All-Russian English language school Olympiad tasks (based on Samara Region municipal stage)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers the essential features of municipal stage of All-Russian English Language School Olympiad (ARELSO or Olympiad). The author views the Olympiad as a creative intellectual contest (subject Olympiad) aiming at revealing intellectually, linguistically, socioculturally and creatively gifted and talented in the sphere of foreign languages children and further developing their intellectual and creative potential. The author emphasizes the importance of ARELSO as an effective means of assessing students’ knowledge as well as its correspondence with CEFR; of stimulating students’ interest and encouraging their competitiveness, creative, analytical and research activity, readiness for self-study and independent learning; of helping them to identify their future vocational orientation. Outlining researchers’ contribution to the field of intellectual contests and work with gifted and talented children, the author has to admit the absence of comprehensive full-scale research into subject Olympiads, covering theoretical aspects of and practical guidelines for designing English language Olympiad tasks. The relevance of the study is determined by the author’s experience as an Olympiad tasks designer and an attempt to offer thorough guidance and practical tips to inexperienced teachers involved in the process of preparing students for ARELSO. The paper reveals how the regulations of All-Russian School Olympiad are observed in real municipal level tasks. The author comments on the task types and formats, their linguistic and intellectual complexity, thematic and sociocultural relevance. As a result of the study, the author emphasizes the necessity of designing for the Olympiad new original tasks with the aim of assessing students’ creative potential, foreign language competence and scope in the sphere of linguistics, country studies, linguocultural studies and cross-cultural communication.

Full Text

Основной целью предметных олимпиад, по нашему мнению, является создание условий для выявления одаренных в отдельной области знаний детей и их дальнейшего интеллектуального и творческого развития. Так, цель олимпиад по иностранным языкам состоит в отборе и поддержке учащихся, демонстрирующих особые способности в области лингвистики, лингвострановедения и лингвокультурологии. В задачи различных олимпиад по иностранному языку входит мониторинг уровня владения иностранным языком, повышение мотивации к его изучению и интереса к образовательному процессу. Подобные интеллектуальные соревнования также играют значительную роль в профессиональной ориентации школьников. Наиболее известной и почетной олимпиадой для школьников является Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ).

В связи с планируемым введением обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам, в условиях переосмысления парадигмы развития школьного иноязычного образования [1], невозможно переоценить интерес ученых и практикующих педагогов к способам стимулирования школьников к их изучению, как на уроках в школе, так и в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования и самостоятельной работы, включая участие в олимпиадах различного уровня. Проблемам отбора одаренных детей, организации различных форм работы с ними, в том числе посредством олимпиад по иностранным языкам, посвящен ряд исследований в области психологии, педагогики, методики обучения иностранным языкам: о познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности [2]; о формировании готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку [3]; о формировании гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников [4]; об обучении лингвистически одаренных школьников иностранному языку [5]; о коллективных способах обучения английскому языку (АЯ) одаренных детей [6]; о проектной методике обучения иностранному языку одаренных старшеклассников [7]; об индивидуальных подходах к одаренным обучающимся [8]; о формировании мотивации у одаренных детей [9]; о роли олимпиад школьников по иностранным языкам в контексте их профессиональной ориентации [9; 10]; о дистанционных олимпиадах по страноведению [11]; об обучении талантливых детей лексике [12]; о конкурсе устной речи ВсОШ [13]; о развитии критического мышления в контексте ВсОШ [14] и др.

Выделению специальной «олимпиадной компетенции» в предметной области «Иностранный язык» и ее формированию посвящена работа Т.В. Сказочкиной, М.Я. Креер [15]. Авторы выделяют в ее структуре информационную (в том числе информированность учащихся о формате заданий), предметную (лингвальную и страноведческую) и творческую компетенции. Важным компонентом олимпиадной компетенции являются социально-ориентированные метакогнитивные навыки (XXI century skills or soft skills): умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность и др. Однако, несмотря на неоспоримую важность олимпиад в современной системе российского образования, не существует комплексного исследования олимпиад по иностранным языкам, в частности, представляются недостаточно изученными с научно-методической точки зрения вопросы содержания и типологии заданий олимпиад по иностранным языкам в целом и конкретно ВсОШ по английскому языку (далее – ВсОШ АЯ или Олимпиада). Существующие труды в области ВсОШ АЯ по большей части представлены материалами прошедших олимпиад (зачастую регионального и заключительного уровней) [16; 17], а также методическими рекомендациями по проведению ВсОШ АЯ на различных этапах [18–20].

Между тем остаются открытыми вопросы, связанные с профессиональной компетенцией учителя иностранных языков при работе с одаренными детьми; с обоснованием принципов составления олимпиадных заданий; с разработкой системы деятельности учителя и учащихся по подготовке к ВсОШ АЯ. Одним из немногих трудов, содержащих и теоретические основы и практические рекомендации по разработке олимпиад по иностранным языкам, является методическое пособие, выполненное на базе РГПУ им. А.И. Герцена [21], однако оно по большей части посвящено Герценовской олимпиаде школьников по иностранным языкам. Стремление разрешить противоречие между необходимостью привлекать как можно большее количество высококвалифицированных научно-педагогических кадров и молодых специалистов к работе с одаренными школьниками и недостаточной представленностью в научно-методической литературе практических рекомендаций для начинающих разработчиков по составлению олимпиадных заданий по АЯ и советов учителям иностранного языка по разработке своей собственной системы подготовки к ВсОШ АЯ определяет проблематику нашего исследования.

Цель исследования – изучение принципов разработки олимпиадных заданий и их типологии на примере муниципального этапа ВсОШ АЯ в Самарской области в 2019/2020 учебном году. Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: на основе анализа официальных документов, регламентирующих проведение ВсОШ АЯ на муниципальном этапе, дать методические рекомендации и практические советы по составлению заданий ВсОШ АЯ; проиллюстрировать специфику заданий на основе ВсОШ АЯ муниципального (окружного) этапа в Самарской области в 2019/2020 уч. году.

Наиболее известной олимпиадой по иностранному языку для школьников является Всероссийская олимпиада школьников. На основе опыта разработчика и члена предметно-методических комиссий окружного (муниципального) и регионального этапов ВсОШ в Самарской области в 2015/2016–2019/2020 учебных годах, мы рассматриваем Всероссийскую олимпиаду школьников по английскому языку (ВсОШ АЯ) как творческий интеллектуальный конкурс (предметную (профильную) олимпиаду), целью которого является выявление интеллектуально-развитых, лингвистически, социокультурно и творчески одаренных в области иностранных языков школьников и дальнейшее развитие их интеллектуального и творческого потенциала. Участие в ВсОШ АЯ является элементом более глубокого погружения в программу обучения АЯ и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, включающей социокультурную и социолингвистическую компетенции, в различных видах речевой деятельности. Кроме того, ВсОШ АЯ способствует определению соответствия уровня владения английским языком общепринятым международным стандартам, а именно осуществляет уровневый контроль соответствия обученности школьников общеевропейскому стандарту по шкале CEFR (Common European Framework of Reference). Участие в Олимпиаде служит задаче стимулирования интереса к образовательному процессу и формированию познавательной мотивации школьников в условиях соревновательной деятельности; развитию их творческой активности, аналитических и исследовательских способностей, критического и креативного мышления; стимулирует готовность учащихся к самообразованию, саморазвитию и самостоятельности; побуждает их к проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности в области лингвистики, лингвострановедения, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации. И наконец, ВсОШ АЯ способствует профессиональной ориентации школьников и осуществляет отбор выпускников, готовых и способных к освоению программ высшего образования в области иностранных языков.

ВсОШ АЯ проводится ежегодно в четыре этапа: школьный, муниципальный (его еще иногда называют окружной), региональный и заключительный. В муниципальном этапе ВсОШ АЯ принимают участие учащиеся двух возрастных групп: 7–8 и 9–11 классов. Членам предметно-методических комиссий региона при разработке олимпиадных заданий необходимо ориентироваться на Порядок проведения ВсОШ АЯ, который определен Центральной предметно-методической комиссией ВсОШ АЯ (ЦПМК АЯ) и регламентируется Приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252 (ред. от 17.11.2016) «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и изменений, внесенных в Порядок (приказы Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 249 и от 17 декабря 2015 г. № 1488, 17 ноября 2016 г. № 1435) [22]. ЦПМК АЯ ежегодно готовит Методические рекомендации по организации и проведению различных этапов ВсОШ АЯ, доступных на методическом сайте ВсОШ [18–20]. Разработчики заданий готовят два пакета олимпиадных заданий, ориентируясь на Методические рекомендации для муниципального этапа [18], согласно которым для 7–8 классов рекомендуется уровень B1 – B1+ по шкале Совета Европы, а для 9–11 классов – B2 – B2+.

Согласно рекомендациям ЦПМК АЯ, усложнение уровня, отмеченное как «+» (B1+ / B2+), означает, что помимо большинства заданий уровня B1 (B2), возможно включение 2–3 заданий уровня B2 (C1) соответственно [18, с. 9], что значительно превосходит уровень владения АЯ, который необходим для освоения школьной программы (B1/B1+/B2 для возрастной группы 9–11 классов). Конечно, разработчики, члены предметно-методических комиссий окружного этапа Олимпиады могут принимать решение об упрощении рекомендуемого уровня заданий, но с учетом того, что задания регионального и заключительного этапов (для 9–11 классов) готовит ЦПМК АЯ, а пакет заданий рассчитан на уровень сложности В2-С1, считаем нецелесообразным занижение уровня сложности Олимпиады, по крайней мере для 9–11 классов, победители и призеры которой проходят на региональный этап и должны быть готовы продемонстрировать соответствующий уровень иноязычной подготовки. В то же время разработчикам необходим тщательный мониторинг уровня сложности заданий предыдущего, школьного, и последующего, регионального, этапов.

Муниципальный этап ВсОШ АЯ в Самарской области проводится по четырем конкурсам: обязательные для всех этапов конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест (Use of English), конкурс письменной речи (Writing). Из-за технических сложностей, связанных с проведением конкурса устной речи (Speaking), организатор муниципального этапа в Самарской области на протяжении последних нескольких лет принимает решение о непроведении этого конкурса.

Что касается общей продолжительности 4-х письменных конкурсов муниципального этапа, ЦПМК АЯ рекомендует одинаковую общую продолжительность школьного и муниципального этапов: для 7–8 классов от 60 до 90 минут, для 9–11 классов от 90 до 120 минут [18, с. 11]. Мы рекомендуем ориентироваться на высшую границу времени, особенно при невозможности ознакомиться с актуальными заданиями школьного этапа, во избежание превышения продолжительности конкурсов школьного этапа одной возрастной группы продолжительности конкурсов муниципального этапа той же возрастной группы. Более того, возможно увеличение времени письменных конкурсов до 180 мин. для 9–11 классов (такое время допускает и ЦПМК АЯ, и практика проведения Олимпиады в Московском регионе – московские разработчики являются «законодателями мод» олимпиадных заданий по АЯ). По нашему мнению, увеличение (возможно, постепенное) общего времени Олимпиады является вполне обоснованным с учетом возрастающего количества и ежегодного усложнения предлагаемых для выполнения заданий. Более того, такая продолжительность Олимпиады готовит участников 9–11 классов к последующему увеличению общей продолжительности письменного тура до четырех часов на возможном для них (в случае успешного выступления на муниципальном этапе) региональном этапе [19, с. 4].

Что касается типологии заданий для отборочных туров ВСОШ АЯ, несмотря на существующий перечень рекомендованных для включения в письменную часть Олимпиады видов заданий (см., например, [18, с. 10–11], на практике содержание различных конкурсов и предлагаемых к выполнению заданий строго не регламентировано, что, на наш взгляд, хоть и является объективно трудным для участников Олимпиады (неизвестно, задания какого формата могут быть предложены), полностью соответствует олимпиадному принципу творческого характера заданий («все задания Олимпиады должны быть интересны для учащихся и творчески ориентированы») и требованию не повторять в формате олимпиадных заданий формат ГИА по АЯ [18, с. 12]. Кроме того, по нашему мнению, для соблюдения отличия Олимпиады от тестирований государственного (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) и международного (IELTS, TOEFL, FCE, CAE) форматов необходимо наряду с «классическими» тестовыми заданиями по АЯ включать на муниципальном уровне задания проблемно-поискового, творческого и/или деятельностного характера, не повторяющие не только форматы ГИА-9 и ГИА-11, но и форматы любого сертифицированного международного теста или экзамена. Включение подобных новых заданий на ежегодной основе позволяет разработчикам заданий проявить свое творчество и оригинальность и способствует выявлению интеллектуального и творческого потенциала, аналитических способностей, критического и креативного мышления учащихся, стимулирует познавательный интерес, побуждает их к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности в области лингвистики, лингвострановедения, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Далее рассмотрим подробнее принципы составления олимпиадных заданий на примере пакета заданий для учащихся 7–8 классов муниципального (окружного) этапа 2019/2020 уч. г. в Самарской области. Пакет для 7–8 классов был представлен следующими заданиями (табл. 1).

Первый раздел Олимпиады – конкурс понимания устной речи, или аудирование (Listening). При составлении заданий для конкурсов понимания устного текста рекомендуется использовать связные «современные, аутентичные, тематически и социокультурно адекватные» тексты, языковая сложность которых должна соответствовать выбранному уровню сложности [18, с. 9]. Учащимся предлагалось прослушать два аудиотекста и выполнить три задания. Оба текста предъявлялись два раза. Первый текст повествовал о том, как тинейджеры в Соединенном Королевстве тратят деньги (Listen to a radio programme about how teenagers in the UK spend their money). Тематика текста полностью вписывается в круг интересов возрастной группы, на которую он ориентирован, – связан с «жизнью молодого поколения» [18, с. 9–10]. Сначала учащимся предлагалось выполнить традиционное для аудирования задание на заполнение пропусков (gap filling or sentence completion). Затем на основе того же текста необходимо было ответить на вопросы «утверждение верно/неверно» (true/false). Несмотря на типичность заданий, определенная сложность связана с тем, что вопросы второй части задания не следуют за вопросами первой части в соответствии со звучащим текстом. Учащимся необходимо принять решение о правильной стратегии выполнения задания: или отвечать на вопросы первой части при первом прослушивании, а второй части при повторном прослушивании; или стараться ответить на максимальное количество вопросов первой и второй части при первом прослушивании, а затем ответить на оставшиеся вопросы при повторном прослушивании.

 

Таблица 1 – Задания 7–8 классов муниципального этапа ВсОШ 2019/2020 уч. г. в Самарской области

Конкурсы/ объекты контроля

Количество и тип задания (все задания по уровню сложности соответствуют уровню B1-B2 по шкале Совета Европы)

Количество баллов

Время выполнения раздела

1

Аудирование

Listening

1а. Задание на заполнение пропусков (gap filling or sentence completion)

10

20 мин.

1б. Задание типа «утверждение верно/неверно» (true/false) по отношению к тексту

5

2. Ответы на вопросы по содержанию текста: выбор правильного ответа из трех предложенных (multiple choice)

5

2

Чтение

Reading

1а. Чтение текста с заданием типа «утверждение верно/ неверно» (true/false) по отношению к двум частям текста

5

25 мин.

1б. Задание на поиск и соотнесение необходимой информации: выбор правильного ответа из двух предложенных

8

2. Поиск в тексте слов / выражений, соответствующих данным дефинициям

7

3. Задание на заполнение пропусков в кратком изложении текста

5

3

Лексико-грамматический тест и задания на проверку социокультурной компетенции

Use of English

1. Задание на заполнение пропусков в тексте с выбором правильного ответа из трех предложенных (multiple choice) (на проверку социокультурной компетенции)

10

25 мин.

2. Задание на умение составлять анаграммы по заданной теме (на проверку лингвистической компетенции)

4

3. Задание на омонимы, омофоны и омографы (на проверку лингвистической компетенции)

6

4

Письмо

Writing

Продуктивное письменное высказывание в формате статьи (задание с развернутым ответом на вопрос открытого типа – объем 120–150 слов)

10×2

40 мин.

 

 

Итого:

85 баллов

110 мин.

 

Второй аудиотекст повествовал об известной британской исторической личности – У. Черчилле (Listen to a talk on a famous British historical figure). Тематика текста, повествующего о жизни выдающегося британского премьер-министра, находится в русле пропаганды «лингвистических и социокультурных знаний, связанных с <…> историей и культурой англоязычных стран» [18, с. 6]. Участникам предлагалось ответить на вопросы по содержанию текста: выбрать правильные ответы из трех предложенных (multiple choice), что объективно более сложное задание, чем задание на заполнение пропусков, так как предполагает внимание к деталям и владение навыками перифраза. Включение в Олимпиаду, с одной стороны, привычных по формату заданий, с другой стороны, заданий разного уровня сложности отвечает рекомендации ЦПМК АЯ «сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание» [18, с. 9].

Максимальное количество баллов за раздел Listening20. Задание проверяется по ключам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. С учетом наличия задания на заполнение пропусков, предусмотрена возможность расширения ключей (по решению жюри некоторые предложенные участниками варианты ответов могут засчитываться как правильные и добавлены в первоначальный ключ). Время проведения аудирования – 20 минут.

Следующий раздел олимпиады – конкурс понимания письменной речи (Reading). В этом году, из-за включения в этот раздел Олимпиады новых видов заданий в качестве эксперимента, было принято решение предложить учащимся один текст на чтение большого объема и ряд заданий к нему. Тематика текста была обусловлена тем, что 2020 год был объявлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Годом медицинской сестры и акушерки (International Year of Nurse and Midwife); а также оказался годом 200-летнего юбилея известной английской медсестры Ф. Найтингейл, поэтому текст, связанный не только с выбором профессии, но и с историей англоязычных стран и известными представителями определенной профессии, показался подходящим. Представление тематики в начале текста не только помогает настроиться на чтение, но и дает необходимую социокультурную информацию (The World Health Organization (WHO) nominated 2020 as the Year of the Nurse and Midwife because of the vital contribution of nurses and midwives towards achieving universal health coverage. 2020 is also the 200th anniversary of the birth of Florence Nightingale. Read the text ‘True heroines of their age’ about Florence Nightingale and Clara Barton).

Сначала участникам Олимпиады предлагалось выполнить два задания: чтение текста с заданием типа «утверждение верно/неверно» (true/false) по отношению к двум частям текста (For statements 1–5 decide what the two women had in common – write true (T), if they refer to both women, or false (F), if not); и задание на поиск и соотнесение необходимой информации: выбор правильного ответа из двух предложенных (For statements 6–13 decide whether they describe F. Nightingale (write N) or C. Barton (write B)).

Следует отметить графические особенности расположения текста и заданий: для удобства прочтения текст True heroines of their age разделен на две части: Florence Nightingale – The Lady with the Lamp; Clara Barton – The Angel of the Battlefield. Сами вопросы предшествуют тексту, что отвечает стратегии выполнения задания путем ознакомления с вопросами до начала чтения объемного текста и возможности, при необходимости, выделить в вопросах главные моменты и фокусировать на них внимание при прочтении текста. Также вторая часть задания отделена от первой (Which nurse?), что сигнализирует о смене задания и призвано помочь участникам сосредоточиться на задании другого вида.

Следующее задание на основе того же текста представляло собой поиск в тексте слов/выражений, соответствующих данным дефинициям (Now read the text about the heroines again and for questions 14–20 find words / phrases which match the definitions below). Считаем, что подобное задание носит «проблемно-поисковый характер» и способствует «развитию у обучающихся <…> интереса к английскому языку», выявлению «творческого потенциала» [18, с. 6–7], так как позволяет участникам найти в тексте единицы, которые, возможно, не были им известны, но становятся понятны в контекстном использовании (midwife, infirmary). Отметим здесь попутно, что на муниципальном этапе в случае выбора текста со слишком высоким уровнем лингвистической (языковой) сложности, для 7–8 классов допустимы пре-текстовая обработка (адаптация), сокращение объема, которые не приводят к искажению общего смысла.

Следующим заданием было задание на заполнение пропусков в кратком изложении текста о Ф. Найтингейл (summary) с выбором вариантов ответа из предложенного меню (For questions 21–25 complete the summary about Florence Nightingale with the words in the box below. You have more words than necessary). Задание проверяет навыки чтения и владение лексическими единицами тематики «Personal qualities (characteristics)» (persistence, resourcefulness, dedication, etc.).

Таким образом, несмотря на то, что уровень сложности заданий на этом этапе выше, чем на школьном этапе, задания интересны для учащихся соответствующей возрастной группы, что отвечает предъявляемым требованиям [18, с. 7]. Максимальное количество баллов за раздел Reading 25. Задание проверяется по ключам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Время проведения конкурса понимания письменного текста – 25 минут.

Следующий раздел Олимпиады – Лексико-грамматический тест и задания на проверку уровня сформированности социокультурной компетенции, который традиционно называют Use of English. Необходимо пояснить, что в конкурс Use of English на муниципальном и последующих этапах традиционно включают задания на социолингвистическую и социокультурную компетенцию [18, с. 8].

Первое из заданий (Culture Quiz) представляло собой задание на заполнение пропусков в тексте с выбором правильного ответа из трех предложенных (multiple choice) (на проверку социокультурной компетенции) (Read the text below about the American Revolution and choose the correct word to complete each gap (1–10)). Приведем пример части текста с пропуском и предлагаемых вариантов ответа: They declared their independence on (6) ……………………… 1776, a date which is still celebrated with a national holiday every year, Independence Day.

  1. July 4th;
  2. July 14th;

С. June 4th.

Таким образом, предложенное задание на первый взгляд повторяет один из форматов ГИА-11 и международных экзаменов по английскому языку, однако проверяет не только лингвистическую компетенцию участников, но является заданием страноведческого плана. Задания такого типа проверяют знания в области географии, истории, политики и культуры англоязычных стран: Соединенного Королевства, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии – и раскрывают уровень сформированности страноведческой (по-другому, лингвострановедческой, социокультурной и/или социолингвистической компетенции) (см., например, [15, с. 409]). Задание в полной мере помогает осуществить отбор наиболее одаренных в лингвистическом и социокультурном плане детей, объем знаний которых выходит далеко за рамки школьной программы и которые уделяют большое внимание самостоятельному приобретению фоновых знаний и изучению специфической лексики, отражающей реалии иноязычных стран (из задания об Американской революции – The Boston Tea Party’, the American War of Independence, Abraham Lincoln, Franklin D. Roosevelt, George Washington, Thomas Jefferson, a crown dependency and an overseas territory, etc.). Проверяемые единицы в полной мере отвечают требованию о «коммуникативной ценности» (то есть не носят «экзотического характера») [18, с. 11].

Следующим в этом конкурсе был раздел Linguistic Quiz, состоящий из двух заданий (на проверку лингвистической компетенции): задание на умение составлять анаграммы по заданной теме; задание на омонимы, омофоны и омографы. В силу лингвистической специфики представлялось необходимым предварить выполнение задания объяснением используемых терминов (An «anagram» is a word or phrase that is made by arranging the letters of another word or phrase in a different order). Также особое внимание необходимо уделять формулировке задания и приведению примеров (For questions 11–14 make up new words which mean jobs and occupations. Study the example first. E.g. Change cheater into a person who works in a school. __teacher__). Тематическая ориентация анаграмм призвана облегчить задачу учащимся, так как предложенная тематика «Профессии» (baker, salesman, porter), а также «интеллектуальная сложность» задания соответствует возрастным особенностям участников олимпиады, что отвечает выдвигаемым требованиям [18, с. 9].

В случае задания на омонимию, оно расписано еще более подробно, с приведением дефиниций и примеров на каждый из видов: омонимы, омофоны и омографы (Homonyms are two words that are spelled the same and sound the same but have different meanings, for example can meaning ‘be able’ and can meaning ‘a container’. Homophones are words that sound alike but have a different spelling or meaning, for example some, sum /sʌm/. Homographs are words that are spelt the same but have different meanings, and may have a different pronunciation, for example bow /baʊ/, bow /bəʊ/). Как и в предыдущем случае уделено особое внимание формулировке задания (For questions 15–16 find one word which fits both definitions. For sentences 17–18 fill the gaps with the missing homophones. For pairs of sentences 19–20 find the missing homographs which fit both gaps). Таким образом, для определений a genre of music и a stone участники должны получить омоним rock; в предложении There is no a) ________ way to b) ______ a great novel пропуски должны быть заполнены омофонами a) right b) write; подходящим словом для заполнения пропусков в паре предложений She remembered everything in ____ detail. I enjoyed every _____ of the party является омограф minute.

Таким образом, задания раздела Use of English являются заданиями проблемно-поискового, творческого характера, стимулирующими познавательный интерес, а также являются дифференцирующими заданиями, которые, с одной стороны, предлагают более сложные, чем другие разделы, лингвистические и экстралингвистические задачи, с другой стороны, позволяют осуществить отбор наиболее одаренных в лингвистическом и социокультурном плане участников. Максимальное количество баллов за Use of English – 20. Задание проверяется по ключам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. В вопросах 11–20 учитывается орфография. В задании 17–18 оба слова должны быть указаны верно, под буквами a) и b), чтобы получить 1 балл. Время проведения – 25 минут.

Следующий раздел Олимпиады – конкурс письменной речи (Writing). Учащимся было предложено создать продуктивное письменное высказывание в формате статьи (article) по заданным параметрам (задание с развернутым ответом на вопрос открытого типа объемом 120–150 слов). Задание для конкурса письменной речи предваряется сообщением, что учащийся выполнял школьный проект, инициированный обсуждением проблемы проживания в зарубежной стране:

You did a school project inspired by a class discussion on the following.

Living in a foreign country can be an exciting and rewarding experience. It can also be a very challenging one. «Culture shock» has been officially identified as a form of long-term psychological stress. Many people are unprepared for the reality of living full-time in a different environment.

Далее задание сформулировано в виде конкретной коммуникативной задачи, что отвечает требованиям [18, с. 11]:

Write an article for the school newsletter (around 120–150 words, including the title), answering the three questions below:

What problems might somebody from your country experience if they decided to move to an English-speaking country?

What do you think might be difficult for British / American immigrants in your country?

What do both cultures (foreign and your own) have in common?

Указанные в задании вопросы отражают те аспекты, наличие которых в ответе учащегося лягут в основу принятия решения о выполнении им коммуникативной задачи (Участник описывает: какие трудности могут испытывать русскоязычные иммигранты в англоязычной стране; какие трудности могут испытывать британцы или американцы, переехавшие в Россию; что общего между родной и иноязычной культурами). Включение задания, отражающего не только лингвистическую компетентность участников, но и компетентность в области лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, обусловлено требованием о включении «материала о России (истории, культуре, географии), наряду с текстами об англоязычных странах» [18, с. 9–10]. Это требование последних лет, по всей видимости, связано с разработкой новой концепции содержания образования, направленной, в частности, на изучение истории и культурного наследия страны на уроках гуманитарного цикла в рамках раздела «Цивилизационное наследие России» [23].

Разработчикам Олимпиады необходимо обратить внимание на корректность формулировки заданий, которая должна быть «законченной, простой, доступной» [18, с. 11], в нашем случае не допускающей неоднозначной трактовки о типе выполняемого задания (Write an article for the school newsletter); его объеме (информация повторяется дважды – around 120–150 words, including the title; Write in about 120–150 words on the answer sheet); необходимости руководствоваться вопросами в качестве плана ответа (Write an article for the school newsletter <…>, answering the three questions below). Объем работы должен либо соответствовать заданному, либо отклоняться от заданного не более чем на 10% в сторону увеличения (не больше 165 слов) или на 10% в сторону уменьшения (не меньше 108 слов). При превышении объема более чем на 10% от заданного проверяются первые 150 слов.

Задание не содержит указания на использование определенного стиля письменной речи, в нем только упоминается необходимость использования заголовка (including the title), что соответствует особенностям нейтрального стиля и формата статьи в школьном информационном бюллетене (новостной рассылке).

В материалах для членов жюри подробно расписаны Критерии оценивания и принципы подсчета баллов, и, так как в силу сложности самих продуктивных заданий и неоднозначности критериев их оценивания, письменные конкурсы и их типология могут быть предметом отдельного исследования, не рассматриваются в настоящей работе.

Итоговое максимальное количество баллов за конкурс письма Writing-20. Задание оценивается по Критериям оценивания (максимальный экспертный балл – 10). После усреднения экспертной оценки за работу (берется средний балл между оценками экспертов) балл за данное задание удваивается (умножается на два). Время проведения – 40 минут.

При подведении итогов баллы за все конкурсы суммируются. Максимальное количество баллов за все конкурсы – 85 баллов. Общее время – 110 минут.

Таким образом, нами были рассмотрены принципы разработки и типология олимпиадных заданий на примере муниципального этапа ВсОШ АЯ в Самарской области в 2019/2020 учебном году. Было показано, как требования ЦПМК АЯ, регламентирующие проведение ВсОШ АЯ на муниципальном этапе, реализуются в конкретных заданиях для учащихся 7–8 классов муниципального (окружного) этапа в Самарской области в 2019/2020 уч. году. На основе системного анализа реальных олимпиадных заданий мы пояснили факторы, обусловившие выбор конкретных типов заданий всех письменных конкурсов, отметили тематическую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую ценность текстов и самих заданий, пояснили выбранный уровень языковой и интеллектуальной сложности, а также относительную оригинальность предложенных для решения задач, обратили внимание на корректность формулировок заданий; привели примеры самих заданий и некоторых верных ответов.

Считаем, что представленные на муниципальном (окружном) этапе задания Олимпиады для 7–8 классов полностью отвечают основным целям и задачам ВсОШ АЯ по выявлению творчески и лингвистически одаренных школьников, способных продемонстрировать владение иностранным языком на достаточно высоком уровне, значительно превосходящем необходимый для освоения школьной программы минимум, а также сформированный уровень социокультурной и социолингвистической компетенции. Задания Олимпиады не повторяют формат ГИА-9 и ГИА-11 по АЯ, однако соответствуют требованиям тестовых интеллектуальных заданий в области иностранных языков.

Основой Олимпиады должны стать разнообразные задания заявленного уровня лингвистической и интеллектуальной сложности, обладающие тематической и социокультурной значимостью, соответствующие требованиям тестовых заданий, но не дублирующие известные форматы, проверяющие интеллектуальный и творческий потенциал школьников, сформированность их иноязычной коммуникативной компетенции, кругозор в области лингвистики, лингвострановедения, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Надеемся, что разъяснения, методические рекомендации и практические советы по составлению заданий ВсОШ АЯ на конкретном этапе помогут начинающим учителям в подготовке школьников к этому и другим уровням ВсОШ, а возможно, и в составлении пакета олимпиадных заданий с учетом всех особенностей таких интеллектуальных конкурсов. Исследование может быть продолжено детальным анализом специфики заданий последующих этапов ВсОШ (регионального и заключительного). Понимание содержания Олимпиады и принципов составления олимпиадных заданий лежит в основе создания алгоритма действий по разработке концепции олимпиады или иного интеллектуального конкурса в области иностранных языков, предназначенного для определенного контингента учащихся как школьного, так и вузовского уровня, а также для системы подготовки учащихся к лингвистическим олимпиадам разного уровня.

Такая система призвана не только выявлять и развивать творческие способности, интерес учащихся к иностранным языкам и научно-исследовательской деятельности в области лингвистики, лингвострановедения и лингвокультурологии, но и оказывать помощь в их профессиональной ориентации для будущего осознанного продолжения обучения по гуманитарному или социокультурному направлениям подготовки, что, применительно к специфике такого высшего учебного заведения, как СГСПУ, означает отбор выпускников, готовых и способных к освоению программ высшего образования в области иностранных языков (направления подготовки бакалавриата «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Зарубежное регионоведение»).

×

About the authors

Oksana A. Maksimchik

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: maksimchik@pgsga.ru

candidate of philological sciences, associate professor of English Philology and Cross-cultural Communication Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Биболетова М.З. Концепция предметной области «Иностранные языки» как стратегия развития иноязычного образования в российской школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 40. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. Нижний Новгород: НГЛУ, 2017. С. 195–204.
  2. Грекова В.А. Особенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности: дис. … канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 234 с.
  3. Борисова Е.А. Формирование готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. 247 с.
  4. Щербатых Л.Н. Методология, теория и технология формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в современной системе дополнительного иноязычного образования: дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2017. 588 с.
  5. Румянцева М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.
  6. Дудкина Л.Н., Овчинникова Н.И. Особенности организации коллективных способов обучения английскому языку одаренных детей // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: науч. метод. журнал. 2018. № 2 (11). С. 95–101.
  7. Компанеева Л.Г. Методика обучения иностранному языку одаренных старшеклассников (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 254 с.
  8. Забелина Н.А., Петрова Е.А. Особенности работы с одаренными детьми (на материале английского языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). С. 225–233.
  9. Фролова И.В., Переверткина М.С., Шегай Н.А. Олимпиады школьников по иностранным языкам в парадигме современного образования «Школа – Вуз» // Universum: Вестник Герценовского университета. 2015. № 1–2. С. 41–45.
  10. Фролова И.В. Герценовская олимпиада школьников как современная форма оценивания уровня владения иностранным языком при поступлении в вуз // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 169–173.
  11. Гуманова Ю.Л. Особенности современных российских дистанционных олимпиад по страноведению // Иностранные языки в контексте культуры: межвуз. сб. статей. Т. 1. Пермь, 2011. С. 420–425.
  12. Богданова С.Ю. Разработка стратегии работы с талантливыми детьми: обучение иноязычной лексике // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета: науч. журнал. 2012. № 4 (21). С. 167–170.
  13. Кирдяева О.И., Колесникова Е.А. Конкурс устной речи в рамках всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: типы заданий и рекомендации по их выполнению // Обучение культуре устной речи на английском языке: традиции, проблемы, перспективы. М.: ООО «РЕЛОД», 2018. С. 36–49.
  14. Городецкая Л.А. Развитие критического мышления и подготовка школьников к всероссийским олимпиадам по английскому языку // Стратегии интернационализации в иноязычном образовании: мат-лы междунар. конф. Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. С. 32–39.
  15. Сказочкина Т.В., Креер М.Я. Формирование олимпиадной компетенции в рамках концепции «Навыки XXI века» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: мат-лы IV междунар. науч. конгресса / ред. Е.В. Полховская. Симферополь: Ариал, 2019. С. 406–412.
  16. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 5. Задания регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями / общ. ред. Ю.Б. Курасовская. М.: Университетская книга, 2014. 150 с.
  17. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 7. Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями / общ. ред. Ю.Б. Курасовская и Т.А. Симонян. М.: Университетская книга, 2016. 212 с.
  18. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. [Электронный ресурс] / общ. ред. Ю.Б. Курасовская. М., 2019 // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf.
  19. Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 учебном году (для организаторов и членов жюри) [Электронный ресурс]. М., 2019 // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/tr20/24_Требования_%20РЭ%20олимпиады_2019-20_английский%20язык.pdf.
  20. Требования к организации и проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019 году [Электронный ресурс] // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/zakl-trebov-2019/Английский%20язык.pdf.
  21. Подготовка школьников к олимпиадам по иностранным языкам: теория и практика: методическое пособие. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 127 с.
  22. Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников и изменений, внесенных в Порядок: Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158227/f9edc5a8e3c4b638082f3d122659c97eac61ff8e/.
  23. «Цивилизационное наследие России»: нужен ли в школьных стандартах новый раздел? [Электронный ресурс] // Учительская газета. 6 февраля 2018 г. № 06. – http://www.ug.ru/archive/73354.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Maksimchik O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies