University profile educational sessions at Russian universities: the basic principles of the implementation of the integration function

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problems of integration processes and the implementation of integration in the space of the Russian Federation by organizing joint activities in the educational sphere. The means of implementing the integration function are University profile educational sessions (University sessions). To determine and describe the basic principles of the indicated function, the authors analyze studies devoted to the retrospective of the analyzed process, modern integration experience, the specifics of the implementation of the integration function in a specific form of organization. The basic principles formulated by the authors are distributed according to the components of the pedagogical process: targeted, meaningful, procedural assessment. The target component for university sessions defines the principles concerning the unification of the university staff and university sessions participants for joint activities, the focus of university sessions on education, the multicultural educational space of university sessions, qualitative and quantitative planning of sessions results. The content component defines principles regarding the inclusion of variable and invariant parts of the program, dynamic and adaptive content. The procedural component defines the principles of joint activities in group and individual formats, ensuring equal opportunities for all participants, the choice of methods, forms and means of joint activities that reflect the best experience of domestic education. The evaluation component involves the systemic use of diagnostic tools, the implementation of constant monitoring. Based on the analysis, the concept of the integration function of the University session at the university is also formulated.

Full Text

Введение

Современный мир развивается в условиях глобализации, в которой миграция различных видов ресурсов, в том числе человеческих, рассматривается как естественный процесс [1]. Миграционные процессы играют важнейшую роль как в социально-экономическом и демографическом развитии, так и в упадке стран и регионов. Неразрешенность миграционных вопросов зачастую является источником напряженности, в том числе с точки зрения проблем интеграции человека, группы людей в новый социум. Наиболее результативным способом решения проблем интеграции является организация совместной деятельности («интеракция лицом-к-лицу»), мигрантов и представителей нового для них социума. Как отмечено в исследовании Ю.В. Селиванова и Д.В. Зайцева, «именно совместную деятельность следует считать основой социальной интеграции и ее детерминирующей характеристикой» [2].

В наибольшей мере такая совместная деятельность проявляется в системе образования. В этом процессе основная роль отводится образовательным организациям, что позволяет рассматривать значимость их интеграционной функции наряду с иными явными и скрытыми функциями [3]. Интеграционная функция образовательной организации предполагает разрешение педагогическими средствами противоречий, возникающих у обучающегося, как при смене системы образования (межгосударственный уровень), так и при смене образовательной организации (региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации).

Образовательная политика России ориентирует высшие учебные заведения становиться драйверами развития как государства в целом, так и отдельных его регионов. Исходя из этого, вузам отводится роль центров теоретического обоснования и поиска практических решений, обеспечивающих системность и научную обоснованность реализации образовательными организациями интеграционной функции.

Примером проекта, непосредственно направленного на реализацию интеграционной функции, является совместный проект Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования «Университетские профильные образовательные смены» (далее по тексту – университетские смены). Проект стартовал в июне 2022 года. Он предполагает организацию образовательных смен на базе российских вузов для детей, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик. Актуальность реализации проекта «Университетские профильные образовательные смены» в существующих политических и социальных условиях трудно переоценить. Образовательные возможности проекта позволили участникам познакомиться с культурой разных регионов России, историей нашей страны, стать участниками мероприятий творческой, спортивной, этнокультурной, экологической направленности. Площадками смен стали около четырех десятков вузов страны, в том числе Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. Отмечая успешный опыт всех вузов-участников проекта в целом, заметим, что наступило время для осмысления его результатов, для перехода от эмпиризма к системной и научно-обоснованной работе с участниками университетских смен. Важнейшим ориентиром такого осмысления и перехода является потребность в определении содержательного и процессуального компонентов университетских смен, обеспечивающих реализацию интеграционной функции вузами. На их определение и направлено наше исследование, первым этапом которого является определение понятия «интеграционная функция университетской смены» и описание базовых принципов, обеспечивающих реализацию интеграционной функции университетских смен в российских вузах. Значимость описания базовых принципов для названного выше исследования определяется, во-первых, ролью принципов – как компонента внешних условий – в общей структуре деятельности [4, с. 4]. Таким образом, реализация базовых принципов должна сформировать для университетских смен единое – общероссийское – образовательное пространство, в котором качество реализации интеграционной функции вузом возможно измерить. Во-вторых, потребностью в обеспечении функционально-структурной организации университетских смен. Функционально-структурная организация, свойственная антропогенным системам, предполагает, что функции (цель), ради которых создается система, должны определять структуру, необходимую для реализации функций. Применительно к теме исследования функционально-структурная организация определяет приоритет интеграционной функции и требует от вузов создания структур (кадровых, информационных, материально-технических и пр.) для ее реализации. В ином случае каждый вуз будет стремиться реализовывать интеграционную функцию исходя из уже имеющихся структур, т.е. демонстрировать структурно-функциональную организацию деятельности [5].

Для описания базовых принципов, обеспечивающих реализацию интеграционной функции, был проведен анализ исследований, посвященных изучению интеграционных процессов в обществе. Ориентируясь на исследования антропогенных систем, выбор направлений анализа определялся потребностью в изучении: ретроспективы анализируемого процесса, современного опыта интеграции, специфики реализации интеграционной функции в конкретном виде организации.

Результаты анализа

Рассматривая исторический аспект интеграции, нужно провести систематизацию по периодам, освещению которых посвящены анализируемые нами исследования. Первый период – дореволюционный, выделение которого характерно для отечественной науки. Интеграционные процессы в дореволюционный период характеризовались прямой зависимостью от нужд экономической модернизации государства. Исследователи проводят корреляцию между стратегией в отношении к различным народностям окраин империи со стороны метрополии (центра государства) и изменениями в ведении образовательной политики. Так, в последней четверти XIX в. происходит активизация модернизационных процессов, что подталкивает правительство наладить подготовку педагогических кадров специально для инородческих училищ и школ, с целью ускорения и углубления интеграционных процессов [6].

Акцентируется внимание на том, что политика Российской империи в решении вопросов внутренней и внешней миграции характеризовалась последовательностью, четким пониманием целей, направленных на модернизацию страны [7].

В периоде новейшего времени, вплоть до XXI в., в области интеграции можно выделить следующие характерные черты: исследователи изучают широкую тему социокультурной идентичности, в которой интеграционные процессы рассматриваются как составная часть, детально описываются противоречия советского опыта и современная ситуация, которая в различных аспектах наследует предыдущим традициям. Особое внимание уделяют авторы проблемам мультикультурализма в современном мире и тому, как Россия пытается двигаться в собственном фарватере [8].

Отдельно стоит выделить вопрос об интеграции в рамках СНГ. В работе К.А. Пшенко раскрыта роль российских и межгосударственных координирующих органов СНГ в области культуры и образования; охарактеризовано состояние национальных систем управления в сфере культуры и образования в первые годы создания независимых государств; проанализированы политические и социально-экономические условия формирования общего культурного и образовательного пространства государств – участников СНГ [9].

Анализируя евразийский опыт интеграции, исследователи в первую очередь настаивают на необходимости развития интеграционных процессов не только в политической и экономической сферах, но и в образовательной – создание общей платформы с взаимовыгодной коммуникацией. Однако отмечается, что на пути полезных преобразований стоит ряд проблем, важнейшие из которых – «формально-показной характер» значительного числа проводимых мероприятий и оторванность образования от сектора реальной экономики [10]. Учеными раскрываются механизмы интеграции молодежи через использование «мягкой силы» – создание привлекательного образа ЕАЭС в рамках общества потребления, что решает одновременно и экономические и духовные задачи [11].

В научных трудах, освещающих европейский опыт интеграции, выделяются основные причины активизации образовательной интеграции в ЕС на современном этапе и особенности их проявления, демонстрируются основные тенденции трансформации образовательной сферы, связанные с изменением роли высшего образования в обществе; подробно исследованы основополагающие процессы европейской образовательной интеграции. Раскрывается также открытый метод координации, обеспечивающий путь интеграции, при котором компетенции не переводятся на наднациональный уровень [12].

Еще один важный аспект, в котором необходимо рассматривать вопросы интеграции, – это вопрос интеграции детей-мигрантов в образовательную систему страны. Вопрос этот рассматривается учеными с разных позиций. При обсуждении вопросов интеграции вынужденных переселенцев основную роль ученые отводят консолидирующим ценностям [13]. По нашему мнению, в качестве одного из важнейших компонентов модели выпускника университетских смен также выступают его ценностные ориентации. Эти ценности также должны быть консолидирующими, объединяющими с российской реальностью.

Исследователи также предлагают конкретные механизмы первичной диагностики, мониторинга и оценки результатов интеграции детей в российскую систему образования [14]. Изученный опыт проведения университетских смен 2022 года показывает, что не все организаторы использовали такие инструменты. Системность, качественный подбор диагностического инструментария в будущем могут позволить усилить проект, оценить его реальные результаты, осуществить индивидуальный подход, субъектно-ориентированный подход к каждому участнику проекта, что также важно при организации интеграционных процессов [15].

Ряд научных работ последних лет посвящены проблеме интеграции детей с новых территорий в российское образование, в том числе детей-мигрантов, переехавших на постоянное место жительства в другие регионы Российской Федерации. В них подчеркивается особая роль психолого-педагогической поддержки в процессе интеграции в образование [16].

Важнейшей характеристикой интеграционных процессов является их управляемость. С позиции теории управления каждое управляющее действие субъекта управления должно сопровождаться получением информацией об управляемой системе [4, с. 44]. Данная информация в контексте нашего исследования должна позволить оценить результативность (эффективность, качество) интеграционного процесса и обеспечить (при необходимости) его корректировку. Для получения информации об управляемой системе необходимо определить объект(-ы) оценивания, свойства и их показатели, границы возможных значений показателей [17]. Учитывая сложность интеграционных процессов как объектов оценивания для получения информации о результативности интеграции, целесообразным является применение мониторингов как процесса систематического или непрерывного сбора информации об оцениваемых показателях свойств сложного объекта или процесса [18].

К факторам, влияющим на интеграцию, в своем исследовании В.А. Сапрыка и С.А. Олейник относят культурно-коммуникативные, морально-психологические, экономические, социальные, идентификационные. Показатели, отражающие изменение перечисленных факторов, следует рассматривать как объекты оценивания для хода мониторинга для получения информации о результативности интеграционных процессов [19].

Получение информации о существующих социальных установках, их анализ, формирование (корректировка, укрепление) является необходимым условием для обеспечения интеграции студентов в отечественную систему образования.

Таким образом:

– управляемость интеграционных процессов в значительной степени зависит от информации об их состоянии, на основе которой возможно определить результативность (эффективность, качество) принимаемых управленческих решений;
– для получения информации целесообразно использовать мониторинги, в значительной степени ориентированные на получение информации об изменениях показателей, характеризующих факторы, влияющие на интеграционные процессы;
– вузам при обеспечении процесса интеграции обучающихся в отечественную систему образования следует формировать соответствующие социальные установки в ходе учебной и воспитательной деятельности.

На основе всего сказанного выше сформулируем следующее понятие: интеграционная функция университетской смены в вузе – это возможность, предоставляемая участникам университетской смены (учащимся и педагогам) познать изнутри систему российского образования и сформировать (укрепить) в ходе совместной деятельности с коллективом вуза ее принятие как основу для личностного самоопределения, развития и профессионального становления.

Сформулируем базовые принципы университетской смены, обеспечивающие реализацию интеграционной функции. Распределим их в соответствии с компонентами педагогического процесса: целевого, содержательного, процессуального, оценочного [20].

Целевой компонент для университетских смен определяют следующие принципы:

– университетские смены объединяют коллектив вуза и участников университетских смен (педагогов и учащихся) для совместной деятельности, предоставляют возможность личностного самоопределения, развития и профессионального становления;
– реализация университетских смен направлена на воспитание – в ходе совместной деятельности коллектива вуза и участников университетских смен (педагогов и учащихся) – гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
– поликультурное образовательное пространство университетских смен позволит сформировать личность, свободную от расизма, экстремизма и любых проявлений дискриминации;
– качественное и количественное описание целей университетской смены описывается через модель выпускника университетской смены, а результаты реализации интеграционной функции вуза – через изменение показателей, описывающих модель выпускника.

Содержательный компонент для университетских смен определяют принципы:

– содержание университетской смены включает инвариантную и вариативные части, позволяющие реализовать интеграционную функцию вуза с учетом как общих целей для всех участников университетской смены (инвариантная часть), так и целей индивидуальных (вариативная часть);
– содержание инвариантной и вариативной части содержания университетской смены включает консолидирующие ценности, стимулирующие к совместной деятельности;
– содержание университетских смен динамично, адаптивно, должно учитывать результаты входной и выходной диагностики участников университетских смен.

Процессуальный компонент для университетских смен определяют принципы:

– совместная деятельность совмещает возможности групповой и индивидуальной работы, ориентирована на принятие участников университетских смен как активных участников (субъект-субъектный подход) реализации интеграционной функции вуза;
– в ходе совместной деятельности обеспечиваются равные возможности для реализации инвариантной и вариативной части содержания университетской смены;
– выбор методов, форм и средств совместной деятельности проведения университетской смены отражает лучший опыт отечественного образования.

Оценочный компонент для университетских смен определяют принципы:

– оценка качества реализации вузом интеграционной функции требует системного использования специального набора диагностического инструментария;
– при многоаспектности интеграционных процессов целесообразным является осуществление их постоянного мониторинга.

Заключение

Сформулированные базовые принципы университетской смены не претендуют на завершенность. Несомненно, они открыты для возможного в ходе научного поиска дополнения и корректировки. При этом определение понятия «интеграционная функция университетской смены в вузе» и наличие базовых принципов позволяет перейти к следующим этапам исследования: описание модели выпускника университетской смены, определение содержательно-процессуального ядра университетской смены, формирование банка вариативных частей университетских смен, разработка системы оценки эффективности проведения университетской смены; разработка методического сопровождение процесса проведения университетских смен.

 

Исследование выполнено по проекту «Разработка модели университетской смены как формы интеграции участников образовательных отношений новых субъектов Российской Федерации в отечественную систему образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» № 073-03-2023-026/2 от 20.06.2023 к соглашению № 073-03-2023-026 от 27.01.2023, регистрационный № НИОКТР 1022102900001-0-5.3.1).

×

About the authors

Alexey A. Miroshnichenko

Glazov State University of Engineering and Pedagogics named after V.G. Korolenko

Email: ggpi@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Glazov, Udmurt Republic

Anton V. Baryshnikov

Glazov State University of Engineering and Pedagogics named after V.G. Korolenko

Email: ariox_v@mail.ru

candidate of historical sciences, senior lecturer of History and Social and Humanitarian Disciplines Department

Russian Federation, Glazov, Udmurt Republic

Irirna A. Golubeva

Glazov State University of Engineering and Pedagogics named after V.G. Korolenko

Author for correspondence.
Email: uvsrgolubevaia@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Glazov, Udmurt Republic

References

  1. Панов К.С. Процессы глобализации в современном мире // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 1 (12). С. 66–69.
  2. Селиванова Ю.В., Зайцев Д.В. Социальная интеграция личности: социологический подход к анализу понятия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 41–44.
  3. Арутюнова А.Е. Функции сферы образования в современной социально-экономической системе // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 24–29.
  4. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009. 416 с.
  5. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. М.: Радио и связь, 1985. 328 с.
  6. Чуркина Н.И. Инородческое образование в Омском Прииртышье в контексте задач имперской политики второй половины XIX – начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2018. № 4 (20). С. 122–129. doi: 10.25513/2312-1300.2018.4. 122-129.
  7. Бажан Т.А. К вопросу об интеграции иностранных мигрантов в Российской империи // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 96–107. doi: 10.21686/2413-2829-2019-6-96-107.
  8. Беспалова Т.В., Расторгуев В.Н. Патриотизм и русская цивилизационная идентичность в современном российском обществе. М.: Институт наследия, 2017. 224 с.
  9. Пшенко К.А. Роль российских и межгосударственных организаций СНГ в формировании общего культурного и образовательного пространства (1991–1999 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 2003. 42 с.
  10. Аветисян П.С., Заславская М.И., Галикян Г.Э. Единое образовательное пространство в контексте евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Вып. 11, ч. 3 / отв. ред. В.И. Герасимов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2016. С. 106–113.
  11. Есипов И.И. Институты мягкой силы и особенности реализации их политики на межнациональном, национальном и общественном уровнях // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: колл. монография. Т. II. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. С. 268–284.
  12. Бадаева А.С. Интеграция образовательных систем стран Европейского Союза: автореф. дис. … канд. пол. наук: 23.00.02. М., 2010. 17 с.
  13. Маслова Т.Ф. Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX–XXI веков (на примере Ставропольского края): автореф. дис. … д-ра соц. наук: 20.00.06. Ставрополь, 2009. 45 с.
  14. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 5.6.4. М., 2022. 47 с.
  15. Авдеева Д.В., Маннанова Л.Ф., Закирова В.Г., Путулян Н.С., Каюмова Л.Р. Применение народно-культурного компонента в адаптации детей-мигрантов // VI Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Казань, 25–26 марта 2021 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2021. С. 11–15.
  16. Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3 (7). С. 69–74. DOI: 10.55523/ 27822559_2022_3(7)_69.
  17. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие. М.: ИД ИнформЗнание, 2012. 165 с.
  18. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. К вопросу о мониторинге интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 14. С. 176–182.
  19. Сапрыка В.А., Олейник С.А. Проблемы формирования системы мониторинга интеграции иммигрантов в региональную среду // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 69–76. doi: 10.17213/2075-2067-2021-3-69-76.
  20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Miroshnichenko A.A., Baryshnikov A.V., Golubeva I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies