The educational environment as a way of prospective teachers’ ecological culture formation while studying natural science courses

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, the problem of ecological culture is becoming generally recognized. The ecological direction in the system of higher professional education in the process of prospective teachers’ ecological culture formation is a noticeable factor. There is a need to systematize ecological and natural science pedagogical education: there is a change of axiological systems, cultural norms and values among the modern younger generation, the issues of ecological culture formation among students of pedagogical universities are not fully considered. The state educational standard of higher professional pedagogical education emphasizes the primary task – to form the teacher’s personality with a high ecological culture, striving for harmonious interaction with the natural environment, a personality that is distinguished by the presence of attitudes, beliefs, and the need for activities to preserve and improve nature. There is a need for the dominant role and responsibility of prospective teachers in solving the issues of ecological culture formation among young people who are able to form a personality that is distinguished by the presence of beliefs of a conscious, careful, responsible attitude to the natural environment. In this regard, the need to increase attention to ecological culture formation among students of pedagogical universities becomes significant at the socio-pedagogical level. Ecological culture is not a specific type, but an integral part and level of human culture as a whole. The priority role in ecological culture formation among students belongs to the natural sciences, which form the foundation of the scientific understanding of the world. At the stage of modern university education, the ecological culture of youth develops on the principles of unity of the historical relationship between the natural environment and society, the social conditionality of the individual’s relationship to nature, and the desire to harmonize these relations. The diversity of interaction between society and nature determines the complexity of environmental education, its main principles: a transdisciplinary approach to ecological culture formation, systematic and continuous study of scientific material, the unity of mental and emotional-volitional principles in the activities of students to study and improve the natural environment; the relationship of global and local environmental problems. This is emphasized by many scientists. The leading role in prospective teachers’ ecological culture formation is played by the educational environment of the university.

Full Text

Настоящее экологическое образование как главный компонент общего образования тесно связано с овладением научными основами взаимодействия природной среды и социума. Его основная задача – развитие экологического мировоззрения, знаний, умений, убеждений, которые направлены на формирование ответственности индивида за дальнейшее состояние природы, осознание нужности обязательной заботы о ней во всех видах человеческой деятельности, рассмотрение экологической ситуации в условиях урбанизации; анализ воздействия многообразных производственных объектов на состояние окружающей среды. Данные виды деятельности, как отмечают Л.Я. Закирова [1], И.В. Машкова [2], В.П. Соломин [3], дают возможность включить обучающихся в решение эколого-биологических проблем, а также будут способствовать формированию чувства сознательности и ответственности, осознанию необходимости сохранения и приумножения естественных богатств.

В современном мире образовательная среда является одним из ведущих факторов формирования личности обучающихся и предоставляет собой возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить личностные потребности в результате обучения и воспитания, признавать образование как личностное достоинство.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, например, совместного характера процесса образования и его непрерывность; ориентация образования на новейшие введения; наблюдения за особенностями будущей профессиональной деятельности специалиста. Действия современного педагога направлены не только на овладение им научными теоретическими знаниями, умениями, навыками, но и на адаптацию к действующим условиям будущей профессиональной деятельности в социуме.

Ориентация концепции высшего педагогического образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует развития образовательной среды, побуждающей к воплощению основных целей и задач совершенствования настоящего образования. Педагогический вуз способствует становлению профессиональной компетентности студентов университета как субъектов образовательной среды, которые проживают в современных условиях глобализации и становятся сбалансированно развитыми, креативными личностями. Создание образовательной среды в педагогических образовательных организациях связано с продвижением в практическую деятельность работы инновационных современных педагогических технологий, проектированием структуры образования, выбором будущей профессии, увеличением объёма внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров, проведением креативных и проблемных задач, заданий, упражнений и др.

Сущность понятия «образовательная среда» достаточно подробно изучена в трудах Б.С. Гершунского [4; 5], Е.С. Полат [6], А.В. Хуторского [7] и других исследователей. Нынешние ученые, исследователи под этим термином понимают естественно и искусственно складывающееся общественно-культурное окружение человека, которое включает структуру и разнообразные средства образования, обеспечивающие эффективную деятельность будущих учителей и ориентирующие процесс формирования личности за счет развития позитивных для этого условий.

Под образовательной средой, со слов А. Савенковой, нужно рассматривать систему педагогических, организационных и психологических условий, которые создают возможность для рассмотрения как уже имеющихся способностей и индивидуальных нестандартных особенностей индивида, так и еще не проявившихся желаний и интересов [8].

Е.Б. Лактионова пишет, что «современная образовательная среда становится психолого-педагогической реальностью, содержащей осознанно организованные условия для формирования индивида, а также возможности для его развития в рамках общественного и пространственно-дисциплинарного мира» [9].

В.А. Ясвин в своем труде «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» понимает под образовательной средой систему воздействий и условий формирования личности по заданному шаблону, а также возможностей для ее развития, которые содержатся в общественном и пространственно-предметном окружении [10].

В своем диссертационном исследовании «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений» Г.Ю. Беляев утверждает, что «образовательная среда – это ситуация, когда обучающийся самостоятельно разрабатывает себе образ в условиях взаимодействия с педагогами, родителями, одногруппниками, которые образуют его окружение [11, с. 29].

В.Б. Калинин дает следующее определение понятию образовательной среды как среды, в центре внимания которой находится человек, среды для формирования индивидуального «Я», способностей к личностному карьерному росту. Среда формирует условия, которые способствуют самореализации учащегося, развитию их самосознания, совершенствованию у обучающихся единственной картины мира, желанию к достаточно полному выявлению индивидуальных способностей [12, с. 18].

В.А. Козырев, И.К. Шалаева, А.А. Веряева считают, что «образовательная среда представляет собой деятельность определенного образовательного учреждения, как совокупности общественных условий, которые организуются руководителем ОО, всем педагогическим коллективом при условии обязательного участия обучающихся для формирования благоприятных условий с целью всестороннего развития личности учителей и учащихся» [13, с. 48–49].

Мы считаем, что основой рассмотренных выше определений понятия «образовательная среда» является изучение учеными конкретных психолого-педагогических условий для обеспечения качественной работы каждой личности в образовательном учреждении.

Настоящая образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, при выполнении условий: например, структура и содержание учебных курсов ориентированы на практическую деятельность; технологии, приемы, средства, формы и методы работы с достаточным основанием научно обоснованы; по отношению у будущих педагогов и преподавателей доминируют принципы демократичности и развивающего обучения и воспитания; имеются определенные материально-технические возможности формирования современного учебно-воспитательного пространства.

Совершенствование основных учебных и экспериментальных площадок, проведение научно-практических и методических семинаров, конференций различного уровня (всероссийские, региональные и др.), коллективных круглых столов, в которых принимают активное участие будущие учителя, преподаватели вузов, учителя общеобразовательных школ и обучающиеся; организация современных студенческих научных лабораторий, педагогических практик дает возможность охватывать в большей мере все компоненты образовательной среды университета. Изучение вопросов формирования действующей образовательной среды, по нашему мнению, невозможно без выделения специфики экологии образовательной среды, развитие которой и взаимодействие с этой средой обязано сочетаться с экологическими законами, концепциями, положениями, требованиями.

Экология современной образовательной среды в высшем профессиональном образовании основывается на системе мер и мероприятий. С целью формирования экологической культуры будущих педагогов нужно соблюдать следующие педагогические условия:

  1. Проведение учебных курсов биоэкологической направленности «Экология человека», «Экология растений», «Экология животных», «Социальная и прикладная экология в современном образовании», «Основы экологической культуры», «Экологические основы природопользования», «Управление природопользованием», «Охрана природы», «Общая экология» в учебный план направления подготовки 44.03.05 и 44.03.01 «Педагогическое образование» с целью формирования непрерывности развития биоэкологических понятий, представлений, знаний, умений, навыков, а также превращения их в соответствующие убеждения и установки.
  2. Наполнение экологическим содержанием дисциплин профессиональной подготовки, дающее возможность синтезировать естественнонаучные знания, развивать взаимоотношения обучающегося с природной окружающей средой, социумом, формированию разумной, осознанной ответственности за будущее всего человечества и природы, установлению энергичной жизненной позиции в сфере увеличения качества экологической ситуации. При рассмотрении учебной дисциплины «Общая психология» необходима экологизация курса и реализация таких тем, как:

– Понятие экологической психологии. Основные цели, задачи, функции данного учебного курса.

– Значимость и важность изучения данной дисциплины.

– Взаимосвязь данной науки с другими учебными курсами педагогического университета.

– Отношение к окружающей природной среде как предмету психологических исследований.

– Взаимодействие личности с природой как психологическая проблема современности.

– Формирование экологичной личности.

– Функции экологического сознания в формировании личности студента в образовательном процессе вуза.

– Современный экологический вандализм и его значение в формировании личности.

– Экологическое сознание. Механизм формирования экологического сознания человека.

– Восприятие предметного мира природной среды.

Остановимся на возможностях экологизации учебного курса «Возрастная психология». На лекционных занятиях по этой дисциплине возможно рассмотрение вопросов, касающихся основных возрастных и социальных правил формирования биоэкологического сознания личности, иначе говоря, позиция отношения к природной окружающей среде в предшкольном возрасте, младшем школьном возрасте, отроческом возрасте, юношеском возрасте; возрастные привязанности и антипатии к большинству представителей флоры и фауны; возрастные преобразования в формировании биоэкологического мыслительного процесса, и вопрос его возрастного изменения. Поэтому в учебную программу можно добавить следующие учебные темы:

– субъективное, индивидуальное отношение к природе в дошкольном возрасте;

– индивидуальное отношение к природной окружающей среде в младшем школьном возрасте;

– индивидуальное отношение к природной окружающей среде в подростковом возрасте.

Кроме психологической готовности, как правило, выделяют педагогическую готовность к осуществлению биоэкологического воспитания и образования будущих педагогов. В связи с этим, нам думается, необходима корректировка программного обеспечения таких учебных курсов, как «Теория и технология процесса обучения», «Общие основы педагогики и нормативно-правовое обеспечение образования» и др., внесение добавлений и изменений в рабочее и учебное программное обеспечение.

Вследствие этого экологизация учебного курса «Теория и технологии обучения» выглядит таким образом:

– основные закономерности познания обучающимися природной окружающей среды;

– действующие эффективные педагогические методики в общеобразовательных организациях;

– технологии проведения экологического обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе;

– педагогические приемы экологического обучения и воспитания в общеобразовательной школе;

– основные средства экологического обучения и воспитания в ОО;

– обучающие принципы экологического обучения в ОО;

– структура и содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности;

– педагогические стратегии взаимодействия обучающегося с природой.

Экологизация дисциплины «Общие основы педагогики и нормативно-правовое обеспечение образования» выглядит следующим образом:

– сущность понятия «экологическая педагогика». Основные цели, задачи. Связь с другими учебными дисциплинами;

– актуальность и значимость экологической педагогики в современном мире;

– система биологического и экологического образования в образовательной организации;

– общенаучное исследование в сфере современного биоэкологического образования и воспитания.

  1. Применение на лекционных и семинарских занятиях интерактивных способов процесса воспитания и обучения, к которым можно отнести «мозговой штурм» (атака), мини-лекция, деятельность в группах, тестовый опрос, беседы, обучающие и деловые игры, проектную деятельность, решение ситуационных проблемных биоэкологических задач, проигрывание ситуаций, анализ сюжетных рисунков, кейс-метод и др. Например, при изучении курса «Экология» используются следующие интерактивные методы обучения (табл. 1).
  2. Расширение круга способностей обучающихся в формировании экологической культуры происходит посредством внедрения будущего педагога в огромное количество многообразных видов эколого-ориентированной деятельности – природозащитной, природовосстановительной, креативно-созидательной и др.; исследовательскую, проектную, грантовую деятельности; волонтерство, экологические квесты, экологические праздники, экологические акции; общественно-педагогическая практическая деятельность; предметные олимпиады, научные конференции; креативные объединения (кружки, секции, студии) и др.
  3. Экологизация образования через проведение тематических внеклассных мероприятий. Например, «Всемирный день водно-болотных угодий», «Всемирный день дикой природы», «День птиц», «Международный день рек», «Всемирный день биологического разнообразия», «День Земли», «День экологических знаний», в процессе проведения которых большое внимание уделяется охране окружающей среды.
  4. Применение интернет-пространства по учебным курсам естественнонаучного цикла.

 

Таблица 1 – Интерактивные методы обучения, используемые при изучении курса «Экология»

Название темы

Цель

Интерактивные методы обучения

Результат

1

Взаимоотношения личности, социума и природной окружающей среды в истории цивилизации

Сформировать экологическое мировоззрение у будущих учителей на базе этических взаимоотношений индивид – среда

Лекция-беседа, креативное задание

Переход от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» взаимоотношениям

2

Глобальные общественно-экологические проблемы. Способы их решения

Возможность оценивать экологическое состояние природы в РФ и в регионе (городе) и пути его изменения, состояние естественных ресурсов

Мозговой штурм «Обеспечение человечества экологически чистой питьевой водой», кейс-стадии (учебно-экологические задачи)

Активация креативной деятельности: перенос полученных научных знаний в учебную ситуацию

3

Экологический мониторинг

Осознание важности экологического мониторинга для сбалансированного развития индивида и природной среды

Круглый стол «Почему необходимы любому члену социума экологическое образование и экологическая культура?»

Заявление индивидуальной экологической позиции: развитие креативного стиля мышления

4

Экология жизненных сред обитания

Осознание взаимосвязи состояния окружающей природной среды и здоровья личности

Ролевая игра: «Значение биосферы в жизни любого индивида и социума»; тестовые задания

Диалог как способ развития преподавателя и обучающегося

5

Идея разумной оболочки Земли. Концепция устойчивого развития биосферы

Осознать значение человека при достижении баланса между социумом и природной средой

Креативное задание «Что будет, если…»

Проявление исследовательско-логических способностей у студентов при осознании целостности мира и человека

 

Н.В. Банщикова в своем труде «Интернет-пространство как один из видов общественной коммуникации» акцентирует внимание на том, что «интернет-пространство представляет собой особенную публичную сферу, которая становится своеобразной площадкой для развития виртуальной социальности, вмещающая в себя множество особых черт, среди которых можно выделить скрытость и неограниченность взаимодействия. Самым важным свойством интернета как пространства реализации социальных коммуникаций становится интерактивность его среды, которая обеспечивает достаточно быструю обратную связь, а также отсутствие зависимости от пространственно-временных характеристик» [14].

В современном мире существующая сеть Интернет не является исключительно только средством обучения, кроме этого она дает возможность преподавателям и обучающимся максимальные возможности. Использование интернет-технологий позволяет будущим учителям применять все необходимые инструменты, методы, приемы, средства исследования окружающего мира, развивая их в самостоятельную деятельность посредством использования многообразных видов учебной деятельности, реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса воспитания и обучения посредством внедрения специфики диалога.

В результате изучения дисциплин естественнонаучного профиля будущие педагоги могут самостоятельно использовать следующее: текстовые редакторы, графические редакторы, структуру управления базами данных, специальные информационные программы, мультимедийные обучающие программы, тестовые опросы, электронные учебники по многим учебным курсам и др.

Отечественные исследователи М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат считают, что «интернет-технологии уже не являются компонентом будущего, и преподаватели должны приложить определенные усилия для того, чтобы стать «грамотными» в их применении в своей профессиональной деятельности» [15].

По мнению Т.Ф. Заглядовой, Е.В. Савощиковой, «интернет есть не что иное, как всемирная система передачи необходимой информации, глобальная «паутина» компьютерных систем и технологий, снабженная техническими средствами, оборудованными программными обеспечениями» [16].

Выбор нужной информации в ресурсах сети Интернет может происходить по многим причинам. Например, необходимо разработать тематический видеоролик («Глобальный экологический кризис – это миф или реальность?» или «Я – за здоровый образ жизни!» и др.) с музыкальным сопровождением. Конечно, с одной стороны, это устраняет многие проблемы, но с другой стороны возникают проблемы с обучением [17]. Одной из доминирующих задач преподавателя высшей школы становится использование рациональных информационных технологий, методик, средств и способов обучения, которые позволяют активизировать образовательную деятельность будущих специалистов. Главным посредником в решении новых целей становятся информационно-коммуникационные технологии обучения [18; 19].

В учебно-воспитательном процессе высшей школы можно применять метапоисковую систему. Это нужно при определении структуры таких понятий, как «опытно-экспериментальная деятельность», «ГЭК», «глобальная экологическая катастрофа», «биосфера», «ноосфера», «биота» и др.

Кроме того, благодаря интернет-пространству возможно произвести анализ заданной темы из естественнонаучной области знаний – например, «Законы социальной и прикладной экологии», «Воздействие природной среды на организм человека», «Воздействие человека на природу» и др. Сейчас есть много ресурсов сети Интернет. Среди них множество тех, которые будущие педагоги могут применять для увеличения степени экологической культуры: курсы дистанционного обучения (например, itdrom.com, scholar.urc.ac.ru), курсы переподготовки, программы и электронные учебники, которые предназначены для самообразования (например, ntuit.ru, runetica.com), обучающие предметные олимпиады, научные викторины, online и offline тесты (например, certifications.ru), научные объединения, телеконференции, виртуальные библиотеки (например, www.gpntb.ru), виртуальные консультационные центры. И многое другое.

Итак, интернет-пространство позволяет будущему специалисту максимально продуктивно применять богатый инструментарий, поставляемый современными информационными компьютерными технологиями. Ведущие способы использования интернет-ресурсов заключаются в следующем: можно мгновенно получить необходимую информацию и вывести ее на большой экран (показать репродукцию картины или организовать интерактивную экскурсию по любому музею мира); работать в реальном времени со словарями и энциклопедиями; оказаться в любой точке земного шара. Будущие учителя привыкают к общению, выбору и обработке информации современными средствами, у них увеличивается чувство уверенности в себе, так как появляется возможность отыскать ответ практически на любой вопрос [20].

×

About the authors

Alla Lvovna Busygina

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: busygina@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Svetlana Yurievna Bakulina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bakulina@sgspu.ru

candidate of culturology, acting rector, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Elena Vladimirovna Lizunova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: lizunova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Lidiya Vasilievna Vershinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: vershinina@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Aleksandr Georgievich Busygin

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: busygin@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Закирова Л.А., Кондрух А.В. Экологическое образование учащихся колледжа как основа игрового и учебного маркетинга // Педагогические условия решения проблем профессионально-экономического образования личности: сб. науч. тр. Нижний Новгород: ВГППА, 2004. С. 23–25.
  2. Машкова И.В. Роль экологизации образования в системе образования // Материалы науч.-метод. конф. молодых ученых ун-та. Челябинск: УралГУФК, 2007. С. 119–125.
  3. Соломин В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 224 с.
  4. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3–7.
  5. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2003. 768 с.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
  8. Савенкова А.Д. Педагогические аспекты организации образовательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2, № 3. С. 36–37.
  9. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 40–54.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  11. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 157 с.
  12. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Образование-культура, 2000. 144 с.
  13. Иванов Д.А. Образовательная или развивающая среда // Библиотека журнала «Директор школы». 2007. № 6. С. 48–49.
  14. Гоношилина И.Г. Экологическое сознание: социально-политический аспект: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. Ульяновск, 2003. 174 с.
  15. Гоглова М.Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 240 с.
  16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2011. 128 с.
  17. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
  18. Смолкин А.М. Методы активного обучения: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 175 с.
  19. Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. Волгоград: Учитель, 2014. 175 с.
  20. Винокурова Н.Ф. Экология и географическое образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы / под ред. Н.М. Мамедова. М., 1996. С. 43–47.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Busygina A.L., Bakulina S.Y., Lizunova E.V., Vershinina L.V., Busygin A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies