Университетские профильные образовательные смены в российских вузах: о базовых принципах реализации интеграционной функции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблемам интеграционных процессов и реализации интеграции в пространстве Российской Федерации путем организации совместной деятельности в образовательной сфере. Средством реализации интеграционной функции выступают «Университетские профильные образовательные смены» (далее – университетские смены). Для определения и описания базовых принципов обозначенной функции авторы проводят анализ исследований, посвященных ретроспективе анализируемого процесса, современному опыту интеграции, специфике реализации интеграционной функции в конкретном виде организации. Сформулированные авторами базовые принципы распределены по компонентам педагогического процесса: целевой, содержательный, процессуальный оценочный. Целевой компонент для университетских смен определяют принципы, касающиеся объединения коллектива вуза и участников университетских смен для совместной деятельности, направленность университетских смен на воспитание, поликультурное образовательное пространство университетских смен, качественное и количественное планирование результатов смен. Содержательный компонент определяют принципы, касающиеся включения вариативной и инвариантной частей программы, динамичного и адаптивного ее содержания. Процессуальный компонент определяют принципы совместной деятельности в групповом и индивидуальном форматах, обеспечение равных возможностей для всех участников, выбор методов, форм и средств совместной деятельности, отражающих лучший опыт отечественного образования. Оценочный компонент предполагает системное использование диагностического инструментария, осуществление постоянного мониторинга. На основе проведенного анализа формулируется понятие интеграционной функции университетской смены в вузе.

Полный текст

Введение

Современный мир развивается в условиях глобализации, в которой миграция различных видов ресурсов, в том числе человеческих, рассматривается как естественный процесс [1]. Миграционные процессы играют важнейшую роль как в социально-экономическом и демографическом развитии, так и в упадке стран и регионов. Неразрешенность миграционных вопросов зачастую является источником напряженности, в том числе с точки зрения проблем интеграции человека, группы людей в новый социум. Наиболее результативным способом решения проблем интеграции является организация совместной деятельности («интеракция лицом-к-лицу»), мигрантов и представителей нового для них социума. Как отмечено в исследовании Ю.В. Селиванова и Д.В. Зайцева, «именно совместную деятельность следует считать основой социальной интеграции и ее детерминирующей характеристикой» [2].

В наибольшей мере такая совместная деятельность проявляется в системе образования. В этом процессе основная роль отводится образовательным организациям, что позволяет рассматривать значимость их интеграционной функции наряду с иными явными и скрытыми функциями [3]. Интеграционная функция образовательной организации предполагает разрешение педагогическими средствами противоречий, возникающих у обучающегося, как при смене системы образования (межгосударственный уровень), так и при смене образовательной организации (региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации).

Образовательная политика России ориентирует высшие учебные заведения становиться драйверами развития как государства в целом, так и отдельных его регионов. Исходя из этого, вузам отводится роль центров теоретического обоснования и поиска практических решений, обеспечивающих системность и научную обоснованность реализации образовательными организациями интеграционной функции.

Примером проекта, непосредственно направленного на реализацию интеграционной функции, является совместный проект Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования «Университетские профильные образовательные смены» (далее по тексту – университетские смены). Проект стартовал в июне 2022 года. Он предполагает организацию образовательных смен на базе российских вузов для детей, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик. Актуальность реализации проекта «Университетские профильные образовательные смены» в существующих политических и социальных условиях трудно переоценить. Образовательные возможности проекта позволили участникам познакомиться с культурой разных регионов России, историей нашей страны, стать участниками мероприятий творческой, спортивной, этнокультурной, экологической направленности. Площадками смен стали около четырех десятков вузов страны, в том числе Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. Отмечая успешный опыт всех вузов-участников проекта в целом, заметим, что наступило время для осмысления его результатов, для перехода от эмпиризма к системной и научно-обоснованной работе с участниками университетских смен. Важнейшим ориентиром такого осмысления и перехода является потребность в определении содержательного и процессуального компонентов университетских смен, обеспечивающих реализацию интеграционной функции вузами. На их определение и направлено наше исследование, первым этапом которого является определение понятия «интеграционная функция университетской смены» и описание базовых принципов, обеспечивающих реализацию интеграционной функции университетских смен в российских вузах. Значимость описания базовых принципов для названного выше исследования определяется, во-первых, ролью принципов – как компонента внешних условий – в общей структуре деятельности [4, с. 4]. Таким образом, реализация базовых принципов должна сформировать для университетских смен единое – общероссийское – образовательное пространство, в котором качество реализации интеграционной функции вузом возможно измерить. Во-вторых, потребностью в обеспечении функционально-структурной организации университетских смен. Функционально-структурная организация, свойственная антропогенным системам, предполагает, что функции (цель), ради которых создается система, должны определять структуру, необходимую для реализации функций. Применительно к теме исследования функционально-структурная организация определяет приоритет интеграционной функции и требует от вузов создания структур (кадровых, информационных, материально-технических и пр.) для ее реализации. В ином случае каждый вуз будет стремиться реализовывать интеграционную функцию исходя из уже имеющихся структур, т.е. демонстрировать структурно-функциональную организацию деятельности [5].

Для описания базовых принципов, обеспечивающих реализацию интеграционной функции, был проведен анализ исследований, посвященных изучению интеграционных процессов в обществе. Ориентируясь на исследования антропогенных систем, выбор направлений анализа определялся потребностью в изучении: ретроспективы анализируемого процесса, современного опыта интеграции, специфики реализации интеграционной функции в конкретном виде организации.

Результаты анализа

Рассматривая исторический аспект интеграции, нужно провести систематизацию по периодам, освещению которых посвящены анализируемые нами исследования. Первый период – дореволюционный, выделение которого характерно для отечественной науки. Интеграционные процессы в дореволюционный период характеризовались прямой зависимостью от нужд экономической модернизации государства. Исследователи проводят корреляцию между стратегией в отношении к различным народностям окраин империи со стороны метрополии (центра государства) и изменениями в ведении образовательной политики. Так, в последней четверти XIX в. происходит активизация модернизационных процессов, что подталкивает правительство наладить подготовку педагогических кадров специально для инородческих училищ и школ, с целью ускорения и углубления интеграционных процессов [6].

Акцентируется внимание на том, что политика Российской империи в решении вопросов внутренней и внешней миграции характеризовалась последовательностью, четким пониманием целей, направленных на модернизацию страны [7].

В периоде новейшего времени, вплоть до XXI в., в области интеграции можно выделить следующие характерные черты: исследователи изучают широкую тему социокультурной идентичности, в которой интеграционные процессы рассматриваются как составная часть, детально описываются противоречия советского опыта и современная ситуация, которая в различных аспектах наследует предыдущим традициям. Особое внимание уделяют авторы проблемам мультикультурализма в современном мире и тому, как Россия пытается двигаться в собственном фарватере [8].

Отдельно стоит выделить вопрос об интеграции в рамках СНГ. В работе К.А. Пшенко раскрыта роль российских и межгосударственных координирующих органов СНГ в области культуры и образования; охарактеризовано состояние национальных систем управления в сфере культуры и образования в первые годы создания независимых государств; проанализированы политические и социально-экономические условия формирования общего культурного и образовательного пространства государств – участников СНГ [9].

Анализируя евразийский опыт интеграции, исследователи в первую очередь настаивают на необходимости развития интеграционных процессов не только в политической и экономической сферах, но и в образовательной – создание общей платформы с взаимовыгодной коммуникацией. Однако отмечается, что на пути полезных преобразований стоит ряд проблем, важнейшие из которых – «формально-показной характер» значительного числа проводимых мероприятий и оторванность образования от сектора реальной экономики [10]. Учеными раскрываются механизмы интеграции молодежи через использование «мягкой силы» – создание привлекательного образа ЕАЭС в рамках общества потребления, что решает одновременно и экономические и духовные задачи [11].

В научных трудах, освещающих европейский опыт интеграции, выделяются основные причины активизации образовательной интеграции в ЕС на современном этапе и особенности их проявления, демонстрируются основные тенденции трансформации образовательной сферы, связанные с изменением роли высшего образования в обществе; подробно исследованы основополагающие процессы европейской образовательной интеграции. Раскрывается также открытый метод координации, обеспечивающий путь интеграции, при котором компетенции не переводятся на наднациональный уровень [12].

Еще один важный аспект, в котором необходимо рассматривать вопросы интеграции, – это вопрос интеграции детей-мигрантов в образовательную систему страны. Вопрос этот рассматривается учеными с разных позиций. При обсуждении вопросов интеграции вынужденных переселенцев основную роль ученые отводят консолидирующим ценностям [13]. По нашему мнению, в качестве одного из важнейших компонентов модели выпускника университетских смен также выступают его ценностные ориентации. Эти ценности также должны быть консолидирующими, объединяющими с российской реальностью.

Исследователи также предлагают конкретные механизмы первичной диагностики, мониторинга и оценки результатов интеграции детей в российскую систему образования [14]. Изученный опыт проведения университетских смен 2022 года показывает, что не все организаторы использовали такие инструменты. Системность, качественный подбор диагностического инструментария в будущем могут позволить усилить проект, оценить его реальные результаты, осуществить индивидуальный подход, субъектно-ориентированный подход к каждому участнику проекта, что также важно при организации интеграционных процессов [15].

Ряд научных работ последних лет посвящены проблеме интеграции детей с новых территорий в российское образование, в том числе детей-мигрантов, переехавших на постоянное место жительства в другие регионы Российской Федерации. В них подчеркивается особая роль психолого-педагогической поддержки в процессе интеграции в образование [16].

Важнейшей характеристикой интеграционных процессов является их управляемость. С позиции теории управления каждое управляющее действие субъекта управления должно сопровождаться получением информацией об управляемой системе [4, с. 44]. Данная информация в контексте нашего исследования должна позволить оценить результативность (эффективность, качество) интеграционного процесса и обеспечить (при необходимости) его корректировку. Для получения информации об управляемой системе необходимо определить объект(-ы) оценивания, свойства и их показатели, границы возможных значений показателей [17]. Учитывая сложность интеграционных процессов как объектов оценивания для получения информации о результативности интеграции, целесообразным является применение мониторингов как процесса систематического или непрерывного сбора информации об оцениваемых показателях свойств сложного объекта или процесса [18].

К факторам, влияющим на интеграцию, в своем исследовании В.А. Сапрыка и С.А. Олейник относят культурно-коммуникативные, морально-психологические, экономические, социальные, идентификационные. Показатели, отражающие изменение перечисленных факторов, следует рассматривать как объекты оценивания для хода мониторинга для получения информации о результативности интеграционных процессов [19].

Получение информации о существующих социальных установках, их анализ, формирование (корректировка, укрепление) является необходимым условием для обеспечения интеграции студентов в отечественную систему образования.

Таким образом:

– управляемость интеграционных процессов в значительной степени зависит от информации об их состоянии, на основе которой возможно определить результативность (эффективность, качество) принимаемых управленческих решений;
– для получения информации целесообразно использовать мониторинги, в значительной степени ориентированные на получение информации об изменениях показателей, характеризующих факторы, влияющие на интеграционные процессы;
– вузам при обеспечении процесса интеграции обучающихся в отечественную систему образования следует формировать соответствующие социальные установки в ходе учебной и воспитательной деятельности.

На основе всего сказанного выше сформулируем следующее понятие: интеграционная функция университетской смены в вузе – это возможность, предоставляемая участникам университетской смены (учащимся и педагогам) познать изнутри систему российского образования и сформировать (укрепить) в ходе совместной деятельности с коллективом вуза ее принятие как основу для личностного самоопределения, развития и профессионального становления.

Сформулируем базовые принципы университетской смены, обеспечивающие реализацию интеграционной функции. Распределим их в соответствии с компонентами педагогического процесса: целевого, содержательного, процессуального, оценочного [20].

Целевой компонент для университетских смен определяют следующие принципы:

– университетские смены объединяют коллектив вуза и участников университетских смен (педагогов и учащихся) для совместной деятельности, предоставляют возможность личностного самоопределения, развития и профессионального становления;
– реализация университетских смен направлена на воспитание – в ходе совместной деятельности коллектива вуза и участников университетских смен (педагогов и учащихся) – гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
– поликультурное образовательное пространство университетских смен позволит сформировать личность, свободную от расизма, экстремизма и любых проявлений дискриминации;
– качественное и количественное описание целей университетской смены описывается через модель выпускника университетской смены, а результаты реализации интеграционной функции вуза – через изменение показателей, описывающих модель выпускника.

Содержательный компонент для университетских смен определяют принципы:

– содержание университетской смены включает инвариантную и вариативные части, позволяющие реализовать интеграционную функцию вуза с учетом как общих целей для всех участников университетской смены (инвариантная часть), так и целей индивидуальных (вариативная часть);
– содержание инвариантной и вариативной части содержания университетской смены включает консолидирующие ценности, стимулирующие к совместной деятельности;
– содержание университетских смен динамично, адаптивно, должно учитывать результаты входной и выходной диагностики участников университетских смен.

Процессуальный компонент для университетских смен определяют принципы:

– совместная деятельность совмещает возможности групповой и индивидуальной работы, ориентирована на принятие участников университетских смен как активных участников (субъект-субъектный подход) реализации интеграционной функции вуза;
– в ходе совместной деятельности обеспечиваются равные возможности для реализации инвариантной и вариативной части содержания университетской смены;
– выбор методов, форм и средств совместной деятельности проведения университетской смены отражает лучший опыт отечественного образования.

Оценочный компонент для университетских смен определяют принципы:

– оценка качества реализации вузом интеграционной функции требует системного использования специального набора диагностического инструментария;
– при многоаспектности интеграционных процессов целесообразным является осуществление их постоянного мониторинга.

Заключение

Сформулированные базовые принципы университетской смены не претендуют на завершенность. Несомненно, они открыты для возможного в ходе научного поиска дополнения и корректировки. При этом определение понятия «интеграционная функция университетской смены в вузе» и наличие базовых принципов позволяет перейти к следующим этапам исследования: описание модели выпускника университетской смены, определение содержательно-процессуального ядра университетской смены, формирование банка вариативных частей университетских смен, разработка системы оценки эффективности проведения университетской смены; разработка методического сопровождение процесса проведения университетских смен.

 

Исследование выполнено по проекту «Разработка модели университетской смены как формы интеграции участников образовательных отношений новых субъектов Российской Федерации в отечественную систему образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» № 073-03-2023-026/2 от 20.06.2023 к соглашению № 073-03-2023-026 от 27.01.2023, регистрационный № НИОКТР 1022102900001-0-5.3.1).

×

Об авторах

Алексей Анатольевич Мирошниченко

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко

Email: ggpi@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, Глазов, Удмуртская Республика

Антон Владимирович Барышников

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко

Email: ariox_v@mail.ru

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин

Россия, Глазов, Удмуртская Республика

Ирина Александровна Голубева

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко

Автор, ответственный за переписку.
Email: uvsrgolubevaia@gmail.com

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Россия, Глазов, Удмуртская Республика

Список литературы

  1. Панов К.С. Процессы глобализации в современном мире // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 1 (12). С. 66–69.
  2. Селиванова Ю.В., Зайцев Д.В. Социальная интеграция личности: социологический подход к анализу понятия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 41–44.
  3. Арутюнова А.Е. Функции сферы образования в современной социально-экономической системе // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 24–29.
  4. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009. 416 с.
  5. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. М.: Радио и связь, 1985. 328 с.
  6. Чуркина Н.И. Инородческое образование в Омском Прииртышье в контексте задач имперской политики второй половины XIX – начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2018. № 4 (20). С. 122–129. doi: 10.25513/2312-1300.2018.4. 122-129.
  7. Бажан Т.А. К вопросу об интеграции иностранных мигрантов в Российской империи // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 96–107. doi: 10.21686/2413-2829-2019-6-96-107.
  8. Беспалова Т.В., Расторгуев В.Н. Патриотизм и русская цивилизационная идентичность в современном российском обществе. М.: Институт наследия, 2017. 224 с.
  9. Пшенко К.А. Роль российских и межгосударственных организаций СНГ в формировании общего культурного и образовательного пространства (1991–1999 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 2003. 42 с.
  10. Аветисян П.С., Заславская М.И., Галикян Г.Э. Единое образовательное пространство в контексте евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Вып. 11, ч. 3 / отв. ред. В.И. Герасимов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2016. С. 106–113.
  11. Есипов И.И. Институты мягкой силы и особенности реализации их политики на межнациональном, национальном и общественном уровнях // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: колл. монография. Т. II. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. С. 268–284.
  12. Бадаева А.С. Интеграция образовательных систем стран Европейского Союза: автореф. дис. … канд. пол. наук: 23.00.02. М., 2010. 17 с.
  13. Маслова Т.Ф. Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX–XXI веков (на примере Ставропольского края): автореф. дис. … д-ра соц. наук: 20.00.06. Ставрополь, 2009. 45 с.
  14. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 5.6.4. М., 2022. 47 с.
  15. Авдеева Д.В., Маннанова Л.Ф., Закирова В.Г., Путулян Н.С., Каюмова Л.Р. Применение народно-культурного компонента в адаптации детей-мигрантов // VI Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Казань, 25–26 марта 2021 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2021. С. 11–15.
  16. Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3 (7). С. 69–74. DOI: 10.55523/ 27822559_2022_3(7)_69.
  17. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие. М.: ИД ИнформЗнание, 2012. 165 с.
  18. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. К вопросу о мониторинге интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 14. С. 176–182.
  19. Сапрыка В.А., Олейник С.А. Проблемы формирования системы мониторинга интеграции иммигрантов в региональную среду // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 69–76. doi: 10.17213/2075-2067-2021-3-69-76.
  20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мирошниченко А.А., Барышников А.В., Голубева И.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах