Выездные образовательные экспедиции как способ реализации метапредметного подхода в обучении школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются виды и особенности школьных экспедиций и их роль в метапредметном подходе обучения школьников. Экспедиция – это выездное мероприятие, которое проводится согласно разработанной программе в целях познания и изучения территории и/или нескольких объектов. В зависимости от целей и задач выделяют исследовательские, образовательные, историко-краеведческие школьные экспедиции. Под образовательной экспедицией понимается обширное, четко разработанное мероприятие, организуемое учителями различных предметов, для закрепления знаний учащихся, полученных в школе, получения навыков для решения различных проблем в обществе. Образовательная экспедиция может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности с целью реализации метапредметного подхода в обучении школьников. С 2021 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» города Новочебоксарска Чувашской Республики» реализуется образовательный проект «Нескучные уроки в кедах». Для каждой образовательной экспедиции составляется программа, сценарий, дидактические материалы, анкеты обратной связи, подготавливаются необходимые документы для организации и проведения мероприятия. В рамках проекта проведено 6 выездных образовательных экспедиций с общим охватом более 160 человек: «Время летать», «По следам Робинзона Крузо», «Сурский рубеж», «В гости к суркам», «Цветик-семицветик», «ББК». Проведение образовательных экспедиций повышает естественнонаучную функциональную грамотность обучающихся, развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности.

Полный текст

Современное российское образование требует новые методы, формы, педагогические технологии обучения школьников для развития индивидуальных навыков и умений, способностей решать различные проблемы в современном обществе.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС) ставят новые требования и подходы к результатам освоения образовательных программ. В настоящее время учитель должен не только передавать знания, но закреплять их на практике. Кроме этого, современный учитель должен быть не просто педагогом, а учителем-наставником, учителем-новатором, учителем-исследователем. Поэтому современный педагог должен повышать уровень профессионального мастерства не только на курсах повышения квалификации, но и принимая активное участие в различных образовательных мероприятиях, научно-практических конференциях, педагогических семинарах, форумах и т.д.

В современном образовании обучающиеся должны получать знания не только по отдельным предметам, но и видеть и понимать взаимосвязи между предметами. Поэтому метапредметный подход стал неотъемлемой частью новых образовательных стандартов.

Согласно ФГОС, в основной образовательной программе основного общего образования должны отображаться следующие метапредметные результаты обучения:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [1].

По мнению И.Н. Ратиковой, Е.А. Бариновой, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса, предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности [2; 3]. Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях. Надпредметность и универсальность метапредметных действий заключается в том, что, овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности [3].

Согласно С.В. Галяну, метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Он подразумевает осмысливание важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности [4].

Метапредметный подход в образовательной среде должен реализоваться как на интегрированных (метапредметных) уроках, так и во внеурочной деятельности. Современный метапредметный урок может быть представлен в формате урока-путешествия, урока-квеста и урока-игры. Во внеурочное время лучшей формой реализации метапредметного подхода является образовательная экспедиция.

Рассмотрим понятие «экспедиция» в контексте образовательного процесса. В толковом словаре Ожегова под экспедицией понимается поездка, поход группы лиц с каким-либо специальным заданием (обычно в отдаленную местность) [5].

Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации, экспедиция – прохождение маршрута туристской группой в целях изучения территории, одного или нескольких объектов, выполнение общественно полезной, поисковой, исследовательской и иной деятельности продолжительностью 2 дня и более с использованием активных и комбинированных средств передвижения [6]. По мнению А.А. Князевой, образовательные экспедиции – это походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля [7]. Согласно А.В. Леонтовичу, А.В. Цветкову, под учебно-исследовательской экспедицией рассматривается выездное учебно-оздоровительное мероприятие, организуемое образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенное в соответствующую образовательную программу и направленное на развитие у учащихся навыков полевых исследований, получение собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа [8].

Опыт организации и проведения образовательных экспедиций представлен в ряде статей. Авторы в своих работах дают описание образовательных экспедиций по экологическому, археологическому, краеведческому и культурно-этнографическому направлениям [7; 9–12].

Так, например, коллеги из г. Ачинск проводят образовательные экспедиции «Таинственный остров», «По следам Берендея», «Прикоснись к великой тайне». Образовательная экспедиция проводится с учащимися всех классов одной параллели. Это позволяет привлечь учителей разных предметов, классных руководителей, медицинского работника, педагога-психолога, учителя ОБЖ, учителя технологии, родителей и т.д. [7]. В Республике Саха (Якутия) реализуются следующие образовательные экспедиции: «Мой родной край» для 1–4 классов, «Мой родной улус» для 5–6 классов, «Россия – моя история» для 10–11 классов и др. [13].

Большинство авторов считают, что образовательные экспедиции – это походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, с программой деятельности, с продуманными формами контроля, и предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера [7; 14–16].

В проекте учителя истории и обществознания Р.Н. Оконова «Образовательные экспедиции» также рассматривается понятие «образовательная экспедиция» и сделан SWOT-анализ возможности организации образовательных экспедиций [13].

Ранее нами был опубликован ряд статей, посвященных отдельным образовательным экспедициям [16; 17]. В данной статье мы рассматриваем выездные образовательные экспедиции как один из способов реализации метапредметного подхода в обучении школьников.

Цель исследования – определение значимости образовательных экспедиций в контексте метапредметного обучения школьников.

По нашему мнению, образовательная экспедиция – обширное четко разработанное мероприятие, организуемое учителями различных предметов образовательного учреждения и/или педагогами учреждений дополнительного образования, для закрепления знаний учащихся, полученных в школе, для обширного понимания метапредметных связей и формирования навыков для решения различных проблем в обществе.

Мы предлагаем классифицировать школьные экспедиции в зависимости от целей и задач, направленности, продолжительности, места проведения и т.д. (табл. 1).

 

Таблица 1 – Виды школьных экспедиций и их особенности

Вид экспедиции

Характеристика

I. В зависимости от цели и задач экспедиции

– образовательная экспедиция

Экспедиция проходит по значимым природным объектам и комплексам и проводится с целью закрепления учебных знаний и приобретения умений и навыков по нескольким предметам

– учебно-исследовательская экспедиция

Экспедиция направлена на сбор фактического материала, овладение методами исследований и т.п.

– спортивно-туристическая экспедиция

Экспедиция проводится в формате спортивного мероприятия с прохождением маршрута с различными препятствиями

II. В зависимости от направленности экспедиции

– биологическая

Данные экспедиции направлены на изучение флоры и фауны региона

– географическая

Экспедиции, направленные на изучение компонентов атмосферы, литосферы, педосферы, гидросферы

– экологическая

Экспедиции, направленные на изучение экологического состояния окружающей среды и взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой

– историко-краеведческая

Экспедиции, направленные на изучение культуры и истории родного края

– археологическая

Экспедиции, направленные на изучение истории с помощью ландшафтных раскопок

– этнографическая

Экспедиции, направленные на изучение традиции, быта и культуры населения страны

III. В зависимости от места проведения экспедиции

– стационарные экспедиции

С выездом на обустроенное место, где имеются специальные места для палаток или домики, места для хранения собранных материалов, место для хранения и приготовления еды и т.д.

– выездные передвижные экспедиции

С выездом на разные места, чаще всего необустроенные

IV. В зависимости от продолжительности экспедиций

– однодневные

Экспедиция, проходящая в течение одного дня

– многодневные

Экспедиция, проходящая 2 дня и более

V. В зависимости от количества участников

– индивидуальные

1–3 человека

– групповые

От 5 до 15 человек

 

Как видим выше, экспедиции имеют узкоспециализированный характер и трактуются по-разному. Они могут быть учебно-исследовательскими, туристско-спортивными и др.

В 2021 году на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» города Новочебоксарска Чувашской Республики был запущен образовательный проект «Нескучные уроки в кедах». Проект направлен на формирование у школьников целостного восприятия мира посредством метапредметного подхода в обучении.

Социологический опрос от 1 апреля 2021 г., проведенный среди 500 обучающихся 5–10 классов школы показал, что 78% опрошенных не видят взаимосвязи отдельных общеобразовательных предметов. «Обучение как приключение» – под таким лозунгом проходят экспедиции по территории Чувашской Республики «Нескучные уроки в кедах». Организация подобных мероприятий позволяет расширить образовательное пространство, а также включить обучающегося в непосредственное взаимодействие с природой.

Задачами проекта являются:

  1. Организация и проведение образовательных экспедиций с целью закрепления у учащихся знаний, полученных на уроках естественно-математического, гуманитарного направления и их практического применения.
  2. Подготовка информационной платформы для привлечения участников проекта и освещения хода реализации.
  3. Расширение кругозора учащихся и активизация научно-исследовательской деятельности школьников в области естественно-математического и гуманитарного направлений.
  4. Повышение учебной мотивации и развитие навыков самостоятельной систематической исследовательской работы и применения знаний, полученных в процессе обучения [18; 19].

Для успешной реализации образовательного проекта «Нескучные уроки в кедах» сформирована педагогическая команда и календарный план проведения образовательных экспедиций. Наша школа имеет опыт реализации мероприятий экологической и туристической направленности: проводятся эколого-туристические слеты, природоохранные мероприятия и экологические квесты.

Для каждой образовательной экспедиции составляется программа, сценарий, дидактические материалы, анкеты обратной связи, подготавливаются необходимые документы для организации и проведения мероприятия. В программе экспедиции обозначаются цели и задачи, место проведения, формат и направленность проведения, продолжительность и количество участников. Программа экспедиции состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

На подготовительном этапе организации образовательной экспедиции готовится план работы, сценарий, дидактические материалы. Он включает в себя создание инициативной группы из числа педагогов и школьников. На данном этапе оформляются необходимые документы для проведения образовательной экспедиции (списки участников, приказ об организации и проведении, уведомления в управление образования, ГИБДД и др.). Кроме этого, для привлечения участников создается информационное пространство образовательной экспедиции, и школьники заочно знакомятся с предстоящей экспедицией. Например, для участия в образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо» школьникам необходимо было прочитать произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», для образовательной экспедиции «Сурский рубеж» – о подвигах строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, для образовательной экспедиции «В гости к суркам» – о жизни удивительного зверька. Команда педагогов готовит сценарий каждой образовательной экспедиции, где указываются педагогические технологии, методические приемы, прописывается дидактический материал. Сценарий составляется на основе национально-регионального компонента по образовательным областям: филология, культура родного края, география, биология и др. [20]. Консультантами являются ведущие специалисты Чувашской Республики (экологи, биологи, филологи, географы и др.). В сценарии применяются современные педагогические образовательные технологии, такие, как проектные, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, кейс-технологии, технологии проблемного обучения, развития критического мышления и др.

Основной этап включает в себя проведение самой образовательной экспедиции по ранее подготовленному маршруту. В зависимости от целей и задач экспедиции, маршрут может проходить как в одном административном районе, так и по нескольким. Например, образовательная экспедиция «Сурский рубеж» включала посещение 3 административных районов Чувашской Республики (Ядринский, Шумерлинский, Порецкий районы). В каждом районе школьники знакомились с оборонительными объектами. Образовательная экспедиция «В гости к суркам» проходила на территории государственного природного заказника регионального значения «Цивильский сурковый».

Для закрепления полученных знаний используются подготовленные дидактические материалы. Приведем примеры заданий из различных сценариев образовательных экспедиций (рис. 1–4).

 

Рисунок 1 – Пример задания с методическим приемом «Паспорт животного»

 

Рисунок 2 – Маршрутный лист образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо»

 

Рисунок 3 – Пример задания «Военно-полевые сооружения – фотографии» с методическим приемом «Установите соответствие»

 

Рисунок 4 – Пример задания «Строение крыла птицы» с методическим приемом «Установить соответствие»

 

Из рисунков видно, что задания бывают как теоретические, так и практические, и это позволяет применять различные педагогические технологии. Теоретические задания включают себя задания со схемами, таблицами, картами, задания на определение объектов, установление соответствия, задания с пропущенными словами или неправильными предложениями и др. Составленные задания позволяют научиться анализировать информацию, классифицировать и систематизировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. В группу практических заданий входят: работа с полевым оборудованием и инструментами, составление и описание местности, оказание первой медицинской помощи, спортивно-туристические задания и т.д. (рис. 5, 6).

 

Рисунок 5 – Практическое задание «Управление катамараном»

 

Рисунок 6 – Практическое задание «Элементарная физика»

 

Практические задания способствуют развитию познавательной и интеллектуальной деятельности школьников, их критическому мышлению, решению ситуационных и проблемных задач, повышению экологической культуры и др.

Завершением основного этапа является подведение промежуточных итогов самой экспедиции в формате круглого стола. Ребята делятся эмоциями, впечатлениями, рассказывают о своих наблюдениях, проводится рефлексия, в результате которой оцениваются результаты каждого участника. По приезде участники экспедиции заполняют информационное пространство в социальных сетях (выставление фотографий, пожелания, написание постов и др.).

Заключительный этап образовательной экспедиции проводится в стенах образовательного учреждения и включает в себя написание мини-отчета об участии в экспедиции. В структуру отчета входит описание пройденного маршрута, список и характеристика увиденных природных объектов. Кроме этого, школьник делится своими впечатлениями, наблюдениями и предлагает свои пожелания к следующим экспедициям. Отчеты могут представляться в разном формате: в форме презентации, исследовательской работы, видеоролика, настольной игры. Например, по итогам образовательной экспедиции «В гости к суркам» педагогами и школьниками разработана настольная игра (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Настольная игра «В гости к суркам» как конечный продукт образовательной экспедиции

 

В рамках проекта проведено 6 выездных образовательных экспедиций: «Время летать», «По следам Робинзона Крузо», «Сурский рубеж», «В гости к суркам», «Цветик-семицветик», «ББК». Каждая экспедиция имеет свои цели и задачи, направленность, формат проведения. Рассмотрим несколько экспедиций.

Образовательная экспедиция «В гости к суркам» является однодневной групповой экспедицией биологического профиля.

Данная экспедиция знакомит школьников с типичным представителем лесостепной и степной зоны – степным сурком (Marmota bobak (Statius Müller, 1776)). Экспедиция проходит на особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник «Цивильский сурковый», где количество особей в популяции насчитывается более 300. В рамках экспедиции участники знакомятся со зверьком, заполняют его паспорт и рисуют портрет, наблюдают за поведением в колонии, описывают различные типы нор сурков, измеряют сурковые тропинки и бутаны, определяют с помощью физико-математических методов расстояние до недоступной точки, высоту недоступного предмета и др.

Цель экспедиции – формирование представлений об особенностях биологии и экологии сурка-байбака.

Задачи экспедиции:

Обучающие – овладеть методами наблюдения и описания за жизнедеятельностью сурков-байбаков.

Развивающие – приобрести умения и навыки проведения полевых исследований, развитие мотивации к деятельности в сфере охраны природного и культурного наследия.

Воспитывающие – воспитать любовь к родине через изучение флоры и фауны родной местности, бережное отношение к биологическим ресурсам.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: бинокли, фотоаппарат, диктофон, рулетка, транспортир, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников;

– приобретение навыков сбора информации в полевых условиях и описания биологических объектов;

– умения определять норных животных, различные типы нор сурка, пищевые цепи и др.;

– применение математических навыков в полевых исследованиях при наблюдении за популяцией сурков;

– формирование естественнонаучной грамотности, экологического мышления и др.

Образовательная экспедиция «Сурский оборонительный рубеж» является многодневной групповой экспедицией историко-краеведческого характера.

Выездная образовательная экспедиция проходила в Год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Обучающиеся познакомились с оборонительной линией правобережья р. Сура, часть которой сохранились до наших дней (естественные окопы, землянки, противотанковые рвы, блиндажи).

Цель экспедиции – формирование патриотического сознания у обучающихся, чувства любви к Родине и восхищения героизмом чувашского народа.

Задачи экспедиции:

Обучающие – рассмотреть военно-полевые сооружения, созданные в период Великой Отечественной войны на правом побережье реки Сура.

Развивающие – пробудить интерес к героизму чувашского народа, проявленному при строительстве опорных военных пунктов Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Воспитывающие – воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за подвиги строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: саперная лопата, бинокли, фотоаппарат, атлас Чувашской Республики, контурные карты, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– мотивация к познавательной деятельности, вызвать интерес у детей к истории родного края;

– умение работать с географическими картами, анализировать рельеф местности, описывать военные оборонительные сооружения и их места дислокации;

– актуализация и повышение исторических знаний о трудовом подвиге чувашского народа в период строительства Сурского оборонительного рубежа.

Образовательная экспедиция «По следам Робинзона Крузо» является однодневной групповой экспедицией. Данная экспедиция проходила в окрестностях озера Юлуксъеры и проведена в формате квест-игры.

Для участия в экспедиции школьникам необходимо было познакомиться с произведением английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Во время выездной образовательной экспедиции «По следам Р. Крузо» обучающиеся узнали литературные тонкости приключенческого жанра, особенности выживания в разных природных условиях, научились находить нестандартные решения по выживанию в экстремальных условиях, познакомились с флорой и фауной, увидели возможности и ресурсы природного мира, научились обустраивать жилье, вести хозяйство, выстраивать маршрут и создавать «необходимый чемоданчик» для преодоления трудностей.

Цель экспедиции – формирование элементарных знаний по выживанию в экстремальных условиях.

Задачи экспедиции:

Обучающие – формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к учебным предметам, связанным с профилем экспедиции; углубление знаний географии, биологии, экологии, литературы, физики и др.

Развивающие – формирование необходимых для работы в полевых условиях черт стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество), внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие – формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, патриотизма.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: книга Д. Дефо, катамаран, лодка, топографические карты, компас, веревка, саперная лопата, бинокли, фотоаппарат, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– формирование читательской грамотности у учащихся;

– активизация познавательной и интеллектуальной деятельности школьников;

– умения работать с топографическими картами, определять съедобные и ядовитые растения и грибы;

– приобретение навыков ориентирования на местности, выживания в экстремальных условиях.

Таким образом, нами представлен опыт организации и проведения образовательных экспедиций в контексте метапредметного обучения школьников на примере образовательного проекта «Нескучные уроки в кедах». Через реализацию данного проекта обучающиеся научились познавать мир во всем его многообразии, проследить процессы, происходящие в нем. Каждая образовательная экспедиция по-своему уникальна и носит целенаправленный характер.

В ходе реализации проекта нами проведено 6 образовательных экспедиций с общим охватом более 160 человек (рис. 8). Участниками экспедиций стали обучающиеся 3–10 классов, а также учителя биологии, географии, химии, математики, физики, русского языка и литературы.

 

Рисунок 8 – Количество участников образовательных экспедиций в рамках проекта «Нескучные уроки в кедах»

 

Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» продолжает реализовываться, начаты работы по составлению новых сценариев образовательных экспедиций.

Проведение образовательных экспедиций повышает естественнонаучную функциональную грамотность обучающихся, привлекает их к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, наглядно показывает взаимосвязи между различными предметами, развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности, формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, способствует патриотическому, физическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию подрастающего поколения.

×

Об авторах

Евгений Аркадьевич Синичкин

Чебоксарский филиал Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН; Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска

Автор, ответственный за переписку.
Email: sea_prisur@mail.ru

Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска научный сотрудник, учитель биологии

Россия, Чебоксары; Новочебоксарск, Чувашская Республика

Петр Николаевич Омельченко

Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска

Email: priroda2191@mail.ru

учитель географии

Россия, Новочебоксарск

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
  2. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 26–30.
  3. Баринова Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9–14.
  4. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.
  6. О направлении рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению туристских походов с обучающимися»): письмо Минобрнауки РФ от 12.11.2015 № 09–3173 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_220564.
  7. Князева А.А. Образовательная экспедиция как эффективная форма организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Опыт и перспективы внедрения Федеральных государственных стандартов. http://konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/fgos/knyaeva_norilsk_f.pdf.
  8. Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/Researcher. 2012. № 1–2 (7–8). С. 338–345.
  9. Булгакова Л.М. Экспедиция как перспективная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Образовательный портал «ООО «Инфоурок». https://infourok.ru/ekspediciya-kak-perspektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-274769.html.
  10. Левашов А.Н., Романовский А.Ю. Областные профильные природоведческие экспедиции как форма экологического воспитания и образования школьников // Бассейновые территории: проблемы и пути их решения: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2014. С. 139–143.
  11. Хмелева Т.Ю. Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/01/21/ispolzovanie-tehnologii-obrazovatelnoy-ekspeditsii-v.
  12. Патокина Н.Ю., Туманова О.С. Опыт организации внеурочной деятельности старших школьников по литературному краеведению в контексте метапредметного обучения // Пермский педагогический журнал. 2019. № 10. С. 91–94.
  13. Проект «Образовательные экспедиции» [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя истории и обществознания Оконова Романа Николаевича. http://romanokonov.ru/about/proekt-obrazovatelnye-ekspediczii.
  14. Лукинова Н.А., Степанова Н.В. Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 11. С. 65–72.
  15. Сапожникова О.Г. Организация образовательной экспедиции как способ реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://urok.1sept.ru/articles/669789.
  16. Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Белякова И.В. Об опыте организации и проведения образовательной экспедиции «Сурский оборонительный рубеж» // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. XVII междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. С. 61–65.
  17. Синичкин Е.А., Коханова Л.В., Омельченко П.Н. Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Урок-путешествие «В гости к суркам» // Познаем природу вместе: сб. мат-лов III респуб. ярмарки метод. разработок учителей биологии, экологии, химии, географии и чувашского языка / под общ. ред. Л.Н. Воронова. Чебоксары: ИП «Махоркина О.А.», 2022. С. 158–163.
  18. Коханова Л.В., Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Григорьева И.В. Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» как способ активизации познавательной деятельности школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. профессора Ю.В. Симонова. 4–5 февраля 2022 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2022. С. 198–205.
  19. Образовательная программа «Лидеры общественных изменений»: сб. лучших кейсов и практик. М.: ФГУП «Роспатриотцентр», 2021. 240 с.
  20. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент. Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007. 112 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Пример задания с методическим приемом «Паспорт животного»

Скачать (48KB)
3. Рисунок 2 – Маршрутный лист образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо»

Скачать (48KB)
4. Рисунок 3 – Пример задания «Военно-полевые сооружения – фотографии» с методическим приемом «Установите соответствие»

Скачать (31KB)
5. Рисунок 4 – Пример задания «Строение крыла птицы» с методическим приемом «Установить соответствие»

Скачать (45KB)
6. Рисунок 5 – Практическое задание «Управление катамараном»

Скачать (818KB)
7. Рисунок 6 – Практическое задание «Элементарная физика»

Скачать (942KB)
8. Рисунок 7 – Настольная игра «В гости к суркам» как конечный продукт образовательной экспедиции

Скачать (818KB)
9. Рисунок 8 – Количество участников образовательных экспедиций в рамках проекта «Нескучные уроки в кедах»

Скачать (54KB)

© Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.