of cooperation while teaching a foreign language at an agrarian university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the consideration and analysis of the provisions of the pedagogy of cooperation formulated in the late 1980s by Russian scientists-innovators and predetermined the further development of the entire education system in Russia. It is emphasized that the principles of pedagogy of cooperation remain relevant at the present time, since their application contributes to the successful implementation of the requirements laid down in the basis of the modern Federal State Educational Standard. It is noted that the principles of pedagogy of cooperation in teaching a foreign language to students of agricultural universities can significantly increase the effectiveness of the formation of foreign language communicative competence as a component of professional competence. Thus, following the principles of pedagogy of cooperation in teaching a foreign language, due to the universality and integrativity of this discipline, makes it possible to solve training and educational problems simultaneously, which ultimately leads to the training of qualified personnel in the field of agriculture with a humanistic worldview, critical thinking, creative approach to the chosen business, capable of solving the challenges of today. Attention is focused on the importance of the teacher's role in the educational process, his ability to build subject-subject relations, to find an individual approach to each student. The principles of the implementation of pedagogy of cooperation in teaching a foreign language at the Kursk State Agrarian University are summarized, specific techniques and methods used in the classroom are presented that help create a comfortable educational environment for future farmers, as well as influence the choice of their moral guidelines.

Full Text

Указом Президента Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [1]. В условиях привлечения на государственном уровне внимания к системе отечественного образования актуальным является обращение к принципам педагогики сотрудничества – отечественного направления науки, возникшего в позднесоветские годы, которое изменило отношение к ученику и педагогу, сделав гуманистические идеи сущностью учебно-воспитательного процесса, отдающей приоритет личностному подходу к обучающемуся вместо индивидуального. Отметим, что использование принципов педагогики сотрудничества способствует реализации заложенных в основу современного Федерального государственного образовательного стандарта требований. В современных условиях крайне важно обобщение накопленного в высшей школе преподавателями-практиками опыта практического использования теоретических положений педагогики сотрудничества в контексте действующей нормативной базы. Сказанное позволяет определить актуальность обозначенной авторами проблемы, в том числе и для аграрных вузов, выпускники которых наряду с высокой профессиональной квалификацией, должны обладать гуманистическим мышлением, потому что от их аксиологических подходов зависит решение экологических проблем, задач обеспечения продовольственной безопасности.

В этой связи представляется целесообразным использование принципов педагогики сотрудничества в современном образовательном пространстве высшей школы для подготовки квалифицированных кадров, обладающих не только профессиональными знаниями, но и качествами, характеризующими зрелую цельную личность.

Анализ научных публикаций свидетельствует о сохранении устойчивого интереса к теме педагогики сотрудничества и «встраиванию» ее ключевых принципов в современное образовательное пространство [2, с. 181; 3, с. 75], что присуще как различным регионам, так и вузам, обеспечивающим подготовку кадров по различным группам специальностей. Так, актуальность обращения к опыту педагогов-новаторов отмечали исследователи из Елецкого государственного университета И.Ф. Плетенева и А.Ю. Демин [4, с. 16]. Реализация принципов педагогики сотрудничества в системе высшего образования проанализирована доцентом кафедры иностранных языков Рязанского государственного радиотехнического университета Н.А. Копыловой [5, с. 22]. Принципы педагогики сотрудничества активно используются в практике работы Курского государственного аграрного университета [6, с. 344–346; 7, с. 227–228]. Современная историография свидетельствует, что в преподавании иностранного языка в высшей школе принципы педагогики сотрудничества органичны и целесообразны [8, с. 66; 9, с. 150]. Исследователями в области иноязычного образования (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, А.В. Щепилова и др.), поддержавшими новаторские тенденции, отмечалась, прежде всего, необходимость обеспечения условий для личностного развития студентов путем создания особых ситуаций, решения которых требуют отхода от репродуктивного образа мышления, побуждают к познанию. Таким образом, прослеживается отказ от традиционной модели педагога-ментора в пользу модели педагога-партнера, способного осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывать его интересы и потребности, формируя комфортную учебную атмосферу [10, с. 140], активизировать возможности личности и коллектива [11, с. 24], умения выстроить субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Цель данного исследования – обоснование значимости следования принципам педагогики сотрудничества и анализ их прикладного значения при преподавании дисциплины «Иностранный язык» в аграрном вузе.

Методологической основой исследования являлись концептуальные идеи современной педагогики высшей школы, разработки в области профессионального иноязычного образования, использовался комплекс общенаучных методов исследования, среди которых методы теоретического анализа научной литературы по теории и методике профессионального образования, обучения иностранным языкам. Применялись методы анализа, синтеза, наблюдения, обобщения педагогического опыта преподавателей Курского государственного аграрного университета имени И.И. Иванова (далее – Курский ГАУ).

Педагогикой сотрудничества принято называть направление педагогической идеологии, которая опиралась на тезисы, изложенные в статье «Педагогика сотрудничества», опубликованной в «Учительской газете» 18 октября 1986 г., а ее представителей – педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенков, Б.П. Никитин, И.П. Волков, С.Л. Соловейчик и др.). Педагоги-новаторы в своей работе вышли за пределы советских идеологических рамок, начали строить обучение в гуманитарной плоскости, что было востребовано системой образования, стремившейся к обновлению. Развитие личности обучающегося, внимание к его внутреннему миру, интересам и потребностям, обогащение душевного и духовного потенциала, укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающему миру) – новые принципы, заложенные в основу педагогики, стали для советского общества началом формирования кардинально новой педагогической среды [12, с. 5]. Выход книг в серии «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки» принципиально менял педагогические подходы. На местах предпринимались первые попытки «встраивания» принципов и идей педагогов-новаторов в преподавание различных предметов, в том числе и иностранного языка.

Анализ научных исследований, опыт практической деятельности свидетельствует, что преподаваемая в аграрном вузе дисциплина «Иностранный язык», целью которой является формирование иноязычной коммуникативной компетенции как составной части профессиональной компетенции, способна также играть важную роль и в формировании гуманистического мировоззрения студентов. Это обусловлено ее универсальностью и высоким интегративным потенциалом, в силу чего она может решать задачи обучения и воспитания в неразрывной связи. Исследователи, говоря о занятиях по иностранному языку, предлагают использовать термин «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный и учебный [13, с. 8]. Он подчеркивает, что все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. То есть, наряду с усвоением грамматических правил, лексических единиц, фонетических моделей, создается возможность влиять на выбор ценностных ориентиров обучающихся, содействовать их нравственному воспитанию. К проблеме концепции воспитания обращались многие ученые: И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова [14, с. 18], Е.В. Бондаревская [15, с. 11] и др. Исходя из анализа разработанных учеными определений воспитания, можно сделать вывод, что под воспитанием понимается целенаправленное управление процессом развития личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

Многие исследователи указывают на то, что аксиологический компонент должен стать неотъемлемой частью занятий по иностранному языку для оказания помощи в выстраивании личностно-значимой системы установок, поэтому так важно делать акцент на содержание учебного материала. События и явления, характерные для современного общества, такие как экологический кризис, потребительское отношение к земле, производство генетически модифицированных продуктов и другие наглядно доказывают, насколько важны духовно-нравственные ценности для работников в сфере сельского хозяйства. Кроме того, содержание учебного материала стимулирует интерес студентов к предмету, что соответствует выполнению одного из главных постулатов педагогики сотрудничества – обучение без принуждения. Так как в Курском ГАУ преподавание иностранного языка проводится на всех факультетах: инженерном, экономическом, зооинженерном, агротехнологическом, ветеринарной медицины, то материал, используемый на занятиях по иностранному языку, отбирается с учетом направления подготовки или специальности, что позволяет уделить внимание не только лингвистическому аспекту, но и профессиональному, что в итоге усиливает мотивацию студентов, способствует их вовлеченности в процесс обучения и желанию совершенствоваться в выбранной сфере деятельности [16, с. 15–16]. Принципы педагогики сотрудничества как средства гуманизации образования определяют варианты выбора текстов для перевода с последующим анализом («Risks of Business», «Decision Making is a Key to Management Success» и т.д. – для студентов экономического факультета), так и выбора учебных видео (в частности, на популярных онлайн-платформах «Ted», «Coursera») для просмотра и обсуждения. Например, у студентов факультета ветеринарной медицины интерес вызывают ролики «Что знают ветеринары, а доктора нет» («What veterinarians know that doctors don’t»), «Ветеринарная медицина: здоровье человека, животных и окружающей среды» («Veterinary Medicine: Human, animal and environmental health»); студенты агрономического факультета с энтузиазмом работают над видео «Инновации в сельском хозяйстве», («Innovation in Agriculture»), «Раздвигая границы сельского хозяйства» («Pushing Boundaries in Agriculture»); студентам инженерного факультета предлагаются ролики «Почему сегодня инженеры нужны нам больше, чем когда бы то ни было» («Why We Need Engineers Now More Than Ever»), «Семь недостающих основ инженерии» («7 Missing Basics of Engineering») и т.д. В данном случае преподавателю удается решить не только учебные задачи, такие как тренировка навыков аудирования, совершенствование произношения, обогащение лексического запаса, но и поддержать устойчивый интерес и положительное отношение к выбранной профессии.

Следование принципам педагогики сотрудничества при обучении иностранному языку проявляется и в том, что помимо материалов профессиональной направленности большое значение для формирования гуманистического мировоззрения будущих специалистов аграрной сферы играет знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся отечественных ученых, которые решали не только узкопрофильные задачи, но и этические. Опыт показывает, что знакомство с судьбой и научными теориями ученых-мыслителей, например, В.И. Вернадского и его учением о ноосфере или Н.И. Вавилова и его идеями о том, как искоренить голод и накормить человечество, И.И. Иванова, который и до настоящего времени является автором самого крупного открытия в зоотехнической науке, всегда вызывают огромный интерес у студенческой аудитории. В результате студенты оказываются вовлеченными в дискуссии о месте отдельного человека и его роли на планете, может ли человек рационально использовать природные богатства и решать экологические проблемы, возможно ли построить гармоничное общество на Земле и т.д. В процессе обсуждения подобных вопросов приходит понимание истинных ценностей, нравственных идеалов, происходит их интериоризация, формируется гражданская позиция. Однако успех такого вида работы, прежде всего, зависит от квалификации и опыта преподавателя, его умения создать определенную эмоциональную атмосферу, которая дает студентам возможность размышлять, свободно выражать свои мысли, делать правильный выбор.

Также важным моментом для достижения учебно-воспитательных целей в образовательном процессе студентов является правильное выстраивание траектории занятия, его соответствующая форма. Поскольку одним из ключевых принципов, используемых при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, является принцип коммуникативного обучения, так как язык является и средством общения и социализации, часть занятий по иностранному языку в Курском ГАУ проводится в форме ролевых игр, командных соревнований, сторителлинга, квизов, интервью и др. в зависимости от требуемого результата. Это дает возможность студентам повысить эрудицию, приобрести, помимо знаний по предмету, и социально значимые качества (умение работать в коллективе, инициативность, дисциплинированность, толерантность).

В работах педагогов-новаторов много внимания уделяется созданию механизма развития индивидуальности каждого обучающегося и реализации творческих способностей под педагогическим руководством [17, с. 17]. Одним из видов работы на занятии, который удовлетворяет такие запросы, является подготовка студентами мультимедийной презентации. Помимо чисто учебного эффекта: лучшее усвоение материала, расширение вокабуляра, отработка навыков чтения, формируется опыт познавательно-поисковой деятельности, необходимый будущим специалистам. Так, на 1 курсе в 1 семестре, когда изучается материал страноведческого плана, студенты выбирают темы, связанные с историей, культурой, судьбами выдающихся людей. Конкретную тему презентации студенты могут сформулировать сами в зависимости от своих предпочтений, например, кто-то хочет рассказать о писателях Шотландии, кто-то разобраться, почему Генрих VIII отказался от католицизма в Англии или как начиналась война за независимость в США. Во 2-м семестре студентам предлагаются темы, способствующие формированию гражданской позиции у обучающихся: «Как бороться с глобальным потеплением», «Экологические проблемы в родном городе», «Исчезающие виды животных» и т.д. То есть работа над презентацией влияет на мотивацию, вовлеченность в процесс обучения, создавая благоприятную творческую атмосферу. Одним из ключевых моментов является не только процесс разработки презентации, но ее непосредственное представление перед аудиторией, чему предшествует подготовительный этап. Выступление для многих студентом сопровождается стрессом, однако выход из зоны комфорта позволяет обучающимся освоить навыки, которые до этого были ему незнакомы, а поддержка педагога и других участников процесса позволяют эти навыки тренировать, вселить в него уверенность и избавить от чувства страха. В данном случае полезно опираться на идеи концепции зоны ближайшего развития, впервые сформулированной Л.С. Выготским [18, с. 479], а в дальнейшем разрабатываемой педагогами-новаторами – Д.Б. Элькониным [19, с. 44–67], В.В. Давыдовым [20, с. 160]) и др. Предлагается сделать акцент на следующих компонентах: наличие человека, у которого есть знания, навыки, отсутствующие у обучаемого; существование социального взаимодействия, делающими возможными отработку навыков; скаффолдинг, т.е. мероприятия, способствующие переходу в зону ближайшего развития. В нашем случае, в качестве «осведомленного другого» выступает педагог, руководящий поэтапным процессом. Так, для начала студентам предлагается проанализировать постановочный видеоролик на английском языке «Good Presentation VS Bad Presentation» («Хорошая презентация против плохой презентации»). Во время просмотра 1-й части видеосюжета студенты должны сказать, что им не нравится у выступающего и сравнить свои наблюдения с теми, которые делают студенты в ролике: тихий голос, чтение текста вместо рассказа, отсутствие зрительного контакта с аудиторией, личной заинтересованности в теме, напряженность, зажатость и т.п. Вторая часть видеоматериалов показывает того же выступающего, но уже принявшего во внимание критические замечания и исправившего ошибки. Наглядный пример наилучшим образом доказывает, насколько важно не только содержание: то, что говоришь, но и манера поведения: то, как говоришь. Таким образом, предварительная подготовка к демонстрации собственной презентации позволяет преодолеть психологический барьер страха перед публикой, приобрести начальные навыки ораторского искусства. Кульминацией данного вида работы является выступление студентов, после которого полезно провести анализ, причем должны высказаться сами молодые люди, отметить, у кого была самая успешная реализация проекта (контент презентации и ее представление). В данном случае работа над презентацией обеспечивает совместную деятельность педагога и обучающихся, их сотрудничество, выявляются психологические особенности и черты характера конкретного студента, его воспринимают, как личность, а не часть группы. Такие приемы и методы помогают создать комфортную образовательную среду для будущих аграриев, а также оказывают влияние на выбор их ценностных ориентиров.

Подводя итог сказанному, отметим, что принципы педагогики сотрудничества, теоретически обоснованные и внедренные в образовательную практику педагогами-новаторами во второй половине 1980-х–1990-е годы, востребованы в настоящее время при обучении иностранному языку в аграрном вузе, что подтверждает практический опыт преподавателей высшей школы и свидетельствует о своевременности прикладных исследований об использования принципов педагогики сотрудничества. Дисциплина «Иностранный язык», в силу своей универсальности и интегративности играющая большую роль в формировании гуманистического мировоззрения, способствует гуманизации образования при подготовке специалистов аграрной сферы, от аксиологических установок которых зависит преодоление экологического кризиса, отказ от потребительского отношения к земле, производство генетически модифицированных продуктов. Опыт работы Курского ГАУ по организации изучения иностранного языка свидетельствует, что использование принципов педагогики сотрудничества повышает эффективность преподавания, усиливает мотивацию к изучению дисциплины, расширяет коммуникативные и профессиональные навыки студентов. Достижение продуктивного результата осуществляется благодаря применению ряда основных принципов педагогики сотрудничества, в числе которых – обучение без принуждения, создание механизма развития индивидуальности каждого обучающегося, создание условий для развития индивидуальности каждого обучающегося и реализации творческих способностей студентов под грамотным педагогическим руководством. Использование наследия педагогов-новаторов на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе является фундаментом, на основании которого можно выстраивать эффективную систему овладения иностранным языком, одновременно формируя личность будущего специалиста сельского хозяйства, его мировоззренческую позицию.

×

About the authors

Svetlana V. Nikitina

Kursk State Agrarian University named after I.I. Ivanov

Author for correspondence.
Email: marnica@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Economics, Management and Humanities Department

Russian Federation, Kursk

Olga V. Pigoreva

Kursk State Agrarian University named after I.I. Ivanov

Email: ovpigoreva@yandex.ru

doctor of historical sciences, associate professor, head of Economics, Management and Humanities Department

Russian Federation, Kursk

References

  1. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/404893479.
  2. Петрова Н.С., Петров А.Ю., Чумакова Л.А. Педагогика сотрудничества как современная форма взаимоотношений в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–3. С. 180–184.
  3. Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 74–89.
  4. Плетенева И.Ф., Демин А.Ю. Реализация идей гуманистической педагогики в деятельности отечественной высшей педагогической школы в 70–80-е годы XX в. 2-е изд., испр. и доп. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. 116 с.
  5. Копылова Н.А. Современная педагогика сотрудничества как научная основа взаимодействия и совместной деятельности преподавателей и студентов высшей школы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3, № 2. С. 21–29.
  6. Перькова Е.Л., Широбокова Л.П., Никитина С.В. Специфика работы с профессионально-ориентированным текстом на неязыковых факультетах // Обучение иностранному языку: современность и перспективы: сб. науч. ст. регион. науч.-метод. конф., посв. 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры иностранных языков (Курск, 4–5 октября 2019 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 342–349.
  7. Пигорева О.В. Современные подходы к преподаванию исторических дисциплин в аграрном вузе в контексте модернизации образования // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. акад., 2020. С. 226–232.
  8. Роговская Н.И., Пашковская Н.Д. Формирование познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых специальностей вуза на основе личностно ориентированного подхода при применении комплекса заданий и упражнений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (169). С. 66–72.
  9. Никитина С.В. Содержание понятия «коммуникативная компетентность» применительно к процессу иноязычного образования бакалавров по направлению подготовки «Агрономия» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). С. 149–154.
  10. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с.
  11. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
  12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 559 с.
  13. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
  14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. М., 1998. 82 с.
  15. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 1997. 186 с.
  16. Никитина С.В. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у будущих агрономов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2016. 22 с.
  17. Волков И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М.: Педагогика, 1982. 86 с.
  18. О педологическом анализе педагогического процесса // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 479–506.
  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
  20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Nikitina S.V., Pigoreva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies