Field educational expeditions as a way to implement a meta-subject approach in teaching schoolchildren

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the types and features of school expeditions and their role in the meta-subject approach of teaching schoolchildren. An expedition is an off-site event that is conducted according to a developed program in order to learn and study the territory and/or several objects. Depending on the goals and objectives, research, educational, historical and local history school expeditions are distinguished. An educational expedition is understood as an extensive, well-designed event organized by teachers of various subjects to consolidate the knowledge of students acquired at school, to acquire skills to solve various problems in society. The educational expedition can be used both in regular and extracurricular activities in order to implement a meta-subject approach in teaching schoolchildren. Since 2021, the educational project «Interesting lessons in sneakers» has been implemented in Secondary School № 14 of Novocheboksarsk of the Chuvash Republic. A program, a scenario, didactic materials, feedback questionnaires are compiled for each educational expedition, and the necessary documents are prepared for the organization and holding of the event. Within the framework of the project, 6 field educational expeditions were conducted with a total coverage of more than 160 people: «Time to fly», «In the footsteps of Robinson Crusoe», «Sursky Frontier», «A visit to the marmots», «Tsvetik-semitsvetik», «BBK». Conducting educational expeditions increases the natural science functional literacy of students, develops cognitive and research skills.

Full Text

Современное российское образование требует новые методы, формы, педагогические технологии обучения школьников для развития индивидуальных навыков и умений, способностей решать различные проблемы в современном обществе.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС) ставят новые требования и подходы к результатам освоения образовательных программ. В настоящее время учитель должен не только передавать знания, но закреплять их на практике. Кроме этого, современный учитель должен быть не просто педагогом, а учителем-наставником, учителем-новатором, учителем-исследователем. Поэтому современный педагог должен повышать уровень профессионального мастерства не только на курсах повышения квалификации, но и принимая активное участие в различных образовательных мероприятиях, научно-практических конференциях, педагогических семинарах, форумах и т.д.

В современном образовании обучающиеся должны получать знания не только по отдельным предметам, но и видеть и понимать взаимосвязи между предметами. Поэтому метапредметный подход стал неотъемлемой частью новых образовательных стандартов.

Согласно ФГОС, в основной образовательной программе основного общего образования должны отображаться следующие метапредметные результаты обучения:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [1].

По мнению И.Н. Ратиковой, Е.А. Бариновой, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса, предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности [2; 3]. Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях. Надпредметность и универсальность метапредметных действий заключается в том, что, овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности [3].

Согласно С.В. Галяну, метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Он подразумевает осмысливание важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности [4].

Метапредметный подход в образовательной среде должен реализоваться как на интегрированных (метапредметных) уроках, так и во внеурочной деятельности. Современный метапредметный урок может быть представлен в формате урока-путешествия, урока-квеста и урока-игры. Во внеурочное время лучшей формой реализации метапредметного подхода является образовательная экспедиция.

Рассмотрим понятие «экспедиция» в контексте образовательного процесса. В толковом словаре Ожегова под экспедицией понимается поездка, поход группы лиц с каким-либо специальным заданием (обычно в отдаленную местность) [5].

Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации, экспедиция – прохождение маршрута туристской группой в целях изучения территории, одного или нескольких объектов, выполнение общественно полезной, поисковой, исследовательской и иной деятельности продолжительностью 2 дня и более с использованием активных и комбинированных средств передвижения [6]. По мнению А.А. Князевой, образовательные экспедиции – это походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля [7]. Согласно А.В. Леонтовичу, А.В. Цветкову, под учебно-исследовательской экспедицией рассматривается выездное учебно-оздоровительное мероприятие, организуемое образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенное в соответствующую образовательную программу и направленное на развитие у учащихся навыков полевых исследований, получение собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа [8].

Опыт организации и проведения образовательных экспедиций представлен в ряде статей. Авторы в своих работах дают описание образовательных экспедиций по экологическому, археологическому, краеведческому и культурно-этнографическому направлениям [7; 9–12].

Так, например, коллеги из г. Ачинск проводят образовательные экспедиции «Таинственный остров», «По следам Берендея», «Прикоснись к великой тайне». Образовательная экспедиция проводится с учащимися всех классов одной параллели. Это позволяет привлечь учителей разных предметов, классных руководителей, медицинского работника, педагога-психолога, учителя ОБЖ, учителя технологии, родителей и т.д. [7]. В Республике Саха (Якутия) реализуются следующие образовательные экспедиции: «Мой родной край» для 1–4 классов, «Мой родной улус» для 5–6 классов, «Россия – моя история» для 10–11 классов и др. [13].

Большинство авторов считают, что образовательные экспедиции – это походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, с программой деятельности, с продуманными формами контроля, и предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера [7; 14–16].

В проекте учителя истории и обществознания Р.Н. Оконова «Образовательные экспедиции» также рассматривается понятие «образовательная экспедиция» и сделан SWOT-анализ возможности организации образовательных экспедиций [13].

Ранее нами был опубликован ряд статей, посвященных отдельным образовательным экспедициям [16; 17]. В данной статье мы рассматриваем выездные образовательные экспедиции как один из способов реализации метапредметного подхода в обучении школьников.

Цель исследования – определение значимости образовательных экспедиций в контексте метапредметного обучения школьников.

По нашему мнению, образовательная экспедиция – обширное четко разработанное мероприятие, организуемое учителями различных предметов образовательного учреждения и/или педагогами учреждений дополнительного образования, для закрепления знаний учащихся, полученных в школе, для обширного понимания метапредметных связей и формирования навыков для решения различных проблем в обществе.

Мы предлагаем классифицировать школьные экспедиции в зависимости от целей и задач, направленности, продолжительности, места проведения и т.д. (табл. 1).

 

Таблица 1 – Виды школьных экспедиций и их особенности

Вид экспедиции

Характеристика

I. В зависимости от цели и задач экспедиции

– образовательная экспедиция

Экспедиция проходит по значимым природным объектам и комплексам и проводится с целью закрепления учебных знаний и приобретения умений и навыков по нескольким предметам

– учебно-исследовательская экспедиция

Экспедиция направлена на сбор фактического материала, овладение методами исследований и т.п.

– спортивно-туристическая экспедиция

Экспедиция проводится в формате спортивного мероприятия с прохождением маршрута с различными препятствиями

II. В зависимости от направленности экспедиции

– биологическая

Данные экспедиции направлены на изучение флоры и фауны региона

– географическая

Экспедиции, направленные на изучение компонентов атмосферы, литосферы, педосферы, гидросферы

– экологическая

Экспедиции, направленные на изучение экологического состояния окружающей среды и взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой

– историко-краеведческая

Экспедиции, направленные на изучение культуры и истории родного края

– археологическая

Экспедиции, направленные на изучение истории с помощью ландшафтных раскопок

– этнографическая

Экспедиции, направленные на изучение традиции, быта и культуры населения страны

III. В зависимости от места проведения экспедиции

– стационарные экспедиции

С выездом на обустроенное место, где имеются специальные места для палаток или домики, места для хранения собранных материалов, место для хранения и приготовления еды и т.д.

– выездные передвижные экспедиции

С выездом на разные места, чаще всего необустроенные

IV. В зависимости от продолжительности экспедиций

– однодневные

Экспедиция, проходящая в течение одного дня

– многодневные

Экспедиция, проходящая 2 дня и более

V. В зависимости от количества участников

– индивидуальные

1–3 человека

– групповые

От 5 до 15 человек

 

Как видим выше, экспедиции имеют узкоспециализированный характер и трактуются по-разному. Они могут быть учебно-исследовательскими, туристско-спортивными и др.

В 2021 году на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» города Новочебоксарска Чувашской Республики был запущен образовательный проект «Нескучные уроки в кедах». Проект направлен на формирование у школьников целостного восприятия мира посредством метапредметного подхода в обучении.

Социологический опрос от 1 апреля 2021 г., проведенный среди 500 обучающихся 5–10 классов школы показал, что 78% опрошенных не видят взаимосвязи отдельных общеобразовательных предметов. «Обучение как приключение» – под таким лозунгом проходят экспедиции по территории Чувашской Республики «Нескучные уроки в кедах». Организация подобных мероприятий позволяет расширить образовательное пространство, а также включить обучающегося в непосредственное взаимодействие с природой.

Задачами проекта являются:

  1. Организация и проведение образовательных экспедиций с целью закрепления у учащихся знаний, полученных на уроках естественно-математического, гуманитарного направления и их практического применения.
  2. Подготовка информационной платформы для привлечения участников проекта и освещения хода реализации.
  3. Расширение кругозора учащихся и активизация научно-исследовательской деятельности школьников в области естественно-математического и гуманитарного направлений.
  4. Повышение учебной мотивации и развитие навыков самостоятельной систематической исследовательской работы и применения знаний, полученных в процессе обучения [18; 19].

Для успешной реализации образовательного проекта «Нескучные уроки в кедах» сформирована педагогическая команда и календарный план проведения образовательных экспедиций. Наша школа имеет опыт реализации мероприятий экологической и туристической направленности: проводятся эколого-туристические слеты, природоохранные мероприятия и экологические квесты.

Для каждой образовательной экспедиции составляется программа, сценарий, дидактические материалы, анкеты обратной связи, подготавливаются необходимые документы для организации и проведения мероприятия. В программе экспедиции обозначаются цели и задачи, место проведения, формат и направленность проведения, продолжительность и количество участников. Программа экспедиции состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

На подготовительном этапе организации образовательной экспедиции готовится план работы, сценарий, дидактические материалы. Он включает в себя создание инициативной группы из числа педагогов и школьников. На данном этапе оформляются необходимые документы для проведения образовательной экспедиции (списки участников, приказ об организации и проведении, уведомления в управление образования, ГИБДД и др.). Кроме этого, для привлечения участников создается информационное пространство образовательной экспедиции, и школьники заочно знакомятся с предстоящей экспедицией. Например, для участия в образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо» школьникам необходимо было прочитать произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», для образовательной экспедиции «Сурский рубеж» – о подвигах строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, для образовательной экспедиции «В гости к суркам» – о жизни удивительного зверька. Команда педагогов готовит сценарий каждой образовательной экспедиции, где указываются педагогические технологии, методические приемы, прописывается дидактический материал. Сценарий составляется на основе национально-регионального компонента по образовательным областям: филология, культура родного края, география, биология и др. [20]. Консультантами являются ведущие специалисты Чувашской Республики (экологи, биологи, филологи, географы и др.). В сценарии применяются современные педагогические образовательные технологии, такие, как проектные, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, кейс-технологии, технологии проблемного обучения, развития критического мышления и др.

Основной этап включает в себя проведение самой образовательной экспедиции по ранее подготовленному маршруту. В зависимости от целей и задач экспедиции, маршрут может проходить как в одном административном районе, так и по нескольким. Например, образовательная экспедиция «Сурский рубеж» включала посещение 3 административных районов Чувашской Республики (Ядринский, Шумерлинский, Порецкий районы). В каждом районе школьники знакомились с оборонительными объектами. Образовательная экспедиция «В гости к суркам» проходила на территории государственного природного заказника регионального значения «Цивильский сурковый».

Для закрепления полученных знаний используются подготовленные дидактические материалы. Приведем примеры заданий из различных сценариев образовательных экспедиций (рис. 1–4).

 

Рисунок 1 – Пример задания с методическим приемом «Паспорт животного»

 

Рисунок 2 – Маршрутный лист образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо»

 

Рисунок 3 – Пример задания «Военно-полевые сооружения – фотографии» с методическим приемом «Установите соответствие»

 

Рисунок 4 – Пример задания «Строение крыла птицы» с методическим приемом «Установить соответствие»

 

Из рисунков видно, что задания бывают как теоретические, так и практические, и это позволяет применять различные педагогические технологии. Теоретические задания включают себя задания со схемами, таблицами, картами, задания на определение объектов, установление соответствия, задания с пропущенными словами или неправильными предложениями и др. Составленные задания позволяют научиться анализировать информацию, классифицировать и систематизировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. В группу практических заданий входят: работа с полевым оборудованием и инструментами, составление и описание местности, оказание первой медицинской помощи, спортивно-туристические задания и т.д. (рис. 5, 6).

 

Рисунок 5 – Практическое задание «Управление катамараном»

 

Рисунок 6 – Практическое задание «Элементарная физика»

 

Практические задания способствуют развитию познавательной и интеллектуальной деятельности школьников, их критическому мышлению, решению ситуационных и проблемных задач, повышению экологической культуры и др.

Завершением основного этапа является подведение промежуточных итогов самой экспедиции в формате круглого стола. Ребята делятся эмоциями, впечатлениями, рассказывают о своих наблюдениях, проводится рефлексия, в результате которой оцениваются результаты каждого участника. По приезде участники экспедиции заполняют информационное пространство в социальных сетях (выставление фотографий, пожелания, написание постов и др.).

Заключительный этап образовательной экспедиции проводится в стенах образовательного учреждения и включает в себя написание мини-отчета об участии в экспедиции. В структуру отчета входит описание пройденного маршрута, список и характеристика увиденных природных объектов. Кроме этого, школьник делится своими впечатлениями, наблюдениями и предлагает свои пожелания к следующим экспедициям. Отчеты могут представляться в разном формате: в форме презентации, исследовательской работы, видеоролика, настольной игры. Например, по итогам образовательной экспедиции «В гости к суркам» педагогами и школьниками разработана настольная игра (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Настольная игра «В гости к суркам» как конечный продукт образовательной экспедиции

 

В рамках проекта проведено 6 выездных образовательных экспедиций: «Время летать», «По следам Робинзона Крузо», «Сурский рубеж», «В гости к суркам», «Цветик-семицветик», «ББК». Каждая экспедиция имеет свои цели и задачи, направленность, формат проведения. Рассмотрим несколько экспедиций.

Образовательная экспедиция «В гости к суркам» является однодневной групповой экспедицией биологического профиля.

Данная экспедиция знакомит школьников с типичным представителем лесостепной и степной зоны – степным сурком (Marmota bobak (Statius Müller, 1776)). Экспедиция проходит на особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник «Цивильский сурковый», где количество особей в популяции насчитывается более 300. В рамках экспедиции участники знакомятся со зверьком, заполняют его паспорт и рисуют портрет, наблюдают за поведением в колонии, описывают различные типы нор сурков, измеряют сурковые тропинки и бутаны, определяют с помощью физико-математических методов расстояние до недоступной точки, высоту недоступного предмета и др.

Цель экспедиции – формирование представлений об особенностях биологии и экологии сурка-байбака.

Задачи экспедиции:

Обучающие – овладеть методами наблюдения и описания за жизнедеятельностью сурков-байбаков.

Развивающие – приобрести умения и навыки проведения полевых исследований, развитие мотивации к деятельности в сфере охраны природного и культурного наследия.

Воспитывающие – воспитать любовь к родине через изучение флоры и фауны родной местности, бережное отношение к биологическим ресурсам.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: бинокли, фотоаппарат, диктофон, рулетка, транспортир, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников;

– приобретение навыков сбора информации в полевых условиях и описания биологических объектов;

– умения определять норных животных, различные типы нор сурка, пищевые цепи и др.;

– применение математических навыков в полевых исследованиях при наблюдении за популяцией сурков;

– формирование естественнонаучной грамотности, экологического мышления и др.

Образовательная экспедиция «Сурский оборонительный рубеж» является многодневной групповой экспедицией историко-краеведческого характера.

Выездная образовательная экспедиция проходила в Год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Обучающиеся познакомились с оборонительной линией правобережья р. Сура, часть которой сохранились до наших дней (естественные окопы, землянки, противотанковые рвы, блиндажи).

Цель экспедиции – формирование патриотического сознания у обучающихся, чувства любви к Родине и восхищения героизмом чувашского народа.

Задачи экспедиции:

Обучающие – рассмотреть военно-полевые сооружения, созданные в период Великой Отечественной войны на правом побережье реки Сура.

Развивающие – пробудить интерес к героизму чувашского народа, проявленному при строительстве опорных военных пунктов Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Воспитывающие – воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за подвиги строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: саперная лопата, бинокли, фотоаппарат, атлас Чувашской Республики, контурные карты, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– мотивация к познавательной деятельности, вызвать интерес у детей к истории родного края;

– умение работать с географическими картами, анализировать рельеф местности, описывать военные оборонительные сооружения и их места дислокации;

– актуализация и повышение исторических знаний о трудовом подвиге чувашского народа в период строительства Сурского оборонительного рубежа.

Образовательная экспедиция «По следам Робинзона Крузо» является однодневной групповой экспедицией. Данная экспедиция проходила в окрестностях озера Юлуксъеры и проведена в формате квест-игры.

Для участия в экспедиции школьникам необходимо было познакомиться с произведением английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Во время выездной образовательной экспедиции «По следам Р. Крузо» обучающиеся узнали литературные тонкости приключенческого жанра, особенности выживания в разных природных условиях, научились находить нестандартные решения по выживанию в экстремальных условиях, познакомились с флорой и фауной, увидели возможности и ресурсы природного мира, научились обустраивать жилье, вести хозяйство, выстраивать маршрут и создавать «необходимый чемоданчик» для преодоления трудностей.

Цель экспедиции – формирование элементарных знаний по выживанию в экстремальных условиях.

Задачи экспедиции:

Обучающие – формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к учебным предметам, связанным с профилем экспедиции; углубление знаний географии, биологии, экологии, литературы, физики и др.

Развивающие – формирование необходимых для работы в полевых условиях черт стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество), внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие – формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, патриотизма.

Необходимое оборудование для проведения экспедиции: книга Д. Дефо, катамаран, лодка, топографические карты, компас, веревка, саперная лопата, бинокли, фотоаппарат, блокнот и др.

Планируемыми результатами экспедиции являются:

– формирование читательской грамотности у учащихся;

– активизация познавательной и интеллектуальной деятельности школьников;

– умения работать с топографическими картами, определять съедобные и ядовитые растения и грибы;

– приобретение навыков ориентирования на местности, выживания в экстремальных условиях.

Таким образом, нами представлен опыт организации и проведения образовательных экспедиций в контексте метапредметного обучения школьников на примере образовательного проекта «Нескучные уроки в кедах». Через реализацию данного проекта обучающиеся научились познавать мир во всем его многообразии, проследить процессы, происходящие в нем. Каждая образовательная экспедиция по-своему уникальна и носит целенаправленный характер.

В ходе реализации проекта нами проведено 6 образовательных экспедиций с общим охватом более 160 человек (рис. 8). Участниками экспедиций стали обучающиеся 3–10 классов, а также учителя биологии, географии, химии, математики, физики, русского языка и литературы.

 

Рисунок 8 – Количество участников образовательных экспедиций в рамках проекта «Нескучные уроки в кедах»

 

Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» продолжает реализовываться, начаты работы по составлению новых сценариев образовательных экспедиций.

Проведение образовательных экспедиций повышает естественнонаучную функциональную грамотность обучающихся, привлекает их к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, наглядно показывает взаимосвязи между различными предметами, развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности, формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, способствует патриотическому, физическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию подрастающего поколения.

×

About the authors

Evgeny Arkadievich Sinichkin

Cheboksary Branch of N.V. Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences; Secondary School № 14 of Novocheboksarsk

Author for correspondence.
Email: sea_prisur@mail.ru

researcher, teacher of Biology

Russian Federation, Cheboksary; Novocheboksarsk, Chuvash Republic

Petr Nikolaevich Omelchenko

Secondary School № 14 of Novocheboksarsk

Email: priroda2191@mail.ru

teacher of Geography

Russian Federation, Novocheboksarsk, Chuvash Republic

References

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
  2. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 26–30.
  3. Баринова Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9–14.
  4. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.
  6. О направлении рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению туристских походов с обучающимися»): письмо Минобрнауки РФ от 12.11.2015 № 09–3173 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_220564.
  7. Князева А.А. Образовательная экспедиция как эффективная форма организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Опыт и перспективы внедрения Федеральных государственных стандартов. http://konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/fgos/knyaeva_norilsk_f.pdf.
  8. Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/Researcher. 2012. № 1–2 (7–8). С. 338–345.
  9. Булгакова Л.М. Экспедиция как перспективная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Образовательный портал «ООО «Инфоурок». https://infourok.ru/ekspediciya-kak-perspektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-274769.html.
  10. Левашов А.Н., Романовский А.Ю. Областные профильные природоведческие экспедиции как форма экологического воспитания и образования школьников // Бассейновые территории: проблемы и пути их решения: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2014. С. 139–143.
  11. Хмелева Т.Ю. Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/01/21/ispolzovanie-tehnologii-obrazovatelnoy-ekspeditsii-v.
  12. Патокина Н.Ю., Туманова О.С. Опыт организации внеурочной деятельности старших школьников по литературному краеведению в контексте метапредметного обучения // Пермский педагогический журнал. 2019. № 10. С. 91–94.
  13. Проект «Образовательные экспедиции» [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя истории и обществознания Оконова Романа Николаевича. http://romanokonov.ru/about/proekt-obrazovatelnye-ekspediczii.
  14. Лукинова Н.А., Степанова Н.В. Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 11. С. 65–72.
  15. Сапожникова О.Г. Организация образовательной экспедиции как способ реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://urok.1sept.ru/articles/669789.
  16. Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Белякова И.В. Об опыте организации и проведения образовательной экспедиции «Сурский оборонительный рубеж» // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. XVII междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. С. 61–65.
  17. Синичкин Е.А., Коханова Л.В., Омельченко П.Н. Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Урок-путешествие «В гости к суркам» // Познаем природу вместе: сб. мат-лов III респуб. ярмарки метод. разработок учителей биологии, экологии, химии, географии и чувашского языка / под общ. ред. Л.Н. Воронова. Чебоксары: ИП «Махоркина О.А.», 2022. С. 158–163.
  18. Коханова Л.В., Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Григорьева И.В. Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» как способ активизации познавательной деятельности школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. профессора Ю.В. Симонова. 4–5 февраля 2022 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2022. С. 198–205.
  19. Образовательная программа «Лидеры общественных изменений»: сб. лучших кейсов и практик. М.: ФГУП «Роспатриотцентр», 2021. 240 с.
  20. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент. Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007. 112 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (48KB)
3. Fig. 2

Download (48KB)
4. Fig. 3

Download (31KB)
5. Fig. 4

Download (45KB)
6. Fig. 5

Download (818KB)
7. Fig. 6

Download (942KB)
8. Fig. 7

Download (818KB)
9. Fig. 8

Download (54KB)

Copyright (c) 2022 Sinichkin E.A., Omelchenko P.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies