Education topic in All-Russian English language Olympiad

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the tasks of All-Russian English Language School Olympiad (ARELSO or Olympiad) dedicated to the topic of education. The Year of the Teacher and Mentor stimulates a keen interest in educative value of school subjects and their career guidance opportunities, and also of various contests and Olympiads for gifted and talented schoolchildren. The author emphasizes the importance of ARELSO as a means to identify schoolchildren’s future vocational orientation. Outlining researchers’ contribution to the field of developing gifted children’s potential, and preparing them for intellectual contests and Olympiads, we have to admit the absence of full-scale research into subject matter of Olympiad tasks. The relevance of the study is determined by a thorough analysis of the 2009/2010–2022/2023 Olympiad tasks, and, based on the author’s experience as an Olympiad tasks designer, an attempt to offer examples of municipal level tasks dedicated to the topic of education. Such tasks can be found in all parts of the Olympiad (Listening, Reading, Use of English, Writing). The author emphasizes the thematic importance of the Olympiad and the necessity of regularly designing education topic tasks with the aim of schoolchildren’s vocational orientation.

Full Text

Введение

В настоящее время, в период отказа от Болонской системы и переосмысления современной системы российского образования, содержание иноязычного образования и поиск наиболее эффективных методов, технологий и приемов иноязычной подготовки, в том числе вопросы выявления, поддержки и организации работы с одаренными детьми, их дальнейшей профессионализации, остаются приоритетными темами для научных изысканий.

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей – одна из наиважнейших задач модернизации современного образования [1, с. 196]. Достаточное количество исследований охватывает особенности работы с одаренными и талантливыми детьми: лингвистическую одаренность рассматривают Н.А. Забелина, Е.А. Петрова [2]; подготовку одаренных учащихся в рамках ФГОС – О.А. Игнатова, Л.И. Архарова [3]; опытом реализации программы «Одаренные дети» в конкретном образовательном учреждении делится Е.Н. Яковлева [4]; вопросам психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся посвящено исследование О.В. Фадеенко [5]; развитие одаренности в рамках дополнительного образования рассматривается С.И. Царьковым [6]. Методическим аспектам обучения одаренных учащихся посвящен ряд исследований: применению технологии личностно-ориентированного обучения [7]; стратегиям и приемам обучения одаренных учащихся английскому языку [8]; новым технологиям при обучении одаренных детей [9]; цифровым инструментам (платформам и приложениям) подготовки к международным олимпиадам [10]. Вопросам мотивации одаренных учащихся посвящены исследования Е.Р. Комиссаровой, И.В. Курасовой [11] и Н.Н. Краснокутской [12]. Предметные олимпиады также рассматриваются как способ оценивания отдельных компетенций [13].

Несмотря на объективный интерес исследователей к интеллектуальным и творческим конкурсам по иностранным языкам, ряд вопросов требует уточнения с методической точки зрения, что определяет проблематику исследования.

Актуальность исследования

Проблемам подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам по иностранным языкам, в том числе к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку (далее – ВсОШ АЯ) посвящены многочисленные исследования. Анализу подвергаются отдельные аспекты олимпиадной подготовки: особенности письменных олимпиадных заданий [14]; подготовка к заданиям устного конкурса [15]; интегрированный конкурс аудирования и чтения [16]; лексико-грамматический аспект олимпиад [17]; типы олимпиадных заданий [18] и их разработка [19]; разные этапы ВсОШ АЯ [20]. Рассматриваются необходимые для участия в олимпиадах компетенции и навыки, подчеркивается важность знаний из области других школьных дисциплин [21, с. 409]. Проводятся сравнительные исследования ВсОШ АЯ и других олимпиад [22]; ВсОШ АЯ и ЕГЭ [23].

Несмотря на неослабевающий интерес исследователей к олимпиадам, приходится констатировать, что недостаточно глубоко проводится теоретический анализ принципов интеллектуальных и творческих конкурсов по иностранным языкам, методические рекомендации по проведению отдельных этапов олимпиады, по разработке заданий и по подготовке учащихся зачастую носят обобщенный характер, а тематический аспект олимпиады до сих пор не подвергался детальному анализу.

Поскольку сфера образования выступает гарантом успешного развития государства, неудивительно, что тематика образования, в том числе при изучении английского языка, продолжает оставаться в фокусе современных исследований: просмотр фильмов на иностранном языке, посвященных теме «Образование», рассматривается в статье Н.Е. Грибановой [24], где отмечаются их возможности для углубления знаний о системах образования англоязычных стран и образовательных терминах; Н.Е. Кирсанова описывает формирование лингвокультурологической компетенции на примере темы «Образование» [25].

Рассмотрение одаренных и талантливых детей и молодежи в качестве потенциала страны, способствующего ее эффективному развитию, приводит к пониманию необходимости их нравственного и профессионального самоопределения для дальнейшей реализации их возможностей. Поэтому в сферу наших интересов также входят воспитательные и профориентационные особенности подготовки школьников. Цель профессиональной ориентации в самом общем виде можно сформулировать как формирование условий для сознательного выбора школьниками профессии и учебного заведения за счет системы специально разработанных мероприятий. В задачу профориентации отдельного учащегося входит создание условий для профессионального самоопределения личности с учетом ее способностей, а также условий для формирования определенных профессиональных качеств [26, с. 33]; при этом предметные знания и навыки, полученные при подготовке к олимпиадам, способствуют осознанному профессиональному выбору [21, с. 408].

Необходимость создания преемственности иноязычного образования (школа – вуз) отмечают некоторые исследователи: Е.Ю. Воякина, Н.А. Гунина говорят о муниципально-региональной системе сопровождения учащихся для их самоопределения в рамках будущей профессиональной деятельности [27]; вопросам организации профильных классов с целью допрофессиональной подготовки, введения в педагогическую профессию уделяют внимание Х.Х. Галимова, М.В. Чернышова, которые отмечают их важное значение в системе непрерывного педагогического образования, в «популяризации» профессии учителя [28, с. 93, 96]. Формирование ценностной картины мира средствами иностранного языка рассматривают Н.И. Говорова, С.А. Дубинко [29]; важность сохранения морально-нравственных ценностей, свойственных традиционному российскому обществу, в том числе в рамках ВсОШ АЯ, подчеркивает А.П. Гулов [30, с. 57].

Однако приходится констатировать, что тематическое содержание заданий ВсОШ АЯ с точки зрения ориентации на определенную профессию или деятельность, связанную с владением иностранными языками, до сих пор не являлось предметом отдельного исследования.

Цель статьи: с учетом вышеизложенного необходимо проанализировать содержание ВсОШ АЯ в части представленности в ней заданий образовательной тематики и предложить примеры возможных тематических олимпиадных заданий, с целью профессионального самоопределения школьников.

Материалы и методика исследования

В настоящем исследовании мы опирались на системный, культурологический и ценностный подходы, были использованы общетеоретические и эмпирические методы (анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, методических рекомендаций для разработчиков заданий олимпиады, контент-анализ олимпиадных заданий, методы категоризации, наблюдения, сравнения, описания). Для достижения заявленной цели были обобщены научно-методические труды о детской одаренности и всероссийской олимпиаде школьников, в частности, проанализированы нормативные документы, регламентирующие проведение ВСОШ АЯ, рассмотрены комплекты заданий олимпиады с 2009/2010 учебного года по настоящее время и проведен их контент-анализ. Также в основу статьи лег эмпирический опыт автора в качестве разработчика олимпиадных заданий, члена жюри регионального этапа ВсОШ АЯ и ведущего преподавателя специализированных профильных смен «Олимпиадный английский» Самарского регионального центра для одаренных детей в рамках олимпиадной подготовки школьников Самарской области.

Результаты исследования

Интерес к тематическому содержанию заданий ВсОШ АЯ в качестве объекта исследования обусловлен нашим глубоким убеждением, что олимпиады по иностранному языку, помимо своей непосредственной задачи контроля сформированности уровня владения иностранным языком, имеют гораздо более важный воспитательный потенциал [31]. И.А. Патронова, говоря о роли учителя в Год педагога и наставника, подчеркивает особую роль педагога в формировании ценностей личности учащегося и его значительном влиянии на выбор жизненного пути [32, с. 15].

Идея о том, что ВсОШ должна служить профориентации участников, до сих пор не получила должного внимания исследователей. Считаем, что ВсОШ АЯ, помимо основных задач, должна занять свое место в ряду профориентационных мероприятий для учащихся, которые связывают свои профессиональные планы с педагогикой и иностранными языками, путем создания условий для их общекультурного и профессионального развития, содействуя осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута.

Очевидно, что участники олимпиады по иностранному языку проявляют особый интерес ко всему, что касается стран(-ы) изучаемого языка и особенностям самого языка во всех его вариантах. Однако, так как победители и призеры заключительного этапа ВсОШ АЯ имеют возможность поступать в вузы на направления подготовки по профилю олимпиады вне конкурса, логичным представляется учет их потенциальных интересов в качестве абитуриентов факультетов по профилю олимпиады. Естественно, что школьнику, планирующему в дальнейшем обучение по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Иностранные языки», интересны темы, связанные с иноязычным образованием, а для обучения по направлению «Лингвистика» это могут быть темы, связанные с особенностями самих иностранных языков. Вышесказанное указывает на необходимость включения заданий на соответствующие тематики в содержание олимпиады, что в свою очередь повышает значимость тематического отбора материала, на основе которого разрабатываются олимпиадные задания.

Между тем тематическая направленность олимпиадных заданий не является обязательной во ВсОШ АЯ, в отличие, например, от ВсОШ по немецкому языку, где ежегодно указывается тема лингвострановедческой викторины, такой подход призван стимулировать исследовательскую деятельность школьников [33, с. 581]. Однако в отдельные годы в методических рекомендациях по организации муниципального этапа ВсОШ АЯ (далее – рекомендации) обнаруживаем упоминание тематики года. Так, в рекомендациях 2016/2017 уч. г. говорится, что 2016 г. был объявлен Британским Советом при поддержке Министерства образования и науки РФ Годом языка и литературы Великобритании в России и был приурочен к 400-летию со дня смерти У. Шекспира, в связи с чем было рекомендовано посвятить некоторые задания для 9–11 классов творчеству поэта [34, c. 8]. В рекомендациях 2017/2018 уч. г. содержится указание об объявлении 2017 г. Годом науки и образования Великобритании и России, в связи с чем было рекомендовано предложить участникам задания, связанные с научными открытиями российских и британских ученых [35, с. 10]. В этом же году впервые появилось указание о включении материала об истории, культуре, географии России наряду с текстами об англоязычных странах [35, с. 10]. После 2017/2018 уч. г. тематика года более не упоминается.

В рекомендациях на протяжении ряда лет при описании тематики текстов есть указания о связи с «образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения»; с «актуальной социокультурной ситуацией в России или странах изучаемого языка» [34, с. 7]. В 2021/2022 уч. г. впервые появилась рекомендация о включении заданий, которые выявляют «склонность к получению специальности, для поступления на которую могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады» и «склонность к научной деятельности» [33, с. 45]. По всей видимости, имеются в виду специальности профиля «Лингвистика», «Педагогическое образование» и «Международные отношения». Исходя из того, что методические рекомендации, которые описывают принципы разработки заданий муниципального этапа, подготовлены центральной предметно-методической комиссией (ЦПМК), логично предположить, что такими же принципами руководствуются разработчики последующих этапов олимпиады, члены ЦПМК. Как же такой подход реализуется в заданиях олимпиады?

Непосредственным материалом исследования стали комплекты олимпиадных заданий регионального и заключительного этапов ВсОШ АЯ последних лет, которые готовят члены ЦПМК для школьников РФ 9–11 классов. Контент анализу были подвергнуты 27 комплектов заданий с 2009/2010 до 2022/2023 уч. гг. Принимая во внимание цель исследования, нас особенно интересовала образовательная (и отчасти лингвистическая) тематика. Так, в задании на чтение регионального этапа 2009/2010 уч. г. предлагался текст, посвященный изучению языков (Kenneth Hale, Master Linguist). В 2010/2011 уч. г. на заключительном этапе в разделе Use of English было задание о сдаче экзаменов (Sitting an exam). В 2011/2012 уч. г. на региональном этапе в качестве интегрированного задания на аудирование и чтение был текст об изучении языка человекообразными обезьянами (Are Apes Able to Acquire Language?). В 2012/2013 уч. г. в разделе Writing регионального этапа предлагалось попробовать себя в роли учителя и проверить задание, якобы написанное учащимся (Imagine that you are a teacher of English at school and you have given your students the writing assignment). В 2013/2014 уч. г. в разделе Use of English на региональном этапе было задание о подготовке к экзаменам (Revising for Exams); а на заключительном – текст о дистанционном обучении (Distance Learning). В комплектах 2014/2015, 2015/2016 и 2016/2017 уч. гг. задания искомой тематики не обнаружены, даже несмотря на то, что 2017 г. был Годом науки и образования Великобритании и России. В 2017/2018 уч. г. образовательная (лингвистическая) тематика представлена на регионе текстом на аудирование об университетах, заданием на чтение о кросс-культурных исследованиях, заданием о преподавании научных дисциплин в разделе Use of English (The Art of Teaching Science); а на заключительном этапе – текстом о билингвизме на аудирование. В 2018/2019 уч. г. на финальном этапе олимпиады в интегрированном задании на аудирование и чтение было задание о вариантах английского языка. В 2019/2020 уч. г. на регионе в разделе Use of English было задание об оценивании (Grading); финал не проводился. В 2020/2021 уч. г. впервые на региональном этапе были разные задания для параллелей 9, 10 и 11 классов в части раздела Use of English и были представлены кроссворды на тему лингвистика (Linguistics) и образование (Education) в 9 и 10–11 классах соответственно. На финале 2020/2021 уч. г. в интегрированном задании на аудирование и чтение было задание о переводческой профессии. На заключительном этапе 2021/2022 уч. г. было предложено интегрированное задание о преподавательской профессии (Why Do We Teach?). В заданиях 2022/2023 уч. г. регионального и заключительного этапов, несмотря на объявленный в РФ Год педагога и наставника, тематики, посвященной личности учителя, не выявлено, есть только тексты, связанные с лингвистикой, в финале, в интегрированном задании (forensic linguistics) и задании раздела Use of English 10 класса (A Famous Language Myth). В целом проведенный контент анализ содержания заданий ВсОШ АЯ с точки зрения образовательной тематики показывает недостаточную представленность заданий, посвященных теме образования, которые бы ориентировали учащихся профессионально, стимулировали к выбору педагогической профессии. Из 14 комплектов заданий регионального этапа искомая тематика обнаружена только в половине комплектов в виде одного (один раз – трех) заданий; из 13 комплектов заданий заключительного этапа – в 7. Также задания искомой тематики полностью отсутствуют в разделе Speaking обоих этапов за рассмотренный период. Имеющиеся задания искомой тематики по большей части представлены текстами об изучении и особенностях языка, подготовке и сдаче экзаменов. Практически не представлены задания о преподавании, роли учителя, системах образования, известных представителях этой профессии.

В таблице 1 показано количество заданий образовательной (лингвистической) тематики в содержании регионального и заключительного этапов ВсОШ АЯ с 2009/2010 уч. г. по 2022/2023 уч. г.

Автор статьи занимается разработкой заданий для муниципального (окружного) этапа ВсОШ АЯ с 2015/2016 уч. г. Одним из основных регламентирующих документов для разработчиков заданий школьного и муниципального этапов являются «Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку» (далее – рекомендации), подготовленные ЦМПК [36]. Исходя из рекомендаций о связи материалов олимпиады с «образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения» [36, с. 23], задания на образовательную (лингвистическую) тематику регулярно присутствуют на окружном этапе в комплектах заданий для 7–8 и 9–11 классов. Так, в 2015/2016 уч. г. письменное задание для 9–11 классов предполагало написание эссе об электронном обучении (E-learning: Hazy past – better future?); а задание на аудирование для 7–8 классов было о летних языковых курсах (Westford College: English summer course). В 2016/2017 уч. г. одно из заданий раздела Use of English для 9–11 классов было об истории английского языка (On the history of English); а задание раздела Writing для 7–8 классов представляло собой электронное письмо о школьном обучении (Write a reply to Sam, telling him about ways to improve motivation; suggesting subjects for him to study; explaining the benefits of staying at school). В 2017/2018 уч. г. в разделе Use of English для 9–11 классов было задание об учебных стратегиях (Strategies for improving how you learn); также в разделе аудирование был представлен текст о британке, начавшей изучать русский язык и получившей профильное образование в достаточно почтенном возрасте; а также текст о факторах, которые способствуют успеху (Factors which determine success). В комплекте для 7–8 класса 2017/2018 уч. г. в задании на чтение был текст о Хелен Келлер (Helen Keller), знаменитой американской активистке и писательнице, которая, будучи слепой и глухой, получила образование и затем много выступала с публичными лекциями. В 2018/2019 уч. г. в комплекте для 9–11 классов был текст на чтение об исчезающих языках (Global experts discuss threatened languages); в 2019/2020 уч. г. в разделе Use of English – задания о языках Британских островов (Minority languages in the British Isles), грамматических правилах английского языка (10 tips for ‘proper’ English) и идиомах литературного происхождения (expressions from literary sources). В 2020/2021 уч. г. в комплекте для 9–11 класса был текст на чтение об искусственно созданных языках (6 Fictional Languages You Can Really Learn), а в разделе Use of English – задание о лингвистических средствах английского языка (linguistic devices). В 2021/2022 уч. г. (когда впервые появилась рекомендация о включении заданий, которые выявляют «склонность к получению специальности, для поступления на которую могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады» [33, с. 45]), в комплекте для 7–8 класса в разделе чтения был предложен текст о мистическом манускрипте (the Voynich Manuscript) – лингвистической загадке, над переводом которой бьются лингвисты и криптографы (Mystery book); в разделе Use of English – задание о грамматических терминах (Grammar Terms). В комплекте для 9–11 классов 2021/2022 уч. г. в интегрированном задании на аудирование и чтение были предложены тексты о Дэниэле Таммете, человеке-полиглоте с нарушением акустического спектра, но с особыми способностями к математике и изучению языков (The Astonishing Mind of Daniel Tammet, an Autistic Savant; Daniel Tammet: a Mathematical and Linguistic Genius).

Кроме того, в муниципальных комплектах, начиная с 2018/2019 уч. г. специально присутствуют задания, посвященные тематике года в России и мире, которую предлагают Президент РФ и международные организации, такие как ООН, а также юбилеям выдающихся отечественных или зарубежных деятелей: the International Year of Indigenous Languages (2019); the Year of Memory and Glory in Russia (the 75th anniversary of the Great Victory) (2020); the Year of the Nurse and Midwife and the 200th anniversary of the birth of Florence Nightingale (2020); the International Year of Plant Health (2020); the International Year of Fruits and Vegetables; the International Year of Peace and Trust; and the International Year for the Elimination of Child Labour (2021); the 60th anniversary of the first human spaceflight; and the 800th anniversary of the great Russian hero and saint Alexander Nevsky (2021); the International Year of Glass (2022); the Year of Folk Art and Intangible Cultural Heritage (2022); the 350th anniversary of the great Russian emperor Peter I, the Great (2022); the 200th anniversary of the great Russian dramatist Aleksandr Ostrovsky (2023). Такие задания, помимо проверки знания английского языка, несут дополнительную просветительскую и воспитательную функции. Естественно, что при разработке заданий в текущем учебном году мы не могли не обратить внимание на празднуемый в 2023 г. в России Год педагога и наставника, более того было принято решение посвятить окружной этап ВсОШ АЯ в 2022/2023 уч. г. в Самарской области теме образования и изучению английского языка в связи с тематикой года (the Year of the Teacher and Mentor).

Приведем примеры заданий образовательной тематики в комплекте для 7–8 классов. Задания тематики были представлены во всех разделах олимпиады. В разделе на аудирование был предложен аудиотекст о системах образования в Великобритании и США (Listen to the texts on the education in the UK and the USA). Последующие задания проверяли знания языковых реалий (comprehensive schools, GCSEs, A-levels, SAT and GPA, the sixth form, streaming, etc.). Второй текст на аудирование был посвящен истории распространения английского языка и предлагал заполнить «ленту времени» (Listen to the text about the spread of English around the world. For questions 21–30 complete the mixed-up timeline) и выполнить разные задания на знание лексических единиц, в том числе реалий, из аудиотекста (mother tongue, a second language, Cockney).

В разделе чтения участникам был предложен текст об известной английской публичной школе-пансионе (Read the text about a famous school in the UK called Gordonstoun). Текст задания предварялся информацией о Годе педагога и наставника в РФ: The year 2023 was declared by President of the Russian Federation Vladimir Putin the Year of the Teacher and Mentor in order to recognize the special status of teachers, including those engaged in mentoring. This decision speaks of the high status of these specialists in our society and the importance of their work and is another important step towards enhancing the prestige of the teaching profession. Учащимся предлагались разные задания после прочтения текста: на заполнение таблиц информацией из текста, языковые реалии, идиомы и фразовые глаголы и др.

В первом задании раздела Use of English участникам необходимо было распознать анаграмму в «ленте времени» об истории английского языка (Now complete the timeline of other events in the history of the English language. There are some words missing from the timeline. For questions 1–8 unscramble the anagrams. The first letter of each word is in its place. Several clues are provided). В следующем задании предлагалось заполнить пропуски в предложениях с идиомами, для которых были написаны дефиниции, названиями учебных предметов (complete the following idioms and expressions with the names of subjects and courses in the appropriate form: music to ones years; earn place in the history books; in plain English; blind with science, etc.). В 3 задании участникам нужно было заполнить пропуски в афоризмах, посвященных образованию, представленных в виде кроссворда: The _____ of education are bitter, but the fruit is sweet. roots (Aristotle, 384–322 BC, Greek philosopher). В 4 задании необходимо было заполнить пропуски в предложениях словами образовательной тематики, для которых имелась анаграмма в самом предложении (complete the sentences with the missing ‘Education words’ by unscrambling the anagrams contained in the sentences: We cautioned him against making a hasty decision to finish his _____). В заключительном задании раздела было предложено проверить предложения, посвященные образовательной тематике, на грамматические ошибки (*We asked the teacher to explain us the rule; *The teacher smiled friendly at us).

Задание раздела Writing для 7–8 классов в этом году было представлено конкурсным заданием о влиянии английского языка на русский язык (The Influence of English on the Russian Language).

 

Таблица 1 – Задания образовательной (лингвистической) тематики на региональном и заключительном этапах ВсОШ АЯ в 2009/2010–2022/2023 уч. гг.

Уч. год

Региональный этап

Заключительный этап

2009/2010

+ Learning languages

2010/2011

+ Sitting an exam

2011/2012

+ Learning languages (apes)

2012/2013

+ The role of a school teacher

2013/2014

+ Revising for exams

+ Distance learning

2014/2015

2015/2016

2016/2017

 

2017/2018

+ Universities + Cross–cultural studies + Teaching science

+ Bilingualism

2018/2019

+ Varieties of English

2019/2020

+ Grading

не проводился

2020/2021

+ Linguistics / + Education

+ Conference interpreter

2021/2022

+ Why Do We Teach?

2022/2023

+ Forensic linguists + The Inuit snow myth (linguistics)

 

Далее приведем примеры заданий, посвященных тематике года, в комплекте для 9–11 классов. В разделе на аудирование предлагалось задание о частной школе Eton College в Англии. Затем необходимо было выполнить ряд лингвистических заданий на знание лексических единиц, в том числе реалий, встретившихся в тексте (role model, peer pressure, extra-curricular, tutor, coaching, etc.). Следующим было интегрированное задание на аудирование и чтение, посвященное созданию Оксфордского словаря английского языка.

Задания на чтение, так же как и в случае 7–8 классов, предварялись информацией о Годе педагога и наставника. Было предложено 3 текста о системах высшего образования в России (The system of higher education in Russia), США (The system of higher education in the United States) и Великобритании (The system of higher education in Great Britain), с разными заданиями на проверку чтения и знание лингвистических единиц, в том числе confusable words (pier and peer; coarse and course, etc.). Еще один текст на чтение был посвящен тренировке мозговой активности (The Plastic Brain) и, помимо традиционного для чтения задания на соотнесение, предлагал выполнить лингвистические задания на знание идиом со словом brain (pick your brains; brainchild; etc.), confusable words (later and latter; remind and remember, etc.).

В разделе Use of English также было представлено несколько заданий образовательной тематики. В 1 задании был предложен текст на заполнение пропусков реалиями о наиболее престижных университетах в Великобритании и США, которые известны под названиями Oxbridge и the Ivy League (Harvard, public schools, degree, mortar board, etc.). Во 2 задании было необходимо соотнести имена известных британцев и американцев, оставивших след в истории английского языка, с их достижениями (James Murray, Geoffrey Chaucer, Samuel Johnson, etc.). В 3 задании надо было заполнить пропуски в предложениях с идиомами, для которых были даны дефиниции, словами образовательной тематики (live and learn; in due course; chalk and cheese; etc.). В следующем задании участникам предлагалось заполнить кроссворд в тексте об образовании (Issues of Education) (ability, gifted, elite, develop, etc.). 5 задание проверяло знание образовательных реалий (comprehensive school, grade school, Rugby), в том числе аббревиатур (BA, GCSE, AS level exam); а 6 задание – правописание слов, для которых была представлена транскрипция, в предложениях образовательной тематики (She was akɒnʃiˈenʃəs/ ……… teacher, popular among herkɒliːɡz/………). В заключительном задании раздела необходимо было найти ошибки на правописание или пунктуацию в предложениях, связанных с темой образование (*Lets ask professor Ragan to stick to his principals; *After Helen was expeled from school at 15, she arrived in the country as an unaccompanied miner).

В задании раздела Writing предлагалось написать конкурсное задание на тему The aims of education.

Таким образом, образовательная тематика была представлена во всех разделах ВсОШ АЯ на муниципальном этапе. Участникам был предложен целый комплекс заданий различного типа, в том числе нетипичных, интегрированных, творческих, разного уровня языковой сложности (в пределах рекомендованных), из которых они могли выбирать наиболее интересные и посильные для их возраста (это особенно касается школьников 7 и 8 классов), что соответствует рекомендации, «чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание» [36, с. 22]. Что касается участников олимпиады 9–11 классов, претендующих на выход на региональный этап, то они должны быть готовы показывать соответствующий уровень на последующих этапах олимпиады (B2-C1 и даже выше), а также способность решать нестандартные задания. Специальный отбор материалов образовательной тематики был призван не только отдать дань уважения Году педагога и наставника, но и способствовать ценностной и профессиональной ориентации учащихся.

В таблице 2 представлено количество заданий образовательной (лингвистической) тематики по разделам в содержании окружного этапа ВсОШ АЯ с 2015/2016 уч. г. по 2022/2023 уч. г. (табл. 2).

 

Таблица 2 – Задания образовательной (лингвистической) тематики на окружном этапе ВсОШ АЯ в 2015/2016–2022/2023 уч. гг.

Уч. год

Муниципальный этап 9–11 классы

Муниципальный этап 7–8 классы

2015/2016

(Writing) E-learning

(Listening) College English summer course

2016/2017

(Use) On the history of English

(Writing an e-mail) Studying at school

2017/2018

(Listening) An elderly person studying Russian;

Factors which determine success;

(Use) Strategies for improving how you learn

(Reading) Helen Keller

2018/2019

(Reading) Endangered languages

2019/2020

(Use) Minority languages in the British Isles;

English grammar rules;

Expressions from literary sources

2020/2021

(Reading) Fictional languages;

(Use) Linguistic devices

2021/2022

(Listening) Autistic Savant

(Reading) Translation; (Use) Grammar terms

2022/2023

(Listening) Private school;

Oxford English Dictionary;

(Reading) The higher education systems in Russia, the US, and the UK;

Brain training;

(Use) The most prestigious universities in the UK and the US;

Famous British and American personalities and their contribution to the development of the English language;

Idioms and expressions with the ‘Education words’;

Issues of education crossword;

Education realia;

Education (spelling);

Education (spelling and punctuation);

(Writing) The aims of education

(Listening) Education in the UK and the USA;

The spread of English around the world;

(Reading) A famous school in the UK;

(Use) The history of the English language;

Idioms and expressions with the names of subjects and courses;

Quotations on the topic Education;

Sentences with the missing ‘Education words’ (anagrams);

Education (grammar mistakes);

(Writing) The influence of English on the Russian language

 

Так как тематика 2023 года будет еще актуальна для заданий школьного и муниципального этапов 2023/2024 уч. г., а также для последующих олимпиад в рамках тематики, связанной с «образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения» [36, с. 23], необходимости включения заданий, которые выявляют «склонность к получению специальности, для поступления на которую могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады» [36, с. 24], а также в связи с профориентационным и воспитательным потенциалом олимпиады, считаем, что необходимо усилить образовательную тематику в содержании всероссийской олимпиады школьников по английскому языку на разных этапах.

Тексты с пропусками на знание образовательных реалий (с вариантами ответов или без таковых) могут использоваться в разных разделах олимпиады. Участникам можно также предложить задания на расшифровку образовательных аббревиатур (PhD, MBA, FE, GMAT) или анаграмм (CASMPUcampus); нахождение общих признаков для группы реалий (например, типы школ или университетов); соотнесение реалий и дефиниций (например, описание экзаменов); утверждения на соответствие/несоответствие действительности; запись реалий по транскрипции; задания на словообразование; исправление ошибок разного вида; упражнения на знание идиом и фразовых глаголов, связанных с тематикой образования; задания на разницу вариантов английского языка (public school BrE vs. public school AmE) и др. Примером нестандартного задания может служить нахождение общего слова образовательной тематики для группы многозначных слов (Figure out whats the commoneducationword: an important person; a famous painter; the captain of a ship; and a teacher(key) a master).

В качестве материалов для разработки заданий образовательной тематики можно предложить онлайн-ресурсы англоязычных словарей: Oxford Advanced Learner’s Dictionary, Cambridge English Dictionary, Longman Dictionary of Contemporary English, Collins English Dictionary, которые содержат тематические подборки слов (Topic: Education; Word Lists: Education terms, Degree, Schools, colleges, and universities; Topics: College, Education, Pre School, School); тематические поля, сформированные автоматически по поиску ключевых слов (вкладки SMART Vocabulary: related words and phrases); тексты развернутых словарных статей с пометой Culture, посвященные образовательной тематике (Public schools, the National Curriculum, Exams, etc.). Другим полезным ресурсом является энциклопедия Британника, в которой представлены тексты о различных уровнях образования англоязычных стран, известных представителях сферы образования, английском языке.

В таблице 3 показаны некоторые справочные ресурсы для разработки заданий образовательной тематики.

 

Таблица 3 – Ресурсы для разработки заданий ВсОШ АЯ образовательной тематики

Ресурс

Образовательная тематика

Oxford Advanced Learner’s Dictionary (https://www.oxfordlearnersdictionaries.com)

Topic: People: Education (https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/topic/category/people).

Culture notes: Public schools (https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/public-school).

The National Curriculum, Exams, Student life, Adult education, Further education, Vocational training, Higher education, the Ivy League, Oxbridge

Cambridge English Dictionary (https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english)

Вкладки SMART Vocabulary: related words and phrases: school (Types of school; Schools in general; Students & pupils; University & college education; Teaching in general) (https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/school)

exam, degree, qualification, higher education, class, subject, etc.

Longman Dictionary of Contemporary English (https://www.ldoceonline.com)

Topics: College (https://www.ldoceonline.com/College-topic-full/).

Education (https://www.ldoceonline.com/Education-topic-full/).

Pre School (https://www.ldoceonline.com/Pre%20school-topic-full/).

School (https://www.ldoceonline.com/School-topic-full/).

Collins English Dictionary (https://www.collinsdictionary. com/dictionary/english)

Word Lists: Education terms (https://www.collinsdictionary.com/word-lists/education-education-terms).

Degree (https://www.collinsdictionary.com/word-lists/degree-degree).

Schools, colleges, and universities (https://www.collinsdictionary.com/word-lists/school-schools-colleges-and-universities)

Britannica (https://www.britannica.com)

Education (https://www.britannica.com/topic/education).

Secondary education (https://www.britannica.com/topic/secondary-education).

Vocational education (https://www.britannica.com/topic/vocational-education).

Special education (https://www.britannica.com/topic/special-education)

etc.

 

Важно отметить, что тексты англоязычных сайтов должны проходить обязательный предмониторинг. Так, например, текст о высшем образовании (Higher education) был взят с ресурса britannica.com и адаптирован под наши нужды в комплекте для 9–11 классов. Он отражает реалии систем образования Соединенного Королевства и США, что соответствует задаче «популяризации английского языка и культур англоязычных стран в Российской Федерации» [36, с. 19]; в то же время раздел текста, описывающий высшее образование в России, не отвечает современным реалиям и не был использован в заданиях олимпиады. Кроме того, тексты англоязычных сайтов могут содержать информацию, не отражающую российские ценности, быть политически ангажированными. Также отметим явную нехватку практических пособий на английском языке, посвященных российской системе образования, в то время как материалы, посвященные сферам образования англоязычных стран, публикуются регулярно (см., например, [37] и [38]).

Таким образом, разработка олимпиадных заданий является стратегической задачей, так как необходимы задания, в том числе творческого плана, которые были бы интересны для учащихся и имели практическое применение, реализовывали бы принципы непрерывности и преемственности в иноязычном образовании и отвечали бы принципу профессионально-ориентированного обучения, способствовали бы ценностно-личностному развитию учащихся и содействовали бы осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута.

Выводы и перспективы исследования

В связи с изменением системы российского образования и тем, что 2023 г. в РФ был объявлен Годом педагога и наставника, была предпринята попытка установить, как образовательная тематика представлена в комплектах заданий всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Контент-анализу были подвергнуты задания регионального и заключительного этапов ВсОШ АЯ с 2009/2010 уч. г. по настоящее время. Был сделан вывод о недостаточной представленности в олимпиадных комплектах заданий образовательной тематики, имеющих своей целью ориентацию учащихся на профессиональную деятельность, связанную с образованием и изучением языков.

Напротив, основной темой муниципального (окружного) этапа ВсОШ АЯ в Самарской области в текущем учебном году стало образование и изучение иностранных языков. Тема образования, естественно, входит в содержание программ основного общего и среднего общего образования, особенно углубленного уровня, на котором, как правило, осуществляется олимпиадная подготовка. Таким образом, содержательный аспект заданий отвечает как школьной программе, так и методическим рекомендациям, в части соответствия текстов требованиям об их «тематически и социокультурной адекватности», тематике, связанной с «образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения», а представленные задания и тексты отражают требования о включении «материала о России (истории, культуре, географии) наряду с текстами об англоязычных странах» [36, с. 23] (например, задания о системе российского образования, о влиянии английского языка на русский язык). Таким образом, дискурсивные и прагматические параметры заданий связаны с «актуальной социокультурной ситуацией в России и/или странах изучаемого языка» [36, с. 23]. Из-за тематического уклона в олимпиаде прослеживается уважение к российским ценностям, признание особого статуса педагогических работников, а также любовь к родному языку и культуре родной страны, что отвечает воспитательным задачам олимпиады.

Помимо примеров заданий окружного этапа ВсОШ АЯ мы наметили другие возможные задания образовательной тематики и привели некоторые ресурсы, которые могут стать основой для их разработки.

Перспективу исследования видим в уточнении реалий систем образования англоязычных стран, подлежащих проверке в рамках ВсОШ АЯ, анализе содержания других перечневых олимпиад по английскому языку по тематическому принципу и в разработке пособия с примерами олимпиадных заданий, отражающих образовательную (лингвистическую) тематику с профориентационной и воспитательной целями. Такая работа в более отдаленной перспективе может быть проделана и для других тематик, потенциально востребованных на олимпиаде.

Как подготовка к ВсОШ не является разовым мероприятием, так воспитательная и профориентационная деятельность может быть реализована лишь в рамках долгосрочной системной работы по формированию ценностных ориентиров, по подготовке обучающихся к выбору будущей профессиональной деятельности, по построению образа идеального (эталонного) учителя, по обучению лучшим образовательным практикам по освоению иностранного языка и иноязычной культуры.

В связи с этим необходимо более тесное взаимодействие представителей образовательных организаций, которые занимаются отбором и подготовкой одаренных учащихся, членов жюри и разработчиков заданий разных этапов олимпиады с целью выработки общей концепции всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и создании национальной системы подготовки учащихся к этой и другим лингвистическим олимпиадам. К такому взаимодействию мы призываем все заинтересованные стороны.

×

About the authors

Oksana A. Maksimchik

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: maksimchik@sgspu.ru

candidate of philological sciences, associate professor of English Philology and Cross-Cultural Communication Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Ромаева Н.Б., Никотина Е.В. Региональная модель психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников // Проблема одаренности в трудах отечественных и зарубежных ученых: генезис и развитие: колл. монография / под общ. ред. Е.В. Везетиу. Ялта: РИО ГПА, 2020. С. 187–197.
  2. Забелина Н.А., Петрова Е.А. Особенности работы с одаренными детьми (на материале английского языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). С. 225–233.
  3. Игнатова О.А., Архарова Л.И. Работа с одаренными школьниками как условие реализации ФГОС // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. науч. ст. по мат-лам XII междунар. науч.-практ. конф. (14–16 октября 2021 г.). Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. С. 363–369.
  4. Яковлева Е.Н. Реализация программы «Одарённые дети» в МАОУ Омутинская СОШ № 2 // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2022. № 1 (31). С. 65–66.
  5. Фадеенко О.В. Кризис одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в стрессогенных ситуациях обучения и социальной адаптации // Большой конференц-зал: дополнительное образование – векторы развития. 2022. № 2 (9). С. 91–93.
  6. Царьков С.И. Развитие одаренности школьников через систему дополнительного образования // Педагогика одаренности: вызовы, достижения, перспективы: сб. науч.-метод. ст. и мат-лов по итогам межрегион. науч.-практ. конф. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. С. 421–425.
  7. Мироненко О.В. Использование технологии личностно-ориентированного обучения для развития одарённости учащихся при изучении английского языка // Педагогика одаренности: вызовы, достижения, перспективы: сб. науч.-метод. ст. и мат-лов по итогам межрегион. науч.-практ. конф. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. С. 165–170.
  8. Никитюк Т.Ю. Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы XI междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 31–38.
  9. Архипов И.Б., Тебенькова Н.Г. Использование дистанционных форм обучения одаренных детей английскому языку в системе дополнительного образования // Язык. Культура. Образование: сб. мат-лов II всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 4 июня 2021 г.) / отв. сост. Л.В. Попова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021, 2021. С. 76–81.
  10. Ташенова Л.В., Ибраева Б.М., Мамраева Д.Г. Использование цифровых инструментов при подготовке школьников среднего звена к международным олимпиадам и конкурсам научных работ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. https://mir-nauki.com/ 13pdmn320.html.
  11. Комиссарова Е.Р., Курасова И.В. Олимпиада как способ мотивации одаренных детей // Научное обозрение: сб. ст. междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2021. С. 236–238.
  12. Краснокутская Н.Н. Формирование мотивации к изучению иностранного языка при работе с одарёнными детьми // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Ч. 1. Курск: Университетская книга, 2018. С. 216–219.
  13. Новикова В.П. Предметные олимпиады как инструмент оценки знаниевого компонента социокультурной компетенции // 25 лет побед и достижений: мат-лы юбилейной XXV науч.-практ. конф. Национальной ассоциации преподавателей английского языка / отв. ред. Е.А. Борисова. СПб.: Университет ИТМО, 2019. С. 6–13.
  14. Курасовская Ю.Б. Подготовка учащихся к заданиям конкурса «Письмо» всероссийской олимпиады школьников // Учитель. Ученик. Учебник (в контексте глобальных вызовов современности): сб. науч. тр. X юбилейной междунар. науч.-практ. конф. М.: КДУ; Университетская книга, 2022. С. 51–55.
  15. Горохова П.М. Модель онлайн-тренажера для подготовки к конкурсу устной речи (ВСОШ, английский язык) // Научный старт – 2022: сб. ст. магистрантов и аспирантов. М.: Языки народов мира, 2022. С. 55–60.
  16. Городецкая Л.А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51–61.
  17. Багаутдинова Ю.С. Подготовка учащихся к олимпиаде по английскому языку по лексике и грамматике // Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта WorldSkills в учебный процесс: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / под ред. С.В. Игдыровой, Р.Р. Мукминова. Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2019. С. 233–236.
  18. Синичкина А.А. Типы олимпиадных заданий и учет особенностей их содержания и решения в процессе подготовки обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде по иностранному языку // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. С. 264–270.
  19. Бесядовская Н.А., Трубицина О.И. Повышение валидности тестов (на примере заданий школьного и районного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку) // Тестология: по мат-лам XLVI междунар. филологической конф. (13–22 марта 2017 г., Санкт-Петербург) / отв. ред. И.Ю. Павловская, М.Я. Креер СПб.: Фонд «Университет», 2018. С. 16–22.
  20. Гулов А.П. Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 76–88. doi: 10.15382/sturiv202264.76-88.
  21. Сказочкина Т.В., Креер М.Я. Формирование олимпиадной компетенции в рамках концепции «Навыки XXI века» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: мат-лы IV междунар. науч. конгресса / ред. Е.В. Полховская. Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. С. 406–412.
  22. Бесядовская Н.А., Трубицина О.Н. Сравнительный анализ тестовых заданий на понимание устного и письменного текста всероссийской олимпиады школьников и Герценовской олимпиады по иностранным языкам (на материале английского языка) // Тестология. 2021. № 3 (15). С. 108–127.
  23. Проскурякова Н.В. Оценивание заданий повышенного уровня устной части ЕГЭ и всероссийской олимпиады школьников: общее и различия // Педагогические мастерские: сб. науч. тр. Вып. 10. Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. С. 82–85.
  24. Грибанова Н.Е. Использование фильмов на английском языке при изучении темы «Образование» // Современные проблемы английской филологии и лингводидактики: сб. науч. тр. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 30–32.
  25. Кирсанова Н.Е. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении английскому языку (на материале темы «Образование в Великобритании») // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2–2. С. 80–81.
  26. Воробьева М.В., Яровова Т.В. Профориентация как подготовка школьника к сознательному выбору профессии и вуза: опыт одинцовского кампуса МГИМО // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 32–36.
  27. Воякина Е.Ю., Гунина Н.А. Организация эффективной подготовки успешных обучающихся к участию в олимпиадах по иностранному языку // Перспективы науки. 2021. № 8 (143). С. 84–90.
  28. Галимова Х.Х., Чернышова М.В. Педагогический университет и профильные классы психолого-педагогической направленности: из опыта работы // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 1. С. 91–97.
  29. Говорова Н.И., Дубинко С.А. Инновационные технологии в формировании и развитии ценностной картины мира средствами иностранного языка // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: мат-лы междунар. науч.-практ. форума, посв. 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред. А.К. Крупченко, А.В. Малев (г. Москва, 6–7 декабря 2019 г.). М.: МПГУ, 2020. С. 486–501.
  30. Гулов А.П. Содержание заданий всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: нравственный аспект // Дискурс профессиональной коммуникации. 2022. Т. 4, № 4. С. 53–63. doi: 10.24833/2687-0126-2022-4-4-53-63.
  31. Максимчик О.А. Воспитательный потенциал всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10, № 1 (34). С. 85–94.
  32. Патронова И.А. О роли личности учителя (Году педагога и наставника посвящается) // Образование в Орловской области. 2022. № 4. С. 13–18.
  33. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году. М., 2021. 1211 с.
  34. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 уч. г. по английскому языку / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М., 2016. 64 с.
  35. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2017/2018 уч. г. / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М., 2017. 38 с.
  36. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году. М., 2022. 929 с.
  37. Масленникова Е.М. The system of education in Great Britain: учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. 48 с.
  38. Спачиль О.В. Образование в США: учеб. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. 204 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Maksimchik O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies